Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Racer Crossrunner RC250-GY8 2014 → Замена заднего колеса на самосбор с полноценным демпфером звезды

Одно из первых моих впечатлений от эксплуатации кроссраннера — неприятная жёсткость дёрганий, лязг и дребезг трансмиссии при включении первой передачи и тошнилове по колдобинам. Основным виновником этого безобразия я посчитал отсутствие демпфера между звездой и ступицей на заднем колесе. Кроме того известно что отсутствие демпфера ускоряет износ всей трансмиссии. Полагаю это особенно актуально, если учитывать из каких материалов может быть изготовлена трансмиссия на мотоцикле, произведённом в Китае по заказу и с «пожеланиями» российских продавцов. Из всего этого у меня появилось желание заиметь нормальный демпфер звезды в заднем колесе. Желание вылилось в увлекательный, с точки зрения любителя поковыряться, квест, в итоге которого получилось вот такое колёсико:
DSC_0477 DSC_0476 DSC_0475 DSC_0474

Сразу прошу принять во внимание что данный «улучшайзинг» изначально был предпринят мной скорее в качестве неспешного авантюрного эксперимента и для получения ценного опыта. Лишь в качестве побочного продукта ожидалась прочая польза. Прошу судить исходя из этого.

Итак, на кроссраннере в стоке ведомая звезда жёстко прикручена болтами к ступице. Вот так:
DSC_0296 DSC_0295
Такая конструкция, по моему убеждению, годится либо для внедорожно-спортивной эксплуатации, либо для мотоциклов с более эластичным и менее мощным мотором. Я же использую мотоцикл как кроссовер, коим он, на мой взгляд, и является.

О том чтобы приколхозить колесо или ступицу от какого-нибудь японца или европейца я даже думать не стал — слишком непонятно что с совместимостью, нет чертежей чтобы оценить её, дорого и чревато чересчур головоломными потайными граблями. Китайцу — китайское. Благо у китайцев всё плане колёс весьма унифицировано, потому что все их наиболее популярные технические решения по большей части представляют собой различные модификации пары ступиц от породистых мотов, скопированных и взятых китайцами де-факто как некий стандарт лет надцать назад.

Покопавшись в интернет-магазинах я ничего путного из китайских колёс и ступиц не нашёл. Всё то что было доступно, оно если и имело что-то вроде демпфера, то какой-то невнятной конструкции. В основном представлены различные варианты «CG-шных» ступиц с убогими сайлент-блоками. Сплошное разочарование в общем.

Конечно же я на этом не остановился. Я давно освоился на таобао, а там можно найти то, чего у нас и даже на «али» с «ебеями» нету. Но на «тао» нужно знать что искать, иначе поиск может получиться очень утомительным. Хорошо что я уже выяснил к тому времени что маятник кроссраннера, вместе со всем что на нём есть (слайдер, натяжители цепи, ось и тормозной суппорт), с незначительными косметическими изменениями позаимствован у Zongshen RX3 (ZS250GY-3). Кроме того моторы в кроссраннере и RX3 одинаковые (ZS177MM). Цепь на обоих используется 520. Значит ступица от RX3 должна встать в маятник кроссраннера как родная. И я нутром чуял что в таком продвинутом моте как RX3 и ступица должна быть посерьёзнее чем на основной массе более отсталых, в техническом плане, «китайцев». Под вопросом была только совместимость дистанционных втулок.

Нашёл заднюю ступицу RX3 на таобао и увидев детальные фотки понял — да, это то что нужно:
TB2_J26_q_XXXXXb_YXp_XXXXXXXXXX_524266847 TB29_TQHq_XXXXXbb_XXXXXXXXXXXX_524266847 TB2_Fvw_Fq_XXXXXXLXXXXXXXXXXXX_524266847 TB2_Am2_Go_FXXXXXh_XFXXXXXXXXXX_524266847 TB2ihf4o_FXXXXX5_Xp_XXXXXXXXXX_524266847
На фотографиях видно что конструктивно она выполнена с шестилепестковым резиновым демпфером большого диаметра. Прямо как на моём бывшем Kawasaki KLE400. Решено — берём.
Далее я поискал колёса в сборе для RX3 и обнаружил что они бывают двух размеров: 15" и 17". А на моём кроссраннере в стоке стоит 18", и я не хочу менять на 17" из практических соображений: резина 18" доступнее и дешевле чем 17". Ну, значит у меня остаётся выбор из двух вариантов:
а) заменить ступицу в родном колесе или
б) собрать новое колесо.
Покупать новые спицы требуется в любом случае. В случае замены ступицы у меня останется ненужный набор из стоковых ступицы и спиц врассыпуху. В случае замены колеса целиком я буду иметь ненужное колесо в сборе. Колесо в сборе реализовать гораздо проще, а значит выбор очевиден — собираем новое колесо. Надо сказать что спицованные колёса я ни разу не собирал, но у меня имелся опыт покупки серьёзных велоколёс «врассыпуху» с последующей их сборкой руками веломеханика. Потому я решил что если сам не смогу собрать колесо, то обращусь к мотосервисменам.
Далее встал вопрос выбора обода. На кроссраннере в стоке задний обод легкосплавный и, по моему мнению, весьма приличный и даже отличный для «китая». Размерность 2.15x18. Бренд UNISON. Без труда нашёл такой обод на таобао. Точь-в-точь как стоковый обод кроссраннера.

Теперь нужно определиться со спицами. Для расчёта длины требуются измерения обода и ступицы. Обод я могу обмерить тот что у меня в стоке, но вот со ступицей облом. Чертежей нету, самостоятельно снять мерки негде, а продавца просить не вижу смысла, т.к. легко может ошибиться при измерении такой хитрой геометрии, если у него вообще есть что-то более подходящее чем пластиковая линейка. Решение одно — купить сначала ступицу, а потом по обстоятельствам. К ступице заодно взял запасной резиновый элемент демпфера. Я ж запасливый :)

Недель через 6 я крутил ступицу в руках и ругал себя за неуместное кроилово и недостаток бдительности — не стал заказывать жёсткую упаковку и на каком-то этапе проморгал косяк доставки. Думал «да ничего с этой железякой не может случиться», наивный. В общем на ступице умудрились поломать стенку полости демпфера:
DSC_0385
Кто, чем, когда и как — вопрос риторический. Повреждение удалось исправить воспользовавшись весьма недешёвой помощью профессионального аргонщика. Наварили стенку и проточили до исходной формы. По словам аргощика материал ступицы варится без проблем, хороший, а для Китая и вовсе отличный. Далее покраска из баллончика матовой чёрной Motip и ступица как будто ничего с ней и не случалось :)

Осмотр и обмер ступицы от RX3 дали любопытные результаты. Это всё та же задняя ступица горячо любимого китайцами Honda CG125 в версии с увеличенным барабаном, только модифицированная настолько, что от оригинального чертежа остались только типоразмеры подшипников и фланцы крепления спиц. Конструкция продуманная, демпфер добротный, резина качественная. Особенно порадовало что подшипников в основной части ступицы не по штуке с каждой стороны, а по два. Плюс один в той части, к которой крепится звезда. Всего пять. Отлично.

Примерка показала полную совместимость:
DSC_0355 DSC_0352
Только со стороны звезды требуется более короткая дистанционная втулка — не 31мм, а 11мм. Была выточена соответствующая замена. Точнее вообще новый комплект всех втулок плюс необходимая замена:
DSC_0357 DSC_0343 DSC_0342
Отмечу что ступицу я взял в варианте с уже установленной на ней звездой 44Т под 520 цепь, что оказалось очень в тему. Крепление у неё отличается от крепления звезды на стоковом колесе кроссраннера — окружность, на которой расположены болты, меньше. Количество зубов — в самый раз для дорожной эксплуатации.

Далее решал вопрос выбора спиц. Так как фланцы крепления спиц на ступице типовые, то я полез в интернеты вычснять на каких китайцах стоят задние колёса 18" с «CG-шной» ступицей. Быстро нашлось что наиболее богатый на запчасти мот с такими задними колёсами — Irbis TTR250R. К счастью у местного дилера как раз был в наличии такой мот. Я скатался и обмерил у него ступицу — параметры фланцев сошлись. Измерил и толщину спиц — 4мм. Однако в инет-магазинах почему-то подходящих спиц толщиной 4мм нет. Есть только 3.2мм, которые на мой взгляд слабоваты. Что ж, таобао поможет. Главное с длиной определился. Посчитал для верности ещё раз длину спиц на велокалькуляторе и заказал 36+4 спицы толщиной 4мм и обод, который присмотрел ранее. Точнее два обода. Один чёрный матовый и один серебристый, т.е. без покраски. Просто не смог определиться какой феншуйнее будет :) Решил примерить, посмотреть своими глазами, а лишний потом реализовать как-нибудь.

Через 5 недель я получил спицы и обода. Хорошие, годные. Всяким Excel-ям не конкурент конечно, но для моих целей более чем приличные. А главное совсем недорого для легкосплавных. Пощупав обода я решил собирать колесо с чёрным. Мне так пришлось по нраву. Он не анодированный, но краска качественная. Даже монтировками в последствии я её с трудом на рёбрах немного поцарапал.

Настало время собирать новое колесо. Почитав и посмотрев советы и гайды принялся за дело. С первого раза воткнуть все спицы на свои места не получилось — ошибся при установке первой спицы второго внутреннего ряда. Разобрал до момента ошибки и собрал по новой. Со второго раза получилось:
DSC_0428 DSC_0430 DSC_0431
Потом равномерная протяжка с помощью шуруповёрта. Без него я бы заманался крутить. Далее требуется выравнивание на импровизированном стенде. Для этого мне нужно чтобы колесо свободно вращалось на своей родной оси. Однако фиг там, новый этап квеста :)

Внезапно оказалось что подшипники в новой ступице лишь немного прокручиваются и дальше никак — клинит. Варианта причин два: либо бракованные подшипники, либо распорная втулка в ступице слишком длинная, а подшипники запрессованы с дури и до упора. Обычно бывает второе. Выход один: выпрессовывать подшипники и глядеть что там. Для выпрессовки сначала был докуплен универсальный съёмник, который ещё пришлось немного допилить напильником чтобы его зацепы влезли в отверстие 15мм. Но, как я ни выёживался, этот съёмник не смог толком зацепиться. А в силу конструктивных особенностей ступицы рабоче-крестьянским методом выбить не получилось — распорная втулка почти не смещается, да и подшипники парные — не дадутся. Потребовалась хитрость и смекалка. На помощь пришла местная мотобратия и подсказала простое решение: закрепить в подшипнике строительный анкер 14мм и выбивать его. Я прям слегка разочаровался в своей соображалке. И чего это я сам не догадался-то :) Итак, куплен анкер в 20 раз дешевле съёмника и за несколько минут подшипники с одной стороны аккуратно выбиты:
DSC_0467
Как и предполагалось — проставочная втулка оказалась длиннее положенного примерно на миллиметр. Укорачивать втулку не стал. Вместо этого опять последовал совету и вместо выбитых запрессовал новые подшипники аккуратно, до момента когда они не сильно прижмут распорную втулку. Уфф, починил.

Установил колесо на импровизированный стенд, представляющий собой стол с тисками в углу, в которых через кусок пластиковой трубы зажата родная ось с колесом на ней:
DSC_0471
Всё прекрасно крутится. Биения смог сократить до 1мм. Далее корпеть надоело. Пожалуй этого вполне достаточно. Колесо готово.

Теперь нужно перекинуть тормозной диск со старого колеса на новое, ведь про него я совсем забыл. Точнее не предусмотрел просто что старый тормозной диск лучше оставить на старом колесе, а для нового колеса купить новый диск. Однако ещё тогда, когда я снял мерки с новой ступицы, я выяснил что крепёж совпадает. Точнее центры отверстий совпадают. На практике же получилось продолжение квеста: оказалось что родной тормозной диск имеет простые крепёжные отверстия диаметром примерно 7мм и крепится к родной ступице болтиками М6. А на новой ступице отверстия под крепёж М8. Найти в наличии подходящий тормозной диск по приемлемой цене оказалось невозможно, а заказывать на таобао и ждать тормозной диск от RX3 не хватило терпения. В магазине мотозапчастей были куплены недорогие болты М8 со ступенькой 10мм для крепления тормозных дисков, а старый тормозной диск отдан на расточку крепёжных отверстий под эти болты:
DSC_0472
В итоге диск встал на своё новое место. Ура, колесо наконец-то собрано и готово к установке. Фотки результата в шапке.

Перекидывание резины со старого колеса на новое и установка на мотоцикл дело рутинное и прошло гладко. Новое колесо было установлено на мот за пару часов до отъезда в Чебоксары на мотофест «Стальные Яйца Чапая». Очень душевный, надо сказать, фест. В поездке колесо показало себя очень достойно. В смысле никаких проблем не возникло. То что меня раздражало — ушло. Точнее, наверное, сильно уменьшилось. Трансмиссия теперь работает ощутимо мягче, приятнее. Ослабших спиц за 600 км не обнаружено. Полёт нормальный.

На этом, надеюсь, эпопея с заменой колеса закончена. Все действующие персонажи довольны. Благодарю за внимание!

По просьбам телезрителей делюсь ссылками на таобао:
  • EcconautEcconaut
  • Алексей
  • 9 августа 2017 в 4:10
  • 4
  • оценка: +31

Комментарии (12)

RSS свернуть / развернуть
0
step0
  • step0
  • 9 августа 2017 в 10:36
Изумительно. Я как раз шевелю извилинами в попытках исправить сильно ушатанное заднее колесо ИЖ-планета спорт, которе я установил в свой юпитер именно и только по причине демпферов в ступице звезды))) Не могли бы Вы маркировку легкосплавного обода написать, а то родные блестящие хромированные ижевские обода, в силу возраста, сплошь кривые и ржавые.
0
Ecconaut
Спасибо за комплимент! Маркировка нанесена штамповкой "(логотип бренда) UNISON" и «J 18X2.15 (месяц/год изготовления) DOT».
0
ragget
Получилось здорово!
Тоже хочу переспицевать колесо на своем днепре. Нельзя ли как то вставить ссылки на спицы и обода? Ну или слово для поисковика таобао?
0
step0
почти уверен, что для днепра такие обода будут хлипковаты. Или нет?
0
Ecconaut
Спасибо! Ссылки добавил. Но, как и step0, сомневаюсь что использованный мной обод годится для днепра.
0
ragget
Обод есть. Проблема именно в спицах. Катать у нас из родных спиц дорого. Наверняка что то у китайцев есть.
0
step0
На яваолде есть целая тема, уже много лет делают ЛЮБЫЕ спицы на заказ, вполне подъёмная цена.
+1
Boroda14
Спасибо. Идея с анкером гениальна — сам мучался со съемниками, мало того что стоят как самолет, еще и в руках рассыпаются. Буду знать.
0
step0
обычно, если нагреть ступицу, то подшипники сами выпадывают. Но, наверное, не всегда и не везде. Я бы даже с анкером всё равно нагрел.
0
Boroda14
Так подшипники же нагреваются вместе со ступицей, от чего им выпадать? Да, коэф расширения у аллюминия выше, но это только слегка ослабит посадку. Когда их запресовываю, я так и делаю — подшипник в морозилку, а ступицу на плиту. Минут пять, потом просто пальцами вставляешь, легкий удар киянкой чтобы село до упора и вуаля. А вот выпресовать заметно труднее.
0
kdsdiman
Не влияет ли демпфер на качество шлифовки земли колесом? По идее шлифовать должно стать труднее.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Racer Crossrunner RC250-GY8 2014, Замена заднего колеса на самосбор с полноценным демпфером звезды