Блог им. Harley_Hero → Ride: Чуйский тракт
Что-то лето у нас никак не наступит, кажется, надо искать его в другом месте. Например, на Алтае — там уже +30:) Не для всех, конечно, погодка, но зато лето.
И там, помимо лета и гор, есть интересная, хорошо асфальтированная и очень красивая (судя по фото и рассказам знакомых) дорога — Чуйский тракт (Р256, часть М52). Отличное место, чтобы прокатиться на каком-нибудь туринге Harley-Davidson, желательно, конечно, с новым мотором Milwaukee-Eight.
Проехать по Чуйскому тракту — это словно пересечь всю Россию. Начало пути у березовых рощиц рядом с Бийском и деревенек, в одной из которых родился классик Василий Шукшин — классический пейзаж, срубы с наличниками. Но через сотню километров за Горно-Алтайском — это уже картины времен освоения Сибири: горная Катунь, скалистые ущелья и зеленые долины, горная тайга, нетронутая природа Алтая. Повернешь налево — попадешь на Телецкое озеро, направо — в долину Катуни к подножию Белухи, где Рерих искал Шамбалу на пути в Гималаи. А если дальше прямо — прикатишь к подножию Северо-Чуйского хребта в курайскую степь. В курайской степи — последние таежные островки, а за перевалом начинается настоящая степь, где стоят юрты кочевников и бродят верблюды.
Раньше тракт назывался Мунгальским, упоминания о нем можно найти в китайских источниках тысячелетней давности. С тех пор и до начала XX века это была просто горная тропа, которой пользовались купцы и паломники, шедшие к священному дереву в верховье реки Катуни в урочище Байхач. Колесную дорогу от Онгудая до Кош-Агача (255 км) обустроили только к 1903 году. А в 1922-м выровняли и засыпали гравием.
В Бийске в здании местного краеведческого музея находится музей Чуйского тракта — такой чести удостоено не так много дорог мира (например, знаменитая Route 66 в США тоже имеет свой музей). В музее собраны документы и фотографии времен строительства Чуйского тракта, есть уникальный объемный макет дороги, картины и диорамы.
Чуйский тракт проходит по долинам семи рек, между десятью горными хребтами, через перевалы и бомы, пересекает две высокогорные степи. Официально Чуйский тракт (участок М52 от Бийска до Ташанты) начинается у моста через реку Бию, проходит через Алтайский край и большей частью находится в Республике Алтай, а заканчивается у границы с Монголией. Протяженность тракта — 630 км, всей М52 от Новосибирска до Ташанты — 953 км.
Вдоль тракта много интересных мест.
На правом берегу нижнего течения Катуни от деревни Соузга до села Чемал, в так называемом «Чемальском тупике» расположена «курортная зона» Республики Алтай с большим числом турбаз, кемпингов и гостиниц.
В 30-35 км к югу от Бийска расположен северный форпост Алтайских гор — гора Бабырган. Она располагается на территории Алтайского района, на левом берегу Катуни, в 14 км к западу от поселка Платово. Вершинный гребень горы Бабырган сложен отдельными скалами высотой от 5 до 15 м, имеющими живописные выветренные формы башен.
Источник Аржан-Суу и ритуальные ленточки.
Село и озеро Ая находятся в 25 км от Горно-Алтайска и 17 км к югу от села Маймы, чуть в стороне от Чуйского тракта на левом берегу Катуни. Озеро Ая, расположенное как бы в ложбине среди зеленых гор, прозрачное и теплое. В центре озера — небольшой островок «Беседка Любви», до которого можно добраться вплавь.
На 127 км Чуйского тракта у подножья горы Малая Синюха (1196 м) находится село Манжерок. Оно было основано в конце XIX века русскими переселенцами. В Манжероке расположен источник питьевой воды, которая обладает лечебным действием и является памятником природы. На Катуни, возле Манжерока расположен известный порог — «Манжерокские ворота», образованный пятью громадными камнями.
В верховьях реки Каракол, притока реки Эликмонар, в предальпийской части западного склона хребта Иолго расположена группа из семи Каракольских озер, соединенных между собой безымянным притоком реки Каракол. Высота самого нижнего из озер — 1820 м, самого верхнего 2097 м над уровнем моря. Максимальная глубина — 10 м. Интересно, что именно в этом районе находится граница между лесом и альпийскими лугами.
Село Акташ — один из последних населенных пунктов на Чуйском тракте — бывший горняцкий поселок, выросший возле месторождения ртути. В поселке расположен пограничный пункт, в котором можно получить разрешение на посещение села Ташанта, где завершается тракт и проходит граница с Монголией.
Акташ стоит на рубеже природных зон: за селом начинается высокогорная степь, сначала Курайская, затем Чуйская. Акташ — это и смена растительности: на оставшейся части тракта почти не встречается зелени, начиная отсюда привычным пейзажем становится сухая земля с колючками и грудами камней и высокие горные вершины.
Из Акташа начинается маршрут в долину реки Большой Улаган — долину пазырыкских курганов (их пять). Недалеко от Акташа также находятся красивое ущелье и каскад небольших водопадов. Чуть далее дорогу с двух сторон окружают огромные скалы розоватого оттенка. С больших валунов открывается вид на расположенный ниже каскад горной речки. Эти скалы называются Красными воротами. Через несколько километров слева от дороги расположено озеро Чейбеккель, которое называется Мертвым морем из-за того, что в нем нет и никогда не было рыбы.
Следующий участок пути проходит по равнине с тундрой, на которой расположено несколько озер: Талдукель, Сорулукель, Узункель, Чагакель, Балыктукель. В этих озерах водится много рыбы.
И это только часть удивительных природных красот Чуйского тракта… Недаром он считается красивейшей дорогой России!
Семинский перевал
Тавдинские пещеры. В них когда-то жили люди.
Всерьез задумываюсь о поездке по нему! Мотоцикл, в принципе, можно отправить поездом или в фуре до Новосибирска или Барнаула, самому на самолете, а на месте уже на двух колесах…
Кто-нибудь ездил по ЧТ? Как впечатления?
И там, помимо лета и гор, есть интересная, хорошо асфальтированная и очень красивая (судя по фото и рассказам знакомых) дорога — Чуйский тракт (Р256, часть М52). Отличное место, чтобы прокатиться на каком-нибудь туринге Harley-Davidson, желательно, конечно, с новым мотором Milwaukee-Eight.
Проехать по Чуйскому тракту — это словно пересечь всю Россию. Начало пути у березовых рощиц рядом с Бийском и деревенек, в одной из которых родился классик Василий Шукшин — классический пейзаж, срубы с наличниками. Но через сотню километров за Горно-Алтайском — это уже картины времен освоения Сибири: горная Катунь, скалистые ущелья и зеленые долины, горная тайга, нетронутая природа Алтая. Повернешь налево — попадешь на Телецкое озеро, направо — в долину Катуни к подножию Белухи, где Рерих искал Шамбалу на пути в Гималаи. А если дальше прямо — прикатишь к подножию Северо-Чуйского хребта в курайскую степь. В курайской степи — последние таежные островки, а за перевалом начинается настоящая степь, где стоят юрты кочевников и бродят верблюды.
Раньше тракт назывался Мунгальским, упоминания о нем можно найти в китайских источниках тысячелетней давности. С тех пор и до начала XX века это была просто горная тропа, которой пользовались купцы и паломники, шедшие к священному дереву в верховье реки Катуни в урочище Байхач. Колесную дорогу от Онгудая до Кош-Агача (255 км) обустроили только к 1903 году. А в 1922-м выровняли и засыпали гравием.
В Бийске в здании местного краеведческого музея находится музей Чуйского тракта — такой чести удостоено не так много дорог мира (например, знаменитая Route 66 в США тоже имеет свой музей). В музее собраны документы и фотографии времен строительства Чуйского тракта, есть уникальный объемный макет дороги, картины и диорамы.
Чуйский тракт проходит по долинам семи рек, между десятью горными хребтами, через перевалы и бомы, пересекает две высокогорные степи. Официально Чуйский тракт (участок М52 от Бийска до Ташанты) начинается у моста через реку Бию, проходит через Алтайский край и большей частью находится в Республике Алтай, а заканчивается у границы с Монголией. Протяженность тракта — 630 км, всей М52 от Новосибирска до Ташанты — 953 км.
Вдоль тракта много интересных мест.
На правом берегу нижнего течения Катуни от деревни Соузга до села Чемал, в так называемом «Чемальском тупике» расположена «курортная зона» Республики Алтай с большим числом турбаз, кемпингов и гостиниц.
В 30-35 км к югу от Бийска расположен северный форпост Алтайских гор — гора Бабырган. Она располагается на территории Алтайского района, на левом берегу Катуни, в 14 км к западу от поселка Платово. Вершинный гребень горы Бабырган сложен отдельными скалами высотой от 5 до 15 м, имеющими живописные выветренные формы башен.
Источник Аржан-Суу и ритуальные ленточки.
Село и озеро Ая находятся в 25 км от Горно-Алтайска и 17 км к югу от села Маймы, чуть в стороне от Чуйского тракта на левом берегу Катуни. Озеро Ая, расположенное как бы в ложбине среди зеленых гор, прозрачное и теплое. В центре озера — небольшой островок «Беседка Любви», до которого можно добраться вплавь.
На 127 км Чуйского тракта у подножья горы Малая Синюха (1196 м) находится село Манжерок. Оно было основано в конце XIX века русскими переселенцами. В Манжероке расположен источник питьевой воды, которая обладает лечебным действием и является памятником природы. На Катуни, возле Манжерока расположен известный порог — «Манжерокские ворота», образованный пятью громадными камнями.
В верховьях реки Каракол, притока реки Эликмонар, в предальпийской части западного склона хребта Иолго расположена группа из семи Каракольских озер, соединенных между собой безымянным притоком реки Каракол. Высота самого нижнего из озер — 1820 м, самого верхнего 2097 м над уровнем моря. Максимальная глубина — 10 м. Интересно, что именно в этом районе находится граница между лесом и альпийскими лугами.
Село Акташ — один из последних населенных пунктов на Чуйском тракте — бывший горняцкий поселок, выросший возле месторождения ртути. В поселке расположен пограничный пункт, в котором можно получить разрешение на посещение села Ташанта, где завершается тракт и проходит граница с Монголией.
Акташ стоит на рубеже природных зон: за селом начинается высокогорная степь, сначала Курайская, затем Чуйская. Акташ — это и смена растительности: на оставшейся части тракта почти не встречается зелени, начиная отсюда привычным пейзажем становится сухая земля с колючками и грудами камней и высокие горные вершины.
Из Акташа начинается маршрут в долину реки Большой Улаган — долину пазырыкских курганов (их пять). Недалеко от Акташа также находятся красивое ущелье и каскад небольших водопадов. Чуть далее дорогу с двух сторон окружают огромные скалы розоватого оттенка. С больших валунов открывается вид на расположенный ниже каскад горной речки. Эти скалы называются Красными воротами. Через несколько километров слева от дороги расположено озеро Чейбеккель, которое называется Мертвым морем из-за того, что в нем нет и никогда не было рыбы.
Следующий участок пути проходит по равнине с тундрой, на которой расположено несколько озер: Талдукель, Сорулукель, Узункель, Чагакель, Балыктукель. В этих озерах водится много рыбы.
И это только часть удивительных природных красот Чуйского тракта… Недаром он считается красивейшей дорогой России!
Семинский перевал
Тавдинские пещеры. В них когда-то жили люди.
Всерьез задумываюсь о поездке по нему! Мотоцикл, в принципе, можно отправить поездом или в фуре до Новосибирска или Барнаула, самому на самолете, а на месте уже на двух колесах…
Кто-нибудь ездил по ЧТ? Как впечатления?
- Harley_Hero
- Harley Hero
- 20 июня 2017 в 23:28
- 37
- +81
- ushakov_ivan
- 23 июня 2017 в 9:04
- ↑
- ↓
мы с женой ездили в прошлом году. В личке посты посмотри, может они?!
Думаю, что много кто ездил из участников Байкпоста по ЧТ, тоже доводилось проезжать до Ташанты и совершить Алтайскую кругосветку через перевал Кату-Ярык. Так то вообще ЧТ одна из Мекк мотоциклистов, пока ехал до Новосиба практически не встречал мотопутешественников, стоило попасть на ЧТ, мотопутешественники стали появляться и встречаться как грибы после дождя!
Фигасе какие знаменитости тут)))) здрасьте))
В целом, конечно, да, но чуйский тракт — поразительная по красоте дорога даже без съездов с нее, уникальное место. В знаменитом фильме Long Way Round МакГрегора и Бурмана даже есть фраза (они транзитом с Монголии возвращались по ЧТ) типа «нафиг мы поперлись в эту Монголию, когда есть такое божественное место!»(а времени у них уже не было)
В целом, конечно, да, но чуйский тракт — поразительная по красоте дорога даже без съездов с нее, уникальное место. В знаменитом фильме Long Way Round МакГрегора и Бурмана даже есть фраза (они транзитом с Монголии возвращались по ЧТ) типа «нафиг мы поперлись в эту Монголию, когда есть такое божественное место!»(а времени у них уже не было)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (20)
RSS свернуть / развернуть