Привет, Байкпостовчанин. Кажется, ты используешь AdBlock.
БайкПост развивается и существует за счет доходов от рекламы. Добавь нас в исключения.
открытое письмо как отключить

Блог им. b0nch → Физическая подготовка пилотов в мотоспорте (часть 1)



Развивая знания в мотоспорте, наша команда стремится пользоваться всеми доступными источниками информации. В этой статье представлены
комментарии и перевод с испанского статьи Луиса Бербела (Выпускник факультета наук, изучающего физическую деятельность и спорт)
и его личный пример по тому, как готовиться к мотогонкам. Статья представлена в нескольких частях и будет публиковаться по мере
подготовки и перевода и накопления комментариев. Мы, прежде всего, концентрируемся на особенностях гонок по треку (ШКМГ), поэтому основные
комментарии и расшифровки будут касаться именно особенностей нагрузок для спортсменов этой дисциплины
Ссылка на оригинал статьи https://www.todocircuito.com/noticias/234-la-preparacion-fisica-en-el-motociclismo-i.html


Часть 1

ВВЕДЕНИЕ
Мы поговорим о положении пилота на мотоцикле, о нагрузках, которые он выдерживает, и о подготовке тех, кто посвящает себя гонкам. Мы также
проанализируем наиболее распространенные травмы и заболевания и дадим несколько базовых советов, чтобы те водители, которые не занимаются
мотоциклетными тренировками, могли смягчить неприятные последствия, вызываемые ездой на мотоцикле, например, боль в спине


С течением времени и благодаря техническому прогрессу мотоциклетный спорт постоянно меняется, а вместе с этим меняется и подготовка пилотов, ведь физическая форма является одной из важных составляющих. Большинство гонщиков высокого уровня пользуются
услугами личного тренера, который занимается темой физической подготовки и поиска состояния наибольшей результативности спортсмена, а
также такими аспектами как психологическая подготовка и режим питания.
Для лучшего понимания далее мы проведем анализ главных отличий и общих черт вождения в мотоциклетном спорте, где предполагается участие в соревнованиях, и того, с чем сталкиваются водители мотоциклов,
использующие их в качестве средств передвижения.
В первую очередь, положение профессиональных пилотов отличается более эффективной позой, соответствующей определённому виду гонок: пилот больше группируется на участках, где сила трения воздуха является важным тормозящим фактором (гонки на скорость), и использует прямую посадку на других участках, где требуется изменять направление, что требует позы с выпрямленной спиной,
иногда даже стоя (мототриал). В отличие от вышеописанного, поза для управления мотоциклом на дороге должна быть менее эффективна в отношении скорости и ориентироваться больше на удобство, в связи с чем аэродинамика теряет свою значимость, хотя одним из главных факторов тут
будет являться также тип используемого мотоцикла.

Таким образом, при езде на гоночных мотоциклах позиция очень сгруппирована, происходит сильное
сгибание в коленях и локтях, поясничной и спинной области, наклон бёдер и плеч, а также значительно вытягивается шея. Это позволяет пилоту принять более обтекаемое положение на мотоцикле, но, в то же самое время, способствует укорачиванию мышц в указанных суставах, а также эта поза является менее благоприятной при вибрациях транспортного средства, особенно в отношении позвоночника.
В остальных мотоциклах мы видим, что важность работы этих суставов не так преувеличена, хотя и зависит в огромной степени от типа и модели мотоцикла и значительно варьируется,
особенно в отношении положения спины и бёдер.


В зависимости от того, сколько времени пилот находится в указанных положениях, это может вызвать большее укорачивание мышц и, соответственно, привести к ухудшению здоровой осанки пилота. В связи с этим ниже рассмотрим важность работы над гибкостью и мышечной компенсацией, как для гонщиков, так и для остальных водителей мотоциклов.
Во-вторых, мы будем принимать в расчёт те нагрузки, которые приходится переносить при езде на мотоцикле. Силы ускорения, которые действуют на водителя во время обычной езды на мотоцикле, сильно отличаются от тех, что испытывает гонщик во время соревнований, поэтому в первом случае нет необходимости в специальной подготовке.
По-другому обстоит дело с пилотами, участвующими в гонках, будь то любители или профессионалы, где стиль вождения более
агрессивный, требующий постоянного балансирования
мотоцикла на поворотах, что достигается за счет покачивания тела из стороны в сторону, и создаёт необходимость повторения жестов в руках и ногах.
Присутствует существенное изомерное напряжение (без изменения мышечной длины) для борьбы с силами ускорения, которые создаются в различные поперечных, продольных (ускорение и торможение) и вертикальных (жёсткость подвески) осях, что требует значительного напряжения мускулатуры рук, плечевого пояса и шеи.
Таким же образом приобретает особую значимость сила приводящих мышц бедра для удержания пилота на мотоцикле, образуя единое целое пилота с мотоциклом, упрощая контроль над ним.
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПИЛОТОВ
В продолжение разовьем тему о физической подготовке гонщиков, подробно останавливаясь на пилотах, участвующих в гонках на скорость, так как в этом виде гонок стиль вождения больше всего похож на вождение на дорогах, хотя и является гораздо более агрессивным. Мы поговорим о физических возможностях и о том, как происходит организация при планировании на протяжении сезона, что показывает то, что гонщики являются подлинными атлетами, хотя многие люди, не занимающиеся мотоциклетным спортом, думают, что самое главное – это иметь хороший мотоцикл. В заключение выделим те части этой подготовки, которые могут быть интересны для тех из нас, кто использует мотоцикл в качестве средства передвижения.
Цель подготовки состоит в том, чтобы улучшить результативность спортсменов, что вполне логично, но, кроме этого, она очень важна для предотвращения травм, особенно при падении, а также для ускорения восстановление после них.
Мы сказали, что пилотам приходится выдерживать сильные нагрузки, в основном изометрические.
Кроме того, они возникают при таких условиях, когда равновесие на мотоцикле, а также способность реагирования являются очень важными. Но стоить помнить, что гонка длится примерно 40-45 минут, в связи с чем противостояние этому виду нагрузки является критическим фактором. Зная это, мы можем определить те навыки, которые будут иметь большое значение во время тренировки пилотов.



Поэтому основными факторам, над которыми спортсмен должен работать, являются сила и выносливость. По словам Даниэля
Суньера, личный тренер по физической подготовке Дани Педроса, «физическая работа должна проводиться по двум фундаментальным
направлениям, одно из них сила, второе – выносливость».

В первом случае речь в основном идёт о максимальной силе, прежде всего изометрической, как мы уже упоминали раньше, которая не подразумевает набор большой мышечной массы, а сохранение идеального соотношение веса тела и мотоцикла. Перевес со
стороны пилота при этом не желателен. Данное выражение силы должно дополняться силой-выносливостью в связи с наличием постоянного повторения действий во время пилотирования и на протяжении гонки.

Работа над этим в основном выполняется в спортзале, используя максимальные и
субмаксимальные
нагрузки таким образом, чтобы удалось добиться значительных улучшений силы, благодаря синхронизации и активизации большего количества мышечных тканей (внутримышечная координация) и в большей степени посредством нервных механизмов, а не за счет увеличения
размера мышечных тканей (гипертрофия)

Это не значит, что гипертрофия мышц не используется пилотами, ведь в определенные моменты сезона она может быть интересна и использоваться в качестве средства увеличения силы. Например, пилоты, которые поднимают свою категорию, а
значит, должны переходить на более тяжелый мотоцикл, работают над увеличением мышечной массы, чтобы добиться максимальной силы и вместе с этим увеличить вес, чтобы получить лучшее соотношение «вес пилота – вес мотоцикла». Работать над получением
максимальной силы стоит после адаптации тела к силовым тренировкам, что связано с высокой интенсивностью нагрузок во
время тренировок.
Этот тип проявления силы должен дополняться самой важной, изометрической силой, которая является характерной у пилотов. Кроме того, над ней стоит стараться работать с помощью упражнений, имитирующих жесты управления мотоциклом, особенно в те периоды, когда специальные силы являются важными.
Также придается большое значение тренировке удержания равновесия по причине постоянного изменения положения пилота на
мотоцикле и разных видов управления им во время гонки. Именно поэтому это умение тренируется практически в течение всего года
Одновременно с этим видом работы можно выявить также тренировку изометрической силы и даже психологическую тренировку. В качестве примера можно привести упражнение на визуализацию одного поворота на
треке, как если бы мы его проезжали на самом деле, одновременно с нахождением на нестабильной опоре (фитбол) с закрытыми
глазами в позе вождения. При этом следует выполнять хронометраж, чтобы максимально приблизиться к тому времени, сколько бы у нас это заняло во время соревнования


Для этого обычно используются нестабильные опоры (фитбол, платформы airdisk и core, балансирующий диск Болера и
т.д.), которые не обеспечивают постоянного равновесия и вынуждают пилота постоянно приводить в соответствие нейромышечную активацию, чтобы удержать баланс. Также изменяется центр тяжести под воздействием внешних сил, уменьшается ловкость пилота с закрытыми глазами, принимаются особые положения и пр. Всё это с целью нарушить равновесие. Впоследствии
всё это переносится в контекст гонок, упражнения выполняются непосредственно на мотоцикле
  • b0nchb0nch
  • Александр
  • 28 февраля 2017 в 15:06
  • 11
  • ?

Комментарии (36)

RSS свернуть / развернуть
+6
EvgenyE
Поехал за пивом))
+19
Alekssb2
Мне эта статья напоминает журнал для менеджеров — много об о всём и толком ни о чем...))))
+2
b0nch
Частично разделяю это мнение. Я в конце (т.е. в следующих постах) напишу практические выводы и приведу пример своей программы подготовки
+2
archmaestro
Хорошая тема! Развивайте. Конкретные упражнения в домашних условиях?
+1
b0nch
Я напишу позже подробнее, но, если мы говорим о домашнем тренинге — то мне больше всего нравится insanity workout — такая жестокая программа для домашних тренировок. Скажу честно, я ее до конца не доделал, хотя начинал очень бодро
+2
Sanchez_RSC
Не знаю как в ШКМГ, но на эндуре реально за час можно так укататься, что потом моц не получается поднять без передышки %-)
0
AlexPilas
Если не делать перерывов, то запросто.
Но это вредит технике, поэтому правильнее работать сессиями :)
0
Sanchez_RSC
Ну просто в кроссе реально отличная физуха нужна. Всё на ногах считай и стоя. Это тяжело чисто физически, вот тупо до одышки и боли в мышцах. С дивана, конечно, виднее. Но на ШКМГ нужно скорее чувство баланса, реакция и гибкость — перекладывать и заваливать с бока на бок. А тут прям тупо еще и тушку свою удерживать, пока моцыль тебя сбросить пытается и отлупить сиденьем по сраке или на руль после прыжка бросить.
Я, короче, после редких заездов на эндуро ярко прям чувствую свою плохую физ.подготовку :)
0
AlexPilas
Ну не все мы спортсмены, а если и тренируемся, то не мгновенно худеем (а то и не худеем, если не серьезно тренируемся). Уверен, также и в кроссе/эндуро.
А оценить недостаток физподготовки в ШКМГ очень просто. Некоторые приезжают покататься на МиниГП на час, так как дольше уже сложно физически.
Но, не всем, конечно — зависит от привычки/навыка/кондиции.
0
Sanchez_RSC
Короче, сильно упитанных людей я видел на всех типах мотоциклов, включая спорты, кроме эндурок и кроссов ;)
0
mrb
В профессиональных соревнованиях, пожалуй да, не видел. Но на любительских тренировках и покатушках сильно упитанных людей встречаю нередко (как на видео в сети, так и живьем).
Первое, что нашел в сети:
0
mrb
+1
dimon78spb
В мото Gp конечно не катался, но на эндуро, особенно зимой, час, полтора и хочется курить бросить, или просто полежать, правда все про нехватку физухи. А на серпантинах перекладыватся полегче всяко, в предельных режимах больше концентрация постоянная утомляет, чем нехватка сил.
+5
AlexPilas
Тут скорее вопрос в режиме использования.
Вы можете ехать на умер в лесу, но что вам мешает также ехать на треке?
В МиниГП повороты очень крутые, на сиденье ты почти не опираешься, а еще и на руле надо не висеть.
При этом положить руки на бак тоже не получится.

Позицию можно представить, если присесть на корточках в максимально глубокий присед разведя колени в стороны, наклониться вперед максимально, и согнув в локтях руки упереться в кровать, например. При этом балансировать так, чтобы упор в кровать требовал минимум затрат. В поворотах упор переносится с одной ноги на другую.

Понятно, что общая трудоемкость растет пропорционально росту и весу пилота.

Стереотип, что на спорте можно ездить с пузиком навязан теми, кто не занимается мотоспортом именно в понимании спорта, а просто ездит на спортбайке по ДОПам, ибо нравится.
+1
dimon78spb
Особенно, про зимнее эндуро, даже не поднимать, а когда в усмерть укатался, а ведро это с кика заводится с 20го трыка.
0
Sanchez_RSC
… и ты еще стоишь на заснеженном склоне, кое как моц на сколькзой поверхности удерживая. И тебе надо мало того, что «это ведро с 20го кика» завести, еще и тронуться потом, не навернувшись и не заглохнув и в березу сзади не прилетев после переворота назад ;) Какие там серпантины… Зимнее эндуро — это хельхейм, ледяной ад викингов ;)
+1
vlad77790
ЗОЖ-это трындёж!))
+1
rawmeathunte
Работа над этим в основном выполняется в спортзале, используя максимальные и
субмаксимальные нагрузки таким образом, чтобы удалось добиться значительных улучшений силы, благодаря синхронизации и активизации большего количества мышечных тканей (внутримышечная координация) и в большей степени посредством нервных механизмов, а не за счет увеличения
размера мышечных тканей (гипертрофия)
Каким таким образом? Абсолютная гуманитарная чепуха, достойная псевдоспортивной рубрики в «космо». Сократительная способность мышц напрямую связана с их размером (хотя, и больше с длиной). Это я вам как занимающийся физухой много лет говорю.
Что до мото спорта, скорее всего, какой-то вклад может внести выносливость в разрезе сопротивления перегрузке в рулевом управлении, возникающей при прохождении поворотов на большой скорости. Это пусть спортсмены поделятся.
+1
b0nch
Уважаю ваш опыт в «физухе». Готов подискутировать на эту тему. Удивительно, но сила не напрямую зависит от размера мышцы (как в прошлом человек увлекающийся бодибилдингом вам говорю). пауэрлифтеры и бодибилдеры тренируются по-разному и выглядят по разному (у бодибилдеров мышцы больше, а у паурлифтеров — сильнее)
Здесь именно предлагается тренироваться по-лифтерски, т.е. вместо 5 подходов по 6-8 поднятий штанги предлагается делать статические удержания с 100-105% весом от максимально поднимаемого + делать пару подходов на 2-4 повторения
Насчет «космо» — не мне судить, я такое не читаю
0
rawmeathunte
пауэрлифтеры и бодибилдеры тренируются по-разному и выглядят по разному (у бодибилдеров мышцы больше, а у паурлифтеров — сильнее)
Тренировки лифтеров абсолютно аналогичны ББ, и так же сосредоточены вокруг базовых упражнений. Конечные цели немного различаются, но принцип сквозной — первые идут к массе серее развитие силы, а вторые к развитию силы через развитие массы.
+1
b0nch
почитал. Вы прислали ссылку на программу для лифтеров, там нет ничего о том, как занимаются бодибилдеры (о том, одинаковые ли у них тренировки или разные)
Я предлагаю другую ссылку, в которой популярно (в стиле «космо» :) описаны отличия
В целом, только бодибилдерские тренировки для ШКМГ практически не подходят, как и лифтерские. Ближе всего, вероятно кросс-фит какой-нть.
Вообще, если в эту тему глубже влезать, то можно еще разобрать тип телосложения и аэробный порог и увидеть, что для некоторых спортсменов вообще нет смысла тренировать силу (я, например, в силу природы довольно крупный, но с плохой способностью к длительным аэробным нагрузкам — я тренирую мышцы раз в неделю в виде круговой тренировки, но это подходит не всем. Дани Петроса, вероятно, гораздо больше качается, в силу особенностей его телосложения
0
rawmeathunte
Я предлагаю другую ссылку, в которой популярно (в стиле «космо» :) описаны отличия
Отличия там описаны весьма субъективно, такие конструкции как
Крутой лифтер, как правило, гораздо жирнее и имеет меньше мышц. Причем, лифтер не выглядит меньше
говорят о том, что автор статьи заблуждается подобно вам. Мышц у него столько же или больше, просто лифтер не делает акцент на сушку подкожного жира, поэтому его «достижения» визуально не особо видны.
А кроссфит не имеет общего ни с тем, ни с другим. Это преимущественно тренировки на выносливость, которые не сулят особого силового прогресса или набора массы.
0
b0nch
Даже не знаю, что вам сказать, ваши ссылки не доказывают ваших утверждений. В случае с моими ссылками вы критикуете авторов, говоря, что они заблуждаются
Давайте я соглашусь и скажу, что вы правы :) Кросс-фит — это тренировка на выносливость. Между бодибилдером и паурлифтером нет никой разницы, в статье написаны бессмысленные рекомендации :) Полагаю, что те, кто проследят за нашим спором в комментариях, сами сделают для себя верные выводы
0
rawmeathunte
Мне тоже не очень принципиально чтобы вы мне поверили. Поэтому, я также соглашусь что П/Л сильные за счет концентрации, медитации и синхронизации, а ББ большие но слабоваты потому что им тяжело таскать собственные большие мускулы :)
0
mitri4
думаю речь не о сократительной способности отдельных мышц, а о том, что упражнения выбираются таким образом, чтобы задействовать многие мышечные волокна, а околомаксимальная нагрузка играет роль включателя, который побуждает нервную систему максимально концентрироваться, тем самым вовлекая мелкие мышцы в процесс. Проще говоря, концентрация и умение пользоваться всеми доступными мышцами приводит к увеличению силы и способности сопротивляться нагрузке.
Интересно узнать о самих тренировках в спортзале, конкретно упражнениях.
0
rawmeathunte
Это да, но ведь в статье говорится о каком-то мистическом способе стать сильнее не увеличивая мышцы, а как-то их координируя, синхронизируя и т.д.
0
Gnom
Думаю акцент стоило сделать на «синхронизации и активизации большего количества мышечных тканей (внутримышечная координация)», что по-моему мнению означает задействование групп мышц, не участвующих в типичных силовых упражнениях, но необходимых для этого вида спорта. Например отжимания на полусфере и т.д.
-1
Yoj
  • Yoj
  • 1 марта 2017 в 16:09
Пойду перескажу содержание этой статьи дяде Васе, который при всех его артритах, протрузиях и защемлениях без особых проблем херачит по 1000 -1300 км. в день.
-1
Sanchez_RSC
Ты тёплое с мягким не путай. Нагрузки на дальняке статические — все затекает и жопа болит от длительного нахождения в одинаковой позе. А на треке они там из стороны в сторону мечутся-свешиваются, как черти на сковородке.
-1
AlexPilas
Очень много людей предполагают, что это очень просто.
А когда становится понятно, что надо 3 раза в неделю тренироваться, чтобы чему-то научиться, так сразу в кусты :)
Да как везде в общем-то.
Смысл спорта в том, чтобы делать то, на что подавляющее большинство не способны.
Любые казалось бы простые умения доводятся до степени, запредельной для нормального человека. И тут не важно, эндуро это, ШКМГ или плавание. Везде приходится пахать до потери эффективности.
-1
Yoj
Я ничего не перепутал, и как на спортбаке ездить знаю… нагрузки???? Это в эндуро, мотокроссе, раллирейдах нагрузки, а в других видах по сравнению с перечисленных ерунда.
-1
Sanchez_RSC
Если сравнивать — согласен, там физических нагрузок больше. Но посмотрев на профи в MotoGP и их перекладки на восьмерках или там отжиг на TT не скажешь, что там нет физических нагрузок. Ты же говорил про дальняки, а там нагрузки совсем другие. Проезжал я по тыще сто за день, причём на непредназначенном для этого моте.
-1
Yoj
TT — не спорю, там нагрузки серьезные. В моем понимание это и есть настоящая гонка (в отличие от MOTOGP).

В дальняке нагрузки не такие, да, но каждый день. И старые мотоциклисты на практике покрепче молодых гощегов будут.
0
AlexPilas
Ага, плавание не спорт. Так… Куда ему до прыжков в высоту!
0
Cortes
в отличие от MOTOGP

Рука-лицо. В ТТ меньше поворотов, меньше скорости на входе в поворот, меньше скорости в повороте, меньше скорости на выходе. Просто не забываем, что в ТТ катают заряженные версии продакшн байков. А в MotoGP монстры с весом в 160кг на 240л.с. Просто представьте перегрузки на торможениях…
-1
Yoj
Да, а мужики из ТТ знают????
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. b0nch, Физическая подготовка пилотов в мотоспорте (часть 1)