Блог им. ilia040102 → История о не свершившемся в 80-х на ММВЗ
Привет любители мото!
Хочу поведать историю про ММВЗ, произошедшую в середине 80-х… Возможно, если бы она закончилась так как начиналась, Минский Мотовелозавод был бы сейчас на другом, более высоком уровне, а не производил китая подобную технику…
Я не являюсь свидетелем тех событий, поэтому умышленно опущу точные даты и фамилии, дабы избежать гневных комментариев участников того действа, за неточности прошу простить, и постараюсь общий рисунок передать правдивым…
История начиналась в начале 80-х. Компартия и руководство СССР приняли волевое решение: «Продукцию крупных заводов довести до мирового уровня, и принять все меры для выполнения данной директивы.» Естественно это коснулось и нашего ММВЗ.
Главного конструктора завода пригласили в «Лицензинторг» (Государственное предприятие – внешнеторговое объединение, основанное в 1962 г. специально для осуществления международного технологического обмена), где в последствии состоялась встреча с представителями завода Yamaha, тема встречи: производство мотоцикла Yamaha объёмом 125см на ММВЗ, в результате которой выбор пал на Yamaha DT125LC
И пошло обсуждение этой модели… Что нужно? А нужно составить мнение Белорусских конструкторов о данной модели, для этого страна восходящего солнца предоставила: непосредственно мотоцикл, ДВС для испытания на стэндах, и ДВС в разобранном виде, с маркировкой каждой детали, каждого болтика и винтика, и соответственно пакет информационной продукции.
И всё закрутилось и завертелось. Проведены ходовые испытания, (мотоцикл проехал около 2000км в различных условиях), Прошёл испытания ДВС… Впечатления у испытателей и конструкторов только на 5+! УРА!!! В Белоруссии будет современный, свой мотоцикл!!! УРА!!! Слава КПСС!!!
Kawasaki узнав про такое движение в Минске, выступает с подобным предложением и предоставляет свой дорожный мотоцикл Kawasaki KH125, и всё необходимое для испытаний.
Параллельно с Yamaha и Kawasaki (раз пошла такая пьянка) выдвигают свои предложения Cagiva и Gilera, к сожалению я не нашёл информации какие конкретно модели предлагали итальянцы, но думаю это тоже были 125-ки, и уж точно они были ни чем не хуже японцев…
Всё крутилось и вертелось, радужная перспектива выпуска современного мотоцикла была настолько близка, что казалось вот-вот, и полетят новенькие «Минские а ля япан» по всему СССР радовать мотолюбителей и спортсменов, а возможно и на экспорт в другие страны… Но, новая производственная линия, техническая документация и т.д. стали не посильной финансовой ношей для СССР… И ничего не изменилось, все начинания разбились в пух и прах, и дальше, ещё много-много лет сходила с конвейера всё та же «Макака», мечта почти всех мальчишек Cоветского Союза…
Вот такая история, грустная она или нет, судите сами. А мне посчастливилось присоединиться к этой истории посредством владения мотоциклом Кавасаки КН125, именно того, который был на заводе, именно того, который мог стать на конвейер, огромное спасибо добрым людям, за сохранность его в первозданном виде! Оставил сей мопед только положительные эмоции, лёгок в управлении, довольно быстр для своих 15л.с., экономичен, да и просто красив. Прекрасный мотоцикл, надеюсь новый владелец сохранит его, и будет получать только позитив от владения такой техникой.
Рассказ мой не судите строго, т.к. не являюсь профессиональным писателем… Просто, под осеннее настроение захотелось поделиться такой вот историей, надеюсь кому то будет интересно…
Хочу поведать историю про ММВЗ, произошедшую в середине 80-х… Возможно, если бы она закончилась так как начиналась, Минский Мотовелозавод был бы сейчас на другом, более высоком уровне, а не производил китая подобную технику…
Я не являюсь свидетелем тех событий, поэтому умышленно опущу точные даты и фамилии, дабы избежать гневных комментариев участников того действа, за неточности прошу простить, и постараюсь общий рисунок передать правдивым…
История начиналась в начале 80-х. Компартия и руководство СССР приняли волевое решение: «Продукцию крупных заводов довести до мирового уровня, и принять все меры для выполнения данной директивы.» Естественно это коснулось и нашего ММВЗ.
Главного конструктора завода пригласили в «Лицензинторг» (Государственное предприятие – внешнеторговое объединение, основанное в 1962 г. специально для осуществления международного технологического обмена), где в последствии состоялась встреча с представителями завода Yamaha, тема встречи: производство мотоцикла Yamaha объёмом 125см на ММВЗ, в результате которой выбор пал на Yamaha DT125LC
И пошло обсуждение этой модели… Что нужно? А нужно составить мнение Белорусских конструкторов о данной модели, для этого страна восходящего солнца предоставила: непосредственно мотоцикл, ДВС для испытания на стэндах, и ДВС в разобранном виде, с маркировкой каждой детали, каждого болтика и винтика, и соответственно пакет информационной продукции.
И всё закрутилось и завертелось. Проведены ходовые испытания, (мотоцикл проехал около 2000км в различных условиях), Прошёл испытания ДВС… Впечатления у испытателей и конструкторов только на 5+! УРА!!! В Белоруссии будет современный, свой мотоцикл!!! УРА!!! Слава КПСС!!!
Kawasaki узнав про такое движение в Минске, выступает с подобным предложением и предоставляет свой дорожный мотоцикл Kawasaki KH125, и всё необходимое для испытаний.
Параллельно с Yamaha и Kawasaki (раз пошла такая пьянка) выдвигают свои предложения Cagiva и Gilera, к сожалению я не нашёл информации какие конкретно модели предлагали итальянцы, но думаю это тоже были 125-ки, и уж точно они были ни чем не хуже японцев…
Всё крутилось и вертелось, радужная перспектива выпуска современного мотоцикла была настолько близка, что казалось вот-вот, и полетят новенькие «Минские а ля япан» по всему СССР радовать мотолюбителей и спортсменов, а возможно и на экспорт в другие страны… Но, новая производственная линия, техническая документация и т.д. стали не посильной финансовой ношей для СССР… И ничего не изменилось, все начинания разбились в пух и прах, и дальше, ещё много-много лет сходила с конвейера всё та же «Макака», мечта почти всех мальчишек Cоветского Союза…
Вот такая история, грустная она или нет, судите сами. А мне посчастливилось присоединиться к этой истории посредством владения мотоциклом Кавасаки КН125, именно того, который был на заводе, именно того, который мог стать на конвейер, огромное спасибо добрым людям, за сохранность его в первозданном виде! Оставил сей мопед только положительные эмоции, лёгок в управлении, довольно быстр для своих 15л.с., экономичен, да и просто красив. Прекрасный мотоцикл, надеюсь новый владелец сохранит его, и будет получать только позитив от владения такой техникой.
Рассказ мой не судите строго, т.к. не являюсь профессиональным писателем… Просто, под осеннее настроение захотелось поделиться такой вот историей, надеюсь кому то будет интересно…
- ilia040102
- Илья
- 7 ноября 2016 в 9:08
- 3
- +54
- Sanchez_RSC
- 7 ноября 2016 в 12:01
- ↓
Да, блин. Все могло пойти иначе. Многие известные сейчас производители начинали с производства лицензионных хороших моделей, «набивали руку» и дальше уже сами. Но, это вряд-ли про нас. Если бабок даже на конвеер не нашлось, чё уж там про последующие инвестиции и разработку… А про ММВЗ — чёрт с ним с Китаем, главное живой. Это уже не мало для пост-советского мотозавода.
- ilia040102
- 7 ноября 2016 в 13:17
- ↑
- ↓
Да живой, только с каждым годом похоже он все больше и больше становится на колени… Обидно…
главное живойживым это странное предприятие сложно назвать. в принципе кроме как собирать из трех кусков китайское УГ они уже не могут и не смогут никогда. а вот денег вокруг него наворовано уже весьма прилично.
последнее руководство из бывших «австрийских» дружбанов лысого уже благополучно отправилось сидеть, следом будут еще более эффективные манагеры.
- ilia040102
- 7 ноября 2016 в 17:36
- ↑
- ↓
Честно говоря, мне те, старые Минские более приятны глазу, чем современный китай, но это субъективно…
- wasserfall
- 8 ноября 2016 в 10:41
- ↑
- ↓
Многие известные сейчас производители начинали с производства лицензионных хороших моделейНаш послевоенный мотопром состоял и так сугубо из вариаций зарубежных моделей (DKW, BMW, Derbi и тп), новые поступления японских вариантов тог же DKW RT125 ему как мертвому припарка были бы. Иж уже проходил насыщение ямаховскими комплектующими, но не вышел что-то каменный цветок. Проблема была не в конструктиве, а в экономической модели производства товаров народного потребления, которая стимулировала застой и сдерживала развитие отрасли.
- Sanchez_RSC
- 8 ноября 2016 в 10:48
- ↑
- ↓
Конкретно про СССР соглашусь. Что не отменяет сказанного. Весь корейский автопром, например, начинал с лицензионки. А теперь сам япу теснит только в путь в определенных сегментах.
- wasserfall
- 8 ноября 2016 в 11:10
- ↑
- ↓
С автпромом все довольно сложно, непонятно, кто кого как теснит и где, ибо автомобили разных марок идут на одной платформе и разводятся по целевым группам и странам прдажи искуственно. Бывает, видишь корейскую машину, завод которой принадлежит японской компании, которая принадлежит французам, а платформа вообще из России. В плане автомотостроения интересна Индия, для кторой даже зарубежные фирмы делают специальные модели.
- Sanchez_RSC
- 8 ноября 2016 в 11:35
- ↑
- ↓
Тем не менее, конечный бенефициар — именно корейцы. То есть бабки идут в страну. Hyundai и Kia — не принадлежат никому. А вот ниссан и инфинити отдались рено. И это скорее их платформы «идут по рукам». Даже для автоваза нашего.
Индия — вообще особый мир. Видел там ТАТА огромный, у него водительское место просто такая комнатка, причем с боков только калитки, без полноценных дверей. Сзади индиустские их цветочки-фигурки, матрас брошен. То есть не спальное место, как на фуре, а реально комнтака с матрасом %-)
Индия — вообще особый мир. Видел там ТАТА огромный, у него водительское место просто такая комнатка, причем с боков только калитки, без полноценных дверей. Сзади индиустские их цветочки-фигурки, матрас брошен. То есть не спальное место, как на фуре, а реально комнтака с матрасом %-)
- wasserfall
- 8 ноября 2016 в 11:42
- ↑
- ↓
Hyndai да, сейчас самостоятельный, а Samsung, Daewoo и SsangYong принадлежат Renault, General Motors (грузовое отделение принадлежит индийской Tata) и Mahindra соответственно.
- wasserfall
- 8 ноября 2016 в 11:43
- ↑
- ↓
В Индии мотопром удивительный, там на базе YBR того же куча самобытных местных моделей. Это при учете, что YBR изначально разрабатывался для Бразилии (первый выпуск в 200 году, в Китае, Пакистане и Индии его начали производить с 2003).
- ilia040102
- 8 ноября 2016 в 11:08
- ↑
- ↓
Да экономическая модель хромала конкретно, но здесь шла речь не о комплектующих, а конкретно о новом конвейере… Хотя тот же иж, тот же М1, те же опозиты после второй мировой имели все, но не смогли развиваться дальше…
- wasserfall
- 8 ноября 2016 в 11:21
- ↑
- ↓
Новый кнвейер не был выгоден в силу того, что был план на продажу мотоциклов, он выполнялся, а заначит на новую модель смысла тратиться не было. Нет рыночной конкуренции — нет прогресса. Урал М73 примерно так же закончился не родившись, а ведь передовой мотоцикл был, с алюминиевыми гильзованными цилиндрами, цепным ГРМ, электростартером и тп. Был не хуже BMW R75/5.
Хотя и копирование в рыночных условиях не особо спасло, тот же ЗиД сделал модель на базе упрощенного двигателя Derbi Senda (перевели на воздушное охлаждение и оставили три передачи в КПП), но это в итоге его не спасло, хотя продавалась она до массового притока китайской техники весьма хорошо.
Хотя и копирование в рыночных условиях не особо спасло, тот же ЗиД сделал модель на базе упрощенного двигателя Derbi Senda (перевели на воздушное охлаждение и оставили три передачи в КПП), но это в итоге его не спасло, хотя продавалась она до массового притока китайской техники весьма хорошо.
- ilia040102
- 8 ноября 2016 в 12:06
- ↑
- ↓
Во времена СССР выгоден не выгоден не несло решающей роли, партия сказала-надо для народного хозяйства, значит надо! Но в результате все равно уперлись в финансы…
- wasserfall
- 8 ноября 2016 в 12:12
- ↑
- ↓
«Надо» бывает разное. Обычно оно формируется с учетом экономических возможностей и тормозит технические новшества. История М73 тому примером. Да и сейчас многие перспективные разработки не поступают на рынок сугубо из-за слишком высокого процента новизны.
- ilia040102
- 8 ноября 2016 в 12:35
- ↑
- ↓
Вот-вот, но «надо» в данной ситуации было продиктовано не рыночной экономикой, а плановой, а это совсем другая история…
- wasserfall
- 8 ноября 2016 в 12:48
- ↑
- ↓
О чем я и говорил. Хотя тот же запуск выпуска КТМ-овыских кроссачей вряд ли провалился сугубо по экономическим причинам, ибо спортивные мотоциклы и так малые серии у нас имели, а выступали наши на КТМ весьма активно. Тогда сыграла политическая составляющая. Да и куча своих разработок издохла, тот же Восток не так уж и плох был, вполне себе легкий энудро с тетырехтактной водянкой и тп:
- ilia040102
- 8 ноября 2016 в 13:01
- ↑
- ↓
Вот и я о том же, партия сказала надо, и вперёд погнали, это и есть плановая экономика, а мелкосерийное спортивные мото, это совсем другая тема… В общем говорим об одном и том же, но на разных языках… :-)
- ilia040102
- 8 ноября 2016 в 12:10
- ↑
- ↓
И как интересно! — история из прошлого пробудила обсуждение настоящего! Прышпильненько… :-)
- wasserfall
- 8 ноября 2016 в 12:14
- ↑
- ↓
Все связано, куда без этого. японский мотопром, кстати, демонстрирует тот же подход, они стараются использовать проверенные старые решения по максимуму, в отличие от европейских производителей, которые позволяют себе внедрять новшества, иногда с неудовлетворительным результатом.
- ilia040102
- 7 ноября 2016 в 19:30
- ↑
- ↓
футуристической внешности
Действительно были Минские такого вида, но до массового производства так и не дошли… На них и сейчас можно посмотреть, многие сохранены…
Действительно были Минские такого вида, но до массового производства так и не дошли… На них и сейчас можно посмотреть, многие сохранены…
- ilia040102
- 7 ноября 2016 в 17:16
- ↑
- ↓
Это точно, что имеем то имеем, просто захотелось рассказать, без намёков на «если бы»… :)
- DenisFilin
- 7 ноября 2016 в 19:46
- ↓
Удивительно, что дожил мотоцикл до наших дней!)
Интересная история, спасибо!!!
Интересная история, спасибо!!!
- ilia040102
- 7 ноября 2016 в 20:01
- ↑
- ↓
Надеюсь и дальше будет жить (мотоцикл), приобрёл достойный человек. Спасибо.
- ilia040102
- 8 ноября 2016 в 1:58
- ↑
- ↓
Не имею такой возможности т.к. был мал… Я не являюсь свидетелем тех событий, поэтому умышленно опущу точные даты и фамилии, дабы избежать гневных комментариев участников того действа :( А историю знаю из уст одного из конструкторов. Надеюсь написать обзор про Кавасаки КН125, но надо как то с духом собраться…
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (34)
RSS свернуть / развернуть