Блог им. rw6hrm → Тридцатилетия подзарядного устройства пост
На Байкпосте иногда поднимается вопрос о различных подзарядных устройствах для мотоаккумуляторов. Предлагаю ретропост об устройстве, которое уже тридцать лет верой и правдой служит в нашем гараже.
Если кому интересно — продолжим…
Фото, кстати, кликабельны…
Скромная коробочка, потёртая временем, руками и пауками, не имеет собственного имени, только неудобоваримый товарный индекс «Тип В-ОТрНЕ 1П-12/6 У3», выпущена ставропольским заводом «Электроавтоматика» в 1985 году. Она обеспечивает подзарядку аккумуляторов напряжением 6/12 Вольт током 0,5/1 Ампер. Для автоаккумуляторов это действительно подзарядка, поскольку ток небольшой, а вот для мотоциклов это полноценное зарядное устройство. Зарядка осуществляется пульсирующим током, что уменьшает сульфатацию.
На лицевой панели расположены пара светодиодов (Сеть и Заряд) и выходные гнёзда. Небольшой мод вентиляционной решётки сделан из-за того, что в данном месте располагаются регулировочные потенциометры для установки выходного напряжения.
Спинка устройства содержит переключатель выходного напряжения и предохранитель. Всё просто и самодостаточно.
Внутренность коробочки представляет собой классический монтаж из прошлого, 100%-ремонтопригоден.
Схемотехника устройства проста, а если выкинуть коммутацию напряжений, то будет ещё проще. Имеется защита от короткого замыкания на выходе, защита сильноразряженной батареи и защита от переполюсовки. Пряморукие любители могут собрать схему буквально из подножного материала, содержимого баночек из-под кофе/сметаны и телевизоров со свалки. Архив технического описания устройства желающие могут скачать тут, http://qsl.net/rw6hrm/zips/zar_ust.zip или тут, http://vk.com/doc117527293_437239082.
Работа с устройством проста: выбираем переключателем выходное напряжение, подключаем к аккумулятору и затем включаем всё в сеть. Если батарея нормальная, то загораются оба индикатора — зарядка началась. Если батарея разряжена вусмерть, то индикатор зарядки светиться не будет, ибо тут уже не подзаряжать надо, а разбираться более детально. Как только напряжение на батарее приблизится к номинальному, то индикатор зарядки начнёт помигивать или вообще отключится. В таком режиме устройство может быть включено как угодно долго, стоит батарее немного саморазрядиться, то подзарядка снова включится. Нагрев коробочки небольшой, сказывается большая площадь вентиляционных отверстий. Когда индикация зарядки помигивает, то нагрев значительно уменьшается. Устройство может быть подвешено на стенку, что очень удобно. Вес также небольшой, не более полутора килограмм.
После двадцати лет эксплуатации коробочка начала хандрить: то выключается, то не включается… Заменены электролитические конденсаторы и переменные резисторы, пропаяны контакты на плате и мощном резисторе, заодно заменены рарные железные светодиоды типа АЛ102 на более яркие и заметные АЛ307. Устройство постоянно эксплуатируется, особенно зимой, ибо в наличии есть пара автомобилей, скутер, аккумуляторные фонари (чьи китайские зарядки давно рассыпались) и батарейные блоки для работы любительской радиостанции в полевых условиях. Так что если данный раритет случайно попадётся в руки — восстановите и пользуйте на здоровье ;)
Если кому интересно — продолжим…
Фото, кстати, кликабельны…
Скромная коробочка, потёртая временем, руками и пауками, не имеет собственного имени, только неудобоваримый товарный индекс «Тип В-ОТрНЕ 1П-12/6 У3», выпущена ставропольским заводом «Электроавтоматика» в 1985 году. Она обеспечивает подзарядку аккумуляторов напряжением 6/12 Вольт током 0,5/1 Ампер. Для автоаккумуляторов это действительно подзарядка, поскольку ток небольшой, а вот для мотоциклов это полноценное зарядное устройство. Зарядка осуществляется пульсирующим током, что уменьшает сульфатацию.
На лицевой панели расположены пара светодиодов (Сеть и Заряд) и выходные гнёзда. Небольшой мод вентиляционной решётки сделан из-за того, что в данном месте располагаются регулировочные потенциометры для установки выходного напряжения.
Спинка устройства содержит переключатель выходного напряжения и предохранитель. Всё просто и самодостаточно.
Внутренность коробочки представляет собой классический монтаж из прошлого, 100%-ремонтопригоден.
Схемотехника устройства проста, а если выкинуть коммутацию напряжений, то будет ещё проще. Имеется защита от короткого замыкания на выходе, защита сильноразряженной батареи и защита от переполюсовки. Пряморукие любители могут собрать схему буквально из подножного материала, содержимого баночек из-под кофе/сметаны и телевизоров со свалки. Архив технического описания устройства желающие могут скачать тут, http://qsl.net/rw6hrm/zips/zar_ust.zip или тут, http://vk.com/doc117527293_437239082.
Работа с устройством проста: выбираем переключателем выходное напряжение, подключаем к аккумулятору и затем включаем всё в сеть. Если батарея нормальная, то загораются оба индикатора — зарядка началась. Если батарея разряжена вусмерть, то индикатор зарядки светиться не будет, ибо тут уже не подзаряжать надо, а разбираться более детально. Как только напряжение на батарее приблизится к номинальному, то индикатор зарядки начнёт помигивать или вообще отключится. В таком режиме устройство может быть включено как угодно долго, стоит батарее немного саморазрядиться, то подзарядка снова включится. Нагрев коробочки небольшой, сказывается большая площадь вентиляционных отверстий. Когда индикация зарядки помигивает, то нагрев значительно уменьшается. Устройство может быть подвешено на стенку, что очень удобно. Вес также небольшой, не более полутора килограмм.
После двадцати лет эксплуатации коробочка начала хандрить: то выключается, то не включается… Заменены электролитические конденсаторы и переменные резисторы, пропаяны контакты на плате и мощном резисторе, заодно заменены рарные железные светодиоды типа АЛ102 на более яркие и заметные АЛ307. Устройство постоянно эксплуатируется, особенно зимой, ибо в наличии есть пара автомобилей, скутер, аккумуляторные фонари (чьи китайские зарядки давно рассыпались) и батарейные блоки для работы любительской радиостанции в полевых условиях. Так что если данный раритет случайно попадётся в руки — восстановите и пользуйте на здоровье ;)
- rw6hrm
- Андрей
- 29 января 2016 в 12:17
- 3
- +30
Полностью согласен, просто решил придерживаться «той самой» аргументации, как было во времена производства описанного девайса.
Еще надо иметь в виду, что если «зарядным» устройством можно заряжать аккумулятор практически с нуля, то эта конструкция требует, чтобы аккумулятор был хотя бы слегка живой (на практике включается с 10,5 Вольт на батарее), иначе срабатывает защита от сильного разряда.
Еще надо иметь в виду, что если «зарядным» устройством можно заряжать аккумулятор практически с нуля, то эта конструкция требует, чтобы аккумулятор был хотя бы слегка живой (на практике включается с 10,5 Вольт на батарее), иначе срабатывает защита от сильного разряда.
«та самая» аргументация, как мне думается, была придумана для производств и найден компромисс между скоростью зарядки и не слишком быстрой деградацией батарей. Решили что ток равный 0,1С — это достаточно быстро и не так больно для АКБ.
у меня китайская зарядка за 700р смогла зарядить автомобильный АКБ просаженный до 6 вольт. Поставил в моторежим (0,8А) и два дня он его бережно заряжал.
у меня китайская зарядка за 700р смогла зарядить автомобильный АКБ просаженный до 6 вольт. Поставил в моторежим (0,8А) и два дня он его бережно заряжал.
- roman55524
- 19 июня 2016 в 23:54
- ↓
Решил повторить это ЗУ-получилось, но не сразу. Со своими задачами справляется. Для 12В АКБ нужно всего лишь вместо R9 перемычку кинуть.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (12)
RSS свернуть / развернуть