Блог им. romanikitin → Honda DN-01: дело в объеме!
Для начала — кто не знает, что такое DN-01.
Это мотоцикл (далеко не первый в мире, как бы не хотелось обратного японскому концерну) с автоматической коробкой передач.
Ну, так его именуют. На самом деле трансмиссия Honda HFT не имеет решительного никакого отношения ни к традиционным автомобильным АКПП, ни к скутерным клиноременным вариаторам. В мотоцикле установлена крайне редкая в гражданской технике гидрообъемная трансмиссия.
Что это за зверь?
Давайте сначала посмотрим видео (однажды его уже пуляли тут, ну да лишним не будет), а потом я попытаюсь на пальцах рассказать, что такое ГОТ и с чем ее едят.
А теперь — ОБЪЕМ!!!
Гидрообъемную трансмиссию можно представить как «расширенную» гидромагистраль обычного дискового тормоза. Нажимаем на поршень с одной стороны — и поршень с другой стороны начинает движение, поскольку почти несжимаемая жидкость передает давление через гидролинию. Теперь добавляем в нашу систему поршней еще парочку-другую перепускных клапанов, а также обратный канал для сцеживания жидкости обратно в «первый» поршень, и вуа-ля, готова трансмиссия!
ГОТ состоит из трех основных узлов:
1) Насосный (на схеме выше «Р»);
2) Рабочий («M»);
3) Система управления потоком жидкости (система клапанов и золотников, на схеме не обозначена).
Давайте же рассмотрим каждый из них по отдельности.
Одним из наиболее популярных насосных механизмов является аксиально-поршневой (axial-rotary pump), болеее формально называемый аксиально-плунжерной гидромашиной. Изобретен тыщщу лет назад и представляет собой весьма производительный, хорошо управляемый агрегат, общую схему которого можно посмотреть на этой старой картинке:
Я думаю, технически подкованные читатели уже поняли, где порылась собака. Наклонный диск насосной секции, на котором сферическими шарнирами закреплены штоки плунжеров (прецизионных гидроцилиндров), при вращении вала приводит эти плунжеры поочередно в движение. В результате этого плунжеры по-очереди, через систему клапанов выталкивают жидкость в гидролинию. Дальше она идет от насоса на гидромотор, который в общем случае устроен зеркально: поступающая под давлением жидкость давит на поршни плунжерных пар и дальше поступательное движение поршней преобразуется во вращательное движение вала.
Очень наглядно о принципах этой передачи рассказывает Википедия (кликайте, не бойтесь!).
Несложно догадаться, что регулируя наклон диска, можно изменять производительность гидромашины. Больше угол — больше активный ход поршней, больше жидкости пошло в мотор, больше производительность. Меньше наклон диска — производительность падает. Ставим его строго перпендикулярно валу — и потока жидкости вообще нет, ведь поршни в плунжерных парах поступательно не двигаются и жидкость не выталкивают.
Есть вариации подобных гидромашин. Например, наклонной шайбы со сферическими шарнирами может и не быть, а вместо нее наклоняется сам корпус устройства:
Но понятно (в т. ч. и из описания), что такая «жесткая» конструкция не обеспечивает регулировки производительности через изменение хода поршней, только через изменения частоты вращения вала.
А что будет, если объединить в одном устройстве «классические» аксиально-плунжерный насос и такой же гидромотор, а углом наклона диска регулировать производительность?
Получится вот что:
Ну, то есть вы уже поняли, да? Управляя углом текущего положения шайбы, мы можем менять не только производительность гидромашины, но и даже направление движения! Достаточно оттащить шайбу в противоположное направление, и насос с гидромотором поменяются местами: мотоцикл поедет назад!
Собственно, так и устроена Honda Human Friendly Transmission — аксиально-плунжерная гидромашина, выполняющая в мотоцикле роль трансмиссии.
Общий вид Honda HFT
Разрез, из которого очевидна конструкция устройства
Как видите, никакого соседства с АКПП (турбинно-реакторный гидротрансформатор + пакет планетарных пеередач с управлением фрикционами), ни с CVT (клинорменным вариатором + центробежное сцепление).
Это мотоцикл (далеко не первый в мире, как бы не хотелось обратного японскому концерну) с автоматической коробкой передач.
Ну, так его именуют. На самом деле трансмиссия Honda HFT не имеет решительного никакого отношения ни к традиционным автомобильным АКПП, ни к скутерным клиноременным вариаторам. В мотоцикле установлена крайне редкая в гражданской технике гидрообъемная трансмиссия.
Что это за зверь?
Давайте сначала посмотрим видео (однажды его уже пуляли тут, ну да лишним не будет), а потом я попытаюсь на пальцах рассказать, что такое ГОТ и с чем ее едят.
Видео: «Наши тесты: Honda DN-01».
А теперь — ОБЪЕМ!!!
Гидрообъемную трансмиссию можно представить как «расширенную» гидромагистраль обычного дискового тормоза. Нажимаем на поршень с одной стороны — и поршень с другой стороны начинает движение, поскольку почти несжимаемая жидкость передает давление через гидролинию. Теперь добавляем в нашу систему поршней еще парочку-другую перепускных клапанов, а также обратный канал для сцеживания жидкости обратно в «первый» поршень, и вуа-ля, готова трансмиссия!
ГОТ состоит из трех основных узлов:
1) Насосный (на схеме выше «Р»);
2) Рабочий («M»);
3) Система управления потоком жидкости (система клапанов и золотников, на схеме не обозначена).
Давайте же рассмотрим каждый из них по отдельности.
Одним из наиболее популярных насосных механизмов является аксиально-поршневой (axial-rotary pump), болеее формально называемый аксиально-плунжерной гидромашиной. Изобретен тыщщу лет назад и представляет собой весьма производительный, хорошо управляемый агрегат, общую схему которого можно посмотреть на этой старой картинке:
Я думаю, технически подкованные читатели уже поняли, где порылась собака. Наклонный диск насосной секции, на котором сферическими шарнирами закреплены штоки плунжеров (прецизионных гидроцилиндров), при вращении вала приводит эти плунжеры поочередно в движение. В результате этого плунжеры по-очереди, через систему клапанов выталкивают жидкость в гидролинию. Дальше она идет от насоса на гидромотор, который в общем случае устроен зеркально: поступающая под давлением жидкость давит на поршни плунжерных пар и дальше поступательное движение поршней преобразуется во вращательное движение вала.
Очень наглядно о принципах этой передачи рассказывает Википедия (кликайте, не бойтесь!).
Несложно догадаться, что регулируя наклон диска, можно изменять производительность гидромашины. Больше угол — больше активный ход поршней, больше жидкости пошло в мотор, больше производительность. Меньше наклон диска — производительность падает. Ставим его строго перпендикулярно валу — и потока жидкости вообще нет, ведь поршни в плунжерных парах поступательно не двигаются и жидкость не выталкивают.
Есть вариации подобных гидромашин. Например, наклонной шайбы со сферическими шарнирами может и не быть, а вместо нее наклоняется сам корпус устройства:
Но понятно (в т. ч. и из описания), что такая «жесткая» конструкция не обеспечивает регулировки производительности через изменение хода поршней, только через изменения частоты вращения вала.
А что будет, если объединить в одном устройстве «классические» аксиально-плунжерный насос и такой же гидромотор, а углом наклона диска регулировать производительность?
Получится вот что:
Ну, то есть вы уже поняли, да? Управляя углом текущего положения шайбы, мы можем менять не только производительность гидромашины, но и даже направление движения! Достаточно оттащить шайбу в противоположное направление, и насос с гидромотором поменяются местами: мотоцикл поедет назад!
Собственно, так и устроена Honda Human Friendly Transmission — аксиально-плунжерная гидромашина, выполняющая в мотоцикле роль трансмиссии.
Общий вид Honda HFT
Разрез, из которого очевидна конструкция устройства
Как видите, никакого соседства с АКПП (турбинно-реакторный гидротрансформатор + пакет планетарных пеередач с управлением фрикционами), ни с CVT (клинорменным вариатором + центробежное сцепление).
- romanikitin
- Роман
- 18 января 2016 в 20:35
- 6
- +50
- romanikitin
- 18 января 2016 в 20:46
- ↑
- ↓
А что, не кажет? У меня все быстро и без глюков...
Ща попытаюсь.
Ща попытаюсь.
- romanikitin
- 18 января 2016 в 20:52
- ↑
- ↓
А у меня наглухо виснет Фастпик на процессе заливки картинок на сервер при операциях в Хроме.
Сейчас подключу ишака. Минуточку…
Сейчас подключу ишака. Минуточку…
Катался. Не поворачивает, не тормозит. Не рулится. Угол наклона настолько критично мал, что любой поворот активно вложенный, заканчиваетсся скрежетом подножек. Про внешний вид говорить не будем. Дело личное. Если уже речь идёт об автомате, то есть у Хонды Интегра и серия NC… Они, кстати, не сняты с производства. Такие дела. Ничего личного.
- maestro1973
- 7 января 2021 в 17:09
- ↑
- ↓
Чудовищная надёжность и ресурс нынче не в моде. Поэтому повсеместно отказываются мотопроизводители от карданов.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (39)
RSS свернуть / развернуть