Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. MoToMeX → Перемотка генератора Yamaha Virago.

У моих знакомых помер конь, железный конь японских кровей, остановилось его пламенное сердце по причине отсутствия зарядки.
Прозвон реле-регулятора показал, что причина гораздо глубже, глубже в двигателе, на рабочих оборотах (около 5000) генератор выдавал 2-3 вольта, а о холостых же вообще лучще не упоминать. Пришлось коновалам потрошить пациента, что бы вынуть больной орган.


Собрали консилиум и стали решать вопрос замены, и тут все упёрлось в сроки и бюджет. Можно приобрести новый оригинальный генератор, на eBay он к примеру стоит порядка 300$ (смотрим курс доллара, тихо оху… эээ… чешем в затылке), можно рискнуть и взять там же китайский аналог за разумные деньги, можно найти бэушный без всяких гарантий или восстановить родной. Взвесив все за и против, сроки, гарантии и заглянув в кошелёк остановились на последнем варианте.
Зажав подмышкой мёртвый генератор я отправился на закупки. И вот тут я уперся в странную и неприятную ситуацию, у меня подошли к концу мои запасы и оказалось, что я не могу купить эмалированный провод в том количестве в котором мне нужно, ни на вес, ни на метраж, и это блин в Москве! Куда бы я ни ткнулся мне предлагали катушки по 20кг. Оставался только вариант со всем известным магазином радио деталей, где 200 граммовая катушечка старого доброго ПЭТВ-2 продается с тройной наценкой, там же приобрел электроизоляционный акриловый лак Plastik-71.
Вприпрыжку вернувшись с покупками к себе в мастерскую я стал колдовать над генератором. Первым делом нужно понять схему намотки провода, тут к счастью все элементарно просто, классическая трехфазная «звезда». Сразу же бросилось в глаза состояние лака, он выглядел как «шагреневая кожа» отслаиваясь мелкими чешуйками, а часть катушек почернела.



У меня складывается впечатление, возможно ошибочное, что с переходом многих владельцев откровенно немолодых мотоциклов на синтетические масла, они рискуют генераторами. Подозреваю, что современная синтетика, с великолепными моющими свойствами, за счет применения присадок препятствующих образованию различных отложений, весьма агрессивна по отношению к и так уже немолодой изоляции обмоток генератора, окончательно её добивая, но эта тема отдельного разговора.
Тем временем откусываем провода от генератора и начинаем его разделывать, запомнив или записав количество мотков. В откусывании есть одна немаловажная тонкость, дело в том что генератор намотан медным проводом, а к реле идут провода алюминиевые, чтоб спаять их нужен особый припой и флюс, поэтому надо оставить по сантиметру старого провода на каждой фазе, чтоб можно было без труда подпаять новый провод ибо они медные и пайка их не представляет труда.



В итоге получаем голый статор. Ополаскиваем его бензином или еще каким растворителем, чтоб смыть остатки масла, кстати перемотку надо вести вообще чистыми руками, ни в коем случае не маслеными, потому как ещё придется лачить обмотки, а масло на обмотке не позволит это сделать качественно.



Каждый моток надо укладывать очень плотно и тщательно, кстати для уплотнения слоёв обмотки я приспособил… бамбуковые палочки для суши, они очень прочные, но при этом ими практически невозможно повредить изоляцию провода.



В результате пыхтений, такой то матери и вспухших пальцев получил свежеперемотанный генератор, который надо еще пролачить. Лаком я пропитывал его в три захода. Первый заход нужен, чтоб лак впитался в саму изоляцию, заполнил в ней поры и сделал её тем самым ещё более стойкой, сушил сутки при комнатной температуре. Остальные слои можно сушить со значительно меньшими интервалами, я просушивал часа 2-3, но последняя сушка перед установкой была на всю ночь.



До и после полной сборки (спайки?) генератора измеряем сопротивление между обмотками, у меня было на всех трёх 1.5 Ом, после монтажа и запуска двигателя на рабочих оборотах генератор выдавал около 80 вольт, а на максимальных более 100 с каждой фазы.

В общем удалось поставить коня на ноги, он бьёт копытом и снова рвется в бой.


Качество видео не очень, но зато какой звук…
  • MoToMeXMoToMeX
  • Валерий
  • 21 февраля 2016 в 4:59
  • 16
  • оценка: +48

Комментарии (30)

RSS свернуть / развернуть
+1
bob248
молодец! Принцип ничего невозможного нет работает!
0
gaidamak
Серьезная работа, а на автомобильном можно перемотать? Valeo 140ампер
0
MoToMeX
думаю да, а что, традиционно статор накрылся?
0
gaidamak
Я точно незнаю когда машина хорошо прогревается горит лампа на приборке, сорри что не по теме.
+1
MoToMeX
а, эт проще, в 95% случаев лечится заменой реле-регулятора, стоит релюха 10-15$, работы на полчаса.
0
gaidamak
Спасибо попробую, оригинальная дорого стоит какой фирмы можно взчть
0
MoToMeX
за 15$? да любой, обычно это ОЕМные безымянные детали…
0
Yaroslav2007
Можно обзор байка и фотографии?) видно что красивый байк.
+8
MoToMeX
Ви хочите картинок? Их есть у меня…







V-twin engine, 1063 cc
Bore 95.0 mm, stroke 75.0 mm
Maximum power 67 HP at 6,100 rpm
Maximum torque 86 Nm at 3,300 rpm
Dry weight: 190 kg
Wheelbase 1510 mm
Front USD fork
Sumitomo radial mount calipers
with double floating disc Ø 310 mm, Brembo radial brake cylinder
Tyres:
Front 120/70 — R 17
Rear 160/80 — R 15
53FL racing exhaust system
Max speed 198 km/h
здесь был ататат

0
Alexander2
В Крыму летом перемотали на булеварде 1500. Начали «знающих» обзванивать, говорят мотать смысла нет. Много раз пробовали, те лаки которые в доступе масляную ванну не держат. Вариантов других не было. Перемотали. Хватило на 500 км.
0
MsKaa
Может тут лак особый? Автор, раскрой секрет лака! :)
+2
MoToMeX
дык в текстеж было, акриловый лак Plastik-71…

из аннотации производителя: "...PLASTIK-71 изготовлен на основе акриловой смолы. Образует блестящую и гибкую защитную пленку, которая устойчива к кислоте, соли, плесени, коррозионным испарениям, термическим воздействиям, механическим повреждениям, щелочи, спирту, влаге и агрессивной окружающей среде.
Сохраняет эффективность в широком температурном диапазоне: от –70 до +150°С."

Ну и важна первая пропитка и сушка, остальные слои играют роль цемента заполняя пустоты между витками.
0
MsKaa
Извини, не заметил) Искал название в конце поста)
+1
MoToMeX
на булвардах еще и реле регулятор ещё тот гемор, и стоит в оригинале как чугунный мост, сузуки вообще прославились самым массовым за всю историю мотостроения отзывом продукции по причине проблем с зарядкой, чот около 12 моделей и 70000шт.
0
dyadyawanya
Знакомый на булике1500 4 генератора перемотал, горели. заменили регулятор, вроде нормально пока.
0
Barbados
Меня позавчера постигла та же участь на булике ))) сижу, перематываю )
+1
MoToMeX
Кстати по поводу вражды масла и лака я уже заикался выше в посте. Складывается впечатление, что современные масла не видят особой разницы между лаковыми отложениями (с которыми борются их присадки)и изоляционным лаком, пытаясь смыть и то и другое. Потому и подбирал лак стойкий к агрессивным средам и перепадам температур.
0
Zver1963
Почему цвет намотки разный, через два желтых один красный?
0
MoToMeX
одну обмотку мотал проводом из старых запасов, вторую свежеприобретённым проводом, хотя оба провода с одного магаззина и в одинаковой упаковке были, разброс в покупке около месяца…
+2
Zver1963
Уважение к таким людям! Купить никогда не поздно, но сделать своими руками и порадоваться результату- это удовольствие, больше чем от покупки.+
0
gaidamak
Когда мот купил все думал как там генератор может быть под крышкой там где масло. А он оказывается в масле купается) на восходе он сухой
+1
FPS
  • FPS
  • 21 февраля 2016 в 16:26
Однозначно плюс за руки и терпение. Занимался таким с прошлым мопедом, знаю «цену». Лак кстати использовал такой же и купал там гену раз 30 полностью. В результате получился монолит. Думаю лет на 1000 его хватит :))))
0
k155
  • k155
  • 21 февраля 2016 в 19:23
Из моего опыта перемотки статоров (а перематывал я его 3 раза, как раз на вираге), могу сказать что проблемы обычно возникают из-за повреждения изоляции самого каркаса. То есть вот этого:

Из за постоянных циклов нагрева-охлаждения пластиковая изоляция становится хрупкой и трескается, в результате возникает КЗ обмотки на массу. Грамотного способа восстановления изоляции я не придумал, даже стеклоткань с эпоксидкой тонким слоем не помогли. А для более толстого слоя места уже нет.
Перемотанных статоров мне хватало на пару недель, после чего опять появлялось КЗ на массу.
0
MoToMeX
Мне чаще всего попадались с межвитковым замыканием, на массу коротил только 1 из 10 наверное, на данном статоре на удивление хорошая заводская изоляция, а так синтофлекс пропитанный тем же plastic-71 решают упомянутую тобой проблему, из тех что я брал в перемотку некоторые уже 3 сезона прошли.
0
Goldbandit
Когда-то очень давно перематывал генераторы на старых советских мопедах, но мороки такой с пропиткой лаком у меня не было:)Изолятор статора делал с плотного картона для трансформаторов, между этажами прокладывалась тонкая бумага похожая на кальку(тоже трансформаторная), готовый статор обматывался тонкой капроновой нитью и промазывался клеем или краской.Но тут одно «но»… генератор не купался в масле.
+2
v02
  • v02
  • 22 февраля 2016 в 4:45
Опа пост в тему, как-раз искал чем бы залить статор…
В прошлом году перемотал статор своей R6, подложка ввиде малярного скотча, провода просто спаял, заливал «Цапон» лаком, т.к. все в основном им изолировали статор (выдерживаетал +150 градусов). Но не продумал тот момент, что двигатель греется до +100 градусов и выше, спайка разошлась, но я его с толкача заводил и ездил без фары на работу (гена выдавал 13 с копейками вольт), аккум заряжался, с работы обратно ночью с фарой (гена выдавал ~ 12 вольт). В итоге он совсем сгорел, стал выдавать 8-9 вольт, а главное, что это я выяснил на закрытии сезона 15 года в СПб, когда на Невском проспекте заглох, энергии даже на приборку не хватало, в итоге после 5 минутных простоях в ожидании восстановления энергии аккума, заводил его с толкача и таким образом кое-как закрыл сезон.
2 недели назад решил снова им заняться, но уже на этот раз выбрал другой способ соединения проводов, а именно скруткой их и обжатием гильзой. Гильз в магазинах я не нашёл, выкрутился покупкой медной тормозной трубкой, диаметром 5 мм. Нарезал её и обжал провода. Залил, как и в прошлый раз, «Цапон» лаком и тут меня ждал нежданчик. С 15 года в хар-ках на этикетке жаростойкость упала до +100 градусов, против +150 раньше. Даже написал производителю, почему везде, в том числе и на их сайте, лак выдерживает одну температуру, а по факту совсем иную, вот их ответ:
Здравствуйте! Согласно обновлённым данным, лак «Цапон» предназначен для
покрытия материалов, эксплуатирующихся при температуре от -30°С до +
100°С.
Информация, представленная на сайте, в данный момент изменена в
соответствии с обновлёнными данными.

С уважением, ОАО «Новбытхим»
А в сертификате, выданным на данный продукт, продолжает числиться +150…

В итоге 2 недели ломал голову, чем же его залить и тут данная тема с акриловым лаком просто в точку, завтра пойду его искать.

P.S. Эмалированный провод ПЭТВ-2 в СПБ сам долго искал, в итоге попросил знакомых зайти на рынок «Юнона», там он есть. Продаётся в маленьких катушках. Сечением 0.9 обошлась в ~ 1 тыс.
+1
Loki2100
дело в том что генератор намотан медным проводом, а к реле идут провода алюминиевые
Чо-то я сумлеваюсь. Вся проводка в мотоцикле медная, а именно кусок от генератора до РР — алюминиевый? Полная бессмыслица. Зачем в сотню метров медных проводов добавлять полметра провода из материала, который ничего кроме геморроя не обеспечит?
0
MoToMeX
видимо многожильный алюминиевый провод обеспечивает гибкость и устойчивость к вибрациям и многочисленным изгибам-перегибам в процессе эксплуатации и обслуживания мотоцикла с учетом того, что по нему протекают токи с напряжением и частотой сравнимой с бытовой электросетью, посмотри фото №3, там отчетливо видно каким способом сопрягается провод от генератора до реле-регулятора…
0
Evgesha
Вопрос знатокам.имеется заряжающая катушка(сердечник выполнен классически как почти как обычный дроссель), вначале намотана более толстым проводом(концы припаяны на корпус по обеим сторонам, сопротивление 22ом, к началу припаивается более тонкий провод сопротивление после намотки 500ом).сам вопрос-зачем эта более низкоомная обмотка? и как ее мотать-направление навстречу второй обмотке или так же как и основную?
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. MoToMeX, Перемотка генератора Yamaha Virago.