Блог им. Vir1 → Майская Грузия - Армения. Часть 3.

Что было в предыдущих сериях:

Майская Грузия — Армения. Часть 1.

Майская Грузия — Армения. Часть 2.

По плану сегодня едем в Армению. Чтобы не ездить по одним и тем же дорожкам, двинули через Телави на Тбилиси, а уже
оттуда в Армению.
Хор Вирап на фоне Арарата.

5 мая.
Утром решили сходить на завод Киндзмараули. Собственно ради этого мы сюда и ехали. Но так как сегодня Пасха – все
закрыто, кроме винного магазина от завода. Прикупили в нем три бутылки вина и пошли собирать вещи. Места под вино нет. А как-то везти надо. Выложили из чехла штатив и в этот чехол загрузили вино. Штатив замотали в пакеты и привязали сверху. Очень нужная в путешествии вещь.
В общем, ехать в Кварели и вообще в регион Кахетия смысла особого нет. Сельскохозяйственный регион с виноградниками,
овцами и навозом на асфальте. Достаточно добраться до Сигнаги и оттуда посмотреть на Алазанскую долину.

Дорога от Телави к Тбилиси очень приличная и интересная. Серпантины по достаточно пологим горам, развалины, смешные указатели. Рекомендую.

Знаменитые Тбилисские «поганки».

Впереди Армения.

На границе нас пропустили очень быстро как грузины, так и армяне. Только грузины сказали что мы скоро вернемся, в Армении нам не понравится. В Армении нужен местный аналог ОСАГО. Разменял две тысячи рублей, это около 33 000 драм. Страховка на неделю стоит
около 2100 драм. Литровая бутылка воды 100 драм. Так что непонятно, 33000 это много или мало.

Цель – монастыри Ахпат и Санаин в районе Алаверди.

Доезжаем до монастыря Ахпат. Я свернул в деревушке не туда и пробирался через какие-то задние дворы. Причем по крутым каменистым тропинкам. Еду, над головой возвышаются строения монастыря и тут за поворотом я упираюсь в огромную кучу земли и грузовик, который эту кучу земли вывалил на тропинку. Дорога вся перегорожена. Сгрузил Таню и поджигая сцепление проехал эту кучу. Развернуться назад было нереально. Слева – обрыв на пару десятков метров. Весело.

Горы вокруг очень зеленые, перед монастырем торговля сувенирами и много туристических автобусов.

Уникальные монументы, встречающиеся только в Армении — хачкары.

Дальше едем в монастырь Санаин, до которого около 18 км. Дорога проходит через г. Алаверди. Очень тяжелое впечатление оставляет окружающий пейзаж. Бывший огромный промышленный кластер заброшен, гигантские двухэтажные цеха стоят с выбитыми стеклами. Башенные краны еще стоят, но они уже полностью проржавели и того и гляди упадут. Разруха и упадок.

Сам монастырь Санаин особо интереса не представляет.

Ахпат гораздо достойнее. Так что если нет времени – ехать не обязательно.

Едем к озеру Севан.

Стали появляться торговцы рыбой и раками. Причем зазывали вдоль дороги стоят с согнутыми руками на уровне плечей и пальцами изображают клешни раков. Смешные очень. Где ночевать непонятно. Подъехали к какому-то аборигену, спрашиваем где есть гостиница. Он нам – вот чуть дальше по дороге, я охранником там работаю. Сейчас позвоню на ресепшен, вас встретят и поселят. Цена за номер – 12000 драм. Отлично! Подъезжаем – миленькая двухэтажная гостиница зеленого цвета. Правда пока мы ехали 500 метров цена выросла до 15000 за номер, да фиг с ней.

Номер двухкомнатный, но очень холодный. Вообще температура воздуха около 12 градусов и к вечеру холодает до +9. От Севана дует холодный ветер, даже мысли искупаться не возникает.

Озеро покрыто туманом и погода дождливая. Есть только такая фотография.

Идем в ресторан обедать. Одно из обязательных для поедания блюд – шашлыки из раков. Заказали их, еще салатов разных, чего-то горячего, графинчик домашнего вина. Шашлыки из раков – так себе. Все съедобное, но особых восторгов не вызывает. Счет составил 23000 драхм. Ничего не понял. Скажем так, я был обескуражен не соответствием цены за номер и за еду. Ну ладно, хрен с вами.

6 мая.
Севан – Ереван – Звартноц – Эчмиадзин – Арарат – Ереван.
Утром едем в Ереван. Дождь и прохладно. Добираемся до Еревана, приезжаем на центральную площадь.

Делать в Ереване нечего. Вообще нечего. Центр можно обойти за 30 минут. Причем часть улиц и кварталов просто пустые. Коробки зданий поставлены, внешняя отделка сделана, а сами здания пустые внутри.

Пробуем найти наклейку с Арменией на мотоцикл – нет ничего. Сувениров вообще очень мало. Ладно, план на сегодня пообедать и поехать в Звартноц и Эчмиадзин. Благо до них около 100 км. Но прежде чем обедать, я захожу в центральный банк и меня еще пару тысяч российских рублей на драхмы. Выхожу, Таня разговаривает с местной жительницей. Она русская, рассказала что в стране очень все плохо. Работы нет, русских зажимают. Все армяне перебираются в Россию. Причем она это рассказывает, а у нее слезы из глаз льются. Она говорит: — «Вы даже не представляете, как вам повезло в жизни, что вы живете в России».
Попросила у нас денег на лекарства. Дал я ей половину имеющихся драхм и отправились мы с Таней дальше. Ничем больше мы ей помочь не могли.

Я не знаю, может быть это был опытный мошенник, который сыграл на наших чувствах. А может быть это была просто отчаявшаяся женщина, которая попросила помощи от русских. Не знаю. Но она была ничуть не похожа на мошенников, которые пробовали меня кинуть или обобрать в Париже, Марселе или Барселоне. Не я ей судья.

Зашли в первый попавшийся ресторан. Внутри все оказалось очень пафосно. Из заказанного я не смог съесть даже половины. Порции не то что большие, они огромные. И очень-очень вкусные. Цена за все – 12 000 драхм. А вчера мы поели на 23 000.
Едем дальше.

Гордость Армении! Заслуженная.

Пробуем проехать в сторону Эчмиадзина по указателям – ничего не получается. Уезжаем в какие-то дебри и начинаем кататься по кругу. Температура около 30 градусов, душно очень. В итоге застряли в какой-то пробке на окраине Еревана. Надо воспользоваться такси-навигатором. Пробираемся за такси по пробке, мотоцикл начал перегреваться и показывать что ему не нравится ехать на первой
передаче при +35. В итоге выбрались из города на нужную нам дорогу.

Звартноц, храм Бдящих Сил, храм Небесных Ангелов. Я знаю что горизонт завален. Я его выравнивал, но при подготовке к массовому экспорту что-то сбилось и все правки обнулились.

Построен в 7 в. нашей эры. Билеты в комплекс продает тетка, муж у которой архитектор вот этого перста.

Эчмиадзин, тут расположен главный храм Армянской апостольской церкви, престол Верховного Патриарха Католикоса Всех Армян. Эчмиадзинский кафедральный собор является одним из древнейших христианских храмов в мире.
На парковке перед храмовым комплексом. Посмотрите на выбитые окна и заколоченные двери.

Входная группа.

Церковная школа.

Хачкары.

Нас тут особо интересовали святые реликвии церкви, самыми ценными из них являются: копье, которым было пронзено тело Христа, фрагмент Ноева Ковчега, коленная чашечка Иоанна Крестителя, частица Древа Креста, на котором был распят Иисус, наконец, фрагмент тернового венца Иисуса.

Милая девушка, которая проверяла билеты устроила нам небольшую экскурсию по музею и рассказала про экспонаты.

Все фрагменты вделаны в камни в центре крестов.

Вообще в мире на текущий момент есть четыре (!) копья, которым был пронзен Иисус (Копье Судьбы, копье сотника Лонгина). Вот это одно из них. Ну как бы вам сказать, римский пилум выглядит не так. Да и вообще боевое оружие так выглядеть не может.

Сюда съездить надо обязательно. В Звартноц можно не заезжать, а вот в Эчмиадзин очень рекомендую.

Едем смотреть Арарат и церковь Хор Вирап.

Арарат. С погодой нам не очень повезло.

Гуляем по Хор Вирап.

Хоть Армения и маленькая страна, но быстро объехать и посетить несколько мест у нас не получается. По плану сегодня мы должны были посетить еще Гегард и выехать в Грузию, но времени уже нет. Так что возвращаемся в Ереван и там ночуем.

В Ереване остановились в первой попавшейся по пути гостинице. Рядом с гостиницей мойка и ребята с нее зазывают меня помыть мотоцикл. А он грязный, не то слово. Ок, мойте. Сел на стульчик, смотрю как трое армян моют гуся. И тут накатывает на меня такая усталость, что мне слово лень сказать. А мотоцикл в шесть рук губками моют, пастами натирают, диски от битума оттирают. Требуют чтобы я прокатился кружок, чтобы вода просохла. Резину чернят, еще пастами полируют. Лепота. Вот только сколько эта лепота мне будет стоить? Рядом прейскурант на мойку. Легковая машина – 1500 драхм, джип – 2500 драхм, микроавтобус – 3000 драхм. За мотоцикл у меня запросили 4000 драхм. Спорить и торговаться нет ни сил ни желания.

Вот везде так, вроде все нормально, но ощущение что тебя обманывают постоянно складывается. Мне не денег жалко, тем более это копейки, а вот именно такое отношение неприятно. Вся Армения такая.
Вечером доехали до центра и полюбовались танцующими фонтанами. Симпатично, но ничего особенного.
  • Vir1Vir1
  • 5 марта 2014 в 12:21

vlad_ant
Красиво написано )! Только вот денежная единица Армении — драм, равный 100 лумам
Vir1
Спасибо. Где-то подправил с драхма на драм, а где-то нет. :)
Лумы вообще не помню.
Приезжай в Азербайджан.
Vir1
На майские буду там. 1го мая планирую в Баку вечером быть.
Aydinka
Приезжай, встретим познакомишься с местной мотобратвой ;)
Ильхам уже встречает. :)
Aydinka
Знаю несколько Ильхамов, надеюсь все пройдет хорошо и потусите от души.
Обращайся если что.
Stone-HD
Ждемс :)
Дилижан проезжали?
Vir1
Проезжали через него к Севану. Ничего не помню об этом городе.
snakeBSD
Как красиво, нада сьездить.
ощущение что тебя обманывают постоянно
— блин, вот это все портит…
RideBike
Разменял две тысячи рублей, это около 33 000 драм. Страховка на неделю стоит
это нАрмальнА)))
Ну да, нармальна.
roman07
242 руб. (из расчета 33000 за 2000 руб.) за абсолютно полный комплект мойки… Ну ты уж тогда сильно был уставший, раз такое запомнилось...)))
Да и шашлык из раков… Ёма-ё… я и не знал, что такое бывает...))в Москве при оплате за него у меня наверное лимит кредитной карты будет превышен..))
А так познавательно,… Спасибо. В Грузию в этом году поеду, а в Армению,… смотрю, что не зачем.
RideBike
когда в грузию подеешь? и на чем?
Vir1
В ближайшее время не планирую.
c_piper
Армения интересна, хотя и грустна. просто нужен правильный гид =)
Alexander2
В Армении беда… у меня друзья ездили. Сам там временно жил во времена СССР. Армению как под развал СССр после Спитакского землятрясения заблокировали-пресанули так у них с тех пор ничего хорошего. Всё в упадке. Из моих одноклассников только двое остались там. Все остальные уехали!!!
c_piper
да, там сейчас одна печаль. внутренние проблемы, безработица, азербайджан. мне грустно смотреть на армянских друзей, которые работают в России только потому, что в Айастане нет работы, хотя они очень любят свою родину.

однако, в плане культуры Армения может быть очень интересна.
Alexander2
В плане культуры да. Первая страна в мире принявшая христианство… много древних храмов…
Vir1
Я не писал этого в отчете. Но у меня было представление что Армения очень религиозная страна. Но у них все спокойно в храмах. А вот Грузия в этом плане меня удивила.
Не исключаю, но у меня желания возвращаться туда нет. Особенно при наличии еще примерно 220 стран в мире, в которых я не был.
c_piper
и в этом я вас очень даже понимаю…
dimalarnaca1
пардон, по ошибке вместо плюса минус нажал.((( отличный пост!!!
  • ttg
  • 5 марта 2014 в 18:21
Армения очень красивая страна, так что посетить однозначно стоит. У них имеются такие невероятние места\храмы\горы, что даже представить трудно. Проблема в том, что как уже писали, там глубочайший кризис, весь демократический аппарат работает на высасывании последнего гроша из кармана людей и, как ни странно, защитой гос. границ.

Так что если желаете хорошо отдохнуть, потратить деньги (там все дешевле в разы, кроме бензина) и пообщаться с природой — то туда и в Грузию!
anrytsapu
ощущение что тебя обманывают постоянно… Вся Армения такая.
Да собственно, весь Кавказ такой
ttg
да ну, неправда! Мне всегда помогали и на Северном Кавказе, и в Грузии, и тем более в Армении, когда я после падения нуждался в помощи в каком то богом забытом месте на второстепенной дороге (тогда я сломал крышку двигателя, а кожа местами была порвана. так вот, мне очень повезло, что рядом оказалось какое то здание, где на тот момент были люди. Они оказали первую помощь, обработали раны, напоили и накормили меня и нашли фургон, на котором доставили меня и мой байк в Ереван, а это как никак 30 км, причем совершенно бесплатно)
anrytsapu
Ну мир не без добрых людей, я не говорю, что все подряд жулики, у меня много было друзей разных национальностей, но общая атмосфера Кавказа именно такова. Я родился и вырос в Осетии, ситуация мне знакома.
  • Uef
  • 5 марта 2014 в 21:22
Спасибо за пост, очень много полезной информации.
А кто подскажет, нормальная ли дорога от Астрахани до Баку?
И как там пересекать границу, есть ли сложности?
Хочу этой весной проехать вдоль Каспия и вернуться через Армению и Грузию.
Vir1
Лично не знаю, пока не ездил отКаспия до Баку. Знакомые нормально проезжали.
Edoardo
Тогда Вам придется после Азербайджана поехать в Иран, а оттуда уже в Армению-Грузию.
Почему?
Edoardo
граница между Арменией и Азербайджаном закрыта.
а если через Грузию?
Edoardo
можно, но тоже не удобно. Получается Россия — Азербайджан — Грузия — Армения — Грузия — Россия. Короче смотри на карту. Армения и четыре соседние страны. С востока и запада — Азербайджан и Турция. На глухо закрыто в обеих направлениях. С севера и юга — Грузия и Иран — зеленый свет
Stone-HD
Можно и так, а дороги нормальный вдоль Каспия
ttg
кстати, не факт, что после посещения Азербайджана вы сможете попасть в Армению. Совершенно точно могу сказать, что если поедете в Нагорный Карабах, то в Азербайджан не пустят, могут даже возникнуть проблемы с внутренними органами Азербайджана, и, скорее всего, проблемы будут, если посетите Армению, а дальше поедете в Азербайджан.

Так что советую уточнить эти моменты перед поездкой в посольствах!
мотоблоги, Блог им. Vir1, Майская Грузия - Армения. Часть 3.