Блог им. b0nch → Поездка в California Superbike School (часть вторая - уровни 3 и 4)
Итак, второй раз (первый здесь) оказался в Америке для того, чтобы окончить школу California Superbike School — уровни 3 и 4.
Спешу поделиться подробностями:
Первые занятия 2014 года проходили на трассе Las Vegas Motor Speedway, что находится в Неваде. Так как из Москвы самолеты летают только в три города Штатов, то лететь опять пришлось в Лос-Анджелес, оттуда ехать на машине 450 км
Время переезда пришлось на пятницу вечер, поэтому я в полной мере смог насладиться пробками на interstate шоссе, в итоге дорога от Лос-Анджелеса до Лас-Вегаса заняла около 7 часов (обратно — около 4,5 часов)
Интересно было посмотреть на то, как выглядит типичный американский дачник. Нет, это не человек в жигулях-четверке с рассадой на заднем сидении. В Америке, дачника можно опознать по размеру автопоезда, который он ведет. Самое частое — это огромный RV (кемпер), сзади которого прицеп везет либо машину либо багги либо пару мотоциклов. Вся эта махина размерами соревнуется с вагоном метро. Более мелкие дачники довольствуются огромными Ford F350 и прицепом размером с гараж. Среди всех этих автопоездов шныряют мелкие (по тем меркам) Хаммеры и Тойоты Хайлендер.
Добравшись к вечеру в Лас-Вегас, удалось застать город весь в огнях (конечно, при свете дня город выглядит более блекло). Вообще, Лас-Вегас производит впечатление новогодней елки. Все в китайских светодиодах и соревнуются в яркости рекламы и огней. Все это наложено на систему казино и поэтому все стремятся выглядеть «побохаче» :) Впечатление, скорее странное, чем впечатление роскоши. Все это накладывается на толпы фриков, пьянствующей молодежи, гламурного народа ну и всего такого типа «What happens in Vegas, stays in Vegas». Короче, впечатление схожи с теми же, как будто вы попали в Новый Год в район китайских общежитий — все ярко, дешево и куча пьяного и странного народа. В общем, на любителя
На следующий день начинались
занятия
В целом, начало такое же, как и в прошлый раз: в 7:30 утра регистрация + завтрак. В 8:00 всех собирают в большой комнате, где вся команда представляется (тренеры, механики, глава маршалов и пр). После этого стандартный инструктаж — виды флагов, что такое трек (для тех, кто не знает правила поведения на нем), в чем заключается работа каждого и зачем все это надо. В этот раз в команде оказался сам Кейт Код, который приехал что-то проверить, он представился и сказал, что у него тут свои дела и он проводит кое-какие эксперименты. Однако в перерывах он довольно часто крутился со всеми и спрашивал впечатления и другие комментарии. Особенно, он уделял внимание уровню 4, как наиболее продвинутому, поэтому мы довольно часто общались (но, скорее на нетехнические темы)Кстати о флагах, в школе помимо стандартных применений зеленого, желтого, красного, черно-белого флага используется еще нестандартное применение двух флагов
— Синий — означает «прекрати делать то, что ты сам знаешь, делать не надо». Для тех, кто начинает не заниматься упражнениями, а заниматься чем-то другим (пробовать другие траектории или пробовать кататься по поребрикам или гоняться или использовать тормоза в упражнениях, где нельзя использовать тормоз вообще)
— Черный — означает «Тревор хочет с тобой поговорить». Тревор — глава маршалов, он может захотеть дать какие-то комментарии или попросить не делать каких-либо вещей
В эти пару дней я получал синий флаг когда начал кататься по поребрикам и ни одного черного (на прошлых уровнях меня много раз вызывали на разговор из-за агрессивных обгонов)
После этого все расходятся по своим уровням и получают первое теоретическое занятие
Об уровнях
Уровень 3 весь был посвящен правильному положению тела и взаимодействию с мотоциклом. Я бы сказал, что это был наиболее полезный курс, наиболее напичканный необходимыми знаниями, о которых, я как-то не смог вычитать в книгах или они были описаны не очень ясно. Например: все точно знают, что в повороте надо давить на внешнюю подножку, но для меня до последнего оставалось загадкой, зачем это надо делать (да, более комфортно, но не очень понятно, почему так и как сильно надо давить и что будет, если не давить)Уровень же 4, особый. На нем нет особенной программы и он весь о том, чтобы кататься, соблюдая то, чему научились на предыдущих курсах. Система такая: выбирается упражнение, которое уже проходили (например wide view — т.е. катаешь медленно, пытаясь держать в радиусе зрения много вещей одновременно, избавляясь от «туннельного» эффекта). Иструктор катит за тобой и смотрит. Если что-то другое или это же не получается — он дает обратную связь и в следующий раз ты уже выезжаешь с другим упражнением на повторение. Смысл в том, что постепенно нужные навыки закрепляются и некоторые вещи получаются автоматически, таким образом все упражнения потихоньку закрепляются. В моем случае постоянно выпадал навык правильной посадки (все время слишком низко сдвигал зад на мотоцикле, из-за чего я эффектно чертил в поворотах коленом, но положение тела было неправильным, что сказывалось на скорости и траектории). Когда я на этом сконцентрировался, выпал из фокуса внимания базовый навык про точки поворота. Т.е. я перестал разделять поворот головы перед поворотом и собственно, сам поворот (по логике, это разные моменты времени — сначала поворачивается голова и смотришь в апекс, через некое время, которое ты контролируешь боковым зрением, доезжая до точки наклона мотоцикла, происходит контрруление, мотоцикл поворачивает). Сконцетрировался на этом — выпало что-то другое и т.д. В целом, полезно, но мозг напрягается неимоверно, ибо пытаешься удержать все вместе, а неотточенные навыки расспаются + есть какие-то навыки, которые уже сам себе приобрел (типа, чертить эффектно коленкой при том, что почти полностью съехал с мото и на нем не держишься), которые надо переучивать
В программе также был видеобайк — т.е. мото с прицепленной к нему камерой — я проехал 4 круга (2 в один день и два в другой). На нем вы сможете найти все ошибки, о которых я говорил выше :) а также увидеть, что на треке опять катаются все вместе, поэтому много времени тратится на обгон (который я старался выполнять ооочень аккуратно, чтобы не заработать предупреждение)
Пару слов о треке
Так как в прошлый раз, трек Streets of Willow Springs мне не понравился, то был выбран трек las Vegas motor Speedway. Это, как я понял, не сам трек, где катают Nascar racing, а какой-то вспомогательный трек, т.е. опять мало гравийных ловушек, трек узковат. Но конфигурация повеселее, трек поровнее, поэтому в целом, рекомендую трек для занятий (скорость средняя по треку где-то 80-100 я бы сказал, что, конечно, не сравнится с серьезными трассами). После первого дня школа поменяла направление трека, чтобы все ученики заново прошли процесс изучения трека, поиска точек поворота ну и чтобы поменьше гоняли :) В целом, я бы сказал, трек скорее понравился, конфигурации интересные, повороты тоже, он ровный, подходящий для отработки навыков, хотя инфраструктура по-прежнему страдает (ну почему, почему на треках даже элементарного вайфая нет, а туалеты похожи на придорожные туалеты трассы Чита-Хабаровск?)Что дальше:
Ну, конечно, хочется развиваться дальше. Явно не все навыки отточены, явно есть много знаний, которые хотелось бы приобрести. Также, хочу напомнить, что California Superbike School — это все-таки cornering school, а не racing school, поэтому навыки обгонов, торможений, перекрещивания и выбора траекторий для предостращения обгонов они не дают. По этому поводу удалось пообщаться с Кейтом и он посоветовал школу Code R.A.C.E (угадайте, кто ее организовал :) Поэтому, оттачивая приобретенные навыки на треках России и Европы вижу следующим шагов посещение трека в мае в New Jersey в новой школе. Что потом — пока не знаю, может частный инструктор? Буду рад услышать ваши советы и (если есть) вопросыPS: Второй раз выкладываю пост в субботу ночью, чувствую комментариев будет немного :)
- b0nch
- Александр
- 22 февраля 2014 в 5:02
- 15
- +48
- VoroshilovN
- 22 февраля 2014 в 11:33
- ↑
- ↓
количество потраченных ден. знаков, я дума, соответствует тяге:)
А вообще не понял что это за программа обучения. К городу не применима, к треку вообще не имеет отношения. Чему хотели научится то? или это тематическая экскурсия просто? Есть масса вариантов обучения тренировок в европе, с русскими инструкторами и райдерами, зачем ехать так далеко. Европейские треки доступны круглый год.
Сам стараюсь раз в месяц куда нибудь попасть. Но Ваш вариант всяко лучше чем за компом картинки смотреть))))).
Сам стараюсь раз в месяц куда нибудь попасть. Но Ваш вариант всяко лучше чем за компом картинки смотреть))))).
Ну, назначение такое же, как и у книги Кейта (которая cornering bible) — помочь мотоциклистам проходить повороты правильно. Вопрос, как использовать потенциал в повороте — кто-то захочет проходить повороты быстрее, кто-то может просто хочет быть уверен, что ему хватит сцепления объехать ветку в повороте
Из 30 человек, которые были на курсе только 4 были реально хоть раз на треке. Похоже, что это скорее городская школа, нежели трековая
Из 30 человек, которые были на курсе только 4 были реально хоть раз на треке. Похоже, что это скорее городская школа, нежели трековая
А может этот пост будет оч интересен на специализированном мотосайте рейсеров? Ведь 99,999999% здесь присутствующих предпочитают ездить по ДОПам ни разу в жизни не приближаясь к спортивному треку. Не говоря уже об обучении в специализированных мотошколах повышения мастерства( нет-я ошибаюсь-мотобатовцы проходят обязательное обучение-тока за пределами МКАД их нет).
У нас дорог то нормальных нет-не то что треков. Мы просто мечтаем об асфальте без ям
У нас дорог то нормальных нет-не то что треков. Мы просто мечтаем об асфальте без ям
Цены: ну схожи с тем, как в прошлый раз:
— Мотошкола: 2 дня — 2400 баксов
— Билеты до Лос-Анджелеса: 50 тыс руб на двоих
— Снять машину и покататься — 400 баксов с бензином (сильно дешевле, чем в Европе)
— Проживание — около 250 баксов (чуть дороже, чем в LA)
— Еда + всякие развлекухи — около 200 баксов
Итого: примерно 180 тыс руб
— Мотошкола: 2 дня — 2400 баксов
— Билеты до Лос-Анджелеса: 50 тыс руб на двоих
— Снять машину и покататься — 400 баксов с бензином (сильно дешевле, чем в Европе)
— Проживание — около 250 баксов (чуть дороже, чем в LA)
— Еда + всякие развлекухи — около 200 баксов
Итого: примерно 180 тыс руб
здесь был ататат
Школа Ценообразование
Езда свой собственный велосипед
$ 1850 или $ 2750 в зависимости от трека
Использование нашего BMW S1000RR
$ 2550 или $ 2950 в зависимости от трека
Dunlop Tires
Новые 2s Qualifier — БЕСПЛАТНО на нашем BMW S1000RRs
Новые 211 ВПА — $ 360
Депозиты
Школьные Депозиты
Уплата школы депозита требуется для блокировки в вашем месте.
Езда нашему BMW S1000RR $ 1250 или $ 1475 в зависимости от трека
Езда свой собственный велосипед $ 950 или $ 1375 в зависимости от трека
Части Депозитные
Езда нашему BMW S1000RR $ 2500
Езда свой собственный велосипед
$ 1850 или $ 2750 в зависимости от трека
Использование нашего BMW S1000RR
$ 2550 или $ 2950 в зависимости от трека
Dunlop Tires
Новые 2s Qualifier — БЕСПЛАТНО на нашем BMW S1000RRs
Новые 211 ВПА — $ 360
Депозиты
Школьные Депозиты
Уплата школы депозита требуется для блокировки в вашем месте.
Езда нашему BMW S1000RR $ 1250 или $ 1475 в зависимости от трека
Езда свой собственный велосипед $ 950 или $ 1375 в зависимости от трека
Части Депозитные
Езда нашему BMW S1000RR $ 2500
здесь был ататат
- Alex-Noori
- 22 февраля 2014 в 19:44
- ↓
эх… как жаль что в России нет ничего подобного(
Из-за того что я безвыездной — читаю такие вещи с диким восторгом и неподдельным интересом! Спасибо большое)
Из-за того что я безвыездной — читаю такие вещи с диким восторгом и неподдельным интересом! Спасибо большое)
«все точно знают, что в повороте надо давить на внешнюю подножку, но для меня до последнего оставалось загадкой, зачем это надо делать (да, более комфортно, но не очень понятно, почему так и как сильно надо давить и что будет, если не давить)»
Так зачем надо? Как сильно? И что будет если не давить? :)))
Так зачем надо? Как сильно? И что будет если не давить? :)))
Ну, если вкрадце, то смысл в том, чтобы держаться стабильно за байк в повороте (т.е. быть locked on the bike). Для этого создается давление на подножку внешнюю, а другим концом этого рычага — т.е. коленом нужно сильно давить в бак, тогда у тебя фиксируется очень прочно нога на мотоцикле, соответственно, фиксируется таз, через мышцы спины ты фиксируешь таким образом корпус и руки остаются расслабленными
Т.е. никакой связи с центром тяжести тут нет, смысл только в том, чтобы зафиксировать тело на мотоцикле. Если бы можно было приклеить таз к мотоциклу — то не надо было бы давить на подножку. Но таз переезжает немного влево-вправо в разных поворотах, поэтому приклеить его невозможно :)
Т.е. никакой связи с центром тяжести тут нет, смысл только в том, чтобы зафиксировать тело на мотоцикле. Если бы можно было приклеить таз к мотоциклу — то не надо было бы давить на подножку. Но таз переезжает немного влево-вправо в разных поворотах, поэтому приклеить его невозможно :)
Спасибо за ответ, мне местный трэковый гуру объяснял именно «Т.е. никакой связи с центром тяжести тут нет», якобы если давить на подножку внутренюю ты помогаешь мотоциклу выскользнуть и упасть :)) вообщем я ещё тогда подумал «что за бред? это ж с какой силой на неё давить надо чтобы какой то ощутимый эффект в этом плане создать?»
сначала поворачивается голова и смотришь в апекс, через некое время, которое ты контролируешь боковым зрением, доезжая до точки наклона мотоцикла, происходит контрруление, мотоцикл поворачивает
А когда взгляд переводится дальше? В какой момент времени? И куда именно?
Должен ли взгляд плавно скользить по траектории поворота, или же резко перемещаться между несколькими контрольными точками?
Сначала отвечу на второй вопрос: на этот счет мнения разнятся. Многие гонщики мне говорили о плавном перемещении взгляда вдоль траектории. В superbike school учат четко фиксироваться на точках, аргументируя это тем, что когда ты плавно двигаешься вдоль прямой — ты ничего четко не видишь. Я выбрал второй подход и всегда замечаю очень точно точки поворота, апекса, выхода с траектории. Если есть возможность проехать по трассе на велосипеде (вечером), то проезжаю и отмечаю для себя. Если нет — смотрю записи с камеры
Когда переводить взгляд? — Ответ от superbike school — как только ты будешь точно уверен, что попадешь в нужную точку :) Точного ответа нет, но по ощущениям — это метров за 30-50 от точки поворота, метров за 10-15 от апекса (от скорости зависит). Удобно в этом смысле смотреть за гонщиками мотоГП. На сайте, если купить подписку, можно смотреть каждую гонку с 15 разных камер, в том числе из-за спины гонщика (например, Марка Маркеса). Тогда точно ясно, когда и кто поворачивает голову
Куда смотреть? Если следующий поворот близко — то смотришь на следующую точку поворота. Если поворот далеко (т.е. прямик впереди), то смотришь на точку выхода — это обычно поребрик где-то впереди (эту точку надо тоже найти). Если поворот слепой — то смотришь на что-то, что выступает над поверхностью земли и обозначает примерно твою точку (вышки антенн, будки маршалов, водонапорные башни и пр)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (28)
RSS свернуть / развернуть