Honda CBR1000F 1991 → Третья часть Марлезонского балета, - Сборка картера
Третья часть Марлезонского балета, — Сборка двигателя.
Так как я очень не люблю буржуйский язык, а без мануала, впервые собирать незнакомый мотор, как-то не комильфо, я решил начать с перевода мануала. А точнее раздела посвященного сборке и разборке двигателя, а также небольшим дополнениям этого мануала, нужным лично мне. К таковым, отношу к примеру, в какое место и каких размеров ставятся болты, т.к. при разборке, маркировать каждый болт не хочу и не люблю.
Пустой картер ждет начала работ…
Под катом МНОГО фотографий
]
Затем собственно приступил к сборке.
Для начала установил новые вкладыши на их законные места, в соответствии с цветовым кодом. Т.к. выработки по шейкам коленчатого вала практически не было, вкладыши ставились номинальные, просто новые. Замеры зазоров, после установки не производились, т.к. не вижу в этом смысла. Если скажем стоял на шейке «зеленый» вкладыш, был снят, шейка была замерена и замер показал, что выработки по ней тупо нет, — то и мудрить не вижу смысла. До замены на новый, зазор должен был быть увеличенным, за счет выработки на вкладыше, которая присутствует, но равномерная и без криминала…
Коренные вкладыши заняли свои места, были обработаны маслом в рабочей зоне.
Затем был установлен верхний слайдер цепи генератора.
Верхний слайдер цепи генератора на своем месте
Т.к. в отличии от слайдеров (башмаков) цепи ГРМ, он практически не имел следов износа, — новый не покупался. Болты удерживающие слайдер, ставятся на синий фиксатор резьбы (средний).
Цепи ГРМ, маслонасоса и генератора. Две новые, одна (генератора) старая, но она практически не убиваемая.
За слайдером на место, в верхнюю половинку картера, встал коленчатый вал с надетыми на него цепями, ГРМ, маслонасоса и генератора.
После установки коленчатого вала, были установлены шатуны. В предыдущей части бортового журнала, я уже обращал внимание, что шатуны ставятся в строго определенном положении. А именно, — масленным каналом (он на шатуне с одной стороны), в сторону впуска (как написано в мануале), а попросту, масленный канал при установке смотрит назад двигателя. Резьба на болтах, крышек шатунов обрабатывается моторным маслом, затем на них накручиваются гайки, которые затягиваются с «моментом» в 35 Нм.
После этого перенес внимание на нижнюю половинку картера.
Установил слайдер цепи маслонасоса, так же без покупки нового. Болты, тоже на фиксатор резьбовых соединений.
После этого взялся за установку коробки передач, а именно, той ее части, которая расположена в нижней половинке картера, — копирного вала и вала с вилками переключения передач. Предварительная ревизия, выявила некоторую потертость вилок на моторе с пробегом в 250.000 км и было решено ставить коробку в сборе, от более свежего мотора (донор, как писалось в предыдущих частях бортового журнала, у меня есть).
Для начала был установлен копирный вал, вместе с подшипником. После установки его в соответствующее гнездо, снаружи была прикручена фиксирующая пластина.
За копирным валом, установил вал, на который одеваются вилки переключения передач. С ними все просто. На двух вилках побольше, есть маркировки с буквами. Среди буков есть буквы L и R, что означает соответственно Левая и Правая. А малая вилка, занимает свое место в центре. Устанавливаем просто, — немного вдвигаем вал, одеваем на него Правую вилку, так что она обоими «зубцами смотрит назад, а небольшим выступом попадает в одну из канавок копирного вала. Затем ставим центральную вилку, ее «зубцы» смотрят вперед, а выступ так же попадает в центральную канавку копирного вала, последним ставил левый вал, он тоже смотрит зубцами назад и выступом попадает в третью канавку копирного вала. Положение копирного вала, не имеет значения, главное, чтобы выступы вилок попадали в свои канавки на копирнике.
Задвигаем вал, на котором установлены вилку до упора и снаружи прикручиваем пластину ограничитель, на нее одевается блокирующая пластника, которая загибающимися лепестками, контрит болты, удерживающие обе пластинки и собственно вал. Объяснить сложно, посмотрев один раз, — все понятно. Тут важно помнить, что блокирующая пластинка с лепестками, по факту одноразовая и если эти лепестки при откручивании, отогнуть сильнее чем надо, то при закручивании и сгибании их на место, — они сломаются… В идеале надо покупать новую, — стоит копейки…
Итак копирный вал с вилками установлены и я снова перехожу к верхней половине.
Пропихиваю в цепь генератора демпфер со звездой, потому что потом это будет сделать сложно.
И устанавливаю натяжитель цепи генератора с башмаком. Он ставится на три болта, все три обрабатываются синим резьбовым фиксатором.
После этого ставлю маслораспределительную пластину, она в идеале тоже одноразовая, так как на ней присутствуют лепестки контрящие болты, которыми она прикручивается. Но я естественно не знал о ее одноразовости, когда заказывал запчасти, а когда пришла пора собирать, было уже поздно… Но у меня таких пластин было в запасе целых три, так что я поменял на них резиновые, уплотнительные, кольца и принялся ставит… удалось с первой попытки, — лепестки не сломались и надежно законтрили болты.
Затем были установлены валы коробки передач. Никаких подводных камней с их установкой нет. Главное совместить пины на картере с отверстиями в подшипниках валов и выступы на подшипниках с пазами на картере. В общем перепутать что-либо сложно. Первым на место встал вторичный вал, затем свое место занял первичный.
Хочу заметить, что предварительно, я перебирал оба вала, с целью промывки и осмотра на предмет возможных деффектов, которых выявлено не было.
На этом сборка несколько затормозилась, т.к. не было специального герметика для сборки половинок картера, а так же надо было распечатать очередную часть мануала и отметить на нем, положение картерных болтов, их размеры (какой куда) и моменты их затяжки, чтобы потом все быстро и беспроблемно собрать.
На поиски герметика у меня ушло пол дня… в большинстве магазинов мне говорили, что есть только дешевое гавно, а при сборке картера японского мотоцикла, нужен качественный герметик. Нашел таковой в Маршале. Локтайт, для беспрокладочных соединений с минимальной толщиной образующейся пленки. Обошлось мне это удовольствие в 1350 рублей, но потому, что флакончик довольно большой (если кто будет в Питере мотор перебирать, обращайтесь =).
Вечером приехал домой, распечатал схему картера с отмеченными несущими болтами, затем подписал на ней размеры болтов и последовательность с которой их надо собирать, а так же моменты затяжки, и приступил к сборке.
Для начала, по схеме зон из мануала, промазал герметиком определенные участки картера. Затем одел нижнюю часть картера на перевернутую верхнюю. Изначально думал, что возникнут проблемы с попаданием вилок переключения передач, на соответствующие места валов, но проблем не возникло, все встало на ура.
Первыми на свои места были помещены 9мм болты, которые стягивают картер в районе коренных вкладышей. Предварительно в колодцы болтов было налито моторное масло, так же были им смазаны сами болты (в соответствии с мануалом). 12 болтов затягиваются от центра двигателя к краям, крест на крест, в три шага. Сначала до 10 Нм, затем до 25 Нм и наконец до 37 Нм.
Затем наживляются все остальные болты и протягиваются так же по возможности крест на крест, в 2-3 этапа, до 24Нм. Практически все болты стягивающие половинки картера расположены снизу. И лишь три, — сверху.
Протянув болты, я пока закончил. Завтра планирую закончить нижнюю часть картера. Установит ь маслонасос и масленные магистрали. А самое главное, поставить и выставить по меткам балансирный вал. Его я тоже перебирал, — заменил в нем демпфирующие элементы.
После этого будет некоторая задержка, т.к. три комплекта блоков цилиндров, на данный момент находятся у моих знакомых, их обмеряют, чтобы выбрать наилучшие… т.к. компрессия на двух была в идеале, то точить не планируется. Поменяю для профилактики кольца и не более того. А вот притирка клапанов на ГБЦ меня ожидает =)))
Вот так вот выглядит сейчас мой двигатель, а заодно и моя кухня =)
">
Так как я очень не люблю буржуйский язык, а без мануала, впервые собирать незнакомый мотор, как-то не комильфо, я решил начать с перевода мануала. А точнее раздела посвященного сборке и разборке двигателя, а также небольшим дополнениям этого мануала, нужным лично мне. К таковым, отношу к примеру, в какое место и каких размеров ставятся болты, т.к. при разборке, маркировать каждый болт не хочу и не люблю.
Пустой картер ждет начала работ…
Под катом МНОГО фотографий
]
Затем собственно приступил к сборке.
Для начала установил новые вкладыши на их законные места, в соответствии с цветовым кодом. Т.к. выработки по шейкам коленчатого вала практически не было, вкладыши ставились номинальные, просто новые. Замеры зазоров, после установки не производились, т.к. не вижу в этом смысла. Если скажем стоял на шейке «зеленый» вкладыш, был снят, шейка была замерена и замер показал, что выработки по ней тупо нет, — то и мудрить не вижу смысла. До замены на новый, зазор должен был быть увеличенным, за счет выработки на вкладыше, которая присутствует, но равномерная и без криминала…
Коренные вкладыши заняли свои места, были обработаны маслом в рабочей зоне.
Затем был установлен верхний слайдер цепи генератора.
Верхний слайдер цепи генератора на своем месте
Т.к. в отличии от слайдеров (башмаков) цепи ГРМ, он практически не имел следов износа, — новый не покупался. Болты удерживающие слайдер, ставятся на синий фиксатор резьбы (средний).
Цепи ГРМ, маслонасоса и генератора. Две новые, одна (генератора) старая, но она практически не убиваемая.
За слайдером на место, в верхнюю половинку картера, встал коленчатый вал с надетыми на него цепями, ГРМ, маслонасоса и генератора.
После установки коленчатого вала, были установлены шатуны. В предыдущей части бортового журнала, я уже обращал внимание, что шатуны ставятся в строго определенном положении. А именно, — масленным каналом (он на шатуне с одной стороны), в сторону впуска (как написано в мануале), а попросту, масленный канал при установке смотрит назад двигателя. Резьба на болтах, крышек шатунов обрабатывается моторным маслом, затем на них накручиваются гайки, которые затягиваются с «моментом» в 35 Нм.
После этого перенес внимание на нижнюю половинку картера.
Установил слайдер цепи маслонасоса, так же без покупки нового. Болты, тоже на фиксатор резьбовых соединений.
После этого взялся за установку коробки передач, а именно, той ее части, которая расположена в нижней половинке картера, — копирного вала и вала с вилками переключения передач. Предварительная ревизия, выявила некоторую потертость вилок на моторе с пробегом в 250.000 км и было решено ставить коробку в сборе, от более свежего мотора (донор, как писалось в предыдущих частях бортового журнала, у меня есть).
Для начала был установлен копирный вал, вместе с подшипником. После установки его в соответствующее гнездо, снаружи была прикручена фиксирующая пластина.
За копирным валом, установил вал, на который одеваются вилки переключения передач. С ними все просто. На двух вилках побольше, есть маркировки с буквами. Среди буков есть буквы L и R, что означает соответственно Левая и Правая. А малая вилка, занимает свое место в центре. Устанавливаем просто, — немного вдвигаем вал, одеваем на него Правую вилку, так что она обоими «зубцами смотрит назад, а небольшим выступом попадает в одну из канавок копирного вала. Затем ставим центральную вилку, ее «зубцы» смотрят вперед, а выступ так же попадает в центральную канавку копирного вала, последним ставил левый вал, он тоже смотрит зубцами назад и выступом попадает в третью канавку копирного вала. Положение копирного вала, не имеет значения, главное, чтобы выступы вилок попадали в свои канавки на копирнике.
Задвигаем вал, на котором установлены вилку до упора и снаружи прикручиваем пластину ограничитель, на нее одевается блокирующая пластника, которая загибающимися лепестками, контрит болты, удерживающие обе пластинки и собственно вал. Объяснить сложно, посмотрев один раз, — все понятно. Тут важно помнить, что блокирующая пластинка с лепестками, по факту одноразовая и если эти лепестки при откручивании, отогнуть сильнее чем надо, то при закручивании и сгибании их на место, — они сломаются… В идеале надо покупать новую, — стоит копейки…
Итак копирный вал с вилками установлены и я снова перехожу к верхней половине.
Пропихиваю в цепь генератора демпфер со звездой, потому что потом это будет сделать сложно.
И устанавливаю натяжитель цепи генератора с башмаком. Он ставится на три болта, все три обрабатываются синим резьбовым фиксатором.
После этого ставлю маслораспределительную пластину, она в идеале тоже одноразовая, так как на ней присутствуют лепестки контрящие болты, которыми она прикручивается. Но я естественно не знал о ее одноразовости, когда заказывал запчасти, а когда пришла пора собирать, было уже поздно… Но у меня таких пластин было в запасе целых три, так что я поменял на них резиновые, уплотнительные, кольца и принялся ставит… удалось с первой попытки, — лепестки не сломались и надежно законтрили болты.
Затем были установлены валы коробки передач. Никаких подводных камней с их установкой нет. Главное совместить пины на картере с отверстиями в подшипниках валов и выступы на подшипниках с пазами на картере. В общем перепутать что-либо сложно. Первым на место встал вторичный вал, затем свое место занял первичный.
Хочу заметить, что предварительно, я перебирал оба вала, с целью промывки и осмотра на предмет возможных деффектов, которых выявлено не было.
На этом сборка несколько затормозилась, т.к. не было специального герметика для сборки половинок картера, а так же надо было распечатать очередную часть мануала и отметить на нем, положение картерных болтов, их размеры (какой куда) и моменты их затяжки, чтобы потом все быстро и беспроблемно собрать.
На поиски герметика у меня ушло пол дня… в большинстве магазинов мне говорили, что есть только дешевое гавно, а при сборке картера японского мотоцикла, нужен качественный герметик. Нашел таковой в Маршале. Локтайт, для беспрокладочных соединений с минимальной толщиной образующейся пленки. Обошлось мне это удовольствие в 1350 рублей, но потому, что флакончик довольно большой (если кто будет в Питере мотор перебирать, обращайтесь =).
Вечером приехал домой, распечатал схему картера с отмеченными несущими болтами, затем подписал на ней размеры болтов и последовательность с которой их надо собирать, а так же моменты затяжки, и приступил к сборке.
Для начала, по схеме зон из мануала, промазал герметиком определенные участки картера. Затем одел нижнюю часть картера на перевернутую верхнюю. Изначально думал, что возникнут проблемы с попаданием вилок переключения передач, на соответствующие места валов, но проблем не возникло, все встало на ура.
Первыми на свои места были помещены 9мм болты, которые стягивают картер в районе коренных вкладышей. Предварительно в колодцы болтов было налито моторное масло, так же были им смазаны сами болты (в соответствии с мануалом). 12 болтов затягиваются от центра двигателя к краям, крест на крест, в три шага. Сначала до 10 Нм, затем до 25 Нм и наконец до 37 Нм.
Затем наживляются все остальные болты и протягиваются так же по возможности крест на крест, в 2-3 этапа, до 24Нм. Практически все болты стягивающие половинки картера расположены снизу. И лишь три, — сверху.
Протянув болты, я пока закончил. Завтра планирую закончить нижнюю часть картера. Установит ь маслонасос и масленные магистрали. А самое главное, поставить и выставить по меткам балансирный вал. Его я тоже перебирал, — заменил в нем демпфирующие элементы.
После этого будет некоторая задержка, т.к. три комплекта блоков цилиндров, на данный момент находятся у моих знакомых, их обмеряют, чтобы выбрать наилучшие… т.к. компрессия на двух была в идеале, то точить не планируется. Поменяю для профилактики кольца и не более того. А вот притирка клапанов на ГБЦ меня ожидает =)))
Вот так вот выглядит сейчас мой двигатель, а заодно и моя кухня =)
">
- SPMoto
- Андрей Зеленый
- 27 марта 2013 в 2:31
- 7
- +43
Руки в нужное место перемещаем принудительно =)))) До 2011 года я работал директором магазина и дизайнером по совместительству. Для начала с 2010 года завел моторазборку, по случаю купил 3 битых мотика, с них начал. Затем понял, что все, чем занимался по жизни — херня и не мое… Уволился с работы, пришел к знакомым в очень хороший сервис, где обслуживал байк и попросился учеником… Меня взяли, там, через огромное количество подколов и приколов, получил опыт по ремонту. С 2012 плотно начал заниматься поставками запчастей на все виды мотоциклов, со всего мира. Тем сейчас и живу. А по рукам, — там все просто на самом деле, главно очень внимательно ко всему подходить и курить правильные мануалы…
тоже перебирал такой двигатель))) у меня проблем было больше, картер был расколот, а сам двигатель был в печальном состоянии после «офигенного» Питерского ремонта в сервисе.
Вот он, красавчик :)
очень много фото))) правда этапы сборки разборки не описывал особо, не до этого было :)
Вот он, красавчик :)
очень много фото))) правда этапы сборки разборки не описывал особо, не до этого было :)
кстати там засада есть одна))) Может ты в кусе, а может и уберегу тебя от ошибки :) когда будешь вставлять ротор генератора нужно следить через посадочное место стартера что бы шестерня генератора на роторе совпала с зубцами паразитной шестерни. А иначе картер расколется по месту сварки как на моем фото.
кстати интересует картер в сборе :) если надумаешь продавать с документами то что бы хотел за него? :)
кстати интересует картер в сборе :) если надумаешь продавать с документами то что бы хотел за него? :)
- Think_Stone
- 27 марта 2013 в 16:16
- ↑
- ↓
А зачем доки? Сейчас двигло можно перекинуть без документов, если я ни чего не путаю
- Think_Stone
- 27 марта 2013 в 15:35
- ↓
Знаю, что коленвал и шатуны лучше сажать на специальную пасту для сборки коленвалов, т.к. при первом запуске, пока давление масла не поднялось и масло не прошло по всей системе, может быть контакт колена и вкладыша. И смазывание обычным моторным маслом не поможет. Хотя, не уверен, есть ли разница между первым запуском после переборки и первым запуском, например, после пару дней простоя, ибо есть опыт переборки только простейших одногоршковых моторов с не разборным коленвалом :/ Может это просто маркетинг.
Спасибо за материал! Жду продолжения! Правда надеюсь, что не пригодится ) Но как ликбез — бесценно!
Спасибо за материал! Жду продолжения! Правда надеюсь, что не пригодится ) Но как ликбез — бесценно!
- Think_Stone
- 27 марта 2013 в 16:14
- ↑
- ↓
Ну вот мне все это так же представлялось. Если не давать нагрузки, то ни чего страшного не случится… Получается, что просто маркетинг. Такой же, как и всяческие присадки/промывки.
- Think_Stone
- 27 марта 2013 в 16:19
- ↑
- ↓
Хотя, если учесть, что такая паста не безумных денег стоит, а ее расход крайне небольшой, то это просто «правило хорошего тона». В принципе, для уважающей себя мастерской — маст хэв. При самостоятельном ремонте можно и обойтись.
«Вообще ни в одном мануале ещё не прочел что на вкладыши надо наносить пасту а не моторное масло. Даже с видео с заводов Кавасаки, Хонда и Харлей девидсон с конвееров сборки двигателей явно видно как наносят моторное масло а не пасту :)»- Может они на холодную обкатывают. А это, как тут уже писали: «без нагрузки». Масляная магистраль успевает заполниться маслом.
БРАТ! Большая тебе УВАЖУХА! Я тоже фанат этой модели и обладаю им уже 7 лет.Тоже менял цепь грм.(на ютюбе есть) вот хочу маслосьемные колпачки поменять, немог бы ты мне размеры и фото скинуть? [email protected]. И мож от чего подходят?
Кстати тоже делкевик(у меня два комплекта 4в2) K&N и какие у тебя жиклеры? У меня 120. И какие размеры звезд? вот хочу не 17-42 а 18-40 поставить. Спаибо удачи! Помни не все такие мастера как ты! не запускай своего коня!))
Кстати тоже делкевик(у меня два комплекта 4в2) K&N и какие у тебя жиклеры? У меня 120. И какие размеры звезд? вот хочу не 17-42 а 18-40 поставить. Спаибо удачи! Помни не все такие мастера как ты! не запускай своего коня!))
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (37)
RSS свернуть / развернуть