Проект продается, 60 000 USD [email protected]
Чтиво
  • Пробег для публикации поста в сообщество: 100.00 км
  • Читателей: 1251 | Постов: 95

Наш скромный уголок, для любителей почитать интересные статьи о мото спорте, технике вождения, различные нюансы и полезности…

Чтиво → Демпфер - средство от расколбаса!!!

Итак, решила затронуть тему, которая известна большинству мотоциклистов — особенно «спортоводам», но от этого не становящаяся менее актуальной. Демпфер — что за зверь и с чем его едят!

Ну вот — вы являетесь счастливым обладателем мотоцикла! Холите его, ухаживаете за ним. Опыта становится все больше и больше, желания и потребности растут с каждым днем! Появляется потребность погонять, опробовать себя на прочность, пытаясь исполнить различные «трюки»… и вот возникает проблема, чем больше вы начинаете «неспокойно» ездить, тем больше сталкиваетесь с проблемой «расколбаса».
Мотоцикл «рыскает» всегда, только величина этого рысканья может быть разной и зависит от многого: геометрии подвески, состояния дорожного покрытия, скорости, износа шин… Передняя вилка и колесо вместе прекрасно отрабатывают неровности покрытия, но подвеска мотоцикла работает исключительно в вертикальной плоскости. А при наезде на неровность возникает еще небольшое смещение колеса и в горизонтальной плоскости.Все это абсолютно естественно и происходит всегда, когда мотоцикл едет. При движении по идеальному покрытию все эти колебания настолько незначительны, что пилот их попросту не чувствует. В конце концов, если бы эффект гироскопа не заставлял колесо возвращаться в нейтральное положение, то ни о какой езде «без рук» не могло бы идти и речи. Но все это так пока вы не пытаетесь резко повернуть руль, и пока мотоцикл имеет правильную развесовку по осям. Гироскоп сильно сопротивляется попыткам изменить положение оси, что и происходит, когда пилот поворачивает руль. Эффект гироскопа усиливается как только увеличивается скорость, поэтому чем больше скорость, тем сложнее становится повернуть мотоцикл.

Самое первое, что влияет на появление данного эффекта — это длина вилки. Чем длиннее вилка и чем больше угол наклона вилки, тем меньше шанс получить расколбас. Например в стрит-байк очень удобно ездить по городу, за счет вертикальной вилки мы получаем отличную маневренность, но тем самым снижается управляемость на больших скоростях.

Весь этот расколбас поддается простому физическому описанию. Как только переднее колесо теряет контакт с дорожным покрытием, в следствии возникновения кочек, ям или если мот перегазовали оно подлетает над землей, но когда оно возвращается обратно, положение бывает не всегда точным, и как следствие даже небольшое смещение в пару миллиметров может ощутимо ударить по рулю в момент приземления.Когда колесо мотоцикла получает толчок, колебания передаются на вилку, а значит, и на рукоятки руля. Руль кидает несколько раз из стороны в сторону (wobbling), амплитуда колебаний может быть при этом такой, что руль будет выворачивать от упора до упора. Удержать руль в это время невозможно, а попытки это сделать только усугубляют ситуацию, так как провоцируют новые колебания. Конечно вы выпрямляете руль и продолжаете ехать. Но в этот момент большинство мотоциклистов пытаются схватить руль как можно крепче и поэтому, навалившись на руль вы передаете все колебания и удары руля на корпус мота — и вот он — всем знакомый расколбас! Руль колеблется из стороны в сторону и амплитуда колебаний прогрессирует, то есть если оно уже началось, то погасить его будет уже практически невозможно! Часто это бывает с неопытными водителями, которые в силу своего страха не могут наоборот — добавить газку!

В простонародье явление расколбаса так и называют — расколбас. Есть ему и точное название — эффект шимми.Шимми — это интенсивный колебательный процесс, который можно погасить при помощи демпфера!!!

Что бы побороть это нередкое явление умные люди и придумали такое устройство как демпфер(название damper от англ. to damp — «гасить»). Как оно устроено? Это обычный амортизатор, который устанавливается поперек оси вращения рулевой стойки. Придумано несколько вариантов демпферов:

Прогрессивные демпфера — он умный))) и работает только тогда когда возникают те самые опасные колебания. Т.е. он работает сам — вам приходится ждать какое то время пока после возникновения расколбаса сей умный предмет его остановит.такие электронные демпфера иногда устанавливают штатно на некоторые модели мотов — например Хонда.
Компьютер говорит демпферу насколько сильно нужно зажать руль. Но если демпфер сломался, то датчик, специально установленный на данный случай даже не даст запустить двигатель. такие устройства обладают преимуществами — руль крутить можно легко и мотоцикл управляется при маневрировании на низких скоростях очень хорошо.


На сегодняшний день господствуют именно два типа рулевых демпферов: телескопические -линейные(Ohlins, HyperPro, Matris, Toby) и роторные (Scotts, WSC, W.E.R., Ohlins). В основе конструкции таких демпферов лежит емкость, заполненная маслом, и подвижная перегородка, разделяющая емкость на две камеры. Также имеются специальные отверстия (клапаны), размер которых регулируется. Перегородка движется внутри емкости, изменяя объемы двух камер и тем самым заставляя масло циркулировать сквозь отверстия. Величина демпфирования регулируется с помощью изменения размера отверстий (иногда еще и их количества), сквозь которые проходит масло: чем меньше отверстие, тем выше степень демпфирования и наоборот.

Телескопические-линейные очень похожи на обычные амортизаторы и работают по их принципу: внутри цилиндрического корпуса демпфера движется шток, на котором закреплен поршень. Он и выполняет функцию той самой движущейся «перегородки». Полая трубка наполняется маслом в котором ходит шток с перепускными клапанами. То есть пропуская через клапан масло направо и налево, он достаточно туго двигается и поэтому когда начинается расколбас демпфер не может начать вращать руль быстро и следовательно даже начало колебаний уже невозможно само по себе.


По такому же принципу работают роторные демпферы, но они совсем не похожи на телескопические.Но здесь вместо штока двигается пластина с клапанами. Такие демпферы имеют гораздо более прочную конструкцию и более устойчивы к повреждениям при падениях (телескопические выходят из строя при любом более-менее серьезном), поэтому зарекомендовали себя, прежде всего, на внедорожных мотоциклах. Корпус роторного демпфера чаще всего закрепляется на верхней траверсе вилки, а его подвижная ось соединяется при помощи рычага с рамой.



Некоторые моты комплектуется демпферами, но в большинстве они не регулируемые.Зато тюннинг комплекты демпферов позволяют регулировать зажатие, то есть можно настроить усилие вращения руля и следовательно управлять работой демпфера на разных скоростях.Тюнинговые демпферы имеют до 28 установок, обеспечивающих разную интенсивность демпфирования. Большинство этих устройств имеют небольшой вес, абсолютно ремонтноспособны и полностью регулируемы. Демпферы бывают разной длины и разных цветов, поэтому подойдут к любому мотоциклу.

Штатный демпфер от Suzuki GSX-R
Как же эти штуковины устанавливают на мотоцикл? Основное правило — чтобы демпфер гасил колебание руля и не передавал его на раму, то есть, по логике он ставится именно между рулевой стойкой и рамой. Часто его ставят сверху над траверсой, но можно и под пластик сбоку, под приборку. Вопрос только в удобстве регулировки. Если ручка крутится часто потому, как приходится ездить и медленно в пробках и быстро за городом то лучше его глубоко не прятать, если же демпфер не регулируемый или настраивается редко, то можно припрятать его и подальше.

К сожалению, погасить колебания полностью демпферу не по силам, но он может существенно снизить их частоту и амплитуду. С другой стороны, не стоит полагаться только на способности демпфера: если пилот совершает грубые ошибки при вождении (например, слишком крепко держит руль), то мотоцикл будет вести себя нестабильно независимо от наличия демпфера.

Ну и вот теперь из всего вышесказанного возникает вопрос: а стоит ли?.. Демпфер, конечно, необходим современным экстремальным «литрам», — при этом, чем меньше опыта у пилота, тем больше ему необходим демпфер. А вот насколько он нужен на среднестатистической «шестисотке» при городской эксплуатации? Может лучше просто уделить больше времени навыкам вождения и не тратится на новомодную «железку» от производителя с громким именем?..
Бесспорно, рулевой демпфер, при условии его правильной настройки, — элемент вашей безопасности, а на ней вряд ли имеет смысл экономить. Практически все гонщики-профессионалы используют рулевые демпферы на своих гоночных мотоциклах (правда, зачастую они их настраивают на минимальный уровень демпфирования). Но и у них бывают «расколбасы», что можно увидеть на каждой гонке. Может стоит задать себе вопрос: «А не являюсь ли я сам причиной проблем с управляемостью?». Ведь огромное количество тюнинговых узлов покупается мотоциклистами для решения проблем, причиной которых они сами же и являются. При этом далеко не всегда установка тюнинговых девайсов помогает решить эти самые проблемы.


Эффект «Шимми» при опускании переднего колеса на асфальт:


При движении на треке:


В следствии всего вышесказанного — вопрос — что ВЫ, уважаемые собратья-мотоциклисты, думаете на этот счет? Поделитесь мнением и опытом — кто пользуется «услугами» сего устройства, плюсы и минусы демпферов, каких производителей посоветуете?
  • KOSHKAKOSHKA
  • СветЛАНА
  • 16 марта 2010 в 11:29
  • 24
  • оценка: +63

Комментарии (35)

RSS свернуть / развернуть
+12
Oziris
Светик, снимаю шляпу! Спасибо за грамотный и интересный пост. Для себя, в прочем, уже понял, что если начался расколбас — падение практически неизбежно.
+7
KOSHKA
Спасибо за такой отзыв! Я старалась!)))
+10
PARUS
Ошибаешься — если начался расколбас, нужно ослабить руки, что бы избежать передачи выбрации все корпус мотоцикл и дать газу…
+3
Oziris
Да, я уже понял, спасибо. У меня немного другой мотоцикл, так что надеюсь не столкнуться с этим явлением. Я когда то на велоспорте такую радость поймал :))) Сбил себе все ноги при падении…
+3
Sonique
еще можно погасить колебание сместив центр тяжести к дороге, для этого привстав на подножках, но мало кто это использует, времени не хватает и опыта!
0
dark-air
и немного потерпеть, с большими глазами
мотоцикл сам стабилизируется, ага.
+7
Leon
  • Leon
  • 16 марта 2010 в 11:45
Однозначно нужный девайс. Даже на 400-х. Я на трассе на скорости попадал в ямы, трещины, различные неровности и почти всегда руль вырывало и приходилось руками выполнять функцию демпфера и давать газу, чтобы разгрузить переднее колесо. Но вот бюджет не всем позволяет ставить его.
+2
Oziris
А сколько эти демпферы стоят? Хотя бы ориентировочно.
+3
Leon
новые будут от 300 баксов. Все зависит от фирмы и от типа. Знакомый поставил OHLINS на CBR929 и рад, говорит офигительная штука.
+4
Bodya
есть и по 800 евро, цены разные
+4
KOSHKA
В общем согласна полностью — сама много раз была в таких ситуациях. Может если б стоял демпфер избежала б своей второй аварии… но средства как всегда «ставят подножку»…
+3
DiYamaha
на некоторых мото их ставят на заводе (приятный бонус)
+5
Leon
На современных аппаратах они грамотные. А так штатные не располагают должными настройками, но все равно согласен с тобой — приятно и нужно.
+2
DiYamaha
ну если не нравиться не проблема поменять)))

а вообще, ребята кто только ставит их, сначала возмущаются что неудобно, непривычно, руль как-то не так, но по прошествии короткого количества времени — довольны!!!
+4
Bodya
приятный но не совсем, нет опций и прячут под нижнюю траверсу
+4
Eldarog
спасибо, интересная полезная статья. задумался.
+3
spamer80
Ого, спасибо, как раз этого и не хватало :) Респект!

Еще бы про круиз-контроль статейку ;)
+5
glyaks100
Действительно, статейка очень грамотная. Я за установку демпфера. Как сказал мой хороший знакомый:«С ним спокойно и безопасно, но пилот не ощущает всего кайфа от поездки»
+3
Sonique
ответ на вопрос топика находится в содержании!
Там, где руль очень легкий и острый в управлении, там и нужен демпфер, а это спорты, кроссы, там где руль тяжелый и тугой в управлении, там демпфером являются сами массы рулевой подвески и переднего колеса, а это чопперы, туреры и иже с ними…
я думаю смешно будет увидеть демпфер на чоппере! :)))
В любом случае выбирать ВАМ! :)
+3
Leon
  • Leon
  • 16 марта 2010 в 13:31

По поводу демпфера установленного в таком положении — говорят при аварии он травмирует ногу, внимательно смотрите на положение демпфера и делайте выводы.
0
dolzhenko
так же такой демпфер увеличивает радиусы при поворотах, так как ограничивает повороты вилки
+6
tima
  • tima
  • 16 марта 2010 в 13:40
Все время гонял без демпфера… Народ говорил: поставь, поставь, зачем...? Ты потом поймешь… На следующий байк поставил роторный SCOTS — как на фотках. По началу непривычно как то, а потом настроил на более жесткий уровень и стал тащиться от поворотов на повышенных скоростях )

Очень полезная штука, но блин дорогая!!! Советую.

Говорят собаку на 60 км/ч сбиваешь и едешь дальше…
+5
AXS
  • AXS
  • 16 марта 2010 в 13:51
грамотная статья-спасибо Света
+5
KOSHKA
на здоровье!)))
+4
3aTbI4y
ммм очень интересная и полезная статья…
т.к я вообше не знал что это и зачем надо)))
очень благодарю за инфу!
+3
Zwimian
Познавательно)
А я все думал что за зверрр этот роторный демфер
0
pic64
  • pic64
  • 2 ноября 2011 в 11:32
полезный
0
rameo
  • rameo
  • 27 февраля 2012 в 11:15
а какой все таки лучше?
0
makran
а на эндуро ставят дэмпфера? если нет, то почему?
0
madvlad
часто они уже стоят на мотах, на многих спортах лучше сказать, у меня на бузе тоже стоит.
ИМХО если кто-то захочет менять свой дэмпфер если он име недоволен, то уж лучше на Öhlins.
0
madvlad
Как хороших производителей аммортов и дэмпферов я бы кинул сюда еще WILBERS и WHITEPOWER
+2
kovall
Я вообще в шоке от такого воблинга. Как то у меня такое вышло на скорости 50км/ч (если не меньше), заблокировал заднее колесо, но так как опыта не было я соответственно не знал что лучше и эффективно тормозить перед+ зад, после блокировки мот перекосило, я чуть не обасрался отпустил задний тормоз и началась колбаса, а передний так и не зажал
0
Dahut
статья с enduro?
0
Dahut
тьфу, c enduro
0
Dahut
да блин, с эндуромото ру
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Чтиво, Демпфер - средство от расколбаса!!!