- Пробег для публикации поста в сообщество: 100.00 км
- Читателей: 1251 | Постов: 95
Наш скромный уголок, для любителей почитать интересные статьи о мото спорте, технике вождения, различные нюансы и полезности…
Администраторы (1)
Модераторы (0)
Модераторов здесь не замеченоЧитатели (1247)
kim Mila none9 Leonidas none10 Integra HAYABUSA Osama TriAl Urlak KOSHKA Stich glyaks100 anro spamer80 Konditer nbaksalyar smile ginecolog Oziris DiYamaha RedLine Ancalagon gnus Wishka Bike-TV SirNik Vacelica abc Hydrophonic teroff Nastik shakawkaw pmg Marcus street13 Mihalych none33 Eldarog JaGGa moxnatyj dcvfk Sefevid PyccoTypucTo NeeD gluck vooda tvoypraded Sanya198311 IlonaВсе читатели
Чтиво → Мотоциклы для Hill Climb гонок
Хиллклаймеры (hillclimers) — кастомы, созданные специально для Hill Climb гонок (скоростного подъема на холмы). Недавно на БП промелькнул обзор подобного кастома, вдохновивший меня поискать побольше информации про такие мото.
Основные черты хиллклаймеров:
-удлиненный маятник, чтобы проще держать равновесие на крутом (45-80 градусов) склоне
-агрессивный протектор и грунтозацепы/цепи/шипы на заднем колесе — этот склон не просто крутой, а еще и осыпается, ибо песок!
-очень мощный двигатель (от спортбайка/снегохода/турбированный/с закисью азота и т.п.)
-иногда привод на оба колеса
-все «лишние» детали убраны или облегчены. На старых мотах убирали даже глушитель, теперь просто тюнингуют выпуск
-«ремни безопасности», соединяющие выключатель стартера и запястье пилота. На всех хиллклаймерах должен стоять прерыватель зажигания, который в случае ухода пилота в свободный полет разрывает первичную цепь зажигания.
«Ремень безопасности»
Первая известная Hill Climb гонка состоялась 31 января 1897 в La Turbie около Ниццы (даже раньше лондонской «гонки за лисой» 1908 года!). Через пару лет новая мода пришла в Америку и покорила ее на долгие годы. Поначалу стояла задача просто доехать до вершины холма, без учета времени. Первые гонщики покоряли холмы на стоковых дорожных Indian, Harley-Davidson и Excelsior. В начале XX века кроссовые мотоциклы не существовали как класс, поэтому приходилось переделывать стоковые дорожные моты в хиллклаймеры.
С дорожных мотоциклов снимали все «лишнее» — светотехнику, бибику, приборку, багажники, крылья, даже глушители! Уменьшался бак, дорабатывалась подвеска и повышалась мощность мотора. Против буксования заднее колесо оплетали цепями, причем неравномерно, чтобы предотвратить скольжение переменной загрузкой или разгрузкой колеса. Также на заднее колесо крепили специальный держатель, который прижимал покрышку к ободу во избежание прокручивания. Специальных кроссовых шин в начале XX века еще не было, поэтому гонщики ставили дорожные покрышки с крупным рисунком, а иногда даже сами нарезали рисунок на серийных шинах.
Indian 101 Scout Hill Climber 1929 года, ездил на спирте
Расцвет Hill Climb гонок в Америке пришелся на 1920-1930е годы. Производители («большая тройка» — HD, Indian, Excelsior) начали вкладывать деньги в заводские команды, в результате чего уровень сложности техники значительно вырос. Популярность Hill Climb гонок тоже росла. В хиллклаймерах того времени можно было встретить верхние распредвалы, четырехклапанные головы цилиндров, экзотические виды топлива… Ход маятника и вилки увеличился; благодаря появлению кроссовой резины улучшилась управляемость.
Стена хиллклаймеров в музее Harley-Davidson
В конце 20х годов Harley-Davidson проигрывал Hill Climb гонки 750кубовым Excelsior Super-X и Indian. В 1927 году AMA (American Motorcyclist Association) выделила отдельный класс для 750кубовых хиллклаймеров, и оба конкурента сразу же начали побеждать в этой категории. Харлей со своими 500кубовыми моделями стал аутсайдером в большинстве популярных гонок.
C 1927 по 1930 годы Excelsior выигрывает чемпионаты в новом классе, и Indian Altoona 750cc OHV от него не отстает в плане побед и подиумов. В это время Hill Climb гонки вышли на первый план на американской гоночной сцене, и Harley-Davidson осознали необходимость создания новой конкурентоспособной модели в целях поддержания высоких объемов продаж.
Excelsior Super-X Hillclimber
Благодаря выпущенной в начале 1929 года 750кубовой Model-D они смогли конкурировать по объемам продаж с Indian и Excelsior. Тем не менее, для Hill Climb гонок этого было недостаточно.
В июле 1929 года в Питтсбурге на новом Harley-Davidson DAH с верхнеклапанным двигателем (OHV) дебютировал Джон Гроув и выиграл заезд в классе 750кубовых мотоциклов. Вскоре после этого, в 1930 году, началось серийное производство Harley-Davidson DAH. К 1932 году Герб Рейбер, Уинди Линдстром и знаменитый Джо Петралли выигрывали на них все национальные чемпионаты по восхождению на холм.
С 1930 по 1933 было выпущено всего 25 штук 750кубовых Harley-Davidson DAH (даже меньше, чем HD 5-D 1909 года — тех было 27). Эта модель двигателя никогда не предлагалась широкой общественности. В Wheels Through Time Museum в Северной Каролине сохранились три таких мотоцикла в рабочем состоянии, как дань истории американских Hill Climb гонок.
В 1930-1940е годы, в период Великой Депрессии, все мотопроизводители понесли значительные потери. Продажи Harley-Davidson достигли самого низкого уровня с рождения этой компании. В результате, самая успешная мотокомпания Америки продала весь тираж Harley-Davidson DAH для получения прибыли. Их цена была тогда — всего $300 (как мне подсказывает коллега — это около 180000 рублей на наши теперешние деньги).
Harley-Davidson DAH 1930 года, 750сс, верхнее расположение клапанов, ездил на спирте
Для того, чтобы быстро заехать на крутой холм, нужен очень мощный двигатель. Мощность двигателя повышали, увеличивая максимальное количество оборотов. Помимо этого, повышали степень сжатия за счет уменьшения головки цилиндра; правда, ценой очень жесткого хода и перегрева двигателя, так как водяное охлаждение придумают только в 80е. А если компрессию повышали слишком сильно, то мотор детонировал и после перегрева чаще всего останавливался. Кроме того, конструкторы меняли карбюраторы на другие с большим диаметром диффузора; улучшали отделку каналов цилиндра у двухтактников; регулировали клапана и убирали глушитель у четырехтактников… Хотя все это шло в ущерб срокам эксплуатации мотоциклов, а иногда даже надежности двигателя.
Indian Scout 1930 года, 1490 cc. Двигатель от Indian Chief в шасси от Scout
С ростом технического уровня хиллклаймеров просто заехать на холм стало слишком легко, поэтому организаторы стали засекать время. Hill Climb гонки начали приобретать современный вид. Некоторые историки утверждают, что перед Второй Мировой войной больше половины гонок, санкционированных АМА, были именно по скоростному заезду на холм.
В 50х, 60х и 70х их популярность пошла на спад, однако мотоциклы продолжали совершенствоваться: заднюю маятниковую (качающуюся) вилку и переднюю телескопическую вилку оснастили гидравлическими амортизаторами. С 60х годов производители стали выпускать серийные кроссовые мотоциклы, и их брали как основу для создания хиллклаймеров.
Indian с двигателем от Royal Enfield Big Head Bullet. Обратите внимание на подвеску: это уже не «сухарь»
С 80-х годов кроссовые мотоциклы (а с ними и хиллклаймеры) приобрели современный вид: узкое длинное сиденье, наплывающее на бак; дисковые тормоза; прогрессивная подвеска с моноамортизатором, увеличившая ход маятника и уменьшившая вес; выпуск под седлом; взамен воздушного пришло водяное охлаждение. Погоня за уменьшением подрессоренных масс привела к появлению перевернутой передней вилки.
В Америке до сих пор каждый год проводят проводят национальные чемпионаты по восхождению на холм. Также этот вид спорта популярен во Франции и некоторых других европейских странах.
Хиллклаймер на основе BMW F800 с приводом на оба колеса
Олдскульные хиллклаймберы — это трушные кастомы «под старину» или реальные древние хиллклаймеры, восстановленные в мастерских. В теории, можно поехать на таких на заезд в открытом классе и, возможно, даже добраться до финиша. Но я сильно сомневаюсь, что кто-то участвует на таких кастомах в гонках. В любом случае, выглядят они классно!
Old Black от LC Fabrications
В Америке до сих пор проводятся ретро Hill Climb гонки на восстановленных ретро хиллклаймерах. Например, в Red Marley Hill Climb участвуют 3 класса + открытый. Все мотоциклы должны быть выпущены до 1970 года и варьируются от HD и Indian 1930х годов с подвеской-«сухарем» до точных реплик Triumph и BSA, основанных на классических скремблерах.
Red Marley Hill Climb
Переделанные кроссачи (до 700сс)
В современных Hill Climb гонках классы, помимо прочего, делятся по кубатуре ((+возрастные, женские и т.п.): 0-450cc; 450-700cc; > 701 cc (открытый класс). В первом классе участвуют кроссовые мотоциклы с удлиненным маятником и задней резиной с агрессивным протектором и грунтозацепами, работающими как лопасти при заезде на холм. В этом классе обычно допускается использовать только гоночное топливо, никакого метанола, закиси азота и т.п.! Второй класс — 450-700сс — аналогично, но разрешено использовать любое топливо. Многие гонщики переделывают под хиллклаймберы CR500, KX500 или некоторые большие KTM, заставляя их работать с закисью азота. Либо дефорсируют движки от спортбайков типа CBR900RR, чтобы вписаться в жесткие классовые ограничения, и вставляют их в шасси кроссачей.
Хиллклаймер Honda CR250 в полете
Открытый класс
В открытом классе (>701cc) можно выступать на чем угодно. Да, именно в этих заездах участвуют самые безумные аппараты! В шасси от кроссача вставляют движок от спортбайка (или даже два движка)), удлиняют маятник. В современных хиллклаймерах бывает 300 л.с. при рабочем объеме мотора до 1,5 л, и весят они под 300 кг. Ездят такие монстры на всем, что горит, включая C2H5(OH) и нитрометан.
Хиллклаймер с двигателем от снегохода
Хиллклаймер Роби Петерсона с движком от 2500кубового Харлея в шасси KTM. При весе 180 кг выдает 218 л.с! На мотоцикл установлены кастомный карбоновый обтекатель, инжектор Hilborn, подвеска Marzocci и четырехфутовый маятник Trac Dynamics. Ездит он на гоночном топливе VP. На заднем колесе стоит покрышка с грунтозацепами Skat Trak 14" Dominator, на переднем — 21" Dunlop
Husaberg с двумя двигателями
Ведущие звезды обоих движков посредством двух цепных приводов передают момент на общий вал, от которого уже идет цепной привод на заднее колесо.
Завести этот мотоцикл — целая история! Левый мотор заводят от внешнего стартера. Когда он завелся и работает, двое парней поднимают заднее колесо и пилот отпускает сцепление. Левый мотор через общий вал раскручивает правый и заводит его.
Напоследок приложу видео с Hill Climb гонок, дабы Вы прочувствовали всю эпичность подобных мероприятий:
Основные черты хиллклаймеров:
-удлиненный маятник, чтобы проще держать равновесие на крутом (45-80 градусов) склоне
-агрессивный протектор и грунтозацепы/цепи/шипы на заднем колесе — этот склон не просто крутой, а еще и осыпается, ибо песок!
-очень мощный двигатель (от спортбайка/снегохода/турбированный/с закисью азота и т.п.)
-иногда привод на оба колеса
-все «лишние» детали убраны или облегчены. На старых мотах убирали даже глушитель, теперь просто тюнингуют выпуск
-«ремни безопасности», соединяющие выключатель стартера и запястье пилота. На всех хиллклаймерах должен стоять прерыватель зажигания, который в случае ухода пилота в свободный полет разрывает первичную цепь зажигания.
«Ремень безопасности»
История
Первая известная Hill Climb гонка состоялась 31 января 1897 в La Turbie около Ниццы (даже раньше лондонской «гонки за лисой» 1908 года!). Через пару лет новая мода пришла в Америку и покорила ее на долгие годы. Поначалу стояла задача просто доехать до вершины холма, без учета времени. Первые гонщики покоряли холмы на стоковых дорожных Indian, Harley-Davidson и Excelsior. В начале XX века кроссовые мотоциклы не существовали как класс, поэтому приходилось переделывать стоковые дорожные моты в хиллклаймеры.
С дорожных мотоциклов снимали все «лишнее» — светотехнику, бибику, приборку, багажники, крылья, даже глушители! Уменьшался бак, дорабатывалась подвеска и повышалась мощность мотора. Против буксования заднее колесо оплетали цепями, причем неравномерно, чтобы предотвратить скольжение переменной загрузкой или разгрузкой колеса. Также на заднее колесо крепили специальный держатель, который прижимал покрышку к ободу во избежание прокручивания. Специальных кроссовых шин в начале XX века еще не было, поэтому гонщики ставили дорожные покрышки с крупным рисунком, а иногда даже сами нарезали рисунок на серийных шинах.
Indian 101 Scout Hill Climber 1929 года, ездил на спирте
Расцвет Hill Climb гонок в Америке пришелся на 1920-1930е годы. Производители («большая тройка» — HD, Indian, Excelsior) начали вкладывать деньги в заводские команды, в результате чего уровень сложности техники значительно вырос. Популярность Hill Climb гонок тоже росла. В хиллклаймерах того времени можно было встретить верхние распредвалы, четырехклапанные головы цилиндров, экзотические виды топлива… Ход маятника и вилки увеличился; благодаря появлению кроссовой резины улучшилась управляемость.
Стена хиллклаймеров в музее Harley-Davidson
В конце 20х годов Harley-Davidson проигрывал Hill Climb гонки 750кубовым Excelsior Super-X и Indian. В 1927 году AMA (American Motorcyclist Association) выделила отдельный класс для 750кубовых хиллклаймеров, и оба конкурента сразу же начали побеждать в этой категории. Харлей со своими 500кубовыми моделями стал аутсайдером в большинстве популярных гонок.
C 1927 по 1930 годы Excelsior выигрывает чемпионаты в новом классе, и Indian Altoona 750cc OHV от него не отстает в плане побед и подиумов. В это время Hill Climb гонки вышли на первый план на американской гоночной сцене, и Harley-Davidson осознали необходимость создания новой конкурентоспособной модели в целях поддержания высоких объемов продаж.
Excelsior Super-X Hillclimber
Благодаря выпущенной в начале 1929 года 750кубовой Model-D они смогли конкурировать по объемам продаж с Indian и Excelsior. Тем не менее, для Hill Climb гонок этого было недостаточно.
В июле 1929 года в Питтсбурге на новом Harley-Davidson DAH с верхнеклапанным двигателем (OHV) дебютировал Джон Гроув и выиграл заезд в классе 750кубовых мотоциклов. Вскоре после этого, в 1930 году, началось серийное производство Harley-Davidson DAH. К 1932 году Герб Рейбер, Уинди Линдстром и знаменитый Джо Петралли выигрывали на них все национальные чемпионаты по восхождению на холм.
С 1930 по 1933 было выпущено всего 25 штук 750кубовых Harley-Davidson DAH (даже меньше, чем HD 5-D 1909 года — тех было 27). Эта модель двигателя никогда не предлагалась широкой общественности. В Wheels Through Time Museum в Северной Каролине сохранились три таких мотоцикла в рабочем состоянии, как дань истории американских Hill Climb гонок.
В 1930-1940е годы, в период Великой Депрессии, все мотопроизводители понесли значительные потери. Продажи Harley-Davidson достигли самого низкого уровня с рождения этой компании. В результате, самая успешная мотокомпания Америки продала весь тираж Harley-Davidson DAH для получения прибыли. Их цена была тогда — всего $300 (как мне подсказывает коллега — это около 180000 рублей на наши теперешние деньги).
Harley-Davidson DAH 1930 года, 750сс, верхнее расположение клапанов, ездил на спирте
Для того, чтобы быстро заехать на крутой холм, нужен очень мощный двигатель. Мощность двигателя повышали, увеличивая максимальное количество оборотов. Помимо этого, повышали степень сжатия за счет уменьшения головки цилиндра; правда, ценой очень жесткого хода и перегрева двигателя, так как водяное охлаждение придумают только в 80е. А если компрессию повышали слишком сильно, то мотор детонировал и после перегрева чаще всего останавливался. Кроме того, конструкторы меняли карбюраторы на другие с большим диаметром диффузора; улучшали отделку каналов цилиндра у двухтактников; регулировали клапана и убирали глушитель у четырехтактников… Хотя все это шло в ущерб срокам эксплуатации мотоциклов, а иногда даже надежности двигателя.
Indian Scout 1930 года, 1490 cc. Двигатель от Indian Chief в шасси от Scout
С ростом технического уровня хиллклаймеров просто заехать на холм стало слишком легко, поэтому организаторы стали засекать время. Hill Climb гонки начали приобретать современный вид. Некоторые историки утверждают, что перед Второй Мировой войной больше половины гонок, санкционированных АМА, были именно по скоростному заезду на холм.
В 50х, 60х и 70х их популярность пошла на спад, однако мотоциклы продолжали совершенствоваться: заднюю маятниковую (качающуюся) вилку и переднюю телескопическую вилку оснастили гидравлическими амортизаторами. С 60х годов производители стали выпускать серийные кроссовые мотоциклы, и их брали как основу для создания хиллклаймеров.
Indian с двигателем от Royal Enfield Big Head Bullet. Обратите внимание на подвеску: это уже не «сухарь»
С 80-х годов кроссовые мотоциклы (а с ними и хиллклаймеры) приобрели современный вид: узкое длинное сиденье, наплывающее на бак; дисковые тормоза; прогрессивная подвеска с моноамортизатором, увеличившая ход маятника и уменьшившая вес; выпуск под седлом; взамен воздушного пришло водяное охлаждение. Погоня за уменьшением подрессоренных масс привела к появлению перевернутой передней вилки.
В Америке до сих пор каждый год проводят проводят национальные чемпионаты по восхождению на холм. Также этот вид спорта популярен во Франции и некоторых других европейских странах.
Хиллклаймер на основе BMW F800 с приводом на оба колеса
Разновидности
Old SchoolОлдскульные хиллклаймберы — это трушные кастомы «под старину» или реальные древние хиллклаймеры, восстановленные в мастерских. В теории, можно поехать на таких на заезд в открытом классе и, возможно, даже добраться до финиша. Но я сильно сомневаюсь, что кто-то участвует на таких кастомах в гонках. В любом случае, выглядят они классно!
Old Black от LC Fabrications
В Америке до сих пор проводятся ретро Hill Climb гонки на восстановленных ретро хиллклаймерах. Например, в Red Marley Hill Climb участвуют 3 класса + открытый. Все мотоциклы должны быть выпущены до 1970 года и варьируются от HD и Indian 1930х годов с подвеской-«сухарем» до точных реплик Triumph и BSA, основанных на классических скремблерах.
Red Marley Hill Climb
Переделанные кроссачи (до 700сс)
В современных Hill Climb гонках классы, помимо прочего, делятся по кубатуре ((+возрастные, женские и т.п.): 0-450cc; 450-700cc; > 701 cc (открытый класс). В первом классе участвуют кроссовые мотоциклы с удлиненным маятником и задней резиной с агрессивным протектором и грунтозацепами, работающими как лопасти при заезде на холм. В этом классе обычно допускается использовать только гоночное топливо, никакого метанола, закиси азота и т.п.! Второй класс — 450-700сс — аналогично, но разрешено использовать любое топливо. Многие гонщики переделывают под хиллклаймберы CR500, KX500 или некоторые большие KTM, заставляя их работать с закисью азота. Либо дефорсируют движки от спортбайков типа CBR900RR, чтобы вписаться в жесткие классовые ограничения, и вставляют их в шасси кроссачей.
Хиллклаймер Honda CR250 в полете
Открытый класс
В открытом классе (>701cc) можно выступать на чем угодно. Да, именно в этих заездах участвуют самые безумные аппараты! В шасси от кроссача вставляют движок от спортбайка (или даже два движка)), удлиняют маятник. В современных хиллклаймерах бывает 300 л.с. при рабочем объеме мотора до 1,5 л, и весят они под 300 кг. Ездят такие монстры на всем, что горит, включая C2H5(OH) и нитрометан.
Хиллклаймер с двигателем от снегохода
Хиллклаймер Роби Петерсона с движком от 2500кубового Харлея в шасси KTM. При весе 180 кг выдает 218 л.с! На мотоцикл установлены кастомный карбоновый обтекатель, инжектор Hilborn, подвеска Marzocci и четырехфутовый маятник Trac Dynamics. Ездит он на гоночном топливе VP. На заднем колесе стоит покрышка с грунтозацепами Skat Trak 14" Dominator, на переднем — 21" Dunlop
Husaberg с двумя двигателями
Ведущие звезды обоих движков посредством двух цепных приводов передают момент на общий вал, от которого уже идет цепной привод на заднее колесо.
Завести этот мотоцикл — целая история! Левый мотор заводят от внешнего стартера. Когда он завелся и работает, двое парней поднимают заднее колесо и пилот отпускает сцепление. Левый мотор через общий вал раскручивает правый и заводит его.
Напоследок приложу видео с Hill Climb гонок, дабы Вы прочувствовали всю эпичность подобных мероприятий:
- de_laerra
- Рин
- 9 октября 2012 в 7:28
- 4
- +60
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (37)
RSS свернуть / развернуть