Проект продается, 60 000 USD [email protected]

ИЖ Юпитер-5 1991 → Тюнинг ижака, и на кой он был мне нужен..?

Штож. Начну с того, что такого плана тюнинг в настоящее время — удовольствие очень дорогое, если делать по уму и ко всему выбрать правильный и дорогостоящий подход. Я же в свое время даже не предполагал, что пойду в путь запила двигателя.



Что было со старым мотором.
В 13-14 году, когда родной воздушный мотор дал клина, в процессе разбора выяснилось то, что крышка коленвала крутилась вместе с коленвалом. Это дало ответ на вопрос, почему оба горшка стабильно работали только с приоткрытым обогатителем. крышку разорвало в мясо, посадочное под крышку было в таком себе состоянии, шатун коленвала тер об щеку и был проточен на пару миллиметров… я бы приложил фотки всего этого, но фоткать то вроде даже не было на что, а может я сам где то потерял все. в процессе хотел избавиться от стука пальцев, тогда я еще не знал что они ни при чем, и неудачно завтулил валы, убив две разверки. вообщем, у друга в соседней деревне нашел валы с разобранного мотора вместе с крышками от ю-4. ему была нужна головка, а мне эти валы. поменялись. не знаю как сократить текст, но попробую. короче собрал я мотор на советских подшипниках, поршневую группу оставил старую. пальчики в шатунах сидели плотно, но звон один хр.н был, и меня это сильно бесило, хотел чтобы мотор работал без единого стука. И решил заменить полностью группу. тут я уже прозрел, что звон идет от поршней и зазора. купил китайскую группу. тогда это был лучший выбор чем наше подпольное производство по качеству.




Тут уже решил не класть на мотор и все пошло поехало. чистка, покрас, красивая сборка, холодная обкатка, которая ваще не нужна.



после сборки первый пуск, и первый выезд не заставил себя долго ждать.
и что вы думаете? звенит зараза!
положил очередной болт на звон, ибо пока не было времени и новых идей как это устранять, да и ехало все это дело неплохо, и сезон был в самом разгаре.
позже, когда собрался с мыслями, купил новые поршня. увидел где то в сети, что в иномарках и ранних ижах, под кольца ставились «эспандеры» или как их там, вобщем, из рулетки я вырезал их, чтоб четенько под кольза влезали, загнул углы. всю эту кашу установил в мотор. ну, чудо произошло. звон пропал и, больше его особо слышно не было. даже видос приложу, вдруг не поверите.



да, шум там есть, это уже ушатанные коленвалы и с поршневой все же есть чутка шум. но результат есть!
больше коррективов в мотор этот не вносил, ездил на нем до самого его конца. о нем чуть позже распишу, зачем и что с ним потом делалось.



далее, ко мне в руки попал мотор в сборе от водянки.



пробег у него был пару км, достался от брата. был собран из того, что появлялось в интернете, головки разные, сомнительная поршневая новодел, коленвалы на втулках. но подшипники были японские. поршни в цилиндры входили с молотка, но все это работало и ехало, без радиатора, несколько метров, до теста. потом брат решил покончить с ижами, и пересел на урал. мне достался мотор очень дешево, естественно)…
никак не мог определиться. собирать его в сток, а воздушный запилить, или наоборот. воздушный пилить если, думал будут проблемы с перегревом, да и в общем, решил пилить его.
Начал с поиска недостающих деталей. вернее, с тех деталей, которые будут необходимы для боевого мотора. началось все с 2015 года, и закончено в 2019. да, вот так вот.
изначально планировалось просто два карбюратора с лепестковыми клапанами. собирал информацию,, как оно едет, но для хорошего результата везде одно слово — запил. Решился, купил самую дешманскую электро бормашинку, с комплектом насадок. позде докупил к нему в китае трос для труднодоступных мест, и борфрезы карбидовольфрам, встало все где то в 6 тыс, точно не помню какой был год, но тогда я не работал и копил на все со стипухи и продажи ненужных запчастей с этого же мотора и другого ижевского хлама.
параллельно всему, в сети попадались очень вкусные предложения, так мне достались свежепрессованные коленвалы на минских шатунах:



это было первое из самого нужного.
дальше нужны были домики для лепестковых клапанов. сильно разрекламировали одни поделки, сваренные из нержавейки. долго ждал, и наконец они приехали ко мне. фото нет, но блястели они красиво, на этом их плюсы заканчивались, хоть сварка была качественная, они были кривые, да и клапана нормальные от совы я не знал где взят и для меня это было дорого штукарь за клапан. продал с уценкой кому то, кому были нужны. позже нашел того, кто отливает такие домики из алюминия, под клапана от RD350. полез на алиэкспресс, и там нашлись отличные клапана. прорезиненные, алюминиевые:



качество топ. лепестки нерж, да и цена за пару всего касарь с лишним. это клапана от воздушной ямахи рд350.
позже пришли корпуса для них, а еще позже карбюраторы. тоже китай. вот так все выглядит:



карбы по описанию продавца 28мм, но я намерил 27. а то и 26. вобщем, это не стало проблемой, это больше было плюсом.



перед тем, как описывать поршневую, немного про картер и его доработку. кстати, картер. чуть не забыл. его тоже пришлось заменить) тот был кривым и восстановленным, был продан с разъяснениями, и куплен другой куда не лазили.
в картере у юпитеров есть большая проблема — это натяг посадки левого коренного подшипника. решил я это самым дешевым способом, но совсем непростым для меня. поменял местами сальник и подшипник. почему? потому что место где сальник, еще не разбито, и подшипник там будет прекрасно себя чувствовать.
для этого пришлось пропилить дополнительный смазочный канал, и дополнительный паз для стопорного кольца. те кто знает как собирать данные узлы у юпитера, быстро поймут что к чему. масло стекает по каналу, и затекает между подшипником и сальником, через щель, который оставило стопорное кольцо. на фотках все понятно видно:





чтобы определить, где должно находиться стопорное кольцо, пришлось собрать узел кшк левой половины полностью, на убитом подшипнике.
необходимо подобрать тонкую шайбу, ибо здесь заводом не предусмотрен отступ от коленвала до подшипника.
потом все обратно разбирается, но так, чтобы подшипник остался на своем новом месте. ка же прорезать паз?) всю картину в голове у себя я давно сложил. бормашинкой. изготовил крепление для абразивного тонкого диска, разломал его придав круглую форму. уприпаясь в подшипник, прорезаем диском новый паз. стопор под рукой, примеряем и так далее, пока все четко не станет. и готово, подшипник можно вынуть и выкинуть.
подшипник теперь сюда ставится не 304, а 205, как и в остальных 3х коренных. пришлось отдельно докупить один японский подшипник.
все это выглядит в конечном итоге так:



сальник в размер нашелся в интернете, был куплен давно и специально сюда.
сальник так же прижимает стопорное кольцо, оно там чисто задает зазор. сверху сальника пару шайб, и родное упорное кольцо, фото я не нашел.
с этим все.

далее, маховик. он вот такой



без понятия, изготавливают ли его щас или нет, но мне повезло. вес написан без учета болта, 1534. болт 129. штатный вроде вечит около 3кг.
низ собран, и последний штрих — прорези на ВГШ для смазки подшипников.



далее цпг.
пришел мне вот такой комплект поршней и поджатых головок.



кольца сталь, 1,2мм. головки свежеотлитые, новые, с уменьшенной камерой сгоряния для поднятия степени сжатия, ибо мне еще пилить и пилить.
местных расточников я еще не знал, пришлось отправлять кому то почтой. так же, до сборки картера, были отправлены туда же, для фрезеровки привалочной плоскости, это самый важный момент.
запил был как бы закончен, но я все еще не определился с фазой выпуска, и было решено его допилить потом, главное, рубашки по перепускным продувочным, были закончены. но самое интересное и важное далее.
При расточке, гильзы провернуло в рубашках. да. вот такое качество новодельных запчастей. мне пытались и нарастить гильзы, но тщетно, это все было ненадежно, и гильзы по низу дали трещину. к счастью, у кого я точил, нашлись гильзы от водянки, под расточку и ненужные, с каким то запилом непонятным, пятый канал был недоделан, но был тронут выхлоп. ладно. деваться было все равно некуда. все мне сделали, и прислали обратно.




поршни уже влезают. только сейчас вспомнил, что картера мне выслали раньше чтоб я мог ими заниматься дальше.

Было это в году наверное 18, в начале весны. мне пришло письмо для убытия на год кое куда. что поделать.
все что относится к этому мотору, я сложил в одну большую коробку, чтобы не потерялось, и запечатал скотчем.

после годового отдыха, ну и через месяцок отдыха от этого отдыха, в мае, я продолжил и за короткие сроки доделал запил.




что получилось — фаза выхлопа огромные 188 градусов, что было критически, я планировал 180. конское впускное окно, под которое пришлось допиливать еще и картер))) ну и 5 канал ширина около 23мм, выход 55 градусов, с запозданием фазы от других окон.
далее все это подгонялось друг к другу. поршень, чтобы не достал до головок, для этого поднимаем цилиндры. нужны проставки. где их взять. нашел аппаратуру, вроде это от школьного кабинета с наушниками. корпус у него алюминиевый, и из него я вырезал бутерброд проставок.



весь бутерброд склеен герметиком виктор, для склейки пришлось собрать узлы без поршней на один день чтобы все схватилось.
далее все снова подгонялось друг к другу, чтобы пальцем ступеньки не ощущались, короче все должно быть гладко.




кстати. штифты. тоже очень важный момент. я сделал их из хомутов, это чтобы цилиндры не смещались и совмещать каналы было проще.
на фотках их видно, не знал из чего еще их сделать, но хомуты идеально подошли, цилиндры не болтались и четко спозиционировались для дальнейших работ.

дальше поршни. чтобы пятый канал работал, в них нужно продолбить отверстия, но так чтобы поршень не сломался потом. кто то делает одно окно в размер канала по середине, кто то в размер впускного (видел, закончилось отломом куска юбки)
я решил сделать два. как на рд 350.



на рд они ниже, потому что впускное окно ниже. тут нужно рассчитать их положение. так сказать, среднее положение, когда продувочные каналы начинают открываться, и когда полностью открыты. в этих двух положениях обводим на поршне впускное окно, и середина пересечений будет нашим положением окон, можно немного выйти за пределы, если кажется что маловаты.
эти окна служат не только для питания пятого канала, но и для впуска, при НМТ впуск продолжается, и по ним поступает смесь по инерции типа.
так получается фаза впуска 360 — всегда открыты и управляются лепестковыми клапанами.

дальше сборка, где то возможно упустил нюансы, если что, отвечу в комментариях.



прокладки из картона смазанные маслом. картон тоже пришлось подбирать по толщине.



так выглядит цилиндр без головки сверху. головку сажал на герметик, плоскости все ровные, но для подстраховки.



тут все собрано, момент затяжки не помню, вроде 40-45, могу ошибаться.

и еще один момент. стык домиков к цилиндрам я не заровнял, не посчитал это нужным, клапана там и так впритык к стыку, думаю этот момент можно пропустить. домики специально просил чтобы отверстий для креплений к цилиндрам не делали, потому что они отличались от стандартного, впуск был смещен и отверстия я переносил немного.



все готово к пробному запуску. один я это дело провернуть не смог, пытался пнуть, он схватывал, но не запускался, не хватало инерции, ибо маховик легкий, и компрессия неплохая. ну еще бы, кто запускал голый мотор с пинка на полу?? двигатель нужно было закрепить. вынес мотор на улицу, позвал отца чтоб подержал мотор, а потом телефон. пнул, запустился с полу оборота, жаль не попало в кадр.



меня переполняли эмоции, что все таки наконец, спустя столько лет, мотор завершен и удачно запустился. обороты набирает дико, короче круто. очень. это было 13 июня 2019 года. мотор проснулся и порадовал дикими оборотами. меньше чем за минуту сожрало весь бензин который был в карбах, ну понятно, я подумал. позже и это решилось кое какими изменениями и настройкой. и звона нет))) мечта просто.

ну я человек терпеливый, и работа еще не закончена. звезда под помпу еще только ехала, и пока едет, решил покрасить мотор. в черный.
тут опять у меня во внутреннем мире возник вопрос. черный бывает разным. вот таким был сначала



а потом все же решил додуть до конца.



все навесное — радиатор, помпа, какой то термостат от четырки. лежало в той самой коробке. радиатор был ужасен, но полностью почищен, запаяны дыры и штуцера, покрашен.
как только пришла звезда, все было собрано до конца. еще один мотоцикл я так и не нашел. снял со своего мотоцикла тот многострадальный мотор, и установил этот. и представляете, я заколебался его запускать. ну хоть тресни, не запускается схватывает, но нет. кроме карбов и домиков я ничего не снимал, и там все собрано было так же как и в первый раз. после многочисленных попыток, замены свечей, настройки зажигания повторно, запустился. только пока что без воды, не знал как разместить термостат.
позже все было собрано и готово к первому выезду.




чтож, все отлично, едет и прет. прет нехило, и жрет тоже не мало, я то думал.
короче позже пришли переходники от рд350 под эти карбюраторы, и появилось место для фильтров.




у переходников есть выход для переплюйки. чтобы соединять карбы между собой для синхронизации.
фильтры взял от минска, и штатные ижевские воздухозаборники идеально подошли после подрезки, приклеил на герметик.




так выглядит теперь. переплюйка на месте. это дало снижение расхода, и мотоцикл стал вести себя куда лучше.
и стало все ехать пипец как. еще и звезду на 16 ставил — мало, на разгон уходит мгновенно. а других звезд не было, только потом нашел на 18, и все стало устраивать.



на канале есть еще пару видосиков, но там мотор уже получил изменения, были проблемы с поршнями, они менялись и еще немного изменений.
вообщем, аппарат получился дикий.
из цифр, начну со стока:
разгон до 100 10сек, максимум — 125, до них разгоняется долго.

после доработок:
0-100 6,6 сек, результат разброшен в пределах 6,6-7 сек.
максималка — 135. и эти 135 набирает очень быстро.

замеры делал одним приложением и телефоном, дорогих приспособ нет, и у кого взять на прокат тоже не нашел.
но результат есть, и он положительный.

с фуозом тоже пришлось пошаманить и подбирать графики. тут есть еще одна разница — с отсечкой до 5 тыс, стоковый ехал нормально, и упирался в него на 2 передаче очень не охотно. этот же, упирается, когда мотору еще крутиться и крутиться, и всю мощь не ощутить. выключил отсечку — и турбо режим включен, пока не разобрался как сделать отсечку хотя бы на 7, мотор крутится почти до 7500 на 4 передаче.



в планах поставить еще резонаторы, что даст ощутимые изменения в мощностном диапазоне…

и нет. это еще не все. я еще позже напишу пост про поломки, и с чем пришлось столкнуться, что ломалось, что хочу сделать в будущем. ну а пока все.
  • VadiK95VadiK95
  • Вадим
  • 12 декабря 2022 в 9:37
  • ?

Комментарии (13)

RSS свернуть / развернуть
+1
babai
  • babai
  • 12 декабря 2022 в 14:04
15 16 звёзды колясочные как я помню, самая большая 21 которая влазила, на пс максимум 18.
+5
Gestyanschik
Да, терпения тебе не занимать, похвально!
+1
Evgesha
Это уже не юпитер, это уже комета)))
+1
IsyanovDV
За такое зелень однозначно, отличный пример правильной упоротости!
+1
Gluk
  • Gluk
  • 13 декабря 2022 в 10:58
круто! Но почему прокладки из промасленного картона а не паронита?
+2
Evgesha
Паронит более жесткий и меньше деформируется, если есть вмятинки на боках крышек и картеров он не заполнит их.Под цилиндр-может и есть плюсы но промасленый картон отлично держит при малой толщине и обрабатывается легче.
+1
1ka-ka3
это про него!!!
+1
motojog
Он у тебя офигенен!

А покраска мотора в чёрный- вааще трупер!

Ну а козырёк над фарой- просто космос!
0
motojog
Простите- меня понесло
0
motojog
Пересел с Юпитера на японию в далёком 2003 году, и знаете- чёт вообще ностальгии нет!
0
EugenVohmin
YAmaha RD350 по тебе тоскует. Ищи такую.
0
step0
  • step0
  • 24 декабря 2022 в 11:48
Поршни, похоже, Приколиста, да? Без резонаторов, конечно, фигня, надо ставить обязательно. У самого Ю4 воздушный, 33 кобылы, поршни ибонские, kawasaki KE175B, уже перестали их выпускать, карбы микуни, японские. Карбы, как оказалось, не очень, хоть и ибонские — текут иногда, поплавок клинит, приходится постучать, чтоб отлип, как на старом УАЗике.
0
VadiK95
да, приколиста. да, резонаторы нужны, но поверь, и без них все пушка. я думаю с резонаторами я потеряю такую как мне кажется ровную полку мощности, и она сильно сместится вверх, и низа будут не такие сочные. надо пробовать. не попробуешь не узнаешь, как говорится.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, ИЖ Юпитер-5 1991, Тюнинг ижака, и на кой он был мне нужен..?