Блог им. komiss1977 → Личный опыт покупки мотоцикла в Казахстане
Глава первая. Поиск и выбор
Давно хотел написать, но как то руки не доходили.
В общем, в планах этого года, была идея поменять свой R1200GSA 2016 года, на 1250 GSA. Однако планы пришлось пересмотреть, в связи с абсолютно неадекватными ценниками на новые мотоциклы у дилеров, которые задрали ценник на планку 4.3млн. К концу мая 2022 уже стало ясно что вторичка тоже выросла, и мотоциклы 2021 года стоили минимум 2.5 млн. Анализ рынка дилеров СНГ показал полное отсутствие данной модели, но при этом дилеры разных стран (РБ-Казахстан), готовы были принять заказ на новый.
Однако здесь было три проблемы:
1. Стоимость нового на выходе была не сильно предсказуема: дилеры не берут 100%% предоплату и не фиксируют цену «прямо здесь и сейчас»- финальная цена выставляется по факту доставки мотоцикла к дилеру
2. Курс доллара шатало, как меня пьяного вусмерть. Тут теоретически можно было бы прикупить доллары, чтоб зафиксировать цену в валюте для себя, но в тот период в Москве купить нал было либо сложно, либо дорого (сейчас проще, но далеко не по курсу ЦБ).
3. И пожалуй самый главный, ни один дилер в СНГ не смог мне подтвердить, что гарантированно привезут мне мотоцикл в этом году. В первую очередь это связано было с сокращением объёма производства BMW — типа Ковид в Китае, сложная и дорогая логистика, ограниченные квоты на продажи в странах СНГ и тд.
Соответственно начал искать вторичку. Искал везде. Включая компании, которые возят с Японии (с США не хотел принципиально). Выяснилось что именно «жирные» гуси, продаваемые в Японии, примерно в 80-90 %% идут с опцией заниженной подвески, что мне категорически не подходило. Ожидание в 2 месяца так и недало результата — был только один, и то его перебили ставкой.
Но как всегда помог случай. Мне позвонил друг с Казахстана, с информацией что до конца текущей недели хотят продать 1250 с 10000км пробега (а дело было во вторник). С учетом того, что тенге сильно просел по отношению к рублю, то расчётная финальная цена должна была быть примерно 1.6млн. Данный мотоцикл был 2021 модельного года — с Х-образной светодиодной фарой, и подогревом сидений (о чудо — кретины из БМВ на самый туристический мотоцикл в линейке на 4м десятке лет выпуска гусей сделали опцию жопогрея, я в ахуе).
Что надо было успеть сделать до пятницы:
1. Найти подтверждение, что мотоцикл действительно продавал официальный дилер в Казахстане (а не привезенный типа из Японии-Америки)
2. Понять историю обслуживания.
3. Понять в каком он состоянии (битый-небитый)
4. Понять как привезти с собой столько денег налом
5. Как устроен процесс покупки мотоцикла в Казахстане для граждан России.
6. Купить билеты на самолет.
Все пункты успешно преодолены буквально за 2 дня. Как это было сделано:
1. По вину был известен код дилера. Этот код дилера виден при расшифровки вина мотоцикла на доступных открытых ресурсах. Узнав код дилера я обратился к своим друзьям в представительстве БМВ, и те подтвердили что данный код дилера из вина мотоцикла действительно принадлежит официальному дилеру БМВ Бавария (республика Казахстан). Значит мотоцикл как минимум не привезенный — и это было приятно.
2. Тут все просто — звонок к ОД БМВ Бавария — и те подтвердили пройденные ТО на мотоцикле (ТО 1000 км и ТО 10000км)
3. Опять помог случай — нашелся знакомый хороший парень, который занимается подбором техники (классический подборщик, причем сам мотоциклист). Я его свел с продавцом (все дело происходит в Алмате), подборщик съездил посмотрел мотоцикл, прислал мне тонну фотографий и видео — заключение — мот падал на грунте, видны царапины на защитных дугах. Все остальное в идеальном состоянии. Фото в целом отражало картину.
4. Тут все просто — вывозить можно спокойно и больше 10000 долларов, только надо задекларировать на границе, иначе могут быть грустные последствия.
5. Данный пункт опишу ниже.
6. Тут все просто — но я уху съел от цен на билеты — от 50000 на Ред вингс, Аэрофлот от 80000. Но есть лайфхак, для желающих сэкономить — летим в за 20000 в Бишкек (Аэрофлот), там на такси едем в Алмату — там целый бизнес у людей по доставке из Киргизии в Казахстан.
Глава вторая. Покупка.
Как устроен процесс покупки мотоцикла в Казахстане для граждан России.
Чем то напоминает как у нас в РФ, но именно напоминает, и н имеет мало чего общего.
1. В Казахстане постановка-снятие происходит в местных ЦОНах (аналог наших МФЦ. Центры обслуживания населения. Они же выдают транзитные номера.
2. Внутри обычная электронная очередь
3. Технику никто не осматривает, не сверяет никакие номера двигателя-рамы (!!!)
4. При снятие с учета данные старого владельца подгружаются из базы, потом его сотрудник ЦОНа фотографирует, поля покупателя остаются свободными.
5. После того как оформлены все документы, там в же в ЦОНе одновременно со снятием с учета оформляют аналог нашего договора купли-продажи — Письменная форма сделки. Здесь надо быть очень настойчивым и сказать сотруднику ЦОНа чтоб он от руки вписал все данные гражданина РФ. (абсолютно все данные паспорта: ФИО, где-кто-когда выдал паспорт, адрес регистрации.
6. Что вам отдают на руки: транзитные номера, договор купли-продажи (Письменная форма сделки), пробитый дыроколом ПТС (аналог нашего свидетельства о регистрации — раньше его разрезали пополам, но с весны 2022 года стали дырявить.
7. И мне оставалось каким то чудом получить справку о том, что мотоцикл снят с учета — и по сей день я не знаю, нужна эта справка или нет. Но сказали что лучше ее получить. Данную справку уже выдает МРЭО, которое естественно единственное в Алмате, и в пятницу работает до 18-00, и потом выходной. А время было 17-20, и понятно, что это МРЭО находилось ровно с другой стороны города. А пробки в субботу в Алмате, это вам не пробки в Москве. В общем как всегда помогли добрые люди, которые позвонили в МРЭО попросили задержаться и так эта справка оказалась у меня на руках. Что обошлось мне весьма скромно.
И так суммирую что у вас будет в конце концов на руках:
1. ДКП
2. Проколотый ПТС
3. Справка о снятии с учета
4. Транзитные номера
5. Расписка — вам она не нужна, но я тоже забрал)
photos.app.goo.gl/gLrTBdJnunVPp9FL6
Далее стандартно: гостиница и на следующий день сдал мотоцикл в транспортную компанию (я использовал ПЭК).
Глава третья. Отправка.
Имейте ввиду что для отправки техники принимают только оригиналы документов. Я знал об этом, и сначала поехал к нотариусам — но те мне сказали что по заверенной копии все равно транспортная не перевезет, что и подтвердилось позже в офисе транспортной компании. Через 3.5 недели мотоцикл оказался в Москве. Будьте готовы, что документы (те самые оригиналы — ДКП, техпаспорт) в офис прибывают не сразу — у меня уже был не первый скандал с ПЭК, что мотоцикл уже на складе, а документы хз знает где. Больше всего боялся что потеряют документы.
Глава четвертая. Официальное оформление в России.
Для того, чтоб мотоцикл окончательно стал вашим и вы могли на нем ездить, надо получить электронный ПТС. Оформлением ЭПТС занимаются только аккредитованные компании. При получении ЭПТС почему то именно в Москве требуют СБКТС (свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства), хотя мой друг на Урале СБКТС не оформлял. Если делать все «в лоб» то после обзвона кучи компаний, понял что ценник на ЭПТС вместе с СБКТС в Москве от 50000 руб. Нашел людей, которые сказали что сделают за 25000 руб. К назначенному времени заказал эвакуатор, на нем отвезли в лабораторию, там его осмотрели. Ровно через 3 недели я наконец то увидел свой ЭПТС в системе электронных паспортов на свой мотоцикл. Теперь осталось поставить на учет (для этого нужна страховка и техосмотр).
Имейте ввиду, что обязательное условие для получение вашего ЭПТС — это наличие вашей регистрации на сайте электронных паспортов. Так же имейте ввиду что сначала статус ЭПТС в выписке из системы показывает «незавершенный», но так как на мотоциклы из Казахстана не надо платить никакие таможенные и утилизационные сборы, то после 3х дней ожидания, статус автоматически меняется на "действующий"
Для ускорения процесса — еще из Казахстана я отправлял все копии документов тому, кто занимается ЭПТС по вотсапу, чтоб удостоверится, что все документы, которые я получил на руки в Казахстане правильные, и больше ничего не надо. После приезда в Москву, я с этими документами съездил в МРЭО и в окошке у сотрудника ГИБДД уточнил — все ли нормально с документами, и поставят ли они его на учет, после всех необходимых осмотров. Тот подтвердил что с документами все норм.
Заключение.
Для желающих купить новую или б/у технику в Казахстане или РБ по сути из-за экономии особо проблем нет. Нужно время и как не печально деньги.
Конкретно в моем случае — экономия была значительная (считаю что 0.8 млн это хороший повод). Мне повезло, что в тот момент времени курс рубль-тенге был очень хороший.
Чистые траты:
— билеты 50000
— отправка транспортной 37000 Алматы-Москва
— ЭПТС — 25000
— эвакуатор 8000
— гостиница 4000
На чем можно сэкономить:
— билеты
— гостиница
— эвакуатор
— найти выгодный курс обмена в обменнике
Полезные ссылки:
ТУТ ОФОРМЛЯЕТСЯ РЕГИСТРАЦИЯ КАБИНЕТА В СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ПАСПОРТОВ —
где искать технику в Казахстане.
текущие курсы на покупку валюты в обменниках Казахстана">
Давно хотел написать, но как то руки не доходили.
В общем, в планах этого года, была идея поменять свой R1200GSA 2016 года, на 1250 GSA. Однако планы пришлось пересмотреть, в связи с абсолютно неадекватными ценниками на новые мотоциклы у дилеров, которые задрали ценник на планку 4.3млн. К концу мая 2022 уже стало ясно что вторичка тоже выросла, и мотоциклы 2021 года стоили минимум 2.5 млн. Анализ рынка дилеров СНГ показал полное отсутствие данной модели, но при этом дилеры разных стран (РБ-Казахстан), готовы были принять заказ на новый.
Однако здесь было три проблемы:
1. Стоимость нового на выходе была не сильно предсказуема: дилеры не берут 100%% предоплату и не фиксируют цену «прямо здесь и сейчас»- финальная цена выставляется по факту доставки мотоцикла к дилеру
2. Курс доллара шатало, как меня пьяного вусмерть. Тут теоретически можно было бы прикупить доллары, чтоб зафиксировать цену в валюте для себя, но в тот период в Москве купить нал было либо сложно, либо дорого (сейчас проще, но далеко не по курсу ЦБ).
3. И пожалуй самый главный, ни один дилер в СНГ не смог мне подтвердить, что гарантированно привезут мне мотоцикл в этом году. В первую очередь это связано было с сокращением объёма производства BMW — типа Ковид в Китае, сложная и дорогая логистика, ограниченные квоты на продажи в странах СНГ и тд.
Соответственно начал искать вторичку. Искал везде. Включая компании, которые возят с Японии (с США не хотел принципиально). Выяснилось что именно «жирные» гуси, продаваемые в Японии, примерно в 80-90 %% идут с опцией заниженной подвески, что мне категорически не подходило. Ожидание в 2 месяца так и недало результата — был только один, и то его перебили ставкой.
Но как всегда помог случай. Мне позвонил друг с Казахстана, с информацией что до конца текущей недели хотят продать 1250 с 10000км пробега (а дело было во вторник). С учетом того, что тенге сильно просел по отношению к рублю, то расчётная финальная цена должна была быть примерно 1.6млн. Данный мотоцикл был 2021 модельного года — с Х-образной светодиодной фарой, и подогревом сидений (о чудо — кретины из БМВ на самый туристический мотоцикл в линейке на 4м десятке лет выпуска гусей сделали опцию жопогрея, я в ахуе).
Что надо было успеть сделать до пятницы:
1. Найти подтверждение, что мотоцикл действительно продавал официальный дилер в Казахстане (а не привезенный типа из Японии-Америки)
2. Понять историю обслуживания.
3. Понять в каком он состоянии (битый-небитый)
4. Понять как привезти с собой столько денег налом
5. Как устроен процесс покупки мотоцикла в Казахстане для граждан России.
6. Купить билеты на самолет.
Все пункты успешно преодолены буквально за 2 дня. Как это было сделано:
1. По вину был известен код дилера. Этот код дилера виден при расшифровки вина мотоцикла на доступных открытых ресурсах. Узнав код дилера я обратился к своим друзьям в представительстве БМВ, и те подтвердили что данный код дилера из вина мотоцикла действительно принадлежит официальному дилеру БМВ Бавария (республика Казахстан). Значит мотоцикл как минимум не привезенный — и это было приятно.
2. Тут все просто — звонок к ОД БМВ Бавария — и те подтвердили пройденные ТО на мотоцикле (ТО 1000 км и ТО 10000км)
3. Опять помог случай — нашелся знакомый хороший парень, который занимается подбором техники (классический подборщик, причем сам мотоциклист). Я его свел с продавцом (все дело происходит в Алмате), подборщик съездил посмотрел мотоцикл, прислал мне тонну фотографий и видео — заключение — мот падал на грунте, видны царапины на защитных дугах. Все остальное в идеальном состоянии. Фото в целом отражало картину.
4. Тут все просто — вывозить можно спокойно и больше 10000 долларов, только надо задекларировать на границе, иначе могут быть грустные последствия.
5. Данный пункт опишу ниже.
6. Тут все просто — но я уху съел от цен на билеты — от 50000 на Ред вингс, Аэрофлот от 80000. Но есть лайфхак, для желающих сэкономить — летим в за 20000 в Бишкек (Аэрофлот), там на такси едем в Алмату — там целый бизнес у людей по доставке из Киргизии в Казахстан.
Глава вторая. Покупка.
Как устроен процесс покупки мотоцикла в Казахстане для граждан России.
Чем то напоминает как у нас в РФ, но именно напоминает, и н имеет мало чего общего.
1. В Казахстане постановка-снятие происходит в местных ЦОНах (аналог наших МФЦ. Центры обслуживания населения. Они же выдают транзитные номера.
2. Внутри обычная электронная очередь
3. Технику никто не осматривает, не сверяет никакие номера двигателя-рамы (!!!)
4. При снятие с учета данные старого владельца подгружаются из базы, потом его сотрудник ЦОНа фотографирует, поля покупателя остаются свободными.
5. После того как оформлены все документы, там в же в ЦОНе одновременно со снятием с учета оформляют аналог нашего договора купли-продажи — Письменная форма сделки. Здесь надо быть очень настойчивым и сказать сотруднику ЦОНа чтоб он от руки вписал все данные гражданина РФ. (абсолютно все данные паспорта: ФИО, где-кто-когда выдал паспорт, адрес регистрации.
6. Что вам отдают на руки: транзитные номера, договор купли-продажи (Письменная форма сделки), пробитый дыроколом ПТС (аналог нашего свидетельства о регистрации — раньше его разрезали пополам, но с весны 2022 года стали дырявить.
7. И мне оставалось каким то чудом получить справку о том, что мотоцикл снят с учета — и по сей день я не знаю, нужна эта справка или нет. Но сказали что лучше ее получить. Данную справку уже выдает МРЭО, которое естественно единственное в Алмате, и в пятницу работает до 18-00, и потом выходной. А время было 17-20, и понятно, что это МРЭО находилось ровно с другой стороны города. А пробки в субботу в Алмате, это вам не пробки в Москве. В общем как всегда помогли добрые люди, которые позвонили в МРЭО попросили задержаться и так эта справка оказалась у меня на руках. Что обошлось мне весьма скромно.
И так суммирую что у вас будет в конце концов на руках:
1. ДКП
2. Проколотый ПТС
3. Справка о снятии с учета
4. Транзитные номера
5. Расписка — вам она не нужна, но я тоже забрал)
photos.app.goo.gl/gLrTBdJnunVPp9FL6
Далее стандартно: гостиница и на следующий день сдал мотоцикл в транспортную компанию (я использовал ПЭК).
Глава третья. Отправка.
Имейте ввиду что для отправки техники принимают только оригиналы документов. Я знал об этом, и сначала поехал к нотариусам — но те мне сказали что по заверенной копии все равно транспортная не перевезет, что и подтвердилось позже в офисе транспортной компании. Через 3.5 недели мотоцикл оказался в Москве. Будьте готовы, что документы (те самые оригиналы — ДКП, техпаспорт) в офис прибывают не сразу — у меня уже был не первый скандал с ПЭК, что мотоцикл уже на складе, а документы хз знает где. Больше всего боялся что потеряют документы.
Глава четвертая. Официальное оформление в России.
Для того, чтоб мотоцикл окончательно стал вашим и вы могли на нем ездить, надо получить электронный ПТС. Оформлением ЭПТС занимаются только аккредитованные компании. При получении ЭПТС почему то именно в Москве требуют СБКТС (свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства), хотя мой друг на Урале СБКТС не оформлял. Если делать все «в лоб» то после обзвона кучи компаний, понял что ценник на ЭПТС вместе с СБКТС в Москве от 50000 руб. Нашел людей, которые сказали что сделают за 25000 руб. К назначенному времени заказал эвакуатор, на нем отвезли в лабораторию, там его осмотрели. Ровно через 3 недели я наконец то увидел свой ЭПТС в системе электронных паспортов на свой мотоцикл. Теперь осталось поставить на учет (для этого нужна страховка и техосмотр).
Имейте ввиду, что обязательное условие для получение вашего ЭПТС — это наличие вашей регистрации на сайте электронных паспортов. Так же имейте ввиду что сначала статус ЭПТС в выписке из системы показывает «незавершенный», но так как на мотоциклы из Казахстана не надо платить никакие таможенные и утилизационные сборы, то после 3х дней ожидания, статус автоматически меняется на "действующий"
Для ускорения процесса — еще из Казахстана я отправлял все копии документов тому, кто занимается ЭПТС по вотсапу, чтоб удостоверится, что все документы, которые я получил на руки в Казахстане правильные, и больше ничего не надо. После приезда в Москву, я с этими документами съездил в МРЭО и в окошке у сотрудника ГИБДД уточнил — все ли нормально с документами, и поставят ли они его на учет, после всех необходимых осмотров. Тот подтвердил что с документами все норм.
Заключение.
Для желающих купить новую или б/у технику в Казахстане или РБ по сути из-за экономии особо проблем нет. Нужно время и как не печально деньги.
Конкретно в моем случае — экономия была значительная (считаю что 0.8 млн это хороший повод). Мне повезло, что в тот момент времени курс рубль-тенге был очень хороший.
Чистые траты:
— билеты 50000
— отправка транспортной 37000 Алматы-Москва
— ЭПТС — 25000
— эвакуатор 8000
— гостиница 4000
На чем можно сэкономить:
— билеты
— гостиница
— эвакуатор
— найти выгодный курс обмена в обменнике
Полезные ссылки:
ТУТ ОФОРМЛЯЕТСЯ РЕГИСТРАЦИЯ КАБИНЕТА В СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ПАСПОРТОВ —
где искать технику в Казахстане.
текущие курсы на покупку валюты в обменниках Казахстана">
- komiss1977
- Денис
- 7 сентября 2022 в 1:27
- 11
- ?
- Piligrim22d
- 7 сентября 2022 в 4:48
- ↓
Очень интересно и познавательно. Вот посмотрел цф мото 800 МТ, там цена на оф сайте дилера 7339000, что по сегодняшнему курсу 948332, выгодно по сравнению с ценой у нас 1344900? Задумался…
- komiss1977
- 7 сентября 2022 в 9:59
- ↑
- ↓
Точно! Мой косяк. Я так же расшифровывал вин у дилера в Москве. Вот у них и показывает отдельный пункт с кодом дилера
photos.app.goo.gl/tRtWLHRXxGcM6Foh7
photos.app.goo.gl/tRtWLHRXxGcM6Foh7
- komiss1977
- 17 сентября 2022 в 17:29
- ↑
- ↓
В россии стоят дороже. Но стоят — это не значит что их смогут продать за эти суммы)
здесь был ататат
В целом все так и есть, но добавлю немного. Сам в мае занимался поиском и покупкой 1250 адвенчура через РК. Новый найти можно, у дилеров они есть, но напрямую не продают. Сначала оформляется продажа на казаха, потом уже на гражданина РФ. На этом есть целый бизнес, казаха неформально предлагают даже сами менеджеры дилеров за «перекуром». На этом теряется копейка, но некритичная. Новый 1250 в полном фарше выходит в 2,2 от силы.
Далее, СБКТС не нужен на официально ввезенную технику в РК. Это уже наглый развод наших аккредитованных центров по выдаче ЭПТС. Суть в том, что вся техника для ЕАЭС проходит сертификацию безопастности и оформляется ОТТС. Этот ОТТС аккредитованные центры могут выгрузить через свои системы и убедиться по формированию VIN, что данная техника сертифицирована. У нас с ЕАЭС странами есть отличие только в Глонасс, поэтому с машинами сложнее было, но сейчас даже для авто Глонасс отменен. Для мото и подавно ничего не нужно, оформляется легко ЭПТС за пару дней и сумму в 8-10к рублей.
Еще, по 2021 или старше можеть быть проблема с суппортами, Хейзы текут. Раньше это меняли по гарантии, сейчас в РФ с этим туго, представительство БМВ не может получить из-за санкций денег от БМВ мирового, поэтому сложные гарантийные случаи не отрабатывают, стоит иметь в виду, что придется выезжать в Беларусь или Казахстан для подобного ремонта.
К слову о гарантии, на моты из РК идет международная 3х летняя гарантия, что круче, чем былая гарантия в РФ. Тут было 1-2 года (в зависимости от молели) международной и оставшиеся годы от РФ представительства. Путешествовать лучше конечно же с международной.
Ну и для остальных комментаторов. Да, РК входит в таможенный союз, таможни с РФ нет, есть на авто только утиль сбор (на мото тоже не распространяется). Так что вполне удобный вариант чтобы сэкономить.
Далее, СБКТС не нужен на официально ввезенную технику в РК. Это уже наглый развод наших аккредитованных центров по выдаче ЭПТС. Суть в том, что вся техника для ЕАЭС проходит сертификацию безопастности и оформляется ОТТС. Этот ОТТС аккредитованные центры могут выгрузить через свои системы и убедиться по формированию VIN, что данная техника сертифицирована. У нас с ЕАЭС странами есть отличие только в Глонасс, поэтому с машинами сложнее было, но сейчас даже для авто Глонасс отменен. Для мото и подавно ничего не нужно, оформляется легко ЭПТС за пару дней и сумму в 8-10к рублей.
Еще, по 2021 или старше можеть быть проблема с суппортами, Хейзы текут. Раньше это меняли по гарантии, сейчас в РФ с этим туго, представительство БМВ не может получить из-за санкций денег от БМВ мирового, поэтому сложные гарантийные случаи не отрабатывают, стоит иметь в виду, что придется выезжать в Беларусь или Казахстан для подобного ремонта.
К слову о гарантии, на моты из РК идет международная 3х летняя гарантия, что круче, чем былая гарантия в РФ. Тут было 1-2 года (в зависимости от молели) международной и оставшиеся годы от РФ представительства. Путешествовать лучше конечно же с международной.
Ну и для остальных комментаторов. Да, РК входит в таможенный союз, таможни с РФ нет, есть на авто только утиль сбор (на мото тоже не распространяется). Так что вполне удобный вариант чтобы сэкономить.
- komiss1977
- 17 сентября 2022 в 16:22
- ↑
- ↓
Я не знаю как вы искали. Я сам был в мае в РК и объездил всех дилеров — в наличии нет и не было. С помощью друга я бронировал гуся, который почти пришел, но позже выяснилось что у него «лысая» комплектация. Мало того, дилеры БМВ РК НИКОГДА не покупают себе «на склад». В этом легко убедиться — достаточно позвонить любому из них. Что касается СБКТС — вы абсолютно правы. Что касается — суппортв — мне проще купить Брембо с разборки от гуся 2014-2019 годов. Опыт у людей есть. Но опять же, только если потекут.
- Alexeybelg
- 1 декабря 2022 в 13:40
- ↓
Большое спасибо за подробный рассказ. Я правильно понимаю, что наличие таможенного союза Agol1989 предполагает что и новый мотоцикл, купленный в салоне в Казахстане не нужно растамаживать? (и по цене он будет намного дешевле, чем приобретенный в России?)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (30)
RSS свернуть / развернуть