Блог им. Bazuzu → В Грузию поесть вкусной еды. 2022
Всем, привет! Вот прошло еще одно мое путешествие.
После прошлогодней покатушки во Владивосток был намечен маршрут на Алтай, неделя пути туда, 2 недели по горам и обратно на самолете. Начал ковырять маршрут, составил примерный план, но чем ближе к поездке, тем яснее становилось, что в этом году пока не тяну, и с отпуском на 3 недели не получается — завал на работе, и мотоцикл нужно готовить (а что сейчас творится с расходниками сами знаете), к тому же маршрут все больше уводил меня на бездорожье, а там голду убивать не очень хорошо, крч пока отложим)
Сначала был вариант скататься опять на север, Териберка и прочие радости мне категорически понравились в 2019 г. и МотоБухта обещала быть недельной, но в мае появилась отличная новость — открыли Грузию! Вот туда я хотел давно, решено, буду как все в этом году — собираюсь.
Подготовка: поставил маленький госномер с флагом, без него не пускают, заменил масло, колодки — вроде бы больше ничего пока не отваливается, мне кажется все что могло сломаться на этом мотоцикле — я уже подчинил в прошлом году, ехать меньше 2000 км — прорвермся, резина еще немного поживет.
Маршрут: ничего конкретно не прикидывал, почитал немного отчетов — это будет скорее такая обзорная покатушка. Времени у меня было 14 дней, думал еще заскочить в Ереван (хе-хе) Что ж, погнали!
День 1.2.3. Москва-Воронеж-Армавир-Чми, 1800 км.
Как всегда старутю в пятницу с работы, за годы поездок вещи собираются за 20 минут, смысла терять время или вставать с рассветом в субботу я не вижу. Пробрался через московские пробки, на М4 как всегда хорошая дорога, немного машин и полнейшая скукота, пока ехал, вспоминал, как меня это впечатлило в первый мой дальнячек в Крым) сейчас я понял, что уже в 8 раз еду в этом направлении — с этим нужно что-то делать) Спасает музыка, погромче любимые альбомы Дримов и вот уже первые 500 км пройдены, отпуск начался!
Переночевал в Воронеже, выспался, двигаем дальше. Километры летят в предвкушении горных красот Грузии. В этой поездке никаких подвигов решил не совершать, еду в удовольствие, по пути ничего интересного, разве что в Ростовской области наконец перестелили асфальт и пропали те бугры, на которых неплохо так подпрыгивалось в прошлые годы. К вечеру был в Армавире, отдыхаем.
На следующий день был план заехать куда-нибудь в горы в районе Владикавказа, там переночевать и утром ловить крутые виды знаменитой военно-грузинской дороги. Планы попутал ливень, который начался буквально через полчасика… Смотрю карту — смысла пережидать нет, весь регион покрыт тучами, завтра все то же самое. Что делать? Нужно ехать, по горам уже не покататься — двигаем ближе к границе, а там видно будет. Так чуть больше 400 км под хорошим таким ливнем, когда видно только стоп-сигналы у авто впереди пришлось плыть до границы. Забронил отель в 15 мин от КПП, приехал — там народу тьма, почему это? Открываю новости — буквально 30 мин назад границу закрыли, на нейтральной территории из-за ливня и вышедшего из берегов Терека смыло дорогу, к тому же еще сель сошел. Класс…
День 4. Чми. 0 км.
Начал мониторить телеграм и вк, никаких точных новостей нет, одни говорят сейчас пустят, другие что до 14 дней ремонт, народ конечно с той стороны затрял наглухо. Промелькнули кадры того, как смыло мотоциклиста в этот вечер в Грузии, правда в другой части, но все же. Другого пути сейчас нет, через Абхазию и Южную Осетию не пускают, Азербайджан пока не открыл границы из-за карантина. Решаю еще сутки ждать, а потом уже думать, или ехать по Кавказу (а прогноз на недельку так себе), или в Крым, или домой вообще. Зато место красивое)) горы, река, класс, кстати столовка тоже неплоха, жить можно, отоспался)
День 5. Чми-Граница-Чми. 70 км.
Кажется ночью было какое-то движение на КПП, думаю надо скататься разведать что там. Заправляюсь под горлышко — двигаю на границу. В конце пробки пообщался с ребятами — говорят недавно по чуть-чуть стали пропускать, есть шанс. Пробка огромная, на мотоцикле стоять не вариант, сначала в междурядье, потом по обочине, потом плюнул на все и рванул по встречке прямо к гаишнику, тот только спросил: «Чего это мы нарушаем?», но спокойно пропустил дальше. Итого я минут за 30 преодолел пробку, в которой народ до сих пор по 12-20 часов стоит, жесть. Проскочил наш КПП, ура! Радостно трясусь по тоннелям на нейтральной территории, проскочил свежезасыпанный кусок дороги — молодцы, быстро. На грузинском КПП было буквально 3 авто, протягиваю документы, паспорт, права, стс. Чем дольше он их разглыдвал — тем улыбка на моем лице становилась меньше… Пришел еще один пограничник — сфоткал, куда-то отправил… через 15 минут протягивают мне документы и лист а-4 со словами — разворачивайтесь обратно, по этим документам вы проехать не сможете — отказ… Ну ахренеть… А дело вот в чем, когда я покупал этот мотоцикл и получал в последний раз права — я был прописан в Крыму, хотя и номера московские и получал я все в Москве и живу я здесь уже 20 лет, но тогда своего жилья не было. У меня конечно разок промелькнула мысль, что могут быть проблемы, но после того, как прошел российский КПП они улетучились. Пограничник говорит, как пешеход по заграннику мы тебя пустим, но проехать не получится. Развернулся, поставил мот, пошел в известный 111 кабинет, где сидит местный чекист, очень адекватный мужик, посидели поговорили, он взял мои документы — пошли в окно, вернулся — говорит нет чувак, без вариантов, не проедешь.
Медленно покатил обратно… стою в очереди и думаю, да какого черта, столько времени угрохал, нужно что-то делать (не любитель я руки складывать). По этим документам не проеду? Окей, сейчас будут другие. Лезу на госуслуги — замена прав, стс, услуга оказывается день в день, зашибись, записываемся в ГАИ Владикавказа на завтра. Встретил компанию ребят на 5-6 мотоциклах, они из Грузии ехали, им с погодой не повезло совсем — посочувствовал им, они мне. Позвонил коллеге — она из этих краев, здесь же все родственники-знакомые. Она говорит сейчас узнаем — перезванивает, езжай прямо сейчас, там никого нет, в порядке живой очереди все поменяешь. Кстати, там тоже очень адекватные работники попались, особенно главный там, где права выдают. Итог такой: замена прав, стс, птс новый выписали тк, естественно, у меня с собой старого не было, пришлось заменить номера тк сейчас я прописал в подмосковье (эээх, мог бы моднику какому-нибудь в Москве загнать красивые номера, если бы раньше знал, что попаду в такую ситуацию), черт, мне очень хотелось в Грузию. Время вечер, опять еду в отель в Чми.
День 6. Чми-Тбилиси. 180 км.
Выехал пораньше, подкатываю к кпп — пробки вообще нет, странно… Один гаишник стоит машет мне: «Граница опять закрыта, ждем пока в горах пройдет дождь». Всех остальных желающих держат в 20 км от поста, поэтому я не увидел никого. Около часа просидел, наконец махнули — езжай, таким образом я был первым с нашей стороны и не пришлось нигде протискиваться. Прошел наших, пролетел нейтральную территорию, отдаю документы грузинам. Опять долгое ожидание, тип у тебя же отказ, чего ты опять приперся? На этот раз пришел видимо начальник смены их, повертел мои новые документы, услышал мою историю, сказал: «Маладэц, проезжай». Дааа! Я прорвался! Я в Грузии!
Сразу за КПП начинается красотища, с одной стороны пропасть, с другой отвесная скала и ты неспешно едешь любуясь видом.
Конечно видел много фото этих мест, но вживую в разы лучше. Наши карты в Грузии не работают, поэтому брал с собой наличку (были рубли, но в долларах выгоднее) В Паншети (второй мост направо) поменял немного денег по нормальному курсу (на тот момент 45 лари за 1000р) и сделал страховку (20 лари) на 2 недели, без нее говорят при обратном пересечении границы штраф 100 лари. Дальше меня ждали ахрененные виды Крестового перевала! Классная дорога, кругом горы-горы. Да, гор будет много, за этим и еду. Остановился у арки Дружбы.
После нее дорога начинает спускаться на другую сторону гор и идет вдоль реки Белая Арагви. Остановился рядом с Женвальским водохранилищем, жалко, что после дождей вода была не такая красивая, на обратном пути было приятней.
Итого путь до Тблиси у меня занял почти 7 часов с учетом границы и со всеми остановками поглазеть. Прокатился по Тбилиси, движение хоть и местами хаотичное, но вполне себе спокойное. Добрался до нормального обменника (нашел курс по 50 лари за 1000р — чем дальше отъезжал от Тбилиси потом, тем курс становился хуже), запасся Лари, купил местную симку. Забронировал отель в старом Тбилиси, букинг здесь работает без проблем, но с парковками отелей совсем немного, даже где указано наличие — лучше проверять и звонить, у меня оказалась парковка просто в жилом дворе, не сильно похоже на частную охраняемую, но все обошлось.
Гулять!
Здесь следует отметить, что многие у меня спрашивали, не страшно ли мне ехать одному во враждебное государство, как это сейчас принято считать? Совершенно нет, важно как ты себя ведешь в чужой стране. Не нужно самому вести себя агрессивно и нести чушь в стиле «я сейчас не проехал на мотоцикле, а завтра проеду на танке». За все время не было ни одной конфликтоной ситуации, никто не обращал внимания на мой русский язык, везде заселяли в отели и кормили в ресторанах. При виде мотоцикла с российскими номерами никто не пытался меня подрезать, часто, как и везде, народ улыбается, интересуется, поднимает палец вверх (хотя может грузинам нравится метальчик, который идет из колонок)).
Сначала прогулялся по старому городу, затем по канатке на гору Мтацминда, красивый вид)
Обратно пошел пешком через Пантеон. Друзья советовали отличный ресторан Сабатоно, где мне принесли огромные вкуснейшие хинкали и маленьким бокальчиком Киндзмараули… который оказался мл 400… класс… грузинкая кухня это мое.
Дальше просто гулял и гулял. Мост Мира не очень впечатлил, а вот путь к памятнику Мать-Грузия другое дело, есть несоклько видовых площадок и неподалеку развалины крепости Нарикала, а прямо за ней, в центре города небольшой каньон с горной рекой и водопадом! Мало в каком городе такое можно увидеть. Почти до 2х ночи бродил по городу — завтра еще один день здесь.
День 7. Тбилиси.
Выспался, прокатился до местного а, как раз подходило время замены масла, там же заодно и отмыли мотоцикл — на чистом кататься приятней. Втретил парня на Гусе из Москвы, он как раз в ливень, когда смыло дорогу где-то по горам катался, немного повалял мотоцикл — ему молотком и монтировкой чинили кофры, удобно конечно на турэндуро катать))
Дальше пробежался до БотСада — тоже приятное место и еще раз, уже днем на крепость Нарикала, нужно же заценить вид оттуда нормальный.
Есть на окраине Тбилиси интересный дом, точнее 3 высотные панельки, соединенные мостами друг с другом, дома стоят на возвышении относительно друг друга и чтобы во 2й и 3й дом люди могли комфортно попасть и не идти в гору по улице — они поднимались в первом доме на отдельном лифте до моста, а потом переходили в соседние. Интересное решение. Добрался туда, лифты, когда-то возившие людей в соседние дома уже почти 20 лет не работают, но внизу сидит бабулька и она за 1 лари поднимает до моста на другом лифте. Приобщися к непопулярным достопримечательностям)
Дальше прогулялся на озеро Лиси. Быстрый ужин и в отель — завтра снова в путь!
День 8. Тбилиси — Ахалцихе — Боржоми. 260 км.
Спасибо, Тбилиси! Еще может вернусь — сейчас двигаем дольше. Решил сначала катнуть в Боржоми, там недалеко говорят красивая крепость. По пути сначала заскочил в Мцхету, церковь является популярной достопримечательностью, с классным видом на слияние рек. Ну так, тоже не повезло с цветом.
До Хашури идет шикарный пустой автобан, после этого дорога сворачивает опять в горную местность и петляет-петляет по горам и лесам. Бросил в Боржоми все лишние вещи и налегке поехал в Ахалцихе в крепость Рабат. Что здесь можно сказать? Когда-то это была древняя крепость 9-10 века, сейчас это просто туристический новострой, благо хоть народу немного. Больше похоже на декорацию к какому-нибудь фильму. Сама дорога мне понравилась больше))
Из Ахалцихе идет Трансаджарская дорога в Батуми, очень красиво, но после дождей я туда на голде не сунулся, поедем в объезд. Вернулся в Боржоми. Там можно искупаться в минеральных источниках, но я не фанат этого, просто бродил по парку, отдыхал.
День 8. Боржоми — Батуми. 280 км.
Через Имеретию на дорогах сплошные ремонты, строится автобан из Тбилиси в Кутаиси, а пока пришлось часто плестить за фурами по извилистой дороге. Ближе к Кутаиси накрыла гроза, я прямо почувствовал ее и за пару минут до того, как хлынуло решил немного передохнуть, подкрепиться хачапури и посмотреть что там интересного в Батуми, почему-то очень мне советовали туда заскочить.
Проскочил поворот на Кутаиси, еще час и вот оно море! Ну море как море) В Батуми забронил апарты в одной из высоток — вид конечно с 42 этажа неплохой. Если что, в отеле Орби слева от входа есть небольшой навес, куда можно поставить мотоцикл, камера висит — говорят охраняют.
А вот сам Батуми такой стандартный курортный город, куча гостиниц, набережная с пальмами и кругом отдыхающие прохаживаюся. Сплошные отели, много строящихся, а вот обычные люди сразу видно живут поскромнее, стоит отойти 300 м от побережья — уже можно встретить обычные древние хрущевки и обшаранные 2хэтажки.
Короче прогулялся, заскочил в мак, помочил ноги в море — завтра поеду дальше, делать мне тут особо нечего.
День 9. Батуми — Местия. 270 км.
Горы! После всей этой суеты морской срочно нужно туда! Местия — это поселок в Сванетии, глубоко в горах, на 1500м над уровнем моря. По пути вдоль побережья мне советовали заскочить на пляж Магнети, где интересный черный песок, но проскочил — еще побываю. После Уреки в сторону Поти быда красивая дорога под кронами деревьев, едешь, как по парку, занятно) После Зугдиди, как только начали появляться горы — свернул на Ингрускую ГЭС. Я где-то писал уже, ГЭС я люблю, 15 лет работаю в компании, имеющей отношение к ним. Красиво, в десятке самых высоких плотин мира.
А дальше 100 км серпантина, которые я ехал больше 3х часов и останавливаться хотелось на каждом повороте, но я в основном просто ехал не спеша и любовался видами. Где-то едешь по классике: с одной стороны пропасть, с другой скала, где-то просто через лес вдоль реки, ближе к концу ты ближе к вершине и открывается очередной отличный вид! Первые 50 км более-менее асфальт, потом в меру убитая бетонка, местами были грунтовые участки с ремонтом и куски обвалившего асфальта, немного трясет, но на любом мотоцикле проезжаемо.
Очень советую получить удовольствие от это дороги, траффик почти нулевой. Местия — достаточно популярное среди туристов место, но там нет такого столпотворения. Летом люди приезжают, чтобы заниматься трекингом в горах (здесь много красивеших троп), зимой я так понимаю народ приезжает на горные лыжи итп. Гостиниц полно на любой вкус, я выбирал с хорошим видом на горы и поселок.
Приехал, а там стоят 7 СуперТенере — значит сделал правильный выбор)
Вчером удалось пообщаться немного с ребятами, чехи, едут по шелковому пути в Монголию, потом обратно через Россию (но пока еще думают на счет этого, побоаиваются, хехе) Машина сопровождения, все в наклейках и мерче, 3 этапа растянутых на 2 года, крч коммерческий тур, платишь деньги, тебе одежду, мотоцикл и график мероприятий, никакой романтики)))) Гулять!!! Визитной карточкой этой местности являются сванские башни, которые в большом количестве разбросаны в поселках (более 200 шт), возраст некоторых достигает 1000 лет. В свое время использовались по-разному, какие-то под провиант, где-то жили и оборонялись. На мой взгляд очень интересные и необычные строения.
Завтра хотел отправляться дальше, но хозяин гостиницы сказал: «Посетить Сванетию и не съездить в Ушгули нельзя!», что же, решил немного задержаться.
День 10. Местия-Ушгули-Местия
Поспрашивал на счет дороги туда — ехать 40 км, из них часть по плохой грунтовке, на голде не вариант, нашел на площади экскурсию — погнали. Дорога сначала неплохая, серпантин все тот-же выше и выше в горы, но последние 10 км действительно ее почти нет, был и грунт, и грязь и пара бродов, как на обычно пассажирском фургоне туда проехали — для меня осталась загадкой) В принципе потихоньку можно было бы мне своим ходом добраться, но сколько бы это заняло времени непонятно. Ушгули — меленькая деревенька, на 2200м, википедия говорит, что это одно из самых высокогорных поселений Европы. Красиво)) кругом горы) правда больше часа мне кажется там особо и нечего делать. Пробежал все, повалялся на холме с видом на гору Шхара. Поел самый ужасный шашлык в моей жизни) вообще с шашлыком повезло только в предпоследний день в Грузии.
К вечеру вернулся обратно и прекрасно завершил его на балконе с классным видом, вкусным вином и едой.
День 11. Местия — Кутаиси. 260 км.
Пришло время двигать обратно, сначала думал заскочить еще раз в Тбилиси, затариться там вином и прочими подарками, но потом смотрю — по пути Кутаиси, может заехать? Не вопрос, но перед этим меня опять ждут 100 км крутых серпантинов, за сутки отдыха от мотоцикла успел очень соскучиться, до свиданья Местия, было круто. Здесь единственная неприятная ситуация на дороге произошла, в одном из тоннелей, прямо посередине лежала черная корова, которую я рассмотрел поздновато, чудом удалось объехать. Выскочил на трассу и как-то незаметно долетел до Кутаиси, прокатился по городу, честно, ничего такого особо интересного и не увидел. Зато забронировал отдельный домик в ПаркОтеле, куда идет канатная дорога. На въезде в парк стою туплю, где дорожка в отель — подьезжает Кава Версис — семейная пара из Твери, Сергей с Ириной, тоже путешествуют по Грузии, познакомились, пообщались. Бросил вещи, сгонял на центральный рынок, нужно ведь купить всяких чурчхел и специй домой. Интересная штука, купил там дыню за 40 рублей на наши деньги, а в Рстовской области потом, такая же диня стоила уже 180, удивительное ценообразование. Вечером опять встретил ребят и мы с ними отлично посидели в местном ресторанчике. Прекрасное общение, вкусная еда, что еще нужно для хорошего завершения покатушки? У Сергея это был первый дальняк такой продолжительности, я делился своими историями из поездок) Приятно встретить похожих по духу людей.
День 12. Кутаиси — Чми. 350 км.
Что же, погнали домой! Выспался и двинул к границе, непонятно что там может твориться и на сколько я могу встать, обратная дорога всегда быстрее, правда была небольшая пробка перед аркой Дружбы, где встали фуры и я чуть не перегрел мотоцикл и вот я уже в Сетепанцминде — ем свои крайние хинкали на последние лари)) Понял, что почти нет фото мотоцикла, нужно исправить.
Вереница фур со стороны Грузии впечатляет, наверное сотни авто стоят на многие киломенты, даже трудно представить сколько времени нужно, чтобы проехать им. На Грузинском КПП проскочил всех, быстро отметился, никто не проверял ни страховку, ни сколько у меня там вина в кофрах, на нейтралке тоже удалось проскочить, а вот перед Российским КПП, где потоки разделены тросовыми ограждениями пришлось немного постоять, не везде можно пролезть. Итого граница у меня заняла около 1.5 часов, в сравнении с тем, сколько стоят на авто, конечно быстро. Заселился в уже знакомый отель в Чми.
День 13-14. Чми-Ростов-Москва. 1800 км.
А дальше обычное пилилово по М4, с ночевкой в Ростове. Жара 30-35 градусов преследовала до самого Воронежа, лучше уж в +3, чем так, приходилось отдыхать на заправках, чтобы не словить солнечный удар. Впервые так радостно встречал дождь после Воронежа. Так и долетел домой.
Итог: Вышла отличная покатушка по Грузии, посмотреть удалось немного, но будет повод вернуться, кроме того, можно теперь строить маршрут по знакомым дорогам в сторону Турции и Армении, еще прокачусь!
Кто любит циферки:
14 дней, из них 11 за рулем, 5500 км.
Потратил:
Бензин — 17 800
Отели — 30 300
Еда — 13 700
Платка — 2600
Переоформление — 5600
Подарки, экскурсия — 4700
ТО — 5000
Итого: 79 700
Думаю вполне себе нормально.
Потерь на этот раз никаких, мотоцикл с поездками на Кавказ спраляется отлично.
Как, всегда, всех благ, спасибо, что осилили пост!!!
После прошлогодней покатушки во Владивосток был намечен маршрут на Алтай, неделя пути туда, 2 недели по горам и обратно на самолете. Начал ковырять маршрут, составил примерный план, но чем ближе к поездке, тем яснее становилось, что в этом году пока не тяну, и с отпуском на 3 недели не получается — завал на работе, и мотоцикл нужно готовить (а что сейчас творится с расходниками сами знаете), к тому же маршрут все больше уводил меня на бездорожье, а там голду убивать не очень хорошо, крч пока отложим)
Сначала был вариант скататься опять на север, Териберка и прочие радости мне категорически понравились в 2019 г. и МотоБухта обещала быть недельной, но в мае появилась отличная новость — открыли Грузию! Вот туда я хотел давно, решено, буду как все в этом году — собираюсь.
Подготовка: поставил маленький госномер с флагом, без него не пускают, заменил масло, колодки — вроде бы больше ничего пока не отваливается, мне кажется все что могло сломаться на этом мотоцикле — я уже подчинил в прошлом году, ехать меньше 2000 км — прорвермся, резина еще немного поживет.
Маршрут: ничего конкретно не прикидывал, почитал немного отчетов — это будет скорее такая обзорная покатушка. Времени у меня было 14 дней, думал еще заскочить в Ереван (хе-хе) Что ж, погнали!
День 1.2.3. Москва-Воронеж-Армавир-Чми, 1800 км.
Как всегда старутю в пятницу с работы, за годы поездок вещи собираются за 20 минут, смысла терять время или вставать с рассветом в субботу я не вижу. Пробрался через московские пробки, на М4 как всегда хорошая дорога, немного машин и полнейшая скукота, пока ехал, вспоминал, как меня это впечатлило в первый мой дальнячек в Крым) сейчас я понял, что уже в 8 раз еду в этом направлении — с этим нужно что-то делать) Спасает музыка, погромче любимые альбомы Дримов и вот уже первые 500 км пройдены, отпуск начался!
Переночевал в Воронеже, выспался, двигаем дальше. Километры летят в предвкушении горных красот Грузии. В этой поездке никаких подвигов решил не совершать, еду в удовольствие, по пути ничего интересного, разве что в Ростовской области наконец перестелили асфальт и пропали те бугры, на которых неплохо так подпрыгивалось в прошлые годы. К вечеру был в Армавире, отдыхаем.
На следующий день был план заехать куда-нибудь в горы в районе Владикавказа, там переночевать и утром ловить крутые виды знаменитой военно-грузинской дороги. Планы попутал ливень, который начался буквально через полчасика… Смотрю карту — смысла пережидать нет, весь регион покрыт тучами, завтра все то же самое. Что делать? Нужно ехать, по горам уже не покататься — двигаем ближе к границе, а там видно будет. Так чуть больше 400 км под хорошим таким ливнем, когда видно только стоп-сигналы у авто впереди пришлось плыть до границы. Забронил отель в 15 мин от КПП, приехал — там народу тьма, почему это? Открываю новости — буквально 30 мин назад границу закрыли, на нейтральной территории из-за ливня и вышедшего из берегов Терека смыло дорогу, к тому же еще сель сошел. Класс…
Такой отельчик
День 4. Чми. 0 км.
Начал мониторить телеграм и вк, никаких точных новостей нет, одни говорят сейчас пустят, другие что до 14 дней ремонт, народ конечно с той стороны затрял наглухо. Промелькнули кадры того, как смыло мотоциклиста в этот вечер в Грузии, правда в другой части, но все же. Другого пути сейчас нет, через Абхазию и Южную Осетию не пускают, Азербайджан пока не открыл границы из-за карантина. Решаю еще сутки ждать, а потом уже думать, или ехать по Кавказу (а прогноз на недельку так себе), или в Крым, или домой вообще. Зато место красивое)) горы, река, класс, кстати столовка тоже неплоха, жить можно, отоспался)
За день дошел разве что до Терека
День 5. Чми-Граница-Чми. 70 км.
Кажется ночью было какое-то движение на КПП, думаю надо скататься разведать что там. Заправляюсь под горлышко — двигаю на границу. В конце пробки пообщался с ребятами — говорят недавно по чуть-чуть стали пропускать, есть шанс. Пробка огромная, на мотоцикле стоять не вариант, сначала в междурядье, потом по обочине, потом плюнул на все и рванул по встречке прямо к гаишнику, тот только спросил: «Чего это мы нарушаем?», но спокойно пропустил дальше. Итого я минут за 30 преодолел пробку, в которой народ до сих пор по 12-20 часов стоит, жесть. Проскочил наш КПП, ура! Радостно трясусь по тоннелям на нейтральной территории, проскочил свежезасыпанный кусок дороги — молодцы, быстро. На грузинском КПП было буквально 3 авто, протягиваю документы, паспорт, права, стс. Чем дольше он их разглыдвал — тем улыбка на моем лице становилась меньше… Пришел еще один пограничник — сфоткал, куда-то отправил… через 15 минут протягивают мне документы и лист а-4 со словами — разворачивайтесь обратно, по этим документам вы проехать не сможете — отказ… Ну ахренеть… А дело вот в чем, когда я покупал этот мотоцикл и получал в последний раз права — я был прописан в Крыму, хотя и номера московские и получал я все в Москве и живу я здесь уже 20 лет, но тогда своего жилья не было. У меня конечно разок промелькнула мысль, что могут быть проблемы, но после того, как прошел российский КПП они улетучились. Пограничник говорит, как пешеход по заграннику мы тебя пустим, но проехать не получится. Развернулся, поставил мот, пошел в известный 111 кабинет, где сидит местный чекист, очень адекватный мужик, посидели поговорили, он взял мои документы — пошли в окно, вернулся — говорит нет чувак, без вариантов, не проедешь.
Медленно покатил обратно… стою в очереди и думаю, да какого черта, столько времени угрохал, нужно что-то делать (не любитель я руки складывать). По этим документам не проеду? Окей, сейчас будут другие. Лезу на госуслуги — замена прав, стс, услуга оказывается день в день, зашибись, записываемся в ГАИ Владикавказа на завтра. Встретил компанию ребят на 5-6 мотоциклах, они из Грузии ехали, им с погодой не повезло совсем — посочувствовал им, они мне. Позвонил коллеге — она из этих краев, здесь же все родственники-знакомые. Она говорит сейчас узнаем — перезванивает, езжай прямо сейчас, там никого нет, в порядке живой очереди все поменяешь. Кстати, там тоже очень адекватные работники попались, особенно главный там, где права выдают. Итог такой: замена прав, стс, птс новый выписали тк, естественно, у меня с собой старого не было, пришлось заменить номера тк сейчас я прописал в подмосковье (эээх, мог бы моднику какому-нибудь в Москве загнать красивые номера, если бы раньше знал, что попаду в такую ситуацию), черт, мне очень хотелось в Грузию. Время вечер, опять еду в отель в Чми.
День 6. Чми-Тбилиси. 180 км.
Выехал пораньше, подкатываю к кпп — пробки вообще нет, странно… Один гаишник стоит машет мне: «Граница опять закрыта, ждем пока в горах пройдет дождь». Всех остальных желающих держат в 20 км от поста, поэтому я не увидел никого. Около часа просидел, наконец махнули — езжай, таким образом я был первым с нашей стороны и не пришлось нигде протискиваться. Прошел наших, пролетел нейтральную территорию, отдаю документы грузинам. Опять долгое ожидание, тип у тебя же отказ, чего ты опять приперся? На этот раз пришел видимо начальник смены их, повертел мои новые документы, услышал мою историю, сказал: «Маладэц, проезжай». Дааа! Я прорвался! Я в Грузии!
Сразу за КПП начинается красотища, с одной стороны пропасть, с другой отвесная скала и ты неспешно едешь любуясь видом.
Конечно видел много фото этих мест, но вживую в разы лучше. Наши карты в Грузии не работают, поэтому брал с собой наличку (были рубли, но в долларах выгоднее) В Паншети (второй мост направо) поменял немного денег по нормальному курсу (на тот момент 45 лари за 1000р) и сделал страховку (20 лари) на 2 недели, без нее говорят при обратном пересечении границы штраф 100 лари. Дальше меня ждали ахрененные виды Крестового перевала! Классная дорога, кругом горы-горы. Да, гор будет много, за этим и еду. Остановился у арки Дружбы.
Вид рядом
После нее дорога начинает спускаться на другую сторону гор и идет вдоль реки Белая Арагви. Остановился рядом с Женвальским водохранилищем, жалко, что после дождей вода была не такая красивая, на обратном пути было приятней.
Итого путь до Тблиси у меня занял почти 7 часов с учетом границы и со всеми остановками поглазеть. Прокатился по Тбилиси, движение хоть и местами хаотичное, но вполне себе спокойное. Добрался до нормального обменника (нашел курс по 50 лари за 1000р — чем дальше отъезжал от Тбилиси потом, тем курс становился хуже), запасся Лари, купил местную симку. Забронировал отель в старом Тбилиси, букинг здесь работает без проблем, но с парковками отелей совсем немного, даже где указано наличие — лучше проверять и звонить, у меня оказалась парковка просто в жилом дворе, не сильно похоже на частную охраняемую, но все обошлось.
Гулять!
Здесь следует отметить, что многие у меня спрашивали, не страшно ли мне ехать одному во враждебное государство, как это сейчас принято считать? Совершенно нет, важно как ты себя ведешь в чужой стране. Не нужно самому вести себя агрессивно и нести чушь в стиле «я сейчас не проехал на мотоцикле, а завтра проеду на танке». За все время не было ни одной конфликтоной ситуации, никто не обращал внимания на мой русский язык, везде заселяли в отели и кормили в ресторанах. При виде мотоцикла с российскими номерами никто не пытался меня подрезать, часто, как и везде, народ улыбается, интересуется, поднимает палец вверх (хотя может грузинам нравится метальчик, который идет из колонок)).
Сначала прогулялся по старому городу, затем по канатке на гору Мтацминда, красивый вид)
Обратно пошел пешком через Пантеон. Друзья советовали отличный ресторан Сабатоно, где мне принесли огромные вкуснейшие хинкали и маленьким бокальчиком Киндзмараули… который оказался мл 400… класс… грузинкая кухня это мое.
Дальше просто гулял и гулял. Мост Мира не очень впечатлил, а вот путь к памятнику Мать-Грузия другое дело, есть несоклько видовых площадок и неподалеку развалины крепости Нарикала, а прямо за ней, в центре города небольшой каньон с горной рекой и водопадом! Мало в каком городе такое можно увидеть. Почти до 2х ночи бродил по городу — завтра еще один день здесь.
Ночной город раз
Ночной город два
День 7. Тбилиси.
Выспался, прокатился до местного а, как раз подходило время замены масла, там же заодно и отмыли мотоцикл — на чистом кататься приятней. Втретил парня на Гусе из Москвы, он как раз в ливень, когда смыло дорогу где-то по горам катался, немного повалял мотоцикл — ему молотком и монтировкой чинили кофры, удобно конечно на турэндуро катать))
Мать-Грузия днем
Дальше пробежался до БотСада — тоже приятное место и еще раз, уже днем на крепость Нарикала, нужно же заценить вид оттуда нормальный.
Крепость
БотСад
Есть на окраине Тбилиси интересный дом, точнее 3 высотные панельки, соединенные мостами друг с другом, дома стоят на возвышении относительно друг друга и чтобы во 2й и 3й дом люди могли комфортно попасть и не идти в гору по улице — они поднимались в первом доме на отдельном лифте до моста, а потом переходили в соседние. Интересное решение. Добрался туда, лифты, когда-то возившие людей в соседние дома уже почти 20 лет не работают, но внизу сидит бабулька и она за 1 лари поднимает до моста на другом лифте. Приобщися к непопулярным достопримечательностям)
Дальше прогулялся на озеро Лиси. Быстрый ужин и в отель — завтра снова в путь!
День 8. Тбилиси — Ахалцихе — Боржоми. 260 км.
Спасибо, Тбилиси! Еще может вернусь — сейчас двигаем дольше. Решил сначала катнуть в Боржоми, там недалеко говорят красивая крепость. По пути сначала заскочил в Мцхету, церковь является популярной достопримечательностью, с классным видом на слияние рек. Ну так, тоже не повезло с цветом.
До Хашури идет шикарный пустой автобан, после этого дорога сворачивает опять в горную местность и петляет-петляет по горам и лесам. Бросил в Боржоми все лишние вещи и налегке поехал в Ахалцихе в крепость Рабат. Что здесь можно сказать? Когда-то это была древняя крепость 9-10 века, сейчас это просто туристический новострой, благо хоть народу немного. Больше похоже на декорацию к какому-нибудь фильму. Сама дорога мне понравилась больше))
Из Ахалцихе идет Трансаджарская дорога в Батуми, очень красиво, но после дождей я туда на голде не сунулся, поедем в объезд. Вернулся в Боржоми. Там можно искупаться в минеральных источниках, но я не фанат этого, просто бродил по парку, отдыхал.
День 8. Боржоми — Батуми. 280 км.
Через Имеретию на дорогах сплошные ремонты, строится автобан из Тбилиси в Кутаиси, а пока пришлось часто плестить за фурами по извилистой дороге. Ближе к Кутаиси накрыла гроза, я прямо почувствовал ее и за пару минут до того, как хлынуло решил немного передохнуть, подкрепиться хачапури и посмотреть что там интересного в Батуми, почему-то очень мне советовали туда заскочить.
Проскочил поворот на Кутаиси, еще час и вот оно море! Ну море как море) В Батуми забронил апарты в одной из высоток — вид конечно с 42 этажа неплохой. Если что, в отеле Орби слева от входа есть небольшой навес, куда можно поставить мотоцикл, камера висит — говорят охраняют.
А вот сам Батуми такой стандартный курортный город, куча гостиниц, набережная с пальмами и кругом отдыхающие прохаживаюся. Сплошные отели, много строящихся, а вот обычные люди сразу видно живут поскромнее, стоит отойти 300 м от побережья — уже можно встретить обычные древние хрущевки и обшаранные 2хэтажки.
Какой-то интересный старый многоквартирный дом
Короче прогулялся, заскочил в мак, помочил ноги в море — завтра поеду дальше, делать мне тут особо нечего.
Грузинский Дубаи
День 9. Батуми — Местия. 270 км.
Горы! После всей этой суеты морской срочно нужно туда! Местия — это поселок в Сванетии, глубоко в горах, на 1500м над уровнем моря. По пути вдоль побережья мне советовали заскочить на пляж Магнети, где интересный черный песок, но проскочил — еще побываю. После Уреки в сторону Поти быда красивая дорога под кронами деревьев, едешь, как по парку, занятно) После Зугдиди, как только начали появляться горы — свернул на Ингрускую ГЭС. Я где-то писал уже, ГЭС я люблю, 15 лет работаю в компании, имеющей отношение к ним. Красиво, в десятке самых высоких плотин мира.
А дальше 100 км серпантина, которые я ехал больше 3х часов и останавливаться хотелось на каждом повороте, но я в основном просто ехал не спеша и любовался видами. Где-то едешь по классике: с одной стороны пропасть, с другой скала, где-то просто через лес вдоль реки, ближе к концу ты ближе к вершине и открывается очередной отличный вид! Первые 50 км более-менее асфальт, потом в меру убитая бетонка, местами были грунтовые участки с ремонтом и куски обвалившего асфальта, немного трясет, но на любом мотоцикле проезжаемо.
Очень советую получить удовольствие от это дороги, траффик почти нулевой. Местия — достаточно популярное среди туристов место, но там нет такого столпотворения. Летом люди приезжают, чтобы заниматься трекингом в горах (здесь много красивеших троп), зимой я так понимаю народ приезжает на горные лыжи итп. Гостиниц полно на любой вкус, я выбирал с хорошим видом на горы и поселок.
Приехал, а там стоят 7 СуперТенере — значит сделал правильный выбор)
Вчером удалось пообщаться немного с ребятами, чехи, едут по шелковому пути в Монголию, потом обратно через Россию (но пока еще думают на счет этого, побоаиваются, хехе) Машина сопровождения, все в наклейках и мерче, 3 этапа растянутых на 2 года, крч коммерческий тур, платишь деньги, тебе одежду, мотоцикл и график мероприятий, никакой романтики)))) Гулять!!! Визитной карточкой этой местности являются сванские башни, которые в большом количестве разбросаны в поселках (более 200 шт), возраст некоторых достигает 1000 лет. В свое время использовались по-разному, какие-то под провиант, где-то жили и оборонялись. На мой взгляд очень интересные и необычные строения.
Завтра хотел отправляться дальше, но хозяин гостиницы сказал: «Посетить Сванетию и не съездить в Ушгули нельзя!», что же, решил немного задержаться.
День 10. Местия-Ушгули-Местия
Поспрашивал на счет дороги туда — ехать 40 км, из них часть по плохой грунтовке, на голде не вариант, нашел на площади экскурсию — погнали. Дорога сначала неплохая, серпантин все тот-же выше и выше в горы, но последние 10 км действительно ее почти нет, был и грунт, и грязь и пара бродов, как на обычно пассажирском фургоне туда проехали — для меня осталась загадкой) В принципе потихоньку можно было бы мне своим ходом добраться, но сколько бы это заняло времени непонятно. Ушгули — меленькая деревенька, на 2200м, википедия говорит, что это одно из самых высокогорных поселений Европы. Красиво)) кругом горы) правда больше часа мне кажется там особо и нечего делать. Пробежал все, повалялся на холме с видом на гору Шхара. Поел самый ужасный шашлык в моей жизни) вообще с шашлыком повезло только в предпоследний день в Грузии.
К вечеру вернулся обратно и прекрасно завершил его на балконе с классным видом, вкусным вином и едой.
День 11. Местия — Кутаиси. 260 км.
Пришло время двигать обратно, сначала думал заскочить еще раз в Тбилиси, затариться там вином и прочими подарками, но потом смотрю — по пути Кутаиси, может заехать? Не вопрос, но перед этим меня опять ждут 100 км крутых серпантинов, за сутки отдыха от мотоцикла успел очень соскучиться, до свиданья Местия, было круто. Здесь единственная неприятная ситуация на дороге произошла, в одном из тоннелей, прямо посередине лежала черная корова, которую я рассмотрел поздновато, чудом удалось объехать. Выскочил на трассу и как-то незаметно долетел до Кутаиси, прокатился по городу, честно, ничего такого особо интересного и не увидел. Зато забронировал отдельный домик в ПаркОтеле, куда идет канатная дорога. На въезде в парк стою туплю, где дорожка в отель — подьезжает Кава Версис — семейная пара из Твери, Сергей с Ириной, тоже путешествуют по Грузии, познакомились, пообщались. Бросил вещи, сгонял на центральный рынок, нужно ведь купить всяких чурчхел и специй домой. Интересная штука, купил там дыню за 40 рублей на наши деньги, а в Рстовской области потом, такая же диня стоила уже 180, удивительное ценообразование. Вечером опять встретил ребят и мы с ними отлично посидели в местном ресторанчике. Прекрасное общение, вкусная еда, что еще нужно для хорошего завершения покатушки? У Сергея это был первый дальняк такой продолжительности, я делился своими историями из поездок) Приятно встретить похожих по духу людей.
День 12. Кутаиси — Чми. 350 км.
Что же, погнали домой! Выспался и двинул к границе, непонятно что там может твориться и на сколько я могу встать, обратная дорога всегда быстрее, правда была небольшая пробка перед аркой Дружбы, где встали фуры и я чуть не перегрел мотоцикл и вот я уже в Сетепанцминде — ем свои крайние хинкали на последние лари)) Понял, что почти нет фото мотоцикла, нужно исправить.
Вереница фур со стороны Грузии впечатляет, наверное сотни авто стоят на многие киломенты, даже трудно представить сколько времени нужно, чтобы проехать им. На Грузинском КПП проскочил всех, быстро отметился, никто не проверял ни страховку, ни сколько у меня там вина в кофрах, на нейтралке тоже удалось проскочить, а вот перед Российским КПП, где потоки разделены тросовыми ограждениями пришлось немного постоять, не везде можно пролезть. Итого граница у меня заняла около 1.5 часов, в сравнении с тем, сколько стоят на авто, конечно быстро. Заселился в уже знакомый отель в Чми.
День 13-14. Чми-Ростов-Москва. 1800 км.
А дальше обычное пилилово по М4, с ночевкой в Ростове. Жара 30-35 градусов преследовала до самого Воронежа, лучше уж в +3, чем так, приходилось отдыхать на заправках, чтобы не словить солнечный удар. Впервые так радостно встречал дождь после Воронежа. Так и долетел домой.
Итог: Вышла отличная покатушка по Грузии, посмотреть удалось немного, но будет повод вернуться, кроме того, можно теперь строить маршрут по знакомым дорогам в сторону Турции и Армении, еще прокачусь!
Кто любит циферки:
14 дней, из них 11 за рулем, 5500 км.
Потратил:
Бензин — 17 800
Отели — 30 300
Еда — 13 700
Платка — 2600
Переоформление — 5600
Подарки, экскурсия — 4700
ТО — 5000
Итого: 79 700
Думаю вполне себе нормально.
Потерь на этот раз никаких, мотоцикл с поездками на Кавказ спраляется отлично.
Как, всегда, всех благ, спасибо, что осилили пост!!!
- Bazuzu
- Денис
- 20 августа 2022 в 21:03
- 6
- ?
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (6)
RSS свернуть / развернуть