Блог им. igorsanin → А куда ты смотришь при повороте?


А куда ты смотришь при повороте?
Как ведёшь точку фокуса?


Взгляд это основной инструмент мотоциклиста. От него зависит траектория, безопасность и даже ментальное состояние в моменте.

Грубо: куда смотришь — туда и приедешь.

На более продвинутом понимании: зрение даёт информацию о кривизне поворота, наклоне дороги, состоянии покрытия, движущихся препятствиях, твоей скорости и т.п. очень много вводных за секунду.

И если ты не правильно используешь этот инструмент — последствия могут быть очень плачевными для всех.

Поворот мы ведём взглядом плавно, как можно дальше смотрим от себя, за поворот. Фокус зрения движется вместе с мотоциклом, ни каких перепрыгиваней, даже если рядом что-то взорвалось. Для тебя нет ничего важнее твоей траектории. Это концентрирует разум и успокаивает твои эмоции. Всё остальное ты видишь переферийным зрением и оно не имеет значения, если не вредит твой цели. Ты идёшь в ожидании апекса, как охотник с пальцем на спуске. И в момент когда ты видишь выход, происходит нажатие, мягкое, плавное и мотоцикл «выстреливает» по траектории вместе с тобой. В этом есть что-то магическое. Здорово, что я к этому почти подошёл.
  • igorsaninigorsanin
  • Игорь
  • 14 июня в 9:25
  • 1
  • ?

Комментарии (71)

RSS свернуть / развернуть
0
xenotron
Когда учился ездить (пит ирбис 125), умудрился сломать мизинец и ручку тормоза. Знакомый дядька (КМС по мотокроссу) сказал великую фразу, которую я запомнил на всю жизнь: «не умеешь просчитывать траекторию — не езди» =)
0
igorsanin
Да все верно. Это жизненно необходимо.
+2
NikitosZs
Всё остальное ты видишь переферийным зрением и оно не имеет значения, если не вредит твой цели.
Периферийное зрение не позволяет что-то оценить, поэтому и нужно вертеть башкой как сова, чтобы не попасть в «Мото аварии».
0
igorsanin
А что тебе нужно оценить? для тебя важно (в момент поворота) кто сидит в машине, какого цвета ногти у блондинки за рулем? Боковым зрением можно увидеть объект, его размер и скорость с направлением. Все остальное вторично и не важно.
0
NikitosZs
Нельзя боковым зрением оценить остановился объект или едет на тебя. Глаз не лидар, а уж тем более «боковое зрение».
0
igorsanin
Тренируй, сейчас я стал видеть.
+1
NikitosZs
Я лучше нормально буду ездить, чем спиритизмом этим заниматься.
0
Boggi
Если бы это было так, человечество бы не зародилось так как наши предки все бы перемерли попадав с деревьев и ращзившись насмерть.
Переферийное зрение даёт достаточно большой объем информации об окружающих объектах. Хорошо замечает движение (оно вообще для этого существует), может нам дать понимание примерного расстояния до объект и тд.
Скакать по лианам куда более сложная задача, чем мотоцикл вести. Но справились же.
0
NikitosZs
Я не хочу обсуждать биологические особенности человеческого зрения с людьми, которые откровенно в этом не сильны.
Поэтому я официально заявляю, что боковое зрение у меня неразвитое, я отстал на тысячелетия в эволюции от вас, супербайкеров, способных водить своего металлопластикового коня отвернувшись от происходящего, а иногда и закрывающих глаза, потому что веки человека не перекрывают световой поток полностью, и что природа мне, как исключительно неразвитой особи, дала бинокулярное зрение.
На этом, прошу закончить со мной разговор по данной теме из уважения как к виду, предшествующему приматам.
0
Boggi
Как и многое другое. Всё это тренируется и нарабатывается.
Играйте больше в игры (как живые, к примеру настольный теннис, так и компьютерные, спинно мозговые стрелялки хорошо прокачивают зрение в части восприятия движущихся объектов) и всё будет ок.
Боковое зрение у вас такое же как и у всех. Строение глаза у нас с вами одинаковое. А вот то как с этим работает мозг — это уже вопрос тренировки.
0
elrojomacho
Чего ты собрался тренировать, если для определения расстояния нужно 2 глаза, а периферийное зрение — это один? Периферийное зрение — это заметить опасность и повернуться на нее двумя глазами для принятия дальнейшего решения. Ну или шугануться в случайном направлении, что нам очевидно не подходит. Супермены блин…
0
wasserfall
Чего ты собрался тренировать, если для определения расстояния нужно 2 глаза
Бинокулярное зрение не является основным методом определения расстояния, оно работает только до 15 метров. Далее идет оценка масштабов объектов.
0
Boggi
На досуге погугли как определяют расстояние одноглазые люди.
0
Boggi
Можешь даже не гуглить. Закрой себе один глаз и походи так какое-то время. Откроешь для себя много нового.
0
elrojomacho
Наверное им и права дают?
0
Boggi
Да. А что?
0
elrojomacho
Серьезно? Одноглазым? Ты сейчас наверное прикалываешься
0
Boggi
Ты прежде чем за мотоцикл бы сесть. Изучил бы законодательство РФ. Права получил. Да научился сначала глазами своими пользоваться. А уже потом можно и мотоцикл пробовать.
Столько удивлений на ровном месте.
0
elrojomacho
Мне его зачем изучать? Я здоров. Ездить умею, могу и 99% здешних поучить
0
Boggi
Ну судя по тому, что ты даже не знаешь, как человеческий глаз определяет расстояние…
В общем биологию ты точно прогуливал))
Возможно и ПДД раз не в курсе, что люди с одним глазом водят. И вполне успешно. И не только в РФ.
0
elrojomacho
Ну слушай, в биологии я точно не силен, признаю. Но ездил с человеком с одним глазом (он честно говорил, что права куплены). Так вот, ездил он по прямой ±, а вот при выезде на нерегулируемых всегда испытывал охеренные проблемы. Я сначала даже не понял, что он так тупит, пока он сам не сказал, что у него один глаз и он не всегда понимает, какая скорость у машин и как они далеко. Замечу, это почти дословно. Поэтому и усомнился. Был неправ ) Оказывается всякое бывает.
0
Boggi
Отец подруги не видит на один глаз. Узнал об этом я только когда он сам сказал. Оказывается после травмы уже лет 15 ничего не видит. При этом тачки любит. Водит разные, в т.ч. крутые и водит оч хорошо. У меня двуглазого статистика ДТП куда больше =D. Дайвингом занимается к томуже. В общем человек штука живучая и приспособляемая. Одного глаза для полноценной жизни хватает.
0
elrojomacho
я думал параллакс или что-то типа этого и все такое. Допускаю, что можно смещать башку и с одним глазом тот же эффект получить )
0
wasserfall
У человека несколько различных методов определения дистанции для разных ситуаций и разных дистанций. Стереозрение до 15 метров по прямой (поэтому 3д-экраны и не ставят на всяких стадионах и для уличной рекламы, хотя хотели). Основной метод для дальностей выше — оценка масштабов объектов и их взаимного перекрытия.
0
quoter
Ты серьезно?

Бесполезно кормить богги, это только множит пустой флуд
0
Boggi
Я так скажу. Если нет повреждения самого глаза (он крутиться и тд) то скорее всего ты никогда и не узнаешь, что человек не видит на один глаз. Только если он сам тебе об этом скажет.
0
wasserfall
Да, у меня отец у коллеги одноглазый ездит.
0
wasserfall
Я не хочу обсуждать биологические особенности человеческого зрения с людьми, которые откровенно в этом не сильны.
Так это, расскажи, как так выходит, что боковым зрением (которое представлено более быстрым массивом рецепторов — палочки группами отсылают сигнал одной ганглиозной клетке, отчего острота падает, но возрастает чувствительность) нельзя оценить наличие или отсутствие движения более-менее контрастного объекта?
0
NikitosZs
оценить наличие или отсутствие движения более-менее контрастного объекта?
Движения в плоскости поля зрения (а так же внезапное возникновение, смена контрастности, цвета), но при приближении объект не движется по полю (не меняет цвет и прочее), а меняет свой видимый размер. По итогу эти быстрые рецепторы не могут отделить девятку которая стоит на перекрестке слева, от той, которая катится на тебя или даже едет. Это именно касаемо вот этого случая.
Теперь то, о чем я писал выше, что башкой нужно вертеть как сова. У нас в распоряжении куча слепых зон, поэтому, даже если предположить, что боковое+бинокулярное зрение у нас работают офигенно хорошо, то даже они не могут смотреть назад. Зеркала так же не покрывают, а зачастую ещё более усиливают эту проблему: ведь ты своими глазами видишь, что там нет посаженного жигуля, но дребезг от ощущаешь прямо вот очень рядом, поворачиваешь голову — а там жигуль во всей облупившейся краске.
Так же, достаточно злым врагом периферийного зрения является шлем, всё-таки отъедающий часть поля зрения.
Это если опустить вопрос обрезания мозгом обзора при наборе скорости, что достаточно актуально для динамичной езды на мотоцикле.
Могу предложить провести эксперимент. Самое важное в этих экспериментах помнить, что статические эксперименты нам не интересны. Поэтому берем небольшой предмет, мячик для большого тениса, например, подкидываем его прямо перед собой и ловим этой же рукой, но сбоку (подкидываем снизу вверх, но ловим справа на лево), чтобы не было мышечной памяти по траектории объекта. И проводим этот эксперимент несколько раз в разных азимутах, прямо перед собой, граница бинокулярного зрения, боковое зрение, а после этого надеваем шлем и повторяем то же самое. Только что проделал это эксперимент с собой — результат не в пользу бокового зрения, рука попадает в мячик у меня примерно в 20% случаев. На границе бинокулярного ещё куда не шло, около 60%. Это лично мои результаты при событиях, которые я не просто ожидал, но и вызывал сам, чего в условиях движения не будет.
Так же, после прочтения данной статьи я решил следить за собой, может я ошибаюсь и не верчу головой, живу по периферии. Но это не так, я часто оборачиваюсь, даже если нет предпосылок для этого, смотрю через плечо. Так же обнаружил интересный эффект, я не возвращаю зрение в исходное направление (110-120 градусов), я рефлекторно оборачиваюсь на 180 градусов на пару секунд, чтобы максимально восполнить потерю информации в этом направлении.
0
wasserfall
Движения в плоскости поля зрения (а так же внезапное возникновение, смена контрастности, цвета), но при приближении объект не движется по полю (не меняет цвет и прочее), а меняет свой видимый размер. По итогу эти быстрые рецепторы не могут отделить девятку которая стоит на перекрестке слева, от той, которая катится на тебя или даже едет. Это именно касаемо вот этого случая.
При движении объёмного объекта у него так или иначе по полю будут в большинстве случаев перемещаться контрастные элементы.

Поэтому берем небольшой предмет, мячик для большого тениса, например, подкидываем его прямо перед собой и ловим этой же рукой, но сбоку (подкидываем снизу вверх, но ловим справа на лево), чтобы не было мышечной памяти по траектории объекта.
Это закономерный результат меньшей точности бокового зрения — движение детектируется, но навести на него конечность сложнее.

Большинство случаев, когда что-то не заметил кто-то за рулем, связаны в первую очередь не со слабостью оптической системы, а с фокусом внимания относительно уже пришедшей в мозг информации.
0
wasserfall
Почему же?
0
oneq2
Наглядная иллюстрация работы бокового зрения :)

0
elrojomacho
Ха, я думал он его рогами проткнет в полете )))
+1
XapoH
Грубо: куда смотришь — туда и приедешь.

ИМХО — это в состоянии «стресса» (любого) так… А так-то, во всяком случае у меня, вполне можно ехать в одну сторону, а смотреть в другую (когда неспешно едешь и торгуешь фейсом крутишь башней, то как иначе?) — я как-то мопед больше привык пятой точкой чувствовать — каждый его наклон и движение (когда на него сажусь — он у меня превщается в элегантные шорты ноги… а ног нет — только то, откуда они растут. Кентавр недоделанный, блин)

Вот сённи входил в левый поворот на перекрёстке с наклоном и при этом махал левой ручкой «коллегам» (т.е. мот рулил одной правой, в повороте и неглядя — просто прикинув, что ближайшие 20 метров никого вообще и асфальт ровный. Впрочем этот перекрёсток я и вслепую проеду). Т.е. в нормальнрой(!) обстановке траекторию мота я могу «предвидеть» неглядя — чисто по скорости, углу поворота руля и наклону (на машине, кстати, так же — чувствую где конкретно пройдёт каждое их 4х колёс. Той самой пятой точкой и спиной).
РасслАбленнее на мопеде надо быть — тогда и не будет парализовывать при любых непонятках.
Но да… когда на реакцию доли секунды — «куда смотрю туда и еду». А смотреть надо туда, где безопаснее, а не на КАМАЗ)

ЗЫ. чот вспомнилось — тут давеча одна девушка киношку выкладывал про Jocelin Snow. Так у неё такое «упражнение» нашлось: youtu.be/_FNlRz23FXM (с 11й минуты). К чему бы там такое?
0
igorsanin
с накатом по знакомым улицам поворотам так и происходит. А вот в не знакомом районе, где еще может пробежать человек… вот нужно смотреть вперед. Так же расслабленно и готовым к маневру. Нас так в Крыму посылали на «байдары» — взгляд отрабатывать. Однополосный извилистый серпантин с кучей закрытых поворотов и шпилек с улитками. Задача была увернуться от возможной встречки идя в ровном темпе.
0
quoter
Грубо: куда смотришь — туда и приедешь

Выезжая из гаража на дорогу, я смотрю назад, проверяя, не едет ли кто по автобусной полосе. Мотоцикл, почему-то, назад не едет, при этом

Поворачивая, надо смотреть точно под переднее колесо, это все знают. Ведь надо оценивать качество дорожного покрытия перед мотоциклом, в повороте это очень важно

Вообще, вспоминается анекдот про Насреддина, который нашел «мудреца», рассказывающего великие истины, что трава зелёная и солнце встаёт на востоке
+1
igorsanin
Подъезжая к повороту ты же уже видел что за покрытие метров так за 30, при условии что он не закрытый. Нам говорили, все что ближе 30 метров от колеса на скорости 60кмч ты уже проехал.
0
quoter
Основное в моем комментарии — последний абзац
0
igorsanin
Так по большей части писал свои эмоции и рассуждения для начинающих мотоциклистов. Большинство вообще не чего не слышали и не читали. Анекдотов не знают)
+8
Vitaha_N
По коридору ВУЗа идет профессор. Навстречу студент:

— Здравствуйте, профессор. Можно Вас спросить?

— Конечно, спрашивайте, молодой человек.

— Скажите, профессор, Вы когда спать ложитесь, бороду на одеяло или под одеяло кладете?

После некоторой паузы:

— Да, знаете, как-то не задумывался.

— Ну, извините, пожалуйста.

Разошлись.

Через неделю зеленый профессор с кругами под глазами встречает в коридоре того же студента и хватает за грудки:

— Ну ты и сволочь! Неделю уже спать не могу — и так неудобно, и так неудобно!
+2
motik_botik
Всё остальное ты видишь переферийным зрением и оно не имеет значения, если не вредит твой цели.
Полностью не согласен. Только на днях выкладывали видео, где стоящий на обочине коробочник с места через всю дорогу рванул в разворот. Врезавшийся в него мот, похоже, следовал этому принципу «не вредит твой цели».
Надо ездить, обращая внимание на все окружающее и думать за них, предугадывая дальнейшие действия. Кругом полно идиотов.
0
igorsanin
тут идет речь о взгляде в повороте, а по прямой в городе, конечно анализируем ситуацию (заведенная машина на обочине, вывернутые колеса), равно удаленность от потенциальной опасности.
+4
Fian
Я в повороте проверяю и мертвые зоны по обеим сторонам. Коробочники любят подрезать в таких местах. Ну и ко всему прочему — прочекиваю обочины на предмет людей, собак и прочей живности. Дорожное покрытие на предмет колет, ям, масла, песка, неожиданно начатых дорожных работ и т.д.
А просто пырится в точку куда ты мечтаешь приехать — ну удачи. Это город, а не трек.
0
Fian
*колеи
(когда нибудь байкпост сможет в редактирование своего коммента)
+1
IgorLebedev
Одно из главных навыков — отслеживать выход из любого поворота!
Сам смотрю куда нужно телепортироваться и одновременно контролирую «фарватер» по которому следую, ибо не надо забывать какие «сюрпризы» ожидают в ЛЮБОМ повороте. Даже который ты проходил еще вчера:
рассыпанный щебень, грязь после дождика, какашки енота и т.п.
+2
arahmid
Вот много раз слышал это мантру: куда смотришь туда и приедешь. В итоге специально стал эксперименты ставить, смотреть в стороны в поворотах и на кругах, и нормально, приезжаю туда куда нужно. Зато много раз помогало голововерчение от аварии увернуться
+1
Krossman
Это не про это, это про то, что в критических ситуациях люди смотрят на препятствие, и туда и едут. А надо смотреть туда, куда надо. С ездой и верчением головой по сторонам, это не имеет ничего общего.
+3
gretsch6120
Грубо: куда смотришь — туда и приедешь.
При этой фразе вспоминаю книгу товарища Кода.
Правда он утверждает, что что данная методика нужна для базового освоения навыками управления мотоциклом и в полном объеме применима только на треке.
На ДОП нужно иметь рассинхронизацию действий.
Смотрю в одну сторону, а еду в другую.
Тк нужно контролировать много факторов и периферийное зрение тут не самый лучший инструмент.
Вот в экстренной ситуации нужно смотреть туда куда ты хочешь приехать.
0
igorsanin
добавлю нюанс. Этот пост относиться больше к движению по серпантину, там это сильно обостряется, если еще повороты закрытые;)
0
ALnaVito
Никогда над этим не задумывался но недавно съехал на обочину в знакомом повороте. А всего то — увидел на столбе во время поворота камеру, которой там не было.
0
igorsanin
Взгляд — штука опасная. У меня много знакомых («учеников») теряли траекторию, хорошо что все обошлось. Скорость была небольшая.
+1
Unfragged
Второй пост подряд, где охреневаю от того, что какие-то правильные вещи возводятся в абсолют и становятся похожими на заповеди, хотя всё же зависит от обстановки и цели.

Надо ли смотреть в поворот на треке? Да. Тому же М.Шумахеру ставили на шлем камеру, регистрирующую направление взгляда — и анализировали, как и куда он смотрит. Однозначно да. Правильная работа взглядом — залог того, что ты будешь ехать ровнее, не утыкаясь глазами в препятствия и из-за этого рефлекторно тормозя\сбрасывая газ. Да даже езда по площадке сильно завязана на работу взглядом, простейшую восьмерку в разы сложнее проехать, если смотреть себе «под ноги», а не «через плечо». Если в какой-то поворот входишь медленнее, чем надо — одна из самых частых проблем это то, что смотришь не туда, куда нужно (во всяком случае у меня самого, когда свою езду разбираю).

Надо ли смотреть в поворот при повседневной езде, когда у тебя нет ограничения по размеру площадки и траектории такие, что там фура с полуприцепом едет не напрягась? Если тошнишь 40 км\ч и нет цели «быстро и красиво проехать вот эту связку поворотов» — можно ехать, смотреть по сторонам, разглядывать девушек красивых на тротуаре. Один фиг ты войдешь в этот поворот, и никакой тренер не будет тебя палкой бить по шлему за то, что ты там подрулил\притормозил\проехал медленно. Автомобилисты вообще вон едут и одним глазом в смартфончик залипают нон-стоп, и ничего, справляются как-то.
+1
quoter
Залипающие в смартфона водятлы — сносят моты в междурядье и вапще друг друга…

Еду по пробке и вижу, что какая-то машина нгачинает полную дичь творить на пешеходной скорости — стопудова оно в инстаграмчике залипло
0
Unfragged
я однажды видел мадам, которая за рулем в вялотекущей пробке одной рукой держала контейнер с супом, а другой, соответственно, ложечку и уже ничему не удивляюсь.
0
quoter
Вот бы пердануй ей до отсечки в окно, чтобы облилась вся
0
AntonKatenev
Я как-то в пробке уперся в мелкий красный мерс, вылезший в междурядье, и перегородивший дорогу. Пердеж и гудеж никакой реакции не вызвали. Заглянул в окно — там блондинка, вся в айфоне, и в наушниках, меня вообще не замечает. Окно было приоткрыто, просунул руку, погладил ее по голове.

У нее от неожиданности аж телефон улетел на заднее сиденье :))))
0
quoter
Ну а что ты хотел?!
Сидит девочка, на расслабоне, в пробке же ничего страшного произойти не может

А тут к ней в салон через окно, лезет бронированное чудовище в шлеме! И трогает ее голову!!! Она наверное решила, что началась атака хищников на землю )))))
0
AntonKatenev
Примерно этого я и хотел :))))
0
quoter
Вот не любишь ты молоденьких блондинок)))
0
AntonKatenev
Костя, блондинка была немолода :)) Но тебе конечно только молоденькие везде мерещатся :)))
0
quoter
Вот не любишь ты стареньких блондинок)))
0
igorsanin
Вот мой пример
+1
exvi
По уму длинный/закрытый поворот взглядом делим на несколько частей, на одной ровной траектории такой пройти можно только на очень низкой скорости. Просто смотреть на 30-40-50-100 метров перед собой в шпильке не поможет от слова совсем. В идеале в длинном повороте получается траектория по ломаной линии, то есть несколько поворотов в одном. Про периферическое поржал. Автору перечитать Кода, чем быстрее, тем безопаснее для тушки. Про угол обзора и всё, что к этой главе относится. Советы комментаторов смотреть под колесо при повороте вообще огонь. Лучше тогда смотреть сразу назад, проку одинаково. Про щебень с маслом тоже поржал. Тормоза придумали трусы видимо. Не умеешь пользоваться тормозами в повороте или менять траекторию — не выезжай с учебной площадки, сюрпризов будет много. А то развелось клоунов, развернуться без выставления ног на асфальт не могут, а грезят шиканами…
0
elrojomacho
Слушай, по уму вообще пофигу какой поворот на скоростях до 80 и куда смотреть. Не умеешь ехать глядя куда угодно — не выезжай с площадки. И кстати, какая связь разворотов с ногами и шикан?
0
igorsanin
Какая отсылка к Кекйту — основной тезис?
0
exvi
Я же написал — про угол обзора, про взгляд в повороте. Всё это есть в Twist the wrist
-1
Boggi
Я предлагаю начать сначала с другого конца.
Есть биология. Есть строение глаза. Есть принципы работы, есть слепые зоны.
Над всем этим мозг. Который рисует картинку и дорисовывает слепые зоны.

И если что-то мозг не видет. То куда глазом не смотри — толку ноль.
Во время езды смотреть надо учится по разному. В разных ситуациях вы будете по разному использовать свои глаза.
Вообще у обезьян все оч хорошо с восприятием всяких движущихся объектов, определением растояния и тд. Опыт жизни на деревьях и прыганья по ветками.
Главное помнить что чувств у вас больше одного. И в процессе вождения равноправно участвуют все.
И да. Всем этим все равно заведует мозг
0
NikitosZs
Слепое пятно не согласно с твоими высказываниями.
-1
Boggi
Про него надо просто помнить. Располагается оно на обоих глазах в одном и том же месте.
0
quoter
Биология тоже не согласна. Это пятно почти в центре и размеры его таковы, что там может «спрятаться» разве что одна только голова мотоциклиста
0
NikitosZs
Не, я именно про эту фразу: И если что-то мозг не видет. То куда глазом не смотри — толку ноль.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. igorsanin, А куда ты смотришь при повороте?