Блог им. CAMOJIET → Еще одна задачка по физике. Дистанция.
В прошлый раз в мою сторону прилетело пару камней, что дескать стены не материализуются… поэтому в этот раз в условиях задачи будет исключительно то, что вы видите каждый день. Короче все реально, никаких стен непонятно откуда.
Итак: предположим вы едете по рельсам на реактивной дрезине со скоростью 180 км/ч
они же 50 м/с. впереди вас с такой же скоростью едет такая же дрезина. Является ли выбранная вами дистанция в 60 метров безопасной? Если нет, то какая является?
Конечно, «безопасно»- слово слишком не формальное. Давайте для начала оценим остановочный путь чисто чтобы с чего-то начать. Моя дрезина останавливается по равноускоренному закону с ускорением около 1g, а точнее 10 м/с^2. Итого тормозной путь 125 метров, остановочный еще на 50 метров больше (реакция 1 с), т.е 175. Если ваша тележка тормозит с ускорением вдвое меньшим (я слышал примерно так делают машины и мотоциклы на влажном покрытии)то остановочный путь будет 300 метров. Далеко. Хорошо, что в этой задачке стены не материализуются, так что вряд ли что-то внезапно преградит наш путь. Так что дистанция в остановочный путь- явно избыточна.
Поэтому сценарий будет следующий: дрезина впереди начинает тормозить- вы, реагируя на стоп сигналы (хорошо что они есть на реактивных дрезинах, но реакция по прежнему не мгновенная, а 1 сек) придавливаете тормоз на 60%, далее вы понимаете, что дрезина впереди не просто притормаживает, а тормозит экстренно и тоже жахаете педаль в пол. Ну дальше все понятно- дрезина впереди тормозит вплоть до остановки, а вы если не врезались, значит дистанция была достаточна.
Решение: по истечении первой секунды, после начала торможения лидирующей дрезины ваша скорость все такая же 50 м/с, потому что вы еще не среагировали. При этом дрезина 1 уже снизила скорость до 40 м/с, расстояние между вами сократилось на 5 метров.
За вторую секунду вы сбросите скорость до 44 м/с (потому что вы тормозили не в пол, а только 6м/с^2), скорость дрезины впереди уже 30 м/с. расстояние между вами уменьшилось еще на 12 метров.
За следующие 3 секунды дрезина впереди остановится. Поскольку вы тормозите с одинаковым ускорением, ваша относительная скорость так и будет сохранятся в 14 м/с. итого вы сблизитесь на 42 метра. итого за 5 секунд вы сблизитесь на 59 метров.
Но вы-то еще не остановились. ваша скорость 14 м/с и остался 1 метр до неподвижной уже дрезины. Тормозной путь с такой скорости- 9.8 метров.
Да, тут скорее всего все выживут (если сзади не будет еще дрезин, конечно, хотя и то не факт, 50км/ч не слишком мало), но дрезину чинить придется, причем обе, тк виноваты вы. Хотя и дистанция была большая, и тормозить вы начали сразу (да, не сразу в пол, но кто тормозит сразу в пол?!)
На самом деле, в реальной жизни все бы постоянно въезжали друг другу в задницу, ситуацию спасает только то, что экстремальные торможения, еще и до полной остановки встречаются на скоростных шоссе ну КРАЙНЕ редко, да еще и на дороге, в отличие от рельс, можно свернуть. Тем не менее, если вы не собираетесь обгонять- держите дистанцию побольше, и начинайте хотя бы притормаживать если видите тормозные огни. От вас не убудет =)
З.Ы в кольцевых гонках при преследовании другой машины гонщики не могут реагировать на ее тормозные огни (иначе пришлось бы ехать слишком далеко), они просто зная примерно точки торможения предполагают что машина впереди затормозит там же. По этой причине множество случаев, где в начале торможения влетают в задницу.
З.З.Ы выбор безопасной дистанции очень сильно зависит от того, от чего именно вы хотите обезопаситься =) Так что какая в данной задаче дистанция безопасная я не имею понятия =) но, надеюсь, вам было интересно.
З.З.З.Ы да, именно так я чуть не въехал в зад на каком-то шоссе, только скорость и дистанция были меньше. Меня спасло только то, что машина впереди отпустила тормоз. Ощущения когда у тебя педаль в полу, а машина впереди медленно но неумолимо приближается… бесценно. На тот момент, кстати, я знал решение похожей задачи, но мне не помогло =)
Итак: предположим вы едете по рельсам на реактивной дрезине со скоростью 180 км/ч
они же 50 м/с. впереди вас с такой же скоростью едет такая же дрезина. Является ли выбранная вами дистанция в 60 метров безопасной? Если нет, то какая является?
Конечно, «безопасно»- слово слишком не формальное. Давайте для начала оценим остановочный путь чисто чтобы с чего-то начать. Моя дрезина останавливается по равноускоренному закону с ускорением около 1g, а точнее 10 м/с^2. Итого тормозной путь 125 метров, остановочный еще на 50 метров больше (реакция 1 с), т.е 175. Если ваша тележка тормозит с ускорением вдвое меньшим (я слышал примерно так делают машины и мотоциклы на влажном покрытии)то остановочный путь будет 300 метров. Далеко. Хорошо, что в этой задачке стены не материализуются, так что вряд ли что-то внезапно преградит наш путь. Так что дистанция в остановочный путь- явно избыточна.
Поэтому сценарий будет следующий: дрезина впереди начинает тормозить- вы, реагируя на стоп сигналы (хорошо что они есть на реактивных дрезинах, но реакция по прежнему не мгновенная, а 1 сек) придавливаете тормоз на 60%, далее вы понимаете, что дрезина впереди не просто притормаживает, а тормозит экстренно и тоже жахаете педаль в пол. Ну дальше все понятно- дрезина впереди тормозит вплоть до остановки, а вы если не врезались, значит дистанция была достаточна.
Решение: по истечении первой секунды, после начала торможения лидирующей дрезины ваша скорость все такая же 50 м/с, потому что вы еще не среагировали. При этом дрезина 1 уже снизила скорость до 40 м/с, расстояние между вами сократилось на 5 метров.
За вторую секунду вы сбросите скорость до 44 м/с (потому что вы тормозили не в пол, а только 6м/с^2), скорость дрезины впереди уже 30 м/с. расстояние между вами уменьшилось еще на 12 метров.
За следующие 3 секунды дрезина впереди остановится. Поскольку вы тормозите с одинаковым ускорением, ваша относительная скорость так и будет сохранятся в 14 м/с. итого вы сблизитесь на 42 метра. итого за 5 секунд вы сблизитесь на 59 метров.
Но вы-то еще не остановились. ваша скорость 14 м/с и остался 1 метр до неподвижной уже дрезины. Тормозной путь с такой скорости- 9.8 метров.
Да, тут скорее всего все выживут (если сзади не будет еще дрезин, конечно, хотя и то не факт, 50км/ч не слишком мало), но дрезину чинить придется, причем обе, тк виноваты вы. Хотя и дистанция была большая, и тормозить вы начали сразу (да, не сразу в пол, но кто тормозит сразу в пол?!)
На самом деле, в реальной жизни все бы постоянно въезжали друг другу в задницу, ситуацию спасает только то, что экстремальные торможения, еще и до полной остановки встречаются на скоростных шоссе ну КРАЙНЕ редко, да еще и на дороге, в отличие от рельс, можно свернуть. Тем не менее, если вы не собираетесь обгонять- держите дистанцию побольше, и начинайте хотя бы притормаживать если видите тормозные огни. От вас не убудет =)
З.Ы в кольцевых гонках при преследовании другой машины гонщики не могут реагировать на ее тормозные огни (иначе пришлось бы ехать слишком далеко), они просто зная примерно точки торможения предполагают что машина впереди затормозит там же. По этой причине множество случаев, где в начале торможения влетают в задницу.
З.З.Ы выбор безопасной дистанции очень сильно зависит от того, от чего именно вы хотите обезопаситься =) Так что какая в данной задаче дистанция безопасная я не имею понятия =) но, надеюсь, вам было интересно.
З.З.З.Ы да, именно так я чуть не въехал в зад на каком-то шоссе, только скорость и дистанция были меньше. Меня спасло только то, что машина впереди отпустила тормоз. Ощущения когда у тебя педаль в полу, а машина впереди медленно но неумолимо приближается… бесценно. На тот момент, кстати, я знал решение похожей задачи, но мне не помогло =)
- CAMOJIET
- Илья
- 9 сентября 2019 в 18:43
- 1
- ?
Всё верно. Подтверждаю своим положительным(безаварийным) опытом. Всегда стараюсь держать дистанцию с запасом. Интуитивно, конечно.
Есть еще интересный момент. Я в колонне машин всегда немного смещаюсь таким образом, чтобы видеть стоп-сигналы не ближайшей машины, а предыдущей. И реагирую по её стоп-сигналам. И вообще, чем больше видишь впереди идущих машин, тем лучше. Таким образом, дистанция получается бОльшей, а временной промежуток на реагирование ширше.
Есть еще интересный момент. Я в колонне машин всегда немного смещаюсь таким образом, чтобы видеть стоп-сигналы не ближайшей машины, а предыдущей. И реагирую по её стоп-сигналам. И вообще, чем больше видишь впереди идущих машин, тем лучше. Таким образом, дистанция получается бОльшей, а временной промежуток на реагирование ширше.
обычно дофига, это верно, особенно при движении в городской колонне. Поскольку впереди идущий автомобиль редко тормозит «в пол». Он тоже обычно сначала на те же самые 60% тормозит, не зная наверняка, что впереди. Собственно, так и получаются «паровозики», но из 3-4 первых машин. Остальные уже успевают оттормозиться или увернуться.
А вот на трассе, когда впереди только один автомобиль, то там да, дистанцию надо увеличить. Но тоже с возможностью не только затормозить, но и сманеврировать.
А вот на трассе, когда впереди только один автомобиль, то там да, дистанцию надо увеличить. Но тоже с возможностью не только затормозить, но и сманеврировать.
- serjlavrov
- 10 сентября 2019 в 10:25
- ↑
- ↓
вот тоже, зачем тонировать машины в дым? зачастую через сильно тонированные стёкла ничего не видно впереди и всё это ради чего? чтобы выглядела машинка покруче?
ну серьезно, давайте все вместе признаем, машины сильно, сильно отстают от прогресса и скоростей, особенно в нашей стране, где нет почти электромобилей и новых технологий, а половина парка просто не обслужены и уже искатали свои ресурсы. Ни удержания в полосе, ни автоматического экстренного торможения, ни предупреждающих сигналов, ни систем аварийного автоматического оповещения об аварии (работоспособных)… по сути, все машины это повозки с допотопными технологиями 19 века. Что украшать и тонировать — ведро из прошлого века?)
от солнца спасает вполне относительно прозрачная тонировка, которая не блокирует обзор тем, кто едет сзади.
ну серьезно, давайте все вместе признаем, машины сильно, сильно отстают от прогресса и скоростей, особенно в нашей стране, где нет почти электромобилей и новых технологий, а половина парка просто не обслужены и уже искатали свои ресурсы. Ни удержания в полосе, ни автоматического экстренного торможения, ни предупреждающих сигналов, ни систем аварийного автоматического оповещения об аварии (работоспособных)… по сути, все машины это повозки с допотопными технологиями 19 века. Что украшать и тонировать — ведро из прошлого века?)
от солнца спасает вполне относительно прозрачная тонировка, которая не блокирует обзор тем, кто едет сзади.
- DmitryNogin
- 10 сентября 2019 в 14:01
- ↑
- ↓
На 180 км/ч дистанция в 60 м — допустимо, если все остальные условия в норме:
— едем в светлое время суток, солнце ни в глаз ни в спину
— широкая и пустая дорога, разделительная полоса 50+ см высотой
— сухой асфальт, надлежащей температуры, без битума, колейности, песочка, неровностей
— пилот хорошо выспался и основательно проснулся, эмоционально стабилен
— стоит резина соответствующая покрытию
— мат.часть в полном порядке
— знакомая трасса
Список можно продолжить. Больше всего под этот набор параметров подходит трек. Но в целом посыл такой: осознанный выбор скорости в 180 км/ч на ДОПах предполагает очень высокую квалификацию райдера. Люди, обладающие такой квалификацией, чаще примут решение: ну и что, что трасса сейчас пустая. Я здесь в перый раз, мне и 130 ок )
— едем в светлое время суток, солнце ни в глаз ни в спину
— широкая и пустая дорога, разделительная полоса 50+ см высотой
— сухой асфальт, надлежащей температуры, без битума, колейности, песочка, неровностей
— пилот хорошо выспался и основательно проснулся, эмоционально стабилен
— стоит резина соответствующая покрытию
— мат.часть в полном порядке
— знакомая трасса
Список можно продолжить. Больше всего под этот набор параметров подходит трек. Но в целом посыл такой: осознанный выбор скорости в 180 км/ч на ДОПах предполагает очень высокую квалификацию райдера. Люди, обладающие такой квалификацией, чаще примут решение: ну и что, что трасса сейчас пустая. Я здесь в перый раз, мне и 130 ок )
- serjlavrov
- 10 сентября 2019 в 15:43
- ↑
- ↓
0.5 секунды время обработки информации. то есть от 60 отнимаем 25 метров. 35 метров (0,6 секунды) на 180 кмч хватит чтобы успеть моргнуть. Что ещё можно успеть?
- DmitryNogin
- 10 сентября 2019 в 16:59
- ↑
- ↓
Можно успеть начать тормозить. Или изменить траекторию. Или принять и выполнить решение не менять траектории. Если все условия выше соблюдены, то мы не ожидаем стены на хайвее. Даже если впереди идущий начал оттормаживаться со 180 в ноль, то на широкой и пустой дороге, следующий за ним успеет затормозить. В теории, конечно :) В любом случае, вариантов решения возникшей проблемы становится сильно меньше. А времени на выбор — те самые доли секунды. А речь шла о том: не много ли 60 метров. Я топлю за то, что 60 метров совсем не много. В притирку, если уверен, что остальные факторы не потребуют дополнительных метров.
- serjlavrov
- 10 сентября 2019 в 21:30
- ↑
- ↓
Со 180 и 100 метров не хватит на торможение. А если реально ответить на мой вопрос то он будет читаться так: ничего.
Если не воспринимать стену буквально, что многие любят делать, то есть ещё оторванные колеса, политый маслом асфальт, врезающийся в отбойник автомобиль и части которые от него отрываются. Все это может тормозить о тот же отбойник гораздо быстрее экстренного торможения и самой машины и тем более мотоцикла. Мотоцикл на 180 едва ли сильно изменит траекторию на такой скорости за 0.6 секунды.
Поэтому 60 м дистанции на такой скорости это не в притирку, это в дтп.
Если не воспринимать стену буквально, что многие любят делать, то есть ещё оторванные колеса, политый маслом асфальт, врезающийся в отбойник автомобиль и части которые от него отрываются. Все это может тормозить о тот же отбойник гораздо быстрее экстренного торможения и самой машины и тем более мотоцикла. Мотоцикл на 180 едва ли сильно изменит траекторию на такой скорости за 0.6 секунды.
Поэтому 60 м дистанции на такой скорости это не в притирку, это в дтп.
- ModernViking
- 10 сентября 2019 в 10:44
- ↑
- ↓
Проблема держать бОльшую дистанцию в том, что всякие дебилы постоянно пытаются туда вклиниться. Типа «окно» видят.
- serjlavrov
- 10 сентября 2019 в 10:49
- ↑
- ↓
и? как это влияет на невозможность сохранять дистанцию? вот вклинились и что? Это мешает отследить траекторию человека, который собирается вклиниваться и заранее выбрать дистанцию побольше или вы при этом не можете сбавить давление на акселератор? или вы проиграете в таком режиме 3 минуты до работы?
А что при этом выйграете?
А что при этом выйграете?
- ModernViking
- 10 сентября 2019 в 11:05
- ↑
- ↓
А так, что есть куча баранов, которые если и слышали где-то про существование поворотника, то уж точно понятия не имеют где он находится. И вклиниваются резко без того самого поворотника.
Мне то не сложно где-то пропустить нормально перестраивающуюся машину, но вот такие мудаки сильно бесят и при этом создают потенциально аварийные ситуации.
Мне то не сложно где-то пропустить нормально перестраивающуюся машину, но вот такие мудаки сильно бесят и при этом создают потенциально аварийные ситуации.
- serjlavrov
- 10 сентября 2019 в 11:17
- ↑
- ↓
Да, создают, но на чаше весов безопасность в любом случае важнее эмоций.
Ведь вы гораздо опытнее и прозорливее кучи баранов, как вы их назвали, вы их видите, читаете, знаете что будет, соответственно, для вас это не составляет физических проблем, а составляют лишь эмоциональные. Если вы уберете эмоции, вы уберете эту проблему просто исключите.
Ведь вы гораздо опытнее и прозорливее кучи баранов, как вы их назвали, вы их видите, читаете, знаете что будет, соответственно, для вас это не составляет физических проблем, а составляют лишь эмоциональные. Если вы уберете эмоции, вы уберете эту проблему просто исключите.
- ModernViking
- 10 сентября 2019 в 11:53
- ↑
- ↓
Проблема в том, что всегда есть элемент случайности. Усталость, недосмотр, отвлекающий фактор…
Как правило всё дерьмо случается в тот самый момент, когда ты на долю секунды отвлекся на что-то. Так что это как заряженное ружье на стене, рано или поздно выстрелит, а вот когда?
Меня например такие очень напрягают. Хотя бы потому, что далеко не всегда можно предсказать или вовремя увидеть их маневр.
Как правило всё дерьмо случается в тот самый момент, когда ты на долю секунды отвлекся на что-то. Так что это как заряженное ружье на стене, рано или поздно выстрелит, а вот когда?
Меня например такие очень напрягают. Хотя бы потому, что далеко не всегда можно предсказать или вовремя увидеть их маневр.
- Alexander321
- 10 сентября 2019 в 17:56
- ↑
- ↓
лучше держать чуть меньшую дистанцию, чем провоцировать едущих сзади постоянно обгонять вас, потому что это опаснее.
- serjlavrov
- 10 сентября 2019 в 10:28
- ↑
- ↓
2 секунды минимальная дистанция. в метрах мерить бесполезно и очень неточно. И, не стоит забывать о том, что летит со встречки. Вырастающие стены, увы, вполне себе возможное явление.
- serjlavrov
- 10 сентября 2019 в 13:16
- ↑
- ↓
Всё просто: на 60кмч дистанция за одну секунду 16.6 м. За две секунды 33 метра. Остановочный путь у тренированного мотоциклиста, регулярно занимающегося не площадке и поддерживающего свой уровень умений, составляет от 18 до +-25 метров. В случае, если пальцы корректно расположены на органах управления. Из них порядке 14 метров на тормозной путь, и от 4 до 10-12 метров реакция. Время реакции от 0,4 до 0,8 секунды.
Если 3 секунды — отлично. Если 10 вообще супер. Речь о минимальной условно безопасной дистанции. При меньшей дистанции риски существенно возрастают.
В случае 20 метров (это чуть больше секунды), как можно посчитать на 60 кмч, высока вероятность столкновения с мгновенно остановившемся предметом. Ведь впереди идущий автомобиль перекрывает наш обзор, в случае если он врежется в бетонный блок его остановка будет почти мгновенной. Если вылетит встречная в лоб впередиидущей машине результат тот же.
Если 3 секунды — отлично. Если 10 вообще супер. Речь о минимальной условно безопасной дистанции. При меньшей дистанции риски существенно возрастают.
В случае 20 метров (это чуть больше секунды), как можно посчитать на 60 кмч, высока вероятность столкновения с мгновенно остановившемся предметом. Ведь впереди идущий автомобиль перекрывает наш обзор, в случае если он врежется в бетонный блок его остановка будет почти мгновенной. Если вылетит встречная в лоб впередиидущей машине результат тот же.
- serjlavrov
- 11 сентября 2019 в 10:03
- ↑
- ↓
Проблема в том что сложно величину дистанции посчитать в реальных метрах и определить ее. Да., вы абсолютно правы, мой комментарий не добавился, почему то. 2 сек справедливы до 80 кмч. Дальше дистанция увеличивается, но считается так же в секундах. Формула проста 100 * 1000/3600 это в секунду метры. Торм путь с 100 уже 45 метров, остановочный +(15-20). То есть на 100 кмч уже 3 сек. Со 180 не тормозил… нет данных.
- serjlavrov
- 11 сентября 2019 в 10:45
- ↑
- ↓
цифра с потолка? Пожалуйста, читайте смысл букв, там же написано, минимальная, для вас же пример про 60 кмч. Рост скорости будет означать увеличение дистанции. Дистанцию вполне себе реально выразить в реальных и удобных для определения величинах.
- EgorEgorich
- 9 сентября 2019 в 23:19
- ↓
Не всегда, но последнее время постоянно когда держишь дистанцию например 60 метров обязятельно тебя обгонят и влезут перед тобой поделив дистанцию на два. Дальше тебе или тормозить чтобы востановить дистанцию или смириться с короткой дистанцией.
- grayknight
- 10 сентября 2019 в 0:16
- ↓
Итого тормозной путь 125 метров, остановочный еще на 50 метров больше (реакция 1 с), т.е 175.
Если дрезина влетит в последний вагон впередиидущего состава, то затормозит она чуть быстрее, чем те 175 м. Это так, к слову. Торможение это не единственная причина остановки. И я таки даже на авто выбираю дистанцию не только до впередиидущего, но и гляжу на боковые, чтобы не висеть в слепой зоне и т.д.
- SpiritKeeper
- 10 сентября 2019 в 14:36
- ↓
Насчет вырастающих стен, они еще как вырастают. Мне надолго запомнился мой случай, когда в тоннеле я ехал за машиной и она резко перестроилась влево, а по центру стоит сломанная машина со знаком аварийной остановки в 5 метрах. При скорости почти в 80км/ч тормозить вообще смысла небыло, поэтому оттормозился на сколько мог и тоже перестроился. Надеюсь его там никто не снес т.к. скорость у всех была приличная.
Ммм… Если вы о предыдущей задаче, то позволю себе уточнить, что стена там была необъезжаемая. Вы же повели себя как человек разумный и быстро приняли верное решение. Приведу другой пример вырастающей стены и ошибочного суждения о знакомых дорогах. Выходя из знакомого слепого поворота упираюсь в хвост пробки. К тому времени я 6 сезонов ездил по этому маршруту, знал каждую трещину на асфальте и ни разу не встретил там затруднений движения. Всё бывает в первый раз ;). Как разрулил? До того как заложить поворот я увидел на центральном отбойнике отражения стоп-сигналов, дело было вечером. Зная, что до светофора метров 300 решил, что это странно и снизил скорость со 140 до 90. Оттормаживался после поворота, конечно, экстренно, но в междурядье вошел на привычных скоростях. Ситуация с внезапной пробкой не такая уж редкость. Знал пару человек, которым повезло меньше. Однако все сводится к тому же старому как мотоциклы правилу: не вижу — не еду.
Ну примерно так и въехал недавно в опу тойоте, правда к счастью на авто тоже был ) Он применил экстренное торможение метрах в 30-40 от меня, я придавил тормоз, ибо сразу не было понятно, что он в пол тормозит, т.к. просто увидел что загорелись стопы, тут прошла еще секунда, прежде чем я понял что к чему и начал тормозить в пол. К счастью слегка тюкнул его в бампер, отдал 2 рубля за моральный ущерб и полировку царапки небольшой.
Вообще читал, что немцы рекомендуют соблюдать дистанцию в 2 секунды от впереди идущего ТС, думаю что-то где-то они просчитали :)
Вообще читал, что немцы рекомендуют соблюдать дистанцию в 2 секунды от впереди идущего ТС, думаю что-то где-то они просчитали :)
- Alexander321
- 10 сентября 2019 в 18:00
- ↓
Кстати, к прошлому посту вспомнил, что вместо вырастающей стены можно представить себе стену, несущуюся на тебя со скоростью, скажем 100 км/ч, как имитацию вылетевшей со встречки фуры :)
- Alexander321
- 16 сентября 2019 в 11:27
- ↑
- ↓
нулевая не поможет, как и очень высокая. А вот адекватная (километров 90 в час) — поможет максимально сманеврировать.
здесь был ататат
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (53)
RSS свернуть / развернуть