Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. Vitalich → Бодался эндуро с чоппером



Вот уже пятый сезон, как в моем гараже — Хонда Трансальп XL700 2009 года и мне захотелось написать несколько строк об этом замечательном мотоцикле. Но… ведь при этом никак не получится обойтись без сравнения с другими мотоциклами, на которых довелось поездить, поэтому волей — неволей, но получится «сравнительный обзор» (как громко сказано!). А были у меня и классические мотоциклы, и чоппер и, наконец, турэндуро. Кому в голову, кстати, придет сравнивать чоппер и турэндуро? А почему бы и не сравнить! На то может быть несколько причин. Во-первых, и на том и на другом виде мотоциклов люди активно путешествуют. Во-вторых, найдутся начинающие байкеры, которые, как и я несколько лет назад, сами пока толком не знают, чего же они хотят, и как раз в это самое время мучаются выбором, что же именно приобрести в качестве первого мотоцикла. И в-третьих, повторюсь, и чоппер и турэндуро были в моем гараже, а у меня зудит рука что-нибудь написать, потому что этим летом я никуда не путешествовал и писать на эту мою любимую тему нечего. В «обзоре» будет мало технических характеристик (их можно за секунду найти в любом каталоге), а в основном — мои душевные стенания.

Но начну всё-таки издалека, с истории моего личного знакомства с мотоциклами.
У отца был ИЖ-49 с коляской. Были это 70-е. Мотоцикл плохо заводился, и отец с беломориной в зубах постоянно что-то в нем чинил. Я, пятилетний, крутился рядом и зорко наблюдал за всеми манипуляциями с ключами, отвёртками, отбойникам, свечами и прокладками. Пары бензина кружили голову. Отец, долго «пинал» мотоцикл, пока оживший двигатель не извергался, наконец, дикими взрывами в своей утробе. После этого отец опробовал его ездой по сельской улице. Смачные раскаты низкооборотной силовой установки вкупе с прогоревшим глушителем мгновенно избавляли дорогу от копошащихся в пыли куриц. Женщины выглядывали из палисадников и огородов с тревогой, а мужчины — с завистью. Улицу на полчаса заволакивало непроглядной сизой дыминой. Мотоцикл использовался в основном для поездок по лесу — когда за грибами, а когда и просто так. Моим любимым местом был бензобак. Ведь рядом были руль, фара, спидометр и даже передачи отец переключал рычагом на баке, для чего ему каждый раз приходилось отодвигать мою правую ногу. Но иногда, когда взрослых было лишь двое, меня сажали в коляску. У неё был заострённый нос и в ней я представлял себя пилотом истребителя.



Когда отец с матерью окончательно разошлись, отец перебрался в город, а мотоцикл остался стоять в гараже и я часто забирался на него, ощущал волнительный запах бензина, масла и мечтал как я вырасту, починю его и сам буду на нём ездить.

Надо сказать, что Иж казался мне огромным железным монстром. Но рядом с Ижом в гараже стоял ещё один объект моих вожделений — дядин мопед Рига-3. Мопед был подарен ему на четырнадцатилетие, но затем дядя Витя повзрослел и уехал на заработки на север. И вот, когда мне было лет восемь, дядя приехал в отпуск. У меня в это время шатался зуб, и мы совершили взаимопривлекательный обмен: дядя Витя выдернул мой молочный клык, используя суровую нитку, привязанную к гаражной двери, а открытая таким образом гаражная дверь по условию обозначала, что через неё можно выкатить мопед и прокатиться на нём по улице. Мне! Самому! Так я стал мотоциклистом. Дядя Витя выжимал сцепление, потому что у меня самого еще не хватало сил, я прибавлял газу, он поворачивал ручку, отпускал сцепление, и я ехал на первой передаче. Дядя бежал рядом и следил за моим вертикальным положением.



Отпуск у дяди Вити закончился и он снова уехал на север, а я, довольно скоро, нагло стал считать мопед своим. У этой Риги была одна особенность: через пару километров двигатель нагревался и глох, а заводиться желал только после полнейшего охлаждения. За это время мои приятели успевали несколько раз поменять локацию. Лучшие умы нашей улицы бились над этой загадкой, но тщетно. К тому же, своего мопеда я стеснялся, поскольку у него, с его закрытыми крыльями, был старомодный вид. Мои приятели гоняли на односкоростных «газульках», а ребята постарше — на крутых «Верховинах» и «Карпатах». Но я уже присматривался к «серьёзной технике». Пару раз соседский мужик давал прокатиться мне на «Восходе». «Ты сцепление помедленнее отпускай, не газуй, — солидно наставлял он меня, — это тебе не мопед какой, переборщишь с газом, дык он встанет на козла!» А двоюродный дядя как-то доверил мне свою Яву! Сказать, что Ява меня поразила, это ничего не сказать! Я, тринадцатилетний, смотрел на неё как на недостижимый верх самых смелых своих мечтаний. Запуск двигателя «с полоборота», мягкий шелест его работы, лёгкий шепот амортизаторов на неровностях! Я ехал на Яве по густым зарослям ивняка, а дядя Серёга сидел в засаде с ружьем, подстерегая зайцев, которые по его расчету должны были целыми стаями выпрыгивать из-под колёс мотоцикла. Ни один из зайцев так и не пострадал, зато я покатался на Яве!



Наконец, один парень с соседней улицы сделал мне, уже восьмикласснику, предложение года: поменять отцовское наследство, Иж-49 на Минск! Ижак всё ещё казался мне неприподъемным мастодонтом, а Минск был лёгкий, ярко-красный и даже почти спортивный — поднятые крылья, труба под сиденьем и всё такое. Неудивительно, что я радостно согласился. Парень был взрослый, с руками и собирался сделать из сорок девятого «Харлей». На Минске я и гонял до самого выпуска из школы, после которого, выпуска, и покинул родной посёлок.


Прошло ни много ни мало 25 лет. Временами мне снилось как я на Иже со свежеотникелированными трубами, похожим на Харлей, еду по Сормово, и мне и страшно и радостно (страшно, потому что в город я на мотоцикле отроду не ездил). Именно этот мотоцикл грезился мне всё это время. Я понял, как я сглупил, выменяв его на какой-то там Минск. Но мысли о покупке мотоцикла даже близко не закрадывались в мою голову по причине тотальной неудовлетворенности более острых семейных нужд. И вот, спустя четверть века, первичные потребности были, наконец, удовлетворены и меня осенило, что жизнь идёт, и можно всю её провести в мечтах и просмотрах снов. Я поехал в магазин, купил Ямаху ybr-125 и всё лето с удовольствием гонял на ней по деревенским окрестностям, куда снова перебрался из города, вспоминая юношеские тропы. Всё лето ярко-синий Ёбр радовал меня своей лёгкостью на подъем, неприхотливостью, экономичностью и надежностью. А зимой, я, вторично поражённый мотоболезнью, снова изучал моторынок. Моя боль от нелепой утраты железного мастодонта — отцовского Ижа-49, так похожего на Харлей, вылилась в покупку ярко-красного красавца -Yamaha Mildnight star 950.




Этот круизёр «без рюмки литр» оказался почти в два раза тяжелее 350-кубового «исполина» — Ижа. Чоппер был радостно красив, в меру резок и в меру вальяжен. Настоящее назначение такого мотоцикла — это неспешные прогулки погожим выходным днём по хорошей дороге. Но скромные 56 лошадиных сил перекрываются приличной тягой на низах, хорошим подхватом и, при желании, большинство автососедей по светофору мгновенно таяли в зеркалах заднего вида. Выходных перестало мне хватать чтобы накататься, и я стал ездить на нём на работу. Метровый ширины руль часто заставлял меня стоять вместе со всеми в непролазных вечерних и утренних пробках, а вентилятор воздушного охлаждения пытался охладить двигатель на июльской жаре, но одновременно перегревал меня, поэтому поездки на работу на нём сошли на нет. Однажды, я поехал на чоппере в Москву. Это был мой первый «дальняк» на мотоцикле. Погода выдалась так себе — градусов восемь тепла и дождь. До этого я ездил на мотоцикле только в хорошую тёплую погоду. Через первые полсотни километров я понял, что что не плохо бы для дальних поездок иметь хоть какой-то ветровичёк перед собой. К тому же у меня не было никакой специальной мотоодежды и очень скоро я начал околевать. Трасса была заполнена колоннами фур, но маневрирование среди них на чоппере оказалось малоприятным занятием. Дорога не радовала ровным асфальтом и расслабленная посадка с вытянутыми вперед ногами, такая удобная на ровном воскресном променаде, обернулась многочасовой проверкой на выносливость спины, так как все колдобины передавались четко в позвоночный столб. Таким образом, сфера применения чоппера для меня сильно сузилась, а оставить его вторым мотоциклом в гараже не позволяла экономическая целесообразность.

Вскоре у меня случилось первое настоящее мотопутешествие, и на три недели мне, на правах аренды, достался младший арийский гусь — БМВ G650GS. Я не был избалован другими, высокотехнологичными аппаратами знаменитой немецкой марки и гусь показался практически идеальным мотоциклом для ежедневной размеренной переброски своего тела и багажа на расстояния 300 — 400 километров по дорогам разнообразного качества. Это действительно очень простой, надёжный и удобный мотоцикл, и, не смотря на скромные цифры, достаточно мощный для выполнения возложенных на него задач, причем, заметьте с минимальными затратами на ГСМ: порой дневной расход опускался ниже 4 л. на сотню! В путешествии мотоцикл может не всё, но многое. Асфальт? Пожалуйста — крейсерская скорость 120-140. Разбитый грейдер? Я, не особо подготовленный, передвигался по нему с багажом со скоростями до 80 км/ч. К тому же, черно-белый гусь с двойным выхлопом под сиденьем показался мне очень красивым мотоциклом. Судите сами:




По возвращении домой я стал подыскивать себе нечто подобное и после мучительных терзаний купил, наконец, Хонду Трансальп. Почему не такой же гусь, раз уж он так понравился? Во-первых, он, гусь, уже был. Во-вторых, не смотря на все его плюсы, за три недели он показался мне скучноватым (хотя, не исключаю что и я ему — тоже). В-третьих, у БМВ GS-650 один цилиндр, а у Хонды V-образный двухцилиндровый двигатель, который так понравился своей паровозной тягой на «полночной звезде». На вороном Трансальпе я проехал более сорока тысяч километров на север, юг, восток и немного на запад: Нордкап, Грузия, Монголия, Средняя Азия, Памир. Порой, я проводил на нём по двенадцать часов в день в течение недель и тогда он становился продолжением моего организма и нервной системы, но ни тот ни другая не жаловались на такое продолжение — мотоцикл будто создан для длительных заездов.








Да, это не спортбайк с его бешеным драйвом на раскрученном до визга моторе, но каков у него звук и подхват на пяти тысячах оборотов на третьей и четвёртой передаче! Это не громогласный сияющий чоппер, но его V-твин радует похожей тягой с низов, а дополнительная пара стальных подножек, любовно выточенных прежним хозяином Серёгой на фрезерном станке, позволяет расслабиться чопперной посадкой на хорошей свободной дороге. Это не пижонистый утончённый красавец кафе-рейсер, но чёрный запылённый бродяга с зубастыми полуизношенными покрышками и флагами «покорённых» государств на центральном кейсе так же привлекает внимание проходящих граждан, правда, почему-то, не девушек, но, как правило, подвыпивших мужчин. Вживую Трансальп выглядит гораздо интереснее чем на фотографиях, а едет куда лучше, чем ожидаешь от него после просмотра характеристик и цифр. Созданный для просторов и свободы, в городе Трансальп демонстрирует другой талант — продираться сквозь пробки (в Москве, Нижнем Новгороде и других городах) и через заторы (это уже в Санкт-Петербурге). Сидеть на нём высоко, смотреть — далеко, а рулится он в этих самых пробках и заторах почти как велосипед; лопухи зеркал удачно проходят над зеркалами легковушек, но четко под зеркалами джипов и газелей, не задевая ни тех ни других. За городом Трансальп любит, если нужно, прохватить по обочине (перед всякими переездами — перекрёстками) и тут на него, бывает, накатывают воспоминания, и он с теплотой в двигателе вспоминает монгольское — былое.

Покатался я недавно на Харлеевских покатушках — тест-райдах. И, так как с чопперами для меня всё ясно, то выбирал технику, которая ближе к классике — Sportster Iron, Sportster Roadster. На площадке с трудом осилил змейки и восьмерки. По городу с удовольствием проветрился в колонне из полутора десятков разноголосно рычащих и разнообразно сложенных американских мечт, удивляя нижегородских водителей и прохожих жёлтыми, британскими почему-то, номерами. И… с удовольствием пересел на свою старую Хонду! Примерно, как с деревянного, с позолотой, неудобного трона на уютный домашний диванчик.
Хотел было менять её, Хонду Трансальп, ведь мотоциклов так много — хороших и разных, а жисть одна! Но, боюсь, достойную замену по совокупности черт, так сказать, сделать будет не так уж и просто!

PS: фотографии Явы, Ижа, Минска и Риги — из интернета. Своих, к сожалению, не сохранилось.
  • VitalichVitalich
  • Андрей Шаперов
  • 14 марта 2019 в 21:40
  • 1
  • оценка: +96

Комментарии (27)

RSS свернуть / развернуть
+3
dmitchern
+)
приятно читать)

а на слове Сормово прям что-то ёкнуло: да это же Нижний!
а Нижний у меня ассоциируется с особенно теплыми воспоминаниями)
+4
arahmid
Хорошая история и обзор. Очень понравилось читать, спасибо
+2
DriverXX
Приятное чтиво, спасибо!
+1
Leroy69
Любой мотоцикл вживую смотрится куда как лучше чем на фото. Читается легко, у автора прям писательский талант!
+2
venickey
Шикарно описано! Теперь осталось прокатится на КТМ адвенчуре и потерять покой и сон))
+1
JarikBSU
Ну хз. Ляпа маленькая по сравнению с адвенчурами. Это может и отпугнуть. Не всем нравится управлять тихоокеанским лайнером на тропинке.
0
mrBrichevski
хорошо прям сказано про тихоокеанский лайнер на лесной тропинке))
+1
GELEN1974
История огонь просто,,,,, аж воспоминания накатили.
+1
Sofiya-91
Прям сразу захотелось Хонду Трансальп… А я все хонда шедоу, хонда шедоу… с 2011 г.
Пост отлИчный, для размышлений ;)
+1
necromortum
большой гусь
+1
sowa4il
Очень интересно, спасибо
0
Riccoshet
Интересно, а сильно отличается Тарнсальп 700 от V-Strom 650?
0
Vitalich
Внешне и по посадке, по крайней мере, — не очень отличается )
0
KonstantinP
весьма.
0
Riccoshet
Будьте добры, распишите по подробней.
0
Yarvech
И по надежности наверно вне конкуренции по сравнению с баварцами.
Африка следующий шаг?
0
Vitalich
Да, за надёжность особенно ему благодарен! Вдали от дома это важно.
Африка что-то тяжеловата мне показалась как универсальный мотоцикл. Хотя один мой знакомый (аналогичной комплекции) ездит ежедневно на новой Африке по Москве и доволен как слон!
0
JarikBSU
Вес в городе не так мешает как вне дорог. А судя по фото вне дорог часто катаете, да ещё в одиночку.
Африка как и большой гусь — требует команды. 4 мужика из затянут куда угодно. А в одиночку лезть на них страшно, здравый смысл мешает.
+3
jgrav
Заметка отличная, но мне как зануде режет глаз — чоппер.
Ребята, ну какой Yamaha Mildnight star 950 чоппер?! Это всё равно, что CB400SF назвать спортом или турэндурой!
Ну и вопрос по теме, сам нахожусь в начальной стадии твоего мотопути — в наличии круизёр, но есть понимание, что нужен мот для дальняков с грунтовками и т.п., без жесткого бездорожья.
Сколько у трансальпа комфортный крейсер на шоссе? 120-130?
0
Vitalich
Да, так и есть — 120-130
+1
Vitalich
По поводу чопер/круизер. Приведу такую аналогию. Часто мы путаем ударения в словах. Мы говорим «вклЮчит», а филологи нас поправляют: включИт! Но когда 99% народа (все, кроме филологов) начинают говорить «вклЮчит», то филологи рано или поздно решают: «окей, теперь „вклЮчит“ тоже правильно!».
А так-то, я тоже зануда )).
0
Pavel-NC750x
поддерживаю, кто-то же должен заниматься развитием языка! Тоже маленько развиваю ))
0
Zurabych
Да при чем тут филологи и ударения? А чего бы тогда не назвать тему «Бодался Кросс со спортом», если для 99% нет разницы?
Я вот зашел почитать про Чоппер, а тут им и не пахнет.
0
Som-oz
Собрату-трансальповоду салют! У меня были почти такие же путешествия: Норвегия, Грузия, Памир планируется, только вместо Монголии до Владика докатил)) Как ТА вел себя на азиатской жаре, перегревом не страдал? Меня не радует часто работающий вентилятор, температура почти мгновенно доходит до сотни при езде с малыми скоростями.
0
Vitalich
Привет! Вентилятор — да, почти не выключался, даже на скорости, а температура всё равно за сто ). Я тоже опасался, как бы не гикнулся, но всё выдержал.
0
MrBin55
А как в сравнении на трассе гусёнок и трансальп? Крейсерская скорость, комфорт, ветрозащита?
+1
Vitalich
Во многом они похожи. Крейсер, комфорт, ветрозащита не сильно отличаются, но гусёнок показался чуть более собранным на трассе и чуть больше позволяющим при отсутствии асфальта. У бмв больше клиренс и пожестче подвеска, ещё бы ему колеса спицованные не помешали.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. Vitalich, Бодался эндуро с чоппером