Привет, Байкпостовчанин. Кажется, ты используешь AdBlock.
БайкПост развивается и существует за счет доходов от рекламы. Добавь нас в исключения.
открытое письмо как отключить

Блог им. SLON_RUS → Как я боролся с жарой. Опыт езды в жарких странах

Вернувшись из путешествия из Москвы в Индию, хочу поделиться опытом по езде на мотоцикле при критических температурах 45-50 градусов выше 0.





Я считаю, что побороть холод значительно легче чем жару, я бы даже сказал, что сильную жару побороть невозможно, но если к ней быть готовым, то перенести ее будет значительно легче. Получив тепловой удар последствия могут быть самые печальные… Надеюсь, что данная информация будет полезна тем людям, кто собирается ехать в жаркие страны.

Проехав за последнее время достаточно много километров, я никогда не имел дело с сильной жарой. Мои маршруты как правило проходили по средним широтам и если даже я и попадал в температуру 35-37, то это было не продолжительно и достаточно редко. На этот раз мой маршрут пролегал через такие жаркие страны как Иран и Пакистан. Когда я выехал из Москвы в Дели в октябре 2016 года пик жары уже был позади, температура в основном не превышала 35 градусов и ехать было достаточно комфортно. Но при возвращении обратно в Москву этим летом мне пришлось полностью испытать на себе все прелести движения при температурах свыше 45 градусов.
Хочу сразу отметить, что двигаться мне приходилось по 8-10 часов в день при температурах от 44 до 51,5 градуса на протяжении 9 дней. Особенность движения в Пакистане в том, что большую часть страны необходимо ехать в сопровождении военных и полиции. Скорость движения в среднем составляла от 40 до 80 км/ч, местами я ехал около 100, но это было очень редко и не продолжительно. Так же не было возможности остановиться в тот момент когда этого хочется и отдохнуть, так как сопровождение вечно подгоняет, да и если честно мест для отдыха там просто нет. Так что мне приходилось ехать, ехать и ехать.

И вот к каким основным принципам по борьбе с жарой я пришел:

Первое правило это полностью исключить алкоголь, я бы рекомендовал воздержаться даже от пива, даже от одной бутылки.
Я пил очень много воды, примерно около 6 литров за ездовой день, не считая еще до и после отъезда. Хотя в Москве я с трудом выпиваю 1,5-2 л воды в день.
Для езды в жару обязательно иметь с собой гидратор (емкость для воды, которая позволяет пить на ходу), очень важно пить не раз в час, когда уже все темнеет в глазах от жары, а маленькими глотками каждые 10-15 минут. Очень важно, чтобы организм получал воду постоянно и небольшими порциями.
У меня в куртке есть специальный карман на спине для гидратора, если такого кармана нет, то есть отличное решение в виде гидратора-рюкзака.



Еще очень важный момент, который на первый взгляд и не заметишь: в светлом шлеме гораздо лучше ехать чем в черном. Черный нагревается так, что до него невозможно дотронуться.
Обязательно использование летнего термобелья, никаких обычных футболок.
Отправляясь в страны где температура выше 40 градусов я настоятельно рекомендую обзавестись охлаждающей жилеткой. Принцип ее работы очень простой, смочил водой, одел под куртку и едешь. Охлаждение тела происходит значительно эффективней. Приведу обычный пример: при температуре 35 градусов и скорости 100 км/ч в ней даже становиться почти холодно. Можно конечно просто смочить термобелье водой, эффект будет такой же, но оно высохнет уже через 20 минут, жилетка же держит воду 2-3 часа. Я пользуюсь жилеткой BMW, есть еще масса аналогов, но их не использовал и сказать ничего не могу. Занимает жилетка совсем мало места и лишней точно не будет. Очень важно не простыть в этой жилетке, как только чувствуете, что в ней холодно, сразу снимайте. Например такое может произойти ближе к вечеру, когда садится солнце, когда с равнины поднимаетесь в горы или просто резко понизилась температура.



Как это не было бы странно, но ехать желательно в застегнутой куртке, так создается микроклимат и уменьшается шанс получить перегрев. Я растегивал молнию не более 15 см, чтобы обдувало жилетку. Не зря жители этих мест ходят полностью закутанные.
Если использовать в качестве навигатора смартфон, то будьте готовы, что он отключится от перегрева. Происходит это около 40 градусов на скоростях ниже 100 км/ч. При температуре 50 он работает около 15 минут даже когда просто стоишь и держишь его в тени. Так что убирайте его сразу в карман куртки.

Очень важно иметь возможность взять с собой запас воды необходимый для питья и смачивания жилетки, так как в пустынных местностях что либо купить возможности практически нет. Вода даже в кофре будет горячей, если хотите иметь прохладную воду, то положите в кофр пару замороженных бутылок воды перед выездом из отеля, они будут таять и два-три часа у вас будет прохладная вода.
Еще я использую маленький пулевизатор на 250 мл, на остановках или прямо на ходу брызгаю на лицо, очень освежает, а так же прогоняет сонливость на какое-то время.



Обязательно следите, чтобы солнце не попадало на открытые участки кожи, очень незаметно можно сгореть до волдырей. Особые зоны риска это примыкание куртки с перчатками в районе запястья и шея. Для защиты шеи я использую так называемый шарф-повязку Buff. Не дает шее сгореть в жару и замерзнуть в прохладную погоду.
Если на мотоцикле стоит высокое стекло, то в жару это не самое лучшее решение, хоть поток воздуха и горячий, но он охлаждает куртку, которая нагревается от солнца. Если ехать стоя, то тоже лучше обдувает.
Если есть возможность, то старайтесь выезжать с рассветом, у вас будет несколько прохладных часов. Движение в темное время суток особенно в азиатских странах НАСТОЯТЕЛЬНО не рекомендую.
Ну и конечно же побольше позитива и хорошего настроения! Ведь без этого не одно путешествие не будет ярким и запоминающимся!

Вот так я боролся с жарой и мне это удалось, хотя это было и не очень легко :)) Всем желаю удачи на дорогах и интересных маршрутов!
  • SLON_RUSSLON_RUS
  • Алексей
  • 16 августа 2017 в 0:46
  • 24
  • ?

Комментарии (64)

RSS свернуть / развернуть
0
YesIn
  • YesIn
  • 16 августа 2017 в 2:39
Спасибо! Очень интересно для размышлений о жаркой экстремальной поездке.
+5
olley
  • olley
  • 16 августа 2017 в 3:03
+1 к охлаждающей жилетке. Использую такую, когда выезжаю в пустыню при +30 и выше.

У меня бызымянная жилетка, брал на Амазоне. Там продаются по $17-$30 искать по запросу cooling vest. Еще бывают охлаждающие банданы на шею, работающие по такому же принципу (внутри гель, набирающий воду и постепенно ёё испаряющий).

Эти охлаждайки особенно хорошо работают в сухом климате. Чем более влажный климат, тем хуже испарение и хуже охлаждение. Т.е. где-нибудь в Таиланде они будут рабоать гораздо хуже.
+3
Cat_Behemoth
Я бы еще добавил, что очень помогает вентиляция пятой точки с помощью, например, сетки на седле.
+1
sergey_zh
А в Иране сейчас заставляют брать сопровождающего? В Пакистане это были добровольные сопровождающие или как?
+1
SLON_RUS
В Пакистане проезд через провинцию Белуджистан только с сопровождением. А дальше как повезет, могут и до Лахора сопровождать. В Иране мне пришлось ехать с эскортом от границы до города Бам почти 450 км.
0
geroy
И какова цена за сопровождение?
+2
SLON_RUS
Эта услуга предоставляется правительством бесплатно. Все иностранцы передвигаются только в сопровождении эскорта
0
vlreshet
По поводу смартфона — для этого и пакистана не нужно) Украина, Полтавская область, на прошлых выходных нужно было проехаться с навигатором. Положил его на сумку на баке, и выдвинулся. 20 минут — и он умоляет выключить его. +34 в тени — это не шутки)
+1
Programer23
Краснодар- документированая яндексом, гисметео 41 градус. Так что у вас еще прохладно )))
0
AlexGun
Samsung Xcover3 не плачет.
+3
Programer23
Единственно что мне не понятно, зачем ехать в страну где только с сопровождением и только ехать и ехать через нее без остановок, без возможности остановится где хочется.
+2
SLON_RUS
Ну это уже совсем другая тема :))
0
ahoy
  • ahoy
  • 16 августа 2017 в 10:01
Я недавно из Севастополя в Евпаторию днем ездил. Не так конечно экстремально, но все же +33 в тени и 40-45 на солнце — воздух уже перегревает. Как раз вспомнил про жилетки и подумал — почему мини-кондеи для мотоциклов не делают? Докладываю, делали чудохрень несколько лет назад (EntroSys BikeAir), но дюже огромную и сложную. Другую по-приличнее на вид делают сейчас индусы, что для меня значит «вряд ли доделают» (MiClimate на IndieGoGo). За последней ИМХО можно последить.
0
mmixer1
Проблема всех охлаждалок на пельте в том что они снижают температуру на градусов 6-8 максимум, т.е. надо делать шубу и замкнутую систему чтобы получить эффект.
0
vegach
Не понял почему от алкоголя нужно отказаться. Обезвоживает? Трудно представить как я отказываюсь в +40 в пустыне от баночки ледяного пива :))
+3
geroy
Потому что алкоголь сильно способствует выведению жидкости из организма. А она в таких условиях очень нужна
0
vegach
Иногда баночка пива с местным таможеником или прошареным человеком, может решить кучу проблем в данной локации ) Проверял. Опять же, речь не о том, чтобы квасить на ходу, а о том, чтобы вечером после жаркого дня выпить банку холодного пива, если есть возможность купить. Ведь путешествие же не через пустыню, где совершенно нет людей, а какая-никакая трасса.
0
Win
  • Win
  • 5 сентября 2018 в 20:08
потом обычно спать тяжело, так как жарко ночью бывает.
0
SLON_RUS
Ночью как правило прохладнее :))
+1
AlexGun
Тут ещё вопрос индивидуальной переносимости. Кто-то лучше, кто-то хуже переносит жару, влажность, холод, горнячку, качку и т.д.
Курево и алкоголь не помогают понятно ))
+1
vegach
Видимо я не так живу, но трудно представить себя в пустыне без сигареты. Помню стоял с гидом у пересохшего колодца курили, тут выползает змея, он ее ловит и сажает в баклашку, при этом на ломаном английском говорит «очень опасная!». На мой вопрос «а нахрена она тебе?», ответил «Что отлично помогает бороться с мышами и прочими вредителями дома». Тогда же он сигаретой сделал пару дыр в бутылке, чтобы змея не сдохла) Конечно воды мало не бывает, но речь думаю не особенностях выживания в одиночку, а об особенностях путешествия по обитаемым дорогам и населенным пунктам. Те, кто проходят пустыню вне дорог (особенно пешком) надеюсь знают о выживании в агрессивной среде гораздо больше, чем мотоциклисты :)
+1
SLON_RUS
Вы просто никогда не были видимо в реально жарких условиях :)) Я ездил до этого в Узбекистан, думал, ух как жарко. Но это было реально один день и то ниже 40 :)) А как потом оказалось, это просто прохлада :)) Ехать можно конечно и после пива и водки и виски. Вот только вопрос, нравится ли вам ехать как сонный овощ или ехать все же в бодром настроении и получать удовольствие от езды, а не мечтать о том, как бы скорее добраться до очередного ночлега.
0
vegach
Возможно я переношу жару не так тяжело. Да и речь то не о том, чтобы бухать там день и ночь, а том, чтобы бутылочку пива перед сном опрокинуть )
+1
zherikhov
Слон, надеюсь сам отчет, тоже скоро появиться!
+2
SLON_RUS
Отчет будет :)) Эту информацию решил вперед, мало ли пригодится кому
0
SLON_RUS
Отчет вышел :)) Может уже и прочитали конечно :))
+3
VladXT660
Точно, гидратор. Использую не только при поездке по жаре, но и брал на север. Пить воду очень важно, голова хорошо работает. Поймать обезвоживание можно не только в Пакистане, но и скажем в Карелии, когда едешь в режиме эндуро — потея теряешь много воды. + гидратор оценят любители «железной жопы», не нужно останавливатся, чтобы попить и терять драгоценные минуты))) На счет жары и экипа: 1 сезон — поехал без гидратора и экипа (в энцифалитке) — в результате обезвоживание и тепловой удар, было очень плохо. На обратном пути купил туристический костюм (кстати плотный и довольно жаркий для лета) — было немного легче ехать обратно, застегнулся плотно и ехал как пишет автор слегка расстегнув куртку. Дело в том, что как сказал автор плотная экипировка создает свой собственный микроклимат и горячий поток воздуха не выдувает из вашего тела живительную влагу. Про жилетку охлаждающюю слышу впервые), футболка потеет и норм) только воды пей и всё) Это я к чему, любители «черепах» если едите на юга, я не имею ввиду Краснодарский край, скажем в Казахстан, Узбекистан или Пакистан — черепаха не лучший выбор. Как по мне спасает от жары в таких местах не продуваемая экипировка, а вода и плотная экипировка, светлых цветов. В Казахстане к примеру чабаны (они же пастухи) пасут скот в жару в зимних куртках.
Сезон 2 — взял гидратор, хоть и ехал на север, очень хорошо — про головную боль и жажду забыл. После севера — поехал на юг, в Краснодаре стояла невыносимая жара и я купил черепаху, покатал неспешно по югам и отправился домой. В Калмыкии я вспомнил свой первый сезон, было не очень жарко, но так как я ехал в черепахе — горячий воздух выдувал из моего тела влагу, доставать куртку было лень да и куда деть потом черепаху) поэтому так и доехал, меня спас гидратор, пил очень часто.
+4
olley
Тут надо смотреть на совокупность факторов. Если есть гидратор и не забывать пить, то выдувание воды из тела перестает быть проблемой и становится плюсом. Ветер испраяет пот с тела, и это испарение дает охлаждение. В принципе, в этом случае как раз работает теплообмен «задуманный» природой и механизм тот же самый, что и у охлаждающей жилетки. Проблема возникает, когда нет возможности постоянно пить.

Халат чабанов работает по другому принципу. ЭТо теплоизолятор. Шуба одинаково защищает, как от холода, так и жары. Это лучше, чем ничего, но теплоизоляция не дает активного охлаждения, которое дает испарение.

При постоянном испарении еще появляется опасность нарушения солевого баланса. Поэтому при больших объемах прокачивания воды через организм в жарком климате рекомендуют пить электролиты (в виде спортивных напитков) или добавлять специальные таблетки. Обычная соль лучше, чем ничего, но не намного лучше, потому что она дает только натрий, а с потом теряются как натрий, так и калий.
0
ncuxyc
А из защиты что и как?
0
SLON_RUS
Что именно про защиту?
0
ncuxyc
Что было на руках-ногах-спине?
0
SLON_RUS
На ногах мотоботы Sidi Adventure, на руках короткие кожанные перчатки
0
Potemkin
Ноги наверное сварились?)
Пользую Адвенчер2 и не могу сказать, что они для жаркого климата)
0
SLON_RUS
Сварится конечно не сварились, но жарко было :)) Но поскольку я не сторонник облегченной экипировки, всегда езжу в них
0
SLON_RUS
И туристический костюм со встроенной защитой спины, локтей, плеч, колен
+2
vaguethumb
Есть мнение что глушить просто воду в таких количествах, особенно на протяжении нескольких дней, тоже может быть чревато и лучше сделать хотя бы простенький изотоник. Рецептов вагон можно нагуглить.
+2
Achill
Есть специальные солевые таблетки — рассасываешь, они так же не вызывают желания запить водой, очень (критически) важны при таких объемах потребления воды. (SaltStick например).
0
SLON_RUS
Конечно есть. Но только их с собой никто не возит:))
0
SLON_RUS
Об этом хорошо рассуждать находясь дома. Когда к этому не готов, а завтра и еще 5-7 дней пути только Пакистан… Увы… Про изотоники можно забыть :))
0
AlexGun
Есть футболки с охлаждающим эффектом. Когда потеешь, достаточно небольшого ветерка чтобы работало. Проверено на себе в жаркой стране )) Одевал под черепаху и почти белую кроссовую майку.
Гидратор тоже вещь.
0
Kysht
  • Kysht
  • 16 августа 2017 в 17:00
Сейчас был в путешествии. Температуры от +35 до +45. На мне перфорированные кеды, штаны саммерпенс 2, жилет бмв, продувайка, гидратор, флипап. На Диме кожаная мотокуртка дайнезе, джинсы 20 унций, бронештаны, итальянские высокие ботинки, интеграл. Нам обоим очень жарко. Но Дима устает быстрее и сильнее, за путешествие сбросил 5 кг, а я только 2. По ощущениям отвратительно что с жилетом, что без. Гидратор- спасение!
+1
LIMUR
  • LIMUR
  • 16 августа 2017 в 18:35
Большое спасибо за ценный опыт!
0
SLON_RUS
Спасибо, что читаете! Для этого собственно и пишу :)
0
SHARAP
Хорошо помогает от жары и излишнего употребления воды в жару, когда вечером перед сном выпиваешь большое количество воды, в несколько подходов, до такой степени, чтоб в горле булькало и плескалось. За ночь это вода впитывается в организм, что на следующий день спокойно выдерживаешь до двух, трёх часов дня, без воды, только полоская рот водой. Испытанный метод.
+4
olley
Если почки нормально работает, то за ночь эта вода не только «впитается в организм», но и выйдет из него, добавив веселухи к сну :)

Кроме того, невозможно столько в запас напиться. Автор выпивал по 6л в день. Стандартная рекомендация для похода в пустыне — иметь 4л на человека. Человек это не верблюд. Если выпить много, то просто много выведется через мочу для восстановления баланса (у здорового). Если пить постепенно, то это будет поддержвать постоянное потоотделение, которое обеспечит терморегуляцию.

только полоская рот водой
Т.е. вода все равно есть в наличии? А в чем тогда смысл такой эквилибристики?
0
SHARAP
Я же выше написал, что это испытанный метод, и никакой веселухи ночью не будет, если конечно вы не спите в комнате с кондиционером. И потом чем больше пьёшь, тем быстрее происходит обезвоживание организма и потеря сил, а вода которая ночью впиталась в организм, на следующий день равномерно выводиться, не вызывая обезвоживания.
+1
cheblack
Про шлем и волдыри — это очень ценные советы. На себе испытал в поездке по Франции. Буквально зверел в красном Неотеке, если скорость падала ниже 80 км/ч. И это на полностью открытом мотоцикле и при температуре градусов 35 от силы. Могу себе представить, что было бы в черном шлеме, особенно в ситуации, когда скорость набрать не получается. И запястья горели в местах, где перчатки не достают до куртки. Приходилось скотчем заклеивать щель между перчаткой и курткой. Кстати, на летних куртках Rev'it, например, против этого сделаны длинные манжеты — очень правильно.
А про распрыскиватель — вообще классная идея!
Жилетки БМВ и других производителей работают примерно одинаково, технология одна и та же — HyperKewl. Есть, правда, один важный момент — жилетка должна быть максимально обтягивающей, чтобы нормально работала. И нужно обязательно предусмотреть, чтобы жилетка обдувалась. А то я купил жилетку Rev'it, которая по конструкции должна подстегиваться к куртке как подстежка. Это оказалось мало того, что очень неудобно — каждый раз при необходимости смочить жилетку приходилось отстегивать ее от куртки — целый геморрой. Так еще и прилегала она к телу не идеально (она ведь к куртке пристегнута, а не вокруг тела обернута, а куртка все же не совсем обтягивающая), оттого холодила не очень. Как только пришили к этой подстежке лямки и превратили ее в нормальную обтягивающую жилетку, то проблема ушла — получилось охлаждение высший сорт.
Ну и еще одно наблюдение насчет жилеток — их желательно снимать при первых признаках дискомфорта. То есть как только в жилетке становится холодно, то нужно сразу снимать. Иначе простудиться даже в +35 легче легкого. Достаточно буквально получаса езды в дискомфортном состоянии.
Короче, спасибо за советы — очень правильный пост!
0
SLON_RUS
Да, про простыть в жилетки важный момент. Добавил его в текст
0
AlexGun
Чёрный лаковый )) Неотек. Проехал Азию. Нормально.
Шёлковый подшлемник.
0
SLON_RUS
Шелковый подшлемник супер вещь! Тоже пользуюсь
0
SLON_RUS
В Абхазии не жарко. Там горы и море
0
nachmed
Спасибо, отличный пост! Из личного — простое смачивание водой шейной банданы отлично остужает всю голову, в том числе за счет охлаждения крови, циркулирующей по сонным артериям.
0
SLON_RUS
Я вот с шеей опасаюсь…
0
DikiyD
Ехал в 39 из Ростова в Мск, расстегнул обшлаги рукавов, куртка кожаная,(черная))), куртку полностью не застегивал, охлаждалось нормально, в рукава ветер залетал)))))
+1
SLON_RUS
39 и 45 это очень-очень большая разница. А вот 45 и 50 это еще большая разница. Это сложно объяснить словами! Но поверьте, очень ощутимая разница
+2
Aleks_Biker
Только вчера вернулся из поездки по пустыням штатов Невада, Новая Мексика, Аризона, Техас. Езжу всегда в полной экипировке при любой температуре, в том числе и 50 градусов. В экипировку входит и «бронежилет». Подробнее смотрите в моем блоге. Шлем цветной интеграл с черным визиром. Шелковый подшлемник мочу. Шелковые перчатки под кожаными. Белье против жары. Стирать каждый вечер. Матерчатая защита на рукоятках обеспечивает тень. Подъем стекла регулирую тумблером и меняю поток воздуха возле меня. Воду вожу с собой и пью не реже чем через час. Куртка и брюки из сетки — продуваемые. Сапоги обеспечивают термозащиту — ноги не горят.
0
SLON_RUS
Подскажите пожалуйста по шелковым перчаткам. В продаже видел, но какая у них основная функция, так и не понял. Продавец тоже ничего не смог ответить
0
SLON_RUS
Спасибо
0
MAD
  • MAD
  • 29 августа 2018 в 10:28
Катаю в футболке армии Великобритании COOLMAX, разрабатывалась специально для пребывания войск в Афганистане. Дёшего 500 руб-1000 руб. Работает по принципу жилетки BMW, только влагу берёт от тела и цена ниже.
Есть с длинными рукавами футболки полиции Великобритании из того же материала и они более продеваемые, но мне длинные рукава мешают черепаху одеть. Из минусов могу отметить, липучка от черепахи на данной футболке оставляет затяжки.
0
MAD
  • MAD
  • 29 августа 2018 в 10:29
продеваемые
Продуваемые
0
SLON_RUS
Ее водой не надо смачивать?
0
Nordwind
Спасибо за дельные советы!
0
SLON_RUS
Всегда рад помочь!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. SLON_RUS, Как я боролся с жарой. Опыт езды в жарких странах