Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. h579mo52rus → "Восход"

«Восходов» раньше у нас было, как собак нерезаных. Летом улица была зелёной от цвета их корпусов, а не листвы и травы.

Значительно реже встречались красные мотоциклы.

В то время, в начале 90-х, я относился к ним как-то равнодушно. Своё дело сделал широко распространённый слух, будто «Восход» и не мотоцикл вовсе, а так: ни динамики, ни надёжности, ни места. К слову сказать, сиденье на них действительно самое короткое среди отечественной техники.

«Восходы» совсем не ценились. Почти новые, а то и совсем не езженые экземпляры односельчане покупали за копейки, убивали их по пьянке, брали другой такой же, и история повторялась. В 80-е нулёвыми «Восходами» торговал даже сельмаг в соседней деревне. Колхозники, заработав денег в страду, брали их. На учёт никто не ставил: всё равно сезон – и в хлам. А там опять за новым. Таким образом, в первой половине 90-х у нас скопилось весьма изрядное количество мотоциклов завода имени Дегтярёва. Хоть я и был равнодушен к «Восходам», а всё равно за ними наблюдал. Помню, молодёжь пользовалась этими мотоциклами с установленным ветровым щитком, который был оригинальным аксессуаром. Особым шиком считалось вместо прозрачного стекла сделать жёлтое, им же закрыв фару. Также на «Восходах» ценились дуги безопасности. Многие подрезали переднее крыло – якобы так агрессивней.

К середине 90-х я уже вовсю почитывал литературу по мотоциклетной теме. Наиболее авторитетным источником был небезызвестный журнал «За рулём». Взяв у друга подшивку за несколько десятков лет, я узнал, что «Восходы», оказывается, не все на одно лицо. Мотоциклы из Коврова модели 3М имели четыре модификации: «Люкс», «Турист», «Охотник» и «Спорт».




На картинках, конечно, мне своими агрессивно приподнятыми глушителями особо приглянулась последняя. Первая ещё встречалась у нас вживую, остальные – нет. Именно от «Люкса» молодёжь ставила упомянутый выше щиток.

Завод в Коврове пытался расширить сферу применения своего мотоцикла. На закате СССР даже «Восход», не обладавший значительной тягой, выполнял иногда роль помощника сельского жителя. Так как коляска к нему не выпускалась, завод освоил выпуск компактного мотоприцепа «Енот».

На «Восход» ставилась более тяговая звёздочка, таким образом он превращался в буксировщика.



В середине 90-х мне довелось увидеть новый «Восход» модели 3М-01.

На фоне предшественника он смотрелся выигрышнее. Внимание моё сразу привлекло нехарактерное для отечественных мотоциклов горизонтальное оребрение головки цилиндра и задорно приподнятый глушитель, теперь уже один вместо двух. У стандартной модели выхлопные трубы уныло висели вниз, дабы торцы оси колеса о них не шаркали. Аппарат ехал ощутимо бодрее вялого предка, был заметно экономичней.

Обладатели модели 3М-01 чувствовали себя более статусно, чем односельчане-владельцы простых 3М.

Моё же тактильное знакомство с «Восходами» началось в 1998 г. с модели второго поколения.

Этот мотоцикл купил мой одноклассник с двигателем в мешке. Мотор был ещё старого образца, с кулачковым зажиганием. Товарищ с батей поставили аппарат на ход, но с электрикой заморачиваться не стали: на «Восходе» отсутствовал свет. На этом мотоцикле мы часто ездили. Он запомнился мне мягкими подвесками. Закрытые задние амортизаторы в хромированных кожухах замечательно выполняли функцию. Однажды «Восход» без удара мне в хребёт переехал небольшое бревно.

С тех пор периодами мне доводилось самому управлять мотоциклами из Коврова. Посадка на них достаточно удобна, но вот в дальние поездки я бы не отправился даже на модификации «Турист». Мотоцикл достаточно «вибрастый», что утомит в длительной дороге, и тихоходный. На нём вряд ли получится долго держать крейсерскую скорость свыше 75 км/ч без ущерба для мотора. Мощности современных машин и мотоциклов значительно выросли. Небезопасно будет двигаться на «Восходе» в условиях нынешних трасс, путаясь под колёсами большегрузов. А вот в 80-е невозможно было представить дороги нашей страны без их завсегдатая – мотоцикла «Восхода» 3М.
  • h579mo52rush579mo52rus
  • Юрий Медведев
  • 29 марта 2017 в 22:41
  • 2
  • оценка: +59

Комментарии (27)

RSS свернуть / развернуть
+2
Aerotiran
Приятный пост, плюс заслуженно. На последней фотке вылитый мой мопед.
От себя могу немного дополнить, первоначально в конце 80х ЗиД выпцустил прицеп «Пони»,
с деревянным кузовом. Потом уже его модернизировали до «Енота».
0
h579mo52rus
Спасибо за высокую оценку моих скромных трудов. Отдельная благодарность за информацию о «Пони» — не знал.
+2
Aerotiran
0
Omega39rus
Чума, тоже не знал про Пони, они его из снарядного ящика что ли сделали?))) Уголки и прижимы крышки, по крайней мере, точно от них (срочку командиром самоходного орудия служил)))
В позапрошлом году мой друг-байкер нашёл Енота с доками (и это в самом западном регионе России!), переварил-переделал под мотовоз на 2 мотоцикла, автоприцеп, короче (мотокроссом занимается). Ну да у него Х11, у богатых свои причуды, я считаю — убил легальный советский мотоприцеп…
+5
ilia040102
Бывали такие мопеды у друзей, запомнились одним, никогда нельза было завести с кика, всегда с человека- толкателя…
0
Ghost-ROK
Да было дело))) а еще, ну по крайней мере из тех восходов что я видел, были проблемы с нейтралкой)))
+1
h579mo52rus
Про нейтралку не знал, я сталкивался лишь с проблемами дёргающейся второй передачи.
+1
h579mo52rus
В основном, да, но способ запуска сильно зависел от отношения владельца.
0
advokat-vvs
VOCHCOD
0
Omega39rus
Нет, VOSCHOD)))
Помню, в Спорттоварах такие стояли в середине 90-х… Тогда там же и MZ 250 с такой же головой продавались по космической цене, правда цилиндр был в 2 раза больше, чем на восхонде, и диск с гидравликой спереди был… Но я тогда уже пялился на обложку журнала За рулём за 89 год, там была П5-015 с литьём и орионовской вилкой.
А с 1993 года я уже стал периодически на нерегулярно заработанные-сэкономленные на школьных завтраках копейки покупать журнал Мото, для ознакомления с мировым мотопромом))) Всё до сих пор лежит дома, 2 стопки мотожурналов в мой рост.
+4
ogr
  • ogr
  • 30 марта 2017 в 7:56
Я на нём ездить учился. У нас был Восход без тормозов, по моему колодки были изношены. Но меня как ни странно это совсем не напрягало, видимо просто сильно везло. Казалось вполне естественно снижать скорость двигателем понижая передачи, и в конце выруливать на сцеплении в горку для окончательной остановки, ну или ногами по земле дотормаживать.
А ещё никогда не забуду первые ощущения, когда несколько раз заглох бросая сцепление, а потом поддал газку и эта шайтан-машина понесла меня вперёд. Шок! В голове только «рёв» двигателя! Про руль забыл совершенно и с ровной открытой дороги уехал к соседям на огород, благо забора в этом месте не было. Истоптал им всю картошку, но в конце концов обуздал дикого «зверя» и вырулил обратно. Так в голове поселился мотоциклист...
+2
h579mo52rus
С этого начинали многие.
0
PavelVaklyuk
Восьмидесятые, девяностые… Я на таком восходе в 2016 в автошколе катался) Правда сдавать на нем не рискнул. Хотя управляется он легко.
0
h579mo52rus
У нас последний «Восход» исчез в глуховатой провинциальной мотошколе в 2001. Сейчас инструкторы в нашей местности пользуются мотоциклами из Китая.
0
KataFalk
я в 2012 сдавал на Минске, который доживал там свои годы)))
+4
VictorH650F
Ностальгия… Мой первый мотоцикл в далеком 1980 году был новый Восход черного цвета какой-то переходной модели. По документам и шильдикам «Восход-2м», но бак квадратный как на Восход-3. Я его называл «2м-3». Для 16-летнего пацана это было большое счастье! Не одну тысячу километров я тогда накатал по Крымским дорогам, а чувства к двухколесным друзьям остались до сих пор!
+1
MITCHEL
Никогда не забуду как в 16 лет в 80м году приехал в Веломото покупать восход 2м, а мне выкатили из склада ящик с черным восход 3, счастью не было предела… Нынче поменял дигриху на тыгыдым 2000 года, тоже доволен, но пацанское счастье было круче… пока 100км не накатывал- в гараж не ставил…
0
Ghost-ROK
Хороший пост, как то сразу на ностальгию пробило)))
+2
sancta
«Зайка» 2М. У него на шильде бегущий заяц. батя подарил мне на 14 лет. Выгрузил из багажника авто (до сих пор силюсь понять как он туда залез), показал где тормоз и газ и уехал. Ох и накатался я вволю по лесам и полям. Заводился и правда только с толкача. Но киком тоже бывало — даже не знаю отчего это зависело. Но до сих пор как кик вспоминаю — так правая стопа ныть начинает :)
Мот до сих пор в деревне. Даже как то года три назад я его заводил и покатался. Но смотрю и думаю что если его восстанавливать до нормального состояния — это ж сколько денег надо. Так и стоит потихоньку ржавея…
0
Finist_77
Хорошая статья, спасибо! Я раньше тоже Восходы за мотоциклы не считал, хотя сам в мотошколе «Восход» учился, а сейчас смотрю — вполне гармоничный был аппарат для своего времени и места. Влияние MZ, конечно, заметно, особенно в отношении головки с горизонтальным оребрением.
+1
AlexeyS
мой первый мот. Отслужил верой и правдой) Ставил на него такой, как на модификации «Люкс» ветровик, дуги, завышающие проставки на задние аммортизаторы и, самый шик, подголовник от «москвича» 2140 с дополнительным стоп-сигналом. Крылья, как подмечено, были подрезаны, так казалось круче))
По эксплуатации вообще не помню проблем, подарил его двоюродному брату, он его и убил по пьяни. Знал бы, не отдал
+1
archmaestro
Аналогично многим — Восход был моим первым байк,83 год выпуска, отдал мне его дядька когда мне было лет 14, перебрал я его до винта, и с кикстартера заводился отменно, разгонять его до 100 км — вот это был адреналин! СБРка выше двух сотен такого не дает) Сколько же дам я на нем перекатал...) Не знаю, что говорят о качестве, он у меня был неубиваемым аппаратом, только вот на тормоз давить на было пяткой чтобы сработал. Также передал по наследству.
0
Boroda14
Спасибо за пост. Ездил на 2М и был владельцем 3М-01-Спорт. 2М был сделан намного качественнее.
Когда покупал мото для дачи, были позывы купить Восход, но вспомнив, что ремонтировал его куда чаще чем ездил, купил китайца.
+2
SergeantSL
Восхонда))
+1
Sivuch
Благодарю за пост, за воспоминания. От меня + ))
В 89 году купил себе зелёный 3м, новый с магазина, как сейчас помню за 500 советских рублей. После обкатки объявился заводской брак: после прогрева двигатель работал с перебоями, не раскручивался… Оказалось проблема в коммутаторе. После замены последнего всё работало очень хорошо и долго. Очень радовал карб Jikov, запускался всегда с одного пинка.
0
XauBaH
Стоит в деревне Восход 3М-01. Аппарат огонь, после года зимовки заводится с одного пинка! Те, кто жалуется на заводку мота, меньше надо было в зажигание лазить и карб. Когда купили его, все заводилось без проблем. С 3 зубцев. Даже спорили, у кого с меньшего оборота кик-стартера заведется. Но была проблема, иногда ездил назад на все скорости :D. В иnоге «колхозники» заkезли в зажигание и там все попортилиб
0
KataFalk
Стоит «3М» 89 года в гараже, мой одногодка все родное, кроме ручки «газа» от Ижа)) и еще руль немного погнут)) Учился ездить я на Урале с коляской, а вот на одиночке практику накатывал уже на «Восходе»))да, кстати, есть у кого руль на него?!))
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. h579mo52rus, "Восход"