Блог им. MilkaRe → Наш первый дальняк из Украины в Грузию на китайском мотоцикле Viper ZS200N. Часть ТРЕТЬЯ (Грузия)

Первая часть (статья)
Первая часть (видео)
Вторая часть (статья)
Вторая часть (видео)
Российско-грузинская дорога оказалась просто горной сказкой. Крутые серпантины, тяжело нависшие скалы, горы, уходящие настолько высоко, что при запрокидывании головы, болела шея. Зеленая трава вперемешку с горными породами, пасущимися животными и даже снегом. Нам пришлось останавливаться каждые пять минут чтоб сфотографироваться, так как виды менялись кардинально.

Подъемы, порой, были на столько высоки и круты (около 2 600 метров над уровнем моря), что наш груженый на полную вайпер, иногда тяжело поднимался даже на второй передаче, что заставляло останавливаться еще чаще, так как мы перегревались =) Что интересно, грузины умудрялись лихачить даже на серпантине, и даже на грузовиках.

В Степанцминде увидели заснеженный Казбек, крохотный Троицкий Собор, который казался крохотным, лишь вдали на горе. Жаль, что нам так и не удалось на него подняться, так как было холодно, и мы были уставшими. Думали потом вернемся поднимемся как белые люди на машине, но так и не вернулись. Зато будет повод в следующий раз посмотреть то, что не успели в эту поездку =)

Лари на фоне Казбека

По мере подъема менялся климат и было удивительно, когда въезжаешь из лета в зиму, любуешься снежными вершинами, и спускаешься обратно в лето =)

Белые точки на траве — овцы. Я сначала думала это кустики, увидев, что они шевелятся, немного осоловела=))

На арке дружбы народов, мы встретили украинца и сибиряка, двух парапланеристов, а зимой, по совместительству, лыжных инструкторов, с которыми обменялись интересными историями из жизни. Ребята оказались необычными, и чертовски интересными людьми. Один из них автостоппер, благодаря чему уже увидел пол Европы, и не собирается останавливаться.

К сожалению, общались не долго, так как на верху было холодно, подкрадывался вечер а мы еще не знали где будем оставаться ночевать. И пришлось спускаться. Внизу, спустившись чуть больше 1000 м. над уровнем моря, стало ощутимо теплее, солнышко пригревало сильнее, а настроение, и желание увидеть как можно больше, увеличивалось ежеминутно.

В таких домиках живут люди в деревнях. Причем, каким бы не был дом, спутниковая антенна — маст хев=)

Такая прикольная кладка остановок, а-ля средневековье =)

Иногда здания выглядели как после бомбежки, но это не означало, что они не работали =)

Почуяв зверский голод, мы начали искать место, где-бы покушать. Ехали мы ехали, и увидели домик, с надписью на неведомом грузинском. Ромка пошел в разведку, и о боги, это оказалась кафешка, которая как раз сегодня открылась первый день. Хозяйка, она же и официант, на очень ломаном русском рассказала о меню. И вот оно, первое в моей жизни настоящее грузинское хачапури (в последствии было съедено не одну тонну сего блюда, и могу с уверенностью сказать, что это хачапури было одно из вкуснейших, которые мы ели), картофельный суп, лимонад, горячо прорекламированный нашими одесскими байкерами=) А на закуску, хозяйка нас угостила вкуснейшим турецким кофе.

Дизайн с этническими нотками

У меня была идея фикс — поставить в горах палатку. Да так, чтоб проснуться на высокой горе, созерцать нависший над долинами тяжелый туман, рядом с палаткой обязательно должен пробежать табун лошадок, и я такая с кружкой чая, мечтательно смотрю вдаль, неспешно постигая состояние дзен-буддизма =))И вот что вышло.
Ромка спросил у Тамары (хозяйки), где можно поставить палатку, на что мы услышали очень неожиданный ответ, «а прямо здесь», нам разрешили расположиться прямо на заднем дворе под грушей, совсем бесплатно. При осмотре места, немного насторожил тот факт, что вокруг было подозрительно мокро, но под деревом вроде ничего так. Мне как бы и не очень хотелось там оставаться, но идея фикс должна быть исполнена…

Вон там в углу дома груша — предполагаемое место ночлега. Само кафе находится как бы на горе, если смотреть вниз, открывается вид на горы и горную реку, симпатишно было

Но тут начали твориться чудеса. Около часа мы не могли заехать во двор, так как от дождей заржавел замок на воротах, и никак не хотел впускать нас внутрь. Оставить мотоцикл на ночь на трассе нам не очень то и хотелось. А дело шло к закату, начало темнеть, а ехать ночью по неизвестным серпантинам совершенно не было желания. Тут Тамара предложила оставить мотоцикл во дворе ее дома и переночевать у нее же, где она жила с сестрой. Это стоило 10 лари с человека. Мы согласились.

Первое место ночлега в Грузии

Дом оказался двухэтажным, летом в нем помещалось около тридцати человек, родственников Тамары и Мананы (сестры), а сейчас как раз он пустовал. Нам выделили отдельную комнату, она оказалась сырой,( так как ночью температура на улице была 10-15 градусов, а комната давно не отапливалось) с музейным запахом и кучей разных старинных вещей. А в воздухе просто таки витал дух призраков и не рожденных детей. Туалета там не было, в него нужно было идти через пол дома, проходя через комнату хозяек. Душ, (точнее небольшой умывальник с бойлером, где можно было почистить зубы) был тоже только у них. Но нам опять таки было все равно.

Наша комната

Когда расположились, пошли в магаз за заморскими продуктами… И как мы удивились, когда с витрин, на нас смотрели наши же конфетки-рошенки, чипсы, кетчуп, и еще много-много всего. Ей богу, на минуту подумалось, что я никуда не выезжала=))Как оказалось, у них практически нет своих товаров, в основном это импорт Украина, Россия, немного Германии и по мелочам других стран.

Короче, купив главное — билайновскую симку, с нее выгодней всего звонить в Украину (тоже подсказка одесситов=), вернувшись домой, мы было устроились на терассе испить грузинского пива, и обсудить планы на завтра. И тут началось. Поселок накрыло ливнем! С грозой, и сверкающими молниями, что в последствии, привело к выключению света по всей округе, до самого утра. Поливало эпично. Я думаю, если б остались мы в палатке, несло бы нас с горными ручьями аж до Черного моря =))

Как рассказала Манана, тот день, когда мы приехали, был единственным солнечным днем, а до этого месяц напролет шли дожди. Еще, нам повезло спуститься с перевала без размытых дорог, так как в это время года, они, оказывается, происходят часто.

Показываем Манане наш маршрут на карте

Наутро проснувшись, хотелось быстрее отправится дальше, дабы не попасть в дождь снова. Нас провожала Тамара, так как ее сестра уехала на работу. Не успели мы отъехать, как Тамару окружили ее односельчане, и давай что-то расспрашивать, оглядываясь нам в след.

И вот, первая достопримечательность на пути — крепость Ананури. Природа красивейшая, туристов много, сувениров еще больше, но крепость как крепость =)

Эта кукла была явно удивлена меня увидеть =)

Потому что хлеб — всему голова =)

Примерять для фото жилетку и шапку стоит 5 лари, просто шапку — 2. Но немного вдали от этого места, продавцы разрешали фоткаться в шапках бесплатно, чем изрядно портили бизнес мужику =)

Некоторые туристы подходили и спрашивали на языке жестов разрешения сфоткаться у мотыка))
Почувствовали себя хозяинами какой-нить голды на морском побережье=))

Немного крепости

Вид на мну из окна крепости =)

И вот туча нас догнала… Начал капать дождик, плавно перетекающий в ливень, который естественно, нас застал в пути.

По трассе нам встретилась кафешка, где мы заказали хачапури, суп харчо, и кофе, подождали, пока дождь хоть немного стихнет, и со смирением монахов поехали по мокрой дороге, на пару с мелко моросящим дождем.

Мы бы остановились переночевать, де-нить по трассе, но нигде не встречали обменников, а грузинских денег осталось около 15 лари. Кстати сказать, при обмене на таможне, из 50 евро получилось 113 лари. Таким образом, доехав до Мцхеты, обменяли деньги. Дождь стих, и мы решили ехать до Тбилиси, и там уже потусить пару деньков.

Кстати говря, пока меняли деньги, поставили мотык где можно было, а можно было немного под уклоном, Ромка подошел до мотыка, только дотронулся к рулю, и наш двухколесный упал … И тут мы заценили полную полезность кофров. Они смягчили и приняли удар на себя, оставив байк невредимым.

Наш конь. 15 секунд после падения =)

За время поездки по Грузии, мы заправлялись всего 2 раза, но полный бак

Проезжали монастырь Джвари, видели, как он возвышается над горой, но ехать вверх по мокрой дороге, в дождь, еще и с грузом, мы передумали, оставив сие чудо православного искусства на потом (впрочем как и половину намеченного увидеть=)

В Тбилиси, Ирка каким-то образом привела нас сразу в старый город, который оказался очень-очень ну очень крутым. Деревянные, старинные, перекошенные постройки, с фрагментами былого изящества и искусной резьбой по дереву или ковкой. Названия улиц советского периода, переименованных в последствии на грузинский, и дублированных на английском. Дворики а-ля коммуналки, с запахом свежевыстиранного белья, жаренной рыбы и лая собак из-за забора. И, к сожалению, очень много разрушенных, когда-то красивых домов, хранивших в себе память о многих поколениях, живущих в них.

Хлебный ларёк

Мимо таких домов было немного жутко проходить, боялась даже чихнуть, настолько шаткими они казались

Нам встречались целые побитые жизнью и историей пустовавшие дворики, дома, под которыми было страшно проходить, казалось, сейчас сделаешь лишнее движение и дом, в котором еще и живут люди, рухнет окончательно.

Очень красивый двор. Мне бы хотелось увидеть его в то время, когда он еще был жилым

Винтовая лестница

Много домов подпирали огромные железные балки, проезжая под которыми, вспоминались кадры из фильмов про землетрясения и прочие катаклизмы.

Первая гостиница, которую мы встретили, нам не подошла в цене, оказалось около 110 лари в сутки за номер. Мы начали искать вариант, который бы устроил нас по цене.
Запросив координаты ближайшего отеля, Ирка нас отправила в отель, который, как позже оказалось, находился километров в 15-ти вверх по серпантину. Увидели красивейшую панораму города.Поднялись еще выше, встретили указатель на парк аттракционов, картинг, кладбище, и вот, нам улыбнулась удача, и мы увидели громадный отельный комплекс, возвышающийся на самой вершине. Но радовались не долго, он оказался закрыт, и нам порекомендовали спуститься вниз, и все же искать что-то в Тбилиси. Пока мы подымались, начал капать дождь, который снова постепенно перерос в ливень.

Панорама города

Стелла на смотровой площадке

Спускались мы уже в ливень. Опять через старый город. Там оказалось много хостелов, от 20 до 80 лари, но перспектива жить с десятью незнакомыми людьми в одной комнате не прельщала, и практически в каждом хостеле не было возможности поставить мот во дворе, только на улице. Это нас тоже не устраивало. Езда по мокрым мукам продолжилась. Так, катались мы по городу в пробках сначала сверху вниз, затем по центральным проспектам, не забыв осенить своим присутствием еще и левый берег. Такая экскурсия длилась около трех часов.

Положение усугублял ливень, лужи на дорогах, черепашья скорость передвижения, и заостренное зрение в поисках заветной надписи «отель». Нигде больше мы не встречали таких лихачей на дорогах, как в Тбилиси. Подрезали со всех сторон, нередко забыв о поворотниках, создавая угрозу ДТП. Кстати сказать, как только мы заехали в Грузию, у нас перестал работать сигнал. Теперь представьте, как же хотелось внести свою лепту в общую картину пересигналиваюихся друг с другом машин вокруг нас.=) Но и это еще не все. От дождя просела цепь. Ехать пришлось максимально осторожно.
Мы вернулись назад на трассу откуда приехали, и к счастью нашли отель. Готовые на любые условия, мы вошли внутрь. Отель оказался в два раза дешевле по цене чем в центре. 50 лари за двоих, чистое постельное белье, комната с душем, горячей водой, телевизором, вай-фай и новым, стильным ремонтом. Рядом находился супермаркет, и лоточек с грузинским фаст-фудом. Кстати сказать, хачапури в этом лоточке быстрого питания оказался самым невкусным из всех, что мы ели. Фаст-фуд, он и в Грузии фаст-фуд =)

На следующее утро мы отправились в город, в поисках достопримечательностей. Перед этим, потеряли два часа времени, в пешей прогулке, так как думали, что наш отель в двадцати минутах от центра. Зато шли вдоль реки Кура, на которой стоит город.Это самая большая река Грузии. Она чем-то напомнила Кубань. Такая же бурлящая, коричневая и мутная, так как берет начало в горах.

По дороге нам встречались причудливые постройки разных форм, окраса и размера

… и контраста…

Первое, что мы увидели из знаменитых достопримечательностей — сухой мост и его барахолка. Название пошло от 30-х годов 20 века. Раньше там протекал рукав р. Куры, но его осушили, и проложили трассу, а мост, который стоял над водой, начали называть сухим, так как под ним не было реки. Барахолка же образовалась в 90-х годах, и фунциклиреует по сей день, радуя и удивляя туристов. Нам там безумно понравилось. Можно было найти все что захочешь. Начиная от советских значков, монет, граммофонов, заканчивая старой техникой. Короче класс.
Смотрим, вкушаем, ностальгируем =)

Что значит разное поколение… Долго не могла понять, чем меня притягивает эта клава от машинки… А вота чем. Мало того, что шрифт старый, так еще и раскладка не такая как сейчас. Двойной раритет, так сказать =)

Антиквар на антикваре =))

Серебряный столовый сервиз частенько был небрежно перемотан скотчем

Не додумалась себе турку купить в качестве сувенира… Теперь жалею, что я такая балда =((

Как в костюмерной «Мосфильма» =))

Мы там блуждали около двух часов. Потом зашли в ресторанчик, заказали хачапури по-аджарски, лимонад, и хинкали.

О, эти непонятные грузинские чеки =))

Покушав, пошли путешествовать дальше. Увидели, что в городе существует метро, что лично для меня стало неожиданностью, так как всего в часе езды от Тбилиси, нас встречали только крутые серпантины и горы, а тут такая роскошь…
Дошли до дворца юстиций, моста мира, погуляли по центру, зашли еще раз в старый город, посидели в кафешке, съели чурчхеллу, запили лимонадом, и только хотели подняться на фуникулере, опять начал капать дождь. Мы решили уехать в отель. Сели в маршрутку и «был таков» =)).

Крепость в центре Тбилиси и старый город

На вершине возвышается так называемый тбилисский Рейхстаг, и какая-то модерновая кишка снизу =)

Мост мира

Еще немного старого города. Двери в подъезд

Такой дом я видела в Одессе

В разных закоулках можно встретить мини-мини маркеты, с разноцветными фруктами

Бутылка — джигит =)

На стене винного магазина

Дворец Юстиции

Приехав вечером в отель, нас очень, ну очень потянуло на море. И мы, решив перечеркнуть все планы, рванули в Батуми, добывать конец отпуска там. Тем более, начали названивать с работы, омрачив отдых новостями о том, что нам нужно прибыть как можно быстрее домой.

Ромка подтягивает цепь, рядом остановились два байкера из Болгарии

Как оказалось, Батуми нам принес много новых, интересных, и необычных знакомств, приятную компанию, и полное погружение в грузинский колорит и гостеприимство.
пы.сы. В самом начале рассказа, я думала уложусь в три части статьи, ан нет, рассказать есть что, показать еще больше, так что продолжение путешествия затянется если не на две, то еще на одну часть.