Блог им. Liskhin → Вехи истории: легендарный М-72
Не видела я Второй Мировой войны своими глазами, но душа беспрестанно преследует клубок минувших трагедий и судеб. Годы летят вперёд, но картина того мира, где прадеды сражались за будущее, как за нирвану, за то, чем сейчас распоряжаемся мы, ищет и ищет своей осмысленности. Вот и первый пост посвящаю первому мотомотору Священной войны, под знаменем Красной армии — легендарному М-72.
Все, кому интересно, прошу под кат
Бескрайние просторы нашей родины… ещё немного и в их девственную безмятежность ворвётся враг, пение птиц вырвет из скорбящей природы скрежет по плоти орудий и стоны людских жертв. И всё почему? Всхлипы… Почему, — шептали детские голоса, пытаясь добиться от матерей ответа, пока те прикрывали их своими телами, в спазме ожидания очередной бомбёжки.
А всё потому, что есть мир, что эгоистичен и беспощаден. И имя ему ненависть.
* * *
Договор о ненападении — пропасть. Скорее договор с судьбой о том, что война неизбежна. Договор, где все средства хороши, поэтому пора начинать непосредственную плотную подготовку во всех направлениях, во всех подразделениях армии, не оставляя компромиссов хладнокровному врагу. А враг тем временем «подогрелся» «Блицкригом»: ясно одно — времени в обрез, в короткие сроки вооружённые силы должны не просто быть готовыми к обороне, но быть по максимуму мобильными. Такой сумбурный план не совсем состыковывается с данностью: Министерство обороны Советского Союза решает, какое оборудование должно быть модернизировано, а заводы и гении конструкторской мысли обдумывают новые технологии производства военной техники. Модели мотоциклов, пережившие предыдущий военный конфликт с Финляндией, безвозвратно счахли, как и технология их производства, да и качество сборки… хм, далеко от удовлетворительного.
Думаем, рассуждаем, собираем совет руководителей мотоциклетных заводов. Ох, уж много вас «рекламщиков», да только ж война! Понимаете вы или нет? Товарищ Дюмулен, технические характеристики-то оно очень благонадежно, да уж больно много собравшихся… однако ж, скажите, на каких мотоциклах наступает фашистская армия?
Так, одним ответом и определился предтеча нашего М-72 — немец BMW R71. Всего «предков» было пять, вывезенных украдкой из Швеции. Так что контрабанда для нас не в новинку. Принялись за работу. Чего, чего, а полёта конструкторской мысли, коли надо, у нас не занимать. А война тем временем уже шла полным ходом. Зимой 1941 новенькому М-72 предстояло себя показать на полевых испытаниях, а уже с весны, с согласия Сталина, производство железного коня было поставлено на поток. Точнее потоки, коих было немало: ЗИС (автозавод им. Сталина) поставлял двигатели, КИМ (Коммунистического Интернационала Молодежи) – коробки передач, и Горьковский АЗ – коляску + «кардан», чуть позже к ним присоединятся завод Красный Октябрь, и ещё несколько заводов других городов нашей родины для производства и поставки комплектующих. А сливались они на «Искре» — Московском мотоциклетном заводе, куда из прототипов BMW было доставлено два аппарата: один пустили «на костяшки», другой же напротив, оставили нетронутым воплощением тогдашнего совершенства. Между прочим, сохранился до наших дней.
Однако проворность врага поставила под вопрос безопасное расположение головного завода ММЗ. И тут, как это не раз бывало во время войны, решили перенести производство в зону недосягаемости бошов, фрицев, да как угодно, — на Урал, в небольшой город Ирбит. Вот, что самое интересное — единственной промышленной точкой города был пивоваренный завод. Спрашивать и возражать не стали, решено переоборудовать его для военных нужд, развернулось массивное производство М-72. Да, это было только начало…
Не сказать, что всё сразу пошло как по маслу, даже переоснастив завод, имея на руках чертежи, головы опытнейших конструкторов, мы встретились со множеством трудностей технического характера. И лишь 25 октября 1942 года первые М-72 были поставлены на фронт к отрядам мобильных и разведочных войск. Всего для нужд войны завод выпустил около 9000 М-ок. Для сравнения — Германия выпустила не более 2500 единиц мототехники за всю войну (просто цифры, ни к чему не обязывают.)
Пододвигаемся к техническим характеристикам.
В сравнении с мотоциклами советского периода BMW R71 содержал немало новшеств: среди них привычное нам переключение передач; двухцилиндровый, оппозитный двигатели, свойственные вообще бмвхам серии R: в таком механизме за счёт общего балансирного вала с противовесами, моторы очень хорошо уравновешены (если сослаться к нашему времени, то такую конструкцию имеют кавы версус и ER-6, что достаточно о многом говорит). Каждый цилиндр связан с самостоятельным карбюратором. Сюда же относились пружинная подвеска на заднем колесе и телескопическая передняя, более жёсткая трубчатая рама. Кроме всего прочего, качество исполнения и обработка деталей мотоцикла антикоррозийными средствами далеко ушло вперёд.
Стоит, кстати, отметить, что сама Германия к тому времени отказалась от производства R71 в пользу R12. Почему на самом деле, остаётся только догадываться, скорее всего причина в более экономичных затратах, в то время, как наши проектировщики настраивались больше на надёжность. Хотя, судить не смею.
Помимо коляски на М-72 устанавливался, ручной пулемёт на вращающейся поворотной пластине — вертлюге, так можно было отстреливаться даже на ходу во всех направлениях.
И пусть наш герой М-72 был доработанной версией немецкого железного коня, тем не менее он является достойным представителем нашего отечественного мотопрома периода Второй Мировой войны, учитывая, что уже на базе него были созданы знаменитые «Урал» и «Днепр». Не будем же забывать, про неоспоримый вклад мотоциклов М-72 и тех, кто над ним трудился и на них воевал для спасение нашей родины.
- Liskhin
- Елизавета
- 30 мая 2013 в 20:48
- 1
- +35
- hammerbike
- 31 мая 2013 в 5:20
- ↓
Никакой контробанды не было, немцы сами чертежи передали уже устаревшего и вобще не военного мотоцикла, с надёжной конструкцией. Клиренс у Эмки не больше 15см… У немцев был R75, у которого и люлька с приводом, пониженная передача и блокировки и воздухан выше бензобака.
Какой вал балансирный ещё? Оппозитная схема сама по себе уничтожает силы инерции первого порядка. Небыло никогда там балансирного вала. А кава версус и ER-6 вобще уже космические технологии по сравнению с М72… )
Рвение похвально, но в техической и исторической части необходимо быть точным.
Какой вал балансирный ещё? Оппозитная схема сама по себе уничтожает силы инерции первого порядка. Небыло никогда там балансирного вала. А кава версус и ER-6 вобще уже космические технологии по сравнению с М72… )
Рвение похвально, но в техической и исторической части необходимо быть точным.
Я понимаю, что до войны между СССР и Германие были связи, однако речи о передачи чертежей русским не может быть и речи. Наши не ожидали войны, никто и не думал к ней готовится до момента, когда фашисты вошли в Польшу, соответственно модернизировать технику в ускоренных темпах было не нужно. А немцы могли лишь только дагадывать, не спорю какой невоенный мот наши возьмут за основу, причём уже уже шла война. И догадаться могли они, даже если из пальца высосать, то не раньше 42.
Теперь, что касается двигателя: по силам первого порядка да, но остаются ещё неуравновешенными момент от сил инерции первого порядка — раз, и второе — силы инерции второго порядка. Да, они меньше по сравнению с тем же рядником, но тем не менее они есть ) И как же не было балансирного вала? Получается, что конструкторы решели преодолеть все законы физики, и проигнорировать схему строения стандартного двухцилинрового, оппозитного…
А никто и не говорит о современных технологиях, но модель уже того бмв р71 имеет во многом сходство с мотоциклами наших дней.
Теперь, что касается двигателя: по силам первого порядка да, но остаются ещё неуравновешенными момент от сил инерции первого порядка — раз, и второе — силы инерции второго порядка. Да, они меньше по сравнению с тем же рядником, но тем не менее они есть ) И как же не было балансирного вала? Получается, что конструкторы решели преодолеть все законы физики, и проигнорировать схему строения стандартного двухцилинрового, оппозитного…
А никто и не говорит о современных технологиях, но модель уже того бмв р71 имеет во многом сходство с мотоциклами наших дней.
Всего для нужд войны завод выпустил около 9000 М-ок. Для сравнения — Германия выпустила не более 2500 единиц мототехники за всю войну (просто цифры, ни к чему не обязывают.)с 38 по 41 годы было выпущено еще 3500 R71
в целом, к началу вторжения в СССР количество мотоциклов в вермахте превышало их количество в ркка в раз пять и за годы войны советское производство было мало, в основном пополнение было за счет лендлиза и трофеев.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (32)
RSS свернуть / развернуть