- Пробег для публикации поста в сообщество: 15.00 км
- Читателей: 4285 | Постов: 2504
Данный блог создан для публикации рассказов, фото и видео отчетов о путешествиях на любой мототехнике.
Администраторы (1)
Модераторы (0)
Модераторов здесь не замеченоЧитатели (4279)
kim Mila none9 none10 NalVal Kyryll Integra Osama Temy4 TriAl Urlak Malashka maximus KOSHKA Stich glyaks100 anro mia Pechota CriggerMarg Zhilinsky ArSoron ezhische hermes swamprunner7 PARUS spamer80 tapin13 nbaksalyar AXS KwaziMode ginecolog Oziris RedLine RMZS Satt 3dinfo gnus Wishka Bike-TV Vacelica abc Alan Hydrophonic Nastik shakawkaw pmg Marcus egoisto DroiDВсе читатели
Путешествия → Кавказ. Поворот не туда... Часть 2
Первая часть повествования тут
Пора ехать дальше, к озеру Гижгит 43.464651, 42.988900, что рядом с селом Былым. На обратном пути, поднимаясь вверх по серпантину, после очередного крутого поворота с подъемом, я надолго потерял Женю из вида в зеркале. Подумав, что он мог прилечь на бок, я решил остановиться, и сходить проверить. Сместился к краю дороги, затормозил, выставил ногу, и… сам прилёг… Тот самый поперечный уклон полотна сделал сюрприз, и мне не хватило длины ноги. Поскольку скорость была нулевой, то и повреждения оказались нулевыми – мопед просто лёг на слайдер и сумку. Тут и Женя подъехал – оказалось, что он просто заглох на подъеме из-за еле едущей впереди машины. Подняли мопед, и поехали дальше. Обратная дорога до Кисловодска позволила еще раз насладиться шикарными пейзажами.
Еще раз тормознули в кафешке на смотровой, т.к. пора было обедать.
Дальнейший путь до села Былым прошёл штатно, без происшествий, если не считать адовую жару, по которой проезжали Кисловодск. Проезжая село Прогресс было решено сделать остановку, и компенсировать это вкусным арбузом, купленным и съеденным прямо на столе у торговцев. Обезвоживание ликвидировано, настроение поднято, едем дальше. Свернув с асфальта на грунтовку, после 5 минут легкого эндуро, мы в 8 вечера выехали на берег озера. Поговорили с работниками строящегося кемпинга (а пока просто кафе), и поставили палатки прямо на берегу, на песке, в 5 метрах от кромки воды. Ужин готовили уже в темноте, под светом фонарей. Это был хороший день.
Само озеро Гижгит необычайно красивое. Из-за соседства с селом Былым оно получило народное название «Былымское озеро». Озеро искусственное, довольно большое — в длину больше 1 км, а глубина достигает 30 метров. Оно было создано как отстойник для воды, сливаемой с Тырныаузского горно-обогатительного комбината. Говорят, что в годы работы комбината в озеро по десятикилометровому трубопроводу поступали отходы обогащения вольфрамового, молибденового и медно-висмутового концентратов, всего около 30 наименований химических соединений металлов, каждый из которых в сильных концентрациях смертельно опасен для здоровья человека и животных. По различным оценкам и слухам, с 1966 по 2001 год тут было захоронено от 25 до 118 млн. кубических метров отходов. Но, даже если это и было так, то озеро уже давно очистилось — в озере есть водоросли, несколько видов рыб, включая форель, которая очень чувствительна к чистоте воды, и не смогла бы существовать в химически грязной воде. Местные жители купаются, ловят рыбу в озере, а животные спокойно приходят на водопой. Берега озера в некоторых местах пологие, с пляжами, с которых можно войти в воду. Склоны гор, окаймляющих озеро, покрытые разнообразными цветами, напоминают цветной ковёр. Само озеро очень красиво, особенно если подняться чуть выше по склонам — сверху вода изумительного бирюзового цвета. За пару часов можно неспеша, наслаждаясь видами, прогуляться вокруг озера по тропам, идущим по склонам.
Разбив лагерь на берегу озера, утром мы получили шикарный вид «из окна».
После завтрака вдоволь накупались, и я попробовал процедуру природного пиллинга рыбками, так сказать естественный fish-spa.
Обсохнув и собрав лагерь, было решено подняться наверх, на смотровую площадку, откуда, со слов Vlant – а, должен был быть шикарный вид. Скажу сразу, на дорожниках туда соваться есть смысл только если под брюхом нет пластика, ход подвесок не как на спортах, а в голове у вас здоровый пофигизм, ибо дорога туда не просто грунтовая, а с ямами и камнями на подъеме. И ехать этот подъем нужно только в режиме «не бросать газ и не тормозить». Должен сказать, что вид со смотровой превзошел наши ожидания – сверху озеро смотрится просто волшебно – покрытая мелкой рябью бирюзовая вода, зеленые склоны вокруг, и местами белые каменистые подступы к воде. И какая-то торчащая из воды на добрых 20 метров похожая на пожарную каланчу фиговина. Позже узнал, что это задвижка для регулирования уровня воды в озере.
Осмотрев озеро с площадки, спустились в село. Заехали в магазин за водой и мороженым. Дальше по плану был перевал Актопрак, выезд к селению ЭльТюбю, затем на водопад Абай-Су, но этим планам не суждено было сбыться…
Еще предыдущим вечером я посмотрел в Maps.me маршрут, и он вполне уверенно прокладывал дорогу. Меня, конечно, немного смущало то, что программа обозначала маршрут как велосипедный, а при попытке выбрать тип транспорта «автомобиль» он отказывался показывать этот маршрут, но я списал это на глюки программы. Зайдя утром в магазин, я увидел там местного мужика и решил уточнить у него дорогу. Ответ был «да, за селом направо поедете, Актопрак будет». Для убедительности, еще и рукой махнул в ту сторону. Ну что ж, направо, так направо…
Поехали через село по навигатору, примерно в сторону «направо», выехали на окраину, и оказались на развилке 43.421280, 43.036682.
Прямо вдаль уходил грейдер, и направо еще один, чуть уже. Навигатор утверждал, что нам направо. Вспоминая наказ мужика, поехали в то самое «направо».
Грейдер был вполне проезжабелен, и не сильно отличался от того, что я видел на фотографиях и видео с перевала. После домов начались огороды с капустой, еще чуть позже проехали мимо пасеки. Еще полкилометра, и доехали до тонкого ручейка, текущего поперёк дороги, который был с лёгкостью пройден. Еще немного проехали и взору предстал еще один ручей, уже посерьёзнее. Сразу стало понятно, что проехать его с сухими ногами не получится. В какой-то момент проскочила мысль, что может мы идём не той дорогой, но ведь мужик сказал «направо»… Да и навигатор ведет туда. Прошел пешком, оценил глубину, наметил проезд. Первым поехал я, но доехав до середины упёрся передним колесом в камень – колесо-то всего 17-ое, да и хода подвески ни разу не эндурные. Женя подстраховал, подтолкнул, и ручей позади. Дальше тем же способом проехал он.
К чести Жени должен отметить, что таких первосезонников еще поискать – никаких жалоб, никаких «нафиг мы сюда приехали» и прочего нытья. Впрочем, допускаю, что мысленно он этот вопрос задавал)))
Перед любым относительно сложным участком на протяжении всей поездки был примерно такой короткий диалог:
— ты как? не тяжко?
— нормально, едем...
Это круто, когда человек не пасует перед трудностями, несмотря на то, что это не только его первый дальняк, а в принципе первый сезон, и мот куплен всего пару месяцев назад. Забегая вперёд скажу, что за эту поездку он получил опыта больше, чем многие «смотровые» байкеры за 5-10 сезонов.
Ручей пройден, едем дальше. Проезжаем под тенью деревьев небольшой подъем на пригорок. Бонусом идет немного грязи на подъеме из-за вяло текущих ручейков и тени деревьев. Еще немного, и дорога упирается в реку… Натуральную горную реку, имя которой Кестанты, с довольно сильным течением, камнями и холодной, но чистой водой…
Опять в голове звучит «алярм, что-то не так, мы едем не туда!», но азарт, адреналин и «мужик же сказал ехать направо» оказываются сильнее, и мы решаем штурмовать брод. Снова «щупаю» брод ногами, просматриваю проезд среди камней. Ловлю себя на мысли, что по тому броду, который есть сейчас, не проехал бы даже грузовик, так как водой принесло большие валуны. Сложность была в том, что для проезда оставался коридор примерно в пол метра шириной – слева порог и полуметровый перепад дна, справа валуны. Течение воды сильное, прямо бурлит и клокочет, ходить сложно. Сажусь на мотоцикл, без тени сомнения подъезжаю к кромке воды, и начинаю водные процедуры (да-да, медаль “Слабоумие и отвага” моя). Доехав примерно до середины, понимаю, что немного отклонился в сторону порога. Женя держит мот, и вдвоём пытаемся протолкнуть дальше, попутно убирая крупные камни из-под переднего колеса. Нога скользит на камне, и я немного кладу мопед на бок. Благо, он ложится на сумку, и вся электроника остаётся выше воды. Быстро поднимаем, и выталкиваем. Пройдя самое глубокое место, завел мотор, и выехал на противоположный берег. Заодно помыл мотоцикл.
Опять короткий диалог с ёмким ответом «нормально, едем», и брод штурмует Женя. Я так же страхую и держу мотоцикл, чтоб не завалился. Он берет немного правее, и его протаскиваем чуть быстрее.
Спустя пару километров мы опять уперлись в ту же реку…
Да, Вы правы, в голове уже должен был звенеть Царь-колокол, и заставить нас развернуться. Должно было снизойти озарение, что это явно не Актопрак. Но красота того ущелья, запах тех трав, цветов и общая эйфория безальтернативно сказали ехать дальше. Еще один такой же брод был форсирован, и мы неспеша поехали дальше. На повороте с колеёй, поросшей травой, соскользнул передним колесом, и прилёг набок на травку. Повреждений не случилось, мопед опять лёг на сумку и слайдер. Поднял, поехали дальше. Вы не поверите, но еще через пару километров наш путь опять преградила река. Фигня-война, главное – манёвры…
Техника преодоления уже была отработана, и брод был быстро форсирован. Доехали до заброшенной фермы, чуть дальше неё был дом, тоже пустой. По всем признакам, там уже давно никто не жил. За домом дорога внезапно кончилась…
Мда…
5 минут на осмысление ситуации, и едем обратно. Вновь пересекаем все 3 брода, теперь уже как по накатанной. В какой-то момент неудачно въехал передним колесом в песок, опять прилёг на бочок, двойка подвернула лодыжку, не успев поднять ноги. Проверили ногу, подняли мопед, поехали дальше.
Позже просмотрел эту дорогу на спутниковых снимках, и измерил расстояние – 6,3 км от развилки до фермы, и столько же обратно. На эти 13 км ушло 5 часов.
Доехали до села, подъехали к тому магазину. Я очень надеялся увидеть там того мужика, и выразить ему «благодарность» за указание дороги, но не судьба.
Попили воды, перевели дух, собрались с мыслями, и поехали в Чегем по асфальту через Баксан. Дорога ничем примечательным не запомнилась, и довольно быстро доехали до села Хушто-Сырт, и остановились здесь на ночлег, т.к. уже вечерело, да и устали после приключения. Проезжая по селу спросил у пассажиров лавочки, где можно остановиться, они указали на трафарет через дорогу, возле которого стоял пожилой мужчина, и рукой звал нас. Он оказался хозяином небольшого гостевого дома 43.433532, 43.232151, расположенного прямо у дороги, ведущей к водопадам. Представился Володей. Показал номера, обозначил цену в 500 руб. с человека в сутки. Номера без претензий, но чисто, комфортно. Один номер «семейный» с двухспальной кроватью, еще один вроде на 4 одноместных. Большое фойе, с телевизором, wi-fi, там же стоит большой стол для приема пищи. Сам он с семьей живёт там же, в соседней постройке. Тут же есть магазинчик, в котором можно пополнить запасы провианта и предметов гигиены.
Загнали мотоциклы во двор, хозяин закрыл ворота, скинули с себя экип, и разместились. Горячий душ сделал своё дело, и от дневной усталости практически ничего не осталось.
Насчёт кухни – хозяин принёс нам меню, и рассказал, что в двух километрах от гостевого дома, прямо возле водопадов, у них есть кафе, дочка и зять там работают, и всё, что есть в меню там быстро готовят, и привозят свежее-горячее для постояльцев.
На ужин были заказаны хычины, облепиховый чай, и Женя, кажется, еще лагман взял. Буквально через 30 минут горячая еда была на столе. Да простит меня komendant, но хычины из Учкекена не идут ни в какое сравнение с этими. Эти были просто великолепны)
После ужина я еще долго сидел во дворе, наслаждаясь вкусным, полным горной свежести воздухом, и прокручивал в голове прошедший день. Женя же был замечен за изучением картинок с турэндуро…
Утром пообщались немного с хозяином – спросил, откуда мы, как доехали, куда едем. Услышав про роковой поворот и ту дорогу, он сказал что знает её, и крайне удивлен, что мы вообще там смогли проехать. Рассказал, что даже в советское время там с трудом ходили грузовики до фермы.
Завтракать решили уже в их же кафе под названием «Орлиное гнездо» 43.420088536272864, 43.22018601105807. Поблагодарили хозяина, выкатили мотоциклы со двора. Напоследок хозяин сказал, что всегда рад гостям, и если вдруг мы или кто-то из наших знакомых соберемся остановиться у него еще когда-нибудь, чтоб позвонили заранее, лучше за пару дней (номер 8-938-914-56-81, Володя). Попрощались, и поехали навстречу новым приключениям. Это при том, что на следующее утро Женя должен был быть на работе, а у нас в планах доехать до водопада Абай-Су 43.214843, 43.034755 до которого 35 км по грунтам, из которых 7 км после погранзаставы — тяжелая разбитая дорога, местами переходящая в почти полное бездорожье). И мы в 700 км от дома, а на часах уже 11 часов дня…
За 5 минут доехали до кафе, заказали завтрак. Сели на открытой веранде, с видом на шумящую реку. Вскоре принесли заказ, всё было очень вкусно и сытно, вышло около 400 руб. с человека, наелись капитально.
После завтрака тронулись дальше, возле Чегемских водопадов и барахолки даже не останавливались. Довольно быстро доехали по грейдеру до Эль-Тюбю, нашли «Город мёртвых» 43.263718, 43.150718. Оставив мопеды внизу, пешком отправились изучать некрополь. Осмотрели, прониклись масштабом видов, открывающихся с возвышенности, и поехали дальше. Подробно описывать некрополь не буду, это уже сделали как минимум Vlant и SLON_RUS. Скажу лишь, что если проезжаете Эль-Тюбю, то обязательно посетите это место.
Быстро проехали Булунгу, и добрались до погранзаставы. Работа и отношение пограничников приятно удивили – проверили документы, и пропустили. За погранзаставой дорога уже похуже. Доехали до мостика через реку 43.210388, 43.055165, где накатанная дорога уходит налево, и, пропустив неприметный подъем правее в горку, поехали через мостик налево. Собственно, как и многие до нас))). Через 200 м. остановились, сверились по карте, и вернулись на правильный путь. После этого подъема дорога стала совсем веселой – местами, на подъемах, пересыпающийся мелкий скальник, местами просто каменистые участки с ямами. Пикантности добавлял крутой обрыв слева, буквально впритык к колее. В случае ошибки с траекторией полёт вниз обещал быть довольно эпичным. Но нам некогда было думать о плохом, ибо всё внимание было на дорогу и урывками на сногсшибательный пейзаж вокруг. Если от Чегемских водопадов до Булунгу было очень мало деревьев, то здесь уже деревьев было много, вдоль реки внизу прямо целые рощи были, а склоны вокруг тоже были покрыты зеленью. Доехали до водопада Абай-Су нормально, без падений. Оставили мопеды внизу, у «дороги», и пошли наверх, к самому водопаду.
Водопад красивый, холодная чистая вода множеством нитей струится с высоты в 72 метра. Дополнительную грациозность ему придают обрамляющие его скалы из столбчатого базальта. Виды вокруг так же очень красивые. Не смог отказать себе в удовольствии освежиться, ибо жара стояла приличная. Залез под струи водопада, и вместе со свежестью получил еще и шикарный массаж – устремляясь вниз капли и струи набирают скорость, энергию, и обрушивают её на тебя. Только ради этого стоило ехать…
От самого водопада тоже открывается красивый вид
У двойки опухла и разболелась лодыжка, решил отправить до погранзаставы с туристами на шниве, т.к. на паре спусков пришлось бы слезать с мопеда и спускаться пешком. Дорога обратно в цивилизацию прошла без эксцессов, разве что моросил легкий дождик, и попали в смену наряда на погранзаставе, пришлось подождать 20 минут.
В 18.30 подъехали к тому же кафе Орлиное гнездо, и решили подкрепиться перед 700 км броском домой. Опять вкусно, по ценам приятно.
Поели, смазали цепи, и в 20.00 стартанули в Таганрог. Ехали без фанатизма, крейсер те же 110-115, примерно раз в час останавливались размять жёппу. В 7 утра были дома. Уставшие физически, но отдохнувшие морально. Это ли не главное в путешествиях?..
К чести компании Yamaha должен отметить, что наши FZ6 проявили себя в таких условиях исключительно хорошо. Не сломались, не капризничали, не подвели, а просто ехали туда, куда нам было нужно, на дорожной резине. На моём сзади стоял Metzeller Z8, спереди Michelin PilotRoad 4, у у Жени оба колеса Pirelli Angel GT.
Поеду ли я еще раз в такие пампасы на FZ6? Безусловно, поеду) уже даже прикинул себе маршрут на август.
Анализируя эту поездку и подводя итоги, хочу сказать следующее – путешествуйте, товарищи. Сейчас, сегодня, на той технике, что у вас есть. Не откладывайте это до лучших времен типа «вот куплю сутенёра/гуся/африку и тогда кааак начну путешествовать». Путешествовать можно на чём угодно, главное – желание. А отправляясь в путешествие на неподходящей для этого технике, вы всего лишь увеличиваете количество приключений, ожидающих вас в пути. И это здорово, ведь приключения и есть суть путешествий.
P/S/ я знаю, что кадры с рекой вызовут у некоторых непонимание, шок, желание назвать меня идиотом — мне пофиг, я художник, я так вижу)))
P/S/S чуть больше фото и видео с этой поездки в моём инстаграм
Гижгит
Пора ехать дальше, к озеру Гижгит 43.464651, 42.988900, что рядом с селом Былым. На обратном пути, поднимаясь вверх по серпантину, после очередного крутого поворота с подъемом, я надолго потерял Женю из вида в зеркале. Подумав, что он мог прилечь на бок, я решил остановиться, и сходить проверить. Сместился к краю дороги, затормозил, выставил ногу, и… сам прилёг… Тот самый поперечный уклон полотна сделал сюрприз, и мне не хватило длины ноги. Поскольку скорость была нулевой, то и повреждения оказались нулевыми – мопед просто лёг на слайдер и сумку. Тут и Женя подъехал – оказалось, что он просто заглох на подъеме из-за еле едущей впереди машины. Подняли мопед, и поехали дальше. Обратная дорога до Кисловодска позволила еще раз насладиться шикарными пейзажами.
Еще раз тормознули в кафешке на смотровой, т.к. пора было обедать.
Дальнейший путь до села Былым прошёл штатно, без происшествий, если не считать адовую жару, по которой проезжали Кисловодск. Проезжая село Прогресс было решено сделать остановку, и компенсировать это вкусным арбузом, купленным и съеденным прямо на столе у торговцев. Обезвоживание ликвидировано, настроение поднято, едем дальше. Свернув с асфальта на грунтовку, после 5 минут легкого эндуро, мы в 8 вечера выехали на берег озера. Поговорили с работниками строящегося кемпинга (а пока просто кафе), и поставили палатки прямо на берегу, на песке, в 5 метрах от кромки воды. Ужин готовили уже в темноте, под светом фонарей. Это был хороший день.
Само озеро Гижгит необычайно красивое. Из-за соседства с селом Былым оно получило народное название «Былымское озеро». Озеро искусственное, довольно большое — в длину больше 1 км, а глубина достигает 30 метров. Оно было создано как отстойник для воды, сливаемой с Тырныаузского горно-обогатительного комбината. Говорят, что в годы работы комбината в озеро по десятикилометровому трубопроводу поступали отходы обогащения вольфрамового, молибденового и медно-висмутового концентратов, всего около 30 наименований химических соединений металлов, каждый из которых в сильных концентрациях смертельно опасен для здоровья человека и животных. По различным оценкам и слухам, с 1966 по 2001 год тут было захоронено от 25 до 118 млн. кубических метров отходов. Но, даже если это и было так, то озеро уже давно очистилось — в озере есть водоросли, несколько видов рыб, включая форель, которая очень чувствительна к чистоте воды, и не смогла бы существовать в химически грязной воде. Местные жители купаются, ловят рыбу в озере, а животные спокойно приходят на водопой. Берега озера в некоторых местах пологие, с пляжами, с которых можно войти в воду. Склоны гор, окаймляющих озеро, покрытые разнообразными цветами, напоминают цветной ковёр. Само озеро очень красиво, особенно если подняться чуть выше по склонам — сверху вода изумительного бирюзового цвета. За пару часов можно неспеша, наслаждаясь видами, прогуляться вокруг озера по тропам, идущим по склонам.
Разбив лагерь на берегу озера, утром мы получили шикарный вид «из окна».
После завтрака вдоволь накупались, и я попробовал процедуру природного пиллинга рыбками, так сказать естественный fish-spa.
Обсохнув и собрав лагерь, было решено подняться наверх, на смотровую площадку, откуда, со слов Vlant – а, должен был быть шикарный вид. Скажу сразу, на дорожниках туда соваться есть смысл только если под брюхом нет пластика, ход подвесок не как на спортах, а в голове у вас здоровый пофигизм, ибо дорога туда не просто грунтовая, а с ямами и камнями на подъеме. И ехать этот подъем нужно только в режиме «не бросать газ и не тормозить». Должен сказать, что вид со смотровой превзошел наши ожидания – сверху озеро смотрится просто волшебно – покрытая мелкой рябью бирюзовая вода, зеленые склоны вокруг, и местами белые каменистые подступы к воде. И какая-то торчащая из воды на добрых 20 метров похожая на пожарную каланчу фиговина. Позже узнал, что это задвижка для регулирования уровня воды в озере.
Осмотрев озеро с площадки, спустились в село. Заехали в магазин за водой и мороженым. Дальше по плану был перевал Актопрак, выезд к селению ЭльТюбю, затем на водопад Абай-Су, но этим планам не суждено было сбыться…
Поворот не туда...
Еще предыдущим вечером я посмотрел в Maps.me маршрут, и он вполне уверенно прокладывал дорогу. Меня, конечно, немного смущало то, что программа обозначала маршрут как велосипедный, а при попытке выбрать тип транспорта «автомобиль» он отказывался показывать этот маршрут, но я списал это на глюки программы. Зайдя утром в магазин, я увидел там местного мужика и решил уточнить у него дорогу. Ответ был «да, за селом направо поедете, Актопрак будет». Для убедительности, еще и рукой махнул в ту сторону. Ну что ж, направо, так направо…
Поехали через село по навигатору, примерно в сторону «направо», выехали на окраину, и оказались на развилке 43.421280, 43.036682.
Прямо вдаль уходил грейдер, и направо еще один, чуть уже. Навигатор утверждал, что нам направо. Вспоминая наказ мужика, поехали в то самое «направо».
Грейдер был вполне проезжабелен, и не сильно отличался от того, что я видел на фотографиях и видео с перевала. После домов начались огороды с капустой, еще чуть позже проехали мимо пасеки. Еще полкилометра, и доехали до тонкого ручейка, текущего поперёк дороги, который был с лёгкостью пройден. Еще немного проехали и взору предстал еще один ручей, уже посерьёзнее. Сразу стало понятно, что проехать его с сухими ногами не получится. В какой-то момент проскочила мысль, что может мы идём не той дорогой, но ведь мужик сказал «направо»… Да и навигатор ведет туда. Прошел пешком, оценил глубину, наметил проезд. Первым поехал я, но доехав до середины упёрся передним колесом в камень – колесо-то всего 17-ое, да и хода подвески ни разу не эндурные. Женя подстраховал, подтолкнул, и ручей позади. Дальше тем же способом проехал он.
К чести Жени должен отметить, что таких первосезонников еще поискать – никаких жалоб, никаких «нафиг мы сюда приехали» и прочего нытья. Впрочем, допускаю, что мысленно он этот вопрос задавал)))
Перед любым относительно сложным участком на протяжении всей поездки был примерно такой короткий диалог:
— ты как? не тяжко?
— нормально, едем...
Это круто, когда человек не пасует перед трудностями, несмотря на то, что это не только его первый дальняк, а в принципе первый сезон, и мот куплен всего пару месяцев назад. Забегая вперёд скажу, что за эту поездку он получил опыта больше, чем многие «смотровые» байкеры за 5-10 сезонов.
Ручей пройден, едем дальше. Проезжаем под тенью деревьев небольшой подъем на пригорок. Бонусом идет немного грязи на подъеме из-за вяло текущих ручейков и тени деревьев. Еще немного, и дорога упирается в реку… Натуральную горную реку, имя которой Кестанты, с довольно сильным течением, камнями и холодной, но чистой водой…
Опять в голове звучит «алярм, что-то не так, мы едем не туда!», но азарт, адреналин и «мужик же сказал ехать направо» оказываются сильнее, и мы решаем штурмовать брод. Снова «щупаю» брод ногами, просматриваю проезд среди камней. Ловлю себя на мысли, что по тому броду, который есть сейчас, не проехал бы даже грузовик, так как водой принесло большие валуны. Сложность была в том, что для проезда оставался коридор примерно в пол метра шириной – слева порог и полуметровый перепад дна, справа валуны. Течение воды сильное, прямо бурлит и клокочет, ходить сложно. Сажусь на мотоцикл, без тени сомнения подъезжаю к кромке воды, и начинаю водные процедуры (да-да, медаль “Слабоумие и отвага” моя). Доехав примерно до середины, понимаю, что немного отклонился в сторону порога. Женя держит мот, и вдвоём пытаемся протолкнуть дальше, попутно убирая крупные камни из-под переднего колеса. Нога скользит на камне, и я немного кладу мопед на бок. Благо, он ложится на сумку, и вся электроника остаётся выше воды. Быстро поднимаем, и выталкиваем. Пройдя самое глубокое место, завел мотор, и выехал на противоположный берег. Заодно помыл мотоцикл.
Опять короткий диалог с ёмким ответом «нормально, едем», и брод штурмует Женя. Я так же страхую и держу мотоцикл, чтоб не завалился. Он берет немного правее, и его протаскиваем чуть быстрее.
Спустя пару километров мы опять уперлись в ту же реку…
Да, Вы правы, в голове уже должен был звенеть Царь-колокол, и заставить нас развернуться. Должно было снизойти озарение, что это явно не Актопрак. Но красота того ущелья, запах тех трав, цветов и общая эйфория безальтернативно сказали ехать дальше. Еще один такой же брод был форсирован, и мы неспеша поехали дальше. На повороте с колеёй, поросшей травой, соскользнул передним колесом, и прилёг набок на травку. Повреждений не случилось, мопед опять лёг на сумку и слайдер. Поднял, поехали дальше. Вы не поверите, но еще через пару километров наш путь опять преградила река. Фигня-война, главное – манёвры…
Техника преодоления уже была отработана, и брод был быстро форсирован. Доехали до заброшенной фермы, чуть дальше неё был дом, тоже пустой. По всем признакам, там уже давно никто не жил. За домом дорога внезапно кончилась…
Мда…
5 минут на осмысление ситуации, и едем обратно. Вновь пересекаем все 3 брода, теперь уже как по накатанной. В какой-то момент неудачно въехал передним колесом в песок, опять прилёг на бочок, двойка подвернула лодыжку, не успев поднять ноги. Проверили ногу, подняли мопед, поехали дальше.
Позже просмотрел эту дорогу на спутниковых снимках, и измерил расстояние – 6,3 км от развилки до фермы, и столько же обратно. На эти 13 км ушло 5 часов.
Доехали до села, подъехали к тому магазину. Я очень надеялся увидеть там того мужика, и выразить ему «благодарность» за указание дороги, но не судьба.
Попили воды, перевели дух, собрались с мыслями, и поехали в Чегем по асфальту через Баксан. Дорога ничем примечательным не запомнилась, и довольно быстро доехали до села Хушто-Сырт, и остановились здесь на ночлег, т.к. уже вечерело, да и устали после приключения. Проезжая по селу спросил у пассажиров лавочки, где можно остановиться, они указали на трафарет через дорогу, возле которого стоял пожилой мужчина, и рукой звал нас. Он оказался хозяином небольшого гостевого дома 43.433532, 43.232151, расположенного прямо у дороги, ведущей к водопадам. Представился Володей. Показал номера, обозначил цену в 500 руб. с человека в сутки. Номера без претензий, но чисто, комфортно. Один номер «семейный» с двухспальной кроватью, еще один вроде на 4 одноместных. Большое фойе, с телевизором, wi-fi, там же стоит большой стол для приема пищи. Сам он с семьей живёт там же, в соседней постройке. Тут же есть магазинчик, в котором можно пополнить запасы провианта и предметов гигиены.
Загнали мотоциклы во двор, хозяин закрыл ворота, скинули с себя экип, и разместились. Горячий душ сделал своё дело, и от дневной усталости практически ничего не осталось.
Насчёт кухни – хозяин принёс нам меню, и рассказал, что в двух километрах от гостевого дома, прямо возле водопадов, у них есть кафе, дочка и зять там работают, и всё, что есть в меню там быстро готовят, и привозят свежее-горячее для постояльцев.
На ужин были заказаны хычины, облепиховый чай, и Женя, кажется, еще лагман взял. Буквально через 30 минут горячая еда была на столе. Да простит меня komendant, но хычины из Учкекена не идут ни в какое сравнение с этими. Эти были просто великолепны)
После ужина я еще долго сидел во дворе, наслаждаясь вкусным, полным горной свежести воздухом, и прокручивал в голове прошедший день. Женя же был замечен за изучением картинок с турэндуро…
Утром пообщались немного с хозяином – спросил, откуда мы, как доехали, куда едем. Услышав про роковой поворот и ту дорогу, он сказал что знает её, и крайне удивлен, что мы вообще там смогли проехать. Рассказал, что даже в советское время там с трудом ходили грузовики до фермы.
Завтракать решили уже в их же кафе под названием «Орлиное гнездо» 43.420088536272864, 43.22018601105807. Поблагодарили хозяина, выкатили мотоциклы со двора. Напоследок хозяин сказал, что всегда рад гостям, и если вдруг мы или кто-то из наших знакомых соберемся остановиться у него еще когда-нибудь, чтоб позвонили заранее, лучше за пару дней (номер 8-938-914-56-81, Володя). Попрощались, и поехали навстречу новым приключениям. Это при том, что на следующее утро Женя должен был быть на работе, а у нас в планах доехать до водопада Абай-Су 43.214843, 43.034755 до которого 35 км по грунтам, из которых 7 км после погранзаставы — тяжелая разбитая дорога, местами переходящая в почти полное бездорожье). И мы в 700 км от дома, а на часах уже 11 часов дня…
За 5 минут доехали до кафе, заказали завтрак. Сели на открытой веранде, с видом на шумящую реку. Вскоре принесли заказ, всё было очень вкусно и сытно, вышло около 400 руб. с человека, наелись капитально.
Абай-Су
После завтрака тронулись дальше, возле Чегемских водопадов и барахолки даже не останавливались. Довольно быстро доехали по грейдеру до Эль-Тюбю, нашли «Город мёртвых» 43.263718, 43.150718. Оставив мопеды внизу, пешком отправились изучать некрополь. Осмотрели, прониклись масштабом видов, открывающихся с возвышенности, и поехали дальше. Подробно описывать некрополь не буду, это уже сделали как минимум Vlant и SLON_RUS. Скажу лишь, что если проезжаете Эль-Тюбю, то обязательно посетите это место.
Быстро проехали Булунгу, и добрались до погранзаставы. Работа и отношение пограничников приятно удивили – проверили документы, и пропустили. За погранзаставой дорога уже похуже. Доехали до мостика через реку 43.210388, 43.055165, где накатанная дорога уходит налево, и, пропустив неприметный подъем правее в горку, поехали через мостик налево. Собственно, как и многие до нас))). Через 200 м. остановились, сверились по карте, и вернулись на правильный путь. После этого подъема дорога стала совсем веселой – местами, на подъемах, пересыпающийся мелкий скальник, местами просто каменистые участки с ямами. Пикантности добавлял крутой обрыв слева, буквально впритык к колее. В случае ошибки с траекторией полёт вниз обещал быть довольно эпичным. Но нам некогда было думать о плохом, ибо всё внимание было на дорогу и урывками на сногсшибательный пейзаж вокруг. Если от Чегемских водопадов до Булунгу было очень мало деревьев, то здесь уже деревьев было много, вдоль реки внизу прямо целые рощи были, а склоны вокруг тоже были покрыты зеленью. Доехали до водопада Абай-Су нормально, без падений. Оставили мопеды внизу, у «дороги», и пошли наверх, к самому водопаду.
Водопад красивый, холодная чистая вода множеством нитей струится с высоты в 72 метра. Дополнительную грациозность ему придают обрамляющие его скалы из столбчатого базальта. Виды вокруг так же очень красивые. Не смог отказать себе в удовольствии освежиться, ибо жара стояла приличная. Залез под струи водопада, и вместе со свежестью получил еще и шикарный массаж – устремляясь вниз капли и струи набирают скорость, энергию, и обрушивают её на тебя. Только ради этого стоило ехать…
От самого водопада тоже открывается красивый вид
У двойки опухла и разболелась лодыжка, решил отправить до погранзаставы с туристами на шниве, т.к. на паре спусков пришлось бы слезать с мопеда и спускаться пешком. Дорога обратно в цивилизацию прошла без эксцессов, разве что моросил легкий дождик, и попали в смену наряда на погранзаставе, пришлось подождать 20 минут.
В 18.30 подъехали к тому же кафе Орлиное гнездо, и решили подкрепиться перед 700 км броском домой. Опять вкусно, по ценам приятно.
Поели, смазали цепи, и в 20.00 стартанули в Таганрог. Ехали без фанатизма, крейсер те же 110-115, примерно раз в час останавливались размять жёппу. В 7 утра были дома. Уставшие физически, но отдохнувшие морально. Это ли не главное в путешествиях?..
К чести компании Yamaha должен отметить, что наши FZ6 проявили себя в таких условиях исключительно хорошо. Не сломались, не капризничали, не подвели, а просто ехали туда, куда нам было нужно, на дорожной резине. На моём сзади стоял Metzeller Z8, спереди Michelin PilotRoad 4, у у Жени оба колеса Pirelli Angel GT.
Поеду ли я еще раз в такие пампасы на FZ6? Безусловно, поеду) уже даже прикинул себе маршрут на август.
Анализируя эту поездку и подводя итоги, хочу сказать следующее – путешествуйте, товарищи. Сейчас, сегодня, на той технике, что у вас есть. Не откладывайте это до лучших времен типа «вот куплю сутенёра/гуся/африку и тогда кааак начну путешествовать». Путешествовать можно на чём угодно, главное – желание. А отправляясь в путешествие на неподходящей для этого технике, вы всего лишь увеличиваете количество приключений, ожидающих вас в пути. И это здорово, ведь приключения и есть суть путешествий.
P/S/ я знаю, что кадры с рекой вызовут у некоторых непонимание, шок, желание назвать меня идиотом — мне пофиг, я художник, я так вижу)))
P/S/S чуть больше фото и видео с этой поездки в моём инстаграм
- 355344
- Гайк Егиазарян
- 3 марта 2022 в 20:47
- 9
- ?
- SquallTemnov
- 6 марта 2022 в 11:05
- ↓
«Лягушки-путешественники!» © — моя двойка. Но, молодцы, реально круто. Для первого первосезонногго дальняка, так и вовсе эпично.
Пропуск оформляется разовый на самой погранзаставе. Для этого нужно каждому иметь при себе паспорт РФ (про заграничные не скажу точно, но вполне вероятно что не пустят). Документы на мот не смотрели. Вся процедура заняла минут 15, сотрудники вежливые. Единственное, спросили в этот же день будем возвращаться, или заночуем в ущелье.
Отличное завершение поста про
Просто понимаю, что с дрыней нет смысла сравнивать, на нем не замечаешь смену дорожного покрытия на любой скорости.
Не откладывайте это до лучших времен, тут соглашусь полностью, в свой серьезный дальняк я поехал на DRZ400, но мне на нем не хватало скорости, для путешествий взял себе FZетку, но вот толи у меня такие ощущения толи надо спросить вот у вас. На грунтовке у меня постоянно возникает ощущение, что он сейчас куда-то «уплывет» скорсть падает порой до 20 км/час. Как у вас с этим?
Просто понимаю, что с дрыней нет смысла сравнивать, на нем не замечаешь смену дорожного покрытия на любой скорости.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (13)
RSS свернуть / развернуть