Блог им. kes → Мини тур по крепостям и фортам 2019.

Здравствуйте! Появилось время, решил запилить пост о прошлогодней поездке, по маршруту Дмитров-Псков-Изборск-Печоры-Питер(Шлиссельбург, Кронштадт)-Великий Новгород-Дмитров.

Изначально, я планировал(да, именно планировал, чего никогда не делал) проезд по маршруту, который добавлял после Питера заплыв на остров Валаам, Карелию, остров Кижи, Соловки и далее до Мурманска, с заездом в Териберку. И она обратном пути заезд в Великий Новгород и потом уже домой. Получалось около 6000км.Интересовали крепости, кремли, монастыри, церкви и другие старые сооружения.Всё было посчитано, спланировано, телефоны всех заводов-пароходов выписаны, но всё пошло немного по другому. Надо было свозить детей на юга, потом уже о себе думать. В итоге, маршрут был обрезан более чем наполовину. Прилетев с югов и пробыв дома аж целый день, стал собираться в дорогу. Собрал вещей в пакетик и направился в гараж. Домашние удивились, спросили, куда я собрался. Ответил, что тут недалеко и я на недельку. Потом поведаю, почему не сказал, куда еду.
Итак 10 июня, 6 утра, погода отличная. Выезжаю. Поехал по М9. М10 уже надоела, да и мне по ней возвращаться, а по одной дороге за одну поездку ездить не интересно. Дорога-ничего особенного, только в Ржевской области наводят грусть оранжевые щиты с указанием, сколько людей сложило тут головы во время ВОВ. И грустно и страшно…
После Великих Лук, заехал на АЗС, стоит Гусь, увешан кофрами и баулами, всё как полагается. Номера корейские. В кафе сидит пилот, корейской наружности, перекусывает. Пообщались на интернациональном языке, он едет из Кореи в Европу, в шоке от наших дорог и придорожного сервиса)) Сегодня, говорит, надо доехать до Риги. Я рассказал про свою прогулку(по сравнению с ним, это так и выглядит). Пожелали друг другу удачи, он говорит-обязательное селфи, фотки ищи в моём блоге(блог не нашёл, да и там наверное, всё по корейски) и помчали.

До Пскова домчал без приключений. Дневной пробег 720 км. В Пскове, если кто не знает, находится много частей ВДВ. Перед въездом, справа, как раз одна из них. Именно от туда ушла в Чечню 6 рота 104 полка 76-й дивизии ВДВ, которая почти вся там погибла. Недавно была годовщина этого печального события. Там же установлен памятник ей.

Городская стелла через 300 метров.

Во время фотосессии обнаружил две плохие новости. 1. От того, что телефон висел на руле и позитивно вибрировал, накрылась основная камера, изображение плывет и чего то там трещит и греется при включении. И далее, все фотки на себяшечную камеру.
2. Я потерял отражатель на поворотнике, от тех же вибраций на наших качественных дорогах.
Поругался немного и поехал к месту ночёвки. А разместиться я решил в новом для себя формате. Хостел. Всегда ночевал или в палатках или в гостиницах, в общагах ещё нет(студенчество не в счёт) Хостел я забронил перед выездом. Приехал и был очень приятно удивлён. Всё чисто, просторно, кухня-вообще шик! Есть где мотик паркануть под камеры.И стоит косарь в сутки, с завтраком. Завтрак можно заказать на выбранное время. В общем, реклама-Хостел 60))
Разместился, помылся и собрался в магаз за едой и обмывкой. Оп! В коридоре мотоботы, на парковке мотик под чехлом. Хорошая компания не помешает. Вернулся из магаза, на кухне +1 мотоциклист. Познакомились, обмыли это дело. Позже подъехали его друзья на машине, едут в Норвегию, здесь только ночёвка. Там же, на кухне познакомился с девушкой(об этом тоже чуть позже) Пошли в кафе и дальше обмыли знакомство и приезд. Позитивные парни! Так закончился этот день.
Весь следующий день был посвящён знакомству с Псковом. Куда ехать? Конечно же кремль, по другому Псковский Кром. Монументальное сооружение, сделано по всем тогдашним правилам фортификации. С одной стороны река Пскова, с другой река Великая. Приехал к самому открытию, на входе купил брошюру и пошел бродить и сразу читать про то, что вижу. Экскурсовода конечно не заменит, но тоже неплохо) Обошел весь кремль изнутри, залез на стены там где это возможно, и обошёл его снаружи. Мощь! Везде ведутся реставрационные работы, но осмотру это не мешает.

Погуляв по кремлю, поехал смотреть ещё одну его часть. Гремячая башня. Когда то была соединена с кремлём. Состояние её оставляет желать лучшего.

Далее поехал смотреть ещё одну часть. Окольный город. Тоже часть крепости, образовалась во время последнего расширения кремля. Вообще, когда смотришь схему города, как оно было до… офигеваешь от масштабов всей крепости.

Дальше переехал ещё к одной части старого города. Средний город. Остатки башен и часть стен.

Также заехал в Мирожский монастырь и зашёл в Спасо Преображенский собор, посмотреть уникальные фрески 12 века, которых нет больше нигде. Фрески хорошо сохранились и за ними следят. Особенно бабушка на входе, которая зашипела на меня, чтобы я быстрее закрывал дверь на улицу. Фрески не фоткал, вдруг бабуля заругает)) Посмотрел и поехал дальше. Сам монастырь маленький, рядом парк.
Далее решил прокатиться за город.Посетил ещё один монастырь, а именно Снетогорский. Стоит на горе, вид от туда красивый. Погулял, посмотрел и поехал к памятнику Александру Невскому. Заезжал прямо к памятнику по тропинке, на моём мопеде тот ещё атракцион.

Спускался от памятника уже по нормальной дороге. В город поехал не тем путём, что заезжал. Дороги в Пскове заслуживают отдельного упоминания. Я в некоторых местах тошнил на 2 й передаче, так всё раздолбано. А местные носятся, привыкли наверное. И вообще, в городе очень много старых заброшенных домов( даже 300 метров от кремля) Двоякие впечатления от города. В общем так почти прошёл день, я вернулся в хостел поужинать. Я упоминал девушку, с которой познакомился на кухне. Там мы встретились и продолжили знакомство и решили погулять по вечернему Пскову. Прошлись по набережной с другой стороны кремля, посмотрели Ольгинскую часовню, дошли до Гремячей башни и других интересных мест.

Прогулка затянулась до часа ночи, мы чуть не попали под ливень, но успели добежать до крыльца хостела. Так закончился ещё один день.
Следующий день я посвятил посещению Изборска и Печор. От Пскова недалеко. 32км до Изборска, еще 15 до Печор. После вчерашнего ливня я был не уверен в хорошей погоде, но обошлось, свежо и солнечно. Выехал рано, чтобы успеть всё посмотреть, а смотреть было на что.Изборск -один из древнейших городов упоминаемых в летописях. Так гласила брошюра, купленная на входе в сувенирном развале. Снова ходим, смотрим, читаем) Фотки не очень, так как сделаны в раскоряку, через селфи камеру. Но для меня главное- мои личные впечатления.

Облазил всю крепость, все стены и башни, залез в подземный ход, обошёл крепость снаружи и направился к Словенским источникам. Идти километра 1.5, но с горочки. Купил баклажку для чистой родниковой воды. Места там очень красивые и какие то спокойные. Источники бьют из известняковой стены в разных местах, вода стекает в озеро.

Посидел немного, полюбовался красотами, набрал водицы, напился её же вдоволь и пошёл обратно. В горочку идти как то не очень) А пошёл я на кладбище! Целью был Труворов крест. По легенде, под ним лежит Трувор младший брат Рюрика. В 862 году Трувор командовал Изборском. Может и врут, но крест и вправду древний.

Вид на озеро от кладбища.

Закончив с Изборском, прыгнул на мопед и помчал в Печоры. Мчал не долго. Только заехал, Мегафон поздравил меня с прибытием в Эстонию. Граница то вот, за забором)

Печоры. Основание 1472 год, так снова говорила купленная брошюра. Собственно интересовал не посёлок, а Печорский монастырь. Он же и крепость, благо стены и башни имеются. Снова пошел ходить, смотреть и читать. Но вдобавок, после самостоятельного изучения, я решил ещё и экскурсовода взять. Так как, без него не спуститься в подземные пещеры( от них и пошло название) и не посмотреть захоронения. Здесь уже ходит куча народа, в отличие от Изборска. Место паломническое. Экскурсовод провела небольшую экскурсию, и передала нашу группу из 4х человек монаху, который выдал нам свечки, сам вооружился фонарём и повёл нас в пещеры. Сам храм находится над пещерами, с которых всё и пошло. Пещеры довольно длинные, но не глубокие. Есть подземная церковь и очень большое количество захоронений. Знатных людей хоронили путём замуровывания гроба в стену. Пробурили в известняке отверстие, туда гроб, сверху керамическую табличку(керамиду). Простых монахов братьев, хоронят в братской могиле. Монах отодвинул икону большую, а там дверь в большое помещение. И там один на одном лежат гробы вповалку. Нижние уже сгнили и развалились под тяжестью верхних, сверху свежие. Жуть! Но в целом, всё интересно и познавательно. Вышел из пещер, набрал водицы вкусной, опять же напился её и пошёл на выход.

После осмотра купил магнитиков на сувениры и поехал обратно в Псков. Ибо день уже заканчивался. В хостеле поужинал, встретился с Алёной и мы забронировали вместе места в хостеле в Питере. Она тоже держала путь туда, но на поезде. Вечером заселились ребята из Беларуси, ехали в Питер на слёт клуба Хулиганы. Тоже очень весёлые и позитивные ребята! Мотоциклисты, наверное, другими и не бывают)). День закончился вечерней прогулкой по Пскову, плавно перетекающей в ночную)
На следующий день встал, собрался и покинув гостеприимный хостел, направился в Питер. Сам Питер уже обсмотрен и объезжен множество раз. А вот Шлиссельбург, точнее, крепость Орешек в нём и Кронштадт с его фортами я не видел. До Питера доехал быстро, досаждали только многочисленные ремонты на трассе после Пскова. Доехал то быстро, а вот в самом Питере- засада полная. Даже для мотоциклиста. Пробки чумовые. Дополз до Невского, от площади Восстания 300 метров. Нашел хостел,(хостел оказался «пожиже» чем в Пскове, но и цена-копейки)заселился, мыльно-рыльные процедуры и я снова готов к новым приключениям. А приключения только начинались, так как позвонила бывшая тёща и сообщила «радостную» весть) Моя бывшая супруга едет в Питер, меня искать. Зачем только, непонятно. Матушка моя раскололась ей, где я буду, с днём только не угадала) (теперь вы поняли, почему я не говорил домашним, куда я еду) Но эту весть я задвинул, и поехал прокатиться по Питеру. Освежить память. О чём сразу пожалел. Пробки, мать их ети!

Катнул немного и вернулся обратно в хостел. Поставил мот во дворе колодце. Алёна уже приехала на поезде и мы пошли гулять пешком.

Ходили довольно долго, обошли все центральные достопримечательности, уже стало темнеть. Тут звонок, от бывшей супруги. Типа я знаю, что ты в Питере, я тоже тут, надо встретиться. А давай!!! Алёна благоразумно сбежала в кафе на Невском) Встретил супругу, тут начался дождь. Я сделал такую вещь, опасную просто) Пришел в кафе, посадил супругу за стол к Алёне, знакомьтесь, это моя подруга, вам будет о чём поговорить) Сам сел рядом и стал делать то, что делают мужики, когда их всё зае… т. БУХАТЬ! И всё прошло как нельзя лучше! Они мило беседуют, я накидываюсь. Посидели, дождь закончился, уже ночь, пошли дальше гулять.

Отправили супругу на такси в её гостишку(метро уже закрылось) и сами спать. Так «весело» прошел этот вечер.
На следующее утро вновь ранний подъём, перекус, и я помчал в Шлиссельбург. Примчал аж в 9.20. Пароходы ходють с 10. Подождём. Касса открылась, взял билет и на палубу. Тут ещё погода стала портиться, ветер поднялся. Но с палубы я не ушёл, я же почти морской волк!) До крепости 10 минут и мы причаливаем. Снова касса, обязательная брошюра с историей и описанием, магнитики, и на осмотр. Попробовал присоседиться к экскурсионной группе на халяву, не получилось)) Меня тут же спалили и вежливо попросили.Буду сам просвещаться.
Памятник Петру 1 у пристани.

Описывать здесь всю крепость, просто бессмысленно и очень долго. Можно пару постов запилить. Основана она была в 1323 году и много раз перестраивалась. Почти 100 лет была под Шведами и называлась Нотеборг. Долгое время крепость служила тюрьмой. Во время ВОВ она очень сильно была разрушена, что можно и сейчас видеть на фотографиях. Я обошел все закоулки, в тюрьму сходил, залез на стены прогулялся. И в завершении обошел её снаружи. Очень интересно. В общем-езжайте и смотрите и читайте!

Посещением крепости я остался очень доволен, но сегодня, в планах было увидеть что нибудь в Кронштадте. Предварительное изучение информации в интернете было не утешительным. Много фортов закрыты для посещения и находятся под охраной, или вовсе в частных руках. Но всё равно-едем смотреть. А ехать на противоположную часть Питера. КАД ехал нормально, и я быстро оказался в Кронштадте. Сразу поехал к пристани, но пароход ушёл. Следующий, через час с копейками. Пойду смотреть Никольский Морской собор и окрестности. Никольских Морских соборов вроде два, один в самом Питере, другой здесь. Собор очень красивый. И снаружи и внутри. Очень красивые росписи. Всё только новодел, реставрацию закончили в 2013. И ещё один минус-много туристов) Мои кривые фото, на селфи камеру, всей красоты не передадут. Погулял по собору, по площади, прокатился по самому городу(посмотрел знаменитое чугунное покрытие на мостовой и даже на дороге) и направился опять на пристань.

На пристани, еле успел на очередной пароход до фортов. Уселся, несмотря на ветер, на верхней палубе. Надо же всё максимально увидеть самому. Кэп, как он сказал, сам бывший служивый. Он же, по совместительству, и экскурсовод. Очень интересно рассказывал по матюгальнику про любой мол, форт или гавань. Всю историю, кто строил, в каком году, почему так называется. Даже брошюрку читать не понадобилось) Фортов там, как грязи, и за одну поездку просто нереально их все посмотреть. И как я понял, у них там конкуренция. Одни возят на одни форты, другие, соответственно на другие. Чтобы всё это посмотреть, нужно много времени и финансов. Но оно того стоит.Высадились мы только на форт Граф Милютин. Рассказали историю его создания. Погуляли минут 20 (и то, во внутренние помещения полез один я) и обратно на судно. На обратном пути-не менее интересный рассказ, показ. Очень понравилось и я определённо туда вернусь!

В общем, такими отличными впечатлениями закончился этот день. В хостел вернулся уже по тёмному. Гулять никуда не пошли, да и погода испортилась, дождь стал накрапывать. Просидели на кухне до 2х ночи, протрепались) На следующий день план был таков- сгонять в Ивангород( 120 км от Питера) посмотреть Ивангородский замок. И хоть одним глазком увидеть Нарвский замок, он стоит по другую сторону реки, но уже за границей. Однако, забив в интернете запрос, увидел информацию про пропуск. Город то приграничный, и нужен либо пропуск, либо наличие загран паспорта. Паспорт, я естественно, не брал с собой. Вот это облом! Хорошо, что посмотрел. Так бы прокатился под дождём, ибо погода совсем испортилась. Решил-встану утром, если дождь, то валю из Питера!
Поспал 4 часа и встал очень рано. Утро встретило отвратительной погодой. Пасмурно и льёт дождь. Решил ехать в сторону дома, но с обязательным посещением Великого Новгорода, даже если и там будет дождь. Собрался быстро, нацепил все средства защиты от дождя. Выезд из города по обязательной пробочке из за ДТП, в которой видел странного мотоциклиста. Стоит под дождём вместе со всеми. Километров через 100 дождь стал заканчиваться, ещё через 50, я снял дождевик и ещё через 50, я при солнышке въехал в Великий Новгород.

В городе решил нигде не останавливаться на ночёвку. Посмотреть кремль и окрестности и потом до упора ехать к дому. Ехать ровно 500 км, по такой дороге просто ни о чём. Поехал сразу в кремль.
Новгородский кремль(Детинец) первая запись в летописи 1044 год. Как я его назвал-самый кремлёвый из кремлей! Красный, кирпичный)) Сделал всё как всегда, сувенирный развал, брошюрка и вперёд, на стены. Ходил долго и основательно.

Вышел из кремля и познакомился с местной представительницей прекрасного пола)) Просто не смог пройти мимо!

Ещё прогулялся.

В общем, в Великом Новгороде я посетил практически туристический центр. В принципе, всё там и расположено. Есть ещё пара монастырей небольших, но так как я не собирался ночевать в городе, то не поехал. Выехал из города, на ближайшей нормальной АЗС залил коня, заправил себя энергетиком и гамбургером(ЗОЖники привет!), «Немного» передвинул чехол от мотика на багажнике, и открутил на все деньги в сторону дома.(ДПС и камеры тоже привет!) Не сторонник нарушений, но ехать ночью мне не хотелось, поэтому, хотел успеть приехать до полной темноты. Успел. 500 км пролетели быстро и без ЧП. И вот я в родном гараже.Выгреб из кофра кучу брошюр и магнитов) Поездка получилась небольшая, всего 2300км. Зато запомнилась морем новых впечатлений и знакомств! Как то так…