Блог им. ixelg → Регион 64 #Краеведение - Часть 3. Край земли и дальше.

Привет, Байкпост.
Представляю вашему вниманию финальную часть повествования о 3-х недавних поездках по Саратовской и Волгоградской областям общей продолжительностью около 1200 км.

Первая часть: Даниловский каньон, Утес Степана Разина, Меловое.
Вторая часть: лесные озера, Медведица, мосты и пляжи.

Внимательный читатель без труда определит, что речь сейчас пойдет о самой дальней и длительной поездке из моей трилогии.

В этой части о путешествии к краю земли, о поисках парома, подвесного моста, уцелевших древних немецких (и не только) сооружений, преодолении барханов и о «пизанской башне Саратовской области»!

Фото, координаты и описания чекпоинтов, треки и прочее под катом.

Вообще, эта поездка должна была быть короче. Выехав из Саратова в Энгельс по старому саратовскому мосту, я направился на юг по левому берегу Волги. Первое место, где я съехал с асфальта ради потенциально красивого фото, был мост через реку Тарлык, которая перед впадением в Волгу становится широким заливом:

Весной, еще до начала сезона, на этом направлении я поставил дальнюю крайнюю точку. После этого, начался поиск интересных мест по пути, таких, как эта лютеранская кирха 1907 года постройки в немецкой колонии Альт-Варенбург (основана немецкими колонистами в 1767 году):

Тогда Варенбург, а теперь — Привольное, куда я и съехал с трассы в поисках этого, пока еще сохранившегося, памятника немецко-латвийского зодчества.

Следующим промежуточным пунктом было село Ровное, где я заправился и посетил новенькую симпатичную стелу «ЭТО МОЯ ВОЛГА»:

Около стелы есть скамейка для отдыха и любования на волжские просторы. Так же в Ровном, в 500 метрах от этой стелы, можно найти памятник арбузу — это, собственно, арбуз около метра в диаметре на постаменте, который находится внутри пешеходной зоны.

Но любоваться волжскими просторами и утесами правого берега здесь можно почти в любом месте, где дорога подходит достаточно близко к воде, например, здесь, недалеко от села Красный Яр:

Напротив, на правом берегу, находится утес Степана Разина, посещенный в первой части.

Около этого села, отделенного от трассы 10-ю километрами отвратительной настоящей турэндурной дороги, я оказался не случайно. Неподалеку от него находится урочище Кустаревские Пески, которое я хотел посетить. С песчаной дороги на вершине холма открывается такой вот вид на Волгу, острова и протоки между ними:

Та часть урочища, которую я посетил, оказалось симпатичным леском на песчаных холмиках. Через некоторое время дорога уперлась в шлагбаум, и я, помня сколько еще запланировано проехать, не стал спорить и отправился обратно дальше.

Из села Красный Яр я проехал по хорошей грунтовке с отличным видом:

до села Иловатка, откуда вернулся на трассу и поехал проверять на местности наличие найденной на картах noname-АЗС. АЗС, как ни странно нашлась, и даже работала (хотя таких древних колонок я даже по 90-м не помню).

И вот он, край земли! Мыс, на котором я оказался, с трех сторон окружен водами волгоградского водохранилища (28 мм эквивалентного фокусного телефона странно все это передали):

Помимо цели посещения мыса, сюда я приехал посмотреть на паромную переправу, в наших краях редкое явление (так же неподалеку имеются Потемкинский пруд). Но увы, по словам работницы ближайшей заправки, уже пару лет паромная переправа не работает. Подъехав на место, где швартовался паром, я обнаружил лишь бетонные обломки в воде. Теперь, чтобы попасть в Волгоград, придется сделать крюк в 200 с лишним километров через Палласовку (или вообще возвращаться в Саратов). Но какие-то навигаторы, видимо, по-прежнему прокладывают маршруты через это место, так как по пути я встретил газелиста, который пытался попасть в Волгоград, но не знал о закрытии переправы.

Паром должен был стать крайней точкой маршрута, но за несколько дней до выезда я решил посмотреть, что же еще находится неподалеку и все заверте обнаружил целую кучу интересных мест. Да и вообще, зачем возвращаться той же дорогой через Ровное, когда можно вернуться совершенно другой через Красный Кут. А лишних 120+ км до него на северо-восток обещали стать очень интересными.

Заправившись в Старой Полтавке, отправился в поисках следующих точек в село Верхний Еруслан. Сначала к старому мосту (год постройки 1928) через реку Еруслан:

Это был мост двойного назначения: помимо основного предназначения, он служил плотиной для небольшой гидроэлектростанции, которая обеспечивала село электричеством.

А затем к хорошо сохранившейся лютеранской кирхе в неороманском стиле на 1000 человек 1898 года постройки:

Во времена постройки церкви здесь была немецкая колония Гнадентау.

Вскоре я выехал из села, переправился по мосту через реку Еруслан в районе Салтово и отправился в сторону села Дьяковка. Мой путь лежал мимо еще одного уникального памятника природы Саратовской области — редкого леса среди степей, Дьяконовского леса, где по описанию водятся «зайцы, лисицы, волки, кабаны, косули, лоси». Свой маршрут я проложил по дороге, проходящей по юго-восточной части леса. Судя по описанию геокешеров, проехать по этим дорогам можно чуть ли не на пузотерке. По факту, почти вся дорога, вдоль по которой я проехал, представляла собой глубокий сухой песок, испещренный следами диких зверушек. Лишь иногда песок переходил во что-то грунтовое с травяной порослью, напоминавшей о близости воды.

Как только начинается мало-мальское эндуро, я забываю о фото-видео и начинаю преодолевать. Поэтому, о песчаных холмиках, поросших чахлой травой барханах осталось только такое напоминание с экшен-камеры:

На преодоление 12 км по лесной дороге с перекурами перерывами ушел почти час. Мои навыки перемещения по песку существенно выросли.

Выехав на сельскую дорогу Дьяковки, я отправился к самому настоящему подвесному мосту!

Размялся, пройдясь пешочком на другую сторону Еруслана и обратно, устроил небольшой привал, усевшись на край моста.

Моя поездка близилась к завершению исследовательской части. В селе Логиновка, расположенном недалеко от Красного Кута, еще издалека, с дороги, виден Храм во имя Казанской иконы Божией Матери:

Храм построили в 1857 году деревянным, а в начале 20 века начали обкладывать кирпичом, но работы так и не были завершены. Краеведы пишут, что в народе храм называют «пизанской башней Саратовской области». Одновременно со мной посмотреть на шпили храм приехали еще двое парней на микроавтобусе. Они пошли внутрь смотреть сохранившиеся фрески, а я отправился дальше.

Последней точкой маршрута было Лебедевское водохранилище, к которому я подъехал со стороны водосброса:

К этому моменту я уже несколько подустал, и поленившись искать подъезды к воде, отправился на трассу до Саратова.

Трек поездки (исследовательская часть).
И статистика:

ps хочу поблагодарить VladXT660 за идею написания краеведческого поста, да и за заглавными фотографиями пришлось специально проехать 130 км :)