Блог им. Romanfrost → Поездка в Монголию в 2016 году
Отчет о поездке в Монголию на мотоцикле 2016
В последний день перед выездом, как и у многих в таких случаях, у меня ничего не было собрано, поэтому я серьезно нервничал. Наконец к полуночи многочисленное барахло было загружено и посмотрев на мотоцикл, я подумал что так невозможно ехать. Не выспавшись, в половине шестого утра выезжаю из дома.
День 1
Не успел я проехать и 10км, как начались первые трудности-на заправке мотоцикл не держался на подножке и переваливался направо, после заправки меня ждал другой сюрприз, густой туман не позволял разогнаться, да еще капли воды оседали на очках, и их постоянно приходилось протирать. За городом в некоторых местах ведется ремонт дороги, вкупе с туманом это придает движению остроту и напряженность, что же будет дальше. Из-за тумана перчатки подмокли и руки начали мерзнуть, периодически останавливаюсь и отогреваю руки, держа их около цилиндра. Но вот поднялось солнце, туман сошел, и ремонтируемые участки закончились, я отогрелся, и повеселевший двигаюсь дальше. Тут следует заметить, что еще не раз в пути обстановка будет меняться от мрачной до наилучшей и наоборот. По преодолении около 200км, замечаю что перестала идти зарядка на навигатор. Приходится останавливаться, выясняется, что причиной стала поломка микросхемы зарядного устройства, от вибрации отломились два микроэлемента. Ставлю резервную зарядку и снова за руль. Из-за вышеперечисленных заморочек и других мелочей, до пропускного пункта Верхний Ульхун доезжаю в начале четвертого, а не до обеда как планировал. Перед въездом на пропускной пункт меня остановили пограничники и потребовали пропуск на нахождение в приграничной зоне, а я о нем ни сном ни духом, но пропустили. Границу переходил в гордом одиночестве. Процесс перехода ничего особого не представляет, разве что на нашей стороне пришлось снять с мотоцикла весь багаж для досмотра. На монгольской стороне при проверке документов меня уговаривают поменять рубли на тугрики по курсу 1 к 31, вежливо отказываюсь, и правильно, позже в Хаан банке поменяю деньги по курсу 1 к 36.Весь переход занял примерно полтора часа, и вот наконец заветная печать поставлена, и я со смешанными чувствами уже еду по Монголии. С одной стороны я легко перешел границу и уже в Монголии и можно радоваться, с другой я в не очень цивилизованной стране совершенно один и поэтому как-то, мягко говоря, очково. Кстати, асфальт кончился на российской стороне, и появится он только в Ондерхане. Доезжаю до первого населенного пункта, это поселок Баян-Уул, ничего примечательного, разве что кроме домов есть еще юрты. Отъехав от поселка пару км съезжаю с дороги и встаю на ночлег на опушке леса на небольшой сопке. Ставлю палатку, грею воду на примусе, занимаюсь другими бивачными делами. Ну вот я поужинал и уже залез в спальник, отрубаюсь мгновенно
День 2
Просыпаюсь и первым делом проверяю на месте ли мотоцикл и все стальное, но ничего не пропало, уже хорошо. Готовлю завтрак и попутно собираю барахло по рюкзакам. Стартую с часовым опозданием, слишком долго провозился с укладкой и закреплением багажа. Для тех кто соберется в подобное путешествие это важный нюанс, потому что, например сначала примус, кастрюля, зажигалка были в трех разных местах, и уже в пути, а не дома, я разложил все как надо. Вернемся на дорогу, вчера я, оказывается, совершил первую навигационную ошибку и уехал южнее, насквозь поселка, а надо было в поселке за мостиком через реку повернуть направо. Проезжаю около 30км, и со мной происходит небольшое происшествие, во время движения
я столкнулся с быком. Дорога по которой я ехал не была основной, то есть там была основная отсыпанная гравийка, она неровная, поэтому монголы накатали справа слева от нее по три-четыре полевых грунтовки. По одной из таких грунтовок я в этот момент и ехал. Дорога пошла на возвышение, и я привычно решил разогнаться заранее. Вылетаю с подъема на ровное место, а там стадо коров лежит, они меня пугаются и начинают разбегаться, я же даже испугаться не успел, инстинктивно нажимаю одновременно на рычаги сцепления и тормоза, и педаль заднего тормоза. Один из быков был справа от меня, но почему то побежал в мою сторону, с ним я и столкнулся. В момент столкновения бык был поперек дороги, я ухожу как могу влево, первым удар принял клюв мотоцикла, слышу как он хрустнул. Дальше весь правый бок мотоцикла и мое бедро ударяются о бок быка, он пробегает вперед, а мотоцикл оставшись без опоры резко падает вправо. Слетаю с мотоцикла и пролетев метра 3 делаю кувырок на земле. Встаю и в растерянности начинаю себя ощупывать, вроде цел, бегу к мотоциклу. Из бака закапал бензин, по автомобильному выключаю зажигание, снимаю с мота большой рюкзак, иначе его не поднять. Наконец поднимаю мотоцикл и ставлю на подножку. Осматриваю, клюв треснул, стекло правого зеркала разбито, руль немного погнут, багажник перекосило вправо вниз. Защита рычагов руля и боковые дуги сделали свое дело, а лучше бы не пригодились. Главная потеря, это то, что сломался навигатор, закрепленный на руле. В голове мелькнула мысль о возвращении домой, решаю доехать до Ондерхана, а там уже определиться что делать дальше. Радуясь, что цел, еду дальше, но настроение испорчено. Как раз в обеденное время оказываюсь в Батнорове, здесь я меняю деньги, заправляюсь и обедаю. В местном Хаан банке, который внутри очень похож на наш сбер, я обменял 10т.р. на 360т.тугриков. На заправке мне даже не пришлось слезать с мотоцикла. На выбор 92,95 и ДТ,92 стоит в среднем 50 рублей. На обед у меня было что то наподобие плова, порция как на двоих, но стоит 140р. Сделав несколько фотографий в местном парке, отправляюсь дальше. По дороге до Ондерхана ничего примечательного не вижу, зато работы за рулем хоть отбавляй. Но вот вдалеке вижу очертания города. Желая поскорее попасть в город, скачу по кочкам без разбора, и вдруг слетает цепь. Хорошо хоть слетела просто, по велосипедному, а могла бы заклинить и порваться. Ставлю цепь на звезды, проверяю багаж, можно ехать дальше. На месте вынужденной остановки удивляюсь бесчисленному количеству сусликов и их норок. В Ондерхане появляется асфальт, здесь уже много капитальных зданий, есть отель, детские и спортивные площадки. Мне нужно принять решение, куда ехать дальше, либо по намеченному маршруту на юг к пескам Хонгорын Элс, либо по запасному в Улан-Батор. В свете событий прошедшего дня принимаю решение ехать в Улан-Батор. До темна было часа три, и я решаю еще немного прокатиться. На выезде из Ондерхана на обочинах дороги расставлено множество статуй символических животных, дальше появляется арка с надписями и двумя всадниками. Оказывается, где-то поблизости родился Чингис Хан, и все эти знаки в его честь. Тем временем начало смеркаться, а я до сих пор не определился с ночлегом. В поселке Мёрен сворачиваю к придорожному кафе и зайдя, сходу спрашиваю у хозяев можно ли переночевать. Получаю положительный ответ и вот уже ужинаю и пытаюсь разговаривать с хозяевами забегаловки. Ночую в отдельной комнате на кровати без белья и не раздеваясь, моциль в ограде за кафе.
pp.userapi.com/c836128/v836128252/32ff/TlcZ2LXxT2A.jpg
День 3
Утром завтракаю, обслуживаю мот, фотаюсь с хозяевами кафе, прощаюсь и выкатываюсь на дорогу. Первые примерно 30км дорога усыпана ужасными выбоинами, мне на мотоцикле конечно попроще чем водителям авто, но все равно через некоторое время сворачиваю на накатанную рядом грунтовку. Наконец она сворачивает на трассу, значит плохой участок закончился и я снова на асфальте. В обед оказываюсь в Баганнуре, городок небольшой, но не бедный, здесь неподалеку добывают уголь. Почему то решаю приготовить обед самостоятельно, для этого останавливаюсь около стеллы на выезде из городка. Пока готовлю, мне пару раз сигналят проезжающие машины. Обедаю на фоне гигантских развалов земли угольных разработок. Перед очередным перевалом попадаю под дождь, но не на долго минут на 10. На вершине перевала вижу большое обо и сворачиваю к нему. Рядом с обо куча из костылей и оплеток рулей авто, это монголы бросают, наверно чтобы скорее выздороветь и не попадать в дтп. Мне туда бросить нечего, фотаю это дело, и в путь. На спуске вижу долину, позади которой красивый горный хребет, любуюсь, фотаю, еду дальше. Но дальше становится ещё интереснее, передо мной во всей красе предстает статуя Чингис Хана на коне, к слову, самая большая конная статуя в мире. На въезде к парковке у памятника мне навстречу попались два вело байкера из России, но познакомиться и поговорить не удалось, ребята видимо торопились и укатили в сторону У.Б. Я же решил поближе рассмотреть грандиозное сооружение. Вход стоит 200р. В здании, которое является основанием статуи, расположены подобие музея, ресторан, две дорогие сувенирные лавки. В гриве коня имеется небольшая смотровая площадка, попасть туда можно по лестнице и на лифте. Но сам вид с площадки мне показался скучноватым. Спускаюсь и иду к дюжине статуй воинов-всадников, расположенных у парковки, фотаю их тоже и возвращаюсь к мотоциклу. До У.Б. остается 50км, решаю доехать до города и проехав его насквозь, заночевать на западной окраине где-нибудь в хостеле. На въезде в город проезжаю через пункт дезинфекции транспорта, тут нужно проехать по большому ворсистому куску ткани, намоченному каким то раствором. Такие пункты расположены на въездах в крупные населенные пункты. Окраины У.Б. это сплошная тех.зона, где шиномонтажки, металлобазы, кожзаводы и разные склады. Покупаю местную симку, оператор мобиком. Центр начинается как-то сразу, появляются и транспортные пробки, хоть и время уже вечернее. Путь в другой конец города занимает у меня два часа, езда в пробках незнакомого города на груженом мотоцикле та ещё веселуха. Подрезать или перестроится из одного края в другой обычное дело, но за два дня видел всего одну небольшую аварию. Когда на часах уже было начало девятого, а на приборке указатель выдал температуру масла 98 градусов, решаю передохнуть от нудной езды и сворачиваю на парковку какого то супермаркета. А пробки к этому времени все-то никуда не делись. На парковке спрашиваю у монгола, сидящего в машине, о ближайшей гостинице или хостеле. Сам он не знает, но подзывает проходящую мимо молодую пару, оказывается они знают где поблизости есть дешевая гостиница и готовы меня туда проводить. Пешком идем к гостинице вглубь спального района, сам бы я её во век не нашел. За небольшой номер до утра попросили 550р., выбора нет, но вот незадача, куда поставить мотоцикл? Под гостиницей есть магазин, а в подвальчике гараж, в итоге с хозяйкой магазина договорились поставить мот до утра, еще она мне приготовила бууз. Такая вот импровизация при поиске ночлега в незнакомой стране. Сытый и довольный пишу эти строки.
pp.userapi.com/c836128/v836128252/331d/z3__hcxMsNE.jpg
pp.userapi.com/c836128/v836128252/3363/LVo6prGlct0.jpg
pp.userapi.com/c836128/v836128252/37e6/_yR584IbYZM.jpg
pp.userapi.com/c626223/v626223252/33065/oj34n42f4gU.jpg
pp.userapi.com/c626223/v626223252/33079/7DfZPqUCe58.jpg
pp.userapi.com/c626223/v626223252/33083/eHq46PbHeUQ.jpg
pp.userapi.com/c836130/v836130252/2ae0/ddsJvk7ZcWs.jpg
pp.userapi.com/c836130/v836130252/2a90/Hphxo7IeFGM.jpg
День 4
С утра пораньше быстро смазываю и подтягиваю цепь и за руль к Хархорину. Но не все так просто, выезд из города на нужную дорогу нахожу после часа нарезания кругов. Небольшой совет: если будете спрашивать у местных как выехать на дорогу к Хархорину, уточните что едите далеко, за 360км, а то в городе есть то ли ресторан, то ли что то еще под тем же названием. Наконец выезжаю из города, и начинаю наматывать километры. До Хархорина асфальтовое покрытие хорошего качества, расстраивает наличие в населенных пунктах по 4-6 лежачих полицейских, по 2-3 на въезде и столько же на выезде. Едешь себе осматриваешь поселок, и тут вдруг в последний момент замечаешь этого гада, а предупреждающих знаков нет. Размеры этих стражей скоростного режима достигают 20 см в высоту, а заканчиваются они обычно параллельным дороге бордюром, даже на моте не объедешь. В той части Монголии, где я еду, периодически в придорожных канавах вижу останки скота, на самом деле ничего страшного, кроме неприятного запаха в этом нет, и для Монголии это обычное дело. На обочинах много рваных покрышек, причем не только грузовых, видимо здесь нет понятия предельно допустимый износ протектора. После обеда доезжаю до песков Монгол элс, но не останавливаюсь, моя цель Хархорин, а пески посмотрю на обратном пути. В Хархорин прибываю незадолго до закрытия. Древним городом оказывается монастырь, состоящий из нескольких больших храмов и разных небольших строений, и окруженный в форме квадрата мощным кирпичным забором. Остальное увидите на фотках, а еще лучше вживую. Стоимость входа небольшая, всего 140р. Внутри храмов фотографировать можно только за отдельную плату, но я по незнанию сфотал почти все. Насмотревшись и пофотографировав прыгаю за руль. Решаю до темна вернуться к пескам, и там поужинать и заночевать. Подъезжаю к первому придорожному кафе возле песков и договариваюсь переночевать в юрте. Пока хозяйка кафе готовит мне ужин, меняю масло в моторе при свете фонарика. На ночь мотоцикл оставляю около юрты.
pp.userapi.com/c836130/v836130252/2af4/CKFsaH8fVts.jpg
pp.userapi.com/c836130/v836130252/2acc/fGfqZt5D9Ec.jpg
pp.userapi.com/c836130/v836130252/2ac2/-zgIBLJ0XK4.jpg
pp.userapi.com/c836130/v836130252/2aa4/XNUr-dsY9QE.jpg
День 5
Утром начинаю движение с рассветом. Пытаюсь подъехать по песку поближе к дюнам, но на груженом мотоцикле с накачанными колесами это оказывается почти невозможным. Делаю несколько кадров пейзажа якобы пустыни и еду дальше. До У.Б. еду всего с одной остановкой и оказываюсь там в обед, но трачу много времени на поиск стоянки для мотоцикла и магазина где продают туристическую карту города. В итоге мотоцикл за недорого оставляю на заправке в центре города, карту так и не купил, иду искать достопримечательности с помощью местных. Я побывал на площади Сухэ Батора, осмотрел комплекс Гандан, оценил современные высотные здания, просто прогулялся по городу. Не успел конечно многое, например, не увидел статую Будды, и не сходил на рынок Наран тул. Музей динозавров оказался закрыт, но главные экспонаты я все же осмотрел и сфотал. Забираю мотоцикл и еду к знакомому хостелу опять через пробки. В Монголии человек с европейским лицом да еще на мотоцикле привлекает очень — очень много внимания, водители опускали стекла и с улыбкой говорили рус! рус! За два дня в городе на дороге я видел только спортбайк без номера и нехило тюнингованный чоппер. Уже почти привыкнув к пробкам, довольно быстро добираюсь до нужного места. Ставлю в мот в гараж и вваливаюсь в тот же номер, где уже ночевал.
pp.userapi.com/c836130/v836130252/2ab8/UP0413L9pD4.jpg
pp.userapi.com/c836130/v836130252/2afe/PAuukVHcBsM.jpg
pp.userapi.com/c836130/v836130252/2aae/OlSESq5jjx8.jpg
pp.userapi.com/c836131/v836131252/2c2d/GdDrLMiSMYs.jpg
pp.userapi.com/c836131/v836131252/2c0f/esk6JioV-mw.jpg
pp.userapi.com/c836131/v836131252/2c19/RG8Wy0di76M.jpg
pp.userapi.com/c836131/v836131252/2c23/reM9jxV7blo.jpg
pp.userapi.com/c836131/v836131252/2c37/jLNswpBB89w.jpg
pp.userapi.com/c836131/v836131252/2c41/vZwuKXKUbkA.jpg
pp.userapi.com/c836131/v836131252/2c05/evgN7wdWcf0.jpg
День 6
Утро шестого дня запомнилось тем что я ощутил острое желание поскорее очутиться дома. Уже по привычке собираюсь и готовлю мотоцикл. И опять не получается быстро выехать из города, неожиданно натыкаюсь на дорожный патруль и спрашиваю где выезд. Один из патрульных, показывая выезд, очертил рукой дугу в воздухе, через город. Меня не устраивал вариант опять возвращаться в город и в ответ я вопросительно показал патрульному рукой направление на выезд по прямой. Посовещавшись, патрульные сели в свою машину и попросили ехать за ними. Вот так, коротким путем, следуя за патрульной машиной я и выехал из города. До пограничного перехода в Кяхте мне нужно добраться к обеду, а к вечеру быть в Улан-Уде, поэтому еду практически без остановок. От столицы Монголии до перехода в Кяхте проложена асфальтированная дорога, еще неподалеку проходит железная дорога, ведущая в Улан-Уде. Примерно за 50км до границы неожиданно появился лес, я очень обрадовался, значит рядом родная земля. К переходу подъезжаю в 16 часов, перед ним очередь из десятка машин, как-то само собой я её объехал. Находясь на территории перехода, периодически смотрю в сторону Монголии и про себя прощаюсь с ней. После того как поставили штамп об убытии, меняю в дюти-фри оставшиеся тугрики на рубли и переезжаю на российскую часть перехода. Никогда в жизни я еще не был так рад тому, что люди разговаривают по русски, и тут я понял как одиноко мне было в пути. Договариваюсь на пункте досмотра проехать без очереди и снова объезжаю десяток машин. Я в России! Напряжение исчезло мгновенно, до Улан-Уде еду только с мыслью о поиске ночлега. Уже в городе слышу как начала щелкать приводная цепь, сбавляю скорость и, проехав немного, паркуюсь неподалеку от памятника «Юность Бурятии». Начинаю искать ночлег, оказывается неподалеку расположено сразу несколько хостелов, останавливаюсь в многообещающем Clean Hostel. Мотоцикл оставляю на платной стоянке в доме неподалеку, стоило мне это всего 100р. Ужинаю в ближайшей забегаловке и возвращаюсь в номер. Ну вот, завтра последний день моего путешествия, мне предстоит преодолеть 650км до Читы, при условии, что больше 90км/ч. я не еду, это очень много.
pp.userapi.com/c836131/v836131252/2c55/jVGDNFOkOvY.jpg
pp.userapi.com/c836131/v836131252/2c4b/tRB8UqQGx9U.jpg
pp.userapi.com/c836131/v836131252/2bf1/h7zbZhI10eM.jpg
День 7
В 7.30 утра начинаю ездовой день. Утром холодно и уже привычно подмерзают руки и колени. За городом на дороге в некоторых местах ведется ремонт. На таких участках еду стоя, практически не сбавляя, и обгоняю машины чтобы не дышать пылью. Заметил, что когда до дома осталось отмахать пару сотен км, я стал постоянно думать, как бы быстрее увидеть родных. За 40км до города снова, как и вчера, стала щелкать цепь. Останавливаюсь, смазываю цепь остатками смазки и еду дальше. Дома я оказываюсь в начале девятого вечера и значит путешествие мое закончилось.
Некоторые цифры и факты:
Всего пройдено 2930км, из них по Монголии 1700. Минимальный дневной пробег Баян-Уул – Мёрен: 298км, максимальный Улан-Уде – Чита:650км. Катался ровно неделю. Потрачено в пути 10т.р., при подготовке х.з., не считал. Стоимость 92-го бензина в среднем 50р. за литр, одной порции еды 120р., ночевки в хостеле 500р. Сломался навигатор, ЗУ к навигатору, зеркало, треснул клюв мотоцикла. Один раз слетела цепь, других поломок не было. Еду готовил сам за всё путешествие 3 раза, в палатке ночевал 1 раз. Большая часть пути пройдена без навигатора и по картам. Переход границы осуществлен в двух разных пунктах пропуска.
P.S.
Это мой первый отчет, надеюсь не последний. При его составлении я старался написать хоть что то, о чем не пишут в большинстве подобных отчетов о поездках по Монголии. Благодарю свою жену за её терпение во время подготовки и поездки. Спасибо всем, кто помогал мне словом и делом. Если у кого-то есть вопросы, пишите, отвечу и помогу чем смогу.
В последний день перед выездом, как и у многих в таких случаях, у меня ничего не было собрано, поэтому я серьезно нервничал. Наконец к полуночи многочисленное барахло было загружено и посмотрев на мотоцикл, я подумал что так невозможно ехать. Не выспавшись, в половине шестого утра выезжаю из дома.
День 1
Не успел я проехать и 10км, как начались первые трудности-на заправке мотоцикл не держался на подножке и переваливался направо, после заправки меня ждал другой сюрприз, густой туман не позволял разогнаться, да еще капли воды оседали на очках, и их постоянно приходилось протирать. За городом в некоторых местах ведется ремонт дороги, вкупе с туманом это придает движению остроту и напряженность, что же будет дальше. Из-за тумана перчатки подмокли и руки начали мерзнуть, периодически останавливаюсь и отогреваю руки, держа их около цилиндра. Но вот поднялось солнце, туман сошел, и ремонтируемые участки закончились, я отогрелся, и повеселевший двигаюсь дальше. Тут следует заметить, что еще не раз в пути обстановка будет меняться от мрачной до наилучшей и наоборот. По преодолении около 200км, замечаю что перестала идти зарядка на навигатор. Приходится останавливаться, выясняется, что причиной стала поломка микросхемы зарядного устройства, от вибрации отломились два микроэлемента. Ставлю резервную зарядку и снова за руль. Из-за вышеперечисленных заморочек и других мелочей, до пропускного пункта Верхний Ульхун доезжаю в начале четвертого, а не до обеда как планировал. Перед въездом на пропускной пункт меня остановили пограничники и потребовали пропуск на нахождение в приграничной зоне, а я о нем ни сном ни духом, но пропустили. Границу переходил в гордом одиночестве. Процесс перехода ничего особого не представляет, разве что на нашей стороне пришлось снять с мотоцикла весь багаж для досмотра. На монгольской стороне при проверке документов меня уговаривают поменять рубли на тугрики по курсу 1 к 31, вежливо отказываюсь, и правильно, позже в Хаан банке поменяю деньги по курсу 1 к 36.Весь переход занял примерно полтора часа, и вот наконец заветная печать поставлена, и я со смешанными чувствами уже еду по Монголии. С одной стороны я легко перешел границу и уже в Монголии и можно радоваться, с другой я в не очень цивилизованной стране совершенно один и поэтому как-то, мягко говоря, очково. Кстати, асфальт кончился на российской стороне, и появится он только в Ондерхане. Доезжаю до первого населенного пункта, это поселок Баян-Уул, ничего примечательного, разве что кроме домов есть еще юрты. Отъехав от поселка пару км съезжаю с дороги и встаю на ночлег на опушке леса на небольшой сопке. Ставлю палатку, грею воду на примусе, занимаюсь другими бивачными делами. Ну вот я поужинал и уже залез в спальник, отрубаюсь мгновенно
День 2
Просыпаюсь и первым делом проверяю на месте ли мотоцикл и все стальное, но ничего не пропало, уже хорошо. Готовлю завтрак и попутно собираю барахло по рюкзакам. Стартую с часовым опозданием, слишком долго провозился с укладкой и закреплением багажа. Для тех кто соберется в подобное путешествие это важный нюанс, потому что, например сначала примус, кастрюля, зажигалка были в трех разных местах, и уже в пути, а не дома, я разложил все как надо. Вернемся на дорогу, вчера я, оказывается, совершил первую навигационную ошибку и уехал южнее, насквозь поселка, а надо было в поселке за мостиком через реку повернуть направо. Проезжаю около 30км, и со мной происходит небольшое происшествие, во время движения
я столкнулся с быком. Дорога по которой я ехал не была основной, то есть там была основная отсыпанная гравийка, она неровная, поэтому монголы накатали справа слева от нее по три-четыре полевых грунтовки. По одной из таких грунтовок я в этот момент и ехал. Дорога пошла на возвышение, и я привычно решил разогнаться заранее. Вылетаю с подъема на ровное место, а там стадо коров лежит, они меня пугаются и начинают разбегаться, я же даже испугаться не успел, инстинктивно нажимаю одновременно на рычаги сцепления и тормоза, и педаль заднего тормоза. Один из быков был справа от меня, но почему то побежал в мою сторону, с ним я и столкнулся. В момент столкновения бык был поперек дороги, я ухожу как могу влево, первым удар принял клюв мотоцикла, слышу как он хрустнул. Дальше весь правый бок мотоцикла и мое бедро ударяются о бок быка, он пробегает вперед, а мотоцикл оставшись без опоры резко падает вправо. Слетаю с мотоцикла и пролетев метра 3 делаю кувырок на земле. Встаю и в растерянности начинаю себя ощупывать, вроде цел, бегу к мотоциклу. Из бака закапал бензин, по автомобильному выключаю зажигание, снимаю с мота большой рюкзак, иначе его не поднять. Наконец поднимаю мотоцикл и ставлю на подножку. Осматриваю, клюв треснул, стекло правого зеркала разбито, руль немного погнут, багажник перекосило вправо вниз. Защита рычагов руля и боковые дуги сделали свое дело, а лучше бы не пригодились. Главная потеря, это то, что сломался навигатор, закрепленный на руле. В голове мелькнула мысль о возвращении домой, решаю доехать до Ондерхана, а там уже определиться что делать дальше. Радуясь, что цел, еду дальше, но настроение испорчено. Как раз в обеденное время оказываюсь в Батнорове, здесь я меняю деньги, заправляюсь и обедаю. В местном Хаан банке, который внутри очень похож на наш сбер, я обменял 10т.р. на 360т.тугриков. На заправке мне даже не пришлось слезать с мотоцикла. На выбор 92,95 и ДТ,92 стоит в среднем 50 рублей. На обед у меня было что то наподобие плова, порция как на двоих, но стоит 140р. Сделав несколько фотографий в местном парке, отправляюсь дальше. По дороге до Ондерхана ничего примечательного не вижу, зато работы за рулем хоть отбавляй. Но вот вдалеке вижу очертания города. Желая поскорее попасть в город, скачу по кочкам без разбора, и вдруг слетает цепь. Хорошо хоть слетела просто, по велосипедному, а могла бы заклинить и порваться. Ставлю цепь на звезды, проверяю багаж, можно ехать дальше. На месте вынужденной остановки удивляюсь бесчисленному количеству сусликов и их норок. В Ондерхане появляется асфальт, здесь уже много капитальных зданий, есть отель, детские и спортивные площадки. Мне нужно принять решение, куда ехать дальше, либо по намеченному маршруту на юг к пескам Хонгорын Элс, либо по запасному в Улан-Батор. В свете событий прошедшего дня принимаю решение ехать в Улан-Батор. До темна было часа три, и я решаю еще немного прокатиться. На выезде из Ондерхана на обочинах дороги расставлено множество статуй символических животных, дальше появляется арка с надписями и двумя всадниками. Оказывается, где-то поблизости родился Чингис Хан, и все эти знаки в его честь. Тем временем начало смеркаться, а я до сих пор не определился с ночлегом. В поселке Мёрен сворачиваю к придорожному кафе и зайдя, сходу спрашиваю у хозяев можно ли переночевать. Получаю положительный ответ и вот уже ужинаю и пытаюсь разговаривать с хозяевами забегаловки. Ночую в отдельной комнате на кровати без белья и не раздеваясь, моциль в ограде за кафе.
pp.userapi.com/c836128/v836128252/32ff/TlcZ2LXxT2A.jpg
День 3
Утром завтракаю, обслуживаю мот, фотаюсь с хозяевами кафе, прощаюсь и выкатываюсь на дорогу. Первые примерно 30км дорога усыпана ужасными выбоинами, мне на мотоцикле конечно попроще чем водителям авто, но все равно через некоторое время сворачиваю на накатанную рядом грунтовку. Наконец она сворачивает на трассу, значит плохой участок закончился и я снова на асфальте. В обед оказываюсь в Баганнуре, городок небольшой, но не бедный, здесь неподалеку добывают уголь. Почему то решаю приготовить обед самостоятельно, для этого останавливаюсь около стеллы на выезде из городка. Пока готовлю, мне пару раз сигналят проезжающие машины. Обедаю на фоне гигантских развалов земли угольных разработок. Перед очередным перевалом попадаю под дождь, но не на долго минут на 10. На вершине перевала вижу большое обо и сворачиваю к нему. Рядом с обо куча из костылей и оплеток рулей авто, это монголы бросают, наверно чтобы скорее выздороветь и не попадать в дтп. Мне туда бросить нечего, фотаю это дело, и в путь. На спуске вижу долину, позади которой красивый горный хребет, любуюсь, фотаю, еду дальше. Но дальше становится ещё интереснее, передо мной во всей красе предстает статуя Чингис Хана на коне, к слову, самая большая конная статуя в мире. На въезде к парковке у памятника мне навстречу попались два вело байкера из России, но познакомиться и поговорить не удалось, ребята видимо торопились и укатили в сторону У.Б. Я же решил поближе рассмотреть грандиозное сооружение. Вход стоит 200р. В здании, которое является основанием статуи, расположены подобие музея, ресторан, две дорогие сувенирные лавки. В гриве коня имеется небольшая смотровая площадка, попасть туда можно по лестнице и на лифте. Но сам вид с площадки мне показался скучноватым. Спускаюсь и иду к дюжине статуй воинов-всадников, расположенных у парковки, фотаю их тоже и возвращаюсь к мотоциклу. До У.Б. остается 50км, решаю доехать до города и проехав его насквозь, заночевать на западной окраине где-нибудь в хостеле. На въезде в город проезжаю через пункт дезинфекции транспорта, тут нужно проехать по большому ворсистому куску ткани, намоченному каким то раствором. Такие пункты расположены на въездах в крупные населенные пункты. Окраины У.Б. это сплошная тех.зона, где шиномонтажки, металлобазы, кожзаводы и разные склады. Покупаю местную симку, оператор мобиком. Центр начинается как-то сразу, появляются и транспортные пробки, хоть и время уже вечернее. Путь в другой конец города занимает у меня два часа, езда в пробках незнакомого города на груженом мотоцикле та ещё веселуха. Подрезать или перестроится из одного края в другой обычное дело, но за два дня видел всего одну небольшую аварию. Когда на часах уже было начало девятого, а на приборке указатель выдал температуру масла 98 градусов, решаю передохнуть от нудной езды и сворачиваю на парковку какого то супермаркета. А пробки к этому времени все-то никуда не делись. На парковке спрашиваю у монгола, сидящего в машине, о ближайшей гостинице или хостеле. Сам он не знает, но подзывает проходящую мимо молодую пару, оказывается они знают где поблизости есть дешевая гостиница и готовы меня туда проводить. Пешком идем к гостинице вглубь спального района, сам бы я её во век не нашел. За небольшой номер до утра попросили 550р., выбора нет, но вот незадача, куда поставить мотоцикл? Под гостиницей есть магазин, а в подвальчике гараж, в итоге с хозяйкой магазина договорились поставить мот до утра, еще она мне приготовила бууз. Такая вот импровизация при поиске ночлега в незнакомой стране. Сытый и довольный пишу эти строки.
pp.userapi.com/c836128/v836128252/331d/z3__hcxMsNE.jpg
pp.userapi.com/c836128/v836128252/3363/LVo6prGlct0.jpg
pp.userapi.com/c836128/v836128252/37e6/_yR584IbYZM.jpg
pp.userapi.com/c626223/v626223252/33065/oj34n42f4gU.jpg
pp.userapi.com/c626223/v626223252/33079/7DfZPqUCe58.jpg
pp.userapi.com/c626223/v626223252/33083/eHq46PbHeUQ.jpg
pp.userapi.com/c836130/v836130252/2ae0/ddsJvk7ZcWs.jpg
pp.userapi.com/c836130/v836130252/2a90/Hphxo7IeFGM.jpg
День 4
С утра пораньше быстро смазываю и подтягиваю цепь и за руль к Хархорину. Но не все так просто, выезд из города на нужную дорогу нахожу после часа нарезания кругов. Небольшой совет: если будете спрашивать у местных как выехать на дорогу к Хархорину, уточните что едите далеко, за 360км, а то в городе есть то ли ресторан, то ли что то еще под тем же названием. Наконец выезжаю из города, и начинаю наматывать километры. До Хархорина асфальтовое покрытие хорошего качества, расстраивает наличие в населенных пунктах по 4-6 лежачих полицейских, по 2-3 на въезде и столько же на выезде. Едешь себе осматриваешь поселок, и тут вдруг в последний момент замечаешь этого гада, а предупреждающих знаков нет. Размеры этих стражей скоростного режима достигают 20 см в высоту, а заканчиваются они обычно параллельным дороге бордюром, даже на моте не объедешь. В той части Монголии, где я еду, периодически в придорожных канавах вижу останки скота, на самом деле ничего страшного, кроме неприятного запаха в этом нет, и для Монголии это обычное дело. На обочинах много рваных покрышек, причем не только грузовых, видимо здесь нет понятия предельно допустимый износ протектора. После обеда доезжаю до песков Монгол элс, но не останавливаюсь, моя цель Хархорин, а пески посмотрю на обратном пути. В Хархорин прибываю незадолго до закрытия. Древним городом оказывается монастырь, состоящий из нескольких больших храмов и разных небольших строений, и окруженный в форме квадрата мощным кирпичным забором. Остальное увидите на фотках, а еще лучше вживую. Стоимость входа небольшая, всего 140р. Внутри храмов фотографировать можно только за отдельную плату, но я по незнанию сфотал почти все. Насмотревшись и пофотографировав прыгаю за руль. Решаю до темна вернуться к пескам, и там поужинать и заночевать. Подъезжаю к первому придорожному кафе возле песков и договариваюсь переночевать в юрте. Пока хозяйка кафе готовит мне ужин, меняю масло в моторе при свете фонарика. На ночь мотоцикл оставляю около юрты.
pp.userapi.com/c836130/v836130252/2af4/CKFsaH8fVts.jpg
pp.userapi.com/c836130/v836130252/2acc/fGfqZt5D9Ec.jpg
pp.userapi.com/c836130/v836130252/2ac2/-zgIBLJ0XK4.jpg
pp.userapi.com/c836130/v836130252/2aa4/XNUr-dsY9QE.jpg
День 5
Утром начинаю движение с рассветом. Пытаюсь подъехать по песку поближе к дюнам, но на груженом мотоцикле с накачанными колесами это оказывается почти невозможным. Делаю несколько кадров пейзажа якобы пустыни и еду дальше. До У.Б. еду всего с одной остановкой и оказываюсь там в обед, но трачу много времени на поиск стоянки для мотоцикла и магазина где продают туристическую карту города. В итоге мотоцикл за недорого оставляю на заправке в центре города, карту так и не купил, иду искать достопримечательности с помощью местных. Я побывал на площади Сухэ Батора, осмотрел комплекс Гандан, оценил современные высотные здания, просто прогулялся по городу. Не успел конечно многое, например, не увидел статую Будды, и не сходил на рынок Наран тул. Музей динозавров оказался закрыт, но главные экспонаты я все же осмотрел и сфотал. Забираю мотоцикл и еду к знакомому хостелу опять через пробки. В Монголии человек с европейским лицом да еще на мотоцикле привлекает очень — очень много внимания, водители опускали стекла и с улыбкой говорили рус! рус! За два дня в городе на дороге я видел только спортбайк без номера и нехило тюнингованный чоппер. Уже почти привыкнув к пробкам, довольно быстро добираюсь до нужного места. Ставлю в мот в гараж и вваливаюсь в тот же номер, где уже ночевал.
pp.userapi.com/c836130/v836130252/2ab8/UP0413L9pD4.jpg
pp.userapi.com/c836130/v836130252/2afe/PAuukVHcBsM.jpg
pp.userapi.com/c836130/v836130252/2aae/OlSESq5jjx8.jpg
pp.userapi.com/c836131/v836131252/2c2d/GdDrLMiSMYs.jpg
pp.userapi.com/c836131/v836131252/2c0f/esk6JioV-mw.jpg
pp.userapi.com/c836131/v836131252/2c19/RG8Wy0di76M.jpg
pp.userapi.com/c836131/v836131252/2c23/reM9jxV7blo.jpg
pp.userapi.com/c836131/v836131252/2c37/jLNswpBB89w.jpg
pp.userapi.com/c836131/v836131252/2c41/vZwuKXKUbkA.jpg
pp.userapi.com/c836131/v836131252/2c05/evgN7wdWcf0.jpg
День 6
Утро шестого дня запомнилось тем что я ощутил острое желание поскорее очутиться дома. Уже по привычке собираюсь и готовлю мотоцикл. И опять не получается быстро выехать из города, неожиданно натыкаюсь на дорожный патруль и спрашиваю где выезд. Один из патрульных, показывая выезд, очертил рукой дугу в воздухе, через город. Меня не устраивал вариант опять возвращаться в город и в ответ я вопросительно показал патрульному рукой направление на выезд по прямой. Посовещавшись, патрульные сели в свою машину и попросили ехать за ними. Вот так, коротким путем, следуя за патрульной машиной я и выехал из города. До пограничного перехода в Кяхте мне нужно добраться к обеду, а к вечеру быть в Улан-Уде, поэтому еду практически без остановок. От столицы Монголии до перехода в Кяхте проложена асфальтированная дорога, еще неподалеку проходит железная дорога, ведущая в Улан-Уде. Примерно за 50км до границы неожиданно появился лес, я очень обрадовался, значит рядом родная земля. К переходу подъезжаю в 16 часов, перед ним очередь из десятка машин, как-то само собой я её объехал. Находясь на территории перехода, периодически смотрю в сторону Монголии и про себя прощаюсь с ней. После того как поставили штамп об убытии, меняю в дюти-фри оставшиеся тугрики на рубли и переезжаю на российскую часть перехода. Никогда в жизни я еще не был так рад тому, что люди разговаривают по русски, и тут я понял как одиноко мне было в пути. Договариваюсь на пункте досмотра проехать без очереди и снова объезжаю десяток машин. Я в России! Напряжение исчезло мгновенно, до Улан-Уде еду только с мыслью о поиске ночлега. Уже в городе слышу как начала щелкать приводная цепь, сбавляю скорость и, проехав немного, паркуюсь неподалеку от памятника «Юность Бурятии». Начинаю искать ночлег, оказывается неподалеку расположено сразу несколько хостелов, останавливаюсь в многообещающем Clean Hostel. Мотоцикл оставляю на платной стоянке в доме неподалеку, стоило мне это всего 100р. Ужинаю в ближайшей забегаловке и возвращаюсь в номер. Ну вот, завтра последний день моего путешествия, мне предстоит преодолеть 650км до Читы, при условии, что больше 90км/ч. я не еду, это очень много.
pp.userapi.com/c836131/v836131252/2c55/jVGDNFOkOvY.jpg
pp.userapi.com/c836131/v836131252/2c4b/tRB8UqQGx9U.jpg
pp.userapi.com/c836131/v836131252/2bf1/h7zbZhI10eM.jpg
День 7
В 7.30 утра начинаю ездовой день. Утром холодно и уже привычно подмерзают руки и колени. За городом на дороге в некоторых местах ведется ремонт. На таких участках еду стоя, практически не сбавляя, и обгоняю машины чтобы не дышать пылью. Заметил, что когда до дома осталось отмахать пару сотен км, я стал постоянно думать, как бы быстрее увидеть родных. За 40км до города снова, как и вчера, стала щелкать цепь. Останавливаюсь, смазываю цепь остатками смазки и еду дальше. Дома я оказываюсь в начале девятого вечера и значит путешествие мое закончилось.
Некоторые цифры и факты:
Всего пройдено 2930км, из них по Монголии 1700. Минимальный дневной пробег Баян-Уул – Мёрен: 298км, максимальный Улан-Уде – Чита:650км. Катался ровно неделю. Потрачено в пути 10т.р., при подготовке х.з., не считал. Стоимость 92-го бензина в среднем 50р. за литр, одной порции еды 120р., ночевки в хостеле 500р. Сломался навигатор, ЗУ к навигатору, зеркало, треснул клюв мотоцикла. Один раз слетела цепь, других поломок не было. Еду готовил сам за всё путешествие 3 раза, в палатке ночевал 1 раз. Большая часть пути пройдена без навигатора и по картам. Переход границы осуществлен в двух разных пунктах пропуска.
P.S.
Это мой первый отчет, надеюсь не последний. При его составлении я старался написать хоть что то, о чем не пишут в большинстве подобных отчетов о поездках по Монголии. Благодарю свою жену за её терпение во время подготовки и поездки. Спасибо всем, кто помогал мне словом и делом. Если у кого-то есть вопросы, пишите, отвечу и помогу чем смогу.
- Romanfrost
- 21 апреля 2019 в 5:15
- +18
- Romanfrost
- 21 апреля 2019 в 13:03
- ↑
- ↓
Я на русском, в северной части страны проще по английски, америкосы поработали....., теперь там айфоны, фейсбук, детишки с баскетбольными мячами
Знакомый маршрут и виды, хотя некоторые вспомнил с трудом ))
В Баторе к вечеру по прежнему проблема с горячей водой или порешали?
На дуги защиты рук нужно поставить лопухи, чтобы кисти рук не так мерзли. Ещё это неплохо помогает в дождь. На али вариантов много, только форму выбирай с учетом аэродинамики. Удачи!
В Баторе к вечеру по прежнему проблема с горячей водой или порешали?
На дуги защиты рук нужно поставить лопухи, чтобы кисти рук не так мерзли. Ещё это неплохо помогает в дождь. На али вариантов много, только форму выбирай с учетом аэродинамики. Удачи!
- Romanfrost
- 22 апреля 2019 в 1:17
- ↑
- ↓
Насчёт воды не вникал, в гостишке холодная была.Спасибо за совет, нада-нада защитку, да и ветровик.
- Pavel-NC750x
- 21 апреля 2019 в 22:16
- ↓
можно фотку мота? Интересно посмотреть боковую конструкцию под сумки :)
- Romanfrost
- 22 апреля 2019 в 1:22
- ↑
- ↓
Найди меня в вк, имя такое же, но по русски, фото в Сочи парке.там альбом переделки, а то у меня ноутбук на вернулся, сюда неудобно закидывать, позже закину.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (18)
RSS свернуть / развернуть