Блог им. Stas-DSV → Мотоцикл Jawa 500 typ.824
Достаточно интересный виток истории чешского мотопрома на мой взгляд…
Мотоцикл Jawa 500 typ.824 выпускался с 1979 по 1984 год. Предшественником данного мотоцикла, послужила модель 821, с рабочим объемом 350 куб.см., но речь пойдет именно о 500 кубовой версии.
Двигатель – воздушного охлаждения, 2х цилиндровый оппозитный, рабочим объемом – 487 куб.см. Верхнеклапанный, на спортивных версиях четыре клапана на цилиндр. Привод ГРМ – цепной. Мощность – 32.6 л.с. Электростартер (имеется традиционный кик). КПП – пятиступенчатая, расположенная под двигателем, это значительно поднимает цилиндры вверх над дорогой, что дает возможность проходить затяжные повороты с большим боковым креном. Сцепление – многодисковое, в масляной ванне. Привод на заднее колесо – кардан. Вес мотоцикла — 176 кг. Максимальная скорость -155 км\ч. Расход топлива — 5л \ 100км. Всего изготовлено 10 мотоциклов, в серию так и не пошел.
PS Прототипом двигателя 821 и 824 модели, послужила ранняя разработка чехов 1936 года (последнее фото). Объем – 1000 куб.см. Вес агрегата – 39 кг. Мощность – 36 л.с. Двигателю так и не нашли достойное применение, поэтому он так и остался опытным образцом.
Лично мне кажется, что изначально его проектировали как авиационный двигатель, если учесть наличие обтекателя под винт спереди двигателя, систему смазки «сухой картер» и прямоточный выхлоп.
Мотоцикл Jawa 500 typ.824 выпускался с 1979 по 1984 год. Предшественником данного мотоцикла, послужила модель 821, с рабочим объемом 350 куб.см., но речь пойдет именно о 500 кубовой версии.
Двигатель – воздушного охлаждения, 2х цилиндровый оппозитный, рабочим объемом – 487 куб.см. Верхнеклапанный, на спортивных версиях четыре клапана на цилиндр. Привод ГРМ – цепной. Мощность – 32.6 л.с. Электростартер (имеется традиционный кик). КПП – пятиступенчатая, расположенная под двигателем, это значительно поднимает цилиндры вверх над дорогой, что дает возможность проходить затяжные повороты с большим боковым креном. Сцепление – многодисковое, в масляной ванне. Привод на заднее колесо – кардан. Вес мотоцикла — 176 кг. Максимальная скорость -155 км\ч. Расход топлива — 5л \ 100км. Всего изготовлено 10 мотоциклов, в серию так и не пошел.
PS Прототипом двигателя 821 и 824 модели, послужила ранняя разработка чехов 1936 года (последнее фото). Объем – 1000 куб.см. Вес агрегата – 39 кг. Мощность – 36 л.с. Двигателю так и не нашли достойное применение, поэтому он так и остался опытным образцом.
Лично мне кажется, что изначально его проектировали как авиационный двигатель, если учесть наличие обтекателя под винт спереди двигателя, систему смазки «сухой картер» и прямоточный выхлоп.
- Stas-DSV
- Станислав Денисенко
- 20 февраля 2019 в 19:29
- +12
- DegenerateCo
- 20 февраля 2019 в 20:02
- ↓
Летать на «Яве»… Бгггг, на такое я бы никогда не решился. А на «Восходе» и подавно :)
Сугубо индивидуальное дело на чем ездить… Во время когда я начал ездить на мотоцикле в 1995 году, их выбор был не велик. Это мог быть ИЖ, Восход, Минск, МТ или Jawa. Очень редко Паннония. Была конечно всякая экзотика типа MZ, IFA, и т.д., но одна из причин по которой они не пользовались спросом — отсутствие запчастей. Первые иномарки стали появляться в конце 90х, и стоили они просто космических денег! Поэтому путь начинающего мотоциклиста зачастую зависит от его финансов…
Видел картинки и описание в старом журнале «За Рулём» тех времен, пускал слюни. В серию не пошел, так как для поставок в СССР был слишком дорогой (в СССР тогда мотоцикл был востребован по большей части как недорогой заменитель автомобиля, так как последние были малодоступны широким слоям населения, а не как дорогая игрушка) а поставки ЯВ на западные рынки уже иссякли, так как они не могли конкурировать с японским мотопромом, который в те времена теснил по всем фронтам традиционных производителей (с британцами к тому времени было покончено, из немцев только BMW остался, Харлей перебивался с хлеба на воду).
Тем не менее, они отказались от всех этих инноваций в массовом производстве, продолжив выпускать только примитивную и порядком устаревшую 2-тактную модель, а всё конкурентноспособное было только в обособленном спортивном подразделении. Что и привело к быстрой кончине завода после исчезновения единственного покупателя (СССР). А ведь ещё в 60-е годы Явы поставлялись в более чем 40 стран мира! И были вполне конкурентноспособными.
Когда они могли себе позволить тратить деньги на новые разработки, они это делали. А когда японцы начали давить качеством и массой практически весь мир, они уже старались просто выжить… Jawa начала выпуск четырехтактных мотоциклов с 1998 года, о каких 2Т речь? Ставили покупные двигатели, а дизайн у мотоциклов был из года в год хуже… Такое впечатление, что Jawa была специально скинута на обочину.
Переломный момент произошёл в конце 60-х, когда у Явы было ещё всё не так плохо, мотоциклы ещё продавались в мире, и были хоть и стремительно устаревающими, но за счёт высокого качества изготовления и невысокой цены вполне востребованными, именно тогда все мировые производители в классе тяжелых дорожников перешли на 4-т моторы, оставив 2-т исключительно в сегменте «зажигалок», которые окончательно умерли уже к началу 80-х. А ява продолжала клепать древний 2-т мотор аж до конца 90-х, отказавшись от экспорта и от внедрения любых новых разработок. Именно тогда, в начале 70-х и произошла фактическая смерть марки, и только наличие такого монстра как СССР, который ввиду особенностей своего развития (огромного количества бедного населения, которое не могло позволить себе даже плохонькую машину, и довольствовалась как средством передвижения простыми мотоциклами) оттянул агонию до 91 года. После развала СССР эти мотоциклы оказались совершенно никому не нужны и в 92 году предприятие было закрыто. Энтузиасты пытались поддерживать марку, но на их творчество без слёз и не взглянешь, одни уродцы были, и как закономерный итог, марку выкупили индусы и сейчас активно возраждают её у себя. Причём пошли совершенно правильным путём — отбросили весь треш что чехи творили с 70-х годов, и продолжили развитие удачных моделей 60-х годов, поставив современный 4-х тактник в старое шасси, благо мода на неоретро подоспела.
Нет насчет «огромного количества бедного населения, которое не могло позволить себе даже плохонькую машину» можно поспорить, деньги были у населения, и если бы сюда поставляли например японские мотоциклы, то их бы как горячие пирожки расхватали, там где они конечно были нужны. Это в принципе и любой техники касается, оно и случилось в 90-е, не самые сытые годы.
не буду спорить, в СССР разные регионы были по достатку, например в Грузии даже в самых захудалых сёлах огромные кирпичные дома в два этажа, (всегда интересовался годами постройки, так самые большие были построены в 50-х-80-х годах прошлого века) и никто на мотоциклах не ездил никогда — зазорно было, да и машин было достаточно (Кавказ вообще был самым «автомобилизированным» регионом, после Москвы), в Прибалтике тоже всё хорошо было, а вот в росийской глубинке — в большинстве своём покосившиеся хаты на 2 окна, и ржавый Минск в сарае. Всё детство провел в большом поселке на Урале — так там из транспорта только мотоциклы были доступны, и на них ездили круглый год, и на свадьбу и на похороны. Машин было только две на улице — новый запорожец у инвалида, который ему, кстати бесплатно выдали, и старый горбатый у зажиточной семьи на углу. Наверно в Москве или питере кто и мог позволить японский мотоцикл тогда, но точно не там где на них ездили. А в голодные 90-е машины все покупали, так как их реально не хватало.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (14)
RSS свернуть / развернуть