Блог им. Stas-DSV → Мотоцикл Jawa 500 typ.824

Достаточно интересный виток истории чешского мотопрома на мой взгляд…
Мотоцикл Jawa 500 typ.824 выпускался с 1979 по 1984 год. Предшественником данного мотоцикла, послужила модель 821, с рабочим объемом 350 куб.см., но речь пойдет именно о 500 кубовой версии.
Двигатель – воздушного охлаждения, 2х цилиндровый оппозитный, рабочим объемом – 487 куб.см. Верхнеклапанный, на спортивных версиях четыре клапана на цилиндр. Привод ГРМ – цепной. Мощность – 32.6 л.с. Электростартер (имеется традиционный кик). КПП – пятиступенчатая, расположенная под двигателем, это значительно поднимает цилиндры вверх над дорогой, что дает возможность проходить затяжные повороты с большим боковым креном. Сцепление – многодисковое, в масляной ванне. Привод на заднее колесо – кардан. Вес мотоцикла — 176 кг. Максимальная скорость -155 км\ч. Расход топлива — 5л \ 100км. Всего изготовлено 10 мотоциклов, в серию так и не пошел.

PS Прототипом двигателя 821 и 824 модели, послужила ранняя разработка чехов 1936 года (последнее фото). Объем – 1000 куб.см. Вес агрегата – 39 кг. Мощность – 36 л.с. Двигателю так и не нашли достойное применение, поэтому он так и остался опытным образцом.
Лично мне кажется, что изначально его проектировали как авиационный двигатель, если учесть наличие обтекателя под винт спереди двигателя, систему смазки «сухой картер» и прямоточный выхлоп.



  • Stas-DSVStas-DSV
  • Станислав Денисенко
  • 20 февраля 2019 в 19:29
  • ?

Комментарии (14)

RSS свернуть / развернуть
-4
DegenerateCo
Летать на «Яве»… Бгггг, на такое я бы никогда не решился. А на «Восходе» и подавно :)
0
Stas-DSV
Сугубо индивидуальное дело на чем ездить… Во время когда я начал ездить на мотоцикле в 1995 году, их выбор был не велик. Это мог быть ИЖ, Восход, Минск, МТ или Jawa. Очень редко Паннония. Была конечно всякая экзотика типа MZ, IFA, и т.д., но одна из причин по которой они не пользовались спросом — отсутствие запчастей. Первые иномарки стали появляться в конце 90х, и стоили они просто космических денег! Поэтому путь начинающего мотоциклиста зачастую зависит от его финансов…
+1
Exughbiu
Очень интересный экземпляр. Не знал, что чехи производили оппозитный двигатель. Благодаря вашему посту ещё одну страничку истории открыл для себя, спасибо.
+1
Win
  • Win
  • 22 февраля 2019 в 21:44
Видел картинки и описание в старом журнале «За Рулём» тех времен, пускал слюни. В серию не пошел, так как для поставок в СССР был слишком дорогой (в СССР тогда мотоцикл был востребован по большей части как недорогой заменитель автомобиля, так как последние были малодоступны широким слоям населения, а не как дорогая игрушка) а поставки ЯВ на западные рынки уже иссякли, так как они не могли конкурировать с японским мотопромом, который в те времена теснил по всем фронтам традиционных производителей (с британцами к тому времени было покончено, из немцев только BMW остался, Харлей перебивался с хлеба на воду).
0
Stas-DSV
Пожалуйста. ) В мире мотоциклов очень существует много интересных моментов в истории, а Jawa это огромный пласт инноваций. Вспомнить хотя бы спортивную jawa с двумя коленвалами.
0
Win
Тем не менее, они отказались от всех этих инноваций в массовом производстве, продолжив выпускать только примитивную и порядком устаревшую 2-тактную модель, а всё конкурентноспособное было только в обособленном спортивном подразделении. Что и привело к быстрой кончине завода после исчезновения единственного покупателя (СССР). А ведь ещё в 60-е годы Явы поставлялись в более чем 40 стран мира! И были вполне конкурентноспособными.
0
Stas-DSV
Когда они могли себе позволить тратить деньги на новые разработки, они это делали. А когда японцы начали давить качеством и массой практически весь мир, они уже старались просто выжить… Jawa начала выпуск четырехтактных мотоциклов с 1998 года, о каких 2Т речь? Ставили покупные двигатели, а дизайн у мотоциклов был из года в год хуже… Такое впечатление, что Jawa была специально скинута на обочину.
0
Win
  • Win
  • 24 февраля 2019 в 11:34
Переломный момент произошёл в конце 60-х, когда у Явы было ещё всё не так плохо, мотоциклы ещё продавались в мире, и были хоть и стремительно устаревающими, но за счёт высокого качества изготовления и невысокой цены вполне востребованными, именно тогда все мировые производители в классе тяжелых дорожников перешли на 4-т моторы, оставив 2-т исключительно в сегменте «зажигалок», которые окончательно умерли уже к началу 80-х. А ява продолжала клепать древний 2-т мотор аж до конца 90-х, отказавшись от экспорта и от внедрения любых новых разработок. Именно тогда, в начале 70-х и произошла фактическая смерть марки, и только наличие такого монстра как СССР, который ввиду особенностей своего развития (огромного количества бедного населения, которое не могло позволить себе даже плохонькую машину, и довольствовалась как средством передвижения простыми мотоциклами) оттянул агонию до 91 года. После развала СССР эти мотоциклы оказались совершенно никому не нужны и в 92 году предприятие было закрыто. Энтузиасты пытались поддерживать марку, но на их творчество без слёз и не взглянешь, одни уродцы были, и как закономерный итог, марку выкупили индусы и сейчас активно возраждают её у себя. Причём пошли совершенно правильным путём — отбросили весь треш что чехи творили с 70-х годов, и продолжили развитие удачных моделей 60-х годов, поставив современный 4-х тактник в старое шасси, благо мода на неоретро подоспела.
0
Ewgen185
Нет насчет «огромного количества бедного населения, которое не могло позволить себе даже плохонькую машину» можно поспорить, деньги были у населения, и если бы сюда поставляли например японские мотоциклы, то их бы как горячие пирожки расхватали, там где они конечно были нужны. Это в принципе и любой техники касается, оно и случилось в 90-е, не самые сытые годы.
0
Win
  • Win
  • 25 февраля 2019 в 22:40
не буду спорить, в СССР разные регионы были по достатку, например в Грузии даже в самых захудалых сёлах огромные кирпичные дома в два этажа, (всегда интересовался годами постройки, так самые большие были построены в 50-х-80-х годах прошлого века) и никто на мотоциклах не ездил никогда — зазорно было, да и машин было достаточно (Кавказ вообще был самым «автомобилизированным» регионом, после Москвы), в Прибалтике тоже всё хорошо было, а вот в росийской глубинке — в большинстве своём покосившиеся хаты на 2 окна, и ржавый Минск в сарае. Всё детство провел в большом поселке на Урале — так там из транспорта только мотоциклы были доступны, и на них ездили круглый год, и на свадьбу и на похороны. Машин было только две на улице — новый запорожец у инвалида, который ему, кстати бесплатно выдали, и старый горбатый у зажиточной семьи на углу. Наверно в Москве или питере кто и мог позволить японский мотоцикл тогда, но точно не там где на них ездили. А в голодные 90-е машины все покупали, так как их реально не хватало.
0
Ewgen185
Так я сам тут вырос, и японская техника в те годы никому не нужна была на селе, дорог не было нормальных, зато мотоциклов было много, не из-за бедности а по-нужде, и за технику серьезную их никто не считал. А денег кто хотел заработать тот зарабатывал.
0
Fevral
были несколько провалившихся моделей с двигателями Rotax, с китайскими клонами японцев и с двиглом Ямахи (не уверен, что оригинал). А так, Ява при всех попытках выкарабкаться делала все более нелепые модели. Десятками лет фирма работает в минус, абсурд.
0
Fevral
не делали они с 1998 года 4Т мотоциклов. А точнее, делали, но с чужими моторами. Серийных 4Т Ява не делала с 50х годов.
0
Vital88
По моему даже из пытался строить оппозитный мотоцикл вокруг этого мотора
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. Stas-DSV, Мотоцикл Jawa 500 typ.824