Блог им. 8355148 → Путешествие в Гималаи (Leh-Manali Highway)

Высокогорное шоссе Манали-Лех считается одним из самых красивых в мире и точно самым-самым в Индии во всех рейтингах. Прелесть конкретно этой дороги относительно почти всего мирового «топа» в том, что это не 20 минут красоты, не 2 часа, а 2-3 дня пути нескончаемых красот без перерыва. Когда короткая дорога, ощущение прекрасного не успевает накрыть, а здесь с головой и не дает вынырнуть. По моему личному мнению, это самая красивая дорога мира.

Здесь ролик, коротко показывающий всю мякотку. А внутри поста дам гору подробных практических советов тем, кто туда соберется поехать, чего мне не хватало, ну и все остальные ролики из путешествия с чувством, с толком.




Итак, советы.


1. Дорога открыта несколько месяцев в году, открывается где-то в конце мая или июне. Знакомые индийцы, увлеченные треккингом, советовали ехать где-нибудь в конце июля или в августе. Я сам не люблю пики сезона и стараюсь ездить чуть раньше или чуть позже, чтобы поменьше людей было. В Гималаях это не очень актуально — вы будете крайне редко видеть людей, можно ехать в самое пиковое время. Раньше июля есть проблема с тем, что, во-первых, холоднее, но это решается нормальной экипировкой, и другая проблема, что больше грязи и талого снега по обочинам. Смысла ехать раньше посмотреть на снег нет, потому что он грязный в копоти от грузовиков. Уж россиянам точно эта картина не нова. В июле-августа тепло (я половину дороги без перчаток ехал, к примеру) и более сухо, хотя грязных участков предостаточно.

2. Почему не нужно бояться толпы? Манали-Лех — очень высокогорная дорога, построенная для военных целей, где посередине пути есть место с поселениями и все. Утром путешественники отправляются из дальних точек в направлении друг друга и встречный транспорт, не считая редких военных грузовиков и бензовозов, начинается где-то в полдень. Ехать совсем быстро невозможно, поэтому у всех плюс-минус одна скорость передвижения. Т.е. можно ехать полчаса и не встретить ни одной души. Когда я выезжал обратно из Лех в 5 утра, я вообще часа полтора ни одной машины не видел.

3. Если цель арендовать мотоцикл, то лучше лететь в Лех. Если арендовать мотоцикл в Лех, можно свободно получить разрешение съездить еще в долину Нубра, к озеру Банг Тао и т.д. беспрепятственно. С арендованными мотоциклами в Манали (другой штат) возникают проблемы из-за новых правил. А если вы поедете в одиночку, то начинайте лучше с Манали, все равно дальше Лех пускают только группами от двух мотоциклов, либо придется с какой-то группой туристов проехаться. Опять же, я не пробовал, так мне объяснили в бюро Лех, где выдают пермиты (разрешения) на посещение окрестных пограничных районов. Эту же информацию подтвердили два человека из разных турбюро.

4. Да, Лех более высокогорный, чем Манали, и возможно развитие горной болезни, а это совсем не шутки. Например, небезызвестного Сергея Долю из Лех фактически эвакуировали, не помогли даже кислородные баллоны. Все, кого я знаю из тех, кто ездил по этой дороге, имели горнячку первых стадий и когда уезжали, были счастливы, что все это, наконец, закончилось (с другой стороны, конечно, печальны). Если вы знаете, что у вас есть склонность к горнячке, начинайте в любом случае с Манали для мягкой адаптации к высоте. Если из Лех, то рекомендуется перед выездом побыть там дня 3-4. Я не медик, но мне кажется, это можно в домашних условиях определить так. Если вы не можете переносить отсутствие свежего воздуха и бежите открывать окна в любой непонятной ситуации, и никогда не были в горах выше 4000 м — с высокой вероятностью будете страдать.

5. Обязательно наберите с собой таблеток, витаминок и т.д. для профилактики горной болезни, лечения горной болезни и т.д. Информации полно на сайтах альпинистов, как подготовиться и т.д. Я, честно говоря, пропустил момент, что надо заранее начинать пропивать таблеточки перед восхождением, поэтому ничего и не делал, но даже если нет склонности к горнячке, уж лучше перестраховаться, чем мучиться.

6. Ночевку планируйте в Кейлонге или Джиспе (они рядом и не принципиально). Даже если тихоходом ехать из Лех или Манали — туда к вечеру доберетесь 100%, и не надо планировать ночевку в палаточных лагерях — все они будут выше 4000 м и это только обострение горнячки. Я из Манали в Джиспу туда ехал в дождливую погоду где-то часов 5 максимум. Обратно в хорошую погоду и подпривыкнув к мотоциклу — 3 с половиной часа. И это я не гнал со всей дури. Из Манали вообще излишне аккуратно полз. Из Лех в Джиспу у меня получилось 10 часов дороги с едой, перекрытиями дороги на 2 часа, очередью на заправке, беготней на перевалах и т.д. Т.е. ничего сложного даже за день проехать все шоссе.

7. Полезная информация есть по шоссе в Википедии. Русская статья про Лех-Манали унылая, а английская, которая ищется по «Leh–Manali Highway», имеет массу пользы. Обязательно ее почитайте и где-то зафиксируйте (я скриншотов понаделал).

8. Большую часть дороги нет не то, что интернета, а связи вообще, имейте ввиду. Даже в поселке Джиспа у меня ни одна индийская симка не ловила вообще. Предупредите родных и близких, что может быть ситуация, когда вы на пару дней пропадете по техническим причинам.

9. Как навигатор использовал Google-карты в оффлайн-режиме, но вообще им не пользовался, дорога одна. Возле Кейлонга есть развилка, откуда можно поехать не в Манали, а восточнее, но тоже не проморгаете. Я сам обычно в горах навигатор включаю, чтобы углы поворотов заранее видеть, но по этой дороге избыточно, т.к. скорость движения очень низкая и всегда есть риск, что выскочит на тебя грузовик, дорога очень узкая. Соответственно, закрытые повороты все равно проходятся предельно аккуратно, чтобы можно было спрятаться на обочину и т.д.

10. В Манали и Лех можно купить все недостающее. Канистры, баффы, перчатки, экипировку, дождевики, гермомешки, рюкзаки и т.д. Это все стоит копейки относительно российских цен, поэтому можно с собой не тащить. Например, канистру в Манали я купил рублей за 60, два баффа (свой дома забыл) тоже рублей по 50. Настоятельно рекомендую купить резиновые сапоги, т.к. на участке Джиспа-Лех достаточно много приходится ехать через ручьи. Да, на обратном пути я дерзко проезжал, не касаясь ногами воды, и ноги не промокли, а когда в первый раз ехал, промочил прям с утра. При этом, у меня сапоги с гортексом, но чуток порвана мембрана — туда все и протекло.

11. Заправки есть на выезде из Манали, на выезде из Лех и в Кейлонге. Больше нет. Если прям совсем край, можно будет купить из бутылок — изредка по пути попадаются ларьки с чаем и перекусом, но он может быть разбодяженный. Все едут с канистрами, поэтому, опять же, у путешественников тоже можно чуток отлить. Для Himalayan нужно взять одну канистру бензина 5 л — это избыточно, но пусть будет, вдруг у вас карбюратор переливает бенз. Если начнутся проблемы с карбюратором, хотя бы можно всегда точно определить, что дело не в недостатке бензина, прежде чем бездумно накручивать регулировки. Для Буллета и Тандербёрда возьмите либо 2 канистры по 5 литров, либо одну по 10 литров.

12. Если разница в цене аренды небольшая и по росту подходит, берите Himalayan, а не Bullet. У Himalayan подвеска идеально заточена для путешествия по этим местам. Во-первых, скорость передвижения выше, мягче попке, при этом не важно, если вы на скорости в яму попадете или что-то подобное. На Bullet на кочках все стучат днищем. И стоковая резина у Himalayan хорошая. Идеальный мотоцикл для такого маршрута — не разочаруетесь. Если путешествуете вдвоем, то лучше Bullet 500, а еще лучше Thunderbird 500. 350 и 400 см очень плохо тянут двоих человек даже в обычных горах, даже когда с кислородом проблем нет. Особого бездорожья нет, на этот счет можно не заморачиваться — проедет любой скутер, в крайнем случае. Вопрос только в комфортности подвески.

13. Экипировка. Я брал с собой куртку и штаны с гортексом. Идеально подходит для здешних мест, потому что то моросит дождь, то не моросит, и утром влажный туман, от которого одежда промокает, но в то же время особого холода и нет — я под куртку только майку надевал. Но дождевик и пара теплых кофт тоже пойдут. По качеству защиты говорить ничего не стану — это субъективно. Брал с собой обычные перчатки летние перфорированные — мне было их вполне достаточно. Играться с газом и сцеплением приходится часто, поэтому лучше не брать толстые. Если холодно, под обычные перчатки надевайте внутренние тонкие термоперчатки (в туристических и лыжных отделах продают такие). Обязателен бафф, который закроет лицо и шею, т.к. все открытые участки тела обязательно обгорят.

14. Чуть не забыл. Нужно получить отдельный пермит на проезд по этой дороге. Оформить можно онлайн на паре индийских сайтов — заполняете все данные, оплачиваете рублей 50 картой и вуаля. Остается только распечатать, в Манали и Лех полным полно мест, где можно распечатать.

Поехали. Будут вопросы — спрашивайте, отвечу.

1: Сезон дождей в Индии



2: Чандигарх — Шимла



3: Шимла — Манали



4: Манали — Джиспа



5: Барача Ла



6: Таглунг — Лех



(заглавный ролик) 7: Leh-Manali Highway (Лех-Манали)



8: Манали — Чандигарх

  • 83551488355148
  • 2 ноября 2018 в 12:13
  • 3
  • ?

Комментарии (15)

RSS свернуть / развернуть
0
KDanilenko
А что по затратам в деньгах?
+5
8355148
Прилететь из Москвы в Дели, потом в Лех и обратно — тысяч 35. Можно ужаться до 25, если из Дели на автобусе до Манали (там не очень далеко) и на билеты хорошие попасть.
Можно жить в палатке, можно в гостиницах — на вкус и цвет. Средний ценник в регионе ~1000 руб. за ночь в нормальной гостинице, есть много вариантов дешевле, есть дороже. 1000 — это прям очень хорошее жилье и с завтраком.
Еда зависит от аппетита и пристрастий. В среднем, при нормальном тибетском питании без лобстеров рублей 600 в день.
Бензин — думаю, тысячи 4-5 на туда и обратно.
По аренде мотоцикла не знаю, наверняка на неделю тысяч 10.
0
Gorblnbl4
Сохранил на всякий случай) за советы спасибо!
0
lada_wind
Спасибо огромное, не были там с 2012, сейчас мега актуальна эта информация. Все по делу. И видео — прекрасные, полный эффект присутствия :) Как будто с вами там побывали. Опять :)И в четвертый раз нас затягивает в себя Ладак :)
Правильно я поняла, что с мото из Манали в одиночку мы точно не сможем покататься радиалочки из Ле? А группа мото- это сколько? 2 мотоцикла это ведь тоже группа?
Буду искать официальную информацию, но за личный опыт отдельное спасибо- очень здорово вас читать :)
+1
8355148
2 мотоцикла — это уже группа, да. Проблема, во многом, только в регистрации региона мотоцикла. Манальские, может, и проходят — проще написать с вопросом в контору по аренде — манальскую и леховскую.
0
lada_wind
пока они говорят ok, но может потому что хотят, чтобы клиент не сорвался, а может потому, что все может поменяться в этом сезоне ;) О мама Индия, сюрпризы на каждом шагу :)
Один из наших знакомых живет на юге Индии, с байком, зарегистрированным в Харайне, но на который у него нет документов. Тоже думает, как быть, хочет на своем ехать, но сомневается.
Мне кажется никакая последняя информация не прибавляет уверенности в чем либо :) Видимо, как всегда, будем решать все на месте.
Спасибо!
0
lada_wind
Когда вы выезжали из Манали? В июле 2018?
+1
8355148
Да, июль 2018.
Из Манали — где-нибудь в 7:00. Индийцы любят поспать, да.
0
lada_wind
не :)))), в каких числах?
+2
8355148
13 июля из Манали на север.
0
lada_wind
аааа, в видео 4!!! Погодка для Ротанга просто песня!!! )))))))))))) Это в котором часу из Манали выезжали? Дорога кажется пустой. Это из-за осадков?
+1
8355148
Думаю, это из-за того, что я рано выезжал и довольно быстро ехал. Т.е. просто со временем потока или чуть быстрее. А навстречу начинается какой-никакой трафик только часа через 3.
0
AlexSaevich
Тоже собрались этим августом прокатить по этой дороге. Можно написать тебе на почту вопросы? ( моя Почта для связи: saevich@bk.ru )
0
8355148
Можно, пиши сюда — moto-review@ya.ru
+1
MatveyOgulov
Это просто прекрасно, спасибо
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. 8355148, Путешествие в Гималаи (Leh-Manali Highway)