Привет, Байкпостовчанин. Кажется, ты используешь AdBlock.
БайкПост развивается и существует за счет доходов от рекламы. Добавь нас в исключения.
открытое письмо как отключить

Блог им. 8355148 → Путешествие в Гималаи (Leh-Manali Highway)

Высокогорное шоссе Манали-Лех считается одним из самых красивых в мире и точно самым-самым в Индии во всех рейтингах. Прелесть конкретно этой дороги относительно почти всего мирового «топа» в том, что это не 20 минут красоты, не 2 часа, а 2-3 дня пути нескончаемых красот без перерыва. Когда короткая дорога, ощущение прекрасного не успевает накрыть, а здесь с головой и не дает вынырнуть. По моему личному мнению, это самая красивая дорога мира.

Здесь ролик, коротко показывающий всю мякотку. А внутри поста дам гору подробных практических советов тем, кто туда соберется поехать, чего мне не хватало, ну и все остальные ролики из путешествия с чувством, с толком.




Итак, советы.


1. Дорога открыта несколько месяцев в году, открывается где-то в конце мая или июне. Знакомые индийцы, увлеченные треккингом, советовали ехать где-нибудь в конце июля или в августе. Я сам не люблю пики сезона и стараюсь ездить чуть раньше или чуть позже, чтобы поменьше людей было. В Гималаях это не очень актуально — вы будете крайне редко видеть людей, можно ехать в самое пиковое время. Раньше июля есть проблема с тем, что, во-первых, холоднее, но это решается нормальной экипировкой, и другая проблема, что больше грязи и талого снега по обочинам. Смысла ехать раньше посмотреть на снег нет, потому что он грязный в копоти от грузовиков. Уж россиянам точно эта картина не нова. В июле-августа тепло (я половину дороги без перчаток ехал, к примеру) и более сухо, хотя грязных участков предостаточно.

2. Почему не нужно бояться толпы? Манали-Лех — очень высокогорная дорога, построенная для военных целей, где посередине пути есть место с поселениями и все. Утром путешественники отправляются из дальних точек в направлении друг друга и встречный транспорт, не считая редких военных грузовиков и бензовозов, начинается где-то в полдень. Ехать совсем быстро невозможно, поэтому у всех плюс-минус одна скорость передвижения. Т.е. можно ехать полчаса и не встретить ни одной души. Когда я выезжал обратно из Лех в 5 утра, я вообще часа полтора ни одной машины не видел.

3. Если цель арендовать мотоцикл, то лучше лететь в Лех. Если арендовать мотоцикл в Лех, можно свободно получить разрешение съездить еще в долину Нубра, к озеру Банг Тао и т.д. беспрепятственно. С арендованными мотоциклами в Манали (другой штат) возникают проблемы из-за новых правил. А если вы поедете в одиночку, то начинайте лучше с Манали, все равно дальше Лех пускают только группами от двух мотоциклов, либо придется с какой-то группой туристов проехаться. Опять же, я не пробовал, так мне объяснили в бюро Лех, где выдают пермиты (разрешения) на посещение окрестных пограничных районов. Эту же информацию подтвердили два человека из разных турбюро.

4. Да, Лех более высокогорный, чем Манали, и возможно развитие горной болезни, а это совсем не шутки. Например, небезызвестного Сергея Долю из Лех фактически эвакуировали, не помогли даже кислородные баллоны. Все, кого я знаю из тех, кто ездил по этой дороге, имели горнячку первых стадий и когда уезжали, были счастливы, что все это, наконец, закончилось (с другой стороны, конечно, печальны). Если вы знаете, что у вас есть склонность к горнячке, начинайте в любом случае с Манали для мягкой адаптации к высоте. Если из Лех, то рекомендуется перед выездом побыть там дня 3-4. Я не медик, но мне кажется, это можно в домашних условиях определить так. Если вы не можете переносить отсутствие свежего воздуха и бежите открывать окна в любой непонятной ситуации, и никогда не были в горах выше 4000 м — с высокой вероятностью будете страдать.

5. Обязательно наберите с собой таблеток, витаминок и т.д. для профилактики горной болезни, лечения горной болезни и т.д. Информации полно на сайтах альпинистов, как подготовиться и т.д. Я, честно говоря, пропустил момент, что надо заранее начинать пропивать таблеточки перед восхождением, поэтому ничего и не делал, но даже если нет склонности к горнячке, уж лучше перестраховаться, чем мучиться.

6. Ночевку планируйте в Кейлонге или Джиспе (они рядом и не принципиально). Даже если тихоходом ехать из Лех или Манали — туда к вечеру доберетесь 100%, и не надо планировать ночевку в палаточных лагерях — все они будут выше 4000 м и это только обострение горнячки. Я из Манали в Джиспу туда ехал в дождливую погоду где-то часов 5 максимум. Обратно в хорошую погоду и подпривыкнув к мотоциклу — 3 с половиной часа. И это я не гнал со всей дури. Из Манали вообще излишне аккуратно полз. Из Лех в Джиспу у меня получилось 10 часов дороги с едой, перекрытиями дороги на 2 часа, очередью на заправке, беготней на перевалах и т.д. Т.е. ничего сложного даже за день проехать все шоссе.

7. Полезная информация есть по шоссе в Википедии. Русская статья про Лех-Манали унылая, а английская, которая ищется по «Leh–Manali Highway», имеет массу пользы. Обязательно ее почитайте и где-то зафиксируйте (я скриншотов понаделал).

8. Большую часть дороги нет не то, что интернета, а связи вообще, имейте ввиду. Даже в поселке Джиспа у меня ни одна индийская симка не ловила вообще. Предупредите родных и близких, что может быть ситуация, когда вы на пару дней пропадете по техническим причинам.

9. Как навигатор использовал Google-карты в оффлайн-режиме, но вообще им не пользовался, дорога одна. Возле Кейлонга есть развилка, откуда можно поехать не в Манали, а восточнее, но тоже не проморгаете. Я сам обычно в горах навигатор включаю, чтобы углы поворотов заранее видеть, но по этой дороге избыточно, т.к. скорость движения очень низкая и всегда есть риск, что выскочит на тебя грузовик, дорога очень узкая. Соответственно, закрытые повороты все равно проходятся предельно аккуратно, чтобы можно было спрятаться на обочину и т.д.

10. В Манали и Лех можно купить все недостающее. Канистры, баффы, перчатки, экипировку, дождевики, гермомешки, рюкзаки и т.д. Это все стоит копейки относительно российских цен, поэтому можно с собой не тащить. Например, канистру в Манали я купил рублей за 60, два баффа (свой дома забыл) тоже рублей по 50. Настоятельно рекомендую купить резиновые сапоги, т.к. на участке Джиспа-Лех достаточно много приходится ехать через ручьи. Да, на обратном пути я дерзко проезжал, не касаясь ногами воды, и ноги не промокли, а когда в первый раз ехал, промочил прям с утра. При этом, у меня сапоги с гортексом, но чуток порвана мембрана — туда все и протекло.

11. Заправки есть на выезде из Манали, на выезде из Лех и в Кейлонге. Больше нет. Если прям совсем край, можно будет купить из бутылок — изредка по пути попадаются ларьки с чаем и перекусом, но он может быть разбодяженный. Все едут с канистрами, поэтому, опять же, у путешественников тоже можно чуток отлить. Для Himalayan нужно взять одну канистру бензина 5 л — это избыточно, но пусть будет, вдруг у вас карбюратор переливает бенз. Если начнутся проблемы с карбюратором, хотя бы можно всегда точно определить, что дело не в недостатке бензина, прежде чем бездумно накручивать регулировки. Для Буллета и Тандербёрда возьмите либо 2 канистры по 5 литров, либо одну по 10 литров.

12. Если разница в цене аренды небольшая и по росту подходит, берите Himalayan, а не Bullet. У Himalayan подвеска идеально заточена для путешествия по этим местам. Во-первых, скорость передвижения выше, мягче попке, при этом не важно, если вы на скорости в яму попадете или что-то подобное. На Bullet на кочках все стучат днищем. И стоковая резина у Himalayan хорошая. Идеальный мотоцикл для такого маршрута — не разочаруетесь. Если путешествуете вдвоем, то лучше Bullet 500, а еще лучше Thunderbird 500. 350 и 400 см очень плохо тянут двоих человек даже в обычных горах, даже когда с кислородом проблем нет. Особого бездорожья нет, на этот счет можно не заморачиваться — проедет любой скутер, в крайнем случае. Вопрос только в комфортности подвески.

13. Экипировка. Я брал с собой куртку и штаны с гортексом. Идеально подходит для здешних мест, потому что то моросит дождь, то не моросит, и утром влажный туман, от которого одежда промокает, но в то же время особого холода и нет — я под куртку только майку надевал. Но дождевик и пара теплых кофт тоже пойдут. По качеству защиты говорить ничего не стану — это субъективно. Брал с собой обычные перчатки летние перфорированные — мне было их вполне достаточно. Играться с газом и сцеплением приходится часто, поэтому лучше не брать толстые. Если холодно, под обычные перчатки надевайте внутренние тонкие термоперчатки (в туристических и лыжных отделах продают такие). Обязателен бафф, который закроет лицо и шею, т.к. все открытые участки тела обязательно обгорят.

14. Чуть не забыл. Нужно получить отдельный пермит на проезд по этой дороге. Оформить можно онлайн на паре индийских сайтов — заполняете все данные, оплачиваете рублей 50 картой и вуаля. Остается только распечатать, в Манали и Лех полным полно мест, где можно распечатать.

Поехали. Будут вопросы — спрашивайте, отвечу.

1: Сезон дождей в Индии



2: Чандигарх — Шимла



3: Шимла — Манали



4: Манали — Джиспа



5: Барача Ла



6: Таглунг — Лех



(заглавный ролик) 7: Leh-Manali Highway (Лех-Манали)



8: Манали — Чандигарх

  • 83551488355148
  • 2 ноября 2018 в 12:13
  • 2
  • ?

Комментарии (12)

RSS свернуть / развернуть
0
KDanilenko
А что по затратам в деньгах?
+5
8355148
Прилететь из Москвы в Дели, потом в Лех и обратно — тысяч 35. Можно ужаться до 25, если из Дели на автобусе до Манали (там не очень далеко) и на билеты хорошие попасть.
Можно жить в палатке, можно в гостиницах — на вкус и цвет. Средний ценник в регионе ~1000 руб. за ночь в нормальной гостинице, есть много вариантов дешевле, есть дороже. 1000 — это прям очень хорошее жилье и с завтраком.
Еда зависит от аппетита и пристрастий. В среднем, при нормальном тибетском питании без лобстеров рублей 600 в день.
Бензин — думаю, тысячи 4-5 на туда и обратно.
По аренде мотоцикла не знаю, наверняка на неделю тысяч 10.
0
Gorblnbl4
Сохранил на всякий случай) за советы спасибо!
0
lada_wind
Спасибо огромное, не были там с 2012, сейчас мега актуальна эта информация. Все по делу. И видео — прекрасные, полный эффект присутствия :) Как будто с вами там побывали. Опять :)И в четвертый раз нас затягивает в себя Ладак :)
Правильно я поняла, что с мото из Манали в одиночку мы точно не сможем покататься радиалочки из Ле? А группа мото- это сколько? 2 мотоцикла это ведь тоже группа?
Буду искать официальную информацию, но за личный опыт отдельное спасибо- очень здорово вас читать :)
+1
8355148
2 мотоцикла — это уже группа, да. Проблема, во многом, только в регистрации региона мотоцикла. Манальские, может, и проходят — проще написать с вопросом в контору по аренде — манальскую и леховскую.
0
lada_wind
пока они говорят ok, но может потому что хотят, чтобы клиент не сорвался, а может потому, что все может поменяться в этом сезоне ;) О мама Индия, сюрпризы на каждом шагу :)
Один из наших знакомых живет на юге Индии, с байком, зарегистрированным в Харайне, но на который у него нет документов. Тоже думает, как быть, хочет на своем ехать, но сомневается.
Мне кажется никакая последняя информация не прибавляет уверенности в чем либо :) Видимо, как всегда, будем решать все на месте.
Спасибо!
0
lada_wind
Когда вы выезжали из Манали? В июле 2018?
+1
8355148
Да, июль 2018.
Из Манали — где-нибудь в 7:00. Индийцы любят поспать, да.
0
lada_wind
не :)))), в каких числах?
+2
8355148
13 июля из Манали на север.
0
lada_wind
аааа, в видео 4!!! Погодка для Ротанга просто песня!!! )))))))))))) Это в котором часу из Манали выезжали? Дорога кажется пустой. Это из-за осадков?
+1
8355148
Думаю, это из-за того, что я рано выезжал и довольно быстро ехал. Т.е. просто со временем потока или чуть быстрее. А навстречу начинается какой-никакой трафик только часа через 3.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. 8355148, Путешествие в Гималаи (Leh-Manali Highway)