Блог им. Ines → По долинам и горам: Греция - Турция - Грузия 2017. Часть 2. Турция.

Часть 1. Европа
Часть 3. Грузия

Бывает так, сидишь на пляже, слушаешь шум прибоя, пьешь холодный мохито… всматриваешься в линию горизонта и думаешь, а что там, за ней? Мечтаешь о дальних странах и заморских землях… А потом садишься на мотоцикл и просто едешь туда!
Вот так я и оказалась на другом берегу Эгейского моря — в Измире.
Греко-турецкую границу прошла очень быстро и не снимая шлема. Греки на расслабоне, а турки очевидно привыкшие к женщинам в парандже — узнавали меня по глазам :)
Хотя нет, вру конечно, в дьюти-фри пришлось снять.
Практически вся дорога от Салоников пролегает вдоль моря, поэтому ехала красиво и живописно. Даже с паромной переправой на пути. Хотелось фотографировать все время.
О турках первое впечатление приятное. Доброжелательные и отзывчивые. Пару раз заблудилась, стоило только спросить дорогу — не только объясняли, но и провожали на своих авто на правильный выезд.
Успела даже побеседовать с полицией.
Забавный диалог получился:
— Hello, do you speak English?
— ну… чуть-чуть
— Where are you from?
— Раша!
— Russia! Hm… I want to see your driver license… but okay, you can go!
Ну и ок, тем более, что уже темнеет, а я спешу в Измир, потому что меня там ждут!
Снова мото семья — Ёжан и Алия, путешественники. Много где были вместе, Норвегия, Памир, Монголия и т.д. Везет мне в этой поездке на такие хорошие, любящие семьи, которые разделяют интересы друг друга. Смотрю на них и кайфую.

Несколько дорожных фото.

Кавала, Греция

На следующий день завтракаем у друга семьи, владельца bmw 1150 gs кстати, и едем вдвоем с Алией на мотах в Эфес — бывший древний город, музей под открытым небом. Хорошо катнули, километров 200 на круг — женский мини дальняк ))) Обратно — по живописным серпантинам вдоль побережья. Дорожка огонь, только что внизу у моря, потом вжух вжух — и на вершине горы! После очередного перевала Алия остановилась и сказала «мне надо покурить» )))

«Дочери анархии» на старте

Монумент, Дева Мария

Эфес, древний город

Дорога вдоль побережья

*****

Давным давно, когда я первый раз увидела фотографии знакомых в Памуккале, я для себя решила, что однажды должна там побывать. С тех пор прошло более десяти лет, и вот я в трехстах километрах от этого настоящего геологического чуда. Ехать? Однозначно да!

Это великолепно, у меня снова переизбыток эмоций. «Хлопкоый замок» останется в моей памяти навсегда! Белоснежная гора, образованная в течение тысячелетий под действием подземных источников, богатых минералами, с террасами, наполненными термальной водой цвета аквамарина — ослепительная красота и восторг! Купание в источниках на закате — бесценно :) Прекрасный вид, огни города как на ладони.

В Турции не работает букинг, поэтому ткнув в навигаторе на отель с понравившимся названием, поехала. Уже на улице у отеля увидев мотоцикл, поняла, что оказалась в правильном месте. Я научилась доверять интуиции, и она не подвела! Отличный отель, парковка, бассейн, гуд прайс!
Радушный хозяин оказался байкером, любит русских туристов, особенно мотоциклистов. Любезно отвез меня на гору, потом покормил ужином в ресторане друзей с видом на Памуккале.
Приключения продолжаются!

*****

Турция — удивительная страна, а у меня по плану очередное чудо света — Каппадокия! Но вначале расскажу немного о дорожных приключениях по пути.
Ни для кого не секрет, что если чего-то искренне хотеть, рано или поздно это обязательно сбывается. Почему-то именно в путешествии, видимо мысли настолько ясны и без помех и суеты, очень быстро доходят до Вселенной.
Так, еду я и думаю, пройдено уже почти половина пути, а не считая нескольких красивых дорог, всё автобаны да хайвеи, скучно, хоть бы эндуро какое подвернулось…
Реально, ровно через 5 минут навигатор мне говорит «поверните налево». А слева горы и узенькая такая дорожка. Интересно. Сверяюсь с картой и вижу, что конечная точка — та что нужна, но мы давно проехали поворот налево, ведущий по основной дороге. Я вспомнила то место, указатель был, но навигатор уверенно показывал прямо на Анталию, не глянула карту, подумала электронному мозгу виднее. (Пару раз замечала кстати баг maps.me: он почему то иногда рисует в объезд с не слабым крюком, а сейчас пропустила этот момент). Ну ладно, налево, так налево, даже интереснее :)
Веселый такой перевальчик оказался. По грейдеру с щебнем. Наверху — красивое плато, окруженное вершинами гор со всех сторон.

Начало

Поднимаемся

Плато

В итоге 300км второстепенных дорог где то в сердце Турции. Местами не особо интересные деревни и ремонты, но чаще перевалы радовали глаз! При этом совершенно пустые дороги без трафика, ехалось интересно, но иногда очковала останавливаться пофоткать, по той же причине — безлюдности, хотя были такие кадры, прям вау!
А измирские ребята говорили, что центральная Турция скучная. Это смотря как искать :))) В итоге я осталась довольна шуткой навигатора.

Скрепя сердце, я сворачивала с хайвея на Анталию в сторону востока. И вот я в Гёреме, Каппадокия!
Мне посоветовали пещерный отель Travel Inn Cave.

На утро меня ждал приятный почти сюрприз! Самая дорогая доставка грузинского вина в любую точку мира! При чем «дорогая» — во всех смыслах! Друзья спонтанно собрались за один вечер и рванули мне навстречу из Грузии.

Ну и конечно нельзя просто приехать Каппадокию и не полетать на воздушном шаре! Невероятное зрелище — все небо усыпано тысячами шаров, освещенных первыми лучами рассвета, и ты паришь над необычными ландшафтами как будто с другой планеты — это несравненные ощущения!

И не сфоткаться с «грибочками»

*****

На этой фееричной и красивой ноте для меня закончилась «туристическая», рафинированная Турция и началась настоящая! Мы с Виражками поехали в восточную ее часть. Уже по традиции остановились в гостях у прекрасной семьи мотопутешественников в городе Диярбакыр. Не перестаю поражаться гостеприимству турецких мотоциклистов. Все таки путешествия — это не только возможность посмотреть разные страны, но и то, что сближает людей. Еще вчера ты не знал человека, а сегодня — самый дорогой гость в его доме!

Диярбакыр — один из ярчайших примеров настоящей Турции, абсолютно не испорченной массовым туризмом. Город с богатейшей историей. Древний Диярбакыр — некогда столица арамейского царства. В течении многих веков через него проходили различные завоеватели: ассирийцы, персы, монголы, армяне, арабы, османы. Бывший христианский город, чьи исконные жители были либо убиты, либо бежали в начале XX столетия. Их место заняли курды, составляющие ныне 3/4 населения города. Сейчас курды считают Диярбакыр своей столицей, оплотом их культуры и самоидентификации как народа.

Он был закрытым городом до 2002-го года из-за боевых действий между армией и КРП (Курдская рабочая партия). Весь юго-восток Турции пережил жуткие потрясения в прошедшем столетии, и не известно, что будет дальше.
Поэтому особенно ценно прикоснуться к истории, увидеть своими глазами, окунуться в суть культуры тех мест, где тебе доводится путешествовать.

Как раз обсуждали с Эрсеном, парнем, у которого мы жили, что это прекрасная традиция мотоциклистов — принимать у себя людей. Только в таком тесном общении с местными можно окунуться в культуру и быт тех мест, где ты бываешь. Это бесценный опыт. В этом разница между «путешественником» и «туристом», просто катающимся от отеля до отеля, собирающим распиаренные достопримечательности.

Итак, едем с Эрсеном смотреть город

Первое, что впечатляет в городе — его гигантская черная крепость из вулканического бальзата. Турецкая «Великая китайская стена», разделяющая старый и новый город — она и правда огромная, 11км в длину. Вторая по величине в мире из сохранившихся, после китайской.
Еще недавно на площади у стен крепости разворачивались печальные события — противостояние турецкой армии с активистами запрещенной в Турции Рабочей партии Курдистана.

Узкие переулки рынка. Вряд ли мы пошли бы сюда без Эрсена ) И не увидели бы мастер-класс гончарного дела от его друга.

Вообще собираясь ехать на восток Турции, я понимала, что это не самый спокойный регион и имела некоторые опасения… Но все местные ребята, с которыми я общалась, в один голос говорили, что это безопасно, но лучше не ехать ночью. Не надо бояться блокпостов, а их там действительно не мало. Просто «траст зе полис, траст зе арми» и все будет гуд. Ёжан из Измира даже провел параллель восточного региона Турции с Дагестаном. Кто был там, понимает, что для обычных людей нет никакой опасности от местных жителей. Наоборот, только радушие и доброжелательность.
Я очень была приятно удивлена, насколько все турки дружелюбные и незамутненные. Стереотип о их навязчивости — совсем не соответствует действительности, когда понимаешь, что им искренне интересно с тобой поговорить, на улице например :) Это совсем не напрягает. Более того, они всегда пытаются помочь, к кому ни обратись! Еще ни один человек не отмахнулся, когда я спрашивала дорогу. Абсолютно каждый не только объяснял, но и провожал! На своей машине выводили меня из города несколько раз. Пешком — отводили с нужное место. В дороге в магазинах, если не принимали карты — дарили бутылку воды просто так!
Ну и если сравнивать восточную Турцию с нашими южными регионами, схожесть во многом. Водят там местные так же эмоционально и экспрессивно. Каждый, кто узнавал, куда я еду, говорил «be careful on roads». И полиция на БТР-ах по городу ездит. Я однажды была плохой девочкой и подрезала один из них ))) Случайно.

*****

В тот день после Диярбакыра мы проехали не много, около 300км, но за то каких! Серпантины бомба. Я разрывалась и не знала, чего больше хочется — смотреть по сторонам или вваливать.

Попили чай с турецкими мотоциклистами и остановились ночевать на озере Ван, в Татване.

Следующий день был самый трешовый и в то же время самый огненный день поездки! Сначала мы чуть не уехали в Сирию и не вступили в ИГИЛ ))) (На самом деле нет). Потом пересекли кажется все горы восточной Турции, при чем напрямик и даже не один раз! Навигатор — величайшее изобретение человека, потому что порой заведет в такую… опу, что специально и не придумаешь. И никогда не увидишь той девственной красоты, которая спрятана от глаз многих…
Сегодня у меня наконец началось то, ради чего я вообще решила путешествовать — настоящие приключения! Опасность, адреналин, безусловное счастье!

Итак, по порядку. Сегодня с утра мы начали свой путь от города Татван вдоль озера Ван. Дорога красивая, но по сравнению с дальнейшими нашими приключениями особого «вау»-эффекта не было.
А вот после… началось! После озера мы поехали в Догубаязит, «короткой дорогой» — уже многообещающе. Говорят, там очень красивый храм и вид на Арарат! Едем неспешно, фоткаемся. Солнышко светит, птички поют… До цели остается не более 30км, смотрим, перед нами блокпост — обычное дело в этих краях. Но сейчас что то не так. Дорога частично перекрыта камнями и военный на хорошем английском объясняет, что мы можем попробовать проехать, но через один километр она закрыта совсем. Ок, мы попробуем. Разумеется нас разворачивают там, на вопрос почему? — ответ «террористы пкк». Смотрим карту как ехать дальше, и тут только доходит, мы практически на границе с Ираном. Она за горной грядой. Поднимаем головы, а там почти на каждом пике — пограничные вышки и военные с автоматами. Кажется, пора валить! Жаль, засцала вояк сфоткать )))

Не обычно кстати видеть по дороге указатели на Иран. Вызывает смешанные чувства… И страшно, но в то же время так близко — манит.

Именно сегодня я вдруг поняла, что за семь дней устала от Турции и хочу скорее в Грузию. Решено, еду с ребятами до Ахалцихе. Но как известно, «хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах». Спонсор дальнейших приключений garmin vs maps.me ))) В результате, в общей сложности, километров 300-400 горных живописнейших дорог, половина из них без асфальта. Мелкая щебенка в основном, местами укатанная, местами нет. При чем это не просто один перевал «вверх-вниз». А именно пересечение огромного горного массива. Штук пять перевалов самый высокий — 2400м. Шпильки, виды, скалы — очень сложно передать словами и тем более фотографиями на айфон, но наверное, я такого в жизни не видела.

Как обычно, самую жесть не сфоткаешь, лишь бы самому нормально проехать. Но местами ощущение было не из приятных от осознания, что ты где то между горными грядами и в принципе никто ничего даже не узнает.

Но самое смешное началось, когда оба навигатора в какой то момент сказали: «ой, а у нас карты нет, дальше сами, ребята». Выглядело это примерно так:

Разумеется, мы не повернули назад! Каким то образом выехали таки на более-менее основную дорогу. Солнце к тому времени уже садилось и стало ясно, что Ахалцихе — это не досягаемая цель сегодня.
Берем курс на ближайший крупный город Карс в 100км.
Горы, вы такие классные! Последний перевал — я думала мы щас на Арарат заедем, высоко ппц. Я уже еду и думаю «Господи, что ты делаешь, пожалуйста прекрати», а мы все выше и выше… Эх, жаль что не увидели всю красоту в сумерках, хочется вернуться туда по светлому.

Карс — еще немного треша на сегодня. С огромным трудом, не без помощи «на берегу», удалось найти приличную гостишку. Трафик тяжелый, навик не в курсе об одностороннем движении, опять блуждает, улицы перекрыты… ух.

Офигенно длинный день. Укрываю Гусю, а сами с Женькой не раздеваясь по мензурке сливовицы, ожидающей своего звездного часа аж со Словакии.
Блин это было круто. Дорога от Агри до Карса через горные хребты — в моей памяти навсегда! Женька и Тамуна, спасибо вам, что были рядом! Не уверена, что я бы не сдалась, не будь вас. Все так как и должно быть и все вовремя.