Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. olley → Кейт Код, ДОП-ы и калифорнийские мотоциклисты

«Кейт Код не дает советов для езды по ДОП-ам», «Кейт Код пишет только о треке!». Не раз встречал такие утверждения на БП. Когда недавно мне попала в руки линза на 300мм, я выехал за город, чтобы пофоткать мотоциклистов на одной из местных извилистых дорог. И глядя на проносящиеся мимо мотоциклы, я в очередней раз задумался об этих утверждениях




История Кейт Кода и его школы прочно связана с Калифорнией. А калифорнийскую мото-культуру нельзя представить без основного развлечения — езды по серпантинам (canyon riding). Хотя, canyon riding, это не совсем серпантины. Классический серпантин это петляющая туда-сюда дорога поднимающаяся или опускающаяся по склону горы. Каньонная дорога зачастую не имеет целью подняться на вершину перевала. Она просто ведет из точки А в точку Б по склону горы, огибая все выступы и обрывы. И за счет этого получаются великолепные изгибы, которые безумно любят мотоциклисты.



Если говорить о США, то я не знаю, где еще найдется такое место настолько богатое каньонными дорогами. Горы есть во многих уголках страны, но дороги в по-настоящему больших горах, таких как Скалистые или Сьерра-Невада, слишком круты и серпантинисты. Если через каждые 100 метров идет разворот на 180 градусов, то это конечно здорово… на протяжении первых 5-6 таки разворотов. Потом это начинает надоедать. Плотность населения в таких горах тоже ниже, а значит и дорог там меньше. Поэтому идеальным вариантом для покатушек служит место, где есть баланс. Местность должна быть гористая, больше чем просто холмистая, но не с такими горами, которые могли бы заинтересовать альпинистов и скалолазов. Плотность населения должна быть такой, чтобы была необходимость в наличии многих мелких дорог, но эти дороги не должны быть переполнены, как городские улицы. Климат тоже играет важную роль: если температура не опускается ниже нуля, то замечательно, если при этом она не поднимается выше 30, то вообще отлично.

Сложно найти местность, удовлетворяющую этим требованиям больше, чем калифорнийские загородные шоссе.



Если вы смотрели The Twist of the Wrist Кейт Кода, то помните, что два героя фильма гоняли по горным дорогам до того, как пошли в школу Кода. И на этих же дорогах познакомились с мотоциклистом, который подарил им книгу.

Когда на БП спорят о том, что уроки Кода не применимы к ДОПам, то как правило приводят более-менее стандартный набор аргументов:
  1. Наличие других участников движения
  2. Перекрестки, пешеходы, светофоры
  3. Неоднородность покрытия (плохой асфальт, мусор на асфальте)
  4. Езда на пределе обычно связана со скоростями, приближающимися к 150км/ч и даже выше.



Наличие других участников движения
Дороги для canyon riding это мелкие загородные шоссе. Основной автомобильный поток идет по большим многополосным шоссе и магистралям, которые густой сетью покрывают США. В гористой полупустыне дороги полупустынны (прошу прощения за тавтологию). Конечно это не трек, и машины есть всегда. Машины на встречке почти всегда внезапны. Но плотного движения, когда впереди всегда маячит одна или несколько машин, зачастую получается избежать.

Перекрестки, пешеходы, светофоры
Это горы. Здесь нет светофоров и перекрестков. Хорошо, уточню. Перекрестки есть, но они встречаются раз в несколько километров и, зачастую, присутствуют только вблизи населенных пунктов. Пешеходы встречаются реже диких зверей (я не шучу). Но зато есть велосипедисты, для которых в порядке вещей катать по этим же самым маршрутам, проходящим десятки километров по горным безлюдным местам.

Неоднородность покрытия (плохой асфальт, мусор на асфальте)
Плохой асфальт и неожиданный песок или даже щебень и камни с гор запросто могут повстречаться на такой дороге. Качество асфальта как правило стабильное, я бы даже сказал, хорошее, но мне регулярно напоминают, что в Штатах дороги хуже, чем в России, поэтому мне сложно объективно сравнивать. Неожиданные выбоины встречаются редко, но зато постоянны гудроновые полосы. И Кейт Код как раз и говорит о том, как избегать неожиданных препятствий, как бороться с инстинктами, которые овладевают мотоциклистом в случае возникновения нештатных ситуаций.

Запредельные скорости
На хорошей каньонной дороге нет необходимости ехать со скоростью 150км/ч, чтобы получить заряд адреналина. На многих дорогах требуется сосредоточенная техническая езда даже при движении в пределах скоростных ограничений. Для езды плюс 20км/ч к ограничению, на некоторых дорогах уже необходимы такие навыки, которыми я, например, не владею. Кстати, именно поэтому я так и остался со своей мини-ниндзей. Предел её скоростных возможностей лежит явно за пределами моих способностей.



Учитывая все вышесказанное становится понятно, что то, о чем говорит Кейт Код вполне применимо к езде по ДОП-ам. Но не по городским улицам, и не по скоростным магистралям, а по шоссе, которые змеями вьются по каньонам и склонам Калифорнии. На таких дорогах становятся актуальными все советы: управление газом, положение тела, выбор траектории, поздний апекс, и т.д, и т.п. С другой стороны, люди, которые хотят именно гоночные курсы, отмечают что школа Кода для этого не совсем подходит. Например, см. отчет b0nch o поездке в California Superbike School Сам Кейт Код называет ее cornering school — «школой прохождения поворотов».

Круизеры тоже не упускают случая проехаться по серпантинам.


Пока я сидел и фотографировал, мотоциклисты подъезжали и спрашивали меня, выкладываю ли я эти фотки где-нибудь онлайн, можно ли их купить. Интересный факт: пятеро из шестерых мотоциклистов оказались военными. В Сан-Диего находится база ВМФ, база подводных лодок и авиабаза морской пехоты. Моряки и морпехи возвращаются из горячих точек, получают боевые выплаты и покупают на них адреналиновые ракеты. Одна из проблем, о которых пишут мотоциклетные ресурсы, состоит в том, что любовь военных к мотоциклам, помноженная на притупленное чувство опасности, ведут к аномально повышенной аварийности и смертности.

Вооруженные силы США осознают эту проблему и ищут подходы к ее решению. Например, корпус морской пехоты заключил договор с Ли Парксом (Ли Паркс, автор книги и мото-школы Total Control), и теперь курсы Total Control являются обязательными для прохождения на некоторых базах морпехов.

Крис Питтман, сержант морской пехоты.


Участок шоссе, на котором сделаны эти фотографии доступен для просмотра на гугло-картах:

Одно время на этом месте сидел один сан-диежский фотограф, который каждые выходные делал сотни снимков и выкладывал их на сайт SmugMug. Если кому-то интересно, как выглядят и ездят в своей массе калифорнийские мотоциклисты (именно общая масса, а не отдельные придурки из ютюба), то рекомендую заглянуть в эти альбомы:
www.motofoto.us/Motorcycles/Hwy-94/

Несколько избранных фото с сайта того фотографа.

Могу поспорить, что у этого чувака нет «цыплячьих полосок». Уж он-то точно и вваливает, и закладывает. Только не совсем по Кейт Коду :)


А этот мужик очень технично выглядит.


Из всех, кого я видел на этой дороге, эта девушка закладывала ниже всех. Если бы она чуть-чуть наклонилась внутрь поворота, то начала бы чертить не коленкой, а локтем.


Заключение

Я конечно все очень красиво расписал. И скорости небольшие, и дороги пустые, и вообще, прямо бесплатные гоночные треки для всех и каждого желающего. Увы. ДОП, даже такой ванильный, как я описал, это не трек. На этом шоссе, перед наиболее популярным участком висит знак.


За прошедшие полгода на шоссе-94 погибло 4 человека и 32 получили травмы. За прошедшие 5 лет, погибло 28 человек.

Только На Одном Этом Шоссе.


Заставляет задуматься…
  • olleyolley
  • olley
  • 24 июля 2017 в 8:19
  • 9
  • оценка: +58

Комментарии (32)

RSS свернуть / развернуть
+2
ALPINE
Знак хороший!!! Да вообще интересно все расписано. Мне почему то думается, что у нас не прокатят такие плакаты… Те кто думают-не откручивают на ДОП (не считая коротких прострелов))), а кто не думает — им пофиг на такое предупреждение.
+6
Boggi
Ну собственно ч.т.д. Советы КОДа подходят для одного типа ДОП в Калифорнии)) Думаю если бы Код прокатился по нашим отечественным дорогам, единственный его совет был бы купить эндуро и пойти в школу эндуро, а не заниматься фигней.
0
imagenarium
холмистая местность, в конце подъема начинается затяжной спуск-поворот с двойным радиусом. Как и положено на наших дорогах фуры натянули на этом повороте волн, асфальт старый, местами вздутый, местами провалы, причем дорога До спуска была очень даже хорошая. Кидало так, что зубы клацали. До кучи первый сезон, неделю на байке))) Выйдя из поворота остановился, слез с байка, закурил… Словил себя на мысли, что смутно могу вспомнить принятые меры для удержания байка. Вернувшись с поездки, решил посмотреть немного доп. информации по вопросу руления в поворотах. Естественно видео Кода тоже попалось. Сказать, что оно бесполезно на допах не могу, лучше знать больше и отрабатывать личный опыт на совокупности знаний. Но с ДОПами оно действительно имеет соприкосновения лишь в аспекте теории.
+2
Anest
Мое личное мнение (правда, на мой взгляд, обоснованное)-навыки скоростной езды не главное на ДОП-ах, в частности, на городских дорогах (хотя автор пишет о загородных).
Конечно, умение управляться с мотом необходимо и обязательно. И чем оно лучше-тем лучше (торможение, повороты и т.п.). Но надо не забывать, что навыки городской езды, это отдельный опыт. Если пришлось применять свои высокие спортивные навыки управления мотом («высокие»-это я без иронии), то значит что-то ты не досмотрел, не заметил, не учел. И очень часто в городе причиной ДТП становится превышение скорости (той, где говорят про ангела-т.е, способность к переработке поступающей информации) и невнимательность-не все увидел, не все осознал или успел осознать (а это возвращает к превышению скорости.
+5
anton_maf
Не помню уже точно где, но читал очень интересную статейку про навыки езды. Их можно разделить условно на три группы: стратегия, тактика и техника. «Стратегия» — умение выбрать правильный маршрут, время для поездки, погоду, экип. «Тактика» — выбор траектории, умение «читать» дорожную обстановку, предугадывать поведение других водителей и т.п… «Техника» — непосредственно техника управления ТС (прохождение поворотов, торможение, реакция). Очень хорошо развитая одна группа навыков будет компенсировать другие (если ты не умеешь ездить, то прокачана «стратегия», то ты не поедешь в час пик через центр города, а выберешь объездной путь; если ты не сумел правильно прочитать дорожную обстановку, но отлично водишь, то сможешь правильно отреагировать на неожиданную помеху и т.п.). В городе наиболее важна «тактика», ей Код не учит, он учит «технике». Это я к чему… к тому что его советы и на ДОП будут крайне полезны. Но не в буквальном смысле. Не надо ехать в городе на пределе возможностей, закладывать до коленочки и т.п., но в каких-то ситуациях эти навыки могут спасти жизнь.
+1
bikeDude
Отличный пост, фотографии шикарные, но мало)
0
XT660X
НИ ОДНА ИЗ ШКОЛ не является панацеей, только их коллекция может реально помочь на ДОП.
У Кейт Кода это борьба со страхами и паническими реакциями тренируемая на треке и позволяющая почувствовать и раскрыть возможности своего байка. Он говорит как минимизировать влияние «паники» на управление.
Вторым фактором являются тренировки, т.е. без достаточного количества тренировок результата не достичь — даже просмотр и подробный разбор применимости Советов Кейт Кода заставляет лучше осмыслить своё поведение за рулём мотоцикла.
+8
LIMUR
Те кто говорят что такие авторы как Кейд Код, Ли Парк, Ник Йенач пишут только про трек и что это не применимо для города, полнейшие Ослы и не читали этих книжек. В каждой книге этих людей в каждой главе можно встретить фразу в стиле «И это не какой-то гоночный приём, это нужно всем!» В каждой главе пишут «На треке этот приём позволит Вам ехать быстрее, а в городе безопаснее» в каждой главе есть пример и сказано как и где это может помочь, уметь правильно и эффективно ездить сделает тебя не только быстрым мотоциклистов, но и старым, а это как раз относится к допам.
+10
Boggi
В городе безопасней ездить 60-80 без резких перестроений и поворачивать вообще без наклона. Это действительно безопасно. Всё остальное всё дальше и дальше отделяет нас от безопасности. Уметь закладывать нужно. Уметь рулить в повороте нужно, уметь работать газом в повороте то же нужно. Но чем меньше этих вещей (закладываний, обруливаней и т.д.) и чем ровнее газ, тем
Поэтому и сложно говорить о том, что они учат безопасной езде на ДОП. Они могут учить эффективной езде на ДОП. Но с безопасной ездой, особенно безопасной ездой в России это будет иметь мало общего.
здесь был ататат

0
AleshaIr
прочитал 50 страниц «Техника вождения мотоцикла», сегодня не попал в аварию, смог оттормозить. опыт езды 1 месяц)
0
Trickst
Господин Питтман тоже не очень техничен, на мой взгляд :)
Мне мото-книги + тренировки ШКГ и джимханы позволили лучше понять мотоцикл. Но основа, все-таки, закрепляется в мозг и тело только на тренировках. При этом, ДОП, для меня — это средняя результируящая, т.к. только на ДОП нужно быстро переключаться от отдной техники к другой. Т.е., на мой взгляд, на ДОП применяется все, только с меньшей амплитудой, так сказать.
Если пост об этом, то я — за!
0
olley
Господин Питтман тоже не очень техничен, на мой взгляд :)
Не спорю. Тут, на мой взгляд, можно было бы поговорить о различиях в учении Маркса и Ленина Кейта Кода и Ли Паркса. Хотя книги у них очень похожи, школы и тренировки отличаются кардинально. Я не был у Кода, но про его занятия на треке на литровых БМВ уже кто только не писал. Ли Паркс, с другой стороны, проводит свои занятия просто на парковке. Это фактически джимхана с большой дозой общей теории езды.

Я прошел два уровня у Паркса и… в общем, похвастаться нечем. Я думаю, что это лучше чем ничего, и я понимаю и одобряю то, что он всячески рекомендуем и даже где-то обязателен. Но красивой техничной езде «с коленкой» лично меня там не научили.
0
BazzaNI
Все очень даже применимо к ДОП. Просто не везде.
0
variator42
Вспомнилось недавняя поездка по чуйскому тракту. Ехал в паре с BMW F800ST. Ехал на трансляпе. Это был полный трэш. Цыплячими полосками и не пахло. Груженый, в поворот валим, сам не поднимается, поднимаем. Тренировка по жиму лежа и шоссейно-кольцевым. Напарника убить хотел. )))
Едет на полном расслабоне и ворчит еще. Типа я медленно.
0
ohotnikCB
вот это подход
Поставка Товара осуществляется на условиях доставки Товара до терминала транспортной компании в г.Рязань.
у нас все по запретительному пути. со слов парня, с кем в позапрошлом году вместе арендовали гараж, в военнослужащим ВДВ запрещается ездить на мотоциклах. От своего начальства он всячески скрывал факт, что ездит на мотоцикле.
0
ohotnikCB
упс… копирование ниаттуда ))))))
Вооруженные силы США осознают эту проблему и ищут подходы к ее решению. Например, корпус морской пехоты заключил договор с Ли Парксом (Ли Паркс, автор книги и мото-школы Total Control), и теперь курсы Total Control являются обязательными для прохождения на некоторых базах морпехов.
0
SpeedSG77
Ты ещё и работать параллельно пытаешься? Я себе отвёл перерывы на БП, чай/кофе и перекуры и в этот момент нахально не работаю :-)))
0
olley
военнослужащим ВДВ запрещается ездить на мотоциклах.
Я предполагаю, что примерно по той же причине, по которой морпехам ввели обязательную мотошколу — привычка военнослужащих к риску и неадекватная оценка опасности. Т.е. руководство ВДВ тоже осознает эту проблему. Только подход к решению кардинально противоположный :(
0
JarikBSU
еще одну особенность США и canyon riding упустили — они ездят в пределах полосы. только в случае ошибки выезжают, скорее вылетают на встречную.
А вот у нас и в евпропе — кажется даже «принято» использовать всю ширину асфальта и резать повороты, если дорога пуста. Конкретно мои наблюдения в Кипре, Италии, Чехии, Польше, Украине (ну там вообще принято использовать любую плоскость которая без ям :)
0
olley
еще одну особенность США и canyon riding упустили — они ездят в пределах полосы. только в случае ошибки выезжают, скорее вылетают на встречную.
Фигасе! О_о

Я, честно говоря, удивлен, что езда в полосе может быть отнесена к особенностям. Здесь за пересечение разделителя и полиция щемит, да и на форумах народ очень неодобрительно относится к этому. Хотя конечно пересекают, кто-то по ошибке, заходя слишком широко, кто-то просто из дерзости. Мне кажется (нет никаких доказательств, просто предполагаю), что большинство из смертей и травм, перечисленных на знаке в статье, это именно вылет на встречку и столкновение с машиной, идущей по встречной полосе. (Сам грешен, начал ездить быстрее, чем реально умею и улетел через встречку. Слава богу, что там в этот момент никого не было).

Но, с другой строны, и полосы-дороги здесь несравнимо шире, если судить по видео езды в Альпах, которое как раз только вчера saku привел. Меня в том видео отсутсвие разметки и узость дороги сразу начала нервировать :)))
0
moto_vet
именно, на альпийских перевалах, на совсем узких участках выезд на «всю ширину» настолько распространенное явление, что встречка может и пропускать, это не этикет и не культура, это банальная необходимость.
0
flexgrip
А ты катал на Малхолланд драйв? Это самое котирующееся место для canyon riding. Или есть другие «более лучше»?
А я этот сезон открыл на Кипре, катался по серпантинам. Пару раз выскакивали стрисракеры из закрытых поворотов на встречку. Один раз переставило заднее колесо в повороте из-за наезда на камень. Катал на Трансальпе. Вваливать в большом наклоне в общем не рискнул бы.
0
flexgrip
про самое котирующееся место вопрос, а не утверждение)
0
olley
А ты катал на Малхолланд драйв?
Увы, нет.
Это самое котирующееся место для canyon riding. Или есть другие «более лучше»?
Судя по разговорам, как минимум, одно из самых котирующихся. Два самых-самых: Малхолланд на западном побережье и Хвост Дракона на восточном.
+1
olley
Один раз переставило заднее колесо в повороте из-за наезда на камень. Катал на Трансальпе. Вваливать в большом наклоне в общем не рискнул бы.
Я обратил внимание, что здесь те, кто ездят очень агрессивно, зачастую используют следующую тактику:

1. Выбирают какой-нибудь особо «вкусный» участок.
2. Проезжают его туда-сюда несколько раз, чтобы освежить в памяти последовательность поворотов и запланировать скорость на каждый поворот. В процессе проверяют, чтобы на дороге не было песка, воды и камней.
3. После этого уже начинают вваливать.

Например, те, кто на фотках в статье, проезжали передо мной этот отрезок по многу раз. Если зайти в альбомы фотографа, ссылку на которого я давал, то там тоже видно, что одни и те же мотоциклы сфотографированы по нескольку раз с перерывом в несколько минут.
0
flexgrip
Единственно верная тактика)
Кстати, вот видос, пока это самое трешовое что я видел из покатушек по серпантинам.
m.youtube.com/watch?v=pJNK9zWTZFA
Это на Кипре.
Там и камера установлена на правильном подвесе, и датчик наклона виден, и качество отменное, и вваливать пилот умеет. но! Самый трэш это как едет перед ним чел на каве — по встречке входит в закрытые повороты, про это собсна 99% коментов.
0
costarider
Это Янгос с друзьями ))) Они катаются у нас в горах рано утром, часиков в 6 когда все спят и нет движения. Плюс ездят по одной дороге серпантину которую знают наизусть. По незнакомой серпантиновой дороге в горах они так не ездят
0
olley
Действительно, трэш. Но он же местами просто выходит на встречку и сидит на ней, как на своей полосе! Для меня это не объяснимо.

ЗЫ. К своему стыду не знал, что на Кипре левостороннее движение. О! Может этот чел на Каве тоже забыл о том, по какой стороне надо ехать? :)
+1
Lumis
Спасибо за материал. Очень интересно было прочитать. Отдельное спасибо за дополнительные ссылки. Они придают особенную весомость приведенным словам. И вообще, как будто побывал там. Составил достаточно богатое представление о дороге и участниках движения.
Особенно интересно было узнать про морпехов и метод борьбы с безопасностью. Мне кажется, наши военные так не гоняют :) И уж точно МО не будет оплачивать курсы повышения мастерства :)
+1
Rogue2000
Калифорния это рай, хочу отправиться туда
0
MHA206
«Сложно найти местность, удовлетворяющую этим требованиям больше, чем калифорнийские загородные шоссе.»
Меняем «калифорнийские» на «кипрские», правосторонние на лево… и АЛЕ-ОПП! наслаждаемся!!! Спасибо за оч.интересно
изложенную «мою тему.» )))
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. olley, Кейт Код, ДОП-ы и калифорнийские мотоциклисты