Yamaha Drag Star XVS 400 1998 → Преображение моей драги. Часть 1. Бак.
Ну вот, как и обещал, приступаю к описанию всяких мытарств с баком, крыльями и прочим счастьем.
Решил разбить повествование на 3 части — сначала опишу чудеса с баком, потом изготовление переднего крыла, и закончу эту увлекательную сюжетную арку на поиске идеального сидения(которые, в общем-то, пока что в процессе изготовления).
Поехали. Начну с бака.
В общем и целом байк мне уже достался немного покоцанным — как оказалось, у него довольно бурная история, причём всей истории предыдущий владелец, походу, и не знал.
Итак, о том, что знал.
Как рассказал предыдущий владелец Дима, байк был куплен одним большим начальником для своей дочки — девушки довольно маленькой и хрупенькой. Вот при первом же(ну или одном из первых) выезде на низкой скорости она его и положила на бок, коцнув бак и подстесав зеркало. Больше она на него не села :). И вот итог: для дочки байк — великоват и тяжеловат, для папеньки — мелковат, таким образом он и оказался у Димы, который его однажды в студёную зимнюю пору отправил на зимовку в широко известный в узких кругах бар-ресторан «БайкХаус». Всё было хорошо, байк зимовал в тепле, стоя в качестве украшения в зале, протирали, все дела. Но ещё на нём танцевали стриптиз, в результате чего шпильками поцарапали бак и заднее крыло. :) А ещё один раз уронили, расколов заглушку на рукоятке газа.
С такой коцкой, любовно заклеенной наклейкой с одного из открытий сезона, он мне достался.
Вот такая у этого мотоцикла была бурная юность.
О ещё более бурных молодости и детстве могу только догадываться.
Вот в этом посте я упомянул, что, заснув за рулём, приложил байк в кювет и помял бак.
Восстановив силы после поездки в Балаково и разобравшись с делами, решил таки приступить к восстановлению бака.
Покопав интернеты на тему рихтовки мотоциклетных баков наткнулся на наиболее интересный и приемлемый вариант — рихтовку обратным молотком.
Обратный молоток представляет собой забавную такую конструкцию вида рейки/направляющей оси с упором с одной стороны и массивного грузила, которое свободно перемещается вдоль этой рейки.
Принцип работы прост как черенок от лопаты(или как любил говаривать наш преподаватель по программированию в университете — палка-верёвка): свободным концом(без упора) мы привариваем/припаиваем ось к рихтуемой поверхности, а затем аккуратными ритмичными движениями гоняем грузило вдоль рейки, ударяя им в упор/ограничитель. Причём где-то натыкался на упоминание того факта, что пайка в этом деле будет получше — меньше шансов перетянуть металл — по достижении определённой степени выпрямленности поверхности пайка просто отваливается.
Сделать такой инструмент не составляет труда.
Для изготовления была взята оцинкованная резьбовая шпилька 6мм толщиной и длиной около 30см, 3 гайки(две пошли на упор/ограничитель хода, а одну припаивал к баку, ибо просто так соединение шпильки с баком было слишком слабым) и кусок латунного цилиндра 30мм диаметром и длиной около 5 см — довольно увесистая чушка.
Для пайки использовался паяльник мощностью 100Вт, припой ПОС-40, индикаторный флюс ТТ и раствор ортофосфорной кислоты.
После приготовления всего инструментария пришла очередь подготовки бака к экзекуции — надо снять всю лишнюю краску и возможную шпатлёвку, обнажив, так сказать, беззащитную сталь. :)
Вот тут меня поджидал первый сюрприз — под слоем краски рядом с собственной вмятиной обнаружил шмат зелёной эпоксидной шпатлёвки. Тогда-то у меня уже закралось стойкое ощущение, что это не последний нежданчик.
Ну а так же посмотрел на те цвета, которые были на байке в девичестве — после выхода с конвейера. Был он вот прям как тут.
В комментариях товарищ Lomas очень верно указал, что в заметке упущен один важный момент подготовки бака, а именно — промывка и просушка от остатков бензина. Во избежание добавлю сюда этот недостающий момент.
На просторах интернета есть множество вариантов удаления остатков бензина и паров.
Обычно советуют сперва как следует промыть большим количеством воды с каким-нибудь чистящим средством, растворяющим углеводороды, а затем продуть горячим воздухом или выхлопными газами. Или зачастую даже просто ограничиться продувкой выхлопными газами, соединив шлангом бак и выхлопную трубу автомобиля.
Я сперва прополоскал 3 раза бак со всякими бытовыми чистящими средствами, потом пару раз просто чистой водой, а потом в течение одного-полутора часов продувал строительными феном, настроенным на температуру потока 200-250 градусов и вставленным в заливную горловину. Бак при этом располагал в пространстве таким образом, чтобы сливное отверстие было вверху. Разумеется, при промывке топливный краник был на месте, а перед продувкой снят.
Лишнее счищено, бак промыт/просушен, паяльник разогрет, всё расположено максимально удобно, приступаем.
В дальнейшем повествовании сделаю небольшую стилистическую вольность и данный кусок напишу с закосом под мануал. :) Но будьте уверены — я через это сам прошёл и фактически описываю собственные мытарства. :)
Внимание! Будут присутствовать элементы сказки для самых маленьких — специально для тех людей, которые паяльник в руках особо не держали, но научиться и что-то сделать полезное хочется.
Первым делом надо как следует залудить бак. Для этого я сперва протёр его керосином, а затем — аккуратно ватной палочкой смоченной в кислоте.
Для удобства я сперва ещё прогрел бак изнутри монтажным феном с температурой потока градусов 200 — меньше приходится мучиться с прогреванием поверхности паяльником — дело в том, что на не прогретую поверхность припой ложиться нормально не будет. Нет, он ляжет, но легко отвалится — прочности соединения не хватит для наших целей.
Вообще кислотой не люблю пользоваться — больше предпочитаю флюс ТТ, ибо кислота агрессивнее, требует последующей промывки + растекаемость припоя при использовании флюса, имхо, повышается сильнее, чем при использовании кислоты, т.к. последняя быстрее испаряется.
Затем паяльником берётся немного припоя и тщательно размазывается по поверхности таким образом, что он начинает в жидком состоянии свободно перегоняться паяльником.
Следующим шагом было залудить гайку на обратном молотке — операции те же самые, разве что феном можно не греть.
Далее мы смазываем гайку флюсом, плотно прижимаем к поверхности бака и прогреваем со всех сторон паяльником, прихватив капельку припоя.
Прогреваем капитально, чтобы расплавленная лужица припоя побулькивала и перетекала. При этом, пока припой жидкий, стоит чуток пошевелить молотком, чтобы поплотнее приложить гайку к поверхности бака — чем плотнее удастся прижать, тем лучше — если будет перекос с какой-то стороны(т.е. зазор между гайкой молотка и металлом бака с одной стороны гайки будет больше, чем с противоположной), то с этой-то стороны молоток и отвалится в кратчайшие сроки, не нанеся при этом так необходимой пользы.
В общем, муторная это вещь. :)
Для узких глубоких замятин гайка была аккуратно подточена до полуцилиндрического состояния.
Так же можно соседние выступающие заломы чуть чуть вмять молотком внутрь бака, чтобы сделать поверхность более плоской, пусть и вмятой сильнее, чем было раньше — ровную поверхность легче вытянуть, чем узкий и острый залом.
После того как молоток нормально спозиционирован в лужице припоя, убираем паяльник и дуем на место соединения для ускорения застывания припоя. При этом очень важно не дёргать и не наклонять молоток — возьмите себя в руки, отставить тремор! :) Иначе получите пористо-посечённую структуру, у которой опять же прочность крайне низка.
После застывания припоя получаем картину: из вмятины торчит этакая спица с надетой на неё чушкой. :) Извините, сфоткать забыл — увлёкся процессом.
Теперь самое весёлое и увлекательное. Берёмся одной рукой за бак и прижимаем его к столу/верстаку/стене/коленке(а то прыгать будет), а второй — за чушку, и энергичными и напористыми, но нежными и аккуратными движениями начинаем гонять чушку вдоль оси, ударяя ею с разгона в ограничитель. Тут опять же важно не перегибать ось и не наклонять её. Позвольте чушке просто скользить по оси.
После первых же пару телодвижений внезапно обнаруживаем, что вмятина медленно, но верно, выползает наружу — фантастика!
А через ещё пару движений, как правило, ощущается, что место спайки ослабло(заметно по звуку — вначале при ударах он звонкий, ибо передаётся в бак, а под конец глушится разрушающимся соединением), а потом и вовсе молоток отлетает от поверхности.
Ну теперь можно полюбоваться, порадоваться да вернуться к моменту обезжиривания флюсом поверхности бака и гайки молотка, лужения обоих и далее по списку.
Самое интересное, что иногда припой нормально не хотел ложиться ни в какую — ни с кислотой, ни с флюсом. Тогда помогало тщательное промывание керосином, прогрев и попеременное использование кислоты и флюса.
Итак, вот сравнительная картинка того, что было в начале работы и того, что получилось в итоге:
простите, до начала работы забыл сфоткать, но разница была не сильно велика.
На всё про всё потратил часа 4, наверное.
С этими вмятинами покончено — лучше вытянуть их уже не удаётся, так что небольшое количество шпатлёвки закончат начатое благое дело.
Переходим к дальнейшему освобождению бака от краски — всё равно перекрашивать.
Вот тут-то меня и поджидал второй красавец-вмятиН. Прям даже пальцы не поворачиваются назвать его в женском роде. :)
Эта эпичная красотища была заподлицо зашпатлёвана двумя слоями шпатлёвки общей толщиной — сантиметр-полтора.
Я тогда чуть не охренел от такого зрелища — очень хотелось таким мастерам руки поотрывать, ну или хотя бы в глаза внимательно посмотреть.
Ладно, фигня-война, этап пройденный — зачищаем, обезжириваем, лудим, паяем, вытягиваем.
Тут, правда, припаивалось хуже, поэтому не до такого красивого результата удалось вытянуть.
Вот и всё, с рихтовкой закончили, зачищаем, снимаем подгоревшие остатки флюса и всякого мусора, зачищаем оставшийся припой(полностью спиливать его смысла нет), шпатлюем и шлифуем аккуратненько в несколько приёмов.
Ну а дальше сперва в пескоструйку — подчистить немного снизу + где щётка не справилась(кстати, краска лучше ложится на отпескоструенную поверхность, чем на вылизанную металлическими щётками, т.к. поверхность получается довольно равномерно шершавой), а затем — в покраску.
Слева — без вспышки, в несильно-то хорошо освещённом гараже, справа — со вспышкой.
Надеюсь, кому-то это пригодится.
Решил разбить повествование на 3 части — сначала опишу чудеса с баком, потом изготовление переднего крыла, и закончу эту увлекательную сюжетную арку на поиске идеального сидения(которые, в общем-то, пока что в процессе изготовления).
Поехали. Начну с бака.
В общем и целом байк мне уже достался немного покоцанным — как оказалось, у него довольно бурная история, причём всей истории предыдущий владелец, походу, и не знал.
Итак, о том, что знал.
Как рассказал предыдущий владелец Дима, байк был куплен одним большим начальником для своей дочки — девушки довольно маленькой и хрупенькой. Вот при первом же(ну или одном из первых) выезде на низкой скорости она его и положила на бок, коцнув бак и подстесав зеркало. Больше она на него не села :). И вот итог: для дочки байк — великоват и тяжеловат, для папеньки — мелковат, таким образом он и оказался у Димы, который его однажды в студёную зимнюю пору отправил на зимовку в широко известный в узких кругах бар-ресторан «БайкХаус». Всё было хорошо, байк зимовал в тепле, стоя в качестве украшения в зале, протирали, все дела. Но ещё на нём танцевали стриптиз, в результате чего шпильками поцарапали бак и заднее крыло. :) А ещё один раз уронили, расколов заглушку на рукоятке газа.
С такой коцкой, любовно заклеенной наклейкой с одного из открытий сезона, он мне достался.
Вот такая у этого мотоцикла была бурная юность.
О ещё более бурных молодости и детстве могу только догадываться.
Вот в этом посте я упомянул, что, заснув за рулём, приложил байк в кювет и помял бак.
Восстановив силы после поездки в Балаково и разобравшись с делами, решил таки приступить к восстановлению бака.
Покопав интернеты на тему рихтовки мотоциклетных баков наткнулся на наиболее интересный и приемлемый вариант — рихтовку обратным молотком.
Обратный молоток представляет собой забавную такую конструкцию вида рейки/направляющей оси с упором с одной стороны и массивного грузила, которое свободно перемещается вдоль этой рейки.
Принцип работы прост как черенок от лопаты(или как любил говаривать наш преподаватель по программированию в университете — палка-верёвка): свободным концом(без упора) мы привариваем/припаиваем ось к рихтуемой поверхности, а затем аккуратными ритмичными движениями гоняем грузило вдоль рейки, ударяя им в упор/ограничитель. Причём где-то натыкался на упоминание того факта, что пайка в этом деле будет получше — меньше шансов перетянуть металл — по достижении определённой степени выпрямленности поверхности пайка просто отваливается.
Сделать такой инструмент не составляет труда.
Для изготовления была взята оцинкованная резьбовая шпилька 6мм толщиной и длиной около 30см, 3 гайки(две пошли на упор/ограничитель хода, а одну припаивал к баку, ибо просто так соединение шпильки с баком было слишком слабым) и кусок латунного цилиндра 30мм диаметром и длиной около 5 см — довольно увесистая чушка.
Для пайки использовался паяльник мощностью 100Вт, припой ПОС-40, индикаторный флюс ТТ и раствор ортофосфорной кислоты.
После приготовления всего инструментария пришла очередь подготовки бака к экзекуции — надо снять всю лишнюю краску и возможную шпатлёвку, обнажив, так сказать, беззащитную сталь. :)
Вот тут меня поджидал первый сюрприз — под слоем краски рядом с собственной вмятиной обнаружил шмат зелёной эпоксидной шпатлёвки. Тогда-то у меня уже закралось стойкое ощущение, что это не последний нежданчик.
Ну а так же посмотрел на те цвета, которые были на байке в девичестве — после выхода с конвейера. Был он вот прям как тут.
В комментариях товарищ Lomas очень верно указал, что в заметке упущен один важный момент подготовки бака, а именно — промывка и просушка от остатков бензина. Во избежание добавлю сюда этот недостающий момент.
На просторах интернета есть множество вариантов удаления остатков бензина и паров.
Обычно советуют сперва как следует промыть большим количеством воды с каким-нибудь чистящим средством, растворяющим углеводороды, а затем продуть горячим воздухом или выхлопными газами. Или зачастую даже просто ограничиться продувкой выхлопными газами, соединив шлангом бак и выхлопную трубу автомобиля.
Я сперва прополоскал 3 раза бак со всякими бытовыми чистящими средствами, потом пару раз просто чистой водой, а потом в течение одного-полутора часов продувал строительными феном, настроенным на температуру потока 200-250 градусов и вставленным в заливную горловину. Бак при этом располагал в пространстве таким образом, чтобы сливное отверстие было вверху. Разумеется, при промывке топливный краник был на месте, а перед продувкой снят.
Лишнее счищено, бак промыт/просушен, паяльник разогрет, всё расположено максимально удобно, приступаем.
В дальнейшем повествовании сделаю небольшую стилистическую вольность и данный кусок напишу с закосом под мануал. :) Но будьте уверены — я через это сам прошёл и фактически описываю собственные мытарства. :)
Внимание! Будут присутствовать элементы сказки для самых маленьких — специально для тех людей, которые паяльник в руках особо не держали, но научиться и что-то сделать полезное хочется.
Первым делом надо как следует залудить бак. Для этого я сперва протёр его керосином, а затем — аккуратно ватной палочкой смоченной в кислоте.
Для удобства я сперва ещё прогрел бак изнутри монтажным феном с температурой потока градусов 200 — меньше приходится мучиться с прогреванием поверхности паяльником — дело в том, что на не прогретую поверхность припой ложиться нормально не будет. Нет, он ляжет, но легко отвалится — прочности соединения не хватит для наших целей.
Вообще кислотой не люблю пользоваться — больше предпочитаю флюс ТТ, ибо кислота агрессивнее, требует последующей промывки + растекаемость припоя при использовании флюса, имхо, повышается сильнее, чем при использовании кислоты, т.к. последняя быстрее испаряется.
Затем паяльником берётся немного припоя и тщательно размазывается по поверхности таким образом, что он начинает в жидком состоянии свободно перегоняться паяльником.
Следующим шагом было залудить гайку на обратном молотке — операции те же самые, разве что феном можно не греть.
Далее мы смазываем гайку флюсом, плотно прижимаем к поверхности бака и прогреваем со всех сторон паяльником, прихватив капельку припоя.
Прогреваем капитально, чтобы расплавленная лужица припоя побулькивала и перетекала. При этом, пока припой жидкий, стоит чуток пошевелить молотком, чтобы поплотнее приложить гайку к поверхности бака — чем плотнее удастся прижать, тем лучше — если будет перекос с какой-то стороны(т.е. зазор между гайкой молотка и металлом бака с одной стороны гайки будет больше, чем с противоположной), то с этой-то стороны молоток и отвалится в кратчайшие сроки, не нанеся при этом так необходимой пользы.
В общем, муторная это вещь. :)
Для узких глубоких замятин гайка была аккуратно подточена до полуцилиндрического состояния.
Так же можно соседние выступающие заломы чуть чуть вмять молотком внутрь бака, чтобы сделать поверхность более плоской, пусть и вмятой сильнее, чем было раньше — ровную поверхность легче вытянуть, чем узкий и острый залом.
После того как молоток нормально спозиционирован в лужице припоя, убираем паяльник и дуем на место соединения для ускорения застывания припоя. При этом очень важно не дёргать и не наклонять молоток — возьмите себя в руки, отставить тремор! :) Иначе получите пористо-посечённую структуру, у которой опять же прочность крайне низка.
После застывания припоя получаем картину: из вмятины торчит этакая спица с надетой на неё чушкой. :) Извините, сфоткать забыл — увлёкся процессом.
Теперь самое весёлое и увлекательное. Берёмся одной рукой за бак и прижимаем его к столу/верстаку/стене/коленке(а то прыгать будет), а второй — за чушку, и энергичными и напористыми, но нежными и аккуратными движениями начинаем гонять чушку вдоль оси, ударяя ею с разгона в ограничитель. Тут опять же важно не перегибать ось и не наклонять её. Позвольте чушке просто скользить по оси.
После первых же пару телодвижений внезапно обнаруживаем, что вмятина медленно, но верно, выползает наружу — фантастика!
А через ещё пару движений, как правило, ощущается, что место спайки ослабло(заметно по звуку — вначале при ударах он звонкий, ибо передаётся в бак, а под конец глушится разрушающимся соединением), а потом и вовсе молоток отлетает от поверхности.
Ну теперь можно полюбоваться, порадоваться да вернуться к моменту обезжиривания флюсом поверхности бака и гайки молотка, лужения обоих и далее по списку.
Самое интересное, что иногда припой нормально не хотел ложиться ни в какую — ни с кислотой, ни с флюсом. Тогда помогало тщательное промывание керосином, прогрев и попеременное использование кислоты и флюса.
Итак, вот сравнительная картинка того, что было в начале работы и того, что получилось в итоге:
простите, до начала работы забыл сфоткать, но разница была не сильно велика.
На всё про всё потратил часа 4, наверное.
С этими вмятинами покончено — лучше вытянуть их уже не удаётся, так что небольшое количество шпатлёвки закончат начатое благое дело.
Переходим к дальнейшему освобождению бака от краски — всё равно перекрашивать.
Вот тут-то меня и поджидал второй красавец-вмятиН. Прям даже пальцы не поворачиваются назвать его в женском роде. :)
Эта эпичная красотища была заподлицо зашпатлёвана двумя слоями шпатлёвки общей толщиной — сантиметр-полтора.
Я тогда чуть не охренел от такого зрелища — очень хотелось таким мастерам руки поотрывать, ну или хотя бы в глаза внимательно посмотреть.
Ладно, фигня-война, этап пройденный — зачищаем, обезжириваем, лудим, паяем, вытягиваем.
Тут, правда, припаивалось хуже, поэтому не до такого красивого результата удалось вытянуть.
Вот и всё, с рихтовкой закончили, зачищаем, снимаем подгоревшие остатки флюса и всякого мусора, зачищаем оставшийся припой(полностью спиливать его смысла нет), шпатлюем и шлифуем аккуратненько в несколько приёмов.
Ну а дальше сперва в пескоструйку — подчистить немного снизу + где щётка не справилась(кстати, краска лучше ложится на отпескоструенную поверхность, чем на вылизанную металлическими щётками, т.к. поверхность получается довольно равномерно шершавой), а затем — в покраску.
Слева — без вспышки, в несильно-то хорошо освещённом гараже, справа — со вспышкой.
Надеюсь, кому-то это пригодится.
- Drag
- Denis
- 2 марта 2013 в 19:28
- 11
- +40
Технология отработана с обратным молотком. Вот чтобы на припой сажали впервые вижу. Обычно просто прихватывается полуавтоматом. Не увидел в подготовке бака про обязательную тщательную промывку изнутри. И когда применяется сварка, бак заливают водой. Иначе может msnm большой «БУМ». Молодца что сам все сделал. И кстати очень даже, для не специалиста. И краска хорошо ложится на грунт, а не после пескоструйки))) Однозначно плюс.
чёрт, точно, забыл описать этап подготовки. вот было чувство, что что-то пропустил…
грунт всё же лучше держится после пескоструйки, чем на почти полированной поверхности )
спасибо за коммент, надо добавить часть про подготовку.
При пайке, всё же, имхо, ниже риск большого бума — несмотря на то, что температура самовоспламенения бензина составляет 200-300 градусов, объём и масса бака даёт достаточный отток тепла из точки нагрева паяльником.
грунт всё же лучше держится после пескоструйки, чем на почти полированной поверхности )
спасибо за коммент, надо добавить часть про подготовку.
При пайке, всё же, имхо, ниже риск большого бума — несмотря на то, что температура самовоспламенения бензина составляет 200-300 градусов, объём и масса бака даёт достаточный отток тепла из точки нагрева паяльником.
Пайка хороша тем, что паяльник на 100 ватт можно купить за 100 рублей и все сделать самому. Но долго греть и обрабатывать поверхность. И не так хорошо держит молоток. А сварку конечно применяют на сервисах. Прихватил, выстучал, отрезал, прихватил, выстучал дальше. Но полуавтомат за 100 рублей не купишь. Так что ты придумал дешевый и доступный ремонт подобного рода. Я реально не слыхал раньше, чтоб на припой сажали обратный молоток. Ты молоток короче)))
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (13)
RSS свернуть / развернуть