Блог им. Houy → О шлемах : ECE , DOT , SHARP , Snell и тд.
В блоге о последних результатах тестирования шлемов по SHARP развернулась перепалка по поводу адекватности данной системы тестирования, а так же причин ее возникновения.
Поскольку основной разговор о SHARP был на ЕУ форумах еще два года назад и все темы с разбирательством заросли мхом и были удалены, пришлось неплохо «копнуть», а за одно и вспомнить — что значат все эти мудреные стандарты качества и как в них ориентироваться.
Далее коротко, самое главное.
ECE 22.05 — стандарт принятый в более чем пятидесяти странах, в том числе весь Евросоюз.
По их тестам: современные шлемы слишком жесткие, дают полноценную защиту только при падении на высоких скоростях, что приводит к высокому травматизму на низких и средних скоростях.
Максимальная нагрузка на шлем при их испытаниях 275G, так же это единственный стандарт который проверяет прочность ремешков шлема.
DOT — стандарт качества требуемый для всех шлемов продаваемых на территории США и Канады.
Тестирование проводит производитель шлема самостоятельно, и если его продукт соответствует требованиям, то производитель имеет право маркировать свою продукцию данным лейблом. Гос. структуры США и Канады выборочно передают на тесты такие шлемы авторизованным организациям для собственной проверки. Испытания проходят на наиболее «аварийных» низких и средних скоростях.
Snell — мемориальный фонд, имеет самые жесткие требования для прохождения теста.Чтоб пройти этот тест шлем должен обладать огромной жесткостью, так как нагрузки задаваемые ему огромны.
Данная организация очень сильно критикуется за их методы тестирования, грубо говоря по эффективности больше схожи с бросанием каски об стену, та как нагрузки превышают реально возможные.
Чуть ниже я напишу почему жесткий шлем это не есть ГУТ.
SHARP — непонятно зачем МИН транс Англии выпустил свою систему сертификации.
Непонятно, потому что Англия соблюдает ECE 22.05.
Данная организация имеет красивый сайт, позиционирует себя как некоммерческая и вовсю рекламируется (LOL).Появилась она 2 года назад, и сразу подняла много шума в европейском мото сообществе, на форумах началось массовое обсуждение которое мне и довелось застать.
Очень сильно раскритиковали их систему тестирования, которая по сути та же что и у Snell, а также высказали очень сильное подозрение на коммерческую направленность канторы.
Ах да, испытания проходя при нагрузках свыше 300G.
О том почему свинцовый шлем с толщиной стенок 10 см не есть ГУТ.
Чтобы измерять потенциальную силу отрывания головы от шеи, а мозгов от черепа: давно принята всеобщая практика использования акселерометров.
Правда есть много очень спорных моментов: направление нагрузки, ее максимальные значения и падения в различных условиях.
Например:
один шлем железно дает сотрясение могза на 50, 100, 200 км\ч но при том голова и шея остаются целыми;
другой шлем на 50, 100 все ок, а на 200 км/ч полная каша;
а третий на 200км/ч все ок, а на 30 км/ч тяжелое сотрясение.
Добросовестные производители проектируют свои шлемы с своеобразной многослойной защитой, для того чтоб избежать травматизма во всех допустимых скоростях.
Попросту говоря: если на низкой скорости деформируется только первый слой начинки, то на очень высокой для поглощения и рассеивания энергии удара допускает легкая деформация скорлупы (кстати, по этой причине и рекомендуют менять шлем даже после незначительного падения).
Назначение сминания скорлупы и начинки: смягчение удара, снижение перегрузки, значения ускорения.
Угадай мой друг, что случится с твоей башкой в шлеме начинка которого спроектирована под нагрузку <300G, при падении на скорости 50-80км/ч? А будет то же самое что если б ты ехал в железной каске, голова вроде как целая, а вот мозги чуть чуть в омлет.
p.s.
Надеюсь теперь вы поймете почему каски топовых фирм получили по 3 бала, а некоторые бюджетники 5 по SHARP'у.
Так же у некоторых стран есть свои системы, например Австралия.
И немножко юмора:
Поскольку основной разговор о SHARP был на ЕУ форумах еще два года назад и все темы с разбирательством заросли мхом и были удалены, пришлось неплохо «копнуть», а за одно и вспомнить — что значат все эти мудреные стандарты качества и как в них ориентироваться.
Далее коротко, самое главное.
ECE 22.05 — стандарт принятый в более чем пятидесяти странах, в том числе весь Евросоюз.
По их тестам: современные шлемы слишком жесткие, дают полноценную защиту только при падении на высоких скоростях, что приводит к высокому травматизму на низких и средних скоростях.
Максимальная нагрузка на шлем при их испытаниях 275G, так же это единственный стандарт который проверяет прочность ремешков шлема.
DOT — стандарт качества требуемый для всех шлемов продаваемых на территории США и Канады.
Тестирование проводит производитель шлема самостоятельно, и если его продукт соответствует требованиям, то производитель имеет право маркировать свою продукцию данным лейблом. Гос. структуры США и Канады выборочно передают на тесты такие шлемы авторизованным организациям для собственной проверки. Испытания проходят на наиболее «аварийных» низких и средних скоростях.
Snell — мемориальный фонд, имеет самые жесткие требования для прохождения теста.Чтоб пройти этот тест шлем должен обладать огромной жесткостью, так как нагрузки задаваемые ему огромны.
Данная организация очень сильно критикуется за их методы тестирования, грубо говоря по эффективности больше схожи с бросанием каски об стену, та как нагрузки превышают реально возможные.
Чуть ниже я напишу почему жесткий шлем это не есть ГУТ.
SHARP — непонятно зачем МИН транс Англии выпустил свою систему сертификации.
Непонятно, потому что Англия соблюдает ECE 22.05.
Данная организация имеет красивый сайт, позиционирует себя как некоммерческая и вовсю рекламируется (LOL).Появилась она 2 года назад, и сразу подняла много шума в европейском мото сообществе, на форумах началось массовое обсуждение которое мне и довелось застать.
Очень сильно раскритиковали их систему тестирования, которая по сути та же что и у Snell, а также высказали очень сильное подозрение на коммерческую направленность канторы.
Ах да, испытания проходя при нагрузках свыше 300G.
О том почему свинцовый шлем с толщиной стенок 10 см не есть ГУТ.
Чтобы измерять потенциальную силу отрывания головы от шеи, а мозгов от черепа: давно принята всеобщая практика использования акселерометров.
Правда есть много очень спорных моментов: направление нагрузки, ее максимальные значения и падения в различных условиях.
Например:
один шлем железно дает сотрясение могза на 50, 100, 200 км\ч но при том голова и шея остаются целыми;
другой шлем на 50, 100 все ок, а на 200 км/ч полная каша;
а третий на 200км/ч все ок, а на 30 км/ч тяжелое сотрясение.
Добросовестные производители проектируют свои шлемы с своеобразной многослойной защитой, для того чтоб избежать травматизма во всех допустимых скоростях.
Попросту говоря: если на низкой скорости деформируется только первый слой начинки, то на очень высокой для поглощения и рассеивания энергии удара допускает легкая деформация скорлупы (кстати, по этой причине и рекомендуют менять шлем даже после незначительного падения).
Назначение сминания скорлупы и начинки: смягчение удара, снижение перегрузки, значения ускорения.
Угадай мой друг, что случится с твоей башкой в шлеме начинка которого спроектирована под нагрузку <300G, при падении на скорости 50-80км/ч? А будет то же самое что если б ты ехал в железной каске, голова вроде как целая, а вот мозги чуть чуть в омлет.
p.s.
Надеюсь теперь вы поймете почему каски топовых фирм получили по 3 бала, а некоторые бюджетники 5 по SHARP'у.
Так же у некоторых стран есть свои системы, например Австралия.
И немножко юмора:
- Houy
- 27 апреля 2011 в 1:35
- 11
- +35
Snell — самый жесткий стандарт.
И это хорошо для нас, ребята.
Мой шлем Shoei X-Spirit 2 американская версия по DOT/Snell весит на около 200гр. больше, чем европейская версия, так как европейский стандарт не такой жесткий.
И я выбрал американский вариант, так как только в Snell тестах есть испытание удара коническим предметом, которое в реальной жизни может означать удар и камень, подножку мотоцикла и т.п. А наши дороги, сами знаете, говорить вам не надо, камень — легко.
Из-за этого скорлупа делается мощнее и шлем становится тяжелее.
Есть широко распостраненный миф, что чем тяжелее шлем, тем, якобы, больше риск сломать шею. Этот миф развенчан медицинским университетом Джона Хопкинса, которые пришли к выводу «Helmet Weight as a Risk to Neck Injuries Called a „Myth“, пруф: www.webbikeworld.com/motorcycle-news/2011/motorcycle-helmets-reduce-spine-injuries.htm
Еще подумайте вот о чем: шлем, который проходит сертификацию SNELL, легко проходит и остальные проверки, такие как ECE и прочие. Шлема сертифицированные по ECE только, например, не пройдут SNELL.
Я — за SNELL/DOT, так как моя жизнь мне дороже.
И это хорошо для нас, ребята.
Мой шлем Shoei X-Spirit 2 американская версия по DOT/Snell весит на около 200гр. больше, чем европейская версия, так как европейский стандарт не такой жесткий.
И я выбрал американский вариант, так как только в Snell тестах есть испытание удара коническим предметом, которое в реальной жизни может означать удар и камень, подножку мотоцикла и т.п. А наши дороги, сами знаете, говорить вам не надо, камень — легко.
Из-за этого скорлупа делается мощнее и шлем становится тяжелее.
Есть широко распостраненный миф, что чем тяжелее шлем, тем, якобы, больше риск сломать шею. Этот миф развенчан медицинским университетом Джона Хопкинса, которые пришли к выводу «Helmet Weight as a Risk to Neck Injuries Called a „Myth“, пруф: www.webbikeworld.com/motorcycle-news/2011/motorcycle-helmets-reduce-spine-injuries.htm
Еще подумайте вот о чем: шлем, который проходит сертификацию SNELL, легко проходит и остальные проверки, такие как ECE и прочие. Шлема сертифицированные по ECE только, например, не пройдут SNELL.
Я — за SNELL/DOT, так как моя жизнь мне дороже.
Нет.
Европейские шлепы идентичны американским, кроме прочности скорлупы, так как в ЕСЕ нет теста на пробив скорлупы конусообразным предметом.
По крайней мере мой америанец shoei x-twelve по размерам и всему остальному идентичен европейскому x-spirit 2, только на около 200гр. тяжелее из-за того, что скорлупа прочнее.
Европейские шлепы идентичны американским, кроме прочности скорлупы, так как в ЕСЕ нет теста на пробив скорлупы конусообразным предметом.
По крайней мере мой америанец shoei x-twelve по размерам и всему остальному идентичен европейскому x-spirit 2, только на около 200гр. тяжелее из-за того, что скорлупа прочнее.
дот жестко следит за тем, чтобы при падении не раскололся шлем. при этом нагрузки, передаваемые на голову там могут быть запредельные. думаю, вам будет приятно, если в результате падения на шлеме не будет ни царапины, а мозг расплющится о череп. если вы такой фанат гугла, то должны были обратить внимание, что ВЕЗДЕ написано, что дотовские ШЛЕМЫ выдерживают более мощные удары. нигде не пишется о том, что голова в таком шлеме выдерживает эти самые удары.
европейские стандарты направлены на уменьшение нагрузки, передаваемой на голову. за судьбу шлема при этом никто не беспокоится — он одноразовый.
лично мне ближе подход европейцев, поскольку шлем я могу купить новый, а голову в продаже пока не видел.
на данный момент, кто бы что ни говорил, наиболее объективную оценку (ОЦЕНКУ! НЕ СЕРТИФИКАТ!) дает SHARP. их тесты наиболее жесткие и разнообразные.
про заказы с ебея американского — флаг в руки и электричку навстречу!
хотите купить нормальный шлем — заказывайте с европейского ебея.
и прежде чем писать фигню, советую разобраться в теме для начала
европейские стандарты направлены на уменьшение нагрузки, передаваемой на голову. за судьбу шлема при этом никто не беспокоится — он одноразовый.
лично мне ближе подход европейцев, поскольку шлем я могу купить новый, а голову в продаже пока не видел.
на данный момент, кто бы что ни говорил, наиболее объективную оценку (ОЦЕНКУ! НЕ СЕРТИФИКАТ!) дает SHARP. их тесты наиболее жесткие и разнообразные.
про заказы с ебея американского — флаг в руки и электричку навстречу!
хотите купить нормальный шлем — заказывайте с европейского ебея.
и прежде чем писать фигню, советую разобраться в теме для начала
Нашему обывателю очень туго доходит что стуканье по шлему кувалдой (пусть даже большой и очень тяжелой в придачу конической) — не является хорошим способом протестировать его на способность сохранить вашу голову и ее содержимое в целости.
Законы физики никто не отменял, у любого тела есть масса, если тело движется у него есть кинетическая энергия.
Задача шлема поглотить кинетическую энергию головы при ударе и таким образом сохранить мозг неподвижным внутри черепа, происходит это за счет деформации начинки шлема.
Законы физики никто не отменял, у любого тела есть масса, если тело движется у него есть кинетическая энергия.
Задача шлема поглотить кинетическую энергию головы при ударе и таким образом сохранить мозг неподвижным внутри черепа, происходит это за счет деформации начинки шлема.
- PyccoTypucTo
- 27 апреля 2011 в 13:48
- ↑
- ↓
ДОТ сертифицированный шлем. На Ебее таких навалом. Конечно он тебя защитит лучше европейских шлемов…
Был я однажды на ДТП… Очередной камикадзе, при скольжении по асфальту, залетел под машину, клиренс которой был больше тела человека, но меньше размера шлема. Голова осталась, а он полетел дальше. Был бы без шлема, может быть бы и выжил (хотя и врядли).
Сила, которая требуется на отрыв головы, просто колоссальная. Видать, скорость была за три сотни…
Почему не оторвались ремешки не знаю. Может боком летел, а может и ещё что помешало шлему слететь.
P.S. Девушку, которая тоже была в шлеме, но без остального экипа, увезли в реанимацию. Если и выжила, то она врядли радуется этому факту.
Сила, которая требуется на отрыв головы, просто колоссальная. Видать, скорость была за три сотни…
Почему не оторвались ремешки не знаю. Может боком летел, а может и ещё что помешало шлему слететь.
P.S. Девушку, которая тоже была в шлеме, но без остального экипа, увезли в реанимацию. Если и выжила, то она врядли радуется этому факту.
У ECE 22.05 нет оценок, там ты или удовлетворяешь всех их требованиям или не удовлетворяешь, одно любое не соответствие стандарту и сертификат не дадут.
Еще одна интересная фишка: в Европе продавать шлемы которые не соответствует ECE можно, но ездить в них запрещено законом.
На сайте производителя как правило вот так вот указывают: www.suomy.com/en/products/excel.html, www.araihelmet-europe.com/ — с низу в красном прямоугольнике.
Еще одна интересная фишка: в Европе продавать шлемы которые не соответствует ECE можно, но ездить в них запрещено законом.
На сайте производителя как правило вот так вот указывают: www.suomy.com/en/products/excel.html, www.araihelmet-europe.com/ — с низу в красном прямоугольнике.
Вот еще популярный у нас производитель качественный и адекватных по цене шлемов www.shark-helmets.com/security.php
- SeRGiE_023
- 27 апреля 2011 в 13:41
- ↑
- ↓
Если вы продаёте шлема, то дайте тогда совет на что обратить внимание, и какие на ваш взгляд фирмы стоит смотреть?
да практически у всех производителей есть достойные шлема. надо смотреть на 2 вещи — тесты на безопасность и удобство посадки на голове. первое понятно, думаю. второе — бывает так, что шлемы какого-то производителя не садятся вообще. ни одна модель. тогда как бы ни хотелось, как бы ни нравился конкретный шлем — надо идти и смотреть других производителей. потому, что если брать шлем бОльшего размера чем нужно — он не будет обеспечивать безопасность. если брать такой, что жмет — голова будет болеть через 10 минут ношения шлема. ни о какой езде речи идти не будет (не… есть конечно такие, что ездят и ноют все время, что башка болит. но имхо это ненормально. да и концентрация падает сильно)
- SeRGiE_023
- 27 апреля 2011 в 13:51
- ↑
- ↓
Мне просто очень нравиться ARAI corsair V, но по цене он очень даже не бюджетный вариант, вот мне и интересно какие можно посмотреть шлема чтобы были хороши как корсэир, но при этом бюджетные?
сам в нем не ездил, но говорят, что шумный. и судя по тестам с безопасностью не очень.
из более бюджетных — у шарка все интегралы с хорошей защитой. а агв есть пара моделей. суоми один или два.
я вобщем, как я говорил — хорошие модели есть почти у всех производителей. арай и шои — это топовые, которые много за брэнд берут. они одни из самых дорогих. вот шлема конторы, которая у вас на аватаре я брать не советую :) экип у них хороший, а шлема так себе :(
из более бюджетных — у шарка все интегралы с хорошей защитой. а агв есть пара моделей. суоми один или два.
я вобщем, как я говорил — хорошие модели есть почти у всех производителей. арай и шои — это топовые, которые много за брэнд берут. они одни из самых дорогих. вот шлема конторы, которая у вас на аватаре я брать не советую :) экип у них хороший, а шлема так себе :(
- SeRGiE_023
- 27 апреля 2011 в 14:14
- ↑
- ↓
А конкретных пару моделей не можете перечислить, у шарка и у агв с суоми. И где эти тесты? Я чё то так и не понял как выбрать)
- SeRGiE_023
- 27 апреля 2011 в 14:12
- ↑
- ↓
Это он и есть, просто название для европы и америки в америке он корсэир V, а в эвропе 7ГП
- PyccoTypucTo
- 27 апреля 2011 в 13:43
- ↓
Мда, видео — жесть. Походу парни ждали, что китайский шлем только от одной мысли о падении развалится… В итоге, как в «Курочке Рябе»: дед бил-бил… :-]
ECE 22.05
Начнем с постулатов. Главное и не обсуждаемое правило, которое должен запомнить каждый мотоциклист – шлем должен соответствовать стандарту ECE 22.05. (Есть вариант написания «ECE R 22.05», где «R» является ни чем иным, как сокращением от The United Nations Economic Commission for Europe (UNECE) Regulation №22.) В настоящий момент он является самым передовым и реалистичным испытанием для шлемов любого типа, и ему обязан соответствовать любой шлем продающийся в Европе.
Испытания предоставленных производителем шлемов проводятся в независимых лабораториях, прошедших соответствующую сертификацию, под обязательным контролем министерства транспорта.
Начинаются такие испытания с контроля геометрических размеров. Шлема надеваются на специальные болванки, имитирующие типовые головы всех возможных размеров, которые имеют строго регламентированные параметры и вес, от 3,1кг. до 6,1кг. Каждая из них оснащена 3D-акселерометрами, способными регистрировать ускорения и нагрузки в любых направлениях. На первом этапе контролируется плотность прилегания шлема и то, как он закрывает части головы, которые должен защищать.
После этого проверяется обзорность. Минимальные показатели: 210° по горизонтали, 45° вниз и 7° вверх. Затем следует контроль смещения мотошлема относительно головы с помощью особого устройство, которое проворачивает шлем. Допустимое смещение вперед составляет 30°.
Испытания на прочность начинаются с проверки сопротивления продольному и поперечному сжатию. После нескольких циклов сжатия в различных направлениях снова контролируется геометрия шлема. Его размеры должны остаться неизменными. После этого на специальном стенде проверяется способность шлема «держать удар» в прямом смысле этого слова. Сначала шлем бьется о плоскую поверхность.
А после наносится удар специальным грузом, имеющим грань 90°. Подобное испытание максимально близко имитирует то, что происходит со шлемом при ударе о бордюрный камень. Точки ударов расположены в передней, верхней, боковой, задней частях шлема, а так же в зоне подбородка. Удары наносятся грузом со скоростью 7,5м/с (27км/ч). При этом масса груза равна массе головы манекена. А значит, энергия удара для шлемов большего размера будет выше. При этом, каким бы ни был размер испытуемого шлема, датчики манекена не должны фиксировать перегрузки превышающие 275g.
Весь комплекс ударных испытаний для каждой модели шлема проводится при нормальной температуре, составляющей 21°C. После чего он полностью повторяется при существенно более низкой температуре – 21°C. Такое «похолодание» может быть критичным для пенопластового слоя, поглощающего энергию. Далее, этот же цикл воспроизводится при 50°C. Это необходимо чтобы предотвратить снижение защитных свойств внешней скорлупы при нагреве.
После падения с мотоцикла голова в шлеме может еще какое-то время скользить по асфальту. При этом никакие спойлеры, дефлекторы и воздухозаборники не должны ни за что цепляться. Для проверки этого шлем трется о покрытие, напоминающее наждачную бумагу, а датчики продольных и вращательных ускорений измеряют возникающие нагрузки.
Следующий цикл испытаний – проверка материалов шлема растворителями. Для этого используется смесь из 30% октана и 70% толуола. Испытания на старение материалов и потерю ими первоначальных свойств производится с помощью откалиброванного УК-излучения. А вдобавок, шлемы испытывают на коррозионную стойкость в соляном тумане.
Ремешок шлема тестируется статической нагрузкой 30кг. При этом он не должен вытянуться больше чем на 35 мм. После чего дополнительно подвешенный груз 10 кг. сбрасывается с высоты 75 см. Остаточная деформация не должна превышать 25 мм. Не допускается самостоятельное открытие застежки и смещение ремешка в системах регулирования длины.
Визор шлема испытывается на удар заостренным бойком весом 3 кг., падающим с высоты 100 см. Кроме того, он должен противостоять абразивному воздействию, не искривлять изображение, и корректно передавать цвета. Кроме того, визор должен строго соответствовать нормативу по пропусканию УК-лучей, и сохранять прозрачность и эластичность при снижении температуры до – 20°C.
Резюмируя все вышесказанное можно с уверенностью заявить, что стандарт ECE 22.05 на сегодняшний день самое веское подтверждение безопасности любого шлема. И все соответствующие ему мотошлемы фактически одинаково безопасны, вне зависимости от их стоимости.
Кроме того, уровень стандарта ECE 22.05 постоянно повышается. Поэтому, вполне возможно, что в момент, когда вы будете читать этот текст, в него уже внесут некоторые изменения и усовершенствования.
Стандарт ECE-22.05 признается и профессиональными соревнованиями по мотоспорту, включая чемпионаты FIM World Championship, AMA Pro Racing, CCS, PIM, Formula-USA и WERA. Заметьте, даже в американских спортивных сериях, в стране, где для эксплуатации на дорогах общего пользования шлем должен соответствовать совсем другим стандартам, признают только сертификат ECE-22.05.
Так как подавляющее число производителей шлемов возят свою продукцию в Россию через европейские отделения, то и все ввезенные к нам официальным путем шлемы имеют эту сертификацию. Справедливости ради необходимо упомянуть, что российский стандарт также является копией требований ECE 22.05. Но к этому вопросу мы еще вернемся.
Что означает кодировка на ярлычке, расположенном на подбородочном ремешке шлема, прошедшего европейскую сертификацию?
Буква E с цифрой в кружке — код страны, которая одобрила сертификацию шлема (E1 — Германия; E2 — Франция; E3 — Италия; E4 — Нидерланды; E5 — Швеция; E6 — Бельгия; E7 — Венгрия; E8 — Чехия; E9 — Испания; E10 — Югославия; E11 — Великобритания; E12 — Австрия; E13 — Люксембург; E14 — Швейцария; E16 — Норвегия; E17 — Финляндия; E18 — Дания; E19 — Румыния; E20 — Польша; E21 — Португалия; E22 — Российская Федерация; E23 — Греция; E24 — Ирландия; E25 — Хорватия; E26 — Словения; E27 — Словакия; E28 — Беларусь; E29 — Эстония; E31 — Босния и Герцеговина; E32 — Латвия; E34 — Болгария; E37 — Турция; E40 — Македония; E43 — Япония; E45 — Австралия; E46 — Украина; E47 — Южная Африка; E48 — Новая Зеландия.)
Начало кода — цифры 05 — подтверждают прохождение тестов и соответствие требованиям ЕСЕ22.05
Буква после цифр — тип шлема. Р — интеграл с силовой передней частью; NP — интеграл с передней частью, не включенной в силовой каркас шлема и не защищающей от удара; J означает открытый шлем без передней части
Последние цифры — код модели шлема
Начнем с постулатов. Главное и не обсуждаемое правило, которое должен запомнить каждый мотоциклист – шлем должен соответствовать стандарту ECE 22.05. (Есть вариант написания «ECE R 22.05», где «R» является ни чем иным, как сокращением от The United Nations Economic Commission for Europe (UNECE) Regulation №22.) В настоящий момент он является самым передовым и реалистичным испытанием для шлемов любого типа, и ему обязан соответствовать любой шлем продающийся в Европе.
Испытания предоставленных производителем шлемов проводятся в независимых лабораториях, прошедших соответствующую сертификацию, под обязательным контролем министерства транспорта.
Начинаются такие испытания с контроля геометрических размеров. Шлема надеваются на специальные болванки, имитирующие типовые головы всех возможных размеров, которые имеют строго регламентированные параметры и вес, от 3,1кг. до 6,1кг. Каждая из них оснащена 3D-акселерометрами, способными регистрировать ускорения и нагрузки в любых направлениях. На первом этапе контролируется плотность прилегания шлема и то, как он закрывает части головы, которые должен защищать.
После этого проверяется обзорность. Минимальные показатели: 210° по горизонтали, 45° вниз и 7° вверх. Затем следует контроль смещения мотошлема относительно головы с помощью особого устройство, которое проворачивает шлем. Допустимое смещение вперед составляет 30°.
Испытания на прочность начинаются с проверки сопротивления продольному и поперечному сжатию. После нескольких циклов сжатия в различных направлениях снова контролируется геометрия шлема. Его размеры должны остаться неизменными. После этого на специальном стенде проверяется способность шлема «держать удар» в прямом смысле этого слова. Сначала шлем бьется о плоскую поверхность.
А после наносится удар специальным грузом, имеющим грань 90°. Подобное испытание максимально близко имитирует то, что происходит со шлемом при ударе о бордюрный камень. Точки ударов расположены в передней, верхней, боковой, задней частях шлема, а так же в зоне подбородка. Удары наносятся грузом со скоростью 7,5м/с (27км/ч). При этом масса груза равна массе головы манекена. А значит, энергия удара для шлемов большего размера будет выше. При этом, каким бы ни был размер испытуемого шлема, датчики манекена не должны фиксировать перегрузки превышающие 275g.
Весь комплекс ударных испытаний для каждой модели шлема проводится при нормальной температуре, составляющей 21°C. После чего он полностью повторяется при существенно более низкой температуре – 21°C. Такое «похолодание» может быть критичным для пенопластового слоя, поглощающего энергию. Далее, этот же цикл воспроизводится при 50°C. Это необходимо чтобы предотвратить снижение защитных свойств внешней скорлупы при нагреве.
После падения с мотоцикла голова в шлеме может еще какое-то время скользить по асфальту. При этом никакие спойлеры, дефлекторы и воздухозаборники не должны ни за что цепляться. Для проверки этого шлем трется о покрытие, напоминающее наждачную бумагу, а датчики продольных и вращательных ускорений измеряют возникающие нагрузки.
Следующий цикл испытаний – проверка материалов шлема растворителями. Для этого используется смесь из 30% октана и 70% толуола. Испытания на старение материалов и потерю ими первоначальных свойств производится с помощью откалиброванного УК-излучения. А вдобавок, шлемы испытывают на коррозионную стойкость в соляном тумане.
Ремешок шлема тестируется статической нагрузкой 30кг. При этом он не должен вытянуться больше чем на 35 мм. После чего дополнительно подвешенный груз 10 кг. сбрасывается с высоты 75 см. Остаточная деформация не должна превышать 25 мм. Не допускается самостоятельное открытие застежки и смещение ремешка в системах регулирования длины.
Визор шлема испытывается на удар заостренным бойком весом 3 кг., падающим с высоты 100 см. Кроме того, он должен противостоять абразивному воздействию, не искривлять изображение, и корректно передавать цвета. Кроме того, визор должен строго соответствовать нормативу по пропусканию УК-лучей, и сохранять прозрачность и эластичность при снижении температуры до – 20°C.
Резюмируя все вышесказанное можно с уверенностью заявить, что стандарт ECE 22.05 на сегодняшний день самое веское подтверждение безопасности любого шлема. И все соответствующие ему мотошлемы фактически одинаково безопасны, вне зависимости от их стоимости.
Кроме того, уровень стандарта ECE 22.05 постоянно повышается. Поэтому, вполне возможно, что в момент, когда вы будете читать этот текст, в него уже внесут некоторые изменения и усовершенствования.
Стандарт ECE-22.05 признается и профессиональными соревнованиями по мотоспорту, включая чемпионаты FIM World Championship, AMA Pro Racing, CCS, PIM, Formula-USA и WERA. Заметьте, даже в американских спортивных сериях, в стране, где для эксплуатации на дорогах общего пользования шлем должен соответствовать совсем другим стандартам, признают только сертификат ECE-22.05.
Так как подавляющее число производителей шлемов возят свою продукцию в Россию через европейские отделения, то и все ввезенные к нам официальным путем шлемы имеют эту сертификацию. Справедливости ради необходимо упомянуть, что российский стандарт также является копией требований ECE 22.05. Но к этому вопросу мы еще вернемся.
Что означает кодировка на ярлычке, расположенном на подбородочном ремешке шлема, прошедшего европейскую сертификацию?
Буква E с цифрой в кружке — код страны, которая одобрила сертификацию шлема (E1 — Германия; E2 — Франция; E3 — Италия; E4 — Нидерланды; E5 — Швеция; E6 — Бельгия; E7 — Венгрия; E8 — Чехия; E9 — Испания; E10 — Югославия; E11 — Великобритания; E12 — Австрия; E13 — Люксембург; E14 — Швейцария; E16 — Норвегия; E17 — Финляндия; E18 — Дания; E19 — Румыния; E20 — Польша; E21 — Португалия; E22 — Российская Федерация; E23 — Греция; E24 — Ирландия; E25 — Хорватия; E26 — Словения; E27 — Словакия; E28 — Беларусь; E29 — Эстония; E31 — Босния и Герцеговина; E32 — Латвия; E34 — Болгария; E37 — Турция; E40 — Македония; E43 — Япония; E45 — Австралия; E46 — Украина; E47 — Южная Африка; E48 — Новая Зеландия.)
Начало кода — цифры 05 — подтверждают прохождение тестов и соответствие требованиям ЕСЕ22.05
Буква после цифр — тип шлема. Р — интеграл с силовой передней частью; NP — интеграл с передней частью, не включенной в силовой каркас шлема и не защищающей от удара; J означает открытый шлем без передней части
Последние цифры — код модели шлема
DOT
Для продажи на американском континенте шлем должен соответствовать стандарту безопасности DOT (FMVSS218).
Не вдаваясь в подробности, отметим лишь, что данный стандарт испытаний был введен ещё в 1985 году. По меркам современного развития средств защиты, с момента утверждения стандарта DOT минула уже целая вечность. Но в Америке до сих пор степень защиты шлемов, обеспечиваемая этим стандартом, считается достаточной. А для спортивных соревнований американцы, напомним, использую шлемы соответствующие европейскому стандарту ECE 22.05.
Еще одним настораживающим фактором является «атмосфера всеобщего и безграничного доверия» царящая в американской системе сертификации шлемов. То есть для того, чтобы заявить о соответствии этому стандарту, и начать продавать мотошлемы в Америке, производителю достаточно проинформировать сертифицирующий орган, что все необходимые испытания шлем прошел в лаборатории производителя, и полностью соответствует предъявляемым к нему требованиям. Если честно, я очень удивлен, что многочисленные китайские производители при таком подходе к сертификации еще не вытеснили с американского рынка все именитые бренды.
А теперь – самое главное, что необходимо запомнить каждому! Все европейские производители проектируют шлемы одновременно отвечающие обоим стандартам: ECE 22.05 и DOT. И даже заказав из Америки «в серую» модель какого-нибудь итальянского бренда вы получите шлем с надписью «DOT» на затылке и буквой «E» обведенной кружочком на ремешке шлема. А производители из азиатского региона, такие, например, как японские Arai и Shoei, а так же южно-корейский HJC, проектируют под каждый рынок свою версию шлема. Поэтому, померив в магазине шлем одного из этих производителей и заказав эту же модель вдвое дешевле из США, вы получите совершенно другую конструкцию, выглядящую внешне почти как европейская версия, но не имеющую ничего общего с ней в плане обеспечения безопасности.
Представленный выше фотографии сделаны на московских улицах. На них шлемы японских и корейских брендов ввезенные в Россию по серым схемам через Америку. Все они имеют обязательный там сертификат DOT, но ни один из них не прошел бы испытания ECE 22.05, так как имеют отличную от своих европейских братьев конструкцию, и лишь внешне их напоминают.
Говоря иначе, нет вообще никаких данных, насколько хуже (или лучше) обстоят дела с безопасностью у американских версий этих шлемов. Единственный стандарт, которому они гарантированно соответствуют – это DOT 1985 года. То есть, заказанные из Америки «в серую» Shoei, Arai и HJC, если рассматривать их с точки зрения безопасности, это кот в мешке!
Для продажи на американском континенте шлем должен соответствовать стандарту безопасности DOT (FMVSS218).
Не вдаваясь в подробности, отметим лишь, что данный стандарт испытаний был введен ещё в 1985 году. По меркам современного развития средств защиты, с момента утверждения стандарта DOT минула уже целая вечность. Но в Америке до сих пор степень защиты шлемов, обеспечиваемая этим стандартом, считается достаточной. А для спортивных соревнований американцы, напомним, использую шлемы соответствующие европейскому стандарту ECE 22.05.
Еще одним настораживающим фактором является «атмосфера всеобщего и безграничного доверия» царящая в американской системе сертификации шлемов. То есть для того, чтобы заявить о соответствии этому стандарту, и начать продавать мотошлемы в Америке, производителю достаточно проинформировать сертифицирующий орган, что все необходимые испытания шлем прошел в лаборатории производителя, и полностью соответствует предъявляемым к нему требованиям. Если честно, я очень удивлен, что многочисленные китайские производители при таком подходе к сертификации еще не вытеснили с американского рынка все именитые бренды.
А теперь – самое главное, что необходимо запомнить каждому! Все европейские производители проектируют шлемы одновременно отвечающие обоим стандартам: ECE 22.05 и DOT. И даже заказав из Америки «в серую» модель какого-нибудь итальянского бренда вы получите шлем с надписью «DOT» на затылке и буквой «E» обведенной кружочком на ремешке шлема. А производители из азиатского региона, такие, например, как японские Arai и Shoei, а так же южно-корейский HJC, проектируют под каждый рынок свою версию шлема. Поэтому, померив в магазине шлем одного из этих производителей и заказав эту же модель вдвое дешевле из США, вы получите совершенно другую конструкцию, выглядящую внешне почти как европейская версия, но не имеющую ничего общего с ней в плане обеспечения безопасности.
Представленный выше фотографии сделаны на московских улицах. На них шлемы японских и корейских брендов ввезенные в Россию по серым схемам через Америку. Все они имеют обязательный там сертификат DOT, но ни один из них не прошел бы испытания ECE 22.05, так как имеют отличную от своих европейских братьев конструкцию, и лишь внешне их напоминают.
Говоря иначе, нет вообще никаких данных, насколько хуже (или лучше) обстоят дела с безопасностью у американских версий этих шлемов. Единственный стандарт, которому они гарантированно соответствуют – это DOT 1985 года. То есть, заказанные из Америки «в серую» Shoei, Arai и HJC, если рассматривать их с точки зрения безопасности, это кот в мешке!
Snell
Достаточно лояльные требования обязательного для США стандарта DOT стимулировали развитие альтернативных программ. Наибольшую известность получили стандарты, разработанные частной некоммерческой организацией Snell Memorial Foundation (SMF). Сертификат Snell не является обязательным условием для допуска шлема к продаже. Но результаты этих испытаний, ввиду высочайшего авторитета организации, являются серьезной экспертной оценкой безопасности шлема.
Методика испытаний Snell напоминает европейский стандарт ECE 22.05. И начинается она так же с посадки шлема на голове манекена. Но требования Snell к участкам головы закрываемым шлемом мягче.
Испытания на «стягивание» шлема с головы так же проводятся. Но в отличие от европейского теста, Snell не измеряет «проворачивание» шлема. Достаточно того, чтобы шлем не снимался с манекена.
Ударные испытания шлема включают в себя серию из двух ударов грузом, имеющим округлую поверхность. Первый удар наносится с энергией 150Дж. Второй – в то же самое место – с энергией 110Дж. При этом датчики манекена не должны фиксировать перегрузки превышающие 300g. Это очень сильные удары, и прохождение этих испытаний свидетельствует о большом «запасе прочности» испытуемого шлема.
Но, не смотря на то, что ударные испытания Snell на сегодняшний день одни из самых жестких в мире, вероятность получить такой удар в реальных условиях крайне мала, и составляет менее 1%. А «поймать» этим же местом шлема повторный удар почти такой же силы на практике, и вовсе нереально. В связи с этим многие эксперты во всем мире отмечают «оторванность» тестов Snell от типовых ДТП и отмечают следующие основные их недостатки.
1. Способность шлемов гасить серию из двух ударов непременно ведет к снижению защиты головы при одиночном ударе. Шлемы проходящие сертификацию Snell не отрабатывают единичный удар «на все 100%», оставляя запас для поглощения второго удара.
2. Допустимые перегрузки 300g являются чрезмерной нагрузкой. Даже 250g могут представлять опасность для здоровья. А превышение 300g уже ведет к летальному исходу.
3. Датчики нагрузки фиксируют ускорения только в направлении удара. Вращательные и угловые ускорения не измеряются.
4. При испытаниях шлемов различных размеров меняется лишь размер болванки. Её вес остается постоянным.
Подводя итоги, можно резюмировать, что по степени реалистичности и всесторонности испытания Snell существенно проигрывают европейскому стандарту ECE 22.05.
Шлем NEXX XR1R произведен в Португалии, и имеет европейский сертификат ECE 22.05. В тесте по британской программе SHARP он заработал 3 звезды. Как и многих его конкурентов, защита шлема при боковом ударе была признана неважной. Хотя многие специалисты утверждают что именно боковые удары в испытаниях по системе SHARP носят нереалистичный характер.
Достаточно лояльные требования обязательного для США стандарта DOT стимулировали развитие альтернативных программ. Наибольшую известность получили стандарты, разработанные частной некоммерческой организацией Snell Memorial Foundation (SMF). Сертификат Snell не является обязательным условием для допуска шлема к продаже. Но результаты этих испытаний, ввиду высочайшего авторитета организации, являются серьезной экспертной оценкой безопасности шлема.
Методика испытаний Snell напоминает европейский стандарт ECE 22.05. И начинается она так же с посадки шлема на голове манекена. Но требования Snell к участкам головы закрываемым шлемом мягче.
Испытания на «стягивание» шлема с головы так же проводятся. Но в отличие от европейского теста, Snell не измеряет «проворачивание» шлема. Достаточно того, чтобы шлем не снимался с манекена.
Ударные испытания шлема включают в себя серию из двух ударов грузом, имеющим округлую поверхность. Первый удар наносится с энергией 150Дж. Второй – в то же самое место – с энергией 110Дж. При этом датчики манекена не должны фиксировать перегрузки превышающие 300g. Это очень сильные удары, и прохождение этих испытаний свидетельствует о большом «запасе прочности» испытуемого шлема.
Но, не смотря на то, что ударные испытания Snell на сегодняшний день одни из самых жестких в мире, вероятность получить такой удар в реальных условиях крайне мала, и составляет менее 1%. А «поймать» этим же местом шлема повторный удар почти такой же силы на практике, и вовсе нереально. В связи с этим многие эксперты во всем мире отмечают «оторванность» тестов Snell от типовых ДТП и отмечают следующие основные их недостатки.
1. Способность шлемов гасить серию из двух ударов непременно ведет к снижению защиты головы при одиночном ударе. Шлемы проходящие сертификацию Snell не отрабатывают единичный удар «на все 100%», оставляя запас для поглощения второго удара.
2. Допустимые перегрузки 300g являются чрезмерной нагрузкой. Даже 250g могут представлять опасность для здоровья. А превышение 300g уже ведет к летальному исходу.
3. Датчики нагрузки фиксируют ускорения только в направлении удара. Вращательные и угловые ускорения не измеряются.
4. При испытаниях шлемов различных размеров меняется лишь размер болванки. Её вес остается постоянным.
Подводя итоги, можно резюмировать, что по степени реалистичности и всесторонности испытания Snell существенно проигрывают европейскому стандарту ECE 22.05.
Шлем NEXX XR1R произведен в Португалии, и имеет европейский сертификат ECE 22.05. В тесте по британской программе SHARP он заработал 3 звезды. Как и многих его конкурентов, защита шлема при боковом ударе была признана неважной. Хотя многие специалисты утверждают что именно боковые удары в испытаниях по системе SHARP носят нереалистичный характер.
SHARP
Британская, спонсируемая государством программа оценки безопасности шлемов SHARP (Safety Helmet Assessment and Rating Programme) придумала и реализовала отличную идею – тестировать шлемы не по применяемому всюду принципу «зачет/незачет», а оценивать СТЕПЕНЬ безопасности испытуемых шлемов по пятибалльной шкале. И для наглядности результаты испытаний отображаются количеством «звездочек» от одной до пяти.
Нельзя не отметить, что поначалу результаты тестирования многих шлемов вызывали шок у неподготовленной публики. Еще бы! Arai RX-7 GP – 4 звезды, Suomy Extreme – 3 звезды, Schuberth S1 Pro – всего 2 звезды! А ведь на момент испытаний это были топовые модели ведущих производителей стоимостью от 20000 до 40000 руб.! Неужели они настолько небезопасны?
Давайте же разберемся с методикой тестирования шлемов по системе SHARP. Каждая модель, проходящая испытания, закупается в сети розничной торговли. Каждый из 7-ми возможных размеров шлема испытывается отдельно, на специальной болванке своего размера и веса. Удары о специальные закрепленные насадки наносятся лобной, затылочной, верхней и боковыми частями шлема. Для ударов используются плоские и угловые насадки, напоминающие ребро бордюрного камня.
При этом каждый вид ударов наносится сначала со скоростью 6 м/с, потом 7,5 м/с, и в завершение, со скоростью 8,5 м/с, превосходящей скорость удара по методике ECE 22.05. Так же шлем испытывается косым ударом, позволяющим оценить силу его трения об асфальт при падении. Все вместе это весьма напоминает ударные испытания по европейскому стандарту.
Но если мы посмотрим на детальные результаты испытаний SHARP, то увидим, что почти все шлемы, показавшие средний и низкий результат, проваливают исключительно боковые удары. Неужели все производители мира как один раньше продавали нам шлемы с недостаточно прочными боковыми частями? Или требования Sharp по защите боковин слишком завышены?
Истина же, как всегда, оказалась «где-то рядом». После оценки испытаний SHARP большинство специалистов согласилось, что место удара в боковую часть шлема в них выбрано неудачно. И реалистичность такого бокового удара оставляет желать лучшего.
Но пока отдельные производители без устали спорили с организаторами проекта SHARP о том, что методику бокового удара нужно изменить, большинство быстренько выпустило новое поколение шлемов, учитывающих специфические требования набирающей популярность британской программы. И вот уже почти все бренды могут похвастаться новыми «5-звездочными» моделями. Так что лет через пять, все выпускаемые к тому времени шлемы наверняка будут иметь максимальный рейтинг SHARP. Хотя, уже сейчас можно заметить, что в погоне за 5-звездочным рейтингом многие новые модели шлемов имеют существенно ограниченный боковой обзор.
Оценивая же этот тест в целом, нужно отметить еще несколько важных моментов.
Во-первых, испытания SHARP не подразумевают тест подбородка. Таким образом, преимущества интегралов перед шлемами с открывающимся или съемным подбородком не учитываются.
Во-вторых, не ясно, насколько отличается плохой результат (черный или красный цвет в месте удара) от хорошего (зеленый цвет). Соответственно, не очевидно и преимущество шлемов с большим количеством звезд.
И, в-третьих, на испытания SHARP попадают шлемы уже прошедшие различные тесты. Такие как ECE 22.05, DOT, Snell, а в Британии еще и BS6658, атак же ACU. Поэтому тест SHARP уверенно можно назвать всего лишь попыткой разделить гарантированно безопасные шлемы на чуть более, и чуть менее безопасные. Ну и конечно, её результаты вполне применимы в качестве дополнительного подтверждения безопасности шлема неизвестной вам марки.
ГОСТ Р 41.22-2001
Все шлема, продаваемые в России, формально должны соответствовать ГОСТ Р 41.22-2001, который является переведенной на русский язык ранней (и, соответственно, уже устаревшей) версией европейского стандарта.
Учитывая отсутствие в России лабораторий, способных проводить испытания по методике ECE 22.05, я искренне и всей душой хотел бы знать, как наши сертифицирующие органы проверяют ввозимые шлемы на соответствие ГОСТ Р 41.22-2001. Кроме того, меня настолько же искренне и всеобъемлюще занимает вопрос, как многочисленные китайские «средства защиты» получают заветный российский сертификат – с позволения сказать – «качества»?!
За рамками нашего материала остались британские сертификаты BS6658 и ACU. Первый, родом из прошлого века, в настоящий момент не считается авторитетным подтверждением безопасности даже у себя на родине. А второй, сугубо спортивный, утвержденный Auto Cycle Union (руководящий орган автоспорта в Великобритании), имеет три разновидности. Золотую наклейку получают шлемы подходящие для дорожных гонок.
Серебряная наклейка – знак качества для внедорожных спортивных шлемов. И шлемы для детского мотокросса, подразумевающие использование техники с объемом двигателя до 50см3, имеют белую наклейку.
Разумеется, каждый из нас, где-нибудь в магазине запчастей на Колымском тракте, может столкнуться со шлемом стоимостью не превышающей 500 р. и имеющим ярлычки соответствия всем мыслимым сертификатам. Теоретически, вы можете потребовать продавца продемонстрировать вам сертификационные документы на интересующую вас продукцию, изучить прилагающуюся к шлему документацию (если вам повезет, то в специальном буклете вы даже узнаете, в какой лаборатории данная модель шлема проходила испытания), а так же, зайдя на сайт производителя или сертифицирующей организации, уточнить все интересующие вас обстоятельства. В реальности же для оценки безопасности шлема проще и безопаснее заранее оценить интересующие вас модели, узнать, какие тесты, и в каких странах, они проходили, а так же сравнить их результаты испытаний по методике SHARP. Но повторюсь, не забывайте, что шлемы японских и корейских производителей, выпускаемые для разных рынков, похожи друг на друга лишь внешне.
[/articles/articles.html?id=23]©
Британская, спонсируемая государством программа оценки безопасности шлемов SHARP (Safety Helmet Assessment and Rating Programme) придумала и реализовала отличную идею – тестировать шлемы не по применяемому всюду принципу «зачет/незачет», а оценивать СТЕПЕНЬ безопасности испытуемых шлемов по пятибалльной шкале. И для наглядности результаты испытаний отображаются количеством «звездочек» от одной до пяти.
Нельзя не отметить, что поначалу результаты тестирования многих шлемов вызывали шок у неподготовленной публики. Еще бы! Arai RX-7 GP – 4 звезды, Suomy Extreme – 3 звезды, Schuberth S1 Pro – всего 2 звезды! А ведь на момент испытаний это были топовые модели ведущих производителей стоимостью от 20000 до 40000 руб.! Неужели они настолько небезопасны?
Давайте же разберемся с методикой тестирования шлемов по системе SHARP. Каждая модель, проходящая испытания, закупается в сети розничной торговли. Каждый из 7-ми возможных размеров шлема испытывается отдельно, на специальной болванке своего размера и веса. Удары о специальные закрепленные насадки наносятся лобной, затылочной, верхней и боковыми частями шлема. Для ударов используются плоские и угловые насадки, напоминающие ребро бордюрного камня.
При этом каждый вид ударов наносится сначала со скоростью 6 м/с, потом 7,5 м/с, и в завершение, со скоростью 8,5 м/с, превосходящей скорость удара по методике ECE 22.05. Так же шлем испытывается косым ударом, позволяющим оценить силу его трения об асфальт при падении. Все вместе это весьма напоминает ударные испытания по европейскому стандарту.
Но если мы посмотрим на детальные результаты испытаний SHARP, то увидим, что почти все шлемы, показавшие средний и низкий результат, проваливают исключительно боковые удары. Неужели все производители мира как один раньше продавали нам шлемы с недостаточно прочными боковыми частями? Или требования Sharp по защите боковин слишком завышены?
Истина же, как всегда, оказалась «где-то рядом». После оценки испытаний SHARP большинство специалистов согласилось, что место удара в боковую часть шлема в них выбрано неудачно. И реалистичность такого бокового удара оставляет желать лучшего.
Но пока отдельные производители без устали спорили с организаторами проекта SHARP о том, что методику бокового удара нужно изменить, большинство быстренько выпустило новое поколение шлемов, учитывающих специфические требования набирающей популярность британской программы. И вот уже почти все бренды могут похвастаться новыми «5-звездочными» моделями. Так что лет через пять, все выпускаемые к тому времени шлемы наверняка будут иметь максимальный рейтинг SHARP. Хотя, уже сейчас можно заметить, что в погоне за 5-звездочным рейтингом многие новые модели шлемов имеют существенно ограниченный боковой обзор.
Оценивая же этот тест в целом, нужно отметить еще несколько важных моментов.
Во-первых, испытания SHARP не подразумевают тест подбородка. Таким образом, преимущества интегралов перед шлемами с открывающимся или съемным подбородком не учитываются.
Во-вторых, не ясно, насколько отличается плохой результат (черный или красный цвет в месте удара) от хорошего (зеленый цвет). Соответственно, не очевидно и преимущество шлемов с большим количеством звезд.
И, в-третьих, на испытания SHARP попадают шлемы уже прошедшие различные тесты. Такие как ECE 22.05, DOT, Snell, а в Британии еще и BS6658, атак же ACU. Поэтому тест SHARP уверенно можно назвать всего лишь попыткой разделить гарантированно безопасные шлемы на чуть более, и чуть менее безопасные. Ну и конечно, её результаты вполне применимы в качестве дополнительного подтверждения безопасности шлема неизвестной вам марки.
ГОСТ Р 41.22-2001
Все шлема, продаваемые в России, формально должны соответствовать ГОСТ Р 41.22-2001, который является переведенной на русский язык ранней (и, соответственно, уже устаревшей) версией европейского стандарта.
Учитывая отсутствие в России лабораторий, способных проводить испытания по методике ECE 22.05, я искренне и всей душой хотел бы знать, как наши сертифицирующие органы проверяют ввозимые шлемы на соответствие ГОСТ Р 41.22-2001. Кроме того, меня настолько же искренне и всеобъемлюще занимает вопрос, как многочисленные китайские «средства защиты» получают заветный российский сертификат – с позволения сказать – «качества»?!
За рамками нашего материала остались британские сертификаты BS6658 и ACU. Первый, родом из прошлого века, в настоящий момент не считается авторитетным подтверждением безопасности даже у себя на родине. А второй, сугубо спортивный, утвержденный Auto Cycle Union (руководящий орган автоспорта в Великобритании), имеет три разновидности. Золотую наклейку получают шлемы подходящие для дорожных гонок.
Серебряная наклейка – знак качества для внедорожных спортивных шлемов. И шлемы для детского мотокросса, подразумевающие использование техники с объемом двигателя до 50см3, имеют белую наклейку.
Разумеется, каждый из нас, где-нибудь в магазине запчастей на Колымском тракте, может столкнуться со шлемом стоимостью не превышающей 500 р. и имеющим ярлычки соответствия всем мыслимым сертификатам. Теоретически, вы можете потребовать продавца продемонстрировать вам сертификационные документы на интересующую вас продукцию, изучить прилагающуюся к шлему документацию (если вам повезет, то в специальном буклете вы даже узнаете, в какой лаборатории данная модель шлема проходила испытания), а так же, зайдя на сайт производителя или сертифицирующей организации, уточнить все интересующие вас обстоятельства. В реальности же для оценки безопасности шлема проще и безопаснее заранее оценить интересующие вас модели, узнать, какие тесты, и в каких странах, они проходили, а так же сравнить их результаты испытаний по методике SHARP. Но повторюсь, не забывайте, что шлемы японских и корейских производителей, выпускаемые для разных рынков, похожи друг на друга лишь внешне.
[/articles/articles.html?id=23]©
- Jabberwocky
- 5 февраля 2019 в 0:20
- ↑
- ↓
Хоть я и понимаю, что все скопипасчено, так как никаких «приведенных выше фотографий» я не нашел, но все равно: 1.- интересно и полезно и 2. — хотелось бы, чтоб автор привел столь же исчерпывающую информацию и по стандарту JIS. Насколько она уступает ЕСЕ, если уступает.
- Jabberwocky
- 5 февраля 2019 в 0:28
- ↑
- ↓
А нет, не получится, почитал внимательнее. Я уже сам цитировал эту статью где-то здесь раньше )) Нет там про японский сертификат
- Jabberwocky
- 5 февраля 2019 в 0:36
- ↑
- ↓
- Jabberwocky
- 5 февраля 2019 в 0:37
- ↑
- ↓
FIM и Dorna Sports заявили о запуске программы FIM
Racing Homologation Programme (FRHP) в начале сезона
2018 года. Летом был готов технический регламент и
методология испытаний, по которой мотошлемы будут
проверять — независимо от того, прошли они уже
омологацию для дорог общего пользования или нет.
Однако, позже в регламент был добавлен пункт, что
шлемы для мотогонок высшего уровня должны
предварительно получить официальный допуск на дороги
общего пользования и иметь сертификаты ECE, Snell и JIS
Racing Homologation Programme (FRHP) в начале сезона
2018 года. Летом был готов технический регламент и
методология испытаний, по которой мотошлемы будут
проверять — независимо от того, прошли они уже
омологацию для дорог общего пользования или нет.
Однако, позже в регламент был добавлен пункт, что
шлемы для мотогонок высшего уровня должны
предварительно получить официальный допуск на дороги
общего пользования и иметь сертификаты ECE, Snell и JIS
Там фото маркировки и все, спорить о том что лучше есе или дот, снелл И так далее, бессмыслено. Всеравно что лучше ринги или трещетка. Просто привел информацию к сведению. Каждый сам выбирает, но лучше иметь сертификацию, чем нет, но говорить однозначео что дот или снелл или еще лучше чем все остальные — наверно не стоит. Могу сказать что стандарт есе, постоянно дополняется, новыми редакциями, достоточно погуглить.
И еще судя по всему производитель для каоо рынка выпу кает шлем, под те сертификации его и подгоняет, нужно держать боковой — сделаем, деформация такой силы не нужна? Делать не будем. И так далее, но это мое сугубо личное мнение, которое сложилось из прочтения многочисленных источников и статей по сертификации шапок
- Jabberwocky
- 5 февраля 2019 в 9:30
- ↑
- ↓
Не-не! Я не спорить! Спасибо за пост, очень интересно! Просто JIS реально меня интересует, купил шлем в Японии намного выгоднее, с размерами нет расхождений с теми, что мерил в России, переживал, когда пришел. А вот по стандарту интересно, чем отличается. Чисто интуитивно я предполагаю, что японские производители шлемов о головах японских мотоциклистов заботятся не меньше, чем европейских )) Но подтверждения не нашел пока.
- Jabberwocky
- 5 февраля 2019 в 11:24
- ↑
- ↓
С размером все отлично! Даже ремень пресловутый на кадык не давит (GT-Air, отмечают люди такие проблемы) С эксплуатационными качествами все прекрасно, 15 тыс в этом сезоне, +35 в поездке в Крым — вентиляция справляется. Тихий, но на трассе беруши Рейс от Альпинемотосейф. Ну, а пассивную безопасность проверить, слава богу, не пришлось )
- GodovYurij
- 6 февраля 2019 в 6:11
- ↑
- ↓
Добрый день! Есть смежный вопрос по указанной теме. Насколько важна масса шлема, насколько «лишние» 150 гр. усложнят жизнь в долгой и/или скоростной поездке (например в Крым). Есть шлем 1600 гр., очень нравится. Но кажется тяжелый.
- Jabberwocky
- 6 февраля 2019 в 8:32
- ↑
- ↓
Мой GT-Air размера М весит, говорят 1400 грамм, а мой размер XL 1757гр. С гарнитурой на нем явно еще больше. Никаких неприятных ощущений (связанных со шлемом) во время недавней поездки в Крым не обнаружено. Видимо, кроме веса, немалую важность имеет аэродинамика, а она у этого шлема на высоте явно. Поэтому в потоке воздуха голову не мотает и шея не устает. Возможно, ветрозащита мота тоже важна. Как приходит поток в голову.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (66)
RSS свернуть / развернуть