Проект продается, 60 000 USD [email protected]
Путешествия
  • Пробег для публикации поста в сообщество: 15.00 км
  • Читателей: 4285 | Постов: 2504 +1

Данный блог создан для публикации рассказов, фото и видео отчетов о путешествиях на любой мототехнике.

Путешествия → Гималайское озеро Пангонг

Хотя горных красот за время нашего пути из Манали в Ле мы увидели уже предостаточно, высокогорное озеро Пангонг (высота — 4200 метров над уровнем моря) посетить однозначно стоило. Запасшись специальными пермитами (разрешениями) на посещение этой области Индии (там совсем рядом граница с Китаем, фактически, большая часть 100-км. озера и находится в Китае), мы отправились в путь, который оказался очень богат на приключения…



Первый день на Энфилде
Перевал Ротанг
Ночевка на высоте 4300 метров
Волшебный Ладах



Начало выдалась не очень удачным — километрах в 14 от Ле у ребят спустило колесо. Нигде поблизости мастерских не оказалось, нам пришлось возвращаться практически в сам город на скорости 20 км. час — я взял на себя Машу и рюкзак для максимального облегчения второго байка.

Поменять камеру у Энфилда в Индии — тоже не такая простая задача. Сначала в одном месте тебе колесо снимают, потом ты идешь/едешь с этим колесом в другую контору, где из него вынимают старую камеру и ставят новую, затем ты возвращаешься обратно и колесо опять присобачивается к байку. Только на саму процедуру мы потратили около часа, не считая дороги туда-обратно. Но все же решили ехать вперед, хотя надежды проехать все 150 км., отделяющие нас от озера Pangong, было очень мало.

Подъем на перевал ChangLa, вид на долину:



Один только раз я остановился на развилке и спросил ребятишек, куда ехать на озеро. А так маршрут был довольно прост. После поворота у деревеньки Karu, мы въехали в очень живописную долину — ее зеленый фон очень здорово смотрелся на фоне светло-коричневых и местами даже шоколадных гор. Промелькнул монастырь Chemde — он очень красиво располагается на горе. Однако у меня нет особого желания ходить по монастырям и прочим гомпам, лучше любоваться ими издали. Тем более, что нас поджимало время.



Очень скоро начался подъем на перевал ChangLa. Причем так живописно начался — дорога короткое время шла через самую настоящую каменную пустыню и будущие отрезки подъема были очень хорошо видны. Подъем был несложный, поскольку почти до самой вершины положен асфальт, но уж слишком длинен — 30 км. Пару раз останавливались — первый раз повтыкать вид этой самой живописной долины, второй — одеться, поскольку резко стало холодно. Очень интересное ощущение — только что тебя даже на приличной скорости солнце припекало и вот уже дуют почти ледяные ветра, хотя это же самое солнце никуда не делось. Нацепил на себя индийские обновы — куртку и фиолетовые варежки.



До перевала (5270 метров) доехали уже порядком вымотанные. Пока пили масала-чай в местной кафешке, ели местный доширак, уже стукнуло половина шестого вечера. То есть примерно пара часов до захода солнца. Идея добраться в этот день до озера окончательно была похоронена. Целью стал городок Tangtse примерно в 30 км. от перевала.

Спуск начался не очень просто — полное отсутствие асфальта, встречные Таты, глубокие потоки, в одном из которых я намочил кроссовки. Но зато виды были чудесные, например, долина, залитая лучами заходящего солнца. Хотелось материться. Матерился.

Через каждые несколько километров — въезды на военные базы, обозначенные красными табличками IN:



А затем и дорога стала асфальтовой и очень интересной, так что последние километры докатывал с удовольствием, смешанным с усталостью. Как и предсказывал мудрый путеводитель, в Tangtse нашли достаточно приличный отельчик (слава богу, не палатку), где без труда сняли два соседних номера по 1500 рупий, включая ужин и завтрак. Внутри достаточно прилично, чистенько, ковры на полу. Не то, что в Кейлонге. Правда, нет горячей воды.

Василий был никакой, а я постоял немного на голове (спасибо, Марина!) и оклемался. Правда, очень болела (и до сих пор болит) шея, но это обычная моя фишка. Поужинали для такой обстановки весьма неплохо — дал, роти, масала-чай, какой-то непонятный десерт. И сразу же спать — до упора!

Утром схрумали скудный завтрак и двинули к озеру, благо до него оставалось всего 32 км. Чуть ранее я попытался разведать, где же тут можно взять разрешения на катания на лодке по озеру, но не нашел. Как выяснилось, разрешение это нам вряд ли пригодилось бы. Из отеля не выписались — денек потупим на озере и к вечеру вернемся сюда, чтобы на следующий день двинуть обратно в Ле.



По пути заехали в местный монастырь, приютившийся на скале — несколько нарядных помещений и ни одного человека вокруг, хотя времени уже было порядочно.

Дорога через долину радовала — достаточно хороший асфальт. Я так обрадовался, что в одном из слепых поворотов чуть не впилился во встречную машину — холодок по спине прошел.

Наконец-то увидел стадо пашминовых козлов. Выглядели они не очень привлекательно — ободранные какие-то, видимо, старую шерсть уже счесали, а новая не наросла. От контактов уклонялись.



100%-ая пашмина стоит очень дорого, поскольку на это идет самая тонкая шерсть, вычесываемая с шеи и в живота козла. Для одного платка требуется 4 донора-козла. Чем выше живет животное, тем тоньше у него шерсть и тем она теплее. Механическая обработка ей вредна, все делается вручную. В результате платок в розничной продаже стоит от 5 тысяч рублей.

Военная колонна везла через горы на Пангонг катер. Ведь по озеру проходит граница с Китаем:



По дороге к озеру пришлось еще немного покарабкаться в горы, но это, конечно, было ничто по сравнению с прошлыми испытаниями. И вот, наконец, после одного из поворотов я увидел голубенький кусочек озера. Дорога приводила к самому началу (или концу?) озера Pangong, к его западной части. Далее оно в виде плоской буквы V тянется на 100 км. на запад, заканчиваясь уже в Китае. Высота — 4200 метров.

Немного у мотоциклиста более серьезных врагов, нежели чем дюны из мелкого-мелкого песка:



Лихо проехали первую деревню у озера. Ну, как деревню? В основном палатки-кемпинги, в которых едят-спят и еще бог знает что делают. Правда, были несколько и более солидных построек, ценник за ночь в которых, согласно уже порядком затасканному «Ladakh. The Poket Guide» начинался от 4500 рупий.



Проехав первую деревню, нашли едва приметную дорожку, которая, через камни и песок, вела прямо к берегу озера. Предстояли водные процедуры.



Я купался летом в Онежском озере в Карелии. Тогда мне показалось, что с борта катера я прыгнул в ледяную чан, как какой-нибудь царь из Конька-Горбунка. Но вот вода в этом озере на высоте в 4200 метров показалась совсем уж запредельно холодной. Правда, деваться было некуда — не зря же я одел плавки.

К тому же в это время солнце спряталось, поднялся сильный ветер и закапал дождь. Зашел в воду по колену и попал в цугцванг — любое последующее действие ухудшало ситуацию. Назад нельзя, да и ветер с дождем. Вперед очень холодно. В итоге окунулся разок и рванул обратно, к теплой куртке. Васятка тем временем тоже быстренько слазил в воду, не утруждая себя плавками.

Теперь было самое время поесть. За тот же скупой набор: рис-дал-овощи-чапати с нас троих взяли 450 рупий. Грабеж! Рядом сидели китайцы, так они поступили умнее — привезли с собой бомж-пакеты и тут только залили водой или разогрели их. Опытные путешественники, видать.



Дорога шла по берегу озера и далее, правда, из асфальтовой превратилась просто в нагромождение камней, иногда песчаные дюны, которые пересекали более или менее полные водные потоки. Проехали в ту сторону еще километров десять, основательно проапгрейдив свои навыки эндуро. Погода на озере менялась очень быстро — горы на том берегу еще озаряло солнце, в то время как на нашем берегу лил дождь, который также мог закончиться мгновенно.







По дороге обратно, в нашу временную резиденцию в Tangtse, через долину, нас чуть не сдул ветрище — реально сложно было управлять даже тяжелым мотоциклом.

Утром началось все неплохо. Позавтракали, стали собираться — мне лично хотелось поскорее оказаться в Ле, несмотря на то, что погода, мягко говоря, не шептала. Расплатились с хитроватым хозяином, решили заехать за бензином. И тут выяснилось, что мое заднее колесо, мягко говоря, никуда не годится. То есть — спустило за ночь, практически на ободе. Нашли ближайшую шиномонтажку, дождались, пока они обслужат Тату, сами сняли колесо, затем механики его накачали и вставили на место. Вроде — все нормально, но тревожные ощущения были.



Начало дороги — шикарное, асфальт, причем довольно ровный. Но ехать было очень холодно. Хотя я был в варежках, у меня отчаянно мерзли пальцы. К тому же коробка начала вести себя отвратно, все время переключаясь в нейтраль.

И наконец, это случилось. После проезда очередного армейского поста начался очередной подъем, во время которого байк начало водить из стороны в сторону. Так и есть — опять спустило то самое заднее колесо. Видимо, шинники камеру-то поменяли, однако причину ее прокола из покрышки не изъяли.



Снять колесо и поставить его обратно на место мы уже могли. Не было одного — насоса. Героическая Маша пыталась его стрельнуть у проезжавших мимо машин. На 20 попыток (не меньше) отыскался лишь один насос и то, как выяснилось, поломанный.



Ситуация. Возвращаться обратно — это 32 км. Ехать вверх до перевала — километров 5-10 с совершенно неясными последующими перспективами (вряд ли там есть шиномонтажки). Поэтому решили, что я останусь у байка, а ребята вместе с колесом поедут обратно. Отчалили они примерно в 5 вечера.

Вот на таком фоне все случилось:



Совсем одиноко мне не было. Внизу виднелась военная база, рядом бродило стадо яков, за которыми я (для сугреву) немного побегал. Справедливости ради скажу, что они меня обставили в два счета — очень ловко скачут по камням и скалам. К тому же при движении вверх у меня уже секунд через тридцать начинается одышка (высота все же почти четыре с половиной километра).

Время от времени шел достаточно сильный снегопад. В сухом климате гор снег выглядел как те шарики, которые дают в некоторых кафешках после еды для освежения дыхания. Или еще одна аналогия — кусочки пенопласта. Так падают на землю и тают очень медленно, так и оставаясь каждый по отдельности. Как будто искусственный снег.

Во время одного сильного заряда я решил спрятаться под камень. Сел, положил голову на руки — со стороны могло показаться, что я в глубокой печали и отчаянии. И тут меня оклинул проезжавший мимо энфилдист Коля. Оказывается, он встретил по пути Машу и Васю, предложил им свой насос, однако оказалось, что эта камера тоже пропускает воздух. Не исключено, что мы повредили ее в процессе не слишком умелого бортования. Поэтому ребятам все же пришлось ехать непосредственно до места нашего сегодняшнего старта.

Поговорили с Колей четверть часа. Он тоже был на Пангонге, однако в отличии от нас доехал до самого конца той дороги, что шла вдоль озера, стремясь прорваться к другому озеру — Tso-Moriri. Но поскольку там реально была уже почти граница, то его быстренько завернули обратно. Пожелав мне удачи, он отправился на перевал по дороге в Ле. У него тоже оставалось не так много времени — буквально часа 2, в то время как до города было еще километров 90.

Вскоре мне стало совсем скучно и я принялся петь и читать стихи горам. Очень быстро выяснилось, что как песен, так и стихов я знаю не очень много. Зато согрелся. Да и понаблюдал за тем, как быстро переменчива погода в горах — вот, казалось бы, их вершины окутаны тучами и через пару минут уже залиты закатным солнцем.

Стемнело. Только ближе к 20 часам прибыли ребята. Оказалось, у них тоже были приключения — все шиномонтажки были закрыты, им помогли какие-то сердобольные индусы, которые даже не взяли денег за услуги. И тут еще одна неприятность — нехватка наличности. Банкоматов в этой глуши днем с огнем не сыскать, только в Ле. У меня 400 рупий, у них около 1000 при том, что номер в нашем прошлом отеле стоил 1500. А нам ведь еще надо поесть и докупить бензина.



Так что к перевалу не поехали, отправились обратно (32 км, напомню) уже по совершенной темноте. Ни о каких фонарях на горных трассах, конечно, речи быть не может. Только кое-где светоотражающая разметка. Но мне лично ехать по шпильках впотьмах было очень интересно и необычно. Надо будет повторить.

К счастью, в Tangtse отыскался и более бюджетный вариант размещения — 500 рупий за комнату на трех человек. Опять коммуналка, а что делать? С огромным удовольствием в аутентичной столовой комнате с маленькими столиками и подушками-матрасами съели горячий нуддл-суп и запили его масала-чаем.

Следующим утром, к счастью, все было хорошо. Проехали то злосчастное место, после преодоления очень длинного и очень коварного брода начали подъем на Chang La, но уже не с асфальтовой, а с грунтовой стороны. Довольно неприятно.



Чуть ниже увидели обвал, который случился вчера вечером и который оперативно расчистили (по этому поводу утром к нам в номер даже приходил полицейский и предлагал (когда проблему еще не ликвидировали) добраться до обвала на автобусе, перейти его пешком, а с другой стороны спуститься на другом автобусе).



Остальная дорога до Ле была не столь насыщена приключениями. Уж к сожалению или к счастью — не знаю.

  • indiabikeindiabike
  • Андрей
  • 12 сентября 2013 в 13:18
  • 1
  • оценка: +37

Комментарии (6)

RSS свернуть / развернуть
+5
AltiEl
  • AltiEl
  • 12 сентября 2013 в 13:48
Круто! Сегодня прямо день Royal Enfield на Бакпосте :-)
0
Magesti
Отличный отчет о путешествии. Мне вот только одно интересно: как оно на совсем не предназначенном для бездорожья мотоцикле там ездить? Средняя скорость была 10-30км/ч?
0
indiabike
Энфилд — отличная машинка, практически не ломалась)
Ну медленно, да, на бездорожье и в шпильках. В горах 100-150 км. за день — вполне рабочее расстояние, если не гнать.
Зато на асфальте можно припустить… :)
0
Magesti
Я конечно понимаю что на любом мотоцикле можно проехать по любой дороге с относительно твёрдым покрытием (грязи и зыбучие пески я не считаю), сам не раз ездил на спорт-туре по грунтовках и по лесу катался. Но одно дело уехать от асфальта на пару км, а другое — наворачивать по такой дороге десятки, а то и сотни км. Это же выматывает, и скорость передвижения совсем маленькая, да и технике от этого «хорошо» не будет…
+1
indiabike
Ну выматывает это да. Поэтому больше 3 дней подряд мы не ездили, отдыхали по 3-4 дня, а то и неделю.
Скорость, понятно, маленькая, но зато как красиво! А преодолевать трудности — только в радость, когда этих трудностей ограниченное количество.
Техника же чинится, в Индии это недорого ))
+2
Magesti
Возьму на заметку. Может когда-то осмелюсь на спорт-туристе в такие дебри залезть :)
З.Ы. Ток насос обязательно возьму ;)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Путешествия, Гималайское озеро Пангонг