Блог им. aa9155 → О вторых днях рождения, колоссальном везении и нелепых случайностях. Часть 1.
Что будет, если порвать цепь на скорости?
11 сентября 2022 года. Я еду по МКАДу, Фазик подо мной что-то весело урчит на своем фазичьем, погода что надо – солнышко, прохладно, красота… Пробка совсем рассосалась, поток начал двигаться шустрее, приближаясь к максимально разрешенной скорости, а вместе с потоком и я наращиваю скорость, стараясь держаться чуть шустрее левого рядя. Когда полоса совсем освобождается, я ускоряюсь еще больше, и цифры спидометра заваливаются за бесплатные показатели… Что называется – ничто не предвещало.
Как красиво замедляется время… На спидометре что-то около 180, вторая слева полоса МКАДа. Я чувствую под левой ногой отчетливый хлопок, вибрация проходит по ноге. Целую бесконечную секунду я успеваю удивиться, но даже не успеваю задать себе вопрос, как в моей голове уже звучит ответ: «Это порвало цепь!..» Я рефлекторно хватаю сцепление, разгрузить заднее колесо, а значит и снизить нагрузку на вращение передней звезды. Попутно молюсь всем богам, чтоб Фазечка не сумел зацепить цепь обратно на звезду и она не попала бы между, скажем, звездой и рамой – нас тогда не спасет ничего…
Я пытаюсь подхватить сцепление, ещё не успеваю осмыслить, но уже чувствую, что сопротивления тросса под пальцами больше нет. Я сразу же понимаю, что оборванная цепь расхреначила сцепление. У меня не остаётся вариантов.
Ощущение полной, тотальной беспомощности. От меня не зависит больше ничего вообще. Но я успеваю сообразить, что я еще могу через перегазовку отщелкаться до нейтральной передачи, тогда у нас обоих будет крошечный шанс. Если я не сделаю этого, цепь точно заклинит, как только скорость станет ниже оборотов. Если я сделаю это — почти стопроцентный шанс клина колеса, когда я буду скидывать передачи. Но есть ничтожно маленький шанс, что если я успею отщелкать до нейтрали на высокой скорости — может и не заклинить, просто за счёт скорости и инерции.
В такие моменты я ничего не чувствую. Я не пугаюсь, не впадаю в ступор, не паникую. В голове, как и всегда, — метроном. Я слышу его всегда в подобных ситуациях. Не знаю почему. Но мне кажется, что если я его больше не услышу — это будет моя последняя ошибка.
Времени больше не существует. Я щелкаю вниз — приоткрываю газ — закрываю, щёлкаю вниз — приоткрываю газ — закрываю… я не знаю, на какой я передаче, скорее всего была 5, или начало 6. Я жду чувство легкого «провала», когда будет нейтраль. У меня нет права ошибиться и не попасть в нее. Попутно я включаю поворотник и пикирую в мотополосу. Мелькает мысль о том, что если мы ляжем — мы оба в скользячке приедем вот в тот бетонный отбойник ремонта, который закрывает левую полосу. Там и останемся, потому что если мы ляжем на этой скорости — от нас не останется ничего. От обоих. Если повезёт — остановимся до. Должно повезти. Дистанции должно хватить.
Я скидываю передачи, торможу, скорость уже не такая критическая, пытаюсь точнее рассчитать дистанцию до отбойника, успеваю бросить взгляд в зеркало, пикирую в мотополосу со включённым поворотником, надеюсь, что нас никто не снесет, когда скорость станет ниже потока… Или когда Фазик внезапно заблокирует колесо и мы ляжем. Я слышу метроном. Успеваю малодушно подумать: «Пожалуйста, только не в ряду!» В мотополосу, к отбойнику, но только не в ряду — так у нас не будет ни единого шанса. Пустой МКАД, солнце в глаза и тормозной путь автомобиля со 120 км/ч сделают своё дело.
Я чувствую, снова чувствую, как скребется цепь, пытаясь зацепиться на заднюю звезду, чувствую вибрацию от каждого проскальзывающего звена…
⁃ Даже не вздумай! — я рявкнула это вслух.
Мотайка замедляется… Скорость уже около 80, а значит, можно попытаться щелкнуть вторую, главное максимально мягко, иначе мы все еще можем заблокировать колесо.
Выдох. Вторая. Я снова чувствую, как звезда пытается зацепить цепь и она снова соскальзывает.
Я все ещё слышу отсчёт метронома.
Еще один щелчок коробкой. Нейтраль. Есть!
Осталась ерунда. Оба тормоза. Остановка. Мы живы! Я слышу в голове последний щелчок метронома и тишина становится оглушительной.
Я слезаю с Фазика, глушу его, сажусь рядом, прижимаюсь головой к синему пластику, обнимаю его одной рукой.
⁃ Спасибо. Ты хоть понимаешь, насколько нам повезло и сколько раз подряд?
Отхожу на шаг назад, выдыхаю и только теперь начинаю слышать то, что играет в гарнитуре. «Вот и сбывается все, что пророчится. Уходит поезд в небеса — счастливый путь. Ах, как нам хочется, как всем нам хочется: не умереть — а именно уснуть…»
Я запрокидываю голову, смеюсь нехорошим громким смехом и подпеваю Высоцкому в полный голос. Надо же. У моей жизни восхитительное чувство юмора, аж самой иногда страшно.
11 сентября 2022 года. Я еду по МКАДу, Фазик подо мной что-то весело урчит на своем фазичьем, погода что надо – солнышко, прохладно, красота… Пробка совсем рассосалась, поток начал двигаться шустрее, приближаясь к максимально разрешенной скорости, а вместе с потоком и я наращиваю скорость, стараясь держаться чуть шустрее левого рядя. Когда полоса совсем освобождается, я ускоряюсь еще больше, и цифры спидометра заваливаются за бесплатные показатели… Что называется – ничто не предвещало.
Как красиво замедляется время… На спидометре что-то около 180, вторая слева полоса МКАДа. Я чувствую под левой ногой отчетливый хлопок, вибрация проходит по ноге. Целую бесконечную секунду я успеваю удивиться, но даже не успеваю задать себе вопрос, как в моей голове уже звучит ответ: «Это порвало цепь!..» Я рефлекторно хватаю сцепление, разгрузить заднее колесо, а значит и снизить нагрузку на вращение передней звезды. Попутно молюсь всем богам, чтоб Фазечка не сумел зацепить цепь обратно на звезду и она не попала бы между, скажем, звездой и рамой – нас тогда не спасет ничего…
Я пытаюсь подхватить сцепление, ещё не успеваю осмыслить, но уже чувствую, что сопротивления тросса под пальцами больше нет. Я сразу же понимаю, что оборванная цепь расхреначила сцепление. У меня не остаётся вариантов.
Ощущение полной, тотальной беспомощности. От меня не зависит больше ничего вообще. Но я успеваю сообразить, что я еще могу через перегазовку отщелкаться до нейтральной передачи, тогда у нас обоих будет крошечный шанс. Если я не сделаю этого, цепь точно заклинит, как только скорость станет ниже оборотов. Если я сделаю это — почти стопроцентный шанс клина колеса, когда я буду скидывать передачи. Но есть ничтожно маленький шанс, что если я успею отщелкать до нейтрали на высокой скорости — может и не заклинить, просто за счёт скорости и инерции.
В такие моменты я ничего не чувствую. Я не пугаюсь, не впадаю в ступор, не паникую. В голове, как и всегда, — метроном. Я слышу его всегда в подобных ситуациях. Не знаю почему. Но мне кажется, что если я его больше не услышу — это будет моя последняя ошибка.
Времени больше не существует. Я щелкаю вниз — приоткрываю газ — закрываю, щёлкаю вниз — приоткрываю газ — закрываю… я не знаю, на какой я передаче, скорее всего была 5, или начало 6. Я жду чувство легкого «провала», когда будет нейтраль. У меня нет права ошибиться и не попасть в нее. Попутно я включаю поворотник и пикирую в мотополосу. Мелькает мысль о том, что если мы ляжем — мы оба в скользячке приедем вот в тот бетонный отбойник ремонта, который закрывает левую полосу. Там и останемся, потому что если мы ляжем на этой скорости — от нас не останется ничего. От обоих. Если повезёт — остановимся до. Должно повезти. Дистанции должно хватить.
Я скидываю передачи, торможу, скорость уже не такая критическая, пытаюсь точнее рассчитать дистанцию до отбойника, успеваю бросить взгляд в зеркало, пикирую в мотополосу со включённым поворотником, надеюсь, что нас никто не снесет, когда скорость станет ниже потока… Или когда Фазик внезапно заблокирует колесо и мы ляжем. Я слышу метроном. Успеваю малодушно подумать: «Пожалуйста, только не в ряду!» В мотополосу, к отбойнику, но только не в ряду — так у нас не будет ни единого шанса. Пустой МКАД, солнце в глаза и тормозной путь автомобиля со 120 км/ч сделают своё дело.
Я чувствую, снова чувствую, как скребется цепь, пытаясь зацепиться на заднюю звезду, чувствую вибрацию от каждого проскальзывающего звена…
⁃ Даже не вздумай! — я рявкнула это вслух.
Мотайка замедляется… Скорость уже около 80, а значит, можно попытаться щелкнуть вторую, главное максимально мягко, иначе мы все еще можем заблокировать колесо.
Выдох. Вторая. Я снова чувствую, как звезда пытается зацепить цепь и она снова соскальзывает.
Я все ещё слышу отсчёт метронома.
Еще один щелчок коробкой. Нейтраль. Есть!
Осталась ерунда. Оба тормоза. Остановка. Мы живы! Я слышу в голове последний щелчок метронома и тишина становится оглушительной.
Я слезаю с Фазика, глушу его, сажусь рядом, прижимаюсь головой к синему пластику, обнимаю его одной рукой.
⁃ Спасибо. Ты хоть понимаешь, насколько нам повезло и сколько раз подряд?
Отхожу на шаг назад, выдыхаю и только теперь начинаю слышать то, что играет в гарнитуре. «Вот и сбывается все, что пророчится. Уходит поезд в небеса — счастливый путь. Ах, как нам хочется, как всем нам хочется: не умереть — а именно уснуть…»
Я запрокидываю голову, смеюсь нехорошим громким смехом и подпеваю Высоцкому в полный голос. Надо же. У моей жизни восхитительное чувство юмора, аж самой иногда страшно.
- aa9155
- Рыж
- 24 мая в 10:26
- ?
Я вчера тоже обнимался с Мультиком. Правда, по сравнению с этой историей, у нас был детский лепет. Выезд с трешки на ЮВХ. Впереди чадит мусоровоз. Ухожу в крайний правый ряд, открываюсь до 120, и в этот момент узбек (или таджик) впереди внезапно глохнет. До него метров 60. Возможно меньше. Перед мусоровозом тащится газель. Торможу обоими тормозами и двигателем. Работает задняя АБС, тормоз пропадает и заднее колесо начинает обгонять переднее. Трекшн возвращает мотоцикл обратно (или я его ловлю, не могу сказать). Снова пропадает задний тормоз, юз, и мот обратно в полосе. Перед самой остановкой мот начинает болтать, но удерживаю. Упал бы — не страшно: есть дуги и брусья на гардах. Останавливаюсь в метре до бампера, объезжаю иностранного спеца.
- EiskiyKolhoznik
- 24 мая в 19:08
- ↑
- ↓
Тоже не понял этого ничего про сцепление, передачи, что за что там цеплялось.
Цепь либо намоталась бы на заднюю звезду в первую же миллисекунду, либо уже не намоталась бы на заднюю звезду ни при каких условиях.
Цепь либо намоталась бы на заднюю звезду в первую же миллисекунду, либо уже не намоталась бы на заднюю звезду ни при каких условиях.
так ить с дивана то виднее как правильно делать в таких ситуациях. Так-то все эксперты в экстремальных ситуациях уже постфактум, как нужно было делать, как не нужно, а по факту тут в несколько секунд в кучу смешиваются факторы удачи и рефлексов которые независимо от того что мозг там себе рассуждает работают. То что написано тут это факт, что после всего произошедшего ведь.
Честно говоря больше похоже на бурную фантазию и поток сознания. Какая перегазовка, зачем отсчёлкивать до нейтрали, что случилось со сцеплением… Совершенно не понимаю что мешало начать интенсивно тормозить с самого же начала происшествия на всякий случай зажав сцепление и сбросив газ. Тем более, раз уж был заметный отрыв от сзади идущих автомобилей (а его не может не быть при ~180 на МКАД). В любой непонятной ситуации это по идее должно быть на автомате.
Но да ладно, а что с цепью то случилось, давно на замену просилась но было принято стратегическое решение «так сойдёт», цепь была куплена попроще или расклёпана абы как?
Но да ладно, а что с цепью то случилось, давно на замену просилась но было принято стратегическое решение «так сойдёт», цепь была куплена попроще или расклёпана абы как?
Можно насыпать немного подробностей что значит фраза «отбило выжимной цилиндр»? Т.е. как это физически случилось, что именно к этому привело и что именно произошло?
И я всё равно не понимаю смысла перегазовки. Она нужна при нормальном переключении вниз чтобы синхронизировать быстро крутящееся колесо с медленнее (при переключении вниз) крутящимся коленвалом. Но в ситуации обрыва цепи с заклиниванием звезды (исходя из фотоо) у тебя получается наглухо стоящая звезда. Зачем там перегазовка и как она физически должна работать?
И я всё равно не понимаю смысла перегазовки. Она нужна при нормальном переключении вниз чтобы синхронизировать быстро крутящееся колесо с медленнее (при переключении вниз) крутящимся коленвалом. Но в ситуации обрыва цепи с заклиниванием звезды (исходя из фотоо) у тебя получается наглухо стоящая звезда. Зачем там перегазовка и как она физически должна работать?
Чтобы не появилось фобии полез в ютуб, посмотреть что происходит при обрыве цепи. Понимаю, что те, кто от этого погиб, не смогли выложить своё видео, но из всех роликов, что я посмотрел, заклинило колесо только у одного — чел ехал на эндурике по гравийке. Да и то, заклинило потому, что обрывок цепи намотался на ось заднего колеса и заклинил его об раму. Никакая работа сцеплением от этого бы не спасла.
В остальных случаях цепь просто улетала, попутно чуток ломая мот или даже мотосапог райдера. Вот например удивительный случай Но то на 300 км/ч
В предпоследней фотке поста видно, что цепь заклинила ведущую звезду. Непонятно, а как тогда мотоцикл сразу не заглох и можно было переключать скорости?
В остальных случаях цепь просто улетала, попутно чуток ломая мот или даже мотосапог райдера. Вот например удивительный случай Но то на 300 км/ч
В предпоследней фотке поста видно, что цепь заклинила ведущую звезду. Непонятно, а как тогда мотоцикл сразу не заглох и можно было переключать скорости?
Допуская, что цепь не изношена (а иначе кому в здравой психике придет в голову гашетить 180), то скорее всего автор схватила болтанку цепи. Чаще всего такое случается из-за слабого натяжения или, что реже — из-за неравномерно изношенной задней звезды или несоосности колес. Поэтому, прежде чем откручивать, позаботьтесь о состоянии того, что у вас между ногами.
PS Возможно двоякое толкование последнего предложения :-))))))
PS Возможно двоякое толкование последнего предложения :-))))))
Такой холодный расчет действий в экстренных ситуациях у космонавтов. Один из космонавтов рассказал историю спросившему, в чём работа космонавтов:
Ехал на своём жигуленке по трассе, как то внезапно (после поворота наверное) видит контейнеровоз выезжающий со второстепенной дороги и перегородивший дорогу поперек.
Действия космонавта, он успел оценить, что как бы не тормозил всё равно врежется.
Дернул ручник, выключил ключ зажигания чтобы машина не загорелась.
Откинул спинку кресла назад, сделал сальто назад на кресле и выдавил заднее стекло.
Буквально перед ударом выскочил назад, машина влетела под прицеп, контейнер упал и расплющил машину.
Дальше как в анекдоте, народ сбежался, суетятся, думают что там с водителем, а он спокойно подошёл и говорит я водитель.
Никто не поверил :)
Ехал на своём жигуленке по трассе, как то внезапно (после поворота наверное) видит контейнеровоз выезжающий со второстепенной дороги и перегородивший дорогу поперек.
Действия космонавта, он успел оценить, что как бы не тормозил всё равно врежется.
Дернул ручник, выключил ключ зажигания чтобы машина не загорелась.
Откинул спинку кресла назад, сделал сальто назад на кресле и выдавил заднее стекло.
Буквально перед ударом выскочил назад, машина влетела под прицеп, контейнер упал и расплющил машину.
Дальше как в анекдоте, народ сбежался, суетятся, думают что там с водителем, а он спокойно подошёл и говорит я водитель.
Никто не поверил :)
Жигуленка там быть не могло по определению. Историю я эту читал еще при СССР по-моему в рассказах Гречко. Действительно кто-то ехал из отряда космонавтов на Волге и столкнулся(не помню по чьей вине) с панелевозом, в результате панель упала на Волгу. Космонавт успел среагировать и лечь на пол, благо что в 24-ке ручник находится слева под панелью и пространство между торпедо и сиденьями было большое.
Кто — фамилию нагуглить не получается.
Как описано выше — дергать ручник, выключать зажигание — действия абсолютно бессмысленные. Откидывания спинки сиденья было только на 2101, сделать это невозможно, сидя на нем.
Кто — фамилию нагуглить не получается.
Как описано выше — дергать ручник, выключать зажигание — действия абсолютно бессмысленные. Откидывания спинки сиденья было только на 2101, сделать это невозможно, сидя на нем.
Объясните, пожалуйста, что там заклинит, «Если я не сделаю этого, цепь точно заклинит, как только скорость станет ниже оборотов». «Я щелкаю вниз — приоткрываю газ — закрываю, щёлкаю вниз — приоткрываю газ — закрываю», «снова чувствую, как скребется цепь, пытаясь зацепиться на заднюю звезду» -что автор делает? Зачем он переключается вниз нежно?
Особенно доставляет метроном в голове и хладнокровие при полной бессмысленности действий.
Особенно доставляет метроном в голове и хладнокровие при полной бессмысленности действий.
Я тоже заметил этот бред.
цепь точно заклинит, как только скорость станет ниже оборотовИменно последствия этого «решительныого» и «единственно правильного решения» и запечатлены на фотке. Клин цепи между звездой и картером, так как свисающий обрывок цепи не успевал стравливаться об поверхность дороги. А шедевр с «щелкотней» передачами — то вообще поддается обьяснению только женской логикой.
- EgorEgorich
- 27 мая в 23:21
- ↓
Тоже рвалась цепь, но метроном не заработал %-), я даже не понял в чем дело, почему газ даю мот не едет. Остановился цепи нет, она валялась в 200 метрах сзади на асфальте.
Мне одному кажется что ведомая звезда уже с половинами зубов?
Т.е. пережила уж точно не одну цепь? При этом ведущая еще вполне себе жива.
Может конечно такой ракурс уж очень зуб низкие.
Приключение конечно то еще. Цепи с защелками не пользовал, расклепываю, правда уже только на эндуро остались цепки; но они у меня долго все равно не живу, летят звезды от напряга, меняю все комплектом.
Т.е. пережила уж точно не одну цепь? При этом ведущая еще вполне себе жива.
Может конечно такой ракурс уж очень зуб низкие.
Приключение конечно то еще. Цепи с защелками не пользовал, расклепываю, правда уже только на эндуро остались цепки; но они у меня долго все равно не живу, летят звезды от напряга, меняю все комплектом.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (65)
RSS свернуть / развернуть