Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. aa9155 → О вторых днях рождения, колоссальном везении и нелепых случайностях. Часть 1.

Что будет, если порвать цепь на скорости?
11 сентября 2022 года. Я еду по МКАДу, Фазик подо мной что-то весело урчит на своем фазичьем, погода что надо – солнышко, прохладно, красота… Пробка совсем рассосалась, поток начал двигаться шустрее, приближаясь к максимально разрешенной скорости, а вместе с потоком и я наращиваю скорость, стараясь держаться чуть шустрее левого рядя. Когда полоса совсем освобождается, я ускоряюсь еще больше, и цифры спидометра заваливаются за бесплатные показатели… Что называется – ничто не предвещало.
Как красиво замедляется время… На спидометре что-то около 180, вторая слева полоса МКАДа. Я чувствую под левой ногой отчетливый хлопок, вибрация проходит по ноге. Целую бесконечную секунду я успеваю удивиться, но даже не успеваю задать себе вопрос, как в моей голове уже звучит ответ: «Это порвало цепь!..» Я рефлекторно хватаю сцепление, разгрузить заднее колесо, а значит и снизить нагрузку на вращение передней звезды. Попутно молюсь всем богам, чтоб Фазечка не сумел зацепить цепь обратно на звезду и она не попала бы между, скажем, звездой и рамой – нас тогда не спасет ничего…
Я пытаюсь подхватить сцепление, ещё не успеваю осмыслить, но уже чувствую, что сопротивления тросса под пальцами больше нет. Я сразу же понимаю, что оборванная цепь расхреначила сцепление. У меня не остаётся вариантов.
Ощущение полной, тотальной беспомощности. От меня не зависит больше ничего вообще. Но я успеваю сообразить, что я еще могу через перегазовку отщелкаться до нейтральной передачи, тогда у нас обоих будет крошечный шанс. Если я не сделаю этого, цепь точно заклинит, как только скорость станет ниже оборотов. Если я сделаю это — почти стопроцентный шанс клина колеса, когда я буду скидывать передачи. Но есть ничтожно маленький шанс, что если я успею отщелкать до нейтрали на высокой скорости — может и не заклинить, просто за счёт скорости и инерции.
В такие моменты я ничего не чувствую. Я не пугаюсь, не впадаю в ступор, не паникую. В голове, как и всегда, — метроном. Я слышу его всегда в подобных ситуациях. Не знаю почему. Но мне кажется, что если я его больше не услышу — это будет моя последняя ошибка.
Времени больше не существует. Я щелкаю вниз — приоткрываю газ — закрываю, щёлкаю вниз — приоткрываю газ — закрываю… я не знаю, на какой я передаче, скорее всего была 5, или начало 6. Я жду чувство легкого «провала», когда будет нейтраль. У меня нет права ошибиться и не попасть в нее. Попутно я включаю поворотник и пикирую в мотополосу. Мелькает мысль о том, что если мы ляжем — мы оба в скользячке приедем вот в тот бетонный отбойник ремонта, который закрывает левую полосу. Там и останемся, потому что если мы ляжем на этой скорости — от нас не останется ничего. От обоих. Если повезёт — остановимся до. Должно повезти. Дистанции должно хватить.
Я скидываю передачи, торможу, скорость уже не такая критическая, пытаюсь точнее рассчитать дистанцию до отбойника, успеваю бросить взгляд в зеркало, пикирую в мотополосу со включённым поворотником, надеюсь, что нас никто не снесет, когда скорость станет ниже потока… Или когда Фазик внезапно заблокирует колесо и мы ляжем. Я слышу метроном. Успеваю малодушно подумать: «Пожалуйста, только не в ряду!» В мотополосу, к отбойнику, но только не в ряду — так у нас не будет ни единого шанса. Пустой МКАД, солнце в глаза и тормозной путь автомобиля со 120 км/ч сделают своё дело.
Я чувствую, снова чувствую, как скребется цепь, пытаясь зацепиться на заднюю звезду, чувствую вибрацию от каждого проскальзывающего звена…
⁃ Даже не вздумай! — я рявкнула это вслух.
Мотайка замедляется… Скорость уже около 80, а значит, можно попытаться щелкнуть вторую, главное максимально мягко, иначе мы все еще можем заблокировать колесо.
Выдох. Вторая. Я снова чувствую, как звезда пытается зацепить цепь и она снова соскальзывает.
Я все ещё слышу отсчёт метронома.
Еще один щелчок коробкой. Нейтраль. Есть!
Осталась ерунда. Оба тормоза. Остановка. Мы живы! Я слышу в голове последний щелчок метронома и тишина становится оглушительной.

Я слезаю с Фазика, глушу его, сажусь рядом, прижимаюсь головой к синему пластику, обнимаю его одной рукой.
⁃ Спасибо. Ты хоть понимаешь, насколько нам повезло и сколько раз подряд?
Отхожу на шаг назад, выдыхаю и только теперь начинаю слышать то, что играет в гарнитуре. «Вот и сбывается все, что пророчится. Уходит поезд в небеса — счастливый путь. Ах, как нам хочется, как всем нам хочется: не умереть — а именно уснуть…»
Я запрокидываю голову, смеюсь нехорошим громким смехом и подпеваю Высоцкому в полный голос. Надо же. У моей жизни восхитительное чувство юмора, аж самой иногда страшно.

  • aa9155aa9155
  • Рыж
  • 24 мая в 10:26
  • ?

Комментарии (65)

RSS свернуть / развернуть
+1
Tavor
А чего порвалась — идеи есть?
0
aa9155
Пришли к выводу, что вопрос в заклепке. Цепи меньше 3000, звезды новые. Все орига.
0
Tavor
DID?
0
aa9155
цепь да
0
garimb_on
звезды новые.Все орига.
Это вам «мастера» сказали? Плюньте им в морду в следующий раз. На ведущей клеймо «JFT». Какая же это «орига»?
0
McLaren
Маркировка ведущей звезды jtf1595-16
Вполне соответствует маркировкам звезд JT
0
garimb_on
Моя описка — клеймо JFT. Но «орига» — это означает оригинальная деталь, устанавливаемая производителем, а не просто «новая» стороннего изготовителя. Скорее всего у нас разное определение слова «оригинальная».
0
garimb_on
тьфу ты, что за наваждение второй раз — JTF.
0
gazetchik
Я вчера тоже обнимался с Мультиком. Правда, по сравнению с этой историей, у нас был детский лепет. Выезд с трешки на ЮВХ. Впереди чадит мусоровоз. Ухожу в крайний правый ряд, открываюсь до 120, и в этот момент узбек (или таджик) впереди внезапно глохнет. До него метров 60. Возможно меньше. Перед мусоровозом тащится газель. Торможу обоими тормозами и двигателем. Работает задняя АБС, тормоз пропадает и заднее колесо начинает обгонять переднее. Трекшн возвращает мотоцикл обратно (или я его ловлю, не могу сказать). Снова пропадает задний тормоз, юз, и мот обратно в полосе. Перед самой остановкой мот начинает болтать, но удерживаю. Упал бы — не страшно: есть дуги и брусья на гардах. Останавливаюсь в метре до бампера, объезжаю иностранного спеца.
+3
1101x
В чем был замысел? В том, что узбек в 60 метрах впереди будет разгоняться на своем корыте с динамикой Мультистрады?
0
gazetchik
Да нет. Замысел был в том, чтобы обойти справа мусоровоз и газель и встроиться перед ними. Узбек заглох
0
1101x
надо сказать, что при таком бодром перестроении влево можно обнаружить там перестраивающегося вправо)
+2
gazetchik
А вообще такие истории отдают похождениями Броновицкой. У нее, кстати, мотор устроил Сталинград. Не выдержал коник все-таки.
+7
Choockcha
Если сцепа крякнула зачем этот долгий рассказ про поиск нейтрали? Судя по фото цепь там и болтатлась с момента обрыва и волочилась по грунту.
+6
EiskiyKolhoznik
Тоже не понял этого ничего про сцепление, передачи, что за что там цеплялось.
Цепь либо намоталась бы на заднюю звезду в первую же миллисекунду, либо уже не намоталась бы на заднюю звезду ни при каких условиях.
+3
Choockcha
Попахивает пиздежом))
+1
DimaMaik
Главное что цел.
0
phnxxx
Это она.
0
Jah
Может, речь про Фазер?
+1
R222
А если слегка, легкими короткими нажатиями тормозами поработать для снижения скорости? Судя по количеству действий за «милисекунды», на это было время.
Если честно, мне кажется, цепь так и волочилась по земле с самого момента обрыва. Это везение, алилуйя
+2
xurotape
так ить с дивана то виднее как правильно делать в таких ситуациях. Так-то все эксперты в экстремальных ситуациях уже постфактум, как нужно было делать, как не нужно, а по факту тут в несколько секунд в кучу смешиваются факторы удачи и рефлексов которые независимо от того что мозг там себе рассуждает работают. То что написано тут это факт, что после всего произошедшего ведь.
+5
RomanCh
Честно говоря больше похоже на бурную фантазию и поток сознания. Какая перегазовка, зачем отсчёлкивать до нейтрали, что случилось со сцеплением… Совершенно не понимаю что мешало начать интенсивно тормозить с самого же начала происшествия на всякий случай зажав сцепление и сбросив газ. Тем более, раз уж был заметный отрыв от сзади идущих автомобилей (а его не может не быть при ~180 на МКАД). В любой непонятной ситуации это по идее должно быть на автомате.
Но да ладно, а что с цепью то случилось, давно на замену просилась но было принято стратегическое решение «так сойдёт», цепь была куплена попроще или расклёпана абы как?
0
aa9155
Отбило выжимной цилиндр, равноценно порвавшемуся троссу, потому и через перегазовку. Было б легче, если просилась на замену, цепи меньше 3000, оригинал, как и звезды.
0
RomanCh
Можно насыпать немного подробностей что значит фраза «отбило выжимной цилиндр»? Т.е. как это физически случилось, что именно к этому привело и что именно произошло?

И я всё равно не понимаю смысла перегазовки. Она нужна при нормальном переключении вниз чтобы синхронизировать быстро крутящееся колесо с медленнее (при переключении вниз) крутящимся коленвалом. Но в ситуации обрыва цепи с заклиниванием звезды (исходя из фотоо) у тебя получается наглухо стоящая звезда. Зачем там перегазовка и как она физически должна работать?
+1
serg78
Фото после остановки, походу звезду не заклинило, цепь скакала по кончикам зубьев.
0
1101x
где выжимной цилиндр у Диверсии — тоже интересно.
0
serg78
Это же FZR
0
1101x
А по мне так fz6r. Это ж рама из трубы под баком?
0
Vozarbo
Та же диверсия для американского рынка
0
aa9155
<i.postimg.cc/59YpJnLX/T-6n-E2-qtg4.jpg

вот, за крышкой передней звезды скрыта нижняя часть
0
1101x
а, эта штука. Это корпус механизма выжима сцепления. Вопрос терминологии — обычно наличие цилиндра предполагает также наличие поршня в нем — тормозной цилиндр, цилиндр двигателя, всякие другие цилиндры.
0
aa9155
Мануал назвал механизм таким словосочетанием, принято на веру)
0
1101x
В англ сервис мануале это «корпус нажимного рычага». технисески решение конечно интересное.
+3
Shura
Чтобы не появилось фобии полез в ютуб, посмотреть что происходит при обрыве цепи. Понимаю, что те, кто от этого погиб, не смогли выложить своё видео, но из всех роликов, что я посмотрел, заклинило колесо только у одного — чел ехал на эндурике по гравийке. Да и то, заклинило потому, что обрывок цепи намотался на ось заднего колеса и заклинил его об раму. Никакая работа сцеплением от этого бы не спасла.
В остальных случаях цепь просто улетала, попутно чуток ломая мот или даже мотосапог райдера. Вот например удивительный случай
Но то на 300 км/ч

В предпоследней фотке поста видно, что цепь заклинила ведущую звезду. Непонятно, а как тогда мотоцикл сразу не заглох и можно было переключать скорости?
0
RomanCh
Непонятно, а как тогда мотоцикл сразу не заглох и можно было переключать скорости?
Что-то мне подсказывает, что сцепление всё-таки работало…
+2
1101x
Обычное сцепление принудительно трансформировалось в проскальзывающее
0
aa9155
Я сама не вполне верю в то, сколько факторов совпало, но ведущую заклинило, когда уже тащили в эвакуатор.
0
littlebb
Баян
0
Tavor
ага. скучные будни любителей китайских цепей
0
aa9155
Ладно бы китай, тут вопросы были бы только к экономной экономии
+1
brokber
Допуская, что цепь не изношена (а иначе кому в здравой психике придет в голову гашетить 180), то скорее всего автор схватила болтанку цепи. Чаще всего такое случается из-за слабого натяжения или, что реже — из-за неравномерно изношенной задней звезды или несоосности колес. Поэтому, прежде чем откручивать, позаботьтесь о состоянии того, что у вас между ногами.

PS Возможно двоякое толкование последнего предложения :-))))))
+1
ddd75
Такой холодный расчет действий в экстренных ситуациях у космонавтов. Один из космонавтов рассказал историю спросившему, в чём работа космонавтов:
Ехал на своём жигуленке по трассе, как то внезапно (после поворота наверное) видит контейнеровоз выезжающий со второстепенной дороги и перегородивший дорогу поперек.
Действия космонавта, он успел оценить, что как бы не тормозил всё равно врежется.
Дернул ручник, выключил ключ зажигания чтобы машина не загорелась.
Откинул спинку кресла назад, сделал сальто назад на кресле и выдавил заднее стекло.
Буквально перед ударом выскочил назад, машина влетела под прицеп, контейнер упал и расплющил машину.
Дальше как в анекдоте, народ сбежался, суетятся, думают что там с водителем, а он спокойно подошёл и говорит я водитель.
Никто не поверил :)
-1
Tavor
Женщинам рассказывать — история что надо!
0
ddd75
Работает — пользуйтесь :)
0
serg78
Я тоже не поверил :)
+1
Underdog
Пффф, каждый день так делаю
+1
Underdog
Ай не туда.
Ответ на коммент про сальтуху космонавта на жигуленке
0
1101x
Контейнеровозы имеют склонность развивать скорость близкую к первой космической.
0
Boroda14
Жигуленка там быть не могло по определению. Историю я эту читал еще при СССР по-моему в рассказах Гречко. Действительно кто-то ехал из отряда космонавтов на Волге и столкнулся(не помню по чьей вине) с панелевозом, в результате панель упала на Волгу. Космонавт успел среагировать и лечь на пол, благо что в 24-ке ручник находится слева под панелью и пространство между торпедо и сиденьями было большое.
Кто — фамилию нагуглить не получается.
Как описано выше — дергать ручник, выключать зажигание — действия абсолютно бессмысленные. Откидывания спинки сиденья было только на 2101, сделать это невозможно, сидя на нем.
-2
Tavor
была в «за рулем» или типа того смешная картинка про лётчика который в аварийной ситуации перепрыгнул грузовик
— как вам это удалось?
— ну как, среагировал штатно — штурвал на себя
+5
dmi_i
Объясните, пожалуйста, что там заклинит, «Если я не сделаю этого, цепь точно заклинит, как только скорость станет ниже оборотов». «Я щелкаю вниз — приоткрываю газ — закрываю, щёлкаю вниз — приоткрываю газ — закрываю», «снова чувствую, как скребется цепь, пытаясь зацепиться на заднюю звезду» -что автор делает? Зачем он переключается вниз нежно?
Особенно доставляет метроном в голове и хладнокровие при полной бессмысленности действий.
+2
garimb_on
Я тоже заметил этот бред.
цепь точно заклинит, как только скорость станет ниже оборотов
Именно последствия этого «решительныого» и «единственно правильного решения» и запечатлены на фотке. Клин цепи между звездой и картером, так как свисающий обрывок цепи не успевал стравливаться об поверхность дороги. А шедевр с «щелкотней» передачами — то вообще поддается обьяснению только женской логикой.
0
aa9155
А что было бы верным решением? Поделитесь опытом, я в таких ситуациях ранее не оказывалась, действовала руководствуясь тем, что казалось правильным.
0
aa9155
Ну, это же не сухая сводка новостей, делюсь памятной историей, поэтому, конечно, присутствуют эмоции. Нежно — боялась рывка, тогда казалось, что тогда точно цепь заклинит колесо или двигатель. Я до того случая с такими вещами не сталкивалась — расскажете, что было бы более верным решением?
+1
serg78
Вы всё правильно сделали, в такой ситуации нет чёткого правильного решения. Главное у вас в голове возник план действия(даже с некоторыми неверными предположениями), вы ему следовали и всё получилось!
0
aa9155
Спасибо, поддержка приятна)
0
serg78
Бак пробит, хвост горит
И машина летит
На честном слове и на одном крыле. :)
+2
EgorEgorich
Тоже рвалась цепь, но метроном не заработал %-), я даже не понял в чем дело, почему газ даю мот не едет. Остановился цепи нет, она валялась в 200 метрах сзади на асфальте.
+4
SlavaD
В вашем коротком рассказе не хватает трагизма, драмы, преодоления, сюжета в конце концов. Очень неинтересно.
0
garimb_on
Очень неинтересно.
А может там была еще пачка печенья?
0
Terrano
Мне одному кажется что ведомая звезда уже с половинами зубов?
Т.е. пережила уж точно не одну цепь? При этом ведущая еще вполне себе жива.
Может конечно такой ракурс уж очень зуб низкие.
Приключение конечно то еще. Цепи с защелками не пользовал, расклепываю, правда уже только на эндуро остались цепки; но они у меня долго все равно не живу, летят звезды от напряга, меняю все комплектом.
0
aa9155
Все же ракурс, меняю комплектом цепь+звезды
+1
vegach
Если цепь оборвалась, то зачем все эти манипуляции с коробкой были? почему нельзя нажать на тормоз и вырубить киллсвитч?
0
lzb
  • lzb
  • 10 июня в 14:01
Набор абсолютно бессмысленных действий. Если понял, что цепь порвалась и ты ещё не упал — выжми сцепление и плавно остановись.
0
serg78
Выжимной цилиндр выбило.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. aa9155, О вторых днях рождения, колоссальном везении и нелепых случайностях. Часть 1.