Honda XL600V Transalp 1999 → Ремонт заднего колеса, Transalp XL600V (Правка восьмёрок и яйца)
Ещё с момента покупки было видно, заднее колесо видало виды. Закисшие спицы, пару сломанных (которые были заменены сразу после покупки), небольшая восьмёрка, яйцо. На ровном асфальте, на скорости 110-120, лёгкое биение. Решено было править всё своими силами. Кому интересно, что из этого вышло – прошу под кат!
Почему своими силами? Потому что могу! А платить 30 000 – 40 000 (6000-8000 рублей) тенге хлопчику, который также эмпирическим путём этому научился, желания не было никакого. Тем более опыт правки вело колёс богатый.
Помимо восьмёрок. Тормозной диск на грани и своим видом, ступеньками от выработки уже намекал, пора на замену. Порвалась ободная лента.
Для работы с колесом нужно главное – стапель или как называют его в народе «станок». Собрал из подручных пиломатериалов. Форма и конструкция могут быть любыми. Главное, колесо должно быть зафиксировано и свободно вращаться. Слева, справа и снаружи от обода регулируемые щупы, для поиска неровностей. Конечно, эта конструкция не даст заводской точности.
Инструмент, запасные спицы
Для выкручивания закисших ниппелей нужен ключ на 6 и фиксатор спицы, чтобы она не проворачивалась в ступице. Использовал ключ «попугай». Пару запасных спиц, на случай, если ниппель прикипел к спице и его невозможно выкрутить, не сломав спицу.
Химия, смазки и прочее
Керосин, для заливания в ниппеля перед работой и последующей чистки спиц. Смазка для резьбы спиц и ниппелей. Использовал оставшуюся смазку для подшипников. Ниппеля будут крутиться легче и не будут закисать в дальнейшем. Кроме того, рекомендуют при случае снятия шины брызгать в отверстия ниппелей ведешкой или другой проникающей смазкой для профилактики. Крайнее средство, газовый паяльник.
Крутить закисшие спицы, пытаясь исправить неровности обода, бессмысленно. Поэтому делим работу на 4 этапа:
1. Чистка, замена спиц, смазка ниппелей
2. Равномерное натяжение спиц
3. Правка восьмёрок
4. Правка яйца
В откручивание ниппеля ничего хитрого нет. За день до работ залил в каждый ниппель немного керосина. ВАЖНО! Перед откручиванием ниппеля простучите спицу и соседние с ней ключом. Запомните звук, который издаёт снимаемая. Поближе к ниппелю накручиваем кусочек ткани и зажимаем спицу попугаем. Ключом на 6 пробуем открутить. Если всё хорошо – ниппель поддастся. Если нет – спица обломится. У меня сломалась одна. Но если чувствуете, что шансов открутить нет – используем паяльник. Греем ниппель и пробуем ещё раз. Если и паяльник не помог — ломаем и меняем спицу. Ниппель купаем в ванночке с керосином, спицу и резьбу очищаем. Вынимать спицу из ступицы большого смысла нет. Немного смазываем резьбу спицы. Чистим посадочные места и ставим на место.
«А что там с силой натяжения?» Моменты затяжки есть… Только пытаться так натянуть старую спицу и на старом ободе нормально не получится =) Выше писал про звук. Закручиваем ниппель и простукиваем, пока звук спицы не станет каким был.
Итак, спицы очищены, смазаны, сломанные/дефектные заменены. Колесо готово для правки. Если восьмёрка, яйцо небольшие, то велика вероятность, что все неровности уйдут после равномерного натяжения спиц по звуку. Про звук в видео ниже.
Немного теории
На колесе установлено 2 комплекта спиц. Слева, справа на ступице. Левые спицы тянут обод колеса влево, правые вправо. При ровном ободе, равномерно натянутом комплекте, на колесе не будет яиц и восьмёрок. Так бывает не всегда. С возвратом, под воздействием нагрузок, экстремальных ударов обод гнётся. И вот чтобы его выровнять нужно тянуть спицы, в зависимости от деформации. Сильно повреждённый обод вытянуть сложно или невозможно.
P.S. Возможно сильно деформированный обод можно прокатать, но на велосипедах мы их меняем, в случае невозможно вытянуть спицами.
Правим восьмерки
Раскручиваем колесо и внимательно смотрим, где обод уходит за область вращения. В моём случае слева. Подводим щупы к ободу, фиксируем его и начинаем аккуратно вращать колесо. Где щуп соприкасается с ободом – место смещения. Отмечаем его. Я использую фломастер. Смотрим, какие спицы попадают в область восьмёрки. В моём случае восьмёрка масштабная 4 левых, 6 правых. Тянуть обод нужно вправо. Ослабляем ближайшие к центру левые на 1/3 оборота. Крайние левые на 1/4. Правые, ближайшие к центру восьмёрки, затягиваем на 1/2, крайние 2 на 1/4. Подводим щуп – проверяем. Если результат не удовлетворяет – тянем ещё. Лучше тянуть понемногу, без спешки. И так гоняем колесо по кругу. Щупы лучше подводить с двух сторон, когда дело дойдёт до небольших смещений. Восьмёрок нет? Приступаем к правке яйца!
Правим яйцо
Подводим щуп с наружной части обода. Вращаем колесо. Там, где щуп трёт внешнюю часть обода, нужно сделать подтяжку, равнозначную с двух сторон, иначе появятся восьмёрки. ВАЖНО! Иногда, как в моём случае, яйцо уходит ближе к центру оси. В этом случае нужно ослаблять спицы в области яйца. Как и с восьмёрками. Ближайшие спицы к центру деформации тянем/ослабляем сильнее, крайние меньше.
При правке колёс нужно учитывать:
Во-первых, спицы нельзя перетягивать (можно повредить обод или ниппели). Если в процессе правки одна или несколько спиц оказались перетянуты, надо ослабить их вместе с соседними спицами, и повторить регулировку.
Во-вторых, спицы не должны быть ослаблены (иначе они будут ломаться при езде). Если в процессе правки одна или несколько спиц оказались ослаблены, надо подтянуть их вместе с соседними спицами, после чего повторить регулировку.
Колесо исправлено. Возможно кому-то этот материал будет полезен и пригодится. Планирую повторить с передним колесом. По мимо этого планирую перезабить смазку в подшипниках. Всем ровных дорог!
- G303
- Сергей
- 4 марта 2023 в 20:52
- 18
- ?
- JamesStern
- 5 марта 2023 в 23:17
- ↑
- ↓
в их время и спицы и дороги были другие) то что для нас щас бездорожье для них было дорогой, а то что для них бездорожье это для нас болото и лес из оврагов и пней))
только на прошлой неделе этим занимался. заднее колесо все закисло, 2 спицы сломал. изготовил спец инструмент для откручивания закисших спиц из тисков доработанных болгаркой)) обода в порошок отдал на покраску, собрал, переделал в бескамерки. в остальном все так как у вас. только вместо стапеля подкат
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (9)
RSS свернуть / развернуть