Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Honda XL600V Transalp 1999 → Ремонт заднего колеса, Transalp XL600V (Правка восьмёрок и яйца)


Ещё с момента покупки было видно, заднее колесо видало виды. Закисшие спицы, пару сломанных (которые были заменены сразу после покупки), небольшая восьмёрка, яйцо. На ровном асфальте, на скорости 110-120, лёгкое биение. Решено было править всё своими силами. Кому интересно, что из этого вышло – прошу под кат!

Почему своими силами? Потому что могу! А платить 30 000 – 40 000 (6000-8000 рублей) тенге хлопчику, который также эмпирическим путём этому научился, желания не было никакого. Тем более опыт правки вело колёс богатый.

Помимо восьмёрок. Тормозной диск на грани и своим видом, ступеньками от выработки уже намекал, пора на замену. Порвалась ободная лента.

Для работы с колесом нужно главное – стапель или как называют его в народе «станок». Собрал из подручных пиломатериалов. Форма и конструкция могут быть любыми. Главное, колесо должно быть зафиксировано и свободно вращаться. Слева, справа и снаружи от обода регулируемые щупы, для поиска неровностей. Конечно, эта конструкция не даст заводской точности.

Инструмент, запасные спицы
Для выкручивания закисших ниппелей нужен ключ на 6 и фиксатор спицы, чтобы она не проворачивалась в ступице. Использовал ключ «попугай». Пару запасных спиц, на случай, если ниппель прикипел к спице и его невозможно выкрутить, не сломав спицу.



Химия, смазки и прочее
Керосин, для заливания в ниппеля перед работой и последующей чистки спиц. Смазка для резьбы спиц и ниппелей. Использовал оставшуюся смазку для подшипников. Ниппеля будут крутиться легче и не будут закисать в дальнейшем. Кроме того, рекомендуют при случае снятия шины брызгать в отверстия ниппелей ведешкой или другой проникающей смазкой для профилактики. Крайнее средство, газовый паяльник.

Крутить закисшие спицы, пытаясь исправить неровности обода, бессмысленно. Поэтому делим работу на 4 этапа:
1. Чистка, замена спиц, смазка ниппелей
2. Равномерное натяжение спиц
3. Правка восьмёрок
4. Правка яйца



В откручивание ниппеля ничего хитрого нет. За день до работ залил в каждый ниппель немного керосина. ВАЖНО! Перед откручиванием ниппеля простучите спицу и соседние с ней ключом. Запомните звук, который издаёт снимаемая. Поближе к ниппелю накручиваем кусочек ткани и зажимаем спицу попугаем. Ключом на 6 пробуем открутить. Если всё хорошо – ниппель поддастся. Если нет – спица обломится. У меня сломалась одна. Но если чувствуете, что шансов открутить нет – используем паяльник. Греем ниппель и пробуем ещё раз. Если и паяльник не помог — ломаем и меняем спицу. Ниппель купаем в ванночке с керосином, спицу и резьбу очищаем. Вынимать спицу из ступицы большого смысла нет. Немного смазываем резьбу спицы. Чистим посадочные места и ставим на место.

«А что там с силой натяжения?» Моменты затяжки есть… Только пытаться так натянуть старую спицу и на старом ободе нормально не получится =) Выше писал про звук. Закручиваем ниппель и простукиваем, пока звук спицы не станет каким был.

Итак, спицы очищены, смазаны, сломанные/дефектные заменены. Колесо готово для правки. Если восьмёрка, яйцо небольшие, то велика вероятность, что все неровности уйдут после равномерного натяжения спиц по звуку. Про звук в видео ниже.



Немного теории
На колесе установлено 2 комплекта спиц. Слева, справа на ступице. Левые спицы тянут обод колеса влево, правые вправо. При ровном ободе, равномерно натянутом комплекте, на колесе не будет яиц и восьмёрок. Так бывает не всегда. С возвратом, под воздействием нагрузок, экстремальных ударов обод гнётся. И вот чтобы его выровнять нужно тянуть спицы, в зависимости от деформации. Сильно повреждённый обод вытянуть сложно или невозможно.

P.S. Возможно сильно деформированный обод можно прокатать, но на велосипедах мы их меняем, в случае невозможно вытянуть спицами.


Правим восьмерки
Раскручиваем колесо и внимательно смотрим, где обод уходит за область вращения. В моём случае слева. Подводим щупы к ободу, фиксируем его и начинаем аккуратно вращать колесо. Где щуп соприкасается с ободом – место смещения. Отмечаем его. Я использую фломастер. Смотрим, какие спицы попадают в область восьмёрки. В моём случае восьмёрка масштабная 4 левых, 6 правых. Тянуть обод нужно вправо. Ослабляем ближайшие к центру левые на 1/3 оборота. Крайние левые на 1/4. Правые, ближайшие к центру восьмёрки, затягиваем на 1/2, крайние 2 на 1/4. Подводим щуп – проверяем. Если результат не удовлетворяет – тянем ещё. Лучше тянуть понемногу, без спешки. И так гоняем колесо по кругу. Щупы лучше подводить с двух сторон, когда дело дойдёт до небольших смещений. Восьмёрок нет? Приступаем к правке яйца!



Правим яйцо
Подводим щуп с наружной части обода. Вращаем колесо. Там, где щуп трёт внешнюю часть обода, нужно сделать подтяжку, равнозначную с двух сторон, иначе появятся восьмёрки. ВАЖНО! Иногда, как в моём случае, яйцо уходит ближе к центру оси. В этом случае нужно ослаблять спицы в области яйца. Как и с восьмёрками. Ближайшие спицы к центру деформации тянем/ослабляем сильнее, крайние меньше.


При правке колёс нужно учитывать:
Во-первых, спицы нельзя перетягивать (можно повредить обод или ниппели). Если в процессе правки одна или несколько спиц оказались перетянуты, надо ослабить их вместе с соседними спицами, и повторить регулировку.

Во-вторых, спицы не должны быть ослаблены (иначе они будут ломаться при езде). Если в процессе правки одна или несколько спиц оказались ослаблены, надо подтянуть их вместе с соседними спицами, после чего повторить регулировку.

Колесо исправлено. Возможно кому-то этот материал будет полезен и пригодится. Планирую повторить с передним колесом. По мимо этого планирую перезабить смазку в подшипниках. Всем ровных дорог!
  • G303G303
  • Сергей
  • 4 марта 2023 в 20:52
  • 18
  • ?

Комментарии (9)

RSS свернуть / развернуть
+1
phnxxx
Спасибо за развёрнутое описание.
В прошлом сезоне на заправке дедушка-заправщик подошёл с вопросом «Часто спицы подтяиваешь-то?», удивлялся очень отрицательному ответу, грил про то, что они в своё время каждый год протягивали. У меня проблем с такими колёсами ещё не было, чего не скажешь о литье %)
+5
JamesStern
в их время и спицы и дороги были другие) то что для нас щас бездорожье для них было дорогой, а то что для них бездорожье это для нас болото и лес из оврагов и пней))
+1
josten
Точно, то что сейчас называется Эндуро, для меня в детстве была — обычная дорога на иже
+1
Ex13
  • Ex13
  • 6 марта 2023 в 0:46
только на прошлой неделе этим занимался. заднее колесо все закисло, 2 спицы сломал. изготовил спец инструмент для откручивания закисших спиц из тисков доработанных болгаркой)) обода в порошок отдал на покраску, собрал, переделал в бескамерки. в остальном все так как у вас. только вместо стапеля подкат
+2
1ka-ka3
всё по делу. Но есть «НО». Я говорю о звуке при постукивании. Не всегда этому нужно доверять. Все спицы звучат по разному, часто из-за контакта с другими спицами. У каждой отдельной спицы свой «голос». А вообще — это интересная работа. Творческая. Автору успехов!
0
G303
Столкнулся с отличием звучания именно новых спиц и старых. Как ещё сделать равномерное натяжение не нашёл. Моментами не получится, а тянуть на глаз или сжимать пальцами, как пишут, посчитал очень неточным
+1
phnxxx
Инструментальный контроль только с помощью тензометра.
0
AlexSloth
Давно интересовал этот вопрос, автору спасибо. Многие мастерские, при вопросе, а как спицы править? Отвечали «Не знаем») А вдруг придется? Так что возьму на заметку.
0
Vsadnik
Привет парни, кто что посоветует? Спицы немного поржавели, хочется вернуть им нормальный вид и защитить их от ржавчины. Если травить ржавчину преобразователем ржавчины, а это кислота, то думаю она может повредить гальваническое покрытие на спицах. Красить спицы не хочу, если только лаком
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Honda XL600V Transalp 1999, Ремонт заднего колеса, Transalp XL600V (Правка восьмёрок и яйца)