Блог им. snowylion → Асфальтовый (ну почти) северо-запад

В этот сезон для мини дальняка я выбрал Карельские дороги и тамошние достопримечательности. Вообще, изначально маршрут планировался что-то типа: Москва-Вологда-Карельская импровизация-СПб-Псков-Москва, но потом Псков пришлось убрать, как и некоторые другие места на маршруте. Поездка была с 15 по 22 августа и с погодой опять повезло, хотя было жарковато.

День 1 Москва-Вологда (488 км)
Хотя Карелия и была основной целью поездки, решил поехать не через СПб, а через Вологду, тем более до этого не был на родине знаменитого сливочного масла. Августовский понедельничный трафик радовал своим отличием от более суматошного июньского.
В Ярославле для отдыха заехал на набережную, поел мороженого в парке на Стрелке. Хотел зайти в Губернаторский сад, да только в понедельник у него был выходной.

Ухоженный балкончик на котором приятно субботним утром попить кофе.

В Вологде по рекомендации komendant остановился в гостинице Спутник — одноместный номер за 1264 рубля, туалет и душ в коридоре, вполне вариант. Там же решил перекусить (извольте-с, треска жареная с картофелем по деревенски и морс, 211 руб) перед прогулкой по городу и более плотным ужином в одном весьма любопытном месте.

Картины Вологды

А поесть я запланировал в кафе Паровозовъ — место, в котором напитки развозят игрушечные паровозики, что приводит в восторг и детей и взрослых. Да и сам интерьер выдержан в железнодорожной тематике (фото из сети).

Советую бронировать столик заранее, мне относительно повезло — меня усадили на “боковушку”, куда пиво паровозиками не доставляли.
Но при мне нескольким отказали в размещении, так как все места были заняты.

Так что, место популярное и того стоит.

После ужина прогулялся до гостиницы.

День 2 Вологда-Медвежьегорск (700 км)
На самом деле маршрут второго дня окончательно сформировался только накануне. Изначально я хотел заехать в несколько достопримечательностей в районе Вологды и через Череповец направиться в сторону СПб, чтобы остановиться где-то в Старой Ладоге. Но по разным причинам решил направиться сразу в сторону Медвежьегорска оставив и Череповец, и Ладогу на следующий раз.

Первой остановкой на этом маршруте был Кирилло-Белозерский монастырь, основанный в 1397 году и сыгравший значительную роль в жизни нашего Севера. Я равнодушен к религиозной составляющих подобных объектов, но меня всегда привлекает архитектура крепостных стен и сторожевых башен. Тем более, что раскинулся монастырь на берегу озера.

Недалеко от монастыря есть место, которое мне показалось крайне интересным, когда я планировал маршрут — частный Интерактивый музей Галинские паруса. Как гласит описание, в музее можно “Увидеть множество моделей лодок и на несколько часов перенестись в удивительный мир юмора, сказочных образов, атмосферу праздника с флагами и пушками, дотронуться к старинной деревянной архитектуре и более чем 700 экспонатам ручной работы".

У Музея хорошие отзывы и, судя по фотографиям, место действительно необычное и популярное. Но, к сожалению, посещение музея рассчитано на групповые программы по предварительной записи, а в тот день таких не планировалось — хорошо, что я решил позвонить и уточнить могу ли я заехать к ним. Поэтому мне пришлось вернуться на трассу к следующей точке — Горе Андома — кажется, это высшая точка не береговой линии Онежского озера.  До нее нужно “преодолеть” около 12 км стиральной грунтовки и для моего обвешенного пластиком дорожника данный участок был не очень. К тому же, пыль, жара — все как мы, мотоциклисты, любим.

С воды, вид, должно быть, еще живописнее.

До Медвежьегорска я добрался к половине 8 вечера — дорога вдоль Онеги отличная и незагруженная.
Номер в гостинице порадовал панно на стене.

День 3 Медвежьегорск — окрестности Сортавалы (515 км)
На этот день у меня были запланированы деревня Кинерма, два водопада и более короткий перегон по сравнению с первыми двумя днями, но получилось немного по-другому. После завтрака в гостинице в виде геркулеса, бутербродов, выпечки и кофе я направился к водопаду Кивач. На небе ни облачка, день обещал быть жарким, отличного качества асфальт и минимум трафика в моем направлении — большинство ехали как раз мне навстречу.

Еще одним плюсом было то, что у водопада Кивач я был в половине 10 и в это время там практически никого не было, а это немаловажно, учитывая раскрученность этого места. Не знаю как было в предыдущие годы, но в 2022 году к нему вела хорошая асфальтированная дорога (гораздо лучше, чем на панорамах яндекса в 2014 году).

В общем, рекомендую к посещению это место в ранние утренние часы, вне присутствия многочисленных туристических групп.

Недалеко от Петрозаводска есть еще одно любопытное место — Долина зайцев — уникальный по своему арт-объект, идея которого принадлежит карельскому скульптуру Сергею Гапановичу. Он придумал вырезать на скалах барельефы 1000 зайцев, таким образом показав, что скалы можно украшать не только дурацкими надписями. Первые зайцы появились в 2018 году и сейчас из около 600.

На мой взгляд, это крутая идея, побольше бы таких.

После Кивача я раздумывал стоит ли заезжать в Петрозаводск, перекусить и прогуляться по набережной, но решил, что на этот город заслуживает более внимательного посещения, чем часового наскока.  Да и хорошо, что не заехал, ибо после Петрозаводска в районе пгт. Пряжа, где идет развилка на Сортавалу у меня случился приступ географичекого кретинизма и я блаженно продолжил путь по трассе Кола в сторону Олонца, проскочив поворот на Сортавалу. Наслаждаясь дорогой и погруженный в свой мотодзен, я проехал километров 80, прежде чем начал что-то подозревать. Ну, а когда понял, что еду не по первоначальному маршруту, решил, что возвращаться не имеет смысла и нужно попробовать доехать до Сортавалы вдоль Ладожского озера, тем более, что второй водопад — Белые Мосты при таком раскладе я не пропускаю, а в деревню Кинерма мне уже перехотелось. Единственно, я опасался, что дорога (а это 130 км) может оказаться разбитой.

На самом деле, автодорога 86К-8, за исключением пары десятки километров, оказалась хорошего качества, а некоторые участки после свежего ремонта.

Надо было искупаться.

Смотрите, какие крутые платформы — это участок исторической железной дороги Янисъярви — Лодейное Поле, увидел совершенно случайно одну из них, а потом посмотрел информацию о них в сети.

Вернувшись на трассу Сортавала, а повернул направо и уже через 3 км свернул на грунтовку, ведущую к водопаду. Дорога эта, в чем-то легендарная, ее давно хотят отремонтировать, так как место очень популярное и каждый год тысячи туристов трясутся по ямам и колдобинам в автобусах и машинах, а полноприводные джипы застревают в весенней распутице на последних трех километрах. Даже летом многие оставляют машины на небольшом пятачке и идут эти 3 километра пешком или, проехав часть пути, паркуются на обочине. Я тоже решил пройтись, несмотря на то, что был уже 6 час и времени на осмотр было не так много. Быстро переобувшись в кроссовки, я спрятал куртку, шлем, боты в кофр (все-таки, это вещь для путешествий), накрыл мотоцикл чехлом. Идти было, кстати, несложно, никаких комаров и мошек, несмотря на то, что дорога была через лес. Навстречу попадались осторожно крадущиеся седаны, с очень сосредоточенными водителям, старательно объезжавшие наиболее глубокие ямы. В общем, хорошая дорога там нужна, тем более, если мы хотим активно развивать внутренний туризм.

К вечеру у водопада людей было немного. Историческое финское название Юканкоски. В целом, понравилось, тот случай, когда хочется увидеть достаточно внушительный водопад при минимуме затрат и времени.

Вернувшись к мотоциклу, направился в сторону Сортавалы, нужно было найти кемпинг. У меня был на примете один в окрестности деревни Рауталахти, в узких кругах, известный примерно как “У дяди Саши”, с хорошими отзывами, но когда, я подъехал к нему, мне сказали что мест нет. Даже для палатки? Вообще, нет. Думаю, блин, вот так гостеприимство. А где-то есть поблизости? Попробуйте чуть дальше в паре километров. За совет — спасибо, он оказался дельным.

В паре километров была еще одна стоянка, где мне разрешили поставить палатку, воспользоваться душем и кухней — стоило это 1500, вот так. Невольно вспомнил гостиницу в Вологде за 1200. Плохо, что не было вообще никакой связи, а мне надо было написать жене, что все ок, остановился на ночевку. Я решил съездить в деревню в магазинчик, который заприметил, когда искал кемпинг — купить еду на ужин, и надеясь, что там хоть какая-то связь будет. Магазинчик еще работал, но связи там тоже не было. Предполагая, как будет переживать жена (на самом деле, потом оказалось, что нет :)) я отправил ей смс-ку, рассчитывая, что где-то на этих 3 км до кемпинга связь появится и она отправится. На самом деле, так и получилось! Дело сделано, теперь можно поесть и спокойно ложиться спать — день получился насыщенный, несмотря на более короткий перегон. Кстати, в кемпинге в тот вечер я был единственный с палаткой, остальные остановились в домиках.

День 4 Рауталахти — Санкт Петербург (340 км)
Под утро пошел дождь, небольшой, но складывать палатку и собираться при такой погоде не так уж приятно. В этот день у меня в планах было добраться до СПб, заехав по пути в Музей-Крепость Корела и посмотреть Лютеранскую кирху в сельском поселение Мельниковское. К счастью, уже в Сортавале дождь перестал, появилось солнце и как говорил один мой знакомый “градус настроения повысился”.

После Сортавалы трафик уплотнился, а когда подъезжал к Приозерску, где находится Корела, появились прям пробки.

Крепость Корела — когда-то самый северо-западный город Руси — была построена в 13 в. для защиты от шведов. На протяжении своей истории она был Шведской (город Кексгольм) и финской (город Кякисалми).

Состояние — ухоженное, туристическое, территория вокруг благоустроенная (можно посидеть на лавочках на берегу), народу тьма.

Около 2 часов дня я отправился к следующей точке, до нее был около 40 км. Если накануне у меня был день природных достопримечательностей, то сегодня день архитектурных. Кирха в Мельникове — лютеранская церковь — примечательное здание в стиле финского национального романтизма.

Нынешнее задание — четвертое по счету — было возведено в 1912 году.

На сегодняшний день в здании размещается дом культуры. Церковь очень красивая, а внутренние интерьеры очень интересно контрастируют в внешним видом.

После я двинул в Питер. При изначальном планировании маршрута я подумывал о посещении Выборга, благо до него от Кирхи путь был даже короче, чем до СПб, но оставил на следующий раз. В этот день, как мне показалось было жарче, чем в предыдущие и оставшиеся 130 км трассы до отеля мне хотелось преодолеть как можно быстрее. После заселения в отельчике на окраине Санкт-Петербурга, я отметил завершение 4 дня в семейном ресторанчике грузинской кухни неподалеку.

День 5 Санкт-Петербург (42 000 шагов)
В этот день я планировал встретиться вечером выпить пива с другом и просто отдохнуть от дороги. Мне давно хотелось посетить Музей железных дорог России — поэтому первым делом направился в него. Музей однозначно стоит посещения — сделано все со вкусом, очень современно, познавательно, интерактивно.

121 экспонат подвижного состава — от паровозов начала 20 века до уникальных вагонов, во многие их которых можно зайти.

Я пришел сразу после открытия, поэтому народу было мало. Цена билета — 300 рублей в будни и 400 в выходные, демократично.
В плане дизайна и оформления очень круто. Однозначно рекомендую.

После музея я добрел до Невы, поглядел на Новую Голландию и сходил на экскурсию в музей Ледокол Красин. Пятый день — стал днем Музеев. И посиделок с другом.

День 6 Санкт-Петербург — Тверь (613 км)
Изначально я планировал в этот день поехать в сторону Пскова — вдоль Финского залива через Иван-город и Гдов, остановиться на ночевку в кемпинге и на следующий день уже взять курс на дом. Но по прогнозу в эти два дня в тех местах ожидались дожди, а мне не особо хотелось в дождь и ехать, и осматривать достопримечательности и размещаться в кемпинге. Поэтому пришлось менять планы. Собственно, ничего в этот день интересного не было. Я заехал в Гатчину, посмотрел на Приоратский дворец и прогулялся по Гатчинскому дворцовому комплексу. Сам по себе и Дворовый комплекс и Приоратский дворец довольно интересные, но невольно сравниваешь их с Петергофом и сравнение не в их пользу.

После Гатчины я просто пилил в сторону дома по бесплатной трассе. Где-то после Валдая начал накрапывать дождик, а ближе к Торжку он усилился, поднялся ветер. Задачи добраться в это день домой не стояло, поэтому я решил не ехать в темное время по мокрой дороги, а остановиться в отельчике рядом с трассой в Твери. А на следующий день в 11 уже был дома.

По итогам поездки можно сказать, что кататься по Карелии, даже асфальтовой, весьма интересно. И увидел я только малую часть. Плюс Карелии, конечно, в том, что находится она буквально в 1 днем езды от нашей центральной части России. В итоге за поездку вышло чуть менее 3 тыс км, при этом многие интересные места по пути я пропускал, так что коэффициент интересностей на 1 км пути очень даже неплох. Кстати, мне встречалось немало автодомов, и я подумал, что на них удобно доезжать до цивилизованных стоянок, а потом по тропам разъезжать на велике. Еще мне бы стоило где-то зависнуть на денек, и взять лодку, например. Но, как часто бывает “хорошая мысля....”. А пока — до новых встреч!