Блог им. AS_motorider → Чип-тюнинг мотоциклов BMW, или как заставить немца работать лучше!


P.S: Данный пост не является рекламой и несет в себе исключительно повествовательный характер.
Сегодня популярным направлением в автомобильной и, в частности, в мотоциклетной тематике стало направление чип-тюнинга. Применимо ли это к мотоциклам BMW и насколько нужно заниматься данным кастомайзингом? Запасайтесь терпением и давайте разбираться.
Для начала вкратце рассмотрим структурную схему мотоцикла исходя из электронной составляющей. В любом мотоцикле BMW, как и в самолетах, все «дерево» состоит из электронных блоков управления (далее ЭБУ). Каждый блок несет в себе свою функцию, обязательно жизненно важную и необходимую. С одной стороны, это сильно упрощает жизнь, поиск неисправности в случае поломки занимает гораздо меньше времени, а сами блоки могут «показывать» реальную картину при диагностике. Но с другой стороны может быть так, что при поломке одного из блоков выйдет из строя сразу несколько важных узлов. Все блоки связаны между собой либо напрямую, либо через другой блок, выполняющий помимо основной еще и коммуникативную функцию. Вот названия некоторых из них:
• -KOMBI – приборная панель;
• -ZFE- блок упр. кузовом мотоцикла;
• -DWA/RDS- охранная сигнализация/ система контроля давления в шинах.

Количество блоков в каждом мотоцикле может отличаться. Но исключительно в каждом мотике есть блок управления двигателем (DME). Название может меняться, но суть одна- контроль исправности двигателя, обеспечение стабильной и бесперебойной работы. Плавно переходим к прошивке (программе управления), заложенной в этот блок.

С завода в DME «зашит» подготовленный софт под конкретный двигатель. В нашем случае (на примере BMW F800GS) это ДВС австрийской компании ROTAX, рядный, двухцилиндровый, 4 клапана на цилиндр. До определенного момента программисты выпускают обновление софта, где исправляют свои недочеты и вносят корректировки. Казалось бы, а зачем туда лезть «простым смертным» и еще что-то менять, ведь в BMW AG сидят умные, толковые ребята. «Вот обновим ПО, там уже все исправят, будем радоваться. Мотик едет, что еще надо?» Действительно, заводское обновление ПО отчасти помогает. Но есть ряд нюансов, о которых стоит сказать.
Несмотря на то, что в BMW сидят действительно классные и высококвалифицированные специалисты, перед ними стоит четкая задача- вписаться в нормы экологии. Именно поэтому некоторые современные моторы BMW работают на высоких температурах ( 100 град.цельсия и выше) – для снижения выбросов вредных веществ в атмосферу. Стоит детально изучить заводской софт наших мотиков, и что мы видим? Чрезмерно ранние углы зажигания на ХХ и в зоне действия низких оборотов. На некоторых моделях- неправильный состав смеси, отличный от стехиометрии (соотношения 14.7 кг воздуха на 1 кг топлива). Это ничто иное, как экология. Все это приводит к детонации и повышенному износу. Наверняка многие могли заметить, что время от времени при перегазовке летом в сильную жару в моторе проскакивает стук. Встречайте, детонация). Да и работа мотоцикла в целом не такая, как могла быть. А ведь может же работать лучше!

Процесс чип-тюнинга состоит из подготовки кастомного софта под конкретный мот со своим блоком управления и записью его с последующей откаткой.

На выходе, в зависимости от предпочтений, получается готовый продукт.
Что можно сделать на данный момент в кастомном ПО:
1. Убрать «заводские косяки» в прошивке, мешающие мотоциклу работать так, как он должен, то есть оптимизировать заводской софт. Тем самым можно получить гораздо меньше вибраций, более ровный ХХ и более плавную работу.
2. Увеличить мощность двигателя за счет корректировки различных карт. Например, в блоках управления Bosch на наших мотоциклах заложена продвинутая система
E-Gas, позволяющая менять алгоритмы передачи момента и мощности потребителю (то есть райдеру), что способствует лучшей динамике во всем диапазоне. Что будет с расходом? Если идет речь о важности сохранения расхода- на это делается акцент. В таком случае при спокойном, обычном стиле езды расход должен даже немного упасть (ввиду смещения полки момента). Но при активной езде и «откручивании» на каждом светофоре ручки газа- расход объективно увеличится. Кто бы что не говорил, при езде «на максималках» потенциал потреблять топливо у «чипованного» двигателя выше. Ведь мощность должна откуда то браться?! Если стоит задача выжать из мотоцикла максимум и нет привязки к расходу- акцент на это не делается. Хочется отметить, что форсировать двигатель можно как при использовании на 95-м бензине, так и на 98/100-м, но во втором случае, с точки зерния повышения мощности, результат будет лучше.
3. Отключить косвенный контроль каталитического нейтрализатора. Да-да, несмотря на то, что после катализатора не стоит второго лямбда-зонда, катализатор без замены прошивки удалять нельзя! Это приведет к неправильной логике работы мотоцикла.
4. Сдвинуть «отсечку». Не обязательно, но почему нет? Для любителей открутить ручку- пригодится. Но стоит помнить, что чрезмерно высокие обороты продолжительное время двигатель ROTAX, как и любой другой, не любит.

По расчетным данным на 98/100-м бензине для BMW F800 из 85/87,5 л.с можно смело получить 100/105 л.с, а для «младшего брата»- BMW F650/700- из 75 л.с порядка 85 л.с. При этом при нормальной эксплуатации с ресурсом ничего не будет, а в теории, за счет оптимизации, двигатель даже перестанет бороться сам с собой.

Отмечу, что все манипуляции с электроникой мотоцикла опасны и чреваты последствиями. Работы должны выполняться только профессионалами.

Перед прошивкой желательно, конечно, обновить ПО мотоцикла до максимально доступной заводской версии. Это поможет сразу в какой-то мере оптимизировать работу мотоцикла.

Ну и самое главное — «Подход к технике с душой», и тогда все будет отлично)
Всем удачи и добра!
  • AS_motoriderAS_motorider
  • Александр Рачев
  • 15 ноября 2020 в 21:41
  • 5
  • ?

Комментарии (39)

RSS свернуть / развернуть
0
IDYarish
Так а что плохого в нормах экологии? Да, детонация на моем моте присутствовала, но это вылечилось переходом на сотый бензин. Мотор на моем street triple 2014 горячее, чем был на таком же только 2011, не помню точно, вроде разница была градусов в пять. Для меня, как пользователя это проявилось в более редком включении вентилятора, что летом плюс. Да, думаю ресурс резиновых и пластмассовых деталей в ДВС уменьшился, но так и мы не вечны.
Я как то читал, что свет в салоне автомобиля БМВ разрабатывает отделение из 8 инженеров, боюсь представить сколько их участвует в разработке программного обеспечения управлением ДВС и как у них получается не учесть всех нюансов…
+1
AS_motorider
В экологии ничего плохого (для экологии), а для мотоцикла- не есть хорошо:)) К сожалению, случаи с поломкой моторов БМВ на 800-ках- не редкость. Это я к тому, что просчеты все же бывают. Ради интереса можете найти в интернете информацию по хэштегам #bmw #rotax #балансировочныйшатун.
0
Frank
  • Frank
  • 15 ноября 2020 в 23:01
> 98/100-м бензине для BMW F800 из 85/87,5 л.с можно смело получить 100/105 л.с
Это для тех, кому не хватает и так дохнущего от говнобензина ротакса?
+2
bigusdickus
Высокая температура двигателя — это нн для экологии, а последствия работы на бедной смеси.

14.7 к 1 не гарантирует «правильную» работу, в мощностных режимах смесь богаче, при равномерном движении наоборот, можно сделать беднее (опять же до определенного момента, после которого начинаются проблемы от слишком бедной или слишком богатой смеси).

Прошивка не столько сдвигает полку момента, сколько выравнивает провалы (ощущается как мотоцикл поехал!), как итог ручку можно крутить менее яростно — расход внезапно падает.
0
AS_motorider
Прошивка прошивке рознь, как сделаете, в зависимости от задачи- так и будет. Бывает, и в мощностных режимах беднят. Про «правильность» соотношения не имел ввиду, что смесь должна быть в таком отношении всегда) Конкретно про прошивку в данном посте- полка момента действительно сдвигается к зоне действия низких оборотов, провалы уходят за счет другого)
0
bigusdickus
Про смесь значит не так понял.
Про момент. Сильно вообще на практике удается получается сдвинуть полку момента? Или условно убрали провал на низах и плато можно считать сдвинутым?
0
AS_motorider
На практике более эластичный мот становится на низах, мягче работает за счет оптимизации. Почитайте про систему bosch e-gas, будет более понятно (к вопросу о провале).
0
jgrav
  • jgrav
  • 16 ноября 2020 в 0:44
У вас случаем Харлеев не было? =)
0
AS_motorider
Неа, но все возможно)
0
jgrav
Это была небольшая ирония. =)
Обычно владельцы ХД таким развлекаются. Но если вы своей прошивкой можете уменьшить рабочую Т двигателя, то это несомненно плюс.
0
AS_motorider
800-ка не нуждается в снижении температуры)
0
IsyanovDV
Обычно владельцы ХД таким развлекаются.
Потому что ХД дает очень много возможности для тюнинга, что и рождает армию тюнеров. В том числе и тюнинг прошивки, без всякого паяльника и прочего — достаточно подключить PowerVision и залить нужную прошивку, которую можно и самому подготовить (или скачать с базы или заказать индивидуально за деньги) на ноутбуке, а также можно потом через ШДК еще и дотюнить почти до идеала и т.д.
0
AS_motorider
Все то же самое относится к BMW) По способу записи прошивки: на новых ХД, думаю, не все так просто
0
IsyanovDV
Я не думаю, я знаю :) Ибо «в теме». Есть несколько видов приборов, которые можно подключить к диагностическому разъему и без проблем прошить новую прошивку. Лучшее — это Dynojet PowerVision, им в основном тюнеры и пользуются, дает полный контроль на поршивкой. Хоть на ХД 2001 года хоть 2020, до 2001 — беда, там Магнети Марелли долбанный.
Это не говоря про варианты установить вообще другой ЕСМ, сторонний… сразу с автотюном и ШДК. Правда родной не выкидывать а отложить в сторонку, без него некоторые сервисные функции не работают, так что время от времени его придется подключать.
0
AS_motorider
С ХД еще не работал, спасибо за инфу!)
+1
oneq2
Есть несколько видов приборов, которые можно подключить к диагностическому разъему и без проблем прошить новую прошивку
Так и на BMW так тоже можно, только не на всех моделях :)
Прикол со снятием блока для перепрошивки — какой-то достаточно странный, но через некоторое время воспринимается ровно также, как дюймовые размеры в Харлее.

Это не говоря про варианты установить вообще другой ЕСМ, сторонний… сразу с автотюном и ШДК
На что только не идут люди, чтобы не использовать стандартнейшие блоки Bosch, которые стоят вообще тупо везде и в которых даже пацанчики в гаражах ковыряются… :)
0
IsyanovDV
На что только не идут люди, чтобы не использовать стандартнейшие блоки Bosch
Ну у ХД стандартно идет Делфи, которые ставятся еще чаще чем Бош. Тут вопрос целей: для прошивки стандартного ЕСМ нужен PV (450 баксов) или лицензия к нему (еще 200) плюс плата за индивидуальную прошивку.
«Спортивные» мозги стоят не дороже PV, они проще и дубовее и с ними проще работать новичку, хотя во возможностям стоковые Делфи круче. В целом выбор есть, а это уже хорошо.
0
Vishen
Официалы, готовьтесь принимать «кирпичи» :))
0
AS_motorider
Обычно официалы обращаются за помощью :))))
0
RomanG
А что потом с экологическими нормами делают? Кладут болт?
0
AS_motorider
Не очень понял вопрос. На ТО?
0
RomanG
Я правильно понял — если изменить прошивку — то параметры двигателя уже не будут соответствовать экологическим нормам. То есть, официально такое ТС нельзя эксплуатировать.
И тут — официалы обращаются за подобным…
+2
AS_motorider
Официалы обращаются за помощью в восстановлении блоков, и так далее. К сожалению, работают в дилере не всегда грамотные люди. Да и полномочий что-либо делать/ доустанавливать у них нет. С экологией проблем не будет, с точки зрения закона, если не удалять кат ( не менять евро-нормы) в данном случае. Все остальное- «косвенная» экология, которая «не палится» дилером и на ТО.
+2
Lamantin777
Если не реклама то давай ка названия софта, которым работаешь типы адаптеров и тд и тп и подробнее, а так — РЕКЛАМА
0
AS_motorider
Универсального способа работы со всем нет)
Реклама- публичное предложение услуг с указанием контактов. В данном посте — не наблюдается. А так можешь на просторах интернета поискать, американцы давно занимаются этой темой
0
Lamantin777
:)
+3
DmitryVDemin
Странная статья из серии «у нас есть такие приборы, но мы вам о них не расскажем». Вообще никакой конкретики.
+2
Lamantin777
Ничего странного, скрытая, реклама услуг.
0
AS_motorider
Все верно, делаем дорого и качественно!))
+2
elrojomacho
да программ и железа достаточно, в т.ч. и на беемве. Другое дело, что выкладывать 500-700 баксов для разовой операции смысл есть не для всякого. А так абсолютно никакой магии в прошивке нет, все элементарно, если ориентироваться в основных понятиях и механике работы ДВС.
Тот же вулич есть и на бмв, например
0
AS_motorider
Респект за коммент с пониманием!) Да, действительно, вкладываться придется не кисло. К тому же подход к каждому мотоциклу/ блоку свой. Очень много нюансов и «подводных камней». Ну и касаемо подготовки самой прошивки- дело не просто, более 150 карт в блоке… Разбор/ калибровка/ тест… Тут главное не навредить, а сделать лучше и получить результат.
0
wd-33
  • wd-33
  • 17 ноября 2020 в 9:20
при перегазовке летом в сильную жару в моторе проскакивает стук. Встречайте, детонация)
детонация без нагрузки?
это нереально. тогда под нагрузкой мотор будет везь звенеть и никуда не поедет.
0
AS_motorider
Почему нереально? Ну откройте резко газ. Запросите момент. И убедитесь.
0
wd-33
Почему нереально?
нагрузки нет.
если он звенит без нагрузки, то как он может работать под нагрузкой?
0
AS_motorider
А повышенные обороты за ничтожно малое время ( их увеличение) ни о чем не говорит? =)
0
wd-33
нет, повышение оборотов не вызывает детонацию.
её вызывает(влияет) нагрузка, наполнение(давление в камере), температура заряда и тд.
я уверен что вы всё знаете, но почему то отвечаете загажками.
ладно, закроем тему.

я допускаю что там настройка такая что он детонит, не верить оснований в целом нет, допустим они там углы задрали так что звенит.
Но не понятно как он тогда способен тронуться с места. Тоесть когда точно также делается подгазовка, но ещё и отпускают сцепление, т.е. дают нагрузку.
0
LIMUR
  • LIMUR
  • 17 ноября 2020 в 10:58
Инженеры и прогеры годами делают спокойный мотор для гуся с запасом ресурса и высокими показателями эко норм, что бы спокойно путешествовать

Чип тюнеры — да не)))) щас заставим его херачить на полную в угоду ресурсу!

Когда мот не едет, надо просто мощнее мот покупать.
+1
AS_motorider
Дело не в том- едет / не едет. Если бы внимательно читали пост, то было бы понимание, что в заводской прошивке есть ряд моментов, которые целенаправленно портят работу мотора, наоборот снижают его ресурс. Делается это ввиду жестких эко-норм. Поскольку в мотоцикле ничего, кроме как каталика нет- инженерам ничего не остается, как играть со смесью и углами. Можно оптимизировать работу мотоцикла чипом, и не увеличивать при этом мощность двигателя.
здесь был ататат

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. AS_motorider, Чип-тюнинг мотоциклов BMW, или как заставить немца работать лучше!