Honda VLX400 Steed 1993 → Поездка к местам боев 1943 года.

Ну что, начинается давно планировавшаяся и почти забытая поездка в хутор Гапоновский, в районе которого, в июле 1943 года, вел тяжелые и малоуспешные бои 1329 горно-стрелковый полк, в ходе которых пропал без вести помощник командира полка капитан Петр Филиппович Мищенко, мой дед.

На что надеюсь? Может какие братские могилы от поисковиков, может еще что угодно. Да и просто посмотреть на местность и представить себе те бои.

Искал я следы деда давно. Матушка говорила, что он полетел в Москву на награждение, но в полете их самолет был настигнут истребителями немцев и сбит. С тех пор о судьбе деда не было ничего известно. Я пытался найти след в Книге памяти. Безрезультатно. Даже писал в Германию, в архив, в котором имеются сведения о всех военнопленных, зарегистрированных в лагерях. Тоже мимо. И только личная переписка и «небольшой взнос» сотруднику, имеющему доступ к архивам, помогли найти следы. По этим следам в базе данных «Мемориал», когда она только формировалась и была в зачаточном состоянии, мне удалось найти выписку из приказа об исключении деда из списков части. С указанием его звания, должности и месяца, когда он пропал без вести. Про самолет не было ни слова. Может что-то напутал однополчанин, который, по словам матери и рассказал эту историю семье капитана… Будем исходить из того, что дед пропал именно в районе боев своего полка.
Дальнейшие поиски привели меня к сканам Журнала боевых действий 9 горно-стрелковой дивизии, в состав которой входил полк деда. Так и вышел на хутор Гапоновский, в районе которого и шли тогда бои. Даже карту удалось увидеть и примерно определить места позиций. Вообще, читая журнал боевых действий, на многое пересмотрел взгляды. Например на применение штрафбатов и на то, кого туда направляли. Долго пояснять не буду — почитайте сами, кому интересно (а это интересно) Суть — если кто смотрел фильм «Штрафбат» — выкиньте все, что вам показали из головы. Ибо этот художественны свист с подлинными документами не стыкуется вообще никак. Лично мне глаза открыло на многое. И на политруков, кстати, тоже.

Ну ладно. Вернемся к поездке. Решил я навестить, значит, этот хутор.

Две звездочки в правой части карты: нижняя — примерное место позиций полка и чуть севернее — хутор Гапоновский.

На тот момент более подходил под поездку Шэдоу. Но я решил ехать на Стиде. Во-первых чтобы не переживать за то, что Шэдоу был тогда еще не зарегистрирован, во-вторых на Стиде тупо больше места под поклажу, чем на изысканной Шэдоу.
Ну и в принципе стало интересно, каково в дальняке на Стиде. Особо байк не готовил. Повесил давно купленные, но так и валявшиеся в коробочке светодиодные фарки. Ибо ближний свет на Стиде просто безобразен. Заодно также из новоприобретенных приклеил сзади на кофры световозвращающие наклейки, да смазал цепь. Вот и все.
Расстояние до цели оценивалось в районе 700 км. По итогам как раз 1400 и вышло. Планировал на два дня. Вроде не смертельно. Много вещей брать не надо. Хотя кофры были полные. Не в последнюю очередь благодаря пластиковой канистрочке с 4 литрами бензина. На всякий пожарный.
Плюс пришлось брать дочь Алису. Забегая вперед скажу, что с одной стороны вдвоем веселей, с другой — и мне и бедолажке Стиду эти дополнительные 50 кг на самом хвосте дались нелегко.
Перво-наперво пришлось столкнуться с объездом. Мост на дороге до Минвод в ремонте. На полгода.
И вот тут сказалось плохое качество подготовки. Не посмотрел нормально, как ехать. Не составил маршрутную карту. Не считал серьезным расстояние и соответственно необходимость тщательной проработки маршрута.
Но вроде объехал нормально. Не заплутал.

В целом Стид груз переносит плохо. Точнее подвеска его. Пробивается постоянно.
Но самое плохое, что из нескольких недель непереставаемой жары, выбрал именно тот день, когда полили дожди.
Практически через километров 40 от старта и до Армавира. Километров 300. Как это часто бывает, дождевики сначала было одевать лень, пока не промокли все.
Потом одели. Потом дождь прекратился, сняли, немного просохли. Потом пошел опять и пока думал одевать или нет, опять промокли.

Одели снова, чтобы снять уже за Армавиром. Благо дожди теплые, воздух более-менее сухой, все на ходу высыхало быстро.

Если бы не необходимость частой заправки, то можно было бы даже наслаждаться процессом неспешного (80-100 км\ч) перемещения. Заправки сначала выматывали, а потом, когда вибрация на руле стала добивать руки, а жесткая «дореформенная» сидушка постепенно уничтожала задницу, заправки стали казаться почти благом.
Кстати на одном из перегонов, от МинВод до Невинномысска высох бак. До города не доехал. Там есть участок, где на 100 км одна заправка. Прямо посередине участка. Но она не работала. Света, блин, не было! 21 век блин! Доехал я до нее уже на резерве. То есть ни вперед ни назад…
Тут и помогла моя импровизированная канистра на 4 л. Буквально только выехал, а она уже понадобилась. До заправки дотянул. Но всеж малюсенький бак Стида, это печаль. Неплохое начало дальняка — на первой четверти пути остаться без бензина практически… То ли еще будет?

Не считая этого досадного недоразумения и дождей, до станицы Неберджаевской доехали без проблем. Дороги были, на удивление, неплохи. Но тут асфальт кончался, и до хутора Гапоновского была уже гравийка. Делать нечего и я, съехав с асфальта, поехал в горы до Гапоновского. Стид с удлиненной вилкой с трудом рулится на гравийке. Особенно на подъемах. Приходится сильно напрягать руки, ворочая коротеньким дрэгстерским рулем. Вспоминал широченный руль на Шэдоу. Его бы сюда…

Решил сначала доехать до места, где, по карте, располагались позиции полка, а потом заглянуть собственно в хутор, чтобы поговорить с местными о близлежащих воинских захоронениях.
По дороге наткнулся на пустой летний лагерь «Патриот Кубани». Зашел… Посмотрел… Наткнулся на сторожа. Который моему виду вовсе не удивился, что удивило уже меня, но все стало понятно, когда он изрек «заезд будет завтра, а потом наверное и вы закрытие будете делать?». Оказалось тут фест ожидается. Хренасе… кто-то в этих кушелях закрытие делает? Эндуристы штоле?
Сторож сказал, что на хуторе живут 5 семей и назвал одного, кто там старожил. Будет кого спросить.
Ехать оставалось примерно 5 км. В очередной раз помучался на гравийке. Поднакачал мускулы на руках. Руль порой надо ворочать весьма энергично :-)

Преодолев эти трудности доехал до места таки без приключений. Но когда подъехал к тому месту, где были позиции полка и где, возможно, и пропал дед (примерно разумеется), случилось очень символичное событие. Только доехали, как ливанула гроза. Прямо в этом месте! Мгновенно. Успел только остановить байк поближе к дереву. Молнии сверкали прямо над головой! Никакие дождевики доставать уже не было смысла, настолько неожиданно и быстро налетела эта гроза! Гром, молнии, ливень, и самое неожиданное — град с лесной орех! Только что же было ясно и жара 35 градусная стояла! По грунтовке, тут же потекли реки, а я стоял под деревом, глядя на буйство стихии и думал… все получилось очень символично. Грохот, вспышки, как от канонады, град пуль и осколков. И реки крови…
Несладко было нашим дедам тогда, в 1943-м. Возможно дух моего деда, вместе с однополчанами, погибшими и пропавшими вместе с ним так приветствовал внука, которого ему так и не суждено было увидеть. Внука приехавшего вместе с правнучкой, поприветствовать славного предка…


Ребенок подобрал несколько градин…



Калибр значительный…

Когда гроза прекратилась, так же внезапно, как началась, и мы двинулись в обратный путь, решил взять пару камешков с места на память, надо было отъехать чуть от дороги, отсыпанной щебенкой и найти аутентичные камешки. Отъехать успел метров 30, дорога пошла на небольшой подъем… И тут на грязи, заднее колесо поехало в сторону я, пытаясь удержать тяжелый Стид поскользнулся и мы грохнулись. Еле поднял его потом. Все мокрое, скользкое… Хорошо, никаких повреждений, кроме слегка поведенных дуг, я не отметил. Даже мотор не заглох. А комья грязи, облепившие байк, так вместе с нами до дома и доехали…

И что самое интересное буквально в километре от места, дорога была сухой. Вообще! Никакой грозы или даже дождичка тут не было! Поневоле начнешь во всякую хрень верить :-)

Заехав в хутор побеседовал с местным. Он сказал, что есть два больших захоронения в округе. Но до одного я на таком байке не доеду, оно в горах. И пешком не дойду. А второе «в загородке, тебя не пустят». На вопрос, что еще за загородка, он пояснил, что какие-то ростовские бизнесмены строят тут то ли санаторий, то ли вообще непонятно что. И захоронение находится за бетонным забором, которым те обнесли несколько гектаров земли.
Любопытный поворот…
Также мне было посоветовано обратиться к местному поисковику, живущему в Неберджаевской. Он мог бы чтонть посоветовать.
Но тот, как оказалось, уехал на пару недель.



В самой Неберджаевской я заехал на братскую могилу. Имени деда на мемориале не нашел. Хотя там снизу была приписка «Неизвестные». Мож он среди них. Хотя все-таки капитан. Ладно когда красноармейцев хоронили прямо на месте боя, не заморачиваясь особо с написанием имени. Хотя, кто его знает, как там все было тогда…

Ну в общем все, что я мог сделать на месте я сделал. Видимо в этот раз не судьба. Может повезет, когда я вернусь сюда на эндуро?
А пока можно было бы заглянуть на море, благо до Новороссийска было по прямой всего 10 км. По дорогам правда раз в 5-7 больше. День клонился к закату, палатку я таки не взял, посему решил ехать в город. В город попали уже затемно.

Доехали до первой попавшейся гостиницы к 22-м часам. Видимо блядюшник какой-то. Ибо расценки почасовые. С примечанием «Продление на час — 350 р.»
Но все сделано нормально, ресторанчик вполне себе неплохой. Видать тут какие-то корпоративы принято проводить, чтобы сразу можно было «в нумерах» продолжить, при желании и способности продолжать.
Пока оформлялся, какой-то лысый дяденька зашел за бутылкой шампанского «и продлить на час». От предложенной к шампанскому закуски отказался :-) Мысленно пожелав ему успеха хотя бы во второй час попыток, оформился, обговорил ужин. Все меня устроило. Главное, что была стоянка, вайфай и можно было поесть. Стянули с себя прикипевший за день экип, отмылись и пошли поужинать. Перекусили, поделились впечатлениями за день и упали спать.

Проснувшись утром, решил съездить в музей и на море. Против музея разнылось дитё. Пришлось ехать на море.
Заехали на пляж Мысхако. На байке, пробираясь между барьерами, смог выехать практически на самый пляж. Стащив с себя экип бросили все на байк и нырнули в на удивление чистое море.

Не зря я «купальные шорты» с собой взял, которые потом сутки так и валялись в кофре мокрыми, ибо приехав в полночь я уже ничего разгружать не стал.
Давно не был на Черном море. Представлял себе все немного не так. А по факту — чисто, толпы не шарахаются, сервис не напрягает, в общем мне Новороссийск понравился.

Но надо было двигать домой. Чтобы хотя бы до полночи доехать.
Остановок, окромя заправок, не предвиделось, так как с утра в отеле хорошо позавтракали, Поэтому я, смело прошивая кошмарные новороссийские пробки, двинул на юго-восток.

Описывать обратный путь особо не стоит. Разве что, в темное время, на заправке ко мне подошел мужик и показал, на мой рюкзак сзади, который съехал немного с багажника и закрыл собой свет габаритного фонарика. И он, мужик этот, догоняя меня сзади будучи ослепленным встречной машиной, чуть меня не снес. «В последний момент увидел твои наклейки сзади...». Прости мужик. Моя вина.
О каг… А наклеечки таки не зря наклеил перед поездкой. Возможно они спасли мне жизнь?
Как чувствовал, что чахлый габарит мой ненадежен. Хотя всегда на руке ношу светоотражающую повязку. Она сзади не видна особо, поэтому и приклеил дополнительные. Ладно. Все хорошо, что хорошо заканчивается. Поправил рюкзак и поехал дальше.

Как и планировал к полночи доехал до дома. Под конец уже все более и более откручивая газ.
Итак 1400 км было позади.
Состояние было не ахти. Серьезно натер большой палец на левой ноге, в том месте, которым переключал передачи вверх. Несмотря на усиление на мотокроссовках в этом месте. Возможно наибольшие повреждения коже были нанесены еще вначале, когда ехал с мокрыми ногами.
На руке натер пальцы, в местах, что ложатся на рычаг сцепления. Перчатки у меня с обрезанными пальцами.
От шума ветра, который перебивал даже рев прямотоков я был немного оглушен. Nolan N20 не самый тихий шлем, в общем. А закрытые мне не нравятся. Сидишь как в бункере…
Еще я не знал, куда пристроить ноги. Дополнительные подножки на дуги, я поставил лишь на Шэдоу. Тут мне их очень не хватало. Очень.
Но это были мелочи.

А два момента уже очень серьезно сказались.
Задница очень серьезно болела. Сидушка «дорестайлинговая» — просто редкостный мазохизм. Узкая, жесткая. Как я ни елозил по ней, так и не нашел нормальной посадки.


Сравните с более поздним вариантом:

Уже хоть какой-то намек на комфорт.

*Ремарка: в комментах подсказали, что моя сидушка от стороннего производителя. Родная тех годов, наверное получше. Но я не знаток комплектаций Стида, посему прояснить не могу. Сорри.
Ну и второй момент — покалывание и онемение в руках из-за серьезной вибрации от мотора. Уже второй день пошел по возвращению, а онемение в руках еще не прошло. Да, почти 12 часов непрерывного движения, это не хрен собачий. Но всеж… На Шэдоу я такого не отмечал вообще. Очень неприятная вибрация.

Суть в том, что японцы, в свое время, сделали хороший, сбалансированный мотор. С коленвалами на которых были смещенные, относительно друг друга, шатунные шейки. Это значительно снижало вибрации при работе двигателя.

Но американские байкеры, для рынка которых и делали эти «хорлееподобные рисомолки» возмутились. Харлеи все трясучие, и кошерные байкеры «не чувствовали, что ездят на настоящем байке». Ибо Харлей тех годов, собсно, с технической точки зрения, довольно посредственная поделка. Но других тогда в штатах, видимо, делать не умели и народ был не приучен к технологиям. Так вот хондовцы в некоторых моделях специально вернулись к старой конструкции, с совмещенными шейками, чтобы потребители в штатах не ныли за отсутствие вибрации, позволяющей им почуствовать себя настоящими мужэками на почти настоящем (только не рассыпающемся на ходу) хорлее.


Ну а Стид, хоть и чисто внутрияпонская модель, тоже унаследовал этот идиотизм. Более того, охреневшие с жиру на своих идеальных дорожках, самураи, даже порой выбрасывают амортизатор из задней подвески, вставляя на его место железку, делая подвеску жесткой, как на велосипеде, чтобы ощутить себя еще ближе к настоящим брутальным байкерюгам. Именно таким мой Стид и достался предыдущему хозяину, который выкинул из подвески сухарь и установил аморт. Которого, впрочем, катастрофически не хватает. Подвеска пробивается постоянно.

В общем, в таком виде, Стид не предназначен для дальних поездок. Хоть с технической стороны он и проявил себя просто блестяще. Только цепь надо подтянуть — растянулась.
Как ни странно, мощности двигателя мне в 95% случаев хватало. Даже с пассажиром и поклажей. Хоть и на самом пределе. Передачи практически всегда переключал по две. То есть 1-3-5. Редко 4, когда замедлялся перед каким-нить поворотом. Расход составил 6 литров на сотню. Не мало. Но терпимо. Всего на бензин ушло 3333 рубля. Реально.

По идее какие-то из недостатков, типа той же сидушки, можно и устранить. На более поздних вариантах Стида, ее изменили на гораздо более удобную. Да и самому можно взяться-перешить. Но, думаю, нет смысла. Я на дальняки больше на нем ездить не буду. Хотя предыдущий хозяин смастерил на Стид изумительные по объему кофры и большой багажник. Реально на Стид влезает раза в 2-3 больше поклажи чем на Шэдоу, с ее маленькими изысканными оригинальными кофрочками. Хотя весит это самопальное хозяйство аж 13 кг. Ради интереса как-то взвесил пустые кофры и багажник.

Но зато все надежно. За багажник я байк отрывал от земли, когда надо было его переставить. Ничего. Не отвалился :-)

Ездить же мало-мальски далеко лучше на Шэдоу. Там объем 750 и двигатель немного мощнее. Сидушка хоть и не мечта, но гораздо удобнее. Глушители стоковые, тихие. Хотя у Шэдоу тоже есть недостаток, как у дальнобойщика. В случае пробоя шины — очень большая проблема с ремонтом. Из-за красивых спицованных колес, делающих невозможным применение бескамерных шин. Плюс двигатель на нем стоит «трясучий». Как на Стиде. Хотя, в отличие от Стида, вибрация заметна лишь после 120 км/ч.
По хорошему надо бы продать оба и купить что-то третье. И четвертое. Вместо Стида — Баху или еще какую эндуру, а вместо Шэдоу чтонть такое же инжекторно-карданное, но на литых колесах. Типа Интерстейта 1300. И будет мне щастье. На какое-то время. Хотя не люблю я и не умею продавать…
Надо испытать теперь Шэдоу в одиночном дальняке. Только с местом для барахла что-то мутить теперь надо.

По историческим же итогам, можно сказать, что попробую я всеж еще раз туда съездить. Да добраться до тех удаленных захоронений. Если конечно, землю, в которой лежат наши деды еще не кончательно приватизировали какие-нить коммерсы, которым, похоже, плевать на такие мелочи, как братская могила. Но попытаюсь обязательно.
Хотелось бы установить судьбу деда. Чтобы в полку пропавших без вести стало на одного воина меньше.
  • elbrussianelbrussian
  • Герман
  • 16 марта 2019 в 0:26
  • ?

Комментарии (18)

RSS свернуть / развернуть
+3
Busy
  • Busy
  • 16 марта 2019 в 15:19
захоронение находится за бетонным забором, которым те обнесли несколько гектаров земли.
это конечно п@«ц -
0
elbrussian
Увы. Это наши реалии нынче. Какие бы патриотические призывы ни звучали с трибун, на земле коммерсам начхать на все это…
здесь был ататат

+1
Robus59
Замечательная поездка, отличный рассказ! Однозначно +
0
elbrussian
Спасибо!
+1
Busy
  • Busy
  • 16 марта 2019 в 18:18
да-про американских байкеров -понравилось отдельно :)
-1
elbrussian
Это я еще, подумав, немного все изложил не в таких выражениях, как думал. Мало ли, хорлееводы обидятся, или еще что )))
+2
Asfaltero
Настоящую жилетку дождевиком не скроешь:)
+3
elbrussian
Ну, негоже ее прятать. Да и невзгоды ей не вредят, а лишь добавляют лоска ;-)
0
Finist_77
Интересный рассказ, спасибо!
0
elbrussian
Рад, что получилось интересно!
0
jersei
Хорошо описал, спасибо!!! Путешествие на мото — всегда адреналин!
+1
celtic
жилетка поверх дождевика это конечно шик! так держать.
Сам в дождевике, ботах, наколениках и в жилетке. А девчушка на фото…
в кедиках с полосками, носочки и в куртке на пять размеров больше, при падении защита провернется вокруг локтя раза два минимум. ну и шлем наверное по размеру…
Хонда Стид: я хз как ты разбираешься в своём мотоцикле… но, на фото сидение не родное 100процентов, а кастомное японское easy rider. Руль не родной и вилка похоже что с кластером (вынос вперед).
но то всё фигня, главное жилетка.
0
elbrussian
Как же у нас любят умничать, ничего про предмет при этом не зная…
Наверное этому никогда конца не будет. Особенно, когда можно поумничать заочно, а если посадят в лужу — удалиться в гордом молчании.

Насчет жилетки: Я ее всегда поверх одеваю. И буду. В чем ваша проблема, уважаемый?
Насчет девчушки: Девчушка на фото, не в том, в чем ехала по трассе и бОльшую часть подъема, а после того, как в лагере все с себя сняла, пока я со сторожем разговаривал. Так как до цели оставался километр где-то. Уже не стал заставлять все обратно напяливать.
А тебе совсем незаметно, что фотографии, на которые ты ссылаешься, сделаны в абсолютно разных местах?
Куртка болтается, потому, что из-под нее черепаху убрали. А так — она больше. Да. Но не на три размера. Тут тебя глаз подвел. Хотя выводы ты сдлать не постеснялся.
Все у девчушки есть, переживать не надо! И наколенники и боты и шлем этот её. Ею выбранный и для нее подобранный.
Ну спроси, прежде чем умничать! Или религия не позволяет? Или так хочется показаться мудрым, опытным или еще каким, что невтерпеж прям?
И что-то я не пойму, что такое «кластер» и при чем тут разбираешься или нет? Сидушка может и не родная. У многих «стариков» видел именно такие, возможно ошибся со словом «дорестайл». Прости, бро, что ранил тебя этим.
А про вилку я ничего не писал, насколько помню. Она действительно удлиннена но там не «с кластером» она, а проставки вставлены в верхнюю часть. И от этого мот вилку валит. Сильно. Но я действительно не пойму, как это перекликается с темой? Про драгбар я тоже написал. Я знаю, что это не родной. Но спасибо, что ты это рассмотрел. Но что
это меняет, я не пойму? Что с родными сидушками-рулями Стид становится рожденным для дальнобоя? Да может быть! Не пробовал. Поэтому и написал, цитирую: «В общем, в таком виде, Стид не предназначен для дальних поездок.» Выделил специально для тебя. Что мой вывод касается именно моего байка. Тоже не читал? Или «то все фигня», главное поумничать?
Так что поменьше сарказма, родной. Дыши глубже. Будет желание подискутировать на какую-нить тему — добро пожаловать. Но, желательно, в конструктивном ключе. Не хочется время тратить на пустое.
здесь был ататат

0
suxumuxu
Дальнобоить можно и на Йобрике.
Седло кастомное, никакого рестайла не было. У меня стоит такое же. Вполне удобное, кстати, за 12 тысяч ничего не пострадало. В стоке стид более управляемый, и посадка более комфортная получается.
0
elbrussian
Это да. Люди на чем только не ездят. Порой восхищает их безбашенность (в хорошем смысле). Мы вот все в сомнениях о правильности подобранного экипа и байка… Все ли взяли, или еще чтонть кинуть )))
По седлу — не скажу. Не знаю. Как писал выше — более старые модификации мне попадались почему-то с более тонкими сидушками. Мож просто от времени )))
Сток конечно удобнее. Но все равно, видимо какая-то привычка нужна. Я на Стиде тогда уже ездил очень мало. Возможно и отвык… А тут почти полторы тыщи за два дня маханул. Видимо переоценил свои силы. А мож просто он мне не подходит по каким-то параметрам. А мож просто от постоянных пробоев задней подвески. Особенно на участках вне федеральных трасс. Там дороги не совсем предсказуемые. Но на Шэдоу тоже такие дальняки примерно ездил. Но с абсолютно другим «послевкусием».
0
FilisoFF
Суть — если кто смотрел фильм «Штрафбат» — выкиньте все, что вам показали из головы. Ибо этот художественны свист с подлинными документами не стыкуется вообще никак.
Это не новость, часто опровергавшаяся. Странно, что ещё не все об этом знают. Но фильм неплохой.
За рассказ тоже плюс.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Honda VLX400 Steed 1993, Поездка к местам боев 1943 года.