Блог им. Ivan_ → Нижний Новгород - Карелия - СПБ
Предисловие.
В данном опусе я предлагаю простой десятидневный круговой маршрут Нижний Новгород — Санкт-Петербург, туда проходящий через республику Карелия, а обратно через Великий Новгород.
Есть небольшая вероятность что он может быть полезен мотоциклистам(и другим жителям) городов расположенных на протяжении этого маршрута.
(протяженность четыре тысячи ровно)
Все места ночевок искались на шару и, на удивление, были удачными. Исключение составило Ладожское озеро, но об этом чуть позже.
Технический состав туристической группы был разношерстен, что объясняет низкую среднюю скорость движения. В пробеге участвовало три мотоцикла: Honda XR650L, Honda VTX 1300 и Yamaha FZ6S. Иксэр тормозил колонну на автотрассах, крейсер у него не более 110 километров в час, VTX на плохих дорогах(из-за особенностей чепперной посадки водителя и низкого дорожного просвета). К фазеру у автора претензий нет. Темп маршрута прогулочный. Некоторые названия и данные могут быть искажены, да простят меня коренные обитатели описываемых мест.
День первый. Рыбинск.
Путь наш лежит из Нижнего Новгорода — города многих достоинств и порта семи морей, и высокого потребления что наглядно подтверждается красными линиями графиков на навигаторах нижегородских автолюбителей.
Не стоит Нижний путать и с Новгородом Великим. Назвав прилюдно Нижний просто Новгородом будете осмеяны местными аборигенами. А почему семи морей, если кто не знает, сейчас объясню. Загибайте пальцы. Горьковское море — раз. Горьковское водохранилище тобишь, мы его так сокращенно и зовем — Горе-Море. Некогда здесь пролегал путь из варяг в греки — из Балтики в Черное, Средиземное и Понтское. Пять пальцев загнуто. Следующие два откуда хочешь, оттуда и бери. С 18 века в Нижнем самая большая ярмарка в России была, со всех концов света товары и купцы съезжались. Да что там купцы, сам Стенька Разин в Нижнем Новгороде лично свою персидскую принцессу топил. Помните, в песне
«Из-за острова на Стрежень, на простор речной Волны
Выплывали расписные Стеньки Разина Челны
…
И за борт ее бросает в набежавшую волну»
Так вот, Стрежень — это и есть Стрелка, то есть место слияния двух рек — Волги и Оки. Вот оно как. А еще на заводе Красное Сормово строили подводные лодки, и плавают они теперь по всему земному шару. Даже говорят что прямо по реке Волге этои лодки в море и спускали. «За 70 лет подводного кораблестроения трудом, умением, мастерством трех и поколений тружеников завода построено и сдано Военно-Морскому Флоту 275 боевых подводных лодок, в их числе 26 атомных» — это цитата за четырнадцатый год с одного из нижегородских форумов. Цифры впечатляют.
Нижегородская земля осталась позади. Проехав Иваново, мы оказались в плену ярославских дорог, да и владелец Иксера(а по совместительству и навигатора), то ли случайно, то ли шутки ради выбрал маршрут не по федеральной, а по региональной дороге. Несколько часов тряски — и мы в Рыбинске. Мост да собор — вот и все достопримечательности города. На общем собрании возле продуктового магазина было решено — в будущем регионалок избегать. Дело шло к закату, а поэтому в качестве лагеря было выбрано место аккурат на берегу дамбы у Шекснинского шоссе(58.102899, 38.862221).
Место довольно проходное и несколько замусоренное, все же не смущавшее нас, а наоборот манившее открывавшимися горизонтами в будущее. Запалив пару коряг топняка и выпив немного припасенного с собой самогона под гречневую кашу с тушней, мы радостно улеглись спать.
Второй день.Онего. Шекснинское водохранилище.
На следующий день судьба с самого утра задала нам направление своей железной рукой. С шести до девяти лил дождь, обеспечив дополнительные часы сна, а вместе с ними и отставание по графику. Р104 радовала ровным стеклом своего полотна. «Вот теперь заживем» — думал я, и из-за каждого поворота выплывала деревенька одна краше другой.
Спустя чуть более сотни километров дорога растеряла свой лоск и мы вернулись ко вчерашним мытарствам, далее последовала бетонка, и за 80 километров до Череповца Алексей объявил о спущенном заднем колесе на своем Иксере(Кара божья за вчерашнее?). В придорожном песке сразу же нашелся ключик тринадцатого размера, как раз для снятия заднего колеса. Мы восприняли это как добрый знак и, с прибаутками, камера была заменена на запасную. В старой пробоина заклеена(похоже на след от монтажной лопатки). Уже под конец процедуры рядом остановилась черная Камри с номером 666 и прицепом. Ребята любезно предложили свою помощь и прицеп, сами, мол, мотоциклисты. Но дело сделано, сегодня прицеп в наши планы не входит. Наделив нас напутствием быть в Череповце аккуратнее(часто, говорят, сбивают двухколесных) автопоезд 666 скрылся из виду. Дошутив по поводу подписей кровью мы снова выдвинулись в путь.
Череповец встретил нас широченными проспектами в четыре полосы на каждую сторону(можно и все семь уместить при желании как средство сдерживания скорости потока), новые дома, молы. Потом пошел мелкий дождь и, свернув не туда, мы решили сверить маршрут с навигатором. И снова появился Череповецкий мотоциклист, вытянув рукав комбеза с заднего сиденья автомобиля, как документ удостоверяющий мотоцикличность. Да, не подделать такой документ. И… отвел нас на трассу «Новая Ладога». На череповецких взгорках гордо дымили огромные трубы заводов, а спустя двадцать километров мы поняли что «Новая Ладога» в наши планы не входит. Тут же словно из воздуха материализовался европейски выглядщий придорожный комплекс с кафе, магазином и гостиницей. Решено было перекусить и после этого разворачиваться. Где-то между вторым и компотом снова закапало, начался ливень, а выехав на трассу мы оказались в центре бурлящей и вспыхивающей стихии. Всполох на небе, молния бьет где-то вдалеке и я чувствую мизинцем разряд как от пьезорозжига, и не я один — Алексей также засвидетельствовал это природное явление большим пальцем своей руки, описав в трех непечатных и паре печатных слов позднее свое удивление. Тучи расступились и под вечерними лучами мы вкатили в город Кириллов. Мда, Онежское озеро сегодня мы не увидим. «Сначала лейте, потом опло'тите… ой, заплатите» — поправилась девушка в кассе заправки.
Кириллов монастырь довольно необычен в своей архитектуре, но на часах уже восемь и объехав его кругом(как рыцари в художественных фильмах перед дальним походом) мы выдвинулись искать ночлег. Еще дома была присмотрена турбаза на Шексне под Кирилловом. На турбазе нам объявили что палатки у них ставить запрещено, да и мест в номерах, собственно, особо нет.
«С палатками все едут дальше, в парк 'Русский Север', да и время уже позднее» — объявила администратор, и в режиме готовности «номер один» непроизвольно закинула сумочку за плечо.
Соблюдя всевозможные культурные приличия мы мило расстались.
Кемпинг «Сокольский Бор» — деревня Топорня(Координаты въезда 59°45'29.7«N 38°22'39.4»E). Есть и бесплатные места с другой стороны деревни, но там много людей и не прибрано, говорят местные.
Дорога туда идет вдоль Кишемского канала берега которого укреплены деревянными сваями. В конце деревни — рыбацкие постройки, сушатся сети и витает запах несвежей рыбы. Вот она романтика речного севера. Въезд в «Сокольский Бор» преграждают два бравого вида сотрудника национального парка в форменной одежде и со звездочками на погонах, по всей видимости майора. Очередь перед будкой оплаты внушает уважение и трепет — машин семь, не меньше. Пятница. Стоя в очереди я выведал что один день посещения парка стоит 250 рублей, что есть там контейнеры для мусора, уже напилены дрова, есть столы с навесом и вырублены в земле спуски к воде где берег высок. Развешенные кругом таблички объясняли посетителям что на территории парка ведется еженощное патрулирование силами ППС и ГИБДД, нарушение аудиокомфорта соседей как и вождение в нетрезвом виде в поздние часы неуместно и строго карается. Попав в будку оплаты перед нами предстала причина столпотворения у ворот. Бабушка божий одуванчик.
— «Какая машина» — интересуется бабушка-кассир.
— «Мы не на машине, у нас мотоциклы.»
— «Какой Марки? „
— “Хонда.»
— «Как, Рондо?»
Мы смущенно захрюкали пытаясь скрыть смех.
Билеты куплены и национальный парк распахнул перед нами свои гостеприимные ворота. Есть несколько полян, объяснил майор-рэнджер. Первая через километр, следующая, больше размером — через три, последняя — через десять. Если вам на одну ночь, вставайте на первой, если место есть — и дело с концом. Там знаки стоят, не пропу'стите.
Вскоре перед нами предстал чудесный кемпинг, все из обещанного было в наличии, плюс к этому шикарный вид на просторы Шекснинского водохранилища. Ни дать ни взять северные нацпарки Нового Света. Вот она, Вологодчина, всем советую там остановиться.
(фотография не моя, взята с сайта парка Русский Север)
Третий день, или почему Мед Гора.
Совершив утренний мацион мы выдвинулись в сторону Онежского озера.
Но сначала Вытегра. Неспешно снуют туристы. Долго спорили у магазина «Пятерка» где есть — там же или на берегу реки.
Небольшой город, центром которого является подводная лодка. Как не сделать фото, небось у нас, в Нижнем Новгороде заложена.
Идея посещения Бесова Носа и петроглифов была отметена из-за невозможности ее осуществления. Природа начала меняться тем сильнее чем дальше мы ехали, то тут то там блестели меж деревьев, а иногда и зависали далеко вдали воды Онеги. В воздухе из насекомых остались только одни стрекозы и самые больные, слабые и некрасивые из них периодически атаковали визор шлема в вечерней прионежской истоме.
Тут стоит отметить что от туристической избыточности Вытегры у нас создалось впечатление что цивилизация и дальше не покинет нас, а посему мы выкатили с полупустыми баками из города надеясь на стоящую на выезде заправку. Однако, ее не оказалось. Не оказалось ее и далее по маршруту. За пятнадцать километров до Пудожа у ВЭТЭИКСа кончился бензин. Слили полторашку из Иксера и продолжили путь. Я же в Пудоже заправил 17,7 литров в свой восемнадцатилитровый бак.
(ну как без этого)
Часам к шести мы прикатили в Повенец. Зайдя в магазин пополнить запасы провианта мы узнали что все хорошие места для стоянки уже проехали. Есть только одно, самое близкое — Черный Нос. Семь километров обратно, в сторону Пудожа. Решили наведаться на турбазу — может там нам улыбнется удача. У ворот турбазы, встретивший нас мужчина сообщил что можно встать и рядом с турбазой с палаткой, никто не будет против. А после минутного раздумья выдал презабавную историю. После армии(стройбата) они втроем поехали в крым, причем через Украину и Прибалтику. На одном ИЖе и двух Явах, четыре тысячи километров в один конец. В Прибалтике тяжело справляться с мотоциклом — кругом брусчатка, таскает заднее колесо, особенно в дождь. А в(на) Украине рай — заедешь в хутор, там тебя и накормят, и напоят, и спать уложат.
Чувствуете, вот, они, совпадения, снова начинаются? На вопрос где лучше встать — ответил однозначно Черный Нос. И объяснил как доехать, не понятно как, но вроде можно.
— «Стемнеет» — говорю.
— «Не стемнеет» — здесь еще белые ночи.
В месте съезда с основной дороги нам повстречалось две машины, водитель одной из которых гостеприимно предложил нас проводить до места. Первым за ним улетел Алексей и вернувшись привел на берег. Как только мы облюбовали место к нам по вечернему предзакатному пляжу выписывая замысловатые зигзаги подошли в обнимку любезный сэр Дмитрий и достопочтенный сэр Сергей. Познакомившись и наудивлявшись вдоволь ребята предложили всевозможную помощь начиная от бензопилы и заканчивая алкоголем. Расказали что нынче рэкета нет, и можно спокойно отдыхать. Пожаловались на мурманских дальнобойщиков создающих очереди на заправках. Разбив лагерь, от Николая который нас довел до берега, мы узнали что солнце здесь еще не садится, а ходит по кругу и темноты ждать не стоит, а также что местные называют Медвежьегорск Медгора. Распив припасенный нами коньячок я осознал всю прозорливость этого сокращения. Выпимши Медвежегорск сложно выговорить даже диктору новостей(да-да, попробуйте на досуге как-нибудь), а вот Медгора проговаривается всегда. Удивила необычная тишина на озере. Даже птицы не поют и ветер не шумит, действительно волшебные места.
Как проехать. У братской могилы(координаты 62.844163, 34.968609) если стоять к ней лицом справа идет грунтовая дорога в лес. Далее движемся прямо(нужно всегда держаться песчаной дороги), и через 15-20 минут движения со скоростью около 15 километров в час будет песчаный отворот на право чуть вниз, обозначен он пакетами висящими на деревьях.
yandex.ru/maps/?um=1jS5oGrJGrT6mttt8zBxEzDPFM5YgN72&ll=34.937378%2C62.799223&spn=0.840454%2C0.262619&z=16&l=map%2Csat&mode=routes&rtext=62.844757%2C34.965160~62.799890%2C34.939030~62.797960%2C34.936519&rtt=auto
Столица Карелии
Почтив минутой молчания павших Защитников Родины у братской могилы(В братской могиле захоронено около 4 тысяч воинов 32-й армии Карельского фронта, павших в боях с захватчиками в годы Великой Отечественной войны на медвежьегорском направлении. Могила сооружена в период Великой Отечественной войны. В послевоенное время неоднократно производились новые захоронения.) мы взяли курс на Петрозаводск. Но тут же встали, нет не на переезде, а на Беломорско-Балтийском канале. Дорогу пересекал танкер. В условиях строгой секретности и под запретом фото и видеофиксации в прицелах камер множества телефонов он неспеша пересекал наш путь. Где еще такое увидишь?
С попутным ветерком мы прибыли в Медвежьегорск и мимо лагеря(ныне лечебное учреждения для заключенных) и памятнику Кирову проехали сквозь разрезы карельской породы обгоняя туристические фургончики и прицепы с лодками. Медвежегорск был основан в 1915 году на необжитом берегу Онежского озера. Изначально это была просто железнодорожная станция на пути в Романов-на-Мурмане(Теперь Мурманск). Необычный город, что ни говори. В Гирвасе как раз завершался мотофестиваль и нам навстречу катили пары, а то и тройки мотоциклистов весело нас приветствуя. Гирвас(очень древний умерший вулкан случайно обнаруженный при строительстве плотины) как туристический объект лично не впечатляет, зато фотографии сделанные на склоне дамбы уверенно собирают лайки в инстаграме.
(Гирвас)
Стоит отметить и озеро Сундозеро(или Пальвозеро? не сумел точно определить место) идущее далее вдоль дороги и неожиданно появляющееся среди болот как оазис в пустыне, на пляже которого было замечено множество отдыхающих. Эх, было бы лишних три часа — растянулись бы на карельском песке. Кивач же поражает даже самого притязательного туриста своими мощными потоками. Говорят где-то рядом бьют нарзаны и бюветы из под земли.
Рядом с Кивачем есть пара кемпингов, и они мне показались не самыми удачными в плане расположения. Если бы стоял выбор Онего или Кивач — однозначно Онего. Далее гора Сампо — достопримечательность-пятиминутка(пусть будет в списке посещенных мест) и Петрозаводск.
(вид с горы Сампо)
Стояла тридцатиградусная жара и народ задорно барахтался на пляжах набережных Петрозаводска. Город предстал этаким северным курортом.
(Курорт!)
К финской границе.
Рускеала — скорее проходняк, но фотокарточки тоже ничего выходят. На посещение достаточно полутора часов.
(рукотворный каньон Рускеала)
Перед Сортавалой в районе Рауталахти дорога идет прямо вдоль вод Ладожского озера. Тут и там расположены домики на холмистых склонах озера. Красота неимоверная.
Перекусив в Сортавале мы выехали в сторону Лахденпохьи надеясь встать на ночь на берегу Ладоги. Но ожидания наши были напрасны. Все возможные приличные доступы к воде давно окружены дачными заборами. Бесплодно потратив два часа на поиски мы, потерпев поражение, вынуждены были отступить в Приозерск. Крепость Корела в Приозерске работает только пять дней из семи и мы попали как раз в эти самые два выходных. Обошли ее кругом, лезть внутрь по стене не решились.
Проехали Выборг с остановкой в крепости. Это знаменитый город-обед: на крепость посмотрел, поел, поезжай дальше.
(обед)
И двинули к финской границе задумав заночевать на берегу финского залива у поселка Большой Бор. Финский залив как и везде там не глубокий и чтобы нормально искупаться нужно пройти порядка трехсот метров от берега. Есть местный пляж для купания с хорошим заходом и большей глубиной — за турбазой Динамо. Слева от турбазы идет грунтовая дорога которая туда и приведет. За Большим Бором идет активная стройка завода по отгрузке сжиженного газа, а потому линия дикого пляжа кардинально сократилась. Возможно в будущем лучше останавливаться на побережье в районе Приморского шоссе.
Координаты стоянки 60.528640, 28.138308. Это только одно из известных мне мест, и, возможно, дальше в сторону финской границы, после стройки СПГ есть еще нетронутый берег.
(8 км до финской границы)
Петербург
Путь в Петербург пролегал вдоль финского залива через город Приморск где находится кирха Святой Магдалины начала прошлого века. Сейчас, как и полагается, это дом культуры. Современное использование церкви в целом оправдывает ее первоначальное предназначение, в девяностые здесь был бар, дискотека, магазин.
Далее дорога вела вдоль залива, и вот пара мест которые мне приглянулись с дороги:
60.270747, 28.936618
60.331720, 28.820981
Не пропустите и маяк Стирсудден, который мы объехали стороной.
Еще раз поменяв камеру в заднем колесе Иксера(пробоина в том же месте) мы въехали в Питер.
Оказывается не так просто найти охранаяемую парковку/стоянку в центре. По прошестии двух часов поисков мы таки запарковали мотоциклы в крытой подземной стоянке ТК Невский Центр на площади восстания — тариф 50 рублей час или 500 рублей в сутки. Это был самый доступный тариф из того что есть в центре.
Восемь лет назад самые жаркие вечеринки были на Думской. Теперь там самая жаркая шаурма и обилие шариков с веселящим газом. Более приличное место теперь — Голицын Лофт, набережная реки Фонтанки дом 20. Еда, алкоголь и диджей сеты.
(Пятничка)
Новгород Великий и дорога домой.
Петербург нас проводил хорошим ливнем в дорожку. Сборы под дождем, выезд из города и вскоре мы оказались в Новгороде Великом. Пошли проведать Новгородоский Детинец(он же кремль) с торговой стороны по пешеходному мосту(Великому). Мост здесь существовал всегда и был свидетелем многих исторических событий. И свергнутый идол Перуна под ним проплывал и многие политические вопросы на нем решались. Как и положенно истинно демократическому обществу, у новгородцев был обычай согласно которому с моста сего горожане не раз сбрасывали в Волхов своих посадников и городских старост, казнили преступников и еретиков. В конце семнадцатого века на этом месте был построен самый большой каменный мост на Руси. Новгородский кремль как и ожидалось поразил нас своей идентичностью. Второй достопримечательность оказлось здание местного театра. После дождя мне почудилось что я оказался в одом из постапокалиптических русских миров писателя Сорокина.
(храм в торговой стороне города)
(вся наша история в одном месте)
(кремль после дождя)
(Театр. Театр ли?)
На этом с Новгородом было покончено. По пути в Московскую область мы захватил полторы сотни километров М11, и к удивлению, большой разницы по сравнению с бесплатной М10 не заметили(отсутствие камер и заправок?).
Тысячу километров разменять нам в этот день так и не было суждено, а посему ночевка случилась в Сергиевом-Посаде. Наутро мы отправились в Лавру и, о чудо! Под стенами монастыря мой одометр показал ровно 39 тысяч пробега. Это ли не чудо, это ли не знак свыше? Побродив среди толп китайцев по православной Мекке мы не спеша прибыли домой к вечеру.
Надеюсь описанный маршрут с координатами будет кому-то полезен, грамотно его доработав можно использовать время прохождения с еще большим количеством впечатлений(гора Филина, высота 183, ладожские шхеры и т.д.).
Для нас же остался неисследованным северный и восточный берега Ладоги, большая часть Вологодской области, тихо зовет в путь Архангельщина и Мурманск. Но это будет началом совсем другой истории. Истории о людях, местах и мотоциклах.
В данном опусе я предлагаю простой десятидневный круговой маршрут Нижний Новгород — Санкт-Петербург, туда проходящий через республику Карелия, а обратно через Великий Новгород.
Есть небольшая вероятность что он может быть полезен мотоциклистам(и другим жителям) городов расположенных на протяжении этого маршрута.
(протяженность четыре тысячи ровно)
Все места ночевок искались на шару и, на удивление, были удачными. Исключение составило Ладожское озеро, но об этом чуть позже.
Технический состав туристической группы был разношерстен, что объясняет низкую среднюю скорость движения. В пробеге участвовало три мотоцикла: Honda XR650L, Honda VTX 1300 и Yamaha FZ6S. Иксэр тормозил колонну на автотрассах, крейсер у него не более 110 километров в час, VTX на плохих дорогах(из-за особенностей чепперной посадки водителя и низкого дорожного просвета). К фазеру у автора претензий нет. Темп маршрута прогулочный. Некоторые названия и данные могут быть искажены, да простят меня коренные обитатели описываемых мест.
День первый. Рыбинск.
Путь наш лежит из Нижнего Новгорода — города многих достоинств и порта семи морей, и высокого потребления что наглядно подтверждается красными линиями графиков на навигаторах нижегородских автолюбителей.
Не стоит Нижний путать и с Новгородом Великим. Назвав прилюдно Нижний просто Новгородом будете осмеяны местными аборигенами. А почему семи морей, если кто не знает, сейчас объясню. Загибайте пальцы. Горьковское море — раз. Горьковское водохранилище тобишь, мы его так сокращенно и зовем — Горе-Море. Некогда здесь пролегал путь из варяг в греки — из Балтики в Черное, Средиземное и Понтское. Пять пальцев загнуто. Следующие два откуда хочешь, оттуда и бери. С 18 века в Нижнем самая большая ярмарка в России была, со всех концов света товары и купцы съезжались. Да что там купцы, сам Стенька Разин в Нижнем Новгороде лично свою персидскую принцессу топил. Помните, в песне
«Из-за острова на Стрежень, на простор речной Волны
Выплывали расписные Стеньки Разина Челны
…
И за борт ее бросает в набежавшую волну»
Так вот, Стрежень — это и есть Стрелка, то есть место слияния двух рек — Волги и Оки. Вот оно как. А еще на заводе Красное Сормово строили подводные лодки, и плавают они теперь по всему земному шару. Даже говорят что прямо по реке Волге этои лодки в море и спускали. «За 70 лет подводного кораблестроения трудом, умением, мастерством трех и поколений тружеников завода построено и сдано Военно-Морскому Флоту 275 боевых подводных лодок, в их числе 26 атомных» — это цитата за четырнадцатый год с одного из нижегородских форумов. Цифры впечатляют.
Нижегородская земля осталась позади. Проехав Иваново, мы оказались в плену ярославских дорог, да и владелец Иксера(а по совместительству и навигатора), то ли случайно, то ли шутки ради выбрал маршрут не по федеральной, а по региональной дороге. Несколько часов тряски — и мы в Рыбинске. Мост да собор — вот и все достопримечательности города. На общем собрании возле продуктового магазина было решено — в будущем регионалок избегать. Дело шло к закату, а поэтому в качестве лагеря было выбрано место аккурат на берегу дамбы у Шекснинского шоссе(58.102899, 38.862221).
Место довольно проходное и несколько замусоренное, все же не смущавшее нас, а наоборот манившее открывавшимися горизонтами в будущее. Запалив пару коряг топняка и выпив немного припасенного с собой самогона под гречневую кашу с тушней, мы радостно улеглись спать.
Второй день.
На следующий день судьба с самого утра задала нам направление своей железной рукой. С шести до девяти лил дождь, обеспечив дополнительные часы сна, а вместе с ними и отставание по графику. Р104 радовала ровным стеклом своего полотна. «Вот теперь заживем» — думал я, и из-за каждого поворота выплывала деревенька одна краше другой.
Спустя чуть более сотни километров дорога растеряла свой лоск и мы вернулись ко вчерашним мытарствам, далее последовала бетонка, и за 80 километров до Череповца Алексей объявил о спущенном заднем колесе на своем Иксере(Кара божья за вчерашнее?). В придорожном песке сразу же нашелся ключик тринадцатого размера, как раз для снятия заднего колеса. Мы восприняли это как добрый знак и, с прибаутками, камера была заменена на запасную. В старой пробоина заклеена(похоже на след от монтажной лопатки). Уже под конец процедуры рядом остановилась черная Камри с номером 666 и прицепом. Ребята любезно предложили свою помощь и прицеп, сами, мол, мотоциклисты. Но дело сделано, сегодня прицеп в наши планы не входит. Наделив нас напутствием быть в Череповце аккуратнее(часто, говорят, сбивают двухколесных) автопоезд 666 скрылся из виду. Дошутив по поводу подписей кровью мы снова выдвинулись в путь.
Череповец встретил нас широченными проспектами в четыре полосы на каждую сторону(можно и все семь уместить при желании как средство сдерживания скорости потока), новые дома, молы. Потом пошел мелкий дождь и, свернув не туда, мы решили сверить маршрут с навигатором. И снова появился Череповецкий мотоциклист, вытянув рукав комбеза с заднего сиденья автомобиля, как документ удостоверяющий мотоцикличность. Да, не подделать такой документ. И… отвел нас на трассу «Новая Ладога». На череповецких взгорках гордо дымили огромные трубы заводов, а спустя двадцать километров мы поняли что «Новая Ладога» в наши планы не входит. Тут же словно из воздуха материализовался европейски выглядщий придорожный комплекс с кафе, магазином и гостиницей. Решено было перекусить и после этого разворачиваться. Где-то между вторым и компотом снова закапало, начался ливень, а выехав на трассу мы оказались в центре бурлящей и вспыхивающей стихии. Всполох на небе, молния бьет где-то вдалеке и я чувствую мизинцем разряд как от пьезорозжига, и не я один — Алексей также засвидетельствовал это природное явление большим пальцем своей руки, описав в трех непечатных и паре печатных слов позднее свое удивление. Тучи расступились и под вечерними лучами мы вкатили в город Кириллов. Мда, Онежское озеро сегодня мы не увидим. «Сначала лейте, потом опло'тите… ой, заплатите» — поправилась девушка в кассе заправки.
Кириллов монастырь довольно необычен в своей архитектуре, но на часах уже восемь и объехав его кругом(как рыцари в художественных фильмах перед дальним походом) мы выдвинулись искать ночлег. Еще дома была присмотрена турбаза на Шексне под Кирилловом. На турбазе нам объявили что палатки у них ставить запрещено, да и мест в номерах, собственно, особо нет.
«С палатками все едут дальше, в парк 'Русский Север', да и время уже позднее» — объявила администратор, и в режиме готовности «номер один» непроизвольно закинула сумочку за плечо.
Соблюдя всевозможные культурные приличия мы мило расстались.
Кемпинг «Сокольский Бор» — деревня Топорня(Координаты въезда 59°45'29.7«N 38°22'39.4»E). Есть и бесплатные места с другой стороны деревни, но там много людей и не прибрано, говорят местные.
Дорога туда идет вдоль Кишемского канала берега которого укреплены деревянными сваями. В конце деревни — рыбацкие постройки, сушатся сети и витает запах несвежей рыбы. Вот она романтика речного севера. Въезд в «Сокольский Бор» преграждают два бравого вида сотрудника национального парка в форменной одежде и со звездочками на погонах, по всей видимости майора. Очередь перед будкой оплаты внушает уважение и трепет — машин семь, не меньше. Пятница. Стоя в очереди я выведал что один день посещения парка стоит 250 рублей, что есть там контейнеры для мусора, уже напилены дрова, есть столы с навесом и вырублены в земле спуски к воде где берег высок. Развешенные кругом таблички объясняли посетителям что на территории парка ведется еженощное патрулирование силами ППС и ГИБДД, нарушение аудиокомфорта соседей как и вождение в нетрезвом виде в поздние часы неуместно и строго карается. Попав в будку оплаты перед нами предстала причина столпотворения у ворот. Бабушка божий одуванчик.
— «Какая машина» — интересуется бабушка-кассир.
— «Мы не на машине, у нас мотоциклы.»
— «Какой Марки? „
— “Хонда.»
— «Как, Рондо?»
Мы смущенно захрюкали пытаясь скрыть смех.
Билеты куплены и национальный парк распахнул перед нами свои гостеприимные ворота. Есть несколько полян, объяснил майор-рэнджер. Первая через километр, следующая, больше размером — через три, последняя — через десять. Если вам на одну ночь, вставайте на первой, если место есть — и дело с концом. Там знаки стоят, не пропу'стите.
Вскоре перед нами предстал чудесный кемпинг, все из обещанного было в наличии, плюс к этому шикарный вид на просторы Шекснинского водохранилища. Ни дать ни взять северные нацпарки Нового Света. Вот она, Вологодчина, всем советую там остановиться.
(фотография не моя, взята с сайта парка Русский Север)
Третий день, или почему Мед Гора.
Совершив утренний мацион мы выдвинулись в сторону Онежского озера.
Но сначала Вытегра. Неспешно снуют туристы. Долго спорили у магазина «Пятерка» где есть — там же или на берегу реки.
Небольшой город, центром которого является подводная лодка. Как не сделать фото, небось у нас, в Нижнем Новгороде заложена.
Идея посещения Бесова Носа и петроглифов была отметена из-за невозможности ее осуществления. Природа начала меняться тем сильнее чем дальше мы ехали, то тут то там блестели меж деревьев, а иногда и зависали далеко вдали воды Онеги. В воздухе из насекомых остались только одни стрекозы и самые больные, слабые и некрасивые из них периодически атаковали визор шлема в вечерней прионежской истоме.
Тут стоит отметить что от туристической избыточности Вытегры у нас создалось впечатление что цивилизация и дальше не покинет нас, а посему мы выкатили с полупустыми баками из города надеясь на стоящую на выезде заправку. Однако, ее не оказалось. Не оказалось ее и далее по маршруту. За пятнадцать километров до Пудожа у ВЭТЭИКСа кончился бензин. Слили полторашку из Иксера и продолжили путь. Я же в Пудоже заправил 17,7 литров в свой восемнадцатилитровый бак.
(ну как без этого)
Часам к шести мы прикатили в Повенец. Зайдя в магазин пополнить запасы провианта мы узнали что все хорошие места для стоянки уже проехали. Есть только одно, самое близкое — Черный Нос. Семь километров обратно, в сторону Пудожа. Решили наведаться на турбазу — может там нам улыбнется удача. У ворот турбазы, встретивший нас мужчина сообщил что можно встать и рядом с турбазой с палаткой, никто не будет против. А после минутного раздумья выдал презабавную историю. После армии(стройбата) они втроем поехали в крым, причем через Украину и Прибалтику. На одном ИЖе и двух Явах, четыре тысячи километров в один конец. В Прибалтике тяжело справляться с мотоциклом — кругом брусчатка, таскает заднее колесо, особенно в дождь. А в(на) Украине рай — заедешь в хутор, там тебя и накормят, и напоят, и спать уложат.
Чувствуете, вот, они, совпадения, снова начинаются? На вопрос где лучше встать — ответил однозначно Черный Нос. И объяснил как доехать, не понятно как, но вроде можно.
— «Стемнеет» — говорю.
— «Не стемнеет» — здесь еще белые ночи.
В месте съезда с основной дороги нам повстречалось две машины, водитель одной из которых гостеприимно предложил нас проводить до места. Первым за ним улетел Алексей и вернувшись привел на берег. Как только мы облюбовали место к нам по вечернему предзакатному пляжу выписывая замысловатые зигзаги подошли в обнимку любезный сэр Дмитрий и достопочтенный сэр Сергей. Познакомившись и наудивлявшись вдоволь ребята предложили всевозможную помощь начиная от бензопилы и заканчивая алкоголем. Расказали что нынче рэкета нет, и можно спокойно отдыхать. Пожаловались на мурманских дальнобойщиков создающих очереди на заправках. Разбив лагерь, от Николая который нас довел до берега, мы узнали что солнце здесь еще не садится, а ходит по кругу и темноты ждать не стоит, а также что местные называют Медвежьегорск Медгора. Распив припасенный нами коньячок я осознал всю прозорливость этого сокращения. Выпимши Медвежегорск сложно выговорить даже диктору новостей(да-да, попробуйте на досуге как-нибудь), а вот Медгора проговаривается всегда. Удивила необычная тишина на озере. Даже птицы не поют и ветер не шумит, действительно волшебные места.
Как проехать. У братской могилы(координаты 62.844163, 34.968609) если стоять к ней лицом справа идет грунтовая дорога в лес. Далее движемся прямо(нужно всегда держаться песчаной дороги), и через 15-20 минут движения со скоростью около 15 километров в час будет песчаный отворот на право чуть вниз, обозначен он пакетами висящими на деревьях.
yandex.ru/maps/?um=1jS5oGrJGrT6mttt8zBxEzDPFM5YgN72&ll=34.937378%2C62.799223&spn=0.840454%2C0.262619&z=16&l=map%2Csat&mode=routes&rtext=62.844757%2C34.965160~62.799890%2C34.939030~62.797960%2C34.936519&rtt=auto
Столица Карелии
Почтив минутой молчания павших Защитников Родины у братской могилы(В братской могиле захоронено около 4 тысяч воинов 32-й армии Карельского фронта, павших в боях с захватчиками в годы Великой Отечественной войны на медвежьегорском направлении. Могила сооружена в период Великой Отечественной войны. В послевоенное время неоднократно производились новые захоронения.) мы взяли курс на Петрозаводск. Но тут же встали, нет не на переезде, а на Беломорско-Балтийском канале. Дорогу пересекал танкер. В условиях строгой секретности и под запретом фото и видеофиксации в прицелах камер множества телефонов он неспеша пересекал наш путь. Где еще такое увидишь?
С попутным ветерком мы прибыли в Медвежьегорск и мимо лагеря(ныне лечебное учреждения для заключенных) и памятнику Кирову проехали сквозь разрезы карельской породы обгоняя туристические фургончики и прицепы с лодками. Медвежегорск был основан в 1915 году на необжитом берегу Онежского озера. Изначально это была просто железнодорожная станция на пути в Романов-на-Мурмане(Теперь Мурманск). Необычный город, что ни говори. В Гирвасе как раз завершался мотофестиваль и нам навстречу катили пары, а то и тройки мотоциклистов весело нас приветствуя. Гирвас(очень древний умерший вулкан случайно обнаруженный при строительстве плотины) как туристический объект лично не впечатляет, зато фотографии сделанные на склоне дамбы уверенно собирают лайки в инстаграме.
(Гирвас)
Стоит отметить и озеро Сундозеро(или Пальвозеро? не сумел точно определить место) идущее далее вдоль дороги и неожиданно появляющееся среди болот как оазис в пустыне, на пляже которого было замечено множество отдыхающих. Эх, было бы лишних три часа — растянулись бы на карельском песке. Кивач же поражает даже самого притязательного туриста своими мощными потоками. Говорят где-то рядом бьют нарзаны и бюветы из под земли.
Рядом с Кивачем есть пара кемпингов, и они мне показались не самыми удачными в плане расположения. Если бы стоял выбор Онего или Кивач — однозначно Онего. Далее гора Сампо — достопримечательность-пятиминутка(пусть будет в списке посещенных мест) и Петрозаводск.
(вид с горы Сампо)
Стояла тридцатиградусная жара и народ задорно барахтался на пляжах набережных Петрозаводска. Город предстал этаким северным курортом.
(Курорт!)
К финской границе.
Рускеала — скорее проходняк, но фотокарточки тоже ничего выходят. На посещение достаточно полутора часов.
(рукотворный каньон Рускеала)
Перед Сортавалой в районе Рауталахти дорога идет прямо вдоль вод Ладожского озера. Тут и там расположены домики на холмистых склонах озера. Красота неимоверная.
Перекусив в Сортавале мы выехали в сторону Лахденпохьи надеясь встать на ночь на берегу Ладоги. Но ожидания наши были напрасны. Все возможные приличные доступы к воде давно окружены дачными заборами. Бесплодно потратив два часа на поиски мы, потерпев поражение, вынуждены были отступить в Приозерск. Крепость Корела в Приозерске работает только пять дней из семи и мы попали как раз в эти самые два выходных. Обошли ее кругом, лезть внутрь по стене не решились.
Проехали Выборг с остановкой в крепости. Это знаменитый город-обед: на крепость посмотрел, поел, поезжай дальше.
(обед)
И двинули к финской границе задумав заночевать на берегу финского залива у поселка Большой Бор. Финский залив как и везде там не глубокий и чтобы нормально искупаться нужно пройти порядка трехсот метров от берега. Есть местный пляж для купания с хорошим заходом и большей глубиной — за турбазой Динамо. Слева от турбазы идет грунтовая дорога которая туда и приведет. За Большим Бором идет активная стройка завода по отгрузке сжиженного газа, а потому линия дикого пляжа кардинально сократилась. Возможно в будущем лучше останавливаться на побережье в районе Приморского шоссе.
Координаты стоянки 60.528640, 28.138308. Это только одно из известных мне мест, и, возможно, дальше в сторону финской границы, после стройки СПГ есть еще нетронутый берег.
(8 км до финской границы)
Петербург
Путь в Петербург пролегал вдоль финского залива через город Приморск где находится кирха Святой Магдалины начала прошлого века. Сейчас, как и полагается, это дом культуры. Современное использование церкви в целом оправдывает ее первоначальное предназначение, в девяностые здесь был бар, дискотека, магазин.
Далее дорога вела вдоль залива, и вот пара мест которые мне приглянулись с дороги:
60.270747, 28.936618
60.331720, 28.820981
Не пропустите и маяк Стирсудден, который мы объехали стороной.
Еще раз поменяв камеру в заднем колесе Иксера(пробоина в том же месте) мы въехали в Питер.
Оказывается не так просто найти охранаяемую парковку/стоянку в центре. По прошестии двух часов поисков мы таки запарковали мотоциклы в крытой подземной стоянке ТК Невский Центр на площади восстания — тариф 50 рублей час или 500 рублей в сутки. Это был самый доступный тариф из того что есть в центре.
Восемь лет назад самые жаркие вечеринки были на Думской. Теперь там самая жаркая шаурма и обилие шариков с веселящим газом. Более приличное место теперь — Голицын Лофт, набережная реки Фонтанки дом 20. Еда, алкоголь и диджей сеты.
(Пятничка)
Новгород Великий и дорога домой.
Петербург нас проводил хорошим ливнем в дорожку. Сборы под дождем, выезд из города и вскоре мы оказались в Новгороде Великом. Пошли проведать Новгородоский Детинец(он же кремль) с торговой стороны по пешеходному мосту(Великому). Мост здесь существовал всегда и был свидетелем многих исторических событий. И свергнутый идол Перуна под ним проплывал и многие политические вопросы на нем решались. Как и положенно истинно демократическому обществу, у новгородцев был обычай согласно которому с моста сего горожане не раз сбрасывали в Волхов своих посадников и городских старост, казнили преступников и еретиков. В конце семнадцатого века на этом месте был построен самый большой каменный мост на Руси. Новгородский кремль как и ожидалось поразил нас своей идентичностью. Второй достопримечательность оказлось здание местного театра. После дождя мне почудилось что я оказался в одом из постапокалиптических русских миров писателя Сорокина.
(храм в торговой стороне города)
(вся наша история в одном месте)
(кремль после дождя)
(Театр. Театр ли?)
На этом с Новгородом было покончено. По пути в Московскую область мы захватил полторы сотни километров М11, и к удивлению, большой разницы по сравнению с бесплатной М10 не заметили(отсутствие камер и заправок?).
Тысячу километров разменять нам в этот день так и не было суждено, а посему ночевка случилась в Сергиевом-Посаде. Наутро мы отправились в Лавру и, о чудо! Под стенами монастыря мой одометр показал ровно 39 тысяч пробега. Это ли не чудо, это ли не знак свыше? Побродив среди толп китайцев по православной Мекке мы не спеша прибыли домой к вечеру.
Надеюсь описанный маршрут с координатами будет кому-то полезен, грамотно его доработав можно использовать время прохождения с еще большим количеством впечатлений(гора Филина, высота 183, ладожские шхеры и т.д.).
Для нас же остался неисследованным северный и восточный берега Ладоги, большая часть Вологодской области, тихо зовет в путь Архангельщина и Мурманск. Но это будет началом совсем другой истории. Истории о людях, местах и мотоциклах.
- Ivan_
- Johnny
- 28 июля 2018 в 1:26
- 4
- +30
Кратко, сочно и с координатами. Спасибо!
Месяц назад вернулся из поездки по Карелии, маршрут тоже совпадает местами, но видел совсем другое. Карелия — удивительная и многогранная страна.
P.s. Вот так, не зная о запрете, вдоволь наснимал Волго-Балтийский канал)
P.p.s.
Месяц назад вернулся из поездки по Карелии, маршрут тоже совпадает местами, но видел совсем другое. Карелия — удивительная и многогранная страна.
P.s. Вот так, не зная о запрете, вдоволь наснимал Волго-Балтийский канал)
P.p.s.
… ладожские шзеры и т.д.).Ладожские шхеры?
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (10)
RSS свернуть / развернуть