- Пробег для публикации поста в сообщество: 15.00 км
- Читателей: 4285 | Постов: 2504
Данный блог создан для публикации рассказов, фото и видео отчетов о путешествиях на любой мототехнике.
Администраторы (1)
Модераторы (0)
Модераторов здесь не замеченоЧитатели (4279)
kim Mila none9 none10 NalVal Kyryll Integra Osama Temy4 TriAl Urlak Malashka maximus KOSHKA Stich glyaks100 anro mia Pechota CriggerMarg Zhilinsky ArSoron ezhische hermes swamprunner7 PARUS spamer80 tapin13 nbaksalyar AXS KwaziMode ginecolog Oziris RedLine RMZS Satt 3dinfo gnus Wishka Bike-TV Vacelica abc Alan Hydrophonic Nastik shakawkaw pmg Marcus egoisto DroiDВсе читатели
Путешествия → Пять историй ни о чём
Здравствуйте!
Под катом — много букв и мало фоток. Вряд ли вы найдете там полезную информацию для ваших будущих путешествий. Там просто истории, которые случались со мной и с Нат в дороге (не всегда на мотоцикле) в разное время, и немного мыслей вслух. В общем, ни о чём. Прошу!
Замечали, что стиль вождения сильно зависит от места обитания водителей? Я тоже, и со временем в голове сложился такой… список, что ли, регионов, от автомобилей которых лучше держаться подальше. Номер один в этом списке – республики Северного Кавказа, номер два – Ростов-на-Дону. Никого не хочу обидеть и спорить ни с кем на эту тему не буду. Это МОЙ список. Возможно, Вы – просто идеальный водитель из этих мест. А, может быть, и я со своими 26-ми номерами кому-то кажусь отморозком. Только вот если мигание светом и звуковой сигнал не помогают «согнать» авто из левого ряда в свободный правый, то номера на этом авто чаще всего оказываются 61-ми, ростовскими. В таком случае он не подвинется, объезжаю справа. А как в Ростове любят сигналить, когда чуть замешкаешься на перекрестке, пытаясь понять, куда ехать и кого надо пропустить — песня!
Едем в сторону моря. Между Невинномысском и Армавиром дорога сужается и становится трехполосной. Средняя полоса – для обгона, она отделена от крайних то прерывистой, то сплошной разметкой поочередно. Полосы широкие, на мотоцикле позволяют обгонять, не выезжая за сплошную. Так и еду 130 — 140, почти не сбрасывая скорости. И вдруг дорогу нам преграждает зад легковушки. Подвигаться не хочет. Ладно, доехал до прерывистой, обогнал и поехал дальше. Смотрю в зеркала – летит эта легковушка, нарушая всё, что можно, и вклинивается между машинами впереди меня. Всё, вроде бы полегчало человеку. Но нам-то ехать надо, поэтому пытаюсь обогнать его еще раз, а он не хочет: я влево, и он – влево, я вправо, и он – туда же. Обогнал, конечно, постучал по шлему кулаком, мол: «Ты чё творишь?» Тут светофор перед Армавиром, останавливаюсь на красный. Подъезжает уже надоевшая мне машина, становится рядом. Номера ростовские. За рулем — водитель родом из одной северокавказской республики. Всё, как я люблю. Он опускает стекло, я поднимаю визор. Он говорит (с акцентом):
— Я тоже быстро еду!
А, вот оно что!
— Ты мешаешь! Если бы ты обогнал и уехал – попутного ветра! А так — ты обогнал, и мешаешь!
На зеленом расстались. Больше он не обгонял.
Движение в Махачкале способно довести до инфаркта неместных водителей. Красный свет ничего не значит: для кого-то он может быть «почти» зеленым или «еще» зеленым. Указатели поворотов? Не всегда (иногда не в ту сторону). Пропустят ли вас там, где должны пропустить? Не факт. Зато могут пропустить, где не должны, если вам туда НАДО. Зависит от широты души других водителей.
— Как вы тут ездите? — спросил я кого-то из местных.
— Нормально, — был ответ. – А вот мне по Москве страшно ездить.
— По Москве? Почему?
— В Москве все правила знают, а мы не знаем. Здесь любой и в любую секунду может поехать туда, куда ему надо, а не по правилам. Движение из-за этого хаотичное, но медленное, и мы к нему привыкли. А вот в Москве все быстро ездят (по правилам), потому мне там и неуютно…
Как-то наблюдал такую картину. Лето, жара, плотное движение. К перекрестку со всех сторон подъезжают машины. Стоят те, кому красный, въезжают на перекресток те, кому зеленый. Выехать не могут: за перекрестком пробка. И тут – светофор погас! И, похоже, не только этот: свет отключился в этой части города. Начинает образовываться где третий, где четвертый ряд, а попутные подпирают сзади. Всё, ехать некуда! Постояли несколько минут, начали накаляться под жарким южным солнышком. И вот кто-то посигналил. А все остальные ка-ак поддержали! Сотни звуковых сигналов одновременно – это мощно! Да, молодцы, нашли выход! А я заржал, если честно.
Интересно, они разъехались, или до сих пор там в пробке стоят?
Турция. Только что проехали границу Греция – Турция. Новая страна, поэтому еду аккуратно, стараясь понять особенности дорожного движения. Да еще и ремонт дороги: знаки, конусы, иногда – отсутствие асфальта. Вдруг нас, как стоящих, обгоняет турецкий автомобиль, лихо вписываясь в промежуток между конусами, возвращается в свою полосу и скрывается из виду. О! Что, так можно? Мне начинает нравиться Турция! Проехал медленно еще несколько километров (может, в каких-нибудь кустах полиция спряталась? Но нет. Похоже, прятаться в кустах – это свойство только нашей полиции). А потом поехал, как всегда. Догнал того турка, который нас обгонял, и повторил его маневр. Чуть позже еще раз встретились с ним на заправке.
— Куда вы так гоните? – спрашивает.
— Домой хотим.
— А откуда едете?
— Из Европы возвращаемся. А ты где так хорошо по-русски научился разговаривать?
— А у меня жена русская. И в России мы с ней часто бываем.
— Отлично! Подскажи, где купить наклейку для оплаты дорог? Скоро «платники» начнутся, а спросить не у кого: кроме турецкого, других языков тут никто не понимают. Сейчас вот еле объяснил заправщику, что мне нужно и сколько литров.
— А у вас что, нет наклейки? – в глазах турка – неподдельный ужас.
— Да откуда? Только въехали в Турцию.
— На больших заправках спрашивайте.
На больших заправках слова «стикер» и «pay for the road», дополненные выразительной жестикуляцией, никакого понимания не вызвали: все отрицательно машут головой или пожимают плечами. То ли нет у них стикеров, то ли мы недостаточно красноречивы. Вот уже и платная дорога началась. Иногда звенит какая-то сигнализация, когда мы проезжаем через пункты оплаты (чаще – не звенит). Но ехать можно: шлагбаумы не закрываются, никто к нам не выбегает, грудью дорогу не перегораживает. Доехали до очередной большой заправки, уже неподалеку от Стамбула. Тут нам повезло: один из работников заправки немного знает русский.
— А у вас что, нет наклейки? – в глазах этого турка – тоже неподдельный ужас.
— Нет.
— Тогда вам надо вернуться километров на двадцать назад. А там – ищите ЩЕЛЬ…
Стоим с Нат, смотрим друг на друга, глупо улыбаемся. Он нас только что послал? Да нет, непохоже: глаза добрые, лицо озабоченное. Тогда — какая щель? Зачем нам щель?
Видя наше недоумение, турок уточнил: «Заправка ЩЕЛЬ». А-а, вот оно что! Он хотел сказать: «Ищите заправку Shell». А с его акцентом получилось так, что мы чего только ни подумали… Спросив, будет ли еще ЩЕЛЬ в попутном направлении и получив утвердительный ответ, с хохотом вывалились на улицу. «Странный народ эти русские» — было написано на лице у турка.
Если есть ЩЕЛЬ впереди, то надо к ней стремиться!
Возвращаться не стали: впереди многомиллионный Стамбул, половину которого надо проехать сегодня, чтобы хоть краем глаза взглянуть на старый город (получилось взглянуть на Айя-Софию и Голубую мечеть). Да еще найти, где переночевать. А машин и мотоциклов в Стамбуле – тоже миллионы, и движение плотненькое. Пока прикидываешь, пролезешь ли со своими баулами между машин, между тобой и этими машинами успевает прошмыгнуть пара легких скутеров. Порадовало то, что к двухколесным тут все привычны, и резких движений обычно не делают.
На следующий день платная дорога кончилась быстрее, чем мы нашли ЩЕЛЬ. Ну и ладно, а то на заправках уже устали объяснять (безрезультатно), что нам нужно. Беспокоило только, что будет на границе. А зря беспокоило: из Турции нас выпустили без проблем.
И вот уже, широко улыбаясь, отдаю паспорта грузинскому пограничнику.
— Здравствуйте!
— А, здравствуй, Дэнис! – с характерным грузинским акцентом. Ну и что, что с акцентом! Зато он меня понимает, а я — его. После трех дней, когда тебя никто не понимает, это дорогого стоит!
То был, пожалуй, первый в нашей жизни пограничник, которому мы были рады.
Турцию мы проезжали в священный для мусульман месяц Рамадан. Днем поесть – проблема. Кафешки не работают, в них не убирают, на столах демонстративный беспорядок. И спросить не у кого. Никто не говорит ни на каком языке, кроме турецкого. А Турция длинная! Мы три дня по ней ехали, и есть иногда очень хотелось. Все же догадались, что надо, как у нас, останавливаться там, где много фур. Это работает и в Турции! Еду нашли. Только вот как объяснить, что мы хотим…
Долго и невозмутимо глядел на нас старый турок. Смотрел, как мы что-то пытаемся сказать ему жестами, слушал слова на непонятных ему языках. Потом небрежно махнул рукой в сторону столика. Мы сели. Интересно, он хоть что-нибудь понял? Да всё он понял! Понял, что мы хотим есть, и что нас двое. Принес салат из свежих овощей, тушеные овощи, мясо, и, наверное, полведра хлеба:
После того, как мы почти со всем справились (кроме хлеба, конечно), был чай и какие-то турецкие сладости. Вкусно! Нат – любитель овощей, а я мясо съел с удовольствием. Угадал турок! Видно, что не первый год тут работает. Лишних денег не взял. Написал на бумажке сумму, получил деньги и сразу отсчитал сдачу. Про чаевые в нетуристической части Турции ничего не знают.
На следующий день, уже перед Грузией, ситуация повторилась, только турок было двое (отец и сын, по-видимому). Мимика, жесты, русские и английские слова, непонимание, предложение сесть за столик, и — вкусный обед! Но несколько лишних лир мне вручить удалось. Это были наши извинения за ту лужу, которая с нас натекла, причем не только под наш столик, но и под столики других посетителей (дождь мочил нас в ту поездку нещадно, иногда не прекращаясь днями). Молодой турок чаевые взял с радостью, а тот, что постарше, посмотрел неодобрительно и на молодого, и на меня. Думаю, мне он вот что хотел сказать: «Дурак! Тут торговаться надо, а ты лишнее даешь!» Восток!
Чем отличается массовый туризм от просто туризма? Тем же, например, чем подъем на западную вершину Эльбруса отличается от подъема на восточную. Высота западной – 5642 метра, ей «повезло» быть самой высокой вершиной Европы и России. Туда все и лезут. Идти в толпе трудно, обгонять толпу по снегу тоже нелегко, а на вершине особо делать нечего. «Мала-адой человек, а сфотографируйте нас!», или «А Вы не могли бы в сторону отойти, а то съемке мешаете». Восточная вершина всего на два десятка метров ниже, но сюда мало кто ходит. Здесь можно посидеть в тишине, повернувшись задом (чтобы не видеть) к «покорителям» западной вершины, похожим отсюда на цепочку муравьев. Всмотревшись в очертания Главного Кавказского хребта, найти знакомые горы. Полюбоваться красотой вокруг и удивиться мыслям, которые только что пришли тебе в голову. Вот ЭТО запомнится надолго, впечатается в память так, что любая фотография покажется карикатурой. А потом, когда начнешь мерзнуть, налить себе чаю из термоса (ну, или что там плещется во фляжке), сказать «Спасибо!» горе за то, что пустила, и не спеша начать спускаться. Здесь – то, ради чего люди ходят в горы, на западной вершине – селфи на фоне горы. Здесь – стремление увидеть мир по-другому и попытаться лучше его понять, там – бесполезная трата времени. Здесь – туризм, там – массовый туризм.
Так вот. Хорошо было в Грузии, когда она еще не была туристической. Вот, смотрите:
Время – конец августа. На фотках – Тбилиси и мы в Тбилиси (а не — мы на фоне толпы каких-то людей). Машин немного, людей – тоже (сдается мне, что в этом году их будет еще меньше, но это уже совсем другая история). И местные были другими. Чаще – приветливы и общительны, но и пару недобрых взглядов я заметил (и это – нормально). Они были самими собой. А потом приняли (или смирились?) правила игры, и начали на туристах зарабатывать. Они не стали менее приветливыми и общительными, даже наоборот. Туристы довольны, их всё больше. А вот главное исчезло. Душевность исчезла. Тогда ты был для них гость, сейчас – кошелек.
Ехали мы в Тбилиси на пару дней, а так понравилась Грузия, что решили съездить еще куда-нибудь. Побывали в Боржоми и Батуми. В Батуми нам рассказали о красивом селе в горах Сванетии на высоте 2200 метров: «Если вы любите горы, то вам туда». Так мы оказались в Ушгули.
В это село есть две дороги: через Лентехи и через Местия, и обе очень красивые. Через Местия попроще будет. Мы ехали туда — через Лентехи, обратно — через Местия.
Остановились посреди села. Увидели грузина, который вышел зачем-то из дома.
— А подскажи, может знаешь, есть тут хорошее место, где палатку можно поставить?
— Знаю. Здесь можно, — и показывает на травку возле дома.
Мамука. Родом из Ушгули, живет в Тбилиси. В Ушгули построил дом, и собирается его использовать как минигостиницу. Когда мы бродили по селу, нас часто спрашивали, где мы остановились. Мы отвечали, что у Мамуки, и каждый раз слышали радостное: «О! Мамука приехал?!» А потом эти люди «случайно» оказывались возле дома Мамуки, не могли пройти мимо, заходили, радовались жизни, закусывали, разговаривали, пели песни, уходили (иногда — не уходили); им на смену приходили другие люди. Мамука держался стойко.
Самыми частыми гостями были Джони и Яша. Джони местный. А Яша, грузин по национальности, большую часть жизни прожил в Абхазии. В Ушгули его привез Джони. Встретились они, когда Джони возвращался на машине в Ушгули, а Яша шел куда-то в горы, чуть не плача. Было это в 2008 году… Яша в Ушгули так и остался. Заработать на жизнь тут тоже можно (покосом травы, уходом за скотиной и т.д.). Не жалуется.
Есть у меня пара их фоток. Выкладывать не буду, извините. И не только потому, что фотографии людей нехорошо выкладывать без их согласия. «Что за три колдыря?» — скажете вы. А мы на эти фотки смотрим с улыбкой, и сразу теплые, душевные воспоминания возникают и об этих людях, и об этой поездке.
Мамука, Джони, Яша… Лишь на третий день получилось от них уехать. Иногда думаю: может, стоило рискнуть и еще на денек остаться?
В каждом путешествии дорога знакомит нас со множеством хороших людей. Встречи с ними бывают гораздо интереснее некоторых достопримечательностей («Достали меня твои примечательности!» — это я как-то Нат), и делают неповторимым и запоминающимся всё путешествие. Сначала мы думали, что на хороших людей нам просто везет. Но не может же везти много лет подряд и в разных странах! А потом поняли, что хороших людей гораздо — в разы — больше, чем плохих.
Всё! А я предупреждал, что ни о чем!
Здоровья вам и вашим близким! Будут у нас ещё путешествия!
Под катом — много букв и мало фоток. Вряд ли вы найдете там полезную информацию для ваших будущих путешествий. Там просто истории, которые случались со мной и с Нат в дороге (не всегда на мотоцикле) в разное время, и немного мыслей вслух. В общем, ни о чём. Прошу!
Быстрый ездок
Замечали, что стиль вождения сильно зависит от места обитания водителей? Я тоже, и со временем в голове сложился такой… список, что ли, регионов, от автомобилей которых лучше держаться подальше. Номер один в этом списке – республики Северного Кавказа, номер два – Ростов-на-Дону. Никого не хочу обидеть и спорить ни с кем на эту тему не буду. Это МОЙ список. Возможно, Вы – просто идеальный водитель из этих мест. А, может быть, и я со своими 26-ми номерами кому-то кажусь отморозком. Только вот если мигание светом и звуковой сигнал не помогают «согнать» авто из левого ряда в свободный правый, то номера на этом авто чаще всего оказываются 61-ми, ростовскими. В таком случае он не подвинется, объезжаю справа. А как в Ростове любят сигналить, когда чуть замешкаешься на перекрестке, пытаясь понять, куда ехать и кого надо пропустить — песня!
Едем в сторону моря. Между Невинномысском и Армавиром дорога сужается и становится трехполосной. Средняя полоса – для обгона, она отделена от крайних то прерывистой, то сплошной разметкой поочередно. Полосы широкие, на мотоцикле позволяют обгонять, не выезжая за сплошную. Так и еду 130 — 140, почти не сбрасывая скорости. И вдруг дорогу нам преграждает зад легковушки. Подвигаться не хочет. Ладно, доехал до прерывистой, обогнал и поехал дальше. Смотрю в зеркала – летит эта легковушка, нарушая всё, что можно, и вклинивается между машинами впереди меня. Всё, вроде бы полегчало человеку. Но нам-то ехать надо, поэтому пытаюсь обогнать его еще раз, а он не хочет: я влево, и он – влево, я вправо, и он – туда же. Обогнал, конечно, постучал по шлему кулаком, мол: «Ты чё творишь?» Тут светофор перед Армавиром, останавливаюсь на красный. Подъезжает уже надоевшая мне машина, становится рядом. Номера ростовские. За рулем — водитель родом из одной северокавказской республики. Всё, как я люблю. Он опускает стекло, я поднимаю визор. Он говорит (с акцентом):
— Я тоже быстро еду!
А, вот оно что!
— Ты мешаешь! Если бы ты обогнал и уехал – попутного ветра! А так — ты обогнал, и мешаешь!
На зеленом расстались. Больше он не обгонял.
Дагестанский светофор
Движение в Махачкале способно довести до инфаркта неместных водителей. Красный свет ничего не значит: для кого-то он может быть «почти» зеленым или «еще» зеленым. Указатели поворотов? Не всегда (иногда не в ту сторону). Пропустят ли вас там, где должны пропустить? Не факт. Зато могут пропустить, где не должны, если вам туда НАДО. Зависит от широты души других водителей.
— Как вы тут ездите? — спросил я кого-то из местных.
— Нормально, — был ответ. – А вот мне по Москве страшно ездить.
— По Москве? Почему?
— В Москве все правила знают, а мы не знаем. Здесь любой и в любую секунду может поехать туда, куда ему надо, а не по правилам. Движение из-за этого хаотичное, но медленное, и мы к нему привыкли. А вот в Москве все быстро ездят (по правилам), потому мне там и неуютно…
Как-то наблюдал такую картину. Лето, жара, плотное движение. К перекрестку со всех сторон подъезжают машины. Стоят те, кому красный, въезжают на перекресток те, кому зеленый. Выехать не могут: за перекрестком пробка. И тут – светофор погас! И, похоже, не только этот: свет отключился в этой части города. Начинает образовываться где третий, где четвертый ряд, а попутные подпирают сзади. Всё, ехать некуда! Постояли несколько минут, начали накаляться под жарким южным солнышком. И вот кто-то посигналил. А все остальные ка-ак поддержали! Сотни звуковых сигналов одновременно – это мощно! Да, молодцы, нашли выход! А я заржал, если честно.
Интересно, они разъехались, или до сих пор там в пробке стоят?
О турецком акценте, или ищите щель
Турция. Только что проехали границу Греция – Турция. Новая страна, поэтому еду аккуратно, стараясь понять особенности дорожного движения. Да еще и ремонт дороги: знаки, конусы, иногда – отсутствие асфальта. Вдруг нас, как стоящих, обгоняет турецкий автомобиль, лихо вписываясь в промежуток между конусами, возвращается в свою полосу и скрывается из виду. О! Что, так можно? Мне начинает нравиться Турция! Проехал медленно еще несколько километров (может, в каких-нибудь кустах полиция спряталась? Но нет. Похоже, прятаться в кустах – это свойство только нашей полиции). А потом поехал, как всегда. Догнал того турка, который нас обгонял, и повторил его маневр. Чуть позже еще раз встретились с ним на заправке.
— Куда вы так гоните? – спрашивает.
— Домой хотим.
— А откуда едете?
— Из Европы возвращаемся. А ты где так хорошо по-русски научился разговаривать?
— А у меня жена русская. И в России мы с ней часто бываем.
— Отлично! Подскажи, где купить наклейку для оплаты дорог? Скоро «платники» начнутся, а спросить не у кого: кроме турецкого, других языков тут никто не понимают. Сейчас вот еле объяснил заправщику, что мне нужно и сколько литров.
— А у вас что, нет наклейки? – в глазах турка – неподдельный ужас.
— Да откуда? Только въехали в Турцию.
— На больших заправках спрашивайте.
На больших заправках слова «стикер» и «pay for the road», дополненные выразительной жестикуляцией, никакого понимания не вызвали: все отрицательно машут головой или пожимают плечами. То ли нет у них стикеров, то ли мы недостаточно красноречивы. Вот уже и платная дорога началась. Иногда звенит какая-то сигнализация, когда мы проезжаем через пункты оплаты (чаще – не звенит). Но ехать можно: шлагбаумы не закрываются, никто к нам не выбегает, грудью дорогу не перегораживает. Доехали до очередной большой заправки, уже неподалеку от Стамбула. Тут нам повезло: один из работников заправки немного знает русский.
— А у вас что, нет наклейки? – в глазах этого турка – тоже неподдельный ужас.
— Нет.
— Тогда вам надо вернуться километров на двадцать назад. А там – ищите ЩЕЛЬ…
Стоим с Нат, смотрим друг на друга, глупо улыбаемся. Он нас только что послал? Да нет, непохоже: глаза добрые, лицо озабоченное. Тогда — какая щель? Зачем нам щель?
Видя наше недоумение, турок уточнил: «Заправка ЩЕЛЬ». А-а, вот оно что! Он хотел сказать: «Ищите заправку Shell». А с его акцентом получилось так, что мы чего только ни подумали… Спросив, будет ли еще ЩЕЛЬ в попутном направлении и получив утвердительный ответ, с хохотом вывалились на улицу. «Странный народ эти русские» — было написано на лице у турка.
Если есть ЩЕЛЬ впереди, то надо к ней стремиться!
Возвращаться не стали: впереди многомиллионный Стамбул, половину которого надо проехать сегодня, чтобы хоть краем глаза взглянуть на старый город (получилось взглянуть на Айя-Софию и Голубую мечеть). Да еще найти, где переночевать. А машин и мотоциклов в Стамбуле – тоже миллионы, и движение плотненькое. Пока прикидываешь, пролезешь ли со своими баулами между машин, между тобой и этими машинами успевает прошмыгнуть пара легких скутеров. Порадовало то, что к двухколесным тут все привычны, и резких движений обычно не делают.
На следующий день платная дорога кончилась быстрее, чем мы нашли ЩЕЛЬ. Ну и ладно, а то на заправках уже устали объяснять (безрезультатно), что нам нужно. Беспокоило только, что будет на границе. А зря беспокоило: из Турции нас выпустили без проблем.
И вот уже, широко улыбаясь, отдаю паспорта грузинскому пограничнику.
— Здравствуйте!
— А, здравствуй, Дэнис! – с характерным грузинским акцентом. Ну и что, что с акцентом! Зато он меня понимает, а я — его. После трех дней, когда тебя никто не понимает, это дорогого стоит!
То был, пожалуй, первый в нашей жизни пограничник, которому мы были рады.
Еще про Турцию
Турцию мы проезжали в священный для мусульман месяц Рамадан. Днем поесть – проблема. Кафешки не работают, в них не убирают, на столах демонстративный беспорядок. И спросить не у кого. Никто не говорит ни на каком языке, кроме турецкого. А Турция длинная! Мы три дня по ней ехали, и есть иногда очень хотелось. Все же догадались, что надо, как у нас, останавливаться там, где много фур. Это работает и в Турции! Еду нашли. Только вот как объяснить, что мы хотим…
Долго и невозмутимо глядел на нас старый турок. Смотрел, как мы что-то пытаемся сказать ему жестами, слушал слова на непонятных ему языках. Потом небрежно махнул рукой в сторону столика. Мы сели. Интересно, он хоть что-нибудь понял? Да всё он понял! Понял, что мы хотим есть, и что нас двое. Принес салат из свежих овощей, тушеные овощи, мясо, и, наверное, полведра хлеба:
После того, как мы почти со всем справились (кроме хлеба, конечно), был чай и какие-то турецкие сладости. Вкусно! Нат – любитель овощей, а я мясо съел с удовольствием. Угадал турок! Видно, что не первый год тут работает. Лишних денег не взял. Написал на бумажке сумму, получил деньги и сразу отсчитал сдачу. Про чаевые в нетуристической части Турции ничего не знают.
На следующий день, уже перед Грузией, ситуация повторилась, только турок было двое (отец и сын, по-видимому). Мимика, жесты, русские и английские слова, непонимание, предложение сесть за столик, и — вкусный обед! Но несколько лишних лир мне вручить удалось. Это были наши извинения за ту лужу, которая с нас натекла, причем не только под наш столик, но и под столики других посетителей (дождь мочил нас в ту поездку нещадно, иногда не прекращаясь днями). Молодой турок чаевые взял с радостью, а тот, что постарше, посмотрел неодобрительно и на молодого, и на меня. Думаю, мне он вот что хотел сказать: «Дурак! Тут торговаться надо, а ты лишнее даешь!» Восток!
Грузия без туристов
Чем отличается массовый туризм от просто туризма? Тем же, например, чем подъем на западную вершину Эльбруса отличается от подъема на восточную. Высота западной – 5642 метра, ей «повезло» быть самой высокой вершиной Европы и России. Туда все и лезут. Идти в толпе трудно, обгонять толпу по снегу тоже нелегко, а на вершине особо делать нечего. «Мала-адой человек, а сфотографируйте нас!», или «А Вы не могли бы в сторону отойти, а то съемке мешаете». Восточная вершина всего на два десятка метров ниже, но сюда мало кто ходит. Здесь можно посидеть в тишине, повернувшись задом (чтобы не видеть) к «покорителям» западной вершины, похожим отсюда на цепочку муравьев. Всмотревшись в очертания Главного Кавказского хребта, найти знакомые горы. Полюбоваться красотой вокруг и удивиться мыслям, которые только что пришли тебе в голову. Вот ЭТО запомнится надолго, впечатается в память так, что любая фотография покажется карикатурой. А потом, когда начнешь мерзнуть, налить себе чаю из термоса (ну, или что там плещется во фляжке), сказать «Спасибо!» горе за то, что пустила, и не спеша начать спускаться. Здесь – то, ради чего люди ходят в горы, на западной вершине – селфи на фоне горы. Здесь – стремление увидеть мир по-другому и попытаться лучше его понять, там – бесполезная трата времени. Здесь – туризм, там – массовый туризм.
Так вот. Хорошо было в Грузии, когда она еще не была туристической. Вот, смотрите:
Время – конец августа. На фотках – Тбилиси и мы в Тбилиси (а не — мы на фоне толпы каких-то людей). Машин немного, людей – тоже (сдается мне, что в этом году их будет еще меньше, но это уже совсем другая история). И местные были другими. Чаще – приветливы и общительны, но и пару недобрых взглядов я заметил (и это – нормально). Они были самими собой. А потом приняли (или смирились?) правила игры, и начали на туристах зарабатывать. Они не стали менее приветливыми и общительными, даже наоборот. Туристы довольны, их всё больше. А вот главное исчезло. Душевность исчезла. Тогда ты был для них гость, сейчас – кошелек.
Ехали мы в Тбилиси на пару дней, а так понравилась Грузия, что решили съездить еще куда-нибудь. Побывали в Боржоми и Батуми. В Батуми нам рассказали о красивом селе в горах Сванетии на высоте 2200 метров: «Если вы любите горы, то вам туда». Так мы оказались в Ушгули.
В это село есть две дороги: через Лентехи и через Местия, и обе очень красивые. Через Местия попроще будет. Мы ехали туда — через Лентехи, обратно — через Местия.
Остановились посреди села. Увидели грузина, который вышел зачем-то из дома.
— А подскажи, может знаешь, есть тут хорошее место, где палатку можно поставить?
— Знаю. Здесь можно, — и показывает на травку возле дома.
Мамука. Родом из Ушгули, живет в Тбилиси. В Ушгули построил дом, и собирается его использовать как минигостиницу. Когда мы бродили по селу, нас часто спрашивали, где мы остановились. Мы отвечали, что у Мамуки, и каждый раз слышали радостное: «О! Мамука приехал?!» А потом эти люди «случайно» оказывались возле дома Мамуки, не могли пройти мимо, заходили, радовались жизни, закусывали, разговаривали, пели песни, уходили (иногда — не уходили); им на смену приходили другие люди. Мамука держался стойко.
Самыми частыми гостями были Джони и Яша. Джони местный. А Яша, грузин по национальности, большую часть жизни прожил в Абхазии. В Ушгули его привез Джони. Встретились они, когда Джони возвращался на машине в Ушгули, а Яша шел куда-то в горы, чуть не плача. Было это в 2008 году… Яша в Ушгули так и остался. Заработать на жизнь тут тоже можно (покосом травы, уходом за скотиной и т.д.). Не жалуется.
Есть у меня пара их фоток. Выкладывать не буду, извините. И не только потому, что фотографии людей нехорошо выкладывать без их согласия. «Что за три колдыря?» — скажете вы. А мы на эти фотки смотрим с улыбкой, и сразу теплые, душевные воспоминания возникают и об этих людях, и об этой поездке.
Мамука, Джони, Яша… Лишь на третий день получилось от них уехать. Иногда думаю: может, стоило рискнуть и еще на денек остаться?
В каждом путешествии дорога знакомит нас со множеством хороших людей. Встречи с ними бывают гораздо интереснее некоторых достопримечательностей («Достали меня твои примечательности!» — это я как-то Нат), и делают неповторимым и запоминающимся всё путешествие. Сначала мы думали, что на хороших людей нам просто везет. Но не может же везти много лет подряд и в разных странах! А потом поняли, что хороших людей гораздо — в разы — больше, чем плохих.
Всё! А я предупреждал, что ни о чем!
Здоровья вам и вашим близким! Будут у нас ещё путешествия!
- den_ferum
- Денис
- 2 апреля 2020 в 1:11
- 2
- ?
Когда автор описывает Махачкалу, мне вспоминается Таиланд. Много раз там был, но всегда опасался брать машину или скутер, потому что со стороны на дорогах хаос. В последний раз взял машину, влился в поток, и оказалось, что если понять принципы движения, то ездить очень легко и приятно. Да, правил в нашем понимании никто практически не соблюдает. Но своя логика есть, она ближе к природе, что ли. Смог залезть — молодец, пропускать специально никто не будет. Зато не злятся, движение неторопливое, просто ползи, куда тебе надо :). Приехал домой в Красноярск, и понял что в Азии было хорошо в смысле дорожного движения. Тут, в основном, правила соблюдают, но злые все, строгие такие, обсигналят, наорут и вообще, все как-то не душевно.
Так что я понимаю, о чем говорил махачкалинец.
Так что я понимаю, о чем говорил махачкалинец.
- IgorLebedev
- 2 апреля 2020 в 15:03
- ↓
Спасибо автор +1
Почитал с удовольствием. Одноликие статьи о поездках уже приелись, а тут нечто другое — душевно так, собственная аналитика от интересного человека.
Ровных дорог и долгих солнечных дней вам в радость )
Почитал с удовольствием. Одноликие статьи о поездках уже приелись, а тут нечто другое — душевно так, собственная аналитика от интересного человека.
Ровных дорог и долгих солнечных дней вам в радость )
- Paladin33rus
- 2 апреля 2020 в 22:37
- ↓
Отличная публикация вышла! Плут Вы Дэнис, и скромник несносный! :)
здесь был ататат
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (20)
RSS свернуть / развернуть