Проект продается, 60 000 USD [email protected]
Путешествия
  • Пробег для публикации поста в сообщество: 15.00 км
  • Читателей: 4285 | Постов: 2493

Данный блог создан для публикации рассказов, фото и видео отчетов о путешествиях на любой мототехнике.

Путешествия → Страна под названием север. Август 2019 Часть №2

Пятый день. Полуостров Рыбачий.

Полуостров Рыбачий расположен на самой северной европейской части нашей страны. Он находится в Мурманской области, на Лапландском берегу Северного Ледовитого океана. Состоит он из двух частей, собственно Рыбачьего полуострова и полуострова Среднего. Они соединены перешейком, длина которого достигает примерно 1 км. Эти полуострова соединены с материком другим перешейком, длина которого составляет около 2 км. Длина Рыбачьего полуострова от мыса Гордеева до мыса Немецкого составляет около 60 км, ширина в северо-западном конце достигает до 10 км, а в юго-восточном до 25 км.

«Воспетый в песнях и стихах, омытый солеными водами Северного Ледовитого океана, каменным исполином стоит он у входа в Кольский залив. Глазами маяков встречает и провожает суда, укрывает в бухтах моряков от шторма.
Полуостров Рыбачий — историческое место. Здесь имеются памятники различных периодов и наскальные рисунки раннего каменного века.
Рыбачий не одинок. Рядом „братишка“ — полуостров Средний. Пуповиной перешейков соединяет он Рыбачий с матерью-землей. Нелегкая судьба досталась полуостровам.
Около восьми тысяч лет появился на их скалах первый человек. Морские рыцари удачи — викинги — оставили в районе Зубовской губы еле приметные холмики могил, поморы — кресты и незамысловатые фундаменты времянок первых рыболовных артелей, колонизаторы края — русские, норвежцы, финны — остатки факторий и жиротопных заводиков и захоронения в районе Вайды и Цып-Наволока»
Фрагмент из рассказа Михаила Григорьевича Орешета «Осиротевшие берега».


Большое Озерко

«Поселок Озерко — типичное дитя эпохи „холодной войны“, времени, когда в количестве и качестве танков, самолетов, ракет соревновались две системы. В результате по обе стороны океана вырастали все новые и новые военные гарнизоны, порой расположенные там, где Макар телят не пас. В пятидесятые годы американцы стали отрабатывать варианты воздушного нападения на СССР. У них появились самолеты соответствующих типов с ракетным вооружением. Наша сторона ответила изобретением новейших по тому времени зенитно-ракетных комплексов. Противовоздушная оборона стала отдельным родом войск. На Кольском полуострове к 1 февраля 1957 года был сформирован корпус ПВО.
То, что было грозой для блока НАТО в шестидесятые, перешло в разряд исторических экспонатов в девяностые. За годы существования зенитно-ракетные комплексы, находящиеся на Среднем и Рыбачьем, устарели морально и тактически. В конце восьмидесятых — начале девяностых годов их стали сокращать. Осенью 1994 года последняя группа солдат и офицеров покинула поселок Озерко. Наступил период погрома всего, что с таким трудом создавалось годами. В это время проявились худшие черты нашего национального характера — брать все, что плохо лежит, бить то, что не унести» М.Г Орешета


Основной целью сегодняшнего дня был маяк, который расположен на мысе Немецкий.
Мыс является самой северной континентальной точкой Европейской части России – край земли. Вот к нему то и направился первым делом.
Кофры оставил на турбазе, с собой только канистры с топливом, инструмент и рюкзак с фотоаппаратурой.



Обо всем по порядку. Дороги, а точнее сказать поверхность полуострова это укатанная, ухабистая грунтовка, чередующаяся с камнями, зачастую и вовсе переходящая в каменистые тропинки. Иногда дорога обрывалась, смешиваясь с тундрой и валунами, через которые пешком-то было бы не так просто идти, про мотоцикл речь даже не шла, фрагментами попадались даже «скоростные» участки грунтовки.

Броды, им хотел бы посвятить отдельный абзац. Полуостров Рыбачий количеством и разнообразием бродов мне кажется может удовлетворить любого, даже самого искушенного мототуриста: с чистой водой, с грязной водой, узкие, широкие, с каменистым дном, с глиняным дном, мелкие, глубокие. Выбирай любой — попробовал каждый из них.
Броды проходятся очень аккуратно, мутная вода может скрывать неприятные сюрпризы в виде камней, а в прозрачной воде иногда бывало сложно на глаз определить истинную глубину.





Примерно так и прошел весь пятый день этого мотопутешествия.

Еще за завтраком завязался разговор с одним из постояльцев турбазы, именно по его рекомендации решил заехать на мыс Кекурский. Забегая немного вперед скажу, что это одно из самых красивых мест полуострова.

Берега полуострова состоят из черных сланцевых скал, над которыми внутри полуострова расположены невысокие холмы и горы.
Не доезжая до мыса скатываемся по тундре к побережью.





Ты стоишь на берегу, у самого края земли, дальше только многовековая бесконечная пучина Северного Ледовитого океана и Северный полюс. Только от осознания этого всего начинает кружиться голова. Ни одной мысли. Слова невозможно связать во внятные предложения. Ветер, шум океана и соленые брызги разноцветных набегающих волн, которые с грохотом разбиваются о дикие скалистые берега. Внутри тебя будто происходит мощнейший взрыв, после которого твоя собственная планета должна будет обязательно возродиться заново.
Именно в этот момент приходит осознание того, что пройденные под дождем две тысячи километров до Мурманска, замерзшие и сжатые в кулак при управлении мотоциклом руки, намокшие по колено в десятках бродов ноги, да и любые другие сложности пути стоили только одного этого момента.
Очень сильные эмоции, и очень атмосферный момент, который будет всплывать в памяти каждый раз, когда речь будет заходить об этой поездке.



С побережья мыса Кекурский видна следующая, и основная цель — маяк. Двигаемся вдоль берега.



Заброшенный на берегу океана рыболовецкий баркас, который по праву можно считать современной визитной карточкой полуострова, и одновременно памятником пьянству и разгильдяйству. В 2016 году был сильный шторм, команда напилась и не смогла нормально зашвартовать рыболовецкое судно, в результате чего его выбросило на мель и пробило корпус. С тех пор его два раза пытались оттуда вытащить, но стоимость операции превышала остаточную стоимость судна, поэтому его решили бросить. Теперь этот баркас обрёл покой в Вайда-губе.
*Всем членам экипажа удалось спастись.



За маяком дорога заканчивается. Повторюсь, что после красоты и непередаваемой атмосферы мыса Кекурского, мыс Немецкий стал просто стратегической точкой путешествия — добрался до самого северного континентального края Европейской части нашей страны.

Обратная дорога до турбазы вывела на относительно небольшой береговой песчаный участок, который в данное время суток оказался линией отлива.
Планета дышит. В период отлива вода отступает по уровню примерно на один метр, обнажая песчаное дно океана.
Воистину, чертовски был прав тот, кто сказал, что первые сорок лет детства у мужчины самые сложные. Это действительно так.
По линии отлива носились как ненормальные забыв про время, и про резерв бензина.





Накатались, насмотрелись, нафотографировались, навпечатлялись. Довольные, счастливые и промокшие вернулись на турбазу.



Шестой день. Дорога в сторону дома.

Завтрак, сбор лагеря (ночь провели в палатках на берегу Мотовского залива) и потихоньку начали движения в сторону цивилизации.
Я испытывал на прочность север, север испытывал меня, и вместе мы испытывали мой мотоцикл Honda Varadero XL1000. Север оказался прочнее.
На обратном пути вишенкой на торте оказался пробитый в одном из бродов поддон двигателя, и вытекшее из него моторное масло. Тундра. До цивилизации около 150км. Ситуация: «Конец простой, пришел тягач, и там был трос, и там был врач, и МАЗ попал, куда положено ему»©
Выручили, нет, даже не выручили, а спасли меня в итоге Выборгские ребята на уазах, вылезшие минут через двадцать из соседнего брода, у них оказалась спасительная холодная сварка poxipol.
Пока занимался с мотоциклом, разговорился с пилотом одного из внедорожников. После всех моих слов благодарности водитель уазика с улыбкой сказал: здесь, на севере, цена бездействия может быть человеческая жизнь – помогать обязательно надо.
«Зажмурившись» аккуратно покатил на том уровне масла, что остался в двигателе. По пути остановил встречного джипера спросить про моторное масло. Парень покопавшись в багажнике достал полную канистру, и не принимая никаких финансовых благодарностей отдал со словами — заливай сколько тебе потребуется. Пожали руки и разъехались. Так на заклеенном моторе и докатился до дома.

Заключительная часть.

В силу разных причин и обстоятельств принял решение возвращаться в одиночку. В очередной и заключительный раз для себя понял, что далеко не командный я игрок.

На обратном пути закатился в Карельский поселок Рабочеостровск, место, где в 2006 году снимали фильм Павла Лунгина «Остров».



Карелия провожала синим небом и температурой + 16 градусов. Дальше была ночевка под Петрозаводском, следующим днем добрался до Санкт-Петербурга, который побаловал солнечной погодой и температурой +20 +23. Разместился у своих друзей-мотоциклистов. Прокатились по Питеру, посмотрели разводные мосты, поделились планами на следующий сезон. На этом и завершили ночную прогулку по городу. Несколько часов сна, и снова в дорогу. По счастливому стечению обстоятельств, утром следующего дня мои друзья собирались начать свое мотопутешествие в сторону Волгограда. Вот так вот получилось, что кто-то завершал маршрут, а кто-то только выкатывался на свой. В итоге прокатились вместе от Санкт-Петербурга до Москвы.

С технической стороны поездка оказалась достаточно показательной, и более, чем убедительной. Необходимо было добраться до самой северной континентальной Европейской точки России, чтобы окончательно понять, что для более-менее серьёзного бездорожья мой мотоцикл абсолютно не подходит. Это большой, тяжёлый и очень выносливый «паркетник», на котором иногда можно съезжать с асфальта.
В любом случае запланированный маршрут почти весь пройден, до ключевых точек не смотря на некоторые затруднения добраться всё-таки удалось. Старый, добрый японский мотоцикл пыхтел, скрипел, но тащил. Honda Varadero благополучно вернулась в гараж, оставив позади около 5000 тысяч северных километров, честно намотанных на свои колёса.

Спасибо, что дочитали!
  • varaderovaradero
  • Марк
  • 6 октября 2019 в 8:21
  • 3
  • ?

Комментарии (4)

RSS свернуть / развернуть
+1
dimas68ok
Одних бахил озк не хватит, для глубины бродов?
0
varadero
В этой поездке хватило бы таких бахил вполне. Каждый сезон разный уровень воды на полуострове.
+2
sky_sonya
про океан. У меня такой же вынос мозга был на берегу Тихого на Камчатке… словами это не передать…
0
varadero
Ага, верно! Словами сложно передать это все) Только смотреть, вдыхать, впитывать и запоминать)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Путешествия, Страна под названием север. Август 2019 Часть №2