Блог им. Aggregator → RuMotoAggregator | Объяснительная по Trail Braking + ответы экспертов + дисклеймер
Предыдущее видео от CanyonChasers про повороты под уклон многих зрителей ввело в замешательство. А поскольку я, переведя такое видео, взял на себя определенные обязательства, то надо было разъяснить, чтобы не смущать и не путать зрителей.
Если кратко — то новая концепция (Trail Braking) пытается занять место под солнцем, подвинув существующую (тормозим до поворота, сам поворот проходим на ровном газу). Базовые установки у этих двух концепций весьма разные, что очень путает людей.
Также я попросил помочь экспертов (Роман «Ромс» Юринов (мотошкола Мотавр + Мотодвижуха Ромса), Виктор Потапенко (мотошкола Motostudy) и Андрей Бодров (Mr. Puff + Motocontrol), поскольку сам не обладаю нужной квалификацией, чтобы судить, что хорошо, что плохо. Их видеоответы приведены в ролике.
И в конце я записал свое мнение, а также я сделал дисклеймер в отношении этой темы, уж больно она тонкая.
Смотрите, читайте, думайте. На канале будет еще много видео на эту тему, и мы гарантированно в ней разберемся.
- Aggregator
- RuMotoAggregator
- 23 ноября 2023 в 14:45
- ?
Понравился комментарий Виктора Потапенко. Добавлю личное наблюдние после поездок на моте в США и Канаде в течение 2-х месяцев. У многих американских и канадских байкеров проблема с анализом текущей ситуации и выработкой решения для корректировки своих действий. Если он этого никогда не читал или не видел в инструкции или в рекомендации (типа тех же обучающих видео как CanyonChasers из шатата Юта), то он даже и не попытается предпринять что-либо на уровне собственного здравого смысла. Типа «в видео был поворот на асфальте, а у меня перед глазами гравийка, что и как теперь делать?».
Вся суть словами Ромса: 14:30 — 14:50
На этом все обсуждения, что касаются использования мотоцикла как транспортного средства, можно закрывать.
За поиском пределов и максимальной производительности/эффективности — на трек.
А заходить на переднем колесе в повороты или заужать траекторию передним тормозом на ДОП — земля вам пухом, братишки, как говорится.
На этом все обсуждения, что касаются использования мотоцикла как транспортного средства, можно закрывать.
За поиском пределов и максимальной производительности/эффективности — на трек.
А заходить на переднем колесе в повороты или заужать траекторию передним тормозом на ДОП — земля вам пухом, братишки, как говорится.
А заходить на переднем колесе в поворотыТоже обратил внимание на этот момент. К сожалению во многих наших школах «инструкторы» грешат повышенной любовью к использованию переднего тормоза где можно и где нельзя. На первом месте в их устах — «эффективность» торможения передним тормозом выше, чем задним. И это правильно. Но ведь им пофиг, что на дорожном полотне может оказаться пятно с гравием или песком в тот момент, когда вам до зарезу надо погасить скорость, а то не вписываешься в поворот. И вообще, зачем ездить почти на лимитах в повседневной жизни?
Предлагаешь экстренно тормозить только задним тормозом?А ты сам попробуй заложится в хо-о-ороший поворот на асфальте, присыпанном песочком, и «экстренно» придавить при этом передний тормоз с «максимальной эффективностью». Потом приходи сюда и поделись впечатлениями… если сможешь конечно.
Рассуждаешь так, как будто никогда на моте не ездил.
Напомню изначальную задачу: «до зарезу надо погасить скорость, а то не вписываешься в поворот».
В этой ситуации не трогать передний тормоз и до последнего надеяться, что хватит заднего — так?
Если дело только в песке или гравии, чего тогда в мотокроссе часто используют передний тормоз до выхода из поворота? Просто нигде не надо внезапно вцепляться в рычаг, никто не отменяет необходимость работать с балансом и тормозом, где-то поднажав, где-то приотпустив.
В этой ситуации не трогать передний тормоз и до последнего надеяться, что хватит заднего — так?
Если дело только в песке или гравии, чего тогда в мотокроссе часто используют передний тормоз до выхода из поворота? Просто нигде не надо внезапно вцепляться в рычаг, никто не отменяет необходимость работать с балансом и тормозом, где-то поднажав, где-то приотпустив.
Ромс однобоко рассуждает, как будто бы все кто используют треил брейкинг, делают это на допах примерно с такой же интенсивностью как на соревах джимханы или мотоГП.
Я использую треилбрейкинг уже лет 5 как, и меня он спасал, но опять же, я и не пытался его на допах использовать на 100%, максимум на 30-50% от моих возможностей.
Вот Пуфф хорошо объяснил зачем и кому оно надо.
Я использую треилбрейкинг уже лет 5 как, и меня он спасал, но опять же, я и не пытался его на допах использовать на 100%, максимум на 30-50% от моих возможностей.
Вот Пуфф хорошо объяснил зачем и кому оно надо.
- Aggregator
- 24 ноября 2023 в 13:06
- ↑
- ↓
Вот это парадокс. Хоть я и напирал в ролике, что ТБ может «бытовым», «в легкой форме», «для простых смертных», да и Дейв в предыдущем ролике говорил про «5% хода рычага тормоза», все равно в комментариях YouTube встречаются зрители, у которых он четко ассоциируется с вождением в предельном режиме, на грани сцепных свойств шин. Что, разумеется, отличный способ убраться на ДОПах.
Нет, товарищи. Это вовсе не обязательное условие ;))
Нет, товарищи. Это вовсе не обязательное условие ;))
Замечательная аналогия, кстати.
Но ключевой момент здесь — «кто занимается боксом». Да, занимающийся и обученный может ударить на 5%. Потому что знает отличие этих 5% от 100%. А знает эту разницу тот, кто учится по видосянам? И где вероятность, что такой боец руку себе не сломает о первый же лоб.
Ромс не олдскульный, Ромс учит спокойно и безопасно для себя и окружающих доехать из пункта А в пункт Б на мотоцикле. И лучше быть старым ворчуном, как Ромс, чем навечно молодым шутливым в книге памяти.
Но ключевой момент здесь — «кто занимается боксом». Да, занимающийся и обученный может ударить на 5%. Потому что знает отличие этих 5% от 100%. А знает эту разницу тот, кто учится по видосянам? И где вероятность, что такой боец руку себе не сломает о первый же лоб.
Ромс не олдскульный, Ромс учит спокойно и безопасно для себя и окружающих доехать из пункта А в пункт Б на мотоцикле. И лучше быть старым ворчуном, как Ромс, чем навечно молодым шутливым в книге памяти.
Ну во первых никто молодых и шутливых остановить от безумств не сможет.
Во вторых у меня прямо таки был самый наглядный случай в практике, ехали мы с Карелии, там есть некоторое обилие дорог с закрытыми поворотами, с крутыми шиканами и тд. И приятель, которого вот так вот учили «безопасно» ехать, сделал все по методичке — оттормозился, и вроде достаточно вполне, только вот разворот был почти на 180 градусов с сужающимся апексом (как потом оказалось, это место стало местом падений не одного «безопасного» мотоциклиста), ну и он уехал в овраг, ничего особо не поломал, так пластик покоцал, а вот знай он ТБ мог бы и заехать как я, который ехал с такой же скоростью как он если не выше.
В третьих отсутствие навыков всегда хуже чем их наличие, никто в здравом уме не будет ТБ практиковать на ДОПах, если не умеет это делать, ну, а если такой отбитый, то пусть практикует, хосподи, какие проблемы?
Ромс все же олдскульный, я как-то слушал его лекции, складывалось впечатление что он до сих пор живет в мире без электронных помощников, абс, комбибрейков итд. Безопасность на дороге, это иллюзия. Невозможно быть в безопасности если не обладаешь навыками. Иначе все контраварийные курсы это все не нужное, вот в ПДД что написано? Тормозить? Тормозим! Не важно что там может Камаз в лицо летит)
Во вторых у меня прямо таки был самый наглядный случай в практике, ехали мы с Карелии, там есть некоторое обилие дорог с закрытыми поворотами, с крутыми шиканами и тд. И приятель, которого вот так вот учили «безопасно» ехать, сделал все по методичке — оттормозился, и вроде достаточно вполне, только вот разворот был почти на 180 градусов с сужающимся апексом (как потом оказалось, это место стало местом падений не одного «безопасного» мотоциклиста), ну и он уехал в овраг, ничего особо не поломал, так пластик покоцал, а вот знай он ТБ мог бы и заехать как я, который ехал с такой же скоростью как он если не выше.
В третьих отсутствие навыков всегда хуже чем их наличие, никто в здравом уме не будет ТБ практиковать на ДОПах, если не умеет это делать, ну, а если такой отбитый, то пусть практикует, хосподи, какие проблемы?
Ромс все же олдскульный, я как-то слушал его лекции, складывалось впечатление что он до сих пор живет в мире без электронных помощников, абс, комбибрейков итд. Безопасность на дороге, это иллюзия. Невозможно быть в безопасности если не обладаешь навыками. Иначе все контраварийные курсы это все не нужное, вот в ПДД что написано? Тормозить? Тормозим! Не важно что там может Камаз в лицо летит)
ромс все же олдскульный, я как-то слушал его лекции, складывалось впечатление что он до сих пор живет в мире без электронных помощников, абс, комбибрейковТак и есть. Ещё в 2017 он доказывал инструктору другой школы, что «все мотоциклы одинаково управляются, какая разница чем он там напичкан, все равно на чем учить — стелс или что-то новое».
Ромс обсуждает это так будто это какой-то феерический навык, что-то вроде хождения по канату, жонглирования ножами итд, но по факту, Пуфф прав — его освоитьПотому что если не умеешь и не используешь — то всё кажется ненужной фантастикой.
20 лет учить ездить вокруг конусов и сдавать экзамен — не тот жизненный опыт, чтобы рассуждать о техниках, пришедших со спорта. Имхо.
Пуфф прав. Люди достаточно легко это осваивают, если их этому учат те, кто это умеет делать сам.
Но сколько я слышу от инструкторов и их учеников «низзя в павароте передний трогать, ваще никак!!11».
20 лет учить ездить вокруг конусов и сдавать экзамен — не тот жизненный опытВ самом деле, чему может научить старый «несмарт» пердун, который сам учился катать мот, когда у него даже смартфона не было? Мы, «засмартованные» зумеры, шагаем в ногу с прогрессом, меняем все старое и отжившее. Вот-вот создадим шедевры типа квадратного колеса вместо отжившего свой век «устаревшего» круглого с тысячелетней историей.
Интересно, а законы физики, действующие при заходе мота в поворот, тоже устарели?
А много ли он знает об этом, если для него ТБ это какая-то супер техника для обучения которой, даже для гражданской езды, нужно практиковаться на треке несколько лет? Мне кажется не очень.
Вот к примеру в Мотошколе «А», питерской, если успеваешь легко освоить базу, ещё и основы джимханы могут дать в рамках получения А категории. И, кстати, судя по процентам сдавшим практику самостоятельно (а не платя бабло), видимо такой подход более эффективен.
Вот к примеру в Мотошколе «А», питерской, если успеваешь легко освоить базу, ещё и основы джимханы могут дать в рамках получения А категории. И, кстати, судя по процентам сдавшим практику самостоятельно (а не платя бабло), видимо такой подход более эффективен.
Законы физики остались те же.
А вот сама техника поменялась.
Но если бы этот олдскульный мастер просто учил сдавать на категорию… но это не интересно.
Поэтому началось преподавание «фишечек» типа толкания рукояток снизу вверх и «активной посадки» сиськами на баке с откляченной задницей.
В городу учеников этой школы в дно сразу — по посадке «ебa… у на ёбрике», залёгши на бак и прогнув поясницу.
Я сначала думала, что у людей спины болят… а потом узнала, что это так теперь учат!
А вот сама техника поменялась.
Но если бы этот олдскульный мастер просто учил сдавать на категорию… но это не интересно.
Поэтому началось преподавание «фишечек» типа толкания рукояток снизу вверх и «активной посадки» сиськами на баке с откляченной задницей.
В городу учеников этой школы в дно сразу — по посадке «ебa… у на ёбрике», залёгши на бак и прогнув поясницу.
Я сначала думала, что у людей спины болят… а потом узнала, что это так теперь учат!
Вы немного путаете. Инструкторы, о которых вы упомямули, ни в коем случае не должны по окончании обучения выпускать Франческо Баньяя-ов. Это так же, как научиться писать по букварю «мама мыла рамы» и на этом основании считать, что впоследствии станешь писателем уровня Достоевского. На то человеку дана голова и собственные руки и ноги, чтобы в последующей жизни корректировать и развивать свои действия и навыки, полученные в процессе обучания, в необходимом направлении. И если ему/ей после получения прав не хватает собственного ума вкурить, что поза креветки неудобна, то пусть отращивает мозги. Как говорят на заводах пришедшим туда на работу молодым инженерам в их первый рабочий день:«Забудьте то, чему вас учили в университете».
- Takeda1977
- 30 ноября 2023 в 0:39
- ↑
- ↓
Снизу вверх? Это как? Даже представить сложно. Требую фоток :)))
- Takeda1977
- 24 ноября 2023 в 17:02
- ↑
- ↓
Надо просто попробовать. Палец — очень тонкий и чувствительный инструмент. Причем с хорошей обратной связью. АБС сводит риск к минимуму.
- BesheniyJOHN
- 25 ноября 2023 в 12:07
- ↑
- ↓
Всё верно. Работаю в мотоотрасли. Каждый день наблюдаю мотоциклистов, вижу ДТП. Обращаю внимание кто ездит аккуратно. Таких меньшинство. Хочешь ездить долго — езди аккуратно, прям как бабка. Хочешь быстро — как говорится: всем умершим здоровья. Во-первых автомобилисты тебя не видят. Во-вторых состояние дорог. Ну и конечно у большинства даже нужных навыков нет. Понты превыше всего
Как говорят в Сочи: Нормальные мотоциклисты ездят :-D
Как говорят в Сочи: Нормальные мотоциклисты ездят :-D
- Takeda1977
- 24 ноября 2023 в 18:24
- ↑
- ↓
Вы, сэр, забыли, что тут одни гонщики на грани… дивана, поскольку сейчас зима :)
- Takeda1977
- 24 ноября 2023 в 18:22
- ↑
- ↓
На мотоцикле вообще ничего «тяпать» нельзя, а то такой краш, что аж испанский стыд. Все потихоньку и прочувствовать надо. И торможение передом — тоже.
А не кричать «ой, это для трека, на грани». Тормозить можно и не на грани, а потихоньку и мордой тоже. Зато потом не будет кирпичей в поворотах и не только :)
А не кричать «ой, это для трека, на грани». Тормозить можно и не на грани, а потихоньку и мордой тоже. Зато потом не будет кирпичей в поворотах и не только :)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (36)
RSS свернуть / развернуть