Блог им. Aggregator → CanyonChasers | Прохождение поворотов под уклон. Теория и практика. | Перевод RuMotoAggregator
В данном ролике подробно рассматривается частный случай сложных поворотов — повороты с уклоном. Первая часть — теоретическая. Дейв объясняет и рассказывает, что, как и почему. А вот со второй части меня прям вштырило нереально. Там он дает мастер-класс на практике, и снимает это на две камеры. То есть мы видим, как он едет и одновременно его управляющие воздействия. И там можно бесконечно сидеть и разглядывать:
— ага, вот тут он притормозил, понял… потому что обзора нет… логично, безопаснее так…
— а как он место в полосе выбирает интересно… ах вот такая логика, поняяял… грамотно…
— блин, прикольно он передачи вниз щелкает с подгазовкой…
То есть очень многое можно почерпнуть из этой 2-части, наблюдая за тем, как едет авторитетный мотоблоггер с 30-летним стажем на мотоцикле. Мне очень зашло, надеюсь вам тоже будет полезно.
CanyonChasers — крайне популярный канал на YouTube, на котором его авторы подготовили чрезвычайно большое количество полезной информации для мотоциклистов, в частности посвященной обучению правильному вождению, включая теорию и практику, а также выполнению обслуживания мотоцикла.
- Aggregator
- RuMotoAggregator
- 7 октября 2023 в 15:32
- 2
- ?
- Vladimir_IL
- 10 октября 2023 в 13:45
- ↓
Ну хз. Во всяком случае не забывайте, что с передним тормозом в повороте — вы легко окажетесь на встречке. Во всяком случае, вряд ли это видео смотрят боги вождения, такие видео могут доставить проблем.
Но за перевод спасибо, поставил лайк.
Но за перевод спасибо, поставил лайк.
- Takeda1977
- 10 октября 2023 в 17:02
- ↑
- ↓
Смотрите внимательнее ролик :)))
Там для таких сказано, что тормозить — не значит дергать за тормоз. Наоборот, все время говорят, что надо плавно и на 5 % усилия
Там для таких сказано, что тормозить — не значит дергать за тормоз. Наоборот, все время говорят, что надо плавно и на 5 % усилия
- Vladimir_IL
- 10 октября 2023 в 17:44
- ↑
- ↓
А как это сделать, на 5 процентов? Вряд ли у кого-то на приборке индикатор тормозного усилия стоит. Будут тормозить пока не почувствуют торможение, реальное торможение. А почувствовать 5% усилия — это надо быть очень опытным пилотом, каким видосы учебные не нужны.
- Takeda1977
- 10 октября 2023 в 23:39
- ↑
- ↓
Как сделать? Рукой, наверное :))
И, конечно, тренироваться. Но вообще, рука крайне чувствительный инструмент, если что. И вполне себе может тонко работать тормозом :)
И, конечно, тренироваться. Но вообще, рука крайне чувствительный инструмент, если что. И вполне себе может тонко работать тормозом :)
- Takeda1977
- 10 октября 2023 в 23:41
- ↑
- ↓
Но вообще, учитесь разменивать интенсивность торможения на его продолжительность. И сцать на торможении в поворотах не будете :)
Ну если вы оказались на встречке, вы ошиблись изначально со скоростью входа в поворот. Или переоценили свои силы и поворот оказался куда коварнее, чем вы думали изначально и вы вошли в него с некомфортной для себя скоростью, испугались, жамканули тормоз. Потому что наклонять сильнее в такой ситуации нужно иметь большой опыт, а вы уже в стрессе находитесь. Тормозите просто дальше, но понемногу и ищите выход из поворота. MotoJitsu хорошо это всё разжёвывает у себя на канале, я много его практик сейчас тренирую и он прав во всём.
Тормоз прекрасно даёт возможность контролировать вход в поворот и более того в самом повороте даёт контроль, вот эти 5-10% усилия как раз. Отпускаешь его полностью как только выходишь из поворота. Эта техника и её изучение дали мне хорошую прибавку в скорости прохождения поворотов, но это надо тренировать конечно.
Тормоз прекрасно даёт возможность контролировать вход в поворот и более того в самом повороте даёт контроль, вот эти 5-10% усилия как раз. Отпускаешь его полностью как только выходишь из поворота. Эта техника и её изучение дали мне хорошую прибавку в скорости прохождения поворотов, но это надо тренировать конечно.
Я к тому что это уже каскад ошибок, который наслаивается друг на друга как торт. Тормоз никак не влияет на спрямление мотоцикла, влияет куда вы смотрите, и особенно когда открываете газ.
Мне помогает хорошо практика такая: одна передача например 3я, и я прям говорю себе в шлем голосом: «газ-газ-газ», подъезжаю ко входу в поворот: «тормоз-тормоз-тормоз», очень плавный тормоз, выход из поворота, отпускаю тормоз уже полностью, опять «газ-газ-газ». Повторять до бесконечности.
Ну и взгляд конечно тренировать, это половина успеха. Голову повыше, смотреть подальше, искать глазами выход из поворота, рисуя воображаемую линию на дороге, ту самую траекторию.
Мне помогает хорошо практика такая: одна передача например 3я, и я прям говорю себе в шлем голосом: «газ-газ-газ», подъезжаю ко входу в поворот: «тормоз-тормоз-тормоз», очень плавный тормоз, выход из поворота, отпускаю тормоз уже полностью, опять «газ-газ-газ». Повторять до бесконечности.
Ну и взгляд конечно тренировать, это половина успеха. Голову повыше, смотреть подальше, искать глазами выход из поворота, рисуя воображаемую линию на дороге, ту самую траекторию.
- Vladimir_IL
- 16 октября 2023 в 14:50
- ↑
- ↓
Тормоз никак не влияет на спрямление мотоцикла
<<Торможение в повороте
При торможении в повороте большинство байков стремятся уменьшить угол наклона. Поэтому следует избегать торможения в повороте.>> (Кейд Код, «Техника вождения мотоцикла»)
Я несколько раз оказывался на встречке из-за переднего тормоза (была привычка пользоваться передним, он эффективней же), поэтому пришлось себя приучать подтормаживать задним в поворотах. А вообще, конечно, лучше перед поворотами сбавлять скорость до безопасной.
Видимо тут расхождение терминологии, торможение и притормаживание. Конечно основное торможение идёт до начала входа в поворот, потом роспуск тормоза, но не до конца. Притормаживать передом в повороте ничего плохого не сделает, можно и задним. У меня на моте сейчас вообще комбинированная система, там тормозишь всегда двумя.
Тут всегда вопрос комфортной скорости в повороте лично для вас. И если есть желание её увеличивать постепенно, то нужно много тренироваться. Я отношу себя к средним ездокам, есть намного намного быстрее меня ребята, для которых я капитан улитка, есть кто медленнее. Главное на ДОПах не выезжать из комфортной скорости и очень маленькими шажками двигаться вперёд.
На треке вот можно быстрее этим овладевать, там более безопасные условия.
Тут всегда вопрос комфортной скорости в повороте лично для вас. И если есть желание её увеличивать постепенно, то нужно много тренироваться. Я отношу себя к средним ездокам, есть намного намного быстрее меня ребята, для которых я капитан улитка, есть кто медленнее. Главное на ДОПах не выезжать из комфортной скорости и очень маленькими шажками двигаться вперёд.
На треке вот можно быстрее этим овладевать, там более безопасные условия.
- Takeda1977
- 16 октября 2023 в 21:36
- ↑
- ↓
И, имхо, есть разница в том, когда ты зашел в поворот и начал там тормозить и когда ты уже на поднажатом тормозе в этот поворот входишь. Как раз при рулении на тормозе большинство мотоциклов поворачивают лучше
- Aggregator
- 17 октября 2023 в 10:53
- ↑
- ↓
Парни, подождите чуть-чуть, не ломайте копья. Сейчас основной работой разгребусь и выложу ролик-пояснение. Если вкратце — более молодая концепция, что в повороте притормаживать можно (трейл-брейкинг), пытается занять место под солнцем и подвинуть старую (все торможение до поворота, поворот проходим на ровном газу без дестабилизирующих воздействий типа ускорения, торможения, переключения). Поэтому у людей споры, непонятки и «меня не так учили».
- Takeda1977
- 18 октября 2023 в 10:21
- ↑
- ↓
Слушай, я его без инструкторов уже лет 8-10 практикую на дорогах. Это торможение уже в рефлексах.
Начинаешь тормозить до поворота и постепенно и потихоньку в ходе поворота отпускаешь тормоз. Как отпустил (где то в этом умном слове «апекс» или «капекс», точто не помню) — начинаешь добавлять газ.
По факту, на дороге можно тормозить менее интенсивно перед поворотом, что, на мой вкус, вполне себе плюс к безопасности
Начинаешь тормозить до поворота и постепенно и потихоньку в ходе поворота отпускаешь тормоз. Как отпустил (где то в этом умном слове «апекс» или «капекс», точто не помню) — начинаешь добавлять газ.
По факту, на дороге можно тормозить менее интенсивно перед поворотом, что, на мой вкус, вполне себе плюс к безопасности
Да эт всё понятно, я ж в пику фразе «в современных мотошколах в Калифорнии» ответила, что у нас — тоже это есть.
Впрочем, у нас гораааздо больше тех, кто панически верещат «нильзяяяя в повороте трогать передний тормоз!!! Никак и никогдааа!!!».
В мотошколах вообще дичь творится. Когда к нам приходят «подучиться» — переучиваешь нахрен заново.
Впрочем, у нас гораааздо больше тех, кто панически верещат «нильзяяяя в повороте трогать передний тормоз!!! Никак и никогдааа!!!».
В мотошколах вообще дичь творится. Когда к нам приходят «подучиться» — переучиваешь нахрен заново.
тут вопрос в том, что когда ты на ТБ уже заходишь в поворот — ты уже заходишь с тормозом, и можешь плавно увеличивать\уменьшать тормозное усилие.
А «староверы» возводят в абсолют и видят предложение «тормозить передним в повороте можно» как «ты в наклоне со всей дури тяпаешь передний тормоз и скользишь жопой по асфальту». В то время как надо тормозить плааааааавно
А «староверы» возводят в абсолют и видят предложение «тормозить передним в повороте можно» как «ты в наклоне со всей дури тяпаешь передний тормоз и скользишь жопой по асфальту». В то время как надо тормозить плааааааавно
Да!
Проблема ещё и в том, что свежие инструктора тоже учатся у староверов.
Есть в Питере одна старая школа, у всех на слуху — дичь несут полнейшую, но да ладно — недавно искали себе инструктора, который «или учился у них или готов учить по их методике. Лучше, чтобы сразу был выпускником их школы». То есть нулёвого свежего выпускника их школы они готовы ставить обучать неофитов. Без всяких там «5 лет опыта» или «100 000 км самостоятельного наката». Чтобы он сразу, не разбираясь, впаривал их дичь новеньким.
Проблема ещё и в том, что свежие инструктора тоже учатся у староверов.
Есть в Питере одна старая школа, у всех на слуху — дичь несут полнейшую, но да ладно — недавно искали себе инструктора, который «или учился у них или готов учить по их методике. Лучше, чтобы сразу был выпускником их школы». То есть нулёвого свежего выпускника их школы они готовы ставить обучать неофитов. Без всяких там «5 лет опыта» или «100 000 км самостоятельного наката». Чтобы он сразу, не разбираясь, впаривал их дичь новеньким.
У меня такое мнение по поводу картодромов/шкмг и прочего — там мало случайных людей. Инструктора со спортивным прошлым/настоящим имеют грамотную базу, которую могут передать ученикам или тем, у кого хобби «погонять».
Те, кто 20 лет учит объезжать конуса на экзаменационном регламенте и сам при этом уже лет 15 не ездит в обычном режиме — ничего дать не могут.
Нельзя научить тому, чего не знаешь сам.
Я в свое время пошла учиться к тому, кто был профи в шкмг, успешный спортсмен, победитель, призёр, участник этапов кубков стран и всё вот это.
Он не смог бы стать таким — не имей он грамотную подготовку, рассудила я на опыте конного спорта. И не ошиблась.
От того меня печалит подготовка многих других мотошкол, где инструктора уровня «3 года сам гоняю на литровом некрояпе по городу на прямых руках — ща почитаю чо там такое это ваше контрруление и буду делать бабки на подготовке к экзамену на категорию А!»
Те, кто 20 лет учит объезжать конуса на экзаменационном регламенте и сам при этом уже лет 15 не ездит в обычном режиме — ничего дать не могут.
Нельзя научить тому, чего не знаешь сам.
Я в свое время пошла учиться к тому, кто был профи в шкмг, успешный спортсмен, победитель, призёр, участник этапов кубков стран и всё вот это.
Он не смог бы стать таким — не имей он грамотную подготовку, рассудила я на опыте конного спорта. И не ошиблась.
От того меня печалит подготовка многих других мотошкол, где инструктора уровня «3 года сам гоняю на литровом некрояпе по городу на прямых руках — ща почитаю чо там такое это ваше контрруление и буду делать бабки на подготовке к экзамену на категорию А!»
- Takeda1977
- 18 октября 2023 в 11:18
- ↑
- ↓
Надо признать, конечно, что на каком древнем иже или яве точно дозировать усилие будет сложно, а какая убитая подвеска, которая сжимается на торможении до отбоя могут и привести к попе на асфальте :)
Да, дОлог, безусловно!
Оттого я рада, что училась и учусь у спортсмена, который старается адаптировать спортивные приёмы для обучения «гражданского» мотоциклиста)
Вижу, насколько увереннее ученики сразу едут.
Я иногда вожу небольшие туры для учеников — не далеко, типа Питер-Выборг или Тверь, для тех, кто только только сел и немного по городу уже поездил. Я и своих-то не всех беру, а вот от учителя своего — почти всех, без боязни, что они будут тупить и боятся. Реально грамотно готовит.
Оттого я рада, что училась и учусь у спортсмена, который старается адаптировать спортивные приёмы для обучения «гражданского» мотоциклиста)
Вижу, насколько увереннее ученики сразу едут.
Я иногда вожу небольшие туры для учеников — не далеко, типа Питер-Выборг или Тверь, для тех, кто только только сел и немного по городу уже поездил. Я и своих-то не всех беру, а вот от учителя своего — почти всех, без боязни, что они будут тупить и боятся. Реально грамотно готовит.
Да конечно, я сам встречал этих и тех. Учился у хороших ребят сам в Спб, но картодромы на питах мне не зашли, слишком травматичная история по мне. Но почерпнул оттуда массу полезного как во взгляде так и в торможении-разгоне.
Учить это очень круто и чем больше народу будет уметь ездить не только по прямой, тем лучше.
Учить это очень круто и чем больше народу будет уметь ездить не только по прямой, тем лучше.
Braking и trail braking это два разных приёма (процесса), и Keith Code о втором просто не знал, потому что его просто ещё не существовало на момент написания обоих частей его книги.
Он абсолютно прав, равно как и вы, торможение (braking) в повороте распрямляет траекторию, но целью trail braking является не замедление как таковое, а загрузка подвески перед апексом. Оба этих приёма в любом случае перед апексом заканчиваются. Да, trail braking также помогает сбросить излишек скорости, но именно излишек. Например, если вам нужно до апекса сбросить 80 км/ч, до наклона вы сбрасываете 60-70, и в наклоне гасите оставшиеся 10-20. Цифры условные, я не гонщик, времени смотреть на спидометр в повороте или телеметрии у меня нет)
Он абсолютно прав, равно как и вы, торможение (braking) в повороте распрямляет траекторию, но целью trail braking является не замедление как таковое, а загрузка подвески перед апексом. Оба этих приёма в любом случае перед апексом заканчиваются. Да, trail braking также помогает сбросить излишек скорости, но именно излишек. Например, если вам нужно до апекса сбросить 80 км/ч, до наклона вы сбрасываете 60-70, и в наклоне гасите оставшиеся 10-20. Цифры условные, я не гонщик, времени смотреть на спидометр в повороте или телеметрии у меня нет)
- Takeda1977
- 11 октября 2023 в 10:23
- ↑
- ↓
Мот и без торможения в повороте легко ложится на песке и масле.
- Takeda1977
- 17 октября 2023 в 20:49
- ↑
- ↓
Хайсайд может и без торможения случиться, к сожалению.
А так — да, если в повороте скользко, а ты ехал как по-нормальному, то, скорее, всего, падению быть, что бы ты не делал.
А так — да, если в повороте скользко, а ты ехал как по-нормальному, то, скорее, всего, падению быть, что бы ты не делал.
Мне вот интересно, я никакому высокому искусству вождения не обучался, но разве может быть другой способ ехать под уклон с кучей поворотов и не использовать тормоз ?))
Просто столько теории и объяснений для того, чтобы сказать, что ребята если мотоцикл катится с горки, то есть лайфхак — используйте тормоз! ))
Просто столько теории и объяснений для того, чтобы сказать, что ребята если мотоцикл катится с горки, то есть лайфхак — используйте тормоз! ))
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (36)
RSS свернуть / развернуть