Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. mrBrichevski → Тернистый путь на Иссык-Куль

Наверное года три я вынашивал идею поехать покататься по киргизским горам на мотоцикле, но все время чего то не хватало. То времени, то денег, то компании, то семья не отпускала. Но в августе 2021 у меня был отпуск, да к тому же жена с сыном еще не вернулись из летней поездки к родне. Уже что то, но компании все еще не было, и было много всякой бытовухи: домашних дел, неоднократно отложенных в дальний ящик. Которые я частично раскидал за понедельник, вторник и утро среды. В какой то момент я забил на все остальные “но”, сделал ПЦР тест, заехал к другу Антохе, он как человек занимающийся эндуро турами прекрасно знал куда меня послать)) И вот в гараже, в ночь перед отъездом мы с ним разработали мой маршрут по Киргизии на три дня.
п. Кочкор – озеро Сон Кель – спуск по дороге 33 попугая, немного асфальта – г. Нарын- п. Эки Нарын – долина реки Нарын – Перевал Тосор – Иссык Куль – (г. Каракол) – п. Каркара (пересечение границы)
Несколькими неделями ранее в одном из эндуро чатов я узнал об одном новом варианте маршрута из Казахстана в Киргизию. А именно, выше села Кастек, есть заброшенные штольни, в советские времена, там вели разведку геологи и нарыли много всяких нор в горах, некоторые засыпали, а другие оставили как есть. Интересное место, даже нашел несколько открытых штолен. В другой раз поднялся выше, пообщался с пограничниками по поводу проезда к границе, сказали нельзя, попугали еще грозящей ответственностью за пересечение государственной границы в неположенном месте, но все таки пропустили, выше в горах я пообщался с чабанами, они то мне про все тропы и рассказали, в общем разведка удалась!
День первый.


И вот наконец то навьючив коня я выдвинулся в путь. Алматы покинул уже после обеда. Пограничник, увидев меня сказал — О! опять ты! Ну что ж, проезжай! Преодолев вершину перевала Кастек, я навернулся, да так что груженый мотоцикл поднять сам не смог. К счастью за мной ехал чабан на китайском мотике, который кое как остановился на каменистом спуске. Он то мне и помог поднять моего бегемота. Вообще он собирался спуститься там же для то чтобы поискать свой скот, но глядя на меня передумал. Через какое время я благополучно спустился с перевала и оказался в приграничном поселке Карасай Батыр. Узнал у местных где находится погран пост и рванул туда, но в предполагаемом месте была лишь вышка, колючая проволока и вроде как ворота, но людей не было. Видимо мне не сюда. Километров через 40 я все же нашел где спрятан пост и благополучно пересек границу. Интересное наблюдение, пока я был еще в городе мне не удалось обменять валюту, так как в обменном пункте не было нужной мне суммы, и я опрометчиво решил что впереди еще будет много поселков и я без проблем куплю СОМы. Но не тут то было, обменников не было вообще, видимо сейчас в небольших населенных пунктах они стали вовсе не нужны, так что план по дедолларизации удался. Деньги я смог обменять только на киргизской стороне и то очень долго выясняя у местных где же это сделать. В конце концов добрый таксист сопроводил меня до супермаркета “Народный” в городе Токмак, там то я и прикупил немного сомов, по не самому выгодному курсу. Пока я туда сюда катался начало темнеть. Я взял курс на п. Кочкор, в итоге проехав сколько то километров по Боомскому ущелью, свернул на дорогу поменьше, нашел укромное местечко у речушки, поставил палатку, отужинал тандырной самсой и выпив литрушку Шахтерского(киргизского) пива лег спать. В первый день я проехал немного, потому что выехал аж в час дня.
День второй.

Проснулся рано и уже в 6,30 выехал, заправился в Кочкоре, начал мерзнуть, так как дорога набирала высоту. Когда выезжал было +13, далее температура снизилась до +5.



По пути к озеру Сон Кель взбираясь на очередной перевал и увидев прямо по курсу тяжеленные свинцовые тучи и темное синее небо, где явно шел дождь, ко мне неожиданно пришла мысль: *Что я тут делаю? Зачем прусь ОДИН черт знает куда, в какие то холодные горы, где идет дождь. Сидел бы лучше дома))*

Ход тревожных размышлений прервало появившееся передо мной стадо мохнатых коров)) то есть яков, пасущихся в этих не шибко то богатых растительностью горах. Последний раз видел их на Памире. Это был первый тип гор, которые мне довелось проехать в этот день, просто луга с низенькой скудной растительностью желтого, почти коричневого цвета.
К счастью в последний момент дорога повернула резко влево, тем самым объезжая область где шел дождь, настроение мое улучшилось!
Да еще к тому же мне встретилась группа мотоциклистов, издалека долго не мог идентифицировать их мотоциклы, а когда мы встретились стало предельно ясно что это африки!!! “литровые” и “тысячасотые”, в количестве десяти штук. Поболтав с ними выяснилось, что это французы, едут из Парижа в Токио, у них большой трип на три месяца, за ними еще ехал ленд крузер (это было вообще неожиданно, где они в Париже нашли сотый крузак?)) ) А еще они спросили откуда и куда я еду и очень удивлялись что я еду один. Несколько раз переспросив- А ю элоун?) Жаль не сфотались вместе, крутая была бы фотография.



Добравшись до озера Сон кёль и частично обогнув его, я расположился прям у самой воды и принялся завтракать.




Далее был спуск по очень извилистому серпантину с соответствующим названием “33 попугая”, потом километров 50 по асфальту и я оказался в городе Нарын. Прикольный городок, очень вытянутый, по сути состоящий из одной главной улицы, с обеих сторон окруженной горами. Очень прикольно смотрятся типичные городские строения с фоном в виде гор, как будто декорации.


Потратил около часу на поиски сначала АЗС где принимают карточки, а потом еще на поиски какой нибудь пищи. Все нашел и рванул дальше. Был сначала асфальт, чередующийся грейдером, а потом меня ожидало киргизское ноухау в области ремонта автодорог. Подложка напоминающая очень плохой грейдер, а сверху чтобы выглядело гладко это все тупо засыпано мелкодисперсной пылью!!! Вообще шикарное решение, а главное до такого никто нигде не додумался)))
Если память меня не подводит до далее начались горы с елками, глубокими ущельями с бурлящими в них реками, много красивых, нависающих над дорогой скал и деревянные мосты. Это был второй тип гор, который лично для меня является наиболее ожидаемым.









Благополучно добравшись до очередной поворотной точки моего маршрута, я остановился на обед, пейзаж вокруг тоже изменился, елки кончились начались сочные зеленые луга, на которых паслись лошадки. Пожалуй это был третий тип гор.


Проехав еще несколько десятков километров по почти плоскому зеленному плато я добрался до развилки где нужно было принять решение как ехать дальше.
Было два варианта короткий – 80 км через перевал Тосор высота которого составляет 3895 метров над уровнем моря, по дороге с говорящим названием 4х4, и длинный через Арабель. Вроде как там очень ухоженный грейдер, который каждые пол часа поливается водой чтобы не было пыли. Так как светового времени оставалось всего 2,5 часа я выбрал длинный, но гладкий путь, тем более что навигатор показал всего 138 км. Спустя 7 км дорога все еще не стала автобаном, а навигатор показал уже 280 км до цели… Я остановился, перезапустил навигацию, но все те же 280 км. Остановил местную машину. Сказали что хз сколько км ехать, но далеко, засветло не успеть, придется ночевать. Про короткую дорогу сказали, что очень тяжелая, но по ней дважды в неделю ходит уазик, возит кумыс. В общем опять посоветовали попроситься в любую юрту на ночевку. Естественно я развернулся и поехал обратно к развилке с целью поехать по короткой дороге, тем более что первые километров 20 постоянно попадались юрты и теоретически можно было в одной из них заночевать. К тому же я вспомнил что у меня есть палатка и пуховый спальник. Не должен замерзнуть…




И так время 18,00. А в 20,00 уже все — темнота. Я еду по краешку обрыва, тут и там попадаются когда то случившиеся камнепады, частично засыпавшие дорогу, и множество всяких бродиков. Я еду по склону горы, параллельно хребту, а внизу течет река. В какой то момент я перестаю видеть хоть какие то очертания дороги, так как в результате то ли оползня, то ли селя передо мной просто огромный вынос породы и несколько ручьев, гляжу в навигатор, там видно что дорога петляет, нужно спускаться к реке. Повезло что было еще светло, в темноте я бы вряд ли нашел дорогу. Скачу по камням, преодолеваю многочисленные небольшие броды, чем выше поднимаюсь, тем больше случается бродиков и смытых мостов, в некоторых местах дно выстлано бетонными плитами, вот по ним вообще стремно было ехать, так как они могли быть очень скользкими. В одном месте опять же была груда камней, причем крупных и в какой то момент я уже перестал видеть траекторию движения, но к счастью, в этот момент появился снова бродик и за ним уже было полегче. К сожалению в эти моменты было не до сьемок, как бы навернуться! Потом я увидел движущуюся мне навстречу Делику с киргизскими номерами, остановил их, говорю –Добрый вечер! А они мне отвечают -спик инглиш? Говорю им -Телл ми эбаут роуд. Из ит вери диффикулт? Короче посмотрели на мой мопед оценивающе и сказали проедешь, там много камней, они скользят и местами крутой уклон. Потом вдруг пошел снег, на градуснике было +3, вся одежда включая дождевик была на мне, в общем холодно не было. Еду по дороге любуюсь снежными шапками ледников неподалеку, то и дело останавливаюсь чтобы запечатлеть окружающую красоту, хотя времени на это нет совсем.










В какой момент уклон и серпантины становятся еще круче, а камней все больше. И тут я не верю своим глазам я проезжаю буквально в 30 метрах от ледника, самого настоящего, у подножия которого небольшое маренное озерцо. Я раньше все мечтал добраться до ледников на мотоцикле и тут такая неожиданная встреча!!! В общем эмоции зашкаливают, дыхание сбитое и какая то необъяснимая эйфория. Я был счастлив, хотя я всего то был в горах среди камней и холода))
Осознав, что мне скорее всего не придется разбивать палатку где то на середине пути, я отправился в дальнейший путь, оставалось еще около 15 минут светлого времени и около 30 километров до побережья Иссык Куля. Дальнейший спуск был уже не сложным, но темнота делала свое дело. Я наивно полагал что последние километров 10 пройдут уже по асфальту, но не тут т было, асфальта было от силы метров 500. Это заняло около часа. Я выехал к какой то базе отдыха, спросил у встретивших меня людей о возможности переночевать у них. И через несколько минут получил положительный ответ: 800 сом за ночлег и целая юрта с тремя кроватями в моем распоряжении.

Как же мне повезло приехать именно в это место, подумал я тогда, так как не нужно тратить силы и время на установку палатки. Ее уже поставили за меня, она большая круглая и со светом)) Приготовил ужин, немного огорчился что негде взять пива да и лег спать.
День третий.




А на утро меня ждала вот такая картина. Очень удачно заехал)) Небольшой пляжик с двумя соломенными зонтиками и никого больше. Личный пляж, ура! Заварил кофе, позавтракал на песке. Уже было начал собираться в дальнейший путь, так как были планы заехать снова в Каракол и подняться на самую вершину горнолыжки, резина то более подходящая на сей раз. Но потом я решил сбавить обороты, надеть купальные шорты, искупаться и просто отдохнуть как обычный турист) Так и сделал и ничуть не пожалел. После 500+ километрового пробега по горам вчера я кажется накатался. После водных процедур привел в порядок мотоцикл и погнал в сторону границы. В отличии от прошлого раза, на погран пост я приехал вовремя, уложившись в часы его работы и успешно вернулся на родину.




Далее двигаясь по трассе, я увидел указатель на Чарынский каньон и подумал, что ни разу не ночевал на Чарыне. Пришлось сделать пятидесяти километровый крюк до Кокпека, чтобы купить пива)) И вот я на Чарыне. После того как весной паводком в каньоне смыло людей ночевать там категорически запрещено, поэтому пришлось установить палатку на вершине. И забегая вперед это оказалась плохая и даже глупая идея. Ветер всю ночь был такой силы, что палатка вместе с надувным матрасом и мной, лежащим сверху тряслась и прыгала всю ночь, ну часов до 4 утра как минимум. Почти не спал.
День четвертый. Заключительный.
В распоряжении у меня было только пол дня и примерно 250-300 км до дома. Было три варианта. 1-Ехать по новой бетонке, быстро, легко, но очень скучно.
2-Ехать по старой дороге вдоль БАКа (Большой Алматинский канал), до недавнего времени дорога была практически заброшенная, от того по ней почти никто не ездил, да и поглазеть есть на что.
3-Проехать наш широко известный в узких кругах эндуро маршрут: Бартогайское водохранилище – высокогорное плато Асы – Тургень. Порядка 70-80 км по бездорожью с прекрасными горными пейзажами.







В последний момент выбрал именно третий вариант и не прогадал, гулять так гулять.
Что примечательно раньше я не решался проезжать этот маршрут в одиночку, в основном из-за жены, она за меня волнуется. Но после того что я проехал в соседней стране двумя днями ранее, Асы – это как будто вокруг дома на велике)))
Пробег составил чуть более 1300 км, чуть меньше половины вне асфальта.
В 13,30 я был возле гаража, запарковал мот, наскоро перекидал сумки с мотоцикла в машину и рванул на реку Или праздновать день рождения подруги Инесски. Такая вот насыщенная неделька у меня получилась.

P.S. поездка была осуществлена где то на рубеже лета и осени в 2021 году.
  • mrBrichevskimrBrichevski
  • Анатолий
  • 22 октября 2022 в 11:55
  • 2
  • ?

Комментарии (21)

RSS свернуть / развернуть
0
lepsu9
Первая фотка — это что, шутка? Как это возможно — завалить мот в таком легком для проезда месте?
+1
ministrell
Африка, с*ка, высокая.
Особенно на груженой, чуть протупил, ножку не так поставил и привет. По крайней мере с моими 178см.
+5
komendant
Присутствует уклон, который по фотографии просто невозможно оценить, а он есть, и нехилый.
Присутствует пыль и рыхлый щебень.
Какие проблемы зевнуть и приложить мот на околонулевой скорости?
+4
romaxoma
С дивана виднее, ты не шаришь))
+1
ministrell
Спасибо за отчёт, будто сам прокатился.
Сразу и не понял, что пластика нет переднего. Вот, думаю, как она компактно смотрится в черном цвете B⁠-⁠)
0
Paladin33rus
Маршрут — огонь. Подскажи пожалуйста, участок Балыкчи-Кочкор-Нарын как в плане асфальта? Больше грейдера или твердого покрытия?
+1
komendant
Я подскажу (был там месяц назад): между Нарыном и Кочкором — новый асфальт с разметкой, После Кочкора — средний асфальт без ям, последние километры — четырехполосный автобан. И везде — красиво!
0
Hrdrdrp
А почему нет бокового пластика спереди? Просто сломался, или так задумано?
0
mrBrichevski
Менял фильтра воздушные и на установку пластика уже не хватило времени, решил забить и съездить так. Если поторопишься, то можно крепления случайно сломать. Вообще довольно гемморойно на африке реализована процедура смены фильтров.
0
serg78
Классные приключения, но одному это очень рискованно, бррр!!!
0
Mistral
Как здорово, когда такие места находятся на таком расстоянии, что на круг 1200км выходит!!!
здесь был ататат

0
__AlVas__
Хорошо прокатился. Нарядно. Про ветер на Чарыне тоже вспоминаю, тоже ставил палатку наверху, недалеко от спуска вниз. Думал, что за скалой спрятался, и тоже всю ночь ловил ее, чтоб не перевернуло вместе со мной. Ночька была не самая приятная, да.
А чо это за фотка у тебя, ты в желтом дождевике, а позади африка, но зеркально перевернута как бы. Глушитель слева, и тормозной суппорт и лапка тормоза, и все такое. Это как это?
0
Shura
> А чо это за фотка у тебя,
Фронтальная камера телефона снимает в зеркальном отображении
0
mrBrichevski
Именно так.
здесь был ататат

0
h782
  • h782
  • 25 октября 2022 в 16:15
Классная поездка! в следующий раз возьми меня, вдвоем повеселее будет
0
motojog
Эх красота!
Жаль, с этими войнами щас никуда невыехать…
здесь был ататат

0
seregavb
Шикарный рассказ и поездка захватывающая! Атмосферу передает! Ууууххх!
здесь был ататат

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. mrBrichevski, Тернистый путь на Иссык-Куль