Блог им. rugged → История чопперов в стиле Frisco
Небольшая преамбула. Как я дошел до постройки чоппера на хардтейле в стиле «Frisco».
Изначально, я был равнодушен к чопперам. Да и что в наше время люди подразумевает под чоппером (По крайней мере те кто, знают что такое чоппер и что такое круизер).
Как правило в голове вырисовывается такая картина: огромное заднее колесо и лютая стилизация, зализанные баки с интегрированными черепами, гладкая как у спортбайка резина, обилие хрома и т.д.
Ну то есть, обычные шоу-стопперы, которые мы часто наблюдаем на выставках.
Либо другая сторона медали, классический чоппер из фильма изи райдер. Высокий руль, длинная вилка с измененным углом наклона и вынесенные вперед подножки.
Но как-то раз, просматривая ролике на ютубе, я наткнулся на интересный экземпляр, это был мотоцикл на раме хардтейл, с движком если я не ошибаюсь от Yamaha XS 650, с какого-то японского кастомного фестиваля. И это был чоппер, но абсолютно другой, узкое заднее колесо, компактный бак, не типичная для чоппера вилка и руль. Сам ролик назывался обзор боббера, и какой-то хороший человек в комментариях написал: «Вообще-то это далеко не боббер, это фриско чоппер» Ну и понеслось. Я начала копать тему, а идея постройки такой штуки, плотно засела в мою голову.
На просторах рунета, информации нет прям совсем, поэтому я решил этот пробел заполнить своей дилетантской статьёй. Поделюсь с вами тем, что мне удалось по крупицам собрать на американских форумах, сайтах и из интервью самих родоначальников стиля.
И так, как же всё начиналось. А начиналось всё, как и многие хорошие штуки, в Калифорнии в 60-х годах. А если поточнее, то в городе Сан-Франциско (отсюда и название стиля San-Francisco), местный чаптер клуба Hells Angels начал адаптировать свои мотоциклы, для езды именно по Сан-Франциско и окрестностям. Классический чоппер с длинной вилкой и вынесенными вперед подножками (forward control) был хорошей штукой чтобы проехать кучу миль по трассе, но для холмистого города с узкими улицами и нагруженным траффиком, он подходил едва ли.
Как говорит один из членов мотоклуба в одном из интервью. «Тогда, нам нужны были мотоциклы, которые позволили бы нам быстро приехать в какое-нибудь место на холме, разбить кому-нибудь лицо и так же быстро оттуда уехать, пока не приедут копы». Поэтому основой стиля Фриско была практичность, если можно так сказать. Так в чём же она заключалась.
Ну во первых «Less the best». То есть с байков снималось всё не нужное, как и в классическом чопперо/бобберо-строении. Поворотники, кофры, пульты и т.д.
Мотоциклы делались максимально узкими, чтобы можно было легко проезжать между машин, не задевая их. Узкий бак от спортстера, узкий руль, никаких широких колес или вынесенных поворотников.
Хоть многие и удлиняли вилки и изменяли угол наклона, эти изменения не были экстремальными. С длинной вилкой, было очень тяжело развернуться на узкой улице или холме Сан-Франциско. А для повышения клириенса использовали переднее 21-ти дюймовое колесо.
Следующим техническим отличием от классических чопперов тех годов, была замена «форвардов» (подножки вынесенные вперед) на «мидлы» (стандартное размещение подножек). Подножки стали делать как на классических мотоциклах, с ними управляемость была гораздо проще. Так же некоторые делали High-middle control. То есть подножки были посередине, но при этом подняты вверх, чтобы не цеплять при поворотах. такой стиль сейчас очень заходит японцам.
Двигаемся дальше, как я ранее упомянул, на фриско-чопперы ставили узкие и компактные баки от спортстера. При этом, в баке заваривался тоннель, чтобы увеличить его объем, а прикручивался бак прямо на спинку рамы. При этом бак получался задранным вверх, и чтобы не терять из-за этого угла драгоценную половину галлона топлива, бак модифировали, горловину переносили в самое высокое место, а бензокран, наоборот в самое низкое.
На чопперы, вернулись передние тормоза, как парни из Ангелов Ада рассказывали в интервью, после нескольких серьёзных инцидентов, было решено, что для комфортной езды по забитым улицам Сан-Франциско, только заднего тормоза не хватает.
С рулями свободы выбора появилось побольше. Руль должен быть узким и с хорошей управляемостью. Драг бары, z-бары, t-бары, narrow bunny ears и bunny ears.
Еще одна забавная деталь, Сан-Франциско действительно очень холмистый город и многие дороги там с серьезном углом наклона, так что ребятам с длинными выхлопами частенько приходилось чиркать ими об асфальт при разворотах подъеме, так что трубы пришлось так же загнуть вверх.
Наверно это все ключевые особенности которые можно выделить. На вопрос, а были ли Фриско чопперы на хардтейлах, создатели стиля отвечают так: «Конечно, это же чопперы, что за чопперы без хардтейлов)»
А что сейчас? Умер ли стиль? Не умер, но и популярностью особой не пользуется, хотя и тогда был скорее региональной особенностью окрестностей Сан-Франциско. Но судя по инстаграмму, появляется всё больше и больше энтузиастов, которым этот стиль нравится и они его потихоньку возрождают.
Обычно за основу берется «железный» Sportster (до 2004 года), переваривается на hardtail раму, конвертируется на цепной привод, усаживается на ретро резину Avon Safety Millage / Speedmaster, Shinko e270 или Firestone Deluxe Champion, ну а дальше всё по канонам стиля, которые я описал выше.
Так же в этом стиле делают мотоциклы из старых триумфов и японцев. Но как по мне, это немного другая тема, поэтому сильно вдаваться в это я не буду.
В следущей статье, я опишу своё видение, свои планы, расскажу про приобретение донора для постройки, запчастей и многое другое.
Подписывайтесь если вам понравилась эта статья и моя идея постройки Frisco чоппера на хардтейле. Ставьте лайки и делитесь в комментариях своими мыслями, замечаниями о неточностях и информацией, с удовольствием дополню или исправлю статью, потому как повторюсь, информации очень и очень мало, а трудности перевода особенно на слух, имеют место быть.
- rugged
- 1 августа 2021 в 14:59
- 9
- ?
- angel-angel
- 1 августа 2021 в 17:47
- ↓
отличная тема.пиши о постройке своего хардтейла.на нашем ютубу есть только один не большой ролик о парне который на харде из спорти ездил в сторону сочи и все.он сам строил/хотя по мне он пи77дит/ немного. тоже все мечтаю о таком но пока не готов одну единственную дайну продавать и строить хардтейл.были бы финансы на второй байк…
- capitan_amer
- 1 августа 2021 в 21:23
- ↓
Чеппер совершенно не ездовая вещь. И если и ездить на нем где-то, то из пресловутого Фриско в ЛА
- capitan_amer
- 2 августа 2021 в 9:02
- ↑
- ↓
И?
Заправки, мотели, идеальный асфальт, дождь раз в несколько лет.
Заправки, мотели, идеальный асфальт, дождь раз в несколько лет.
- capitan_amer
- 2 августа 2021 в 13:28
- ↑
- ↓
Если от гаража до бара.
вчера ехал по федеральной трассе, в районе Вышнего Волочка,
прямо через трассы железнодорожный перезд.
Я конечно, скорость не сбавляя, тряхонуло знатно.
вчера ехал по федеральной трассе, в районе Вышнего Волочка,
прямо через трассы железнодорожный перезд.
Я конечно, скорость не сбавляя, тряхонуло знатно.
«Если от гаража до бара.»
Не вижу в этом ничего плохого. Никто никого не обязывает проезжать по 10 000 км в год. Это во-первых. Во-вторых, ты очень занудный, люди проезжали и проезжают страны, на лошадях, на велосипедах, даже на самокатах, было бы желание. Для комфортных перемещений, придумали самолёт. А хочешь приключений, выбирай транспорт который нравится. Я в статье просто написал пересказал историю как это было. На ютубе куча видосов из разряда несколько тысяч миль миль на хардтейле по Австралии/Новой Зеландии/Аризоне и тд. И дороги там есть хорошие, есть грунтовки, и ничего.
Не вижу в этом ничего плохого. Никто никого не обязывает проезжать по 10 000 км в год. Это во-первых. Во-вторых, ты очень занудный, люди проезжали и проезжают страны, на лошадях, на велосипедах, даже на самокатах, было бы желание. Для комфортных перемещений, придумали самолёт. А хочешь приключений, выбирай транспорт который нравится. Я в статье просто написал пересказал историю как это было. На ютубе куча видосов из разряда несколько тысяч миль миль на хардтейле по Австралии/Новой Зеландии/Аризоне и тд. И дороги там есть хорошие, есть грунтовки, и ничего.
- capitan_amer
- 1 августа 2021 в 21:25
- ↓
Вообще ни одна деталь чеппера не несёт функциональной нагрузки, только стиль (или можно сказать понты).
Ну легенды, легенды, куда без них
Ну легенды, легенды, куда без них
- capitan_amer
- 1 августа 2021 в 21:27
- ↓
А идея запоганить риджидный спортстер мне нравится
Получится самый канонiчный чеппер.
А если найти раму от валуя? Или будет дороже чем спортстер поганить?
Не думаю, что ты полностью комплектный мотоцикл под это дело используешь
Получится самый канонiчный чеппер.
А если найти раму от валуя? Или будет дороже чем спортстер поганить?
Не думаю, что ты полностью комплектный мотоцикл под это дело используешь
Копировать американцев может и здорово, но зачем? в чем смысл то следовать американскому стилю? В провинциальных городах России суровые байкеры в жилетках с иностранными словечками да на брутальных мотоциклах выглядят очень комично, и это так. По моему гораздо интересней следовать чему то своему, создавать нечто новое исходя из наших реалий, нашего образа жизни…
- Shtorm_333
- 2 августа 2021 в 5:08
- ↑
- ↓
человек хочет возродить маленький кусочек мото истории в таком вот виде. ему нравится, глупо его наставлять что надо, а что не надо. я обожаю историю и это её часть, стоит поддержать его стремление. на ваше предложение о создании собственного стиля много народа сделают удивленное лицо, в смысле зачем если нет такой цели.
в каком месте вы увидели некое наставление с моей стороны? Это интернет, где каждый волен высказывать собственное мнение. Мне, например, смешно смотреть на народ в спортивном экипе или кожаном прикиде, словно неудачная пародия на Дартаньяна, а другие это воспринимают настолько всерьез, что за булочками в магазин ходят в жилетках мс. Я со своими товарищами часто спорю по этому вопросу, но говорить, что это наставление — полная глупость.
- Shtorm_333
- 2 августа 2021 в 19:00
- ↑
- ↓
откуда столько негатива? я житель провинциального города (ну по меркам Москвы, точно), и тут «суровые байкеры в жилетках с иностранными словечками» ни выглядят комично, и от них можно за такой юмор не кисло отхватить, что от каждого индивидуально, что от всех вместе. я не очень креативный человек, напишите пример создания чего-то своего, вы пополните уровень моей культурной грамотности, расширите рамки. и да -вы правы, про интернет, и ведь если мне не нравиться стиль одежды молодежи, который пришел к нам с запада, я на их интернет ресурсах не пишу, мол, надоели подражать, ищите свой стиль, я просто туда не лезу.
следовать чему то своему, создавать нечто новое исходя из наших реалий, нашего образа жизни…На этих словах про «что-то новое из наших реалий» мне сразу вспомнился недавний проект моего приятеля, который впихнул в советский «Урал» китайский движок V-твинн таким образом, что по компановке совкоцикл стал напоминать итальяшку.
- AismanOtto
- 2 августа 2021 в 16:09
- ↑
- ↓
Не совсем понятно, почему посторонние люди должны следовать чему-то из ваших реалий и образа жизни. МС движение — есть своеобразная форма общественной организации, принятая во всём мире. Это чем-то задевает вас лично?
- capitan_amer
- 2 августа 2021 в 8:57
- ↑
- ↓
Конечно должен.
На ригидный спортстер ставится просто, только выхлоп надо переделать
На ригидный спортстер ставится просто, только выхлоп надо переделать
По сей день очень популярное направление чопперостроения в Штатах. Очень много их строится на базе Honda у нас известной под название Honda Steed VLX600.
В ютубах и прочих инстаграммах можно найти массу образцов построенных в этом стиле именно на Хондовской базе. Например LNSPLTBLVD или Shadow600_brasil
В ютубах и прочих инстаграммах можно найти массу образцов построенных в этом стиле именно на Хондовской базе. Например LNSPLTBLVD или Shadow600_brasil
здесь был ататат
- AismanOtto
- 3 августа 2021 в 12:54
- ↑
- ↓
в Испании проходит Zombie Chopper Run. Суровый пробег старых мотоциклистов на не менее суровой олдскульной технике преимущественно в упомянутом стиле. Фотки и видео всегда очень душевные. Любителям стиля рекомендую к ознакомлению.
- capitan_amer
- 3 августа 2021 в 15:17
- ↑
- ↓
Я же писал статьи на эту тему,
Тут несколько причин:
1) чисто олдскул стиль,
2) легче чем ремень менять на бигтвине, где для замены ремня надо аж маятник снимать,
3) можно играться передаточными отношениями
Тут несколько причин:
1) чисто олдскул стиль,
2) легче чем ремень менять на бигтвине, где для замены ремня надо аж маятник снимать,
3) можно играться передаточными отношениями
- motofamous
- 4 августа 2021 в 7:49
- ↓
Даже по этой теме видно, что чопперы мало кого оставляют равнодушным. Мотоциклы со своим стилем и характером, не могут не вызывать эмоций.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (50)
RSS свернуть / развернуть