Блог им. rugged → История чопперов в стиле Frisco



Небольшая преамбула. Как я дошел до постройки чоппера на хардтейле в стиле «Frisco».

Изначально, я был равнодушен к чопперам. Да и что в наше время люди подразумевает под чоппером (По крайней мере те кто, знают что такое чоппер и что такое круизер).

Как правило в голове вырисовывается такая картина: огромное заднее колесо и лютая стилизация, зализанные баки с интегрированными черепами, гладкая как у спортбайка резина, обилие хрома и т.д.



Ну то есть, обычные шоу-стопперы, которые мы часто наблюдаем на выставках.



Либо другая сторона медали, классический чоппер из фильма изи райдер. Высокий руль, длинная вилка с измененным углом наклона и вынесенные вперед подножки.



Но как-то раз, просматривая ролике на ютубе, я наткнулся на интересный экземпляр, это был мотоцикл на раме хардтейл, с движком если я не ошибаюсь от Yamaha XS 650, с какого-то японского кастомного фестиваля. И это был чоппер, но абсолютно другой, узкое заднее колесо, компактный бак, не типичная для чоппера вилка и руль. Сам ролик назывался обзор боббера, и какой-то хороший человек в комментариях написал: «Вообще-то это далеко не боббер, это фриско чоппер» Ну и понеслось. Я начала копать тему, а идея постройки такой штуки, плотно засела в мою голову.

На просторах рунета, информации нет прям совсем, поэтому я решил этот пробел заполнить своей дилетантской статьёй. Поделюсь с вами тем, что мне удалось по крупицам собрать на американских форумах, сайтах и из интервью самих родоначальников стиля.

И так, как же всё начиналось. А начиналось всё, как и многие хорошие штуки, в Калифорнии в 60-х годах. А если поточнее, то в городе Сан-Франциско (отсюда и название стиля San-Francisco), местный чаптер клуба Hells Angels начал адаптировать свои мотоциклы, для езды именно по Сан-Франциско и окрестностям. Классический чоппер с длинной вилкой и вынесенными вперед подножками (forward control) был хорошей штукой чтобы проехать кучу миль по трассе, но для холмистого города с узкими улицами и нагруженным траффиком, он подходил едва ли.



Как говорит один из членов мотоклуба в одном из интервью. «Тогда, нам нужны были мотоциклы, которые позволили бы нам быстро приехать в какое-нибудь место на холме, разбить кому-нибудь лицо и так же быстро оттуда уехать, пока не приедут копы». Поэтому основой стиля Фриско была практичность, если можно так сказать. Так в чём же она заключалась.



Ну во первых «Less the best». То есть с байков снималось всё не нужное, как и в классическом чопперо/бобберо-строении. Поворотники, кофры, пульты и т.д.



Мотоциклы делались максимально узкими, чтобы можно было легко проезжать между машин, не задевая их. Узкий бак от спортстера, узкий руль, никаких широких колес или вынесенных поворотников.




Хоть многие и удлиняли вилки и изменяли угол наклона, эти изменения не были экстремальными. С длинной вилкой, было очень тяжело развернуться на узкой улице или холме Сан-Франциско. А для повышения клириенса использовали переднее 21-ти дюймовое колесо.

Следующим техническим отличием от классических чопперов тех годов, была замена «форвардов» (подножки вынесенные вперед) на «мидлы» (стандартное размещение подножек). Подножки стали делать как на классических мотоциклах, с ними управляемость была гораздо проще. Так же некоторые делали High-middle control. То есть подножки были посередине, но при этом подняты вверх, чтобы не цеплять при поворотах. такой стиль сейчас очень заходит японцам.




Двигаемся дальше, как я ранее упомянул, на фриско-чопперы ставили узкие и компактные баки от спортстера. При этом, в баке заваривался тоннель, чтобы увеличить его объем, а прикручивался бак прямо на спинку рамы. При этом бак получался задранным вверх, и чтобы не терять из-за этого угла драгоценную половину галлона топлива, бак модифировали, горловину переносили в самое высокое место, а бензокран, наоборот в самое низкое.



На чопперы, вернулись передние тормоза, как парни из Ангелов Ада рассказывали в интервью, после нескольких серьёзных инцидентов, было решено, что для комфортной езды по забитым улицам Сан-Франциско, только заднего тормоза не хватает.



С рулями свободы выбора появилось побольше. Руль должен быть узким и с хорошей управляемостью. Драг бары, z-бары, t-бары, narrow bunny ears и bunny ears.




Еще одна забавная деталь, Сан-Франциско действительно очень холмистый город и многие дороги там с серьезном углом наклона, так что ребятам с длинными выхлопами частенько приходилось чиркать ими об асфальт при разворотах подъеме, так что трубы пришлось так же загнуть вверх.





Наверно это все ключевые особенности которые можно выделить. На вопрос, а были ли Фриско чопперы на хардтейлах, создатели стиля отвечают так: «Конечно, это же чопперы, что за чопперы без хардтейлов)»





А что сейчас? Умер ли стиль? Не умер, но и популярностью особой не пользуется, хотя и тогда был скорее региональной особенностью окрестностей Сан-Франциско. Но судя по инстаграмму, появляется всё больше и больше энтузиастов, которым этот стиль нравится и они его потихоньку возрождают.

Обычно за основу берется «железный» Sportster (до 2004 года), переваривается на hardtail раму, конвертируется на цепной привод, усаживается на ретро резину Avon Safety Millage / Speedmaster, Shinko e270 или Firestone Deluxe Champion, ну а дальше всё по канонам стиля, которые я описал выше.




Так же в этом стиле делают мотоциклы из старых триумфов и японцев. Но как по мне, это немного другая тема, поэтому сильно вдаваться в это я не буду.



В следущей статье, я опишу своё видение, свои планы, расскажу про приобретение донора для постройки, запчастей и многое другое.

Подписывайтесь если вам понравилась эта статья и моя идея постройки Frisco чоппера на хардтейле. Ставьте лайки и делитесь в комментариях своими мыслями, замечаниями о неточностях и информацией, с удовольствием дополню или исправлю статью, потому как повторюсь, информации очень и очень мало, а трудности перевода особенно на слух, имеют место быть.
  • ruggedrugged
  • 1 августа в 14:59
  • 7
  • ?

Комментарии (50)

RSS свернуть / развернуть
+3
Zurabych
Да и что в наше время люди подразумевает под чоппером (По крайней мере те кто, знают что такое чоппер и что такое круизер).
Для большинства обывателей, чоппер=круизер=кастом=боббер)
+1
TrueSmoke
Все, что не спорт — чоппер.
Люди любят усложнять, где не надо, а так же не замечать разницу
0
buzileus
Мне эта тема вообще мимо, но я прям завидую твоей увлечённости…

0
TovarischChe
Вот откуда у современного clubstyle ноги растут)
+2
angel-angel
отличная тема.пиши о постройке своего хардтейла.на нашем ютубу есть только один не большой ролик о парне который на харде из спорти ездил в сторону сочи и все.он сам строил/хотя по мне он пи77дит/ немного. тоже все мечтаю о таком но пока не готов одну единственную дайну продавать и строить хардтейл.были бы финансы на второй байк…
-5
capitan_amer
Чеппер совершенно не ездовая вещь. И если и ездить на нем где-то, то из пресловутого Фриско в ЛА
+5
rugged
От Сан-Франциско до Лос Анджелеса почти 400 миль, что около 650 км. Я не буду с тобой спорить о том ездовая ли вещь чоппер/боббер/каферейсер/скремблер. Смысла в этом я не вижу. Если на мотоцикле ездят, значит он ездовой. А если у кого голда в спальне стоит годами, она ездовая?
0
capitan_amer
И?
Заправки, мотели, идеальный асфальт, дождь раз в несколько лет.
+1
rugged
Я в центральной России живу. Тут тоже заправки, мотели и нормальный асфальт.
0
capitan_amer
Если от гаража до бара.
вчера ехал по федеральной трассе, в районе Вышнего Волочка,
прямо через трассы железнодорожный перезд.
Я конечно, скорость не сбавляя, тряхонуло знатно.
+2
rugged
«Если от гаража до бара.»
Не вижу в этом ничего плохого. Никто никого не обязывает проезжать по 10 000 км в год. Это во-первых. Во-вторых, ты очень занудный, люди проезжали и проезжают страны, на лошадях, на велосипедах, даже на самокатах, было бы желание. Для комфортных перемещений, придумали самолёт. А хочешь приключений, выбирай транспорт который нравится. Я в статье просто написал пересказал историю как это было. На ютубе куча видосов из разряда несколько тысяч миль миль на хардтейле по Австралии/Новой Зеландии/Аризоне и тд. И дороги там есть хорошие, есть грунтовки, и ничего.
0
capitan_amer
Вообще ни одна деталь чеппера не несёт функциональной нагрузки, только стиль (или можно сказать понты).
Ну легенды, легенды, куда без них
0
capitan_amer
А идея запоганить риджидный спортстер мне нравится
Получится самый канонiчный чеппер.
А если найти раму от валуя? Или будет дороже чем спортстер поганить?
Не думаю, что ты полностью комплектный мотоцикл под это дело используешь
+1
rugged
Не комплектный, поворотники не мигают и звукового сигнала нет). Ну и поганят ветровиками и кофрами. А я буду отрезать лишнее.
-1
capitan_amer
Жалко.
Из комплектного риджида бы треккер сделать.
Но тут думать надо
А чоппер, приварил треугольник рамы, и готово :)
+2
rugged
Ясн.
0
dispatcher23
Познавательно. Подписался, будем наблюдать.
0
Finist_77
А это не от спортстера баки а от мелкой 125-кубовой чахотки по образцу DKW, которую они после войны выпускали под разными именами: Hammer, Ranger, Scat и т. п.
+1
rugged
В интервью они говорят о баках King Sportster и на форумах речь тоже именно о них. Понятно что это лишь условные правила и ставили от чего угодно. Но по коассике это бак от спортстера с заваренным тоннелем.
-4
Privalov
Копировать американцев может и здорово, но зачем? в чем смысл то следовать американскому стилю? В провинциальных городах России суровые байкеры в жилетках с иностранными словечками да на брутальных мотоциклах выглядят очень комично, и это так. По моему гораздо интересней следовать чему то своему, создавать нечто новое исходя из наших реалий, нашего образа жизни…
+6
Shtorm_333
человек хочет возродить маленький кусочек мото истории в таком вот виде. ему нравится, глупо его наставлять что надо, а что не надо. я обожаю историю и это её часть, стоит поддержать его стремление. на ваше предложение о создании собственного стиля много народа сделают удивленное лицо, в смысле зачем если нет такой цели.
0
Privalov
в каком месте вы увидели некое наставление с моей стороны? Это интернет, где каждый волен высказывать собственное мнение. Мне, например, смешно смотреть на народ в спортивном экипе или кожаном прикиде, словно неудачная пародия на Дартаньяна, а другие это воспринимают настолько всерьез, что за булочками в магазин ходят в жилетках мс. Я со своими товарищами часто спорю по этому вопросу, но говорить, что это наставление — полная глупость.
+1
Shtorm_333
откуда столько негатива? я житель провинциального города (ну по меркам Москвы, точно), и тут «суровые байкеры в жилетках с иностранными словечками» ни выглядят комично, и от них можно за такой юмор не кисло отхватить, что от каждого индивидуально, что от всех вместе. я не очень креативный человек, напишите пример создания чего-то своего, вы пополните уровень моей культурной грамотности, расширите рамки. и да -вы правы, про интернет, и ведь если мне не нравиться стиль одежды молодежи, который пришел к нам с запада, я на их интернет ресурсах не пишу, мол, надоели подражать, ищите свой стиль, я просто туда не лезу.
-1
Privalov
в чем вы увидели негатив? На одном лугу пчелы замечают только нектар, мухи — дерьмо. Не стоит уподобляться мухам и приписывать людям те свойства, которых у них нет. Ваше же стремление не учить молодежь на неких «их» ресурсах весьма похвально.
+2
Zamorok
следовать чему то своему, создавать нечто новое исходя из наших реалий, нашего образа жизни…
На этих словах про «что-то новое из наших реалий» мне сразу вспомнился недавний проект моего приятеля, который впихнул в советский «Урал» китайский движок V-твинн таким образом, что по компановке совкоцикл стал напоминать итальяшку.

-1
Privalov
каждый думает в силу своих знаний. Подобный примитив говорит о том, что вы не знакомы с работами кастомайзинговых мастерских.
+3
AismanOtto
Не совсем понятно, почему посторонние люди должны следовать чему-то из ваших реалий и образа жизни. МС движение — есть своеобразная форма общественной организации, принятая во всём мире. Это чем-то задевает вас лично?
-1
Privalov
а кто говорит о том, чтобы следовать моим словам? Вы бы внимательней читали комментарии.
+1
Zamorok
У меня вопрос к ТС по поводу задних колёс на этом фото:

Мне они отчего-то напоминают автомобильные. Это только кажется или есть резон иметь заднюю резину автомобильной, дабы снизить расходы на обслуживание?
Ну и интересно что в статье ни слова о кик-стартере. Он то должен быть?
0
capitan_amer
Конечно должен.
На ригидный спортстер ставится просто, только выхлоп надо переделать
0
DVG
Резина определенно автомобильная.
0
Terrano
Все возможно, скорее всего это те самые а-ля древность стильные ни черта не тормозящие мотошины, что перечислил ТС.
А может узкие и автопокрышки, darkside тема известная в узких кругах.
+3
DVG
  • DVG
  • 2 августа в 9:45
По сей день очень популярное направление чопперостроения в Штатах. Очень много их строится на базе Honda у нас известной под название Honda Steed VLX600.
В ютубах и прочих инстаграммах можно найти массу образцов построенных в этом стиле именно на Хондовской базе. Например LNSPLTBLVD или Shadow600_brasil
здесь был ататат

0
immoralez
Стиль живее всех живых, просто у нас имеет популярность едвали.
+3
Evgen_EP
Спасибо, всегда нравились узкие хардтейл чопперы, теперь знаю что это отдельный очень крутой стиль.
+3
AismanOtto
в Испании проходит Zombie Chopper Run. Суровый пробег старых мотоциклистов на не менее суровой олдскульной технике преимущественно в упомянутом стиле. Фотки и видео всегда очень душевные. Любителям стиля рекомендую к ознакомлению.
0
Evgen_EP
Слежу за ними в Инсте и на Ютубе, они оказали сильное влияние на мои взгляды в кастом культуре, но словосочетание «frisco chopper» как то обходило меня стороной, теперь всё встало на свои места.
+2
immoralez
в скандинавских странах ежегодный FÜCKERS run. на ютубе можно найти видосы с пробегов
0
Evgen_EP
Спасибо
+1
Lexa555
не совсем понятен переход на цепь именно с технической т.з.
+5
capitan_amer
Я же писал статьи на эту тему,
Тут несколько причин:
1) чисто олдскул стиль,
2) легче чем ремень менять на бигтвине, где для замены ремня надо аж маятник снимать,
3) можно играться передаточными отношениями
0
Lexa555
да, стиль — это понятно.
игра с передаточными, это мне единственное, что в голову пришло.
+4
AismanOtto
Длина. Цепь можно легко удлинять и укорачивать при перепиле рамы, как хочешь. С ремнем это не проканает.
+2
rugged
При наличии пары замков и звеньев, можно в дороге починить порвавшуюся цепь. Хотя если есть запасной ремень, это тоже не проблема. Так что скорее всё таки дань стилю.
+3
ogr
  • ogr
  • 3 августа в 21:40
Спасибо за статью! Очень интересная тема. Чопперы — это целая культура, звучит банально, но сам только недавно стал это замечать, а раньше тоже путал чопперы и круизёры.
+3
motofamous
Даже по этой теме видно, что чопперы мало кого оставляют равнодушным. Мотоциклы со своим стилем и характером, не могут не вызывать эмоций.
0
Artem_Lange
Спасибо, интересная статья, некоторые нюансы были в новинку!
+2
josero25
Даёшь продолжение! ))
0
turn83
Лет 5 назад на тумблере наткнулся на ленту, тоже заинтересовало. Но всегда думал что с «ушами» не очень удобно управлять. Некоторые просто доходят до крайности….недавно попался ролик на Ютубе где впринципе одна ручка и все ))
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. rugged, История чопперов в стиле Frisco