Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Irbis XR250 2013 → Выбор донора подвески

Привет, BIKEPOST. Я вернулся с командировок. А пробыл я там всю весну. Сезон в разгаре, мот разобран. Так что теперь надо собирать. На данный момент подвеска установлена, перебрана. Про переборку и поиск запчастей будет отдельно. Здесь разговор пойдет о выборе донора. Долгий разговор, где много букв.


В работе подвески оригинальной на IRBIS XR меня все устраивало после переборки перед сезоном 2020. Если опустить насколько изящно выглядит гнутый из квадрат трубы маятник сваренный китайцами то мне не нравился вес деталей. U-образный линк весил как сам маятник. Так чисто технически, хотелось перейти с шариковых подшипников обратно на игольчатые и втулки, т.е. вернуться к оригиналу. А оригинал китайцы скопировали с HONDA. Понимая любовь китая к HONDA (каб мотор, как и все остальный китай моторы, Pro-link на моем мотоцикле и тд.), хотелось найти первоисходник в виде мотоцикла HONDA с фотографии которого китайцы линейкой снимали размеры. Ниже на фото приведены рычаги IRBIS XR


Начал поиски, ища что то похожее среди древних Хонд, при том не 250 и не BAJA. И нашел я очень похоже, это маятник XLR 200 MD29. А также нашел очень похожие линки прогрессии от XR230 MD36 и от SL230 MD33E. Казалось бы вот он донор, ставим его линки. Нашел я их в продаже, но как правило на вопросе, алюминий или нет, наш разговор с продавцом заканчивался. Это не алюминиевые линки и снижения веса не будет. Да и ход подвески у SL230 стыдно маленький, по сравнению с китайцем. Ниже фото от этих линков от Хонд.

На этом поиски донора только линков из алюминия были прекращены. И принято решение неспешно искать донора подвески целиком. Проще всего на первый взгляд взять алюминиевую подвеску от топового китайца, но есть нюансы. Первое, это пустотелые оси заднего колеса, которые потребуют замены заднего колеса. На IRBIS диаметр оси 17 мм. Второе, пустотелые оси маятников, с большим диаметром чем на IRBIS. В стоке на IRBIS ось маятника 14 мм (но до меня его перевели на 15 ось и шариковые подшипники. Третье, стремление китайских инженеров повторить внешний вид рам KTM. А на IRBIS ближе к старым хондам XRL. Ниже рассмотрим варианты.
1 вариант это маятник с линками от HONDA XR 250 MD30. Он подходит по ширине в месте установки в раму, подходит по диаметру оси колеса, подходит полностью по месту крепления нижнего уха амортизатора IRBIS и подходит по месту крепления линка-косточки к раме. Маятник представляет из себя H-образную конструкцию (для простоты понимания, см мой пост про маятник на яву от чезета). Такая конструкция потребует изготовить втулку в среднюю часть маятника, так как в том месте у хонды ось маятника проходит через двигатель. То есть заднее крепление двигателя на хонде это ось маятника. Так же сделано в топовых китайцах с мотором FMM177. Это дает перспективы поставить потом такой мотор, и такие свапнутые IRBIS XR есть на BIKEPOST. Но, при всех плюсах этого мотора, у меня нет желание иметь водяное охлаждение, хотя пластик IRBIS располагает к размещению радиаторов. У меня есть желание остаться на воздушном или воздушномаслянном охлаждении и если и свапать, то 172 мотор с балансиром и… но это сильно позже, сильно позже.
2 вариант это маятник от HONDA XLR 250 MD20 — мотоцикл с подножками пассажира на маятнике. Маятник данной хонды имеет П-образную конструкцию, прогрессия и маятник имеют тавотницы. Ось маятника этой хонды, при должном уходе или хотя бы уходе, живет долго. Данный мотоцикл был в версии как с дисковым задним тормозом, так и с барабанным. Самое смешное, что кронштейн крепления заднего супорта IRBIS с минимальными доработками встанет на маятник XLR 250 под барабанные тормоза. И там и там с правой части маятника торчит цилиндрический выступ. На IRBIS он держит пластину, на HONDA тормозной барабан. Но есть проблема, и она в том, что U-образный линк HONDA XLR 250 имеет смещение точки крепления нижнего уха амортизатора в сторону от оси симметрии (см фото ниже). У XR 250 все по центру.

То есть идею со свапом маятника XLR можно забыть, так как к нему надо линки от XR, а как это будет вместе работать, какая геометрия получиться и какая прогрессивная характеристика не понятно. Что бы хоть как то это понять, нужны размеры. А просить продавцов мерить и объяснять зачем это надо и рассказывать про свап это нудно, порой долго и не интересно. Собственно так идея с маятником XLR легла в долгий ящик, она в него бы и сыграла, если бы ища маятник от XR 250 MD30 я бы не наткнулся на продавца, у которого был так же маятник от XLR 250. Выражаю благодарность продавцу с Сахалина. (Ссылку тебе на мой аккаунт давал, если читаешь, еще раз спасибо). Этот замечательный человек выслушал, все померил, прислал кучу фотографий. В результате мы выяснили, что U-образный линк от XR встанет в маятник XLR, так как этот линк у XR уже чем у XLR и немного другой геометрии. При этом мы получим точку крепления нижнего уха маятника по центру рамы. Но при этом мы получаем головняк с перерасчетом прогрессии. То есть нам надо понять, как будет работать подвеска с маятником от XLR (а растояние от оси маятника до оси линка отличается от XR и от IRBIS) на линках от XR (геометрия U-образного линка отличная от XLR) в раме IRBIS (а она только похоже на XLR 200 и сравнить ее геометрию с XLR250 рамой и с XR250 рамой нереально). В результате всех этих сложностей наступило длинное макетирование рычагов подвески из подручных материалов. Вход шло все, в основном дерево)))) В определенный момент мы випилили все элементы из дерева. Не ну не прям как в алюминии, но со всеми контрольными точками и размерами. И вот тут пришло понимание, что встанет этот конфиг. Он собственно уже встал, ждет сальников и некоторых деталей из токарки. И ход подвески сохраниться примерно 230 мм и мот немного ниже станет.
Спасибо тем кто дочитал. Про переборку подвески и про установку в раму будет позже, но будет.
  • Vital88Vital88
  • 3 июня 2021 в 23:54
  • ?

Комментарии (2)

RSS свернуть / развернуть
+1
Ice-T
Странное, конечно, решение-пытаться снизить массу элементов подвески на Ирбисе.Много ли сэкономишь, и, главное, зачем? Это явно мот не для этого.В первую очередь пластилиновая рама не даст воспользоваться плодами похудения, да и в целом мопед не для этого.
0
Vital88
Мопед не для этого это я знаю. Оценка снижения веса вами сделана на основе чего? Вес кстати на 5 кг снизился. И я это примерно и ожидал. Так как китайцы сделали литые из черняги линки. На счёт Китай рам согласен, пластилин. Но ничего не мешало японским эндуро 200 иметь алюминиевые маятники при разомкнутых пластилиновых рамах. Это я про старые 200-225 из Японии. Да и в оригинале крепление маятника сделано было правильно на заводе шинрей. Рама стягивалась на контролируемую длину втулки внутри маятника и все это на игольчатых подшипниках работало. Собственно слизано Китаем с древних хонд. Даже размеры пальцев втулок в Линке косточке одинаковые. Но предыдущий владелец пошел путем упрощения. И в результате крепление маятника в раме было реализовано не слишком грамотно, а искать запы на ирбис долго и по моему глупо. Ну и важный аспект, от части все это делалось с целью не только снизить вес, но ещё и снизить высоту по седлу при сохранении родного хода подвески 230 мм. Но снижение веса на дохлых китайцах тема актуальная. А так же переход на комплектующие доступные в продаже тоже. В РФ найти на этот ирбис что то сложно, на ттр250 проще, но общего в ирбисе хр и ттр 250 только название ирбис, даже заводы в Китае разные. Да и хобби у меня такое)))
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Irbis XR250 2013, Выбор донора подвески