Блог им. Sanchez_RSC → Рожденный летать ползать не может.
Так исторически сложилось, что мотоциклы всегда были близки с самолетами и авиацией в целом. Люди в теме никогда не скажут “водитель мотоцикла”, зато термин «пилот” стал общеупотребительным в мотосообществе. Дикие скорости, наклоны при маневрах, ветер в лицо, шлемы на голове, комбинезоны на теле… Да что там говорить – кто скажет, что между ними нет ничего общего – пусть первый бросит в меня камень.
Не удивительно, что многие люди, посвятившие себя небу, по земле передвигались на мотоциклах. Многие известные авиаторы и даже космонавты (Пит Конрад, например) были мотоциклистами. Это многие знают. А вот знаете-ли Вы, что гениальный советский учёный-конструктор, главный организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР и основоположник практической космонавтики, одна из крупнейших фигур XX века в области космического ракетостроения и кораблестроения, полковник, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик Академии наук СССР Сергей Павлович Королев тоже был «из наших”?
Все проанализированные мной источники сходятся в том, что Королев начал ездить на мотоцикле в 1930 году. В известной книге П.Т. Асташенкова “Академик С.П. Королев» описано следующее:
“В 1930-1931 гг., в период напряженного творческого труда, учебы, полетов Сергей Павлович познакомился с идеями К. Э. Циолковского о реактивном движении, о космонавтике. Они поразили его воображение захватывающей новизной, необычностью, удивительной смелостью. Захотелось узнать о них поподробнее. И он засел за изучение трудов Константина Эдуардовича, других ученых, хотя времени было более чем в обрез: он работал на авиазаводе, учился в летной школе, строил планеры. До предела сократил время на сон, для разъездов завел мотоцикл и на огромной скорости носился с завода в МВТУ, из МВТУ на аэродром, с аэродрома к месту постройки планера.”
Дочь великого конструктора, Наталья Королева в своей книге «Отец” развивает тему:
“2 ноября в авиационной секции Центрального Совета Осоавиахима СССР С.П. Королеву вручили пилотское свидетельство N 12, удостоверяющее, что отцу присвоено звание пилота-парителя и он имеет право совершать полеты на всех видах планеров. Этим документом отец очень гордился. После успеха на VI планерных состязаниях планера «Коктебель» отец решил сконструировать планер для высшего пилотажа и предложил С.Н. Люшину проектировать его вместе.
Когда чертежи планера были закончены, приступили к постройке. Строили там же на Беговой, где и годом ранее «Коктебель». Отец пригласил со своего завода нескольких столяров и слесаря — они работали вечерами и в выходные дни. Для перевозки материалов он купил мотоцикл «Дерад» с коляской и 16 августа 1930 г. вступил в Автодор — Общество содействия развитию автомобилизма и улучшению дорог в РСФСР. На этом мотоцикле он привозил с завода изготовленные там металлические детали. Закончили сборку планера в конце августа.”
Судя по всему, речь идёт о немецкой марке мотоциклов “D-Rad”. Короткая заметка в английской википедии гласит, что “D-Rad” это немецкая фабрика, расположенная в Берлине (Шпандау). Изначально фабрика была оcнована под торговой маркой “Star”, но в 1923 была поглощена Deutsche Industrie-Werke и переименована в “D-Rad”. Далее произошло слияние с NSU Motorenwerke, после чего в 1933 году было решено закрыть производство мотоциклов “D-Rad”.
В книге журналиста Ярослава Голованова “Королев. Факты и мифы» более подробно рассказывается про историю первого мотоцикла Королева:
“…Невольно подражая в мелочах своему авиационному наставнику Дмитрию Кошицу (летчик-инструктор, который учил Сергея Павловича управлять самолетом), Сергей купил мотоцикл и вступил в общество «Автодор». В то лето черно-зеленый «дерад» с коляской (у Кошица, правда, был «харлей») здорово выручал своего хозяина. На мотоцикле Королев ездил на работу, оттуда в мастерские, на склады, грузил в коляску части металлических конструкций, фанеру, различные детали и материалы…
….
…Все это происходило как раз летом 1930 года, когда Сергей Королев гонял по Москве на своем мотоцикле в поисках болтов, трубок, перкаля и прочих драгоценностей. Пока все устанавливалось, утрясалось и размещалось, он и строил планер и авиетку….”
Нигде в источниках я не нашел указания конкретной модели мотоцикла, но судя по коляске и описываемым годам, речь может идти о моделях D-Rad R0/4, R0/5 (1925г.в., 500cc) или R0/6, R0/9 (1928г.в., 500сс). Несмотря на солидный объем двигателя мощность таких мотоциклов колебалась всего от 8 до 12л.с., а максималка — от 90 до 105км\ч, в зависимости от модели. Марка существовала недолго, информации о ней мало, поэтому лично мне точно не удалось установить модель мотоцикла Королева. Если эту статью читают более сведущие в ретро-мотоциклах люди – буду признателен за Ваши соображения по этому поводу в комментариях. Тем не менее, в интернете мне удалось найти фотографии именно черно-зеленого D-Rad с коляской, модель R/04 1927г.в., которые Вы видите ниже. Возможно, что такой-же мотоцикл и был у Королёва.
В книге Голованова, также, описана поездка летчика-инструктора Кошица и Королёва в Коктебель. Ликуйте, “харлееводы”! Документально зафиксировано, что великий Сергей Павлович как минимум однажды пилотировал Вашу “икону” на Крымских серпантинах:
“… Из Феодосии они ехали на «харлее», который Кошиц привез с собой в Крым. Сергей – за рулем. Обгоняли можары с планерами: слет обещал быть большим, заявки в Осоавиахим прислали 18 организаций. Сергей увидел Коктебель и заколотилось сердце. Как теперь любил он это место! Насколько красивее оно слащавой Алупки!..”
Обратите внимание, что Королёв ехал за рулем «харли» своего друга Кошицы. Так и представляю этот, скорее всего и вправду имевший место быть, разговор:
«Димон, ну что ты ломаешься? Дай порулить Харлеем, я давно мечтал его попробовать!» ;)
По видимому, с тех пор мотоцикл надолго стал основным личным транспортом Королёва:
“…Черановский слушал этого крепкого румяного парня и улыбался. Королев ему нравился. Он приезжал сюда со своим другом на мотоцикле и учил ребят летать….”
В книге Голованова есть упоминания и о продаже “D-Rad" Королева. Зимой 1941 конструктор заболел тифом, после которого у него начались серьезные осложнения со здоровьем. Из-за последующих финансовых проблем верный мотоцикл ему пришлось продать своему другу и единомышленнику Петру Фролову:
“Королева временно перевели на инвалидность: такой долгий бюллетень не оплачивался. Денег не было, не у Гри же занимать?! Продал Петру свой «дерад». И Петру не повезло: сломал руку, тоже сидел дома.”
Какой следующий мотоцикл был у Сергея Павловича и был-ли вообще мне установить не удалось. Вообще, когда начинаешь собирать информацию про мотожизнь великих людей прошлого сталкиваешься с катастрофической нехваткой информации на эту тему. То-ли “скучные и правильные» биографы считали это увлечение несерьезным и несущественным на фоне общих заслуг описываемой личности, то-ли это не вяжется с образом “серьезного человека”… Но факт остается фактом: информации о Королеве-мотоциклисте и его байках осталось исчезающее мало. Тем не менее, даже то, что дошло сквозь пыль архивов, доказывает – Королев много ездил на мотоцикле и, как и все мы, попадал на нем в смешные приключения, о которых так весело потом рассказывать в кругу друзей.
В вышеуказанной книге Трунова описана забавная история, однажды приключившаяся со знаменитым конструктором:
“В те дни Сергей Павлович был весело возбужден, двигался бодро, молодцевато, хотя и подчеркивал, что ему уже пятьдесят четыре. В тот памятный день он вспоминал веселые эпизоды из своей молодости. Как-то, катаясь на мотоцикле, он наскочил на столб и угодил в кювет. При этом бриджи располосовались почти до пят. Расстроился: как до дому доберется? В это время к нему подошла группа солдат во главе с сержантом. Вытащили из кювета мотоцикл, осмотрели — ремонт требуется небольшой. Сказали: «Зайдёмте пока в чайную». Сергей Павлович сконфузился. «Ничего, за столом в угол сядете». — успокоил его сержант. Делать нечего, зашли в чайную. Вдруг сержант заметил: «Да у вас бриджи порваны! Разрешите заштуковать?» — «Но как?» — «Снимайте!» — «За столом?» — «Мы вас прикроем скатертью». Настоял на своем: заставил снять бриджи и унес их. Оказывается, до войны он был портным и так заштуковал брюки, что еще долгое время их можно было носить.”
Представляете? Человек, по инициативе и под руководством которого был осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта планеты Юрия Гагарина, после мотоаварии сидит без штанов в чайной, пока ему зашивают “экип”(!) Ну это же просто канонические веселые мотобудни! ;) И ведь человек спокойно рассказывал об этом. Какой пафос? Какой гламур? Какие понты? Как-же смешны и убоги на этом фоне “надувания щёк” современных знаменитостей, которые до смерти бояться показаться смешными или недостаточно важными!
А вот еще история, происхождение которой не удалось установить точно. Возможно, это просто байка, но она много где упоминается в связи с именем Королёва. А ведь дыма без огня, как известно, не бывает:
«Однажды, когда Королёв куда-то спешил, мотоцикл сломался. С трудом конструктор тогда добрался до города. Весь промерзший, голодный, Королев зашел в булочную у дороги, купил сдобную булку и тут же, сидя на тротуаре, съел ее. Спустя много лет Главный конструктор возвращался с совещания и маршрут его пролегал мимо старой булочной. Королев попросил персонального водителя остановить машину. Зашел в булочную… Прохожие с удивлением смотрели на солидного, хорошо одетого человека, сидевшего на тротуаре с булкой в руках рядом с шикарным автомобилем «ЗИМ»…
Вот такие неожиданные подробности биографии великого человека… Он был “из наших”, но даже если-бы это было возможно — язык не повернется фамильярно бросить личности такого масштаба наше обычное: «дай пять, бро!”. Поэтому, я просто склоню голову и немного помолчу в знак уважения и отдавая дань памяти конструктору, открывшему человечеству дорогу к звездам, и заядлому мотоциклисту по жизни — Сергею Павловичу Королёву…
Не удивительно, что многие люди, посвятившие себя небу, по земле передвигались на мотоциклах. Многие известные авиаторы и даже космонавты (Пит Конрад, например) были мотоциклистами. Это многие знают. А вот знаете-ли Вы, что гениальный советский учёный-конструктор, главный организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР и основоположник практической космонавтики, одна из крупнейших фигур XX века в области космического ракетостроения и кораблестроения, полковник, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик Академии наук СССР Сергей Павлович Королев тоже был «из наших”?
Все проанализированные мной источники сходятся в том, что Королев начал ездить на мотоцикле в 1930 году. В известной книге П.Т. Асташенкова “Академик С.П. Королев» описано следующее:
“В 1930-1931 гг., в период напряженного творческого труда, учебы, полетов Сергей Павлович познакомился с идеями К. Э. Циолковского о реактивном движении, о космонавтике. Они поразили его воображение захватывающей новизной, необычностью, удивительной смелостью. Захотелось узнать о них поподробнее. И он засел за изучение трудов Константина Эдуардовича, других ученых, хотя времени было более чем в обрез: он работал на авиазаводе, учился в летной школе, строил планеры. До предела сократил время на сон, для разъездов завел мотоцикл и на огромной скорости носился с завода в МВТУ, из МВТУ на аэродром, с аэродрома к месту постройки планера.”
Дочь великого конструктора, Наталья Королева в своей книге «Отец” развивает тему:
“2 ноября в авиационной секции Центрального Совета Осоавиахима СССР С.П. Королеву вручили пилотское свидетельство N 12, удостоверяющее, что отцу присвоено звание пилота-парителя и он имеет право совершать полеты на всех видах планеров. Этим документом отец очень гордился. После успеха на VI планерных состязаниях планера «Коктебель» отец решил сконструировать планер для высшего пилотажа и предложил С.Н. Люшину проектировать его вместе.
Когда чертежи планера были закончены, приступили к постройке. Строили там же на Беговой, где и годом ранее «Коктебель». Отец пригласил со своего завода нескольких столяров и слесаря — они работали вечерами и в выходные дни. Для перевозки материалов он купил мотоцикл «Дерад» с коляской и 16 августа 1930 г. вступил в Автодор — Общество содействия развитию автомобилизма и улучшению дорог в РСФСР. На этом мотоцикле он привозил с завода изготовленные там металлические детали. Закончили сборку планера в конце августа.”
Судя по всему, речь идёт о немецкой марке мотоциклов “D-Rad”. Короткая заметка в английской википедии гласит, что “D-Rad” это немецкая фабрика, расположенная в Берлине (Шпандау). Изначально фабрика была оcнована под торговой маркой “Star”, но в 1923 была поглощена Deutsche Industrie-Werke и переименована в “D-Rad”. Далее произошло слияние с NSU Motorenwerke, после чего в 1933 году было решено закрыть производство мотоциклов “D-Rad”.
В книге журналиста Ярослава Голованова “Королев. Факты и мифы» более подробно рассказывается про историю первого мотоцикла Королева:
“…Невольно подражая в мелочах своему авиационному наставнику Дмитрию Кошицу (летчик-инструктор, который учил Сергея Павловича управлять самолетом), Сергей купил мотоцикл и вступил в общество «Автодор». В то лето черно-зеленый «дерад» с коляской (у Кошица, правда, был «харлей») здорово выручал своего хозяина. На мотоцикле Королев ездил на работу, оттуда в мастерские, на склады, грузил в коляску части металлических конструкций, фанеру, различные детали и материалы…
….
…Все это происходило как раз летом 1930 года, когда Сергей Королев гонял по Москве на своем мотоцикле в поисках болтов, трубок, перкаля и прочих драгоценностей. Пока все устанавливалось, утрясалось и размещалось, он и строил планер и авиетку….”
Нигде в источниках я не нашел указания конкретной модели мотоцикла, но судя по коляске и описываемым годам, речь может идти о моделях D-Rad R0/4, R0/5 (1925г.в., 500cc) или R0/6, R0/9 (1928г.в., 500сс). Несмотря на солидный объем двигателя мощность таких мотоциклов колебалась всего от 8 до 12л.с., а максималка — от 90 до 105км\ч, в зависимости от модели. Марка существовала недолго, информации о ней мало, поэтому лично мне точно не удалось установить модель мотоцикла Королева. Если эту статью читают более сведущие в ретро-мотоциклах люди – буду признателен за Ваши соображения по этому поводу в комментариях. Тем не менее, в интернете мне удалось найти фотографии именно черно-зеленого D-Rad с коляской, модель R/04 1927г.в., которые Вы видите ниже. Возможно, что такой-же мотоцикл и был у Королёва.
В книге Голованова, также, описана поездка летчика-инструктора Кошица и Королёва в Коктебель. Ликуйте, “харлееводы”! Документально зафиксировано, что великий Сергей Павлович как минимум однажды пилотировал Вашу “икону” на Крымских серпантинах:
“… Из Феодосии они ехали на «харлее», который Кошиц привез с собой в Крым. Сергей – за рулем. Обгоняли можары с планерами: слет обещал быть большим, заявки в Осоавиахим прислали 18 организаций. Сергей увидел Коктебель и заколотилось сердце. Как теперь любил он это место! Насколько красивее оно слащавой Алупки!..”
Обратите внимание, что Королёв ехал за рулем «харли» своего друга Кошицы. Так и представляю этот, скорее всего и вправду имевший место быть, разговор:
«Димон, ну что ты ломаешься? Дай порулить Харлеем, я давно мечтал его попробовать!» ;)
По видимому, с тех пор мотоцикл надолго стал основным личным транспортом Королёва:
“…Черановский слушал этого крепкого румяного парня и улыбался. Королев ему нравился. Он приезжал сюда со своим другом на мотоцикле и учил ребят летать….”
В книге Голованова есть упоминания и о продаже “D-Rad" Королева. Зимой 1941 конструктор заболел тифом, после которого у него начались серьезные осложнения со здоровьем. Из-за последующих финансовых проблем верный мотоцикл ему пришлось продать своему другу и единомышленнику Петру Фролову:
“Королева временно перевели на инвалидность: такой долгий бюллетень не оплачивался. Денег не было, не у Гри же занимать?! Продал Петру свой «дерад». И Петру не повезло: сломал руку, тоже сидел дома.”
Какой следующий мотоцикл был у Сергея Павловича и был-ли вообще мне установить не удалось. Вообще, когда начинаешь собирать информацию про мотожизнь великих людей прошлого сталкиваешься с катастрофической нехваткой информации на эту тему. То-ли “скучные и правильные» биографы считали это увлечение несерьезным и несущественным на фоне общих заслуг описываемой личности, то-ли это не вяжется с образом “серьезного человека”… Но факт остается фактом: информации о Королеве-мотоциклисте и его байках осталось исчезающее мало. Тем не менее, даже то, что дошло сквозь пыль архивов, доказывает – Королев много ездил на мотоцикле и, как и все мы, попадал на нем в смешные приключения, о которых так весело потом рассказывать в кругу друзей.
В вышеуказанной книге Трунова описана забавная история, однажды приключившаяся со знаменитым конструктором:
“В те дни Сергей Павлович был весело возбужден, двигался бодро, молодцевато, хотя и подчеркивал, что ему уже пятьдесят четыре. В тот памятный день он вспоминал веселые эпизоды из своей молодости. Как-то, катаясь на мотоцикле, он наскочил на столб и угодил в кювет. При этом бриджи располосовались почти до пят. Расстроился: как до дому доберется? В это время к нему подошла группа солдат во главе с сержантом. Вытащили из кювета мотоцикл, осмотрели — ремонт требуется небольшой. Сказали: «Зайдёмте пока в чайную». Сергей Павлович сконфузился. «Ничего, за столом в угол сядете». — успокоил его сержант. Делать нечего, зашли в чайную. Вдруг сержант заметил: «Да у вас бриджи порваны! Разрешите заштуковать?» — «Но как?» — «Снимайте!» — «За столом?» — «Мы вас прикроем скатертью». Настоял на своем: заставил снять бриджи и унес их. Оказывается, до войны он был портным и так заштуковал брюки, что еще долгое время их можно было носить.”
Представляете? Человек, по инициативе и под руководством которого был осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта планеты Юрия Гагарина, после мотоаварии сидит без штанов в чайной, пока ему зашивают “экип”(!) Ну это же просто канонические веселые мотобудни! ;) И ведь человек спокойно рассказывал об этом. Какой пафос? Какой гламур? Какие понты? Как-же смешны и убоги на этом фоне “надувания щёк” современных знаменитостей, которые до смерти бояться показаться смешными или недостаточно важными!
А вот еще история, происхождение которой не удалось установить точно. Возможно, это просто байка, но она много где упоминается в связи с именем Королёва. А ведь дыма без огня, как известно, не бывает:
«Однажды, когда Королёв куда-то спешил, мотоцикл сломался. С трудом конструктор тогда добрался до города. Весь промерзший, голодный, Королев зашел в булочную у дороги, купил сдобную булку и тут же, сидя на тротуаре, съел ее. Спустя много лет Главный конструктор возвращался с совещания и маршрут его пролегал мимо старой булочной. Королев попросил персонального водителя остановить машину. Зашел в булочную… Прохожие с удивлением смотрели на солидного, хорошо одетого человека, сидевшего на тротуаре с булкой в руках рядом с шикарным автомобилем «ЗИМ»…
Вот такие неожиданные подробности биографии великого человека… Он был “из наших”, но даже если-бы это было возможно — язык не повернется фамильярно бросить личности такого масштаба наше обычное: «дай пять, бро!”. Поэтому, я просто склоню голову и немного помолчу в знак уважения и отдавая дань памяти конструктору, открывшему человечеству дорогу к звездам, и заядлому мотоциклисту по жизни — Сергею Павловичу Королёву…
- Sanchez_RSC
- 20 июля 2016 в 16:33
- 7
- +75
- VladimirKawa
- 20 июля 2016 в 16:52
- ↓
По моему даже в фильме «Укрощение огня» отмечен факт любви Гл.Конструтора к мотоциклам. Он подарил своему сыну из фильма не что-то, а МОТОЦИКЛ.
- Sanchez_RSC
- 20 июля 2016 в 16:56
- ↓
Вот уже после публикации поста нашёл тут на БП статьи про D-Rad. Кому интересно, в продолжение темы: bikepost.ru/blog/retro/10732/%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE-%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB-d-rad-ro6-1929.html
- Sanchez_RSC
- 20 июля 2016 в 16:57
- ↑
- ↓
- leonid8185
- 20 июля 2016 в 17:21
- ↓
Если бы Сергей Павлович знал, что на моторесурсе напишут про него как про Мотоциклиста я думаю он бы подарил нам больше фоток.
- Sanchez_RSC
- 20 июля 2016 в 17:25
- ↑
- ↓
Не говори! :) С ПРИСТРАСТИЕМ искал хоть одну фотографию Королёва на мотоцикле — безуспешно :(
Зато очень радовался, что нашёл совместную фотку с его мотобратаном, харлееводом Дмитрием Кошицей.
Зато очень радовался, что нашёл совместную фотку с его мотобратаном, харлееводом Дмитрием Кошицей.
- leonid8185
- 20 июля 2016 в 17:33
- ↑
- ↓
Это редкие кадры, ввиду того что не было как сейчас гаджетов, камер в каждом чайнике, фото на пленку получилось или нет проявили или нет, а вот что опубликовали для огласки, тех еще меньше.
Надо попробовать поискать записи где Сергей Павлович был на испытаниях, возможно там проскочит мотоцикл.
Надо попробовать поискать записи где Сергей Павлович был на испытаниях, возможно там проскочит мотоцикл.
Вообще, когда начинаешь собирать информацию про мотожизнь великих людей прошлого сталкиваешься с катастрофической нехваткой информации на эту тему. То-ли “скучные и правильные» биографы считали это увлечение несерьезным
не в биографах дело, просто мотоцикл не был тогда увлечением, это был простой транспорт. Недорогой и доступный.
- Sanchez_RSC
- 20 июля 2016 в 17:36
- ↑
- ↓
С одной стороны да, с другой стороны в моей серии ЖЗМ :) уже описывались Лоуренс, Устинов и Королев. Не думаю, что конкретно у этих людей не было возможности ездить на личной машине. Да и мелкие детали, типа поездки в Коктебель на чужом харли показывают — транспорт-транспортом, а всё-таки вштыривало и доставляло удовольствие. Как не крути. ;)
- Sanchez_RSC
- 20 июля 2016 в 17:41
- ↑
- ↓
Да, еще обратите внимание, что у разных биографов проскальзывает: «на огрмоной скорости носился», «гонял» — то есть любил скорость.
В 30-х видимо личную машину еще не заслужил. Смотри, это мы тут такие все мотоциклисты, романтики, рыцари дорог и любители острых ощущений. А в СССР миллионы мотоциклистов тупо возили сено и навоз в своих колясках. И ни о каких байкпостах и не мечтали. Так что мотоцикл был банальным ТС, промежуточным этапом между велосипедом и автомобилем.
- Sanchez_RSC
- 20 июля 2016 в 17:50
- ↑
- ↓
Ты во многом прав, безусловно. Тогда моц еще был просто транспортом. И вся эта байкерская движуха началась уже сильно после второй мировой. Но я никогда не поверю, что Королёв (который помимо того, что был конструктором, еще был и неплохим летчиком) не получал удовольствия от скоростных прохватов на моце ;)
Но я никогда не поверю, что Королёв (который помимо того, что был конструктором, еще был и неплохим летчиком) не получал удовольствия от скоростных прохватов на моце ;)
та что ему твой моц, если он был настоящий летчик, а не в переносном смысле, там адреналина на порядок больше ))
хотел бы гонять, снял бы коляску, а так чисто утилитарное ТС.
- Sanchez_RSC
- 20 июля 2016 в 17:53
- ↑
- ↓
И да, про поздний СССР тут есть посты уважаемого Odin_iz75g. Который немного опровергает версию про советских мотоциклистов с люльками, полными сена и навоза и «просто транспорт». ;)
- Sanchez_RSC
- 20 июля 2016 в 17:55
- ↑
- ↓
Бесись, не бесись — а термин общеупотребим. Английское «rider» не очень прижилось, «байкер» — для цивилов и журналистов, для которых любой чел на моце — байкер. А вот «пилот» в значении «человек, управляющий мотоциклом» общеупотребимо везде.
- leonid8185
- 20 июля 2016 в 18:08
- ↓
А как звали персонажа из «Покровских Ворот» который гонял на ИЖаке?
Он вроде бы упивался тем что он гоняет на мотеи отнюдь не с коляской.
Он вроде бы упивался тем что он гоняет на мотеи отнюдь не с коляской.
- rawmeathunte
- 20 июля 2016 в 20:33
- ↓
Люди в теме никогда не скажут “водитель мотоцикла”, зато термин «пилот” стал общеупотребительным в мотосообществе.Я говорю, про нормальных людей, управляющих мотоциклами, «водитель» или «мотоциклист». Термин «пилот», если он применяется в отношении двухколесных на общих дорогах (а не на треке), мне режет слух также как и «хруст». Эти слова означают индивидуума, склонного к самой большой глупости, а именно риску для жизни не ради рекорда, но ради тщеславия.
- TermoSINteZ
- 20 июля 2016 в 23:04
- ↓
еще рекомендую почитать книгу «Постскриптум». Автор Раушенбах Борис Викторович. Был одним из основоположников российской космонавники, академик, работал с Королевым. Не так известен как Королев, но тем и интересен.
Много интересного пишет про себя, про Королева про СССР и про те времена.
Много интересного пишет про себя, про Королева про СССР и про те времена.
- Sanchez_RSC
- 21 июля 2016 в 11:39
- ↑
- ↓
Спасибо! Сам был удивлён. История про бриджи отдельно повесилила. Ну ведь правда такие дурацкие ситуации случались почти у каждого во время мотожизни. Особенно часто веселая хрень приключается в дальняках, почему то.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (36)
RSS свернуть / развернуть