Привет, Байкпостовчанин. Кажется, ты используешь AdBlock.
БайкПост развивается и существует за счет доходов от рекламы. Добавь нас в исключения.
открытое письмо как отключить

Honda CRM250AR 1999 → Ремонт тросов - пайка бобышек

На одном из форумов где я черпаю информацию по ремонту своего нового коня Honda CRM250AR я написал пост о том как справился с проблемными тросами и пожалуй напишу его здесь, вдруг кому пригодится. Конечно есть достаточное количество информации в сети о том что бобышки можно напаять, накрутить, напрессовать и обточить, но нигде не нашёл варианта изготовления бобышек из тормозных трубок которые есть в любом авто магазине. А как мне показалось, этот вариант достаточно прост, надёжен и под силу всем у кого есть паяльник, и дрель.



Кому интересно, прошу под кат…

В общем, обнаружил я на свежекупленном CRM250AR повреждения на тросе обратки газа и на одном из тросов сервопривода. Поскольку я уже имел неудачный опыт ремонта троса с помощью билтемовского (biltema) ремкомплекта и винтовой бобышкой, которая оборвалась в самый не подходящий момент, то решено было паять.



Начал я с поиска троса диаметром 1,5 мм. Поначалу купил первый попавшийся трос подходящего сечения, но сравнив его гибкость с родным, было решено искать дальше. Читая интернеты я узнал что гибкость троса зависит от количества жил и варианта плетения.



То что я купил вначале было 1x19, а то что нашел в другом магазине было 6x7+1 (по 10 руб/м в магазине Метизы). Второй трос по гибкости оказался схож с оригиналом, на нём и остановился. Для наглядности фотка с оригиналом снизу, 6x7 посередине и 1x19 сверху:



Далее начал поиски бобышки, а поскольку я работаю на территории авторынка, это не заняло много времени. Решено было в качестве бобышки использовать тормозную медную трубку диаметром 6 мм и 5 мм которая продаётся метрами на отрез. Диаметр родных бобышек плавал возле цифр 5.6-5.9 для троса газа и 4.9 для троса сервопривода. Поначалу я нарезал болгаркой — получалось кривовато, не всегда подходящей длинны и края приходилось дополнительно обрабатывать. Затем стрельнул приспособу которой эти самые трубки режут и буквально за 2 минуты настругал себе бобышек лет на 5 вперёд :) и сразу же их накернил




Затем, сверлом на 1.6 мм просверливал заготовки насквозь и на одной из сторон расширял отверстие до 3 мм, тоже сверлом естественно. Потом пару взмахов напильником и можно переходить непосредственно к тросу.



Трос перед резкой или засовыванием в отверстия такие как бобышка, оболочка троса — необходимо залудить что бы он не «пушился». Канифоль для обработки места пайки троса в разных её проявлениях и сортах не подходит, и необходимо для этого использовать паяльную кислоту для «чермета».



Опускаем в неё пол сантиметра троса, ждём секунд 30 пока идут пузыри и наносим олово хорошо разогретым паяльником. К слову с обычным паяльником 65 ватт у меня почему то не получилось и дальнейшие действия я производил паяльником в составе паяльной станции врубленном на максимум (480 градусов). Возможно просто тот паяльник был уставший или недостаточно мощный. Конец который опускали в кислоту чернеет




После продеваем трос через маленькое отверстие в бобышке и загибаем кончик 2-3 мм на на 180 градусов. Для этой цели я использовал маленькие утконосы. После того как загнули, наносим еще немного припоя что бы зафиксировать это дело и втягиваем в бобышку.





Для удобства пайки и фиксации я взял пластину предположительно из текстолита, сделал пропил для просовывания троса и зажал её в тиски под наклоном «на себя» для того что бы при заливании полостей бобышки оловом, оно не натекало по тросу за её пределы. В противном случае трос после выхода из бобышки становится несгибаемым.



Ну и прислоняем паяльник к бобышке, ждём когда она прогреется до достаточной температуры и подаём в неё олово. Я использовал олово с канифолью в виде 1 мм проволоки на катушке. Что то вроде этого:



Когда пустоты заполнятся а снизу бобышки повиснет оловянная капля, можно дать остыть и окончательно обработать напильником.





Для проверки надежности я долго думал что бы такое на неё повесить, но поскольку руки было только две, а что то вешать тяжёлое это надо — один держит, другой привязывает и т.д. В общем не придумал ничего кроме, как повиснуть самому B) итог — 70 кг нагрузки, бобышка не оторвалась.

UPD. Упустил момент про нейтрализацию кислоты, хорошо подсказали в комментариях, спасибо. У себя я промыл водой т.к. на бутылке производителем указанно что «смывается водой» и побрызгал вэдэхой т.к. вытесняет влагу и смазывает. В комментарии madcrokodile рекомендует нейтрализовывать раствором соды.
  • FPSFPS
  • Павел
  • 25 января 2016 в 19:31
  • 118
  • ?

Комментарии (46)

RSS свернуть / развернуть
+2
Andsah
Годная технология.Я тоже так делаю, только для наилучшего закрепления троса ещё с боков болтики вворачиваю, а потом обрезаю и пропаиваю.
+2
FPS
Я с одним тросом промахнулся в длине. Решил отсосать олово из бобышки, выдернуть трос и использовать её повторно. В общем олово отсосал и стал вырывать в надежде что кончик разогнётся и я её вырву. Не тут то было ;) рвал как мог но взад трос не вышел. Пришлось обрезать и вытягивать вперёд
+1
FPS
Это я к тому — ну куда ещё прочнее то? ;) хотя лучше перебдеть…
0
Andsah
Ну оригинальные тросы как раз заделаны сбоку, тольк прессом или спец щипцами.Я просто повторил технологию.
Если просто пайка в теории ещё может расшатать и вырвать то сплющенный между двумя болтами и пропаянный трос совсем нет )
0
IGOR-V-CH
Тогда уж болт-стопор (без головки, чтобы не спиливать ).
0
Andsah
Нету у меня таких болтиков в ассортименте, а вот обычных много.Спилить дело нескольких секунд.
+3
okjetpes
Спасибо! Очень познавательно.
Ударим импортозамещением по курсу…
+2
SlavaARB
Спасибо. Хороший, познавательный пост.
0
MikeDream
Как то размышлял над подобным вопросом, но в универсальном наборе были винтовые бобышки, которые уже два сезона служат без проблем.
0
oldrider
Хороший способ, возьму на вооружение.
+1
madcrokodile
Красиво. Но не увидел ни слова о нейтрализации кислоты раствором соды.
Кислота сожрёт твой трос и он порвётся в месте пайки.
0
FPS
На бутылке с кислотой написано что удаляется водой. Да, действительно, упустил это в описании процесса. А так, конечно же промыл водой и прыснул для начала вэдэхой.
0
madcrokodile
Тогда соррян:) Хотя яб всё таки содой смывал бы кислоту.
0
FPS
Спасибо за подсказку. Добавил в конец поста.
0
Andsah
Я спиртом промывал, специальные баллончики продаются в магазинах с товарами для пайки.
+1
lesnik136
Кислота удаляется щелочью. Самый простой способ мыльный раствор. Кислота с троса убирается сразу после лужения, до пайки с бобышкой. Паять очень удобно строительным феном с регулировкой температуры. 300 градусов вполне достаточно. Разогревается намного быстрее, чем паяльником.
0
Andsah
Не всё смывается мыльным раствором.Феном не пробовал, надо будет при случае провести эксперимент.
0
Bredli
в составе ортофосфорная кислота, черная пленка на тросе — фосфатная соответственно.
это антикоррозийное покрытие, его не надо смывать.
Х И М И Я ребята:)
+1
agile
  • agile
  • 25 января 2016 в 20:53
«бобышка на оторвалась» — так оторвалась или нет)
0
FPS
Опа, косячок. Исправлю. Нет конечно ;)
0
BRz
  • BRz
  • 25 января 2016 в 21:04
Спасибо большое!
0
Endless
вопрос по поводу троса: если он будет мягче оригинального — чем это чревато?
+1
FPS
Лично мне кажется что если мягче (гибче) — то ничем. А вот если жёстче то он не сможет нормально повторять контуры направляющих «колёс». Тот что 1x19 был жёстче в два раза чем 6x7. На просторах интернета видел таблицу с указанием гибкости для разных диаметров и вариантов плетения. Также наткнулся на следующее «Гибкость троса при прочих равных условиях определяется диаметром проволок и их числом. Чем меньше диаметр проволоки или чем больше их число в пряди при одинаковом диаметре проволок и числе прядей, тем трос более гибкий. Вместе с тем, трос из проволок меньшего диаметра стоит дороже и быстрее изнашивается.» Вывод что более гибкий трос свитый из проволок меньшего диаметра раньше начнёт лохматиться т.к. тонкие проволоки будут быстрее перетираться из за трения в оболочке и направляющих.
0
Endless
спасибо за ответ. пол дня вчера паял бобышку… оказывается кислота… оказывает залудить))) век живи — век учись)
+1
DIL
  • DIL
  • 25 января 2016 в 22:13
Да это просто учебник по изготовлению бобышек. Годный весьма. Плюс!
0
Daem74
Идея с трубкой хороша. Мы (в лихие 80-е) просто напаивали медную проволоку, накладывая ее слой за слоем.
0
Hornet919
статья полезная. но подозреваю припой не самый подходящий
0
FPS
Возможно конечно. Я паял не очень нагруженные тросы. Например если бы я паял трос сцепления, то скорее всего задумался бы о прочности припоя. Сейчас на вскидку заглянув в справочники и допустив что штатные бобышки сделаны из свинца, что очень похоже, я могу сказать что по некоторым показателям прочности олово обходит свинец.
Олово — «Предел прочности при растяжении 16,6 Мн/м2 (1,7 кгс/мм2); относительное удлинение 80-90%; твердость по Бринеллю 38,3-41,2 Мн/м2(3,9-4,2 кгс/мм2).»
Свинец — «Твердость по Бринеллю 25-40 Мн/м2 (2,5-4 кгс/мм2); предел прочности при растяжении 12-13 Мн/м2, при сжатии около 50 Мн/м2; относительное удлинение при разрыве 50-70%.»
Разница которая явно не в пользу припоя с основой из олова, это температура плавления практически в два раза меньшая. Думаю что практика покажет.
+1
Bredli
можно попробовать так называемый твердый припой, его применяют для пайки медных трубок в холодильных системах.
а в составе: медь+серебро, процентное отношение не помню, но штука крепкая.
ps. отличный пост) +
0
FPS
Посмотрел такой припой. Температура плавления начинается от 650 градусов что может негативно сказаться на свойствах троса даже в двух сантиметрах за пределами бобышки. Он попросту может начать ломаться. Я читал что люди 100 ваттными паяльниками умудрялись «перегреть» трос. Когда настанет время паять трос сцепления, попробую использовать твёдрый припой, но как я писал выше — олово не хуже свинца.
+2
del34
  • del34
  • 25 января 2016 в 23:51
Осталось купить паяльную станцию и раздобыть медную трубку )
Надо запомнить способ, думаю пригодится
+2
RideBike
ооооооо ну думаю это методика далеко не нова
есть еще вариант сплющивания и обтачивания гайки)
+1
Plunger
Дааа этим способом не один трос восстанавливал)))одна беда -гайка надо с мягкого металла ибо металлическая резьбой перебивает несколько витков проволки троса и недолговечно но быстро)и доехать всегда хватит до гаража без проблем!
0
Programer23
И на любом отбойнике куском кирпича лечится.
0
yarkom1
Взято на заметку. Крутой способ. И в принципе не трудоёмкий.)))
0
LIMUR
  • LIMUR
  • 26 января 2016 в 10:18
Годнота!
0
Wool
  • Wool
  • 26 января 2016 в 10:46
Спасибо, сохранил)
0
Elessar
Век живи, век учися!
Благодарю!
0
Bahmut
Отличный пост! Ловите плюс, напишите, плз, впечатления о мотике, очень интересно было бы почитать.
0
FPS
Хорошо, когда приведу в порядок — обязательно опишу. Сам надеюсь на крайне положительные, но в действии его ещё не щупал. Нашёл объявление — приехал — завели — снега по колено — заглушили — разобрали — погрузили — довезли — выгрузили — разобрали окончательно — починяю :)
0
Bahmut
Благодарю, буду ждать с нетерпением.
0
Gesser
Толково, в закладки!
+1
ZorgNSK
В юности мы просто использовали гайку. Надеваешь на тросик. Кончик петелькой, в него маленький гвоздик. Гайка расплющивается по грани, всё! Можно ехать!) Это способ мне пригодился в 2011 году когда лопнул трос сцепления у моего приятеля. А способ описанный выше хорош!
0
wega51
+, классика жанра, -в избранное!
0
kkolyan
читал что олово жутко хрупкое при сильном холоде. т.н. «Оловянная чума». Сплав со свницом в припое решает эту проблему?
0
Boroda14
Добавлю к этому очень полезному посту свои пять копеек.
У моего аппарата в профиле, тросик свой собственный, а даже в Москве
никто не горит желанием подбирать трос.
Ясное дело, что по каталогам на CPI что-то найти универсальное без шансов.

Какая была проблема — тросик лопнул как в посте выше, но еще была заломана оболочка
в креплении к карбюратору, а она там как у хонд, кавасаки, сузук, трубка идет стальная, под углом и с пластиком внутри.
Дербан стальной трубки показал, что она вальцевалась на трос на заводе, в результате у меня на руках ровно отпиленная оболочка троса, и ровно отпиленная завальцовка троса в трубке(а далее ее толщина примерно 2 мм по стенкам, и внутри ее место строго под трос и пластиковую его оболочка).
Чесал репу как с этим всем взлететь. Оказалось достаточно просто. Медь легко тянется.
Топаем на любой хозяйственный рынок, покупаем 10мм медную трубку. В моем случае, она на пару миллиметров была велика, но я счел что бродить со штангелем по магазину запчастей грузовиков это сложнее. Далее берем обычный кримпер для обжатия телевизионных кабелей, и отлично осаживаем кусок медной трубки на стальную трубку. Далее пропускаем трос в оболочку со стороны трубки, чтобы получить соосность, и тем же кримпером обжимаем медную трубку уже на оболочке, предварительно вставив ее до упора. Безусловно это колхоз, но вполне работающее решение, когда как у меня тос уникален. До кучи, еще совсем не лишнее натянуть на это сочленение термоусадку.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Honda CRM250AR 1999, Ремонт тросов - пайка бобышек