Блог им. Sonique → Человек и машина
… или Почему фанаты спортивных автомобилей не пересаживаются на мотоциклы?
Гордон Марри
Суперзвезда мотогонок Валентино Росси предпочел остаться в MotoGP и не уходить в Формулу-1. Свое решение он объяснил тем, что в седле мотоцикла у него больше возможностей проявить свой талант, чем за рулем автомобиля Ф-1, где время на круге больше зависит не от гонщика, а от того, как настроят его машину инженеры. Он абсолютно прав, но, на мой взгляд, это отнюдь не единственная причина.
Подавляющее большинство мотоциклов покупаются людьми исключительно ради упоения вождением. Между тем среди автомобилистов лишь немногочисленные покупатели спорткаров руководствуются теми же соображениями при покупке машины. А тех, кто ездит на и на спортбайках, и на спорткарах, и вовсе единицы.
Я отношу себя к этим единицам. Мотоциклы я люблю и езжу на них с тех пор, как в 1962 году отец купил мне за 10 фунтов подержанный 50-кубовый Maserati. Но и спортивные автомобили всегда были моей страстью. Честно говоря, я ни разу в жизни не купил четырехдверный седан! Так что об отличиях мотоцикла от автомобиля я знаю не по наслышке.
Выбирая четыре колеса вместо двух, поклонники скорости вряд ли руководствуются ценой. Представьте себе ситуацию: вам предлагают двухместный «аппарат» с V-образной «четверкой», которую можно «крутить» до 9000об/мин, с максимальной скоростью 250км/ч, разгоном до «сотни» за 3,5 секунды, багажником не меньше, чем у иного компактного спорткара и расходом топлива около 6 литров на 100км. И все это – за скромные 20 тысяч долларов. Думаю, вы тут же побежите за деньгами. Пока не узнаете, что этот «аппарат» — моя Honda V4 Pan European. На двух колесах.
Как видите, по сравнению со спорткарами мотоциклы – не такое уж дорогое удовольствие, так что дело точно не в цене. И не в конструкции или технической начинке. Конструкторы мотоциклов тратят гораздо больше времени и сил на снижение массы, и во многих отношениях «байки» технически более совершенны, чем автомобили: литые блоки цилиндров, двойные распредвалы и многоклапанная компоновка являются для мотоциклов нормой на протяжении нескольких десятилетий. Мотоциклы – это настоящие витрины инженерной мысли, причем в прямом смысле, ведь все элементы конструкции «байка» выставлены на показ, а не скрыты под кузовом. За исключением разве что Ariel Atom автомобиль лишает своего владельца удовольствия любоваться своей технической начинкой. Даже в такой экзотике как Ferrari F430 можно поглазеть лишь на головку блока цилиндров через стеклянный кожух. Несколько лет назад я купил мотоцикл Agusta 750MV исключительно из-за демонстративной инженерной «детализации» его конструкции (такой байк, между прочим, стоит в музее современного искусства в Нью-Йорке!).
Возвращаясь к решению Росси, я не могу не сказаь о том, насколько по-разному ощущается упоение вождением на двух и на четырех колесах. Именно в этих ощущениях проявляется самая большая разница между мотоциклом и автомобилем. В спортивном автомобиле основных каналов взаимодействия между человеком и машиной всего два – руль и педаль газа. Информативность других органов управления и усилия на них играют куда меньшую роль. На мотоцикле информативность руля не имеет особого значения (хотя орудовать рулем мотоцикла – целое искусство). На характер работы других органов управления в седле «байка» тоже особого внимания не обращаешь. Пожалуй, единственное, что роднит автомобиль и мотоцикл с точки зрения ощущений – это реакции на акселератор.
Эмоциональная составляющая базовых параметров динамики, то есть ускорения и торможения, на скоростном мотоцикле и быстром автомобиле вроде Caterham в целом одна и та же. Но только мотоцикл способен дать человеку подлинное чувство единения с техникой – особенно при игре весом в поворотах. Лишь величайшие автомобили с лучшими шасси могут «сливаться» с водителем так, как это делает практически любой мотоцикл.
Если ни один из этих аргументов объясняет, почему так мало людей одинаково ценят и автомобильный и мотоциклетный «драйв», то причина, скорее всего, в психологии. Страх, который испытываешь в седле мотоцикла, куда более ощутим и обоснован, чем за рулем автомобиля. Говорю это, как человек, который недавно упал с кроссового мотоцикла и разодрал себе всю ногу (хотя это происшествие не заставило меня отказаться от поездки по Европе на моей Honda).
Автомобилисты чувствуют себя увереннее и комфортнее на четырех колесах. По этой причине идея «скутера с крышей» вроде BMW C1 обречена на фиаско. Тот, кто привык к четырем колесам, вряд ли сможет сполна оценить преимущество двух. А настоящий мотоциклист в поисках упоения вождением никогда не изменит двум колесам, и пример Валентино Росси – лучшее тому подтверждение.
текст опубликован в журнале EVO 09/2006
PS: готов подписаться под каждым, а особенно под последними словами великого конструктора!
Гордон Марри
Суперзвезда мотогонок Валентино Росси предпочел остаться в MotoGP и не уходить в Формулу-1. Свое решение он объяснил тем, что в седле мотоцикла у него больше возможностей проявить свой талант, чем за рулем автомобиля Ф-1, где время на круге больше зависит не от гонщика, а от того, как настроят его машину инженеры. Он абсолютно прав, но, на мой взгляд, это отнюдь не единственная причина.
Подавляющее большинство мотоциклов покупаются людьми исключительно ради упоения вождением. Между тем среди автомобилистов лишь немногочисленные покупатели спорткаров руководствуются теми же соображениями при покупке машины. А тех, кто ездит на и на спортбайках, и на спорткарах, и вовсе единицы.
Я отношу себя к этим единицам. Мотоциклы я люблю и езжу на них с тех пор, как в 1962 году отец купил мне за 10 фунтов подержанный 50-кубовый Maserati. Но и спортивные автомобили всегда были моей страстью. Честно говоря, я ни разу в жизни не купил четырехдверный седан! Так что об отличиях мотоцикла от автомобиля я знаю не по наслышке.
Выбирая четыре колеса вместо двух, поклонники скорости вряд ли руководствуются ценой. Представьте себе ситуацию: вам предлагают двухместный «аппарат» с V-образной «четверкой», которую можно «крутить» до 9000об/мин, с максимальной скоростью 250км/ч, разгоном до «сотни» за 3,5 секунды, багажником не меньше, чем у иного компактного спорткара и расходом топлива около 6 литров на 100км. И все это – за скромные 20 тысяч долларов. Думаю, вы тут же побежите за деньгами. Пока не узнаете, что этот «аппарат» — моя Honda V4 Pan European. На двух колесах.
Как видите, по сравнению со спорткарами мотоциклы – не такое уж дорогое удовольствие, так что дело точно не в цене. И не в конструкции или технической начинке. Конструкторы мотоциклов тратят гораздо больше времени и сил на снижение массы, и во многих отношениях «байки» технически более совершенны, чем автомобили: литые блоки цилиндров, двойные распредвалы и многоклапанная компоновка являются для мотоциклов нормой на протяжении нескольких десятилетий. Мотоциклы – это настоящие витрины инженерной мысли, причем в прямом смысле, ведь все элементы конструкции «байка» выставлены на показ, а не скрыты под кузовом. За исключением разве что Ariel Atom автомобиль лишает своего владельца удовольствия любоваться своей технической начинкой. Даже в такой экзотике как Ferrari F430 можно поглазеть лишь на головку блока цилиндров через стеклянный кожух. Несколько лет назад я купил мотоцикл Agusta 750MV исключительно из-за демонстративной инженерной «детализации» его конструкции (такой байк, между прочим, стоит в музее современного искусства в Нью-Йорке!).
Возвращаясь к решению Росси, я не могу не сказаь о том, насколько по-разному ощущается упоение вождением на двух и на четырех колесах. Именно в этих ощущениях проявляется самая большая разница между мотоциклом и автомобилем. В спортивном автомобиле основных каналов взаимодействия между человеком и машиной всего два – руль и педаль газа. Информативность других органов управления и усилия на них играют куда меньшую роль. На мотоцикле информативность руля не имеет особого значения (хотя орудовать рулем мотоцикла – целое искусство). На характер работы других органов управления в седле «байка» тоже особого внимания не обращаешь. Пожалуй, единственное, что роднит автомобиль и мотоцикл с точки зрения ощущений – это реакции на акселератор.
Эмоциональная составляющая базовых параметров динамики, то есть ускорения и торможения, на скоростном мотоцикле и быстром автомобиле вроде Caterham в целом одна и та же. Но только мотоцикл способен дать человеку подлинное чувство единения с техникой – особенно при игре весом в поворотах. Лишь величайшие автомобили с лучшими шасси могут «сливаться» с водителем так, как это делает практически любой мотоцикл.
Если ни один из этих аргументов объясняет, почему так мало людей одинаково ценят и автомобильный и мотоциклетный «драйв», то причина, скорее всего, в психологии. Страх, который испытываешь в седле мотоцикла, куда более ощутим и обоснован, чем за рулем автомобиля. Говорю это, как человек, который недавно упал с кроссового мотоцикла и разодрал себе всю ногу (хотя это происшествие не заставило меня отказаться от поездки по Европе на моей Honda).
Автомобилисты чувствуют себя увереннее и комфортнее на четырех колесах. По этой причине идея «скутера с крышей» вроде BMW C1 обречена на фиаско. Тот, кто привык к четырем колесам, вряд ли сможет сполна оценить преимущество двух. А настоящий мотоциклист в поисках упоения вождением никогда не изменит двум колесам, и пример Валентино Росси – лучшее тому подтверждение.
текст опубликован в журнале EVO 09/2006
PS: готов подписаться под каждым, а особенно под последними словами великого конструктора!
- Sonique
- Dmitry
- 29 марта 2010 в 1:22
- 1
- +12
За рулем себя чувствуешь более ограниченно. В мыслях — комфорт, в сердце отсутсвие адреналина. Авто твердо стоит на своих колесах, водитель не работает телом.
На мото: тело должно быть в форме (для активных поездок на треке и быстром перемещении), рассудок самосохранения должен быть напуган, чтобы избежать травм, контроль (трекшен*0) внимания — на полную (дабы видеть неспешных «топтателей» жизни). Еще одно преимущество — не поболтать по трубе.
Так что — мото это способ жизни.
Авто — это комфорт для лентяя.
На мото: тело должно быть в форме (для активных поездок на треке и быстром перемещении), рассудок самосохранения должен быть напуган, чтобы избежать травм, контроль (трекшен*0) внимания — на полную (дабы видеть неспешных «топтателей» жизни). Еще одно преимущество — не поболтать по трубе.
Так что — мото это способ жизни.
Авто — это комфорт для лентяя.
О дефеците острых эмоций говорил и Михаэль Шумахер, и тот же Росси. Мотоцикл это вообще другая тема, потому что он дарит ощущения вождения. Даже когда на мотоцикле едешь со скоростью 60 км/ч, ощущение динамики, свободы и просто незащищенности намного выше, чем в кабриолете.
При этом, нужно быть каким-то неотесанным мотофанатом, чтобы утверждать абсолютное превосходство мотоцикла над машиной. Комфорт и безопасность — не единственные плюсы машин. Ощущение драйва присутствует и у 4-х колесного транспорта.
Я счастливый обладатель Acura RSX Type S. Это не очень быстрое купе по современным меркам:
— 6,2 до 100 км/ч
600-кубовый дорожник разгоняется в полтора раза быстрее, так что это круто только для машины.
А вот 9500 оборотов до отсечки и шесть передач «вверх» + одна «вниз» — это уже почти мотоциклетные характеристики.
Мой сосед, владелец Lexus IS 250 на автомате и Yamaha R6 летом на машине ездил исключительно медленно, чтобы не портить себе настроение. Но в моей машине он приходил в радостное возбуждение и радовался как ребенок. Потому что именно ощущения скорости и драйва — это то, что люди ищут и в 2-х и в 4-х колесах.
При этом, нужно быть каким-то неотесанным мотофанатом, чтобы утверждать абсолютное превосходство мотоцикла над машиной. Комфорт и безопасность — не единственные плюсы машин. Ощущение драйва присутствует и у 4-х колесного транспорта.
Я счастливый обладатель Acura RSX Type S. Это не очень быстрое купе по современным меркам:
— 6,2 до 100 км/ч
600-кубовый дорожник разгоняется в полтора раза быстрее, так что это круто только для машины.
А вот 9500 оборотов до отсечки и шесть передач «вверх» + одна «вниз» — это уже почти мотоциклетные характеристики.
Мой сосед, владелец Lexus IS 250 на автомате и Yamaha R6 летом на машине ездил исключительно медленно, чтобы не портить себе настроение. Но в моей машине он приходил в радостное возбуждение и радовался как ребенок. Потому что именно ощущения скорости и драйва — это то, что люди ищут и в 2-х и в 4-х колесах.
Ну, во-первых, коробка на Аккорде — отстой (старая и туповатая), а во-вторых, даже на механике автомобиль едва выезжает из 8-ми секунд в идеальных условиях. В данном случае, чтобы почувствовать, что такое Honda Accord — нужна американская версия с 3,5 литровым мотором. Но даже в этом случае упор на комфорт снизит ощущения от драйва. Гораздо более слабый Civic Type R имеет более «мотоциклетный» характер
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (10)
RSS свернуть / развернуть