Блог им. Igelkott → Крым 2012

Пишет супруга, может быть преодолею свою лень и про поездку 2012 года Новосибирск — Херсон — Новосибирск тоже напишу, в то сейчас планируем поездку в Крым, чтоб не наслоились впечатления хорошо бы их выразить печатным словом.

Спустя два года после поездки я все-таки решилась написать о ее подробностях. Возможно, мои впечатления пригодятся кому-то в планировании своих поездок или хотя бы в понимании того, что если не сидится на месте — совсем несложно взять и все изменить. Летом 2012 года я уехала из южного города Херсона в гораздо менее южную Сибирь. Насовсем.
(Очень много фото)
Отправная точка: Херсон. Предполагаемая конечная точка: Колывань, Новосибирская область.
Пишу только про ту часть пути, в которой присутствовала я. Кусок «Новосибирск – Херсон» останется скрыт покровом тайны, тени и лени. Пока только про Крым.
Херсонский виноград

День 1. Стерегущее. 17 июля.

Перед отъездом в Крым из Херсона мы затарились в ТЦ «Фабрика» вкусным чаем со скрученными листьями и банкой ананасов — ей в будущем была уготована участь чайника. На местном рынке также приобрели палатку и пену. После демонстрации своего загара продавщица палатки посоветовала ехать только в Оленевку или Окуневку, на мыс Тарханкут. А мы прониклись ее рекомендацией настолько, что забыли толково привязать багаж, и вскоре нашему убежищу было суждено нас покинуть. Но об этом позже.
Из Херсона мы стартовали на Крым. За Армянском замаячило море. Вообще, такое впечатление, что все дороги в Крыму ведут к морю. Это наблюдение я сделала уже в 2013 году, когда увидела два указателя «к морю». Они находились метрах в ста друг от друга и смотрели в противоположные стороны.
Так выглядит типичный дорожный пейзаж Херсонской области.

После краткого перекуса в Красноперекопске мы направились в сторону Стерегущего мимо Ишуни, когда приехали на косу, уже темнело. Было малолюдно, одна половина пляжа была почти пустой. Ночевали мы в палатке на берегу: разожгли костер, опустошили банку и закипятили в ней чай. Утром проснулись от голосов рыбаков на берегу и вышли искупаться. И по ощущениям от купания этот пляж был лучшим за всю поездку — неглубокое, теплое и прозрачное море. Правда, дофига медуз.
Кстати, в тех же местах, километров 50 от Красноперекопска есть деревня Портовое — там неплохие пляжи и даже плавают лебеди, за что эту местность еще называют Лебяжьими островами.

День 2. Тарханкут. 18 июля.

С утра мы направились в сторону Тарханкута. Проехали многолюдное Межводное. Море там выглядит привлекательно, но количество палаток не вдохновило, поэтому мы заехали в Черноморское, закупились едой. Через некоторое время в пути обнаружили, что потеряли палатку. Поиски и попытка купить палатку в Черноморском, куда нам пришлось вернуться, оказались бессмысленными, так что мы все-таки решили двигаться дальше по побережью.
Скалистый мыс Тарханкут начинается 38-метровым маяком, который считается самой западной частью Крыма.

Берега мыса — это один большой обрыв. Питьевой воды на Тарханкуте нет, поэтому при планировке путешествия это стоит учитывать. В целом, практически весь маршрут я ездила в обнимку с пятилитровой бутылью, которую мы наполняли из колонок по мере возможности или покупали маленькие баклажки и сливали из них воду. Доступ к морю на Тарханкуте тоже проблематичен из-за высокого берега, но это с лихвой компенсируется прекрасными видами на воду с обрывов.

Красивые виды мыса и его прозрачную воду очень любят дайверы. Многие подъезжают к берегу на лодках «изнутри», со стороны моря. Жилья в Оленевке и Окуневке полно, но мы не стали заморачиваться — накрылись спальником и заночевали на берегу прямо на пенках.
Спать под звездами очень зрелищно, если бы не ползучие многолапки, которые тоже хотели побывать в нашем спальном мешке. Так что постоянно ночевать без палатки я все-таки не рекомендую.
На фото видно, как я раскладываю нехитрый ужин туристов.

На Тарханкуте потрясающей красоты обрывы, об которые бьются волны, и жутко неудобная грунтовка. В основном в эту местность ездят на внедорожниках. Мотоциклистов мы не встретили.

А еще там по полю бегал целый табун лошадей. Я сфотографировала их на телефон, но эти фотки, к сожалению, не сохранились из-за фэйла с телефоном в Сызрани во второй части нашего пути.
С утра мы продолжили прохват по просторам приморского мыса. Перед нами периодически возникали различной величины холмы, которые быстро удвоили эмоции от езды по каменистой грунтовке. В итоге пару раз мы все-таки уложили мот на бок, а я даже умудрилась расцарапать пузо, но любви к Тарханкуту это не поубавило.
Это строение находится недалеко от Тарханкута. Отель, если я не ошибаюсь.

Впереди была Евпатория.

День 3. Евпатория. 19 июля.

После рельефного Тарханкута мы добрались до Евпатории. Это курортный город, красивый и оживленный. Первым делом пришлось купить палатку взамен потерянной. Заодно в магазине с туристическим снаряжением нас снабдили неплохой картой достопримечательностей, после чего мы отправились на набережную, не менее многолюдную, чем улицы.
Из всего увиденного мне запомнился яркий цвет воды. Изобилие народа на пляжах нас не особо привлекало и купаться мы не стали. Мы как-то вообще мало купались, хоть и находились практически все время рядом с морем.

В Евпатории мы прошлись по некоторым местным достопримечательностям.
Собор Святого Николая — второй по величине в Крыму.

Мечеть Джума-Джами, которая была основана около 400 лет назад.

Запомнились узкие улицы города и характерная для курортных городов летняя расслабленность. В Евпатории, кстати, есть трамваи, хотя город совсем небольшой.

Это Семен Дуван, городской голова в начале 20 века. Любил город и всячески развивал его, за что обрел памятник и улицу имени себя.

Рядом с набережной мы посетили парк со сказочными фигурами и скульптурами. Если честно, то сейчас из впечатлений о нем осталось только то, как предлагали «сфоткаться рядом с русалкой, чтобы все завидовали». Обычная завлекаловка для туриста. Но да, пару прикольных фоток сделать можно.

Море где-то по пути

После прогулки по теплым улицам мы отправились дальше вдоль по левому берегу. Доехали до Николаевки, где присмотрели пустынный пляж.
Пока мы выбирали место для палатки и думали, чем будем ужинать, подъехал мотоциклист и стал спрашивать, откуда мы едем. Услышав слово «Сибирь», удивился и предложил переночевать у него в пансионате. За что ему большое-пребольшое спасибо. Мы очень благодарны и теперь всем рекомендуем пансионат «Амазонка» в Николаевке. Там действительно очень уютно, хорошие люди и вкусно кормят))

День 4. Бахчисарай. 20 июля.
На четвертый день крымского прохвата мы поехали по Ай-Петринскому перевалу через село Соколиное мимо Бахчисарая. Катались без определенного плана поездки, поэтому о многих местах просто не знали. Большой Каньон Крыма, Ванна молодости, 15-метровый водопад Джур-Джур и 98-метровый Учан-Су прошли мимо. Но надеюсь, что у нас еще будет возможность увидеть все эти чудеса.

Это карьер, где, как я понимаю, добывали известняк.

Некоторые наши перемещения я отслеживала уже во время написания этого отчета по локатору Гугла. Он и подсказал мне, что неизвестный лес возле Бахчисарая находится у деревни Соколово. Здесь мы и заночевали в палатке.

Ужин туриста, часть вторая.

День 5. Ай-Петри. 21 июля.

На гору Ай-Петри можно добраться по Канатной дороге или по Бахчисарайскому шоссе T0117. Эта дорога отличается красивыми пейзажами и большим количеством серпантинов. Уши закладывало, но не очень сильно. Где-то по пути был родник с вкусной водой.

Как мы узнали позже, это Крымская обсерватория на горе Кошка.

Пейзажи горного Крыма.

Смотровая площадка Ай-Петри над морем. В дополнение к восхитительному виду могу сказать, что здесь очень свежо и порой кружится голова, так как это все-таки высота в 1234 метра. Видна Ялта и близлежащие города.

Аттракцион для желающих пощекотать нервы. Можно пройти над обрывом по веревке, правда, со страховкой.

Плато Ай-Петри — это территория со своим особым колоритом. Здесь нас сразу окружили зазывалы, которые советовали не пропустить великолепный шашлык у Рустама, Ахмета, Тимура и кого-то еще, непременно отведать пахлавы, покататься на лошади и даже на верблюде.
Особыми вкусовыми качествами шашлык не отличался, но помещения в татарском стиле с изобилием их ворсейшества ковров на полах, стенах и чуть ли не на потолках весьма интересны. После шашлыка мы объелись сладостями еще в одном кафе — поддались на уговоры добродушного зазывалы. На открытую террасу нам вынесли целую тарелку всяких восточных ништяков, и они действительно были очень вкусными.
Потом мы решили покататься на лошадях. Всем, кто тоже захочет пройти ускоренный курс верховой езды не советую ехать к пещерам — иначе окажется, что время вылазки в пещеру включено в длительность катания. Лучше просто прокатиться вдоль по плато. Почему ускоренный? Потому что местный инструктор не стал церемониться — посадил на лошадь и сказал «Едь!». Ну, я и поехала, чего уж там. Покатушки на лошадях обошлись на двоих в 450 гривен. Вообще, цены на Ай-Петри сложно назвать дешевыми по местным меркам.

Мы доехали до пещер и решили спуститься в одну из них — как раз набралась группа для посещения. В пещере Геофизической прохладно, поэтому перед спуском выдают куртки. Сам маршрут не очень длинный, но общее представление о сталактитах и сталагмитах получить можно. У нас был интересный экскурсовод, практикующий спелеолог: он подробно рассказывал про другие пещеры и лазы в полметра диаметром, которые приходилось преодолевать.

Затем мы решили подняться на самую высокую точку горы. Туда есть два пути: по канатной дороге или своим ходом. Местность выглядит примерно так.

По пути встречаются всякие интересные растения, некоторые из них существуют только в Крыму.

Самая высокая точка Ай-Петри.

После захватывающей горной вылазки мы проехали через Ялту в сторону Алушты, где и заночевали в гостинице.
Наш Хитрюга возле алуштинских кипарисов.

По дороге мы встретили автотуристов из Беларуси. Здесь же у нас появилась первая совместная фотка за всю поездку.

День 6. Купание в Солнечногорском. 22 июля.

На шестой день нашей поездки мы вспомнили, что рядом с нами находится море и решили искупаться. Доехали до Солнечногорского, остановились на галечном пляже. Народу было много, но из-за волн купались не все. Купаться в высоких волнах нам понравилось — это же практически бесплатный аттракцион. Мы немного позагорали, пообедали и поехали дальше в сторону Рыбачьего. После обеда, кстати, ветер сменился и вода стала абсолютной гладью.
Дорожная фотка:

Храм-маяк святого Николая — покровителя путешественников.

К вечеру оказалось, что один из нас обгорел с непривычки (не я:), поэтому мы заехали в Белогорск, купили средство от ожогов и уже глубокой ночью приехали в Симферополь. Там и заночевали в гостинице.

День 7. Азовское море. 23 июля.

Времени на исследование правого берега у нас уже не хватало, поэтому я решила просто показать Азовское море. Мы доехали до небольшой приморской деревушки. Локатор гугла подсказывает, что это было Низинное — не стану с ним спорить.
Азовское море в этих местах выглядит не слишком воодушевляюще: просто огромная лужа по колено с изобилием водорослей и мелких букашек в воде.

На самом деле это море вовсе не такое унылое, как может показаться. Вот, например, фотка с побережья тысячи бухт, они же Генеральские пляжи, снятая мною годом ранее. Это участок берега, между селами Золотое и Курортное, там около 30 бухт, разделенных небольшими выступами. Очень живописное и красивое место.

О крымской части нашей поездки мне больше рассказать нечего. Вечером того же дня мы уже ночевали в Красноперекопской области, знакомили мою маму с будущим зятем, а наутро уехали в Херсон готовиться к отъезду в Сибирь. Из Херсона в Новосибирск мы выехали утром 26 июля. Но об этом как-нибудь в другой раз.
Карта всей крымской части поездки: